Главные вкладки

    Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 кл
    рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

    Ладан Рада Олеговна

    Рабочая программа составлена по программе Школа России.Она включает в себя модуль-изучение Культуры города(17 часов).Составлена по триместрам.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie3bladan_r.o.doc202.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное бюджетное  специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная

                                                   школа  № 59 Приморского района Санкт-Петербурга

            «Согласовано»                                                                                                                               «Утверждаю»

           Протокол МО № _____ от ________                                                                                             Директор             Т.А. Морозова                          

                                                                                                                                                                                               

    Рабочая программа учителя начальной школы

    Ладан

    Рады Олеговны

    (первая квалификационная категория, педагогический стаж- 18 лет )

    по учебному курсу «Литературное чтение»

    3 класс ( VII вид)

    Базовый уровень

      2012-2013 учебный год

                                                                                                                                                                                                Пояснительная записка.

    Рабочая программа по литературному чтению для учащихся с ограниченными возможностями здоровья VII вида составлена

    в соответствии со скорректированной учебной программой по литературному чтению для учащихся с ограниченными возможностями здоровья VII вида начальной ступени обучения.

        Скорректированная учебная программа по литературному чтению составлена на основе программы коррекционно-развивающего

    обучения, начальные классы и авторской программы по литературному чтению автора А.Ф.Климановой.   (М. «Школьная пресса», 2004г).

    Программа рассчитана на 3 часа чтения + 1час внеклассного чтения в неделю (согласно БУП 2009 года), а по учебному плану 5 часов в неделю. В литературное чтение входит модуль  история и культура Санкт -Петербурга .В связи с этим внесены изменения с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей данного класса. При 34 учебных неделях общее количество часов на изучение курса  литературного чтения  в 3 классе составит 168 часов(117 часов+внекл.чт. 34часа+КГ 17 часов).

    В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

     1. А.Ф. Климанова. Учебник «Родная речь». 3 класс (1,2 часть), Москва, «Просвещение», 2010 год;

     2. С.В. Кутявина. «Поурочные разработки по чтению для 3 класса», Москва, «ВАКО», 2012 год.

     В течение учебного года ведётся систематический учёт усвоения основных вопросов курса литературного чтения  каждым учеником через тесты, контрольные работы, диагностические работы.

    Характеристика класса на начало учебного года (на основе стартовой диагностики; собеседования и анкетирования родителей)

    В классе 17 учащихся. Из них 3 девочки и 14 мальчиков.

    У 12 учащихся полные семьи; у 5- многодетные семьи, 5 учащихся –воспитанники детского дома №6.

    Некоторые  дети  имеют хронические  заболевания. У 2 детей инвалидность. 8 учащихся занимаются с логопедом,4 учащихся занимаются с психологом. У большинства детей наблюдается гиперактивность.

     Большинство  детей наблюдается у логопеда. В целом класс успешно завершил программу 2 класса. Уровень подготовки учащихся позволяет начать освоение курса чтения 3 класс и не требует корректировки в содержании. Однако необходимо отметить, что

    особое внимание при планировании следует уделять развитию навыков беглого выразительного чтения, коммуникации, развитию

    грамотно построенной устной речи, воображения, выработке произвольного внимания как наиболее проблемных для класса.

    В силу своих особенностей (низкий уровень познавательных процессов, очень низкая работоспособность, невозможность сосредотачивать длительное время свое внимание на задании, переключать внимание с одного вида деятельности на другой, быстрая утомляемость, логопедические проблемы) многие учащиеся допускают ошибки при чтении (пропуск букв, замена букв, повторы слогов и слов, неправильное ударение). Основная масса учащихся прочитанное понимает, отвечает на вопросы по содержанию, выполняет различные виды пересказа (некоторые с помощью наводящих вопросов учителя).Все могут заучивать наизусть, но выразительно прочитать наизусть могут не все. Практически все читают по слогам с переходом к чтению простых слов целыми словами, скорость чтения невысокая. Учащиеся умеют производить звуко- буквенный  анализ слова. У большинства учащихся словарный запас на низком уровне, кругозор ограниченный.

     Выполнение практической части:

    1 триместр

    2 триместр

    3 триместр

    Всего за год

    Наизусть

    3

    3

    3

    9

    Пересказы

    2

    2

    2

    6

    Выраз. чтение

    3

    2

    3

    8

    Учебный курс «Литературное чтение» является разделом предмета «Русский язык». Литературное чтение в начальных классах для детей с трудностями в обучении является органической частью систематического курса русского языка и литературы. На ступени начальной школы чтение объединяет цель и средство обучения, воспитания и развития учащихся. Основное предназначение курса - обучение детей навыку чтения и понимания прочитанного, введение ребенка в мир художественной литературы.

