Рабочая программа по литературному чтению для 4 класса. УМК "Школа России"
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Стандарт начального общего образования по литературному чтению
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе. Домашние задания ( в зависимости от целесообразности) носят дифференцированный характер, имеют разноуровневую сложность и объёмность, имеют творческую составляющую.
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
- Учебник: Климанова Л.Р., Горецкий В.Т., Голованова М.В. « Родная речь: 4 класс.»- М.: Просвещение, 2012
- Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 4 класс.- М.: Просвещение, 2005.-Серия «Успешный старт».
- «Школа России». Концепция и Программы для начальных классов. М.: Просвещение, 2011
- Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс. С. В. Кутявина – М. ВАКО, 2012.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю, из них 1 час в две недели - на внеклассное чтение. Всего на изучение программногоматериала отводится 102часа.
Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно - художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Результаты обучения
На конец 4 класса учащиеся должны:
- владеть навыком самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному;
- вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lit_cht.doc | 391 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СОШ № 129 Красногвардейского района г. Санкт - Петербурга
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
«____»_____________2012г. «____»_____________2012г. «____»_____________2012г.
Директор школы Зам. дир. По УВР на заседании МО
______________________ _______________________ ________________________
Заржевская И. А. Ушакова Н. В. Протокол №
Рабочая программа
по литературному чтению
на 2012-2013год
4 класс
Разработала
учитель начальных классов
Усатая Людмила Георгиевна
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования. Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип с учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигая на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на развитие речевой культуры обучающихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача урока литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Стандарт начального общего образования по литературному чтению
Изучение литературного чтения на ступени начального общего образования в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:
- овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
- развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
- воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума литературного образования, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к литературе. Домашние задания ( в зависимости от целесообразности) носят дифференцированный характер, имеют разноуровневую сложность и объёмность, имеют творческую составляющую.
В учебно-методический комплект «Школа России» входят:
- Учебник: Климанова Л.Р., Горецкий В.Т., Голованова М.В. « Родная речь: 4 класс.»- М.: Просвещение, 2012
- Программа и методические рекомендации «Уроки литературного чтения». 4 класс.- М.: Просвещение, 2005.-Серия «Успешный старт».
- «Школа России». Концепция и Программы для начальных классов. М.: Просвещение, 2011
- Контрольно-измерительные материалы. Литературное чтение. 4 класс. С. В. Кутявина – М. ВАКО, 2012.
Основные содержательные линии
В рабочей программе по литературному чтению 4 класс представлено 5 основных содержательных линий. Круг чтения и опыт читательской деятельности дает перечень авторов, произведения которых рекомендуются для детского чтения в начальной школе: П. П. Ершов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Л. Н. Толстой, А. П. Чехов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Е. А. Баратынский, А. Н. Плещеев, И. С. Никитин, Н. А. Некрасов, И. А. Бунин, В. Ф. Одоевский, В. М. Гаршин, П. П. Бажов, С. Т. Аксаков, Е. Л. Шварц, В. Ю. Драгунский, В. В. Голявкин, В. Я Брюсов, Д. Н. Мамин-Сибиряк, Д. Б. Кедрин, Б. А.Слуцкий, К. Булычев, Д. Свифт, Г. Х. Андерсен, М.Твен, С. Лагерлеф и др.
Вторая содержательная линия – техника чтения – определяет основное содержание формирования процесса чтения (способ, скорость, правильность, выразительность).
Первоначальное литературное образование – третья содержательная линия. Она раскрывает основные литературоведческие термины и понятия, которые усваивает младший школьник за время обучения: метафора, сравнение, олицетворение, эпитет, ритмичность и музыкальность стихотворной речи, жанры.
Формирование умений читательской деятельности – содержательная линия, которая характеризует содержание, обеспечивающее формирование читательской деятельности школьника: умений работать с книгой, осуществлять ее выбор для самостоятельного чтения.
Виды речевой деятельности – важнейшая содержательная линия, которая обеспечивает аудирование, говорение, чтение и письмо в их единстве и взаимодействии.
Рабочая программа по литературному чтению состоит из следующих основных разделов: «Летописи, былины, сказания, жития», «Чудесный мир классики», «Поэтическая тетрадь», «Литературные сказки», «Делу время, потехе час», «Страна детства», «Природа и мы», «Родина», «Страна фантазия», «Зарубежная литература».
Цели обучения
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
• овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
• развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
• воспитание интереса к чтению и к книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России;
Место предмета в базисном учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение литературного чтения отводится 3 часа в неделю, из них 1 час в две недели - на внеклассное чтение. Всего на изучение программного материала отводится 102часа.
Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение».
Для реализации рабочей программы предусматриваются различные виды учебно-познавательной деятельности обучающихся, такие как: фронтальная беседа, устная дискуссия, коллективная и самостоятельная работа с текстом художественного произведения, работа со схемами-опорами, заданиями, предложенными в учебнике. Большое внимание уделяется развитию речи обучающихся. На уроках литературного чтения осуществляются внутрипредметные и межпредметные связи с предметом «Музыка» и «Изо».
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно - художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Результаты обучения
На конец 4 класса учащиеся должны:
- владеть навыком самостоятельного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
- понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему, уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами;
- передать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;
- составлять план к прочитанному;
- вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
- выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
- самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;
- знать названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей - классиков;
- знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
- знать не менее 6 – 7 народных сказок, уметь их пересказывать;
- знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;
- уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чём идёт речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
- давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Календарно – тематическое ( поурочное ) планирование
№ п/п | Тема урока | Кол. часов | Тип урока | Элементы Содержания. | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля. | Оснащение. | Дата проведения. |
1. | Вн. чт. Книги прочитанные летом. «И по весил Олег щит свой на вратах Царьграда» | 1 | Комби ниро ванный | Произведения устного народного творчества. Различение жанров произведений | Знать жанр «летопись». Уметь проводить сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина; чи тать осознанно текст художественного произведения; выска зывать оценочные суждения о прочи танном произведении | Текущий | ||
2. | Вн. чт. Былинный сказ «Илья Муромец и Калина-царь». «И вспомнил Олег коня своего» | 1 | Выделение языковых средств выразительно сти. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочи танного) произведения. Умение ставить вопросы по содержа нию прочитанного, отвечать на них | Учить правильно читать и понимать исторические произведения. | Фронталь ный опрос. | Пословицы. | ||
3. | Былина - жанр устного народного творчества. | 1 | Связь произведений литературы с другими видами искусств | Знать жанр устного народного творчест ва «былина». Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, использовать приоб ретённые умения для самостоятельного чтения книг | Текущий | Картина | ||
4. | Вн. чт. Творчество А. С. Пушкина. Развитие сюжета в былине «Ильины три поездочки» | 1 | Тема, главная мысль, события, последова тельность | Уметь мотивировать поведение героев, определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. | Текущий | Картина | ||
5 | Вн. чт. Творцы книг. Победа добра над злом в былине «Ильины три поездочки» | 1 | Комби ниро ванный | Умение различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях. | Уметь составить пересказ от имени одного из героев, обогащение устной речи. | Фронталь ный опрос | Картина | |
6. | «Житие Сергия Радонежского» - памятник древне русской литера туры. | 1 | Комби ниро ванный | Образные языковые средства Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных пе реживаний. Участие в диалоге при обсуж дении прослушанного (прочитанного) произ ведения. Умение ста вить вопросы по содержанию прочитан ного, отвечать на них. | Знать произведение «Житие Сергия Ра донежского». Уметь анализировать язык произведения, оценивать мотивы поведения героев, пересказывать доступный по объему текст, делить текст на смысловые части, составлять его про стой план. | Текущий | Картина М.Нестерова «Видение отроку Варфоломею» | |
7 | Вн. чт. Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет. Характеристика главного героя в былине «Житие Сергия Радонежского» - | 1 | Понимание содержания литературного произведения. | Воспроизведение содержания текста с элементами описания вида героя, особенностью речи, выявление мотивов поведения. | Фронталь ный опрос | Иллюстрация иконы «Сергий Радонежский» | ||
8 | Вн. чт. Творчество В. В. Медведев. Обобщение по разделу «Летописи. Былины. Жития» | 1 | Различение жанров Произведений, накопление образных обобщений. | Уметь: читать осознанно вслух тексты художественных произведений целы ми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского ли тературного языка; читать выразительно художественный текст; приводить примеры фольклор ных произведений; определять тему и главную мысль | Обобщение | Иллюстрации учебника, картины, | ||
9 | Чудесный мир классики. П. Ершов «Конёк- Горбунок» (отрывок) | 1 | Различные виды чтения. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целы ми словами, соблю дая орфоэпические нормы русского ли тературного языка | Тематический. Выразительное чтение | Книга П.П. Ершова «Конёк - Горбунок», портрет П.Ершова. | ||
10 | Вн. чт. В. В. Медведева «Баранкин будь человеком» . Развитие сюжета в сказке П. Ершова «Конёк - Горбунок» | 1 | Комбинированный | Герой произведения, иллюстрация и ее роль в понимании произведения. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про читанного) произведе ния. Умение ставить вопросы по содержа нию прочитанного, отвечать на них | Знать творчество П. Ершова. Уметь составлять небольшое монологическое высказыва ние с опорой на ав торский текст. | Тематиче- ский. | Книга П.П. Ершова «Конёк - Горбунок» | |
11 | Вн. чт. В. В. Медведева рассказы для детей. Характеры главных героев в сказке П. Ершова «Конёк- Горбунок» | 1 | Поступки героев, их характеристика. Беглое, выразительное чтение. | Оце нивать события, ге роев произведения, отвечать на вопросы по тексту | Фронталь ный опрос | Книга П.П. Ершова «Конёк - Горбунок», презентация | ||
12 | Реальные и фантастические события в сказке П. Ершова «Конёк - Горбунок» | 1 | Мотивы поведения героев, определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. | Наблюдение над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого. | Тематиче- ский. | Иллюстрации к сказке П.П. Ершова «Конёк - Горбунок» | ||
13 | Вн. чт.Русские классики о осени. А. С. Пушкин «Няне», «Туча», «Унылая пора!» | 1 | Декламация произведений. Связь произведений литературы с другими видами искусств. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), определять средства выразительности. | Чтение наизусть | Слайд-шоу «Времена года» | ||
14. | Вн. чт. Русские народные сказки о волшебстве. Волшебные сказки: народные и литературные. А. С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Герои произведения, восприятие и пони- мание их эмоционально-нравственных пе реживаний. | Знать название и основное содержание изученного произведения. Уметь анализировать поведение героев | Выразительное чтение. | Презентация к сказке А.С. Пушкина царевне и о семи богатырях» | ||
15 | Поступки и действия как основное средство изображения персонажей. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Комбинированный | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отве чать на них. | Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тексты художественных произведений целы ми словами, соблю дая орфоэпические нормы русского ли тературного языка | Чтение наизусть. Картинный план. | Презентация к сказке А.С. Пушкина богатырях» | |
16. | Вн. чт. Бытовые русские народные сказки. Характеристика героев сказки. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность | Знать сказки А. С. Пушкина. Уметь различать сказки народные и литературные | Тематиче- ский | Презентация к сказке А.С. Пушкина | ||
17 | Вн. чт. Творчество Лии Гераскиной. Народная мораль и нравственность в сказке. А.С. Пушкин. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» | 1 | Умение различать эмоциональное состояние человека в различных ситуациях. | Наблюдение над изобразительностью и выразительностью слова, привитие нравственно – эстетической оценки описываемого. | Выразительное чтение. | Презентация к сказке А.С. Пушкина | ||
18 | М. Ю. Лермонтов. «Дары Терека» | 1 | Восприятие и понимание эмоционально-нравственных переживаний героя. | Знать название и основное содержание изученного произведения, творчество М. Ю. Лермонтова. Уметь различать жанры произведений | Вырази- тельное чтение | Иллюстрации к стихотворению. | ||
19 | Вн. чт. Лия Гераскина детям. Хорошие и плохие поступки людей в произведении М. Ю. Лермонтова «Ашик-Кериб» (турецкая сказка). | 1 | Чтение по ролям. Понимание основного содержания произведения. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оце нивать события, героев произведения; делить текст на составные части, составлять его простой план. Иметь представле ние о классической литературе | Выраз чтение ролям. | Иллюстрации к сказке. | ||
20 | Вн. чт.А. Яшин «Мамина сказка». Средства художественной выразительности, язык, сравнения в сказке | 1 | Комбинированный | Устное изложение текста по плану. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. | Вырази- тельное чтение. | Иллюстрации к сказке. | ||
21 | Характеристика героев и отношение к ним в произведении М. Лермонтова «Ашик-Кериб | 1 | . Умение ста вить вопросы по со держанию прочитан ного, отвечать на них. | Уметь мотивировать поведение героев, определение своего и авторского отношения к событиям и персонажам. | Фронталь | Иллюстрации к сказке. | ||
22. | Вн. чт. Л. Н. Толстой «Рассказы для детей». Л. Н. Толстого «Детство» | 1 | Произведения классической литературы. Жанры литературных произведений. Осознанное, вырази тельное чтение текста | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, читать осоз нанно вслух тексты художественных произведений целы ми словами, соблюдая орфоэпические нормы русского ли тературного языка. | Тематиче- ский. | Портрет презентация о творчестве Л.Н.Толстого. | ||
23. | Вн. чт. М. М. Зощенко. «Самое главное». Л. Толстой «Как мужик убрал камень». | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении. | Выраз чтение. | Басня Л. Толстого «Два товарища» | ||
24 | Отличие рассказа от сказки. Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики» | 1 | Понимание основного содержания услышанного. | Знать отличие рассказа от сказки. Уметь различать жанры художественной литературы, анализировать характеры героев. | Пересказ лица героев. | Портрет | ||
25. | Вн. чт. М. М. Зощенко. «Калоши и мороженое». Сравнение характеров главных действующих лиц в рассказе А. П. Чехова «Мальчики». | 1 | Комби- ниро- ванный | Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про читанного) произведе ния. Умение ставить вопросы по содержа нию прочитанного, отвечать на них | Уметь читать осознанно вслух тексты художественных произведений целы ми словами, соблю дая орфоэпические нормы русского литературного языка. Уметь делить текст на составные части, составлять его простой план, читать осознанно вслух тек сты художественных произведений целы ми словами, соблю дая орфоэпические нормы русского ли тературного языка | Тематиче- ский. | Иллюстрации к рассказу. | |
26 | Вн. чт. И. Тургенев «Перепелка». Обобщение по разделу. КВН «Чудесный мир классики» | 1 | Комбинированный | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произ ношения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основ ное содержание изу ченных литератур ных произведений. Уметь: читать осо знанно, выразительно вслух тексты художественных произведений целы ми словами, соблю дая орфоэпические нормы русского ли тературного языка; определять тему и главную мысль произведения. | Диагности навыка чтения. | Кроссворд, презентация. | |
27. | Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид...» «Как неожиданно и ярко…» | 1 | Различение жанров произведений на основе сравнения персонажей. Связь литературы с музыкой и живописью Настроение лирического героя. | Уметь читать стихотворные | Вырази- тельное чтение. | презентация к стихотворению. | ||
28. | Вн. чт. Н. И. Сладков «Рассказы о животных». А. Фет. «Бабочка», «Весенний дождь» | 1 | Образные языковые средства. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста | Н. Некрасова, И.Никитина, И.Бунина. Уметь выразительно читать, участвовать в обсуждении текста. Развитие поэтического слуха, наблюдение над звукоподражанием.. | Вырази- тельное чтение | Иллюстрации к стихотворению. | ||
29. | Вн. чт.В. Бианки «Лесная газета». Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист!..», «Где сладкий шепот...» | 1 | Связь произведений литературы с другими видами искусств. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Знать лирические произведения о весне. Развитие умения воссоздавать художественные образы. | Вырази- тельное чтение | Иллюстрации к стихотворению. | ||
30 | А. Н. Плещеев «Дети и птичка» | 1 | Комби- ниро- ва | Осознанность и выразительность чтения. | Уметь читать, соблюдая логическое ударение, отвечать на вопросы. Развитие творческих способностей. | Тематиче ский | Портрет А.Н. Плещеева. | |
31 | Вн. чт.В. Ю. Драгунский для детей. Рассказы. И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями...» | 1 | Комбинированный | Осознанность и выразительность чтения | Знать произведения о Родине. Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении, отвечать на вопросы, умение находить необычное в обычных предметах. | Чтение наизусть | Иллюстрации к стихотворению. | |
32 | Вн. чт. В. Ю. Драгунский о детях. Н. А. Некрасов «Школьник», «В зимние сумерки нянины сказки...» | 1 | Образные языковые средства. | Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору), анализировать образные языковые средства. | Чтение наизусть | Портрет Н.А. Некрасова | ||
33 | И. А. Бунин «Листопад» | 1 | Образные языковые средства. Выразитель ное чтение, использо вание интонаций, соответствующих смыс лу текста. | Знать творчество И. А. Бунина. Уметь анализировать образные языковые средства, различать жанры художествен ных произведений | Выразительное чтение | Иллюстрации к стихотворению на тему «Осень» | ||
34 | Вн. чт. М. Пришвин «Этажи леса». Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Осознанность и выразительность чтения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основ ное содержание изу ченных литератур ных произведений. Уметь: читать выразительно осо знанно вслух тексты художественных произведений целы ми словами, соблю дая орфоэпические нормы русского ли тературного языка; определять тему и главную мысль текста | Тематиче- ский | Выставка рисунков. | ||
35 | Вн. чт. Творчество Ю. И. Коваль. Сочетание реальных и фантастических собы тий в сказке В. Ф. Одоевского «Городок в таба керке» | 1 | Комби- ниро- ванный | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. Участие в диалоге при обсуждении прослушан ного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Знать названия, основное содержание изученных произведении. Уметь различать сказки народные и литературные, отве чать на вопросы по тексту | Вырази- тельное чтение | Портрет | |
36 | Особенности поведения, внешнего облика, речи героев сказки В. Ф. Одоевского «Городок в таба керке» | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план, переска зывать текст, анали зировать характер героя. | Творческий пересказ | ||
37 | Вн. чт. Ю. И. Коваль для детей. Отражение реальной жизни в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | 1 | Народная сказка, литературная, работа с иллюстрацией. | Знать творчество В. М. Гаршина. Уметь работать с иллюстрациями, анали зировать мотивы поведения героев, пере сказывать по плану. | Пересказ | Портрет В.М.Гаршина | ||
38 | Вн. чт. Творчество В. Г. Сутеевой. Роль описания в раскрытии характеров главных героев в сказке В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | 1 | Формирование эмоционально - оценочных суждений. | Уметь чувствовать настроение героев произведения, улавливать отношение автора к нему и описанным событиям. | Творческий Пересказ. | Рисование сюжетов из сказки. | ||
39 | Главная мысль произведения В. М. Гаршина «Сказка о жабе и розе» | 1 | Анализ поступков и характеров героев, навык правильного выразительного чтения. | Уметь сопоставлять особенности художественных образов, эмоционально- эстетическая оценка изображения героев в различных видах искусства (словесном, музыкальном, изобразительном) | Вырази- тельное чтение. Ответы на вопросы. | Выставка письменных работ учащихся. | ||
40 | Вн. чт. В.Г. Сутеева «Волшебный магазин». Отражение реальной жизни в сказке П. П. Бажова «Серебряное копытце». | 1 | Комби- ниро- ванный | Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Знать творчество П. П. Бажова. Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, различать жанры литературных произведении. | Вырази- тельное чтение | Портрет | |
41 | Вн. чт. В. Г. Сутеева детям. Особенности речи героев сказа П. П. Бажова «Серебряное копытце» | 1 | Комби- ниро- ванный | Оценка иллюстрации к произведению. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. | Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя», анализировать особенности речи героев произведения. | Чтение по ролям | Выставка рисунков. | |
42 | Народные волшебные сказки и сказки литературные. С. Т. Аксаков «Аленький цветочек» | 1 | Комби- ниро- ванный | Народная сказка, литературная. Работа с иллюстрацией. | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии), сравнивать народные волшебные сказки и сказки лите ратурные. | Вырази- тельное чтение. | Портрет | |
43 | Вн. чт. Творчество Доро Алонсо Персонажи сказки, фантастические события, волшебные предметы в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | Комби- ниро- ванный | Герои произведения, восприятие и пони- мание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь анализировать характер, мотивы поведения героев; выделять фантастические события, отвечать на вопросы. | Чтение по Ролям. | Иллюстрации художников к сказке. | |
44 | Вн. чт. Доро Алонсо «Опасное приключение». Борьба добра и зла, торжество справедливости в сказке С. Т. Аксакова «Аленький цветочек» | 1 | Комби- ниро- ванный | Участие в диалоге при обсуждении произведения. | Уметь делить текст произведения на части, составлять план, пересказывать произведение, работать с иллюстрациями. | Пересказ | Презентация сказки. | |
45. | Обобщение по разделу: «Литературные сказки» | 1 | Комби- ниро- ванный | Выражение личного отношения к прочитанному | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему | Фронталь- ный опрос. | Выставка на тему «Литературные сказки» | |
46. | Вн. чт. Доро Алонсо детям. Характеристика главных героев в сказке Е.Л.Шварца «Сказка о потерянном времени» | 1 | Комби- ниро- ванный | Литературная сказка. Участие в диалоге при обсуждении прочитанного. | Уметь различать сказки народные и литературные, отвечать на вопросы, высказывать оценочные суждения о прочи танном. | Текущий | Портрет | |
47. | Вн. чт.Творчество Б. Житкова. Поучительный смысл «Сказки о потерянном времени» Е. Л. Шварца | 1 | Комби- ниро- ванный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оце нивать события, ге роев произведения. | Вырази- тельное чтение | Инсценирование отрывка. | |
48 | В. Ю. Драгунский «Главные реки». | 1 | Комби- ниро- ванный | Рассказ. Осознанность и выразительность чтения | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии) | Чтение по ролям | Портрет | |
49. | Вн. чт. Творчество К.М. Станюковича. В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка» | 1 | Комби- ниро ванный | Создание небольших письменных ответов на поставленный во прос по прочитанному произведе-нию. Выра зительное чтение, ис пользование интонаций, соответствующих смыслу текста | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, анализировать образные языковые средства. | Чтение по ролям | Выставка произведений В.Ю.Драгунского. | |
50 | Вн. чт. К.М. Станюкович "Максимка". Авторское отношение к герою в рассказе В. В. Галявкина «Никакой я горчицы не ел» | 1 | Комби- ниро ванный | Умение самостоятельно находить в тексте с определенной целью отрывки, эпизоды, вы ражения, слова. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (прочитанного) произведения. Умение ставить вопросы по содержанию прочитанного, отвечать на них. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы по прочитанному, работать с иллюстрациями, участвовать в обсуждении произведения. | Вырази- тельное чтение. | Портрет | |
51 | Обобщение по разделу «Делу время - потехе час» | 1 | Комби- ниро- ванный | Умение составлять простейшие задания для викторины. | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основ ное содержание изу ченных литератур ных произведений. Уметь: читать выра зительно художест венный текст; опре делять тему и глав ную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст | Тест (10 мин) | Кроссворды. | |
52 | Вн. чт. К.М. Станюкович детям. Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Плохое и хорошее в по ступках людей. | 1 | Комби- ниро- ванный | Понимание содержания литературного произведения | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном про изведении (герое, событии) | Вырази- тельное чтение | Портрет | |
53 | Вн. чт.Творчество Н.Н. Носова. Б. С. Житков «Как я ловил человечков». Взаимоотношения детей и взрослых. | 1 | Комби- ниро- ванный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь пересказывать текст, различать жанры литературных произведений, отвечать на вопросы | Пересказ | ||
54 | К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Поступки как средство характеристики героев. | 1 | Комби- ниро- ванный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. Связь литературы с музыкой | Уметь определять тему и главную мысль произведения, составлять вопросы по тексту | Вырази- тельное чтение | Портрет | |
55 | Вн. чт. Н.Н. Носов для детей. Средства художественной выразительности (сравнение, олицетворение), используемые в рассказе К. Г. Паустовского «Корзина с еловыми шишками» | 1 | Комби- ниро- ванный | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Творческий пересказ | Презентация «Жизнь и творчество Паустовского» | |
56 | Вн. чт. М. М. Зощенко «Елка». | 1 | Комби ниро ванный | Участие в диалоге при обсуждении произведения. Участие в диалоге при обсуж дении прослушанного (прочитанного) произ ведения. Умение ста вить вопросы по со держанию прочитан ного, отвечать на них | Уметь высказывать оценочные суждения о прочитанном про изведении (герое, событии), анализиро вать образные языко вые средства | Вырази тельное чтение | Портрет | |
57 | Обобщение по разделу «Страна детства» | 1 | Комби ниро ванный | Создание небольших письменных ответов на поставленный во прос по прочитанному произведению | Знать/понимать: изученные литера турные произведения и их авторов, основ ное содержание изу ченных литератур ных произведений | Тематиче ский | Викторина, ребусы, кроссворды. | |
58 | Вн. чт. Творчество Т. Янссон. В. Я. Брюсов «Опять сон», | 1 | Комби ниро ванный | Декламация произве дений. Выразительное чтение, использование интонаций, соответст вующих смыслу текста. | Уметь читать осо знанно текст художе ственного произве дения, определять тему и главную мысль произведения. | Вырази т | Портрет | |
59 | Вн. чт. Т. Янссон "В волшебной долине Муми-троллей". В. Я. Брюсов «Детская» | 1 | Комби ниро ванный | Жизнь и творчество В.Я. Брюсова. Правильное, выразительное чтение стихов. | Уметь читать стихо творные произведе ния, развитие поэтического слуха. | |||
60 | С. А. Есенин «Ба бушкины сказки» | 1 | Комби ниро ванный | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы. | Портрет | ||
61. | Вн. чт. Творчество Е.И. Ильина. М. И. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка», | 1 | Комби ниро ванный | Тема, главная мысль. Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией. Вы разительное чтение, использование инто наций, соответствую щих смыслу текста | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры ли тературных произве дений, прогнозиро вать содержание произведения по за главию | Выра | Портрет | |
62 | Вн. чт. Е.И. Ильина "Четвертая высота". М. И. Цветаева «Наши царства» | 1 | Комби- нированный | . Вы разительное чтение, использование инто наций, соответствую щих смыслу текста | ||||
63 | Обобщение по разделу «Поэти ческая тетрадь» | 1 | Комби ниро ванный | Умение выразительно читать по книге стихи перед аудиторией | Уметь читать стихо творные произведе ния наизусть | Чтение наи зусть | Выставка по теме «Поэтическая тетрадь» | |
64 | Вн. чт. Е.И. Ильина о войне. Отношения чело века и птицы в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Комби ниро ванный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с при влечением текста про изведения. | Звать творчество Д. Н. Мамина-Сибиряка. Уметь определять тему и главную мысль произведения, отвечать на вопросы, различать жанры произведений. | Портрет | ||
65 | Вн. чт. Рассказы о животных. Роль рассуждений и диалогов в рассказе Д. Н. Мамина-Сибиряка «Приемыш» | 1 | Комби ниро ванный | Умение последова тельно воспроизводить содержание рассказа. Участие в диалоге при обсуждении прослу шанного (прочитанно го) произведения. Умение ставить во просы по содержанию прочитанного, отве чать на них | Уметь составлять небольшое моноло гическое высказыва ние с опорой на ав торский текст, оце нивать события, ге роев произведения | Творчес | ||
66 | Характеристики и портреты животных в рассказе А. И. Куприн «Барбос и Жулька». | 1 | Комби- ниро- ванный | Понимание содержания литературного произведения. | Знать творчество А. И. Куприна. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстра циями. | Вырази- тельное чтение | Портрет | |
67 | Вн. чт.КВН В. В. Бианки «Лесная газета». Тема самопожертвования в рассказе А. И. Куприна «Барбос и Жулька» | 1 | Комби- ниро- ванный | Умение последовательно воспроизводить содержание рассказа | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему. | Творческий пересказ | ||
68 | Вн. чт. Творчество В.П. Катаева. Характеристика главных героев рассказа | 1 | Комби- ниро- ванный | Понимание содержания литературного произведения | Знать творчество М. М. Пришвина. Уметь определять тему и главную мысль произведения. | Вырази- тельное чтение | Портрет | |
69 | Поведение и повадки героев рассказа М. М. Пришвин «Выскочка» | 1 | Комби ниро ванный | Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про читанного) произведе ния. | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основ ное содержание изу ченных литератур ных произведений. Уметь: читать выра зительно художест венный текст; опре делять тему и глав ную мысль произведения; пересказывать доступный по объему текст. | Творческий пересказ | ||
70 | Вн. чт. В.П. Катаев "Сын полка". Е. И. Чарушин «Кабан». | 1 | Комби- ниро- ванный | Рассказ о своих впечатле-ниях о произведении (героях, событиях). Участие в диа логе при обсуждении прослушанного (про читан-ного) произведе ния. Умение ставить вопросы по содержа нию прочитанного, отвечать на них | Знать творчество Е. И. Чарушина. Уметь составлять небольшое высказы вание с опорой на авторский текст, оце нивать события, ге роев произведения | Творческий пересказ | Портрет | |
71 | Вн. чт. В.П. Катаева о детях. Тема природы в рассказе В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Комби- ниро- ванный | Понимание содержания литературного произведения. | Уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему, отвечать на во просы, различать жанры произведений | Вырази- тельное чтение | Портрет | |
72 | Развитие сюжета в произведении В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Комби- ниро- ванный | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. | Уметь различать жанры художественной литературы, работать с иллюстрациями, анализировать образные языко вые средства. | Фронталь- ный опрос | Презентация. | |
73 | Вн. чт. «Они защищали Родину». Познавательный характер произведения В. П. Астафьева «Стрижонок Скрип» | 1 | Комби ниро ванный | Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про читанного) произведе ния. | ||||
74 | Вн. чт. Творчество Рене Госсини. Обобщение по разделу «Природа и мы» | 1 | Комби- ниро- ванный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с при влечением текста про изведения | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литера турных произведе ний о природе | Тематиче- ский. | Тест «Природа и мы» | |
75. | Б. Л. Пастернак «Золотая осень» | 1 | Комбинированный | Связь произведений литературы с другими видами искусства. Вы разительное чтение, использование инто наций, соответствующих смыслу текста. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать об разные языковые средства. | Чтение наизусть | Портрет | |
76. | Вн. чт. Рене Госсини «Маленький Ник и его друзья». С. А. Клыч-ков «Весна в лесу» | 1 | Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстра циями. | Вырази- тельное чтение | Портрет | ||
77 | Вн. чт. Весна в стихах русских поэтов. Д. Б. Кедрин «Бабье лето» | 1 | Декламация произведений, | Уметь читать стихотворные произведе ния наизусть (по вы бору), отвечать на вопросы | Чтение наизусть | Портрет | ||
78 | Н. М. Рубцов «Сентябрь» | 1 | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией | Уметь определять тему и главную мысль произведения, читать выразительно и осознанно стихо творения | Выраз чтение | Портрет | ||
79. | Вн. чт. Н. Сладков рассказы о животных. Средства художественной выразительности в стихотворении С. А. Есенин «Лебедушка» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с при влечением текста про изведения. Вырази тельное чтение, ис пользование интона ций, соответствующих смыслу текста. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведе ния по иллюстраци ям, анализировать образные языковые средства. | Вырази- тельное чтение | Портрет | ||
80 | Вн. чт. Творчество Геннадия Снегирёва. Иносказательный смысл произведения С. А. Есенин «Лебедушка» | 1 | Понимание основного содержания услышанного. | Вырази- тельное чтение | ||||
81. | Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь» | 1 | Комби- ниро- ванный | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с при влечением текста про изведения | Знать/понимать: изученные литературные произведения и их авторов, основ ное содержание изу ченных литератур ных произведений. | Тематиче- ский. Тест (8 мин) | Презентация «Поэтическая тетрадь» | |
82. | Вн. чт. Творчество С. Алексеева. И. С. Никитин «Русь» | 1 | комбинированный | Передача при помощи интонации своего отношения к персонажам и событиям | Уметь определять тему и главную мысль произведения, участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного. | Вырази- тельное чтение | Портрет | |
83 | Вн. чт. С. Алексеева о жизни на Руси. С. Д. Дрожжин «Родине» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитать текст с целью переосмысления. Выразительное чтение, использование инто наций, соответствую щих смыслу текста. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, анализировать об разные языковые средства, различать жанры произведений | Чтение наизусть | Портрет | ||
84 | А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске» | 1 | Декламация произведений. Связь литературы с другими видами искусства | Уметь определять тему и главную мысль произведения; работать с иллюстрациями; отвечать на вопросы. | Выраз чтение | Портрет | ||
85 | Вн. чт. Творчество Шанкара. Б. А. Слуцкий «Лошади в океане» | 1 | Умение выразительно читать наизусть стихи перед аудиторией. Вы разительное чтение, использование инто наций, соответствую щих смыслу текста | Знать произведения о Родине. Уметь выразительно читать | Вырази тельное чтение | Портрет презентация | ||
86 | Вн. чт. Шанкар «Про слониху Сати и мальчика по имени Бабу». Обобщение по разделу «Родина» | 1 | Безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произ ношения | Уметь сознательно, правильно и вырази тельно читать целы ми словами при тем пе громкого чтения не менее 90 слов в минуту | Диагности навыка чтения | Презентация. | ||
87 | Е. С. Велтистов «Приключения Электроника» | 1 | Комби ниро ванный | Различение жанров произведений. Участие в диалоге при обсуж дении прослушанного (прочитанного) произ ведения. Умение ста вить вопросы по со держанию прочитан ного, отвечать на них. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, различать жанры ли тературных произве дений; читать по ролям, составлять вопросы по тексту, анализировать моти вы поведения героев. | Вырази тель | Портрет | |
88 | Вн. чт. Творчество Ю. Сотника. Кир Булычев «Путешествие Алисы» | 1 | Комби ниро ванный | Создание небольших письменных ответов на поставленный во прос по прочитанному произведению | Уметь составлять небольшое высказы вание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения | Выразительное чтение | Портрет | |
89 | Вн. чт. Ю. Сотник «Райкины пленники». Обобщающий урок по теме «Страна фантазия» | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с при влечением текста про изведения | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литера турных произведе ний. | Презентация. | |||
90 | Фантастические события, персонажи в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Портрет | |||
91 | Вн. чт. Ю. Сотник о детях. Развитие сюжета в произведении Д. Свифта «Путешествие Гулливера» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления. | Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать содержание произведе ния по иллюстраци ям, анализировать образные языковые средства | Иллюстрации к произведению. | |||
92 | Вн. чт. Творчество Г. Х. Андерсена. Персонажи сказки Г. Х. Андерсена «Русалочка» | 1 | Герои произведения - восприятие и понимание их эмоциональ но-нравственных пе реживаний. Участие в диалоге при обсужде нии прослушанного (прочитанного) произ ведения. Умение ставить вопросы по со держанию прочитан ного, отвечать на них | Знать творчество Г.-Х. Андерсена. Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстра циями, отвечать на вопросы | Творческий пересказ | Портрет презентация | ||
93 | Поступки, действия как основное средство изображения персонажей в сказке Г.Х. Андерсена «Русалоч ка» | 1 | Комби- ниро- ванный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Вырази- тельное чтение | ||
94 | Вн. чт. Г. Х. Андерсен «Огниво». Народная мораль в характере главных героев в сказке Г. Х. Андерсена «Русалоч ка» | 1 | Комбинированный | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Вырази- тельное чтение | ||
95 | Вн. чт. Братья Гримм «Метелица». Сочетание реальных и фантастических событий в сказке Г. Х. Андерсена «Русалоч ка» | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний. | Обучение приёмам устного словесного описания предметов, явлений природы и окружающего мира, приёмам рассуждения и повествования на заданную тему. | Вырази- тельное чтение | Презентация. | ||
96 | Герои произведения Тома Сойера» | 1 | Взаимоотношения людей. Участие в диалоге при обсуждении произведения. тайного) произведения. Умение ставить вопросы по содержа нию, отвечать на них | Уметь пересказывать текст, анализировать мотивы поведения героев, отвечать на вопросы | Пересказ | Портрет | ||
97. | Вн. чт. Творчество В. Губарева. Сравнение героев и их поступков М. Твен «Приключения Тома Сойера» | 1 | Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний | Уметь составлять небольшое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения. | Вырази- тельное чтение | |||
98 | Вн. чт. В. Губарев «Королевство кривых зеркал». Библейские сказания. С. Лагерлеф «Святая ночь» | 1 | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысле ния | Уметь определять тему и главную мысль произведения, работать с иллюстра циями | Вырази- тельное чтение | Портрет С Лагерлефа презентация | ||
99 | Познавательный характер произведения С. Лагерлефа «Святая ночь» | 1 | Комби ниро ванный | Понимание основного содержания услышанного. | ||||
100 | Вн. чт.Сказки В. Губарева детям. Сказания о Христе. С. Лагерлеф «В Назарете» | 1 | Комби ниро ванный | Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысле ния | Уметь определять тему и главную мысль произведения, делить текст на час ти, составлять план | Вырази- тельное чтение | ||
101 | Вн. чт. Самые интересные книги - КВН. Характер и поступки героев в произведении С. Лагерлефа «В Назарете» | 1 | Тема, главная мысль, события, последовательность Тема, главная мысль, события, последовательность. Понимание основного содержания услышанного. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про читанного) произведе ния. Участие в диалоге при обсуждении прослушанного (про читанного) произведе ния. | Выставка книг | ||||
102 | Обобщающий урок по теме «Зарубежная литература». Литературная игра. | 1 | Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с при влечением текста про изведения | Знать изученные литературные произведения и их авторов, основное содержание изученных литера турных произведе ний. | Фронталь- ный опрос. | Презентация, книжная выставка. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению 4 класс "Школа России...
Рабочая программа по литературному чтению - 1 класс ("Школа России")-
В этом учебном году мы приступили к обучению первоклассников в условиях реализации ФГОС. Одной из проблем, которую нам предстояло решить на первом этапе, являдась разработка рабочих программ по предме...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
Рабочая программа по литературному чтению для 3 «А» класса ГС(К)ОУ 3-4 вида г.Петровск-Забайкальска на 2011-2012 учебный год разработана на основе федерального стандарта начального...
Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
Рабочая программа содержит: пояснительную записку,цели обучения,список литературы,ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ К КОНЦУ 3-ГО КЛАССА,каждый раздел содержит ЗУН....
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс Школа России (ФГОС)...
рабочая программа по литературному чтению 1 класс школа России
Рабочая программа содержит пояснительную записку, программу по литературному чтению, развернутое тематическое планирование с ууд, содержанием урока, оборудованием, деятельностью учащ...