Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа России"
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Рабочая программа содержит: пояснительную записку,цели обучения,список литературы,ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ К КОНЦУ 3-ГО КЛАССА,каждый раздел содержит ЗУН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lit.chten_..doc254 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Курс литературного чтения призван ввести ребенка в мир художественной  литературы и помочь ему осмыслить образность словесного искусства, посредством которой художественное произведение раскрывается во всей своей полноте и многогранности.  Литературное чтение пробуждает у детей интерес к словесному творчеству и к чтению художественных произведений.

Методические подходы к анализу произведения, предусмотренные курсом литературного чтения, помогут учителю избежать односторонности в изучении литературного произведения, когда предметом рассмотрения становится лишь сюжетно-информационная сторона текста. В поле внимания начинающего читателя должны оказаться образность художественного произведения, авторское отношение к окружающему, ценностные ориентации и нравственные проблемы, волнующие писателя.

Учебные программы предполагают такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе двух ведущих принципов: художественно-эстетического и литературоведческого.

Художественно - эстетический принцип определяет  стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения младших школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается  к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление межпредметных связей с другими видами искусства.

Литературоведческий принцип в его  преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.

Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Слово рассматривается не изолированно, а в образной системе произведения, в его  реальном контексте, который наполняет смыслом и значением не только образные, но и нейтральный слова и выражения. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной  выразительности.  В начальной школе анализ образных  средств языка долен, проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.

Цели обучения

Изучение курса «Литературное чтение» в образовательных учреждениях с русским языком обучения направлено на достижение следующих целей:

 развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова; совершенствование всех видов речевой деятельности, умений вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

 овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

 воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Учебник для 3 класса: в 2 ч. / Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова. — М.: Просвещение, 2007.

Кутявина С.В. КИМ. Литературное чтение: 3 класс.- М.:ВАКО, 2010

Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 3 класс. – М.: ВАКО, 2006

Количество часов: всего  102  час;   в неделю  3  часа.

Планирование составлено на основе:

        Концепции и Программа для начальных классов в 2 ч.: Ч.1, Ч.2. / Ч.1, Ч.2. / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, С.И. Волкова и др. – 2-е изд., доработанное – М.: Просвещение, 2007. 158с.

Учебник «Литературное чтение. Родная речь» для 3 класса начальной школы. В 2 частях. /сост. Л.Ф.Климанова и др./  – 4-е изд.– М.: Просвещение, 2008.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ К КОНЦУ 3-ГО КЛАССА

      Обучающиеся должны:

      владеть навыком сознательного, беглого, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения 70-75 слов в минуту;

      понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чем оно), уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать ее своими словами;

      передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого (с изменением лица рассказчика, от имени одного из персонажей) пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение и завершение;

      составлять план к прочитанному (полный, краткий, картинный);

      вводить в пересказы-повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;

      выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;

      самостоятельно или с помощью учителя давать простейшую характеристику основным действующим лицам произведения;

      знать названия, темы и сюжеты 2—3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей-классиков;

      знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

      знать не менее 6—7 народных сказок, уметь их пересказывать;

      знать более 10 пословиц, 2—3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

      уметь полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать, о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;

      давать реальную самооценку выполнения любой проделанной работы, учебного задания.

Номер урока

Содержание

(разделы, темы)

Количество часов

Даты проведения

Примечания

по плану

фактически

I триместр

Самое великое чудо на свете

Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества.

Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

30

3

1

Рукописные книги Древней Руси

1

2

Первопечатник Иван Федоров

1

3

Урок – путешествие в прошлое

1

Устное народное творчество

Учащиеся должны знать (понимать)различные произ ведения устного народного творче ства.

 Учащиеся должны уметь: приводить примеры произве дений фольклора (пословицы, загад ки, сказки)

-определять тему и главную мысль произведения;

-пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;

-делить текст на смысловые части;

- составлять его простой план

9

4

Русские народные песни

Ю. Ленцов. Ямальские узоры.

1

5

Докучные сказки

1  

6

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Русская народная сказка

Дятел (ненецкая сказка).                                

1

7-9

«Иван-царевич и серый волк».

Русская народная сказка

3

10-11

«Сивка-бурка».

Русская народная сказка

2

12

Урок-КВН (Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)

1

Поэтическая тетрадь 1

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору).

Учащиеся должны знать/понимать:

- названия, основ ное содержание изученных литера турных произведе ний;

- имена, фамилии их авторов.

Учащиеся должны уметь читать сти хотворные произ ведения наизусть

8

13

Как научиться читать стихи.

Ф.И Тютчев. «Весенняя гроза»

Л. Лапцуй. Морошка.

1

14

Ф.И Тютчев. «Листья»

1

15

А.А.Фет. «Мама! Глянь-ка из окошка…»

1

16

И.С. Никитин.

«Полно, степь моя, спать беспробудно…»

1

17

И.С. Никитин. «Встреча зимы»

1

18

И.З. Суриков. «Детство»

1

19

И.З. Суриков. «Зима»

1

20

Путешествие в Литературную страну

1

Великие русские писатели

Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией.

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической дея тельности и повсе- дневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языко вом материале, со блюдая правила произношения и соответствующую интонацию.

17

21

А.С. Пушкин. «Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…»,

«За весной, красой природы…»

1

22

А.С. Пушкин. «Опрятней модного паркета», «Зимнее утро», «Зимний вечер»

1

23-25

А.С. Пушкин. «Сказка о царе Салтане,

о сыне его славном и могучем богатыре

князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной Царевне Лебеди»

3

26

И.А. Крылов. «Мартышка и очки»

1

27

И.А. Крылов. «Зеркало и Обезьяна»

1

28

И.А. Крылов. «Ворона и Лисица»

1

29

М.Ю. Лермонтов. «Горные вершины…»,

«На севере диком стоит одиноко…»

1

30

М.Ю. Лермонтов. «Утёс»

Ю. Ленцов. Ямальские узоры.

1

31

М.Ю. Лермонтов. «Осень»

1

32

Детство Л.Н Толстого

(из воспоминаний писателя)

1

33

Л.Н. Толстой. «Акула»

1

34

Л.Н. Толстой. «Прыжок»

1

35

Л.Н. Толстой. «Лев и собачка»

1

36

Л.Н. Толстой. «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»

1

37

Литературный праздник (обобщающий урок по теме «Великие русские писатели»)

1

Поэтическая тетрадь 2

Учащиеся должны уметь читать сти хотворные произ ведения наизусть (по выбору)

 Учащиеся должны знать (понимать) содержание прочитанного.Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы по содер жанию произведе ния, характеризо вать выразительные средства.

Учащиеся должны знать/понимать:названия, основное содержание изучен ных литературных произведений;имена, фамилии их авторов.

Учащиеся должны уметь:составлять не большое монологи ческое высказывание

4

38

Н.А. Некрасов. «Славная осень!..»,

«Не ветер бушует над бором…»

Р.Ругин. Мелодии снежинок. Ледостав.

1

39

Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»

1

40

К.В. Бальмонт. «Золотое слово»

1

41

.А. Бунин. «Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»

1

Литературные сказки

Учащиеся должны знать/понимать:

названия, основное содержание изучен ных литературных произведений;

-имена, фамилии их авторов.

Учащиеся должны уметь:

-составлять не большое монологи ческое высказывание с опорой на автор ский текст;

- оценивать события, героев произве дения;

-создавать неболь шой устный текст на заданную тему;

-различать жанры художественной ли тературы (сказка, рассказ, басня), сказ ки народные и лите ратурные произведения.

6

42

Д.Н. Мамин-Сибиряк.

«Присказка к «Алёнушкиным сказкам»»

Д.Н. Мамин-Сибиряк.

«Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост»

1

43-44

В.М. Гаршин. «Лягушка-путешественница»

2

45-46

В.Ф. Одоевский. «Мороз Иванович»

2

47

Урок-КВН

(обобщающий урок по 1 части учебника)

1

Были-небылицы

Учащиеся должны знать/понимать:названия, основно содержание изученных литературных произведений,их авторов.

Учащиеся должны уметь: составлять небольшое моноло гическое высказы вание с опорой на авторский текст; - оценивать собы тия, героев произ ведения.

9

48-49

М. Горький. «Случай с Евсейкой»

Ю. Афанасьев. На каникулах.

2

50-52

К.Г. Паустовский. «Растрёпанный воробей»

3

53-55

А.И. Куприн. «Слон»

3

56

Урок-путешествие по «Былям-небылицам»

1

Поэтическая тетрадь 1

Учащиеся должны уметь:

-использовать приобретенные знания и умения

в практической дея тельности и повсе дневной жизни;

читать вслух текст, соблюдая правила произно шения и соответст вующую интона цию.

 Учащиеся должны уметь читать сти хотворные произ ведения наизусть.

4

57

Саша Чёрный. «Что ты тискаешь утёнка…», «Воробей», «Слон»

1

58

А.А. Блок. «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

1

59

С.А. Есенин. «Черёмуха»

Л. Липатова. Легенда Щучьего озера.

1

60

Урок-викторина по теме  «Поэтическая тетрадь 1».

1

Люби живое

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической дея тельности и повсе дневной жизни для высказывания оце ночных суждений о прочитанном про изведении (герое, событии).

 Учащиеся должны знать/понимать основное содержа ние текста.

Учащиеся должны уметь пересказы вать текст. 

Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему.

14

61

М.М. Пришвин. «Моя Родина»

(из воспоминаний)

1

62

И.С. Соколов-Микитов. «Листопадничек»

1

63

В.И.Белов. «Малька провинилась»,

«Ещё раз про Мальку»

1

64

В.В. Бианки. «Мышонок Пик»

1

65

В.В. Бианки. «Мышонок Пик»

1

66

В.В. Бианки. «Мышонок Пик»

1

67-70

Б.С. Житков. «Про обезьянку»

4

71

В.Л. Дуров. «Наша Жучка»

1

72

В.П. Астафьев. «Капалуха»

1

73

В.Ю. Драгунский. «Он живой и светится»

1

74

Урок-конференция

«Земля – наш дом родной»

1

Поэтическая тетрадь 2

Учащиеся должны уметь читать сти хотворные произ ведения наизусть (по выбору) Учащиеся должны уметь:

-составлять не большое монологи ческое высказыва ние с опорой на авторский текст;

-оценивать собы тия, героев произ ведения;

-использовать приобретенные знания.

5

75

С.Я. Маршак. «Гроза днём»,

«В лесу над росистой поляной…»

 Р. Ругин. Ожидание весны.

1

76

А.Л. Барто. «Разлука», «В театре»

1

77

С.В. Михалков. «Если», «Рисунок»

1

78

Е.А. Благинина. «Кукушка», «Котёнок»

1

79

«Крестики-нолики» (обобщающий урок по разделу «Поэтическая тетрадь 2»)

1

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Учащиеся должны знать/понимать названия, основное содержание изу ченных литературных произведений, их авторов Учащиеся должны уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствую щую интонацию.

9

80

Б.В. Шергин.

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1

81-82

А.П. Платонов. «Цветок на земле»,

«Ещё мама»

2

83-84

М.М, Зощенко. «Золотые слова»,

«Великие путешественники»

2

85-86

Н.Н. Носов. «Федина задача», «Телефон»

2

87

В.Л. Драгунский. «Друг детства»

Ю. Митин. Месть.

1

88

Игра-конкурс по разделу

«Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»

1

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Весёлые картинки»

Учащиеся должны уметь читать осоз нанно текст худжественного про изведения «про се бя».

Учащиеся должны уметь делить текст на смысловые час ти, составлять его простой план

5

89

Ю.И. Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»

1

90-91

Г.Б. Остер. «Вредные советы»,

«Как получаются легенды»

2

92

Р.С. Сеф. «Весёлые стихи»

Оленёнок (ненецкая сказка).

1

93

Читательская конференция

«По страницам детских журналов»

1

Зарубежная литература

Учащиеся должны уметь:

-выделять в тексте главное, анализи ровать, находить ответы на вопросы;

-четко, ясно, раз вернуто излагать свои мысли в уст ной и

письменной форме;

-проявлять арти стичность, эмоцио нальность, вырази тельность при чте нии, инценировании произведений зарубежной лите ратуры.

8

94-97

Мифы Древней Греции

4

98-101

Г.Х. Андерсен. «Гадкий утёнок»

4

102

Развивающий час по теме

«Зарубежная литература»

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

Рабочая программа по литературному чтению Школа России

Пояснительная записка, тематическое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл

Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам....

Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....