    Программа по литературному чтению содержит следующие разделы: «Тематика чтения»; «Умения и навыки чтения, работа над текстом»; «Внеклассное чтение»; «Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся». 

    При работе по основным учебникам не следует гнаться за большим количеством предлагаемых произведений. Учитывая особенности чтения детей с задержкой психического развития, отдельные тексты в пределах темы могут быть предметом углубленной работы, а другие - использоваться для ознакомительного, внеклассного или самостоятельного чтения.

    Тематика чтения определяется содержанием комплекта учебников, принятых школой для работы на уроках. Она включает произведения устного народного творчества, художественные произведения для детей отечественных и зарубежных писателей и поэтов прошлого и современности. Произведения для чтения на каждом этапе обучения должны быть доступны учащимся по объему, содержанию и лексикограмматической структуре.

    Умения и навыки чтения, работа над текстом. Развитие и совершенствование правильности, беглости, выразительности и сознательности чтения осуществляются в процессе систематического чтения и перечитывания целых произведений, отдельных отрывков из них, в ходе анализа прочитанного с использованием приема выборочного чтения и др.

    При работе над текстом дети учатся отвечать на вопросы по тексту, рассказывать о своих наблюдениях в связи с прочитанным; в последующие годы формируется умение сравнивать то, что они узнали из текста, с собственным опытом, наблюдениями и ранее прочитанными произведениями. Учащиеся овладевают умением сначала с помощью учителя, а затем самостоятельно определять главную мысль произведения.

    Работая с детьми, имеющими задержку психического развития, необходимо постепенно, поэтапно переводить их от умения работать над текстом с помощью учителя к умению работать самостоятельно. Так, например, программа второго года обучения требует сформировать у ученика умение делить текст на части по вопросам, затем делить текст на законченные по смыслу части и участвовать в коллективной работе по озаглавливанию частей для составления плана. В третьем классе от ученика требуется умение самостоятельно делить текст на части и с помощью учителя, а затем самостоятельно составлять план прочитанного.

    Работа над литературным текстом предусматривает также постепенное формирование у учащихся умения сначала по вопросам учителя, а затем самостоятельно передавать содержание про читанного и иллюстраций к нему, выполнять краткий и выборочный пересказ. Или, обучив детей на первоначальном этапе подбору в тексте слов и выражений, характеризующих действующих лиц и их поступки, затем переходить к составлению рассказа о персонаже произведения и, наконец, к сопоставлению нескольких персонажей из одного или разных рассказов.

    Дети обучаются элементарному анализу художественных произведений, практическому умению различать сказку, рассказ, статью, стихотворение, басню. С самого начала обучения учитель обращает внимание школьников на синонимы, образные выражения, фразеологические обороты и стремится обогащать ими речь учащихся.

    Учитывая, что дети с задержкой психического развития испытывают трудности в понимании смысла художественного произведения, в установлении причинно-следственных и временных связей, не умеют самостоятельно почерпнугь из текста новую для них информацию, ограниченно воспринимают средства художественной выразительности, учителю необходимо опираться на детальный и глубокий анализ содержания, выявлять разнообразные взаимосвязи и взаимозависимости, помогать детям приобретать новые знания, выяснять значимое и существенное в тексте, его художественную направленность.

    Учащихся специально готовят к работе над текстами. Подготовка заключается в создании ярких представлений о предметах, явлениях и событиях, описанных в текстах. Учитель стремится дать детям возможность опереться на собственный чувственный опыт, на непосредственные наблюдения в связи с прочитанным, поэтому особое значение приобретает проведение специальных экскурсий.

    Правильное восприятие текста связано с творческим и воссоздающим воображением, оценочным отношением к прочитанному, с сопереживанием описанных событий. Для развития этих качеств используют «словесное рисование картин» к тексту, творческое дополнение и изменение сюжетных линий произведения, создание сказок; детей обучают умению элементарно оценивать поступки героев, что способствует более глубокому переживанию прочитанного, формирует эмоциональную отзывчивость, усиливает воспитательное воздействие произведения.

    На уроках чтения постоянное внимание уделяется культуре речи учащихся, обогащению и активизации словаря. Детей обучают использованию образцов авторской речи (цитированию), пословиц, устойчивых фразеологических словосочетаний, грамматически правильному построению высказываний, литературному произношению. На уроках чтения решаются как общие с общеобразовательной школой, так и специфические, коррекционные задачи обучения детей

    Важнейшими задачами уроков чтения являются:

    • формирование фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза;

    • формирование, закрепление и постепенное совершенствование навыков чтения - сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения вслух и про себя;

    • уточнение и обогащение словарного запаса путем расширения и дифференциации непосредственных впечатлений и представлений, полученных при чтении;

    .• формирование умений полноценно воспринимать литературное произведение в его эмоциональном, образном и логическом единстве, преодоление недостатков в развитии эмоционально-волевой сферы детей;

    • развитие нравственных и эстетических представлений и чувств, художественного вкуса, творческого и воссоздающего воображения, коррекция личностного развития ребенка;

    • преодоление недостатков в развитии речи учащихся, формирование речевых умений и навыков, знаний о родном языке;

    • развитие и расширение первоначальных знаний и представлений детей об окружающем мире, обогащение чувственного опыта ребенка, развитие его мыслительной деятельности и познавательной активности;

    • привитие интереса к книге, к самостоятельному чтению.

    Разнообразные задачи обучения детей чтению решаются в процессе работы над текстами учебных книг для чтения, художественной и научно-популярной литературы, периодической печати. Чтение художественных произведений создает условия для воспитания в детях честности, доброты, уважения к старшим, любви к природе, труду.

                Таким образом, курс чтения в 3 классе нацелен на решение следующих основных задач:

     Образовательные задачи:

                            Устное народное творчество (11 часов).

    1. Дать сведения о рукописных книгах и летописях Древней Руси.
    2. Ознакомить с деятельностью первопечатника Ивана Федорова.
    3. Ознакомить учащихся с новыми русскими народными сказками
    4. Углубить знания о русском фольклоре.
    5. Совершенствовать навыки выразительного чтения, беглого чтения, пересказа (чтение про себя).
    6. Формировать умения давать характеристику героям, пересказывать от лица героев, диалоговое чтение.

                                               Страницы русской классики (25 часов).

    1. Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством русских поэтов, ознакомить учащихся с жизнью и творчеством русских писателей, их краткой автобиографией
    2. Учить выразительно читать стихотворения, видеть и понимать настроение автора, мысли поэта
    3. Учить запоминать и правильно читать, заучивать стихотворения
    4. Учить анализировать текст, понимать смысл прочитанного
    5. Учить выразительно читать произведения, пересказывать, понимать смысл и настроение лирического героя
    6. Обучать делению текста на части, составлять план произведения
    7. Учить давать характеристику героям по плану, анализировать поступки героев
    8. Учить учащихся составлять картинный план произведения
    9. Учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания

                             Литературные сказки. (8 часов)

    1. Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством русских писателей, их краткой автобиографией.
    2. Учить выразительно читать произведения, пересказывать, понимать смысл и настроение лирического героя.
    3. Обучать делению текста на части, составлять план произведения.
    4. Учить давать характеристику героям по плану, анализировать поступки героев.
    5. Учить учащихся составлять картинный план произведения.
    6. Формировать умение определять басню, как жанр литературы, по характерным признакам, находить мораль.
    7. Учить учащихся видеть скрытый переносный смысл произведения.
    8. Учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывания.

                       Любимые детские писатели, великие русские писатели (67часов).

    1. Расширять знания учащихся о жизни и творчестве писателей.
    2. Учить понимать поступки и состояния героев, давать характеристику, анализировать поступки.
    3. Учить видеть смысл произведения, правильно строить высказывания.
    4. Совершенствовать выразительное чтение произведений, пересказ.
    5. Обучать учащихся делить текст на части, составлять план произведения, сравнивать тексты.
    6. Обучать чтению по ролям.
    7. Учить детей понимать смысл пословиц.
    8. Ознакомить учащихся с журналами для детей, учить работать с иллюстрацией.
    9. Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством писателей, пишущих о животных и природе.
    10. Учить видеть и понимать окружающую природу..
    11. Обучать учащихся составлять сжатый пересказ произведения.

                                              Зарубежная литература . (6 часов)

    1. Ознакомить учащихся с мифами Древней Греции, с мифологическими образами и сюжетами.
    2. Ознакомить учащихся с жизнью и творчеством зарубежных сказочников.
    3. Обучать детей делить текст на смысловые части, понимать содержание. Учить ставить вопросы по содержанию текста.
    4. Формировать навыки выразительно читать произведение, пересказывать, понимать смысл и настроение героев.
    5. Учить видеть скрытый переносный смысл произведений, правильно строить высказывания.

    Наряду с общеобразовательными ставятся следующие основные коррекционно- развивающие задачи:  

    1. Развивать образное и ассоциативное мышление, творческое воображение, речь, внимание, память.
    2. Развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное, творческие способности.
    3. Обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе.
    4. Расширять кругозор детей, словарный запас. Развивать умения обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, делать выводы.
    5. Развивать наблюдательность, интерес к чтению, умения работать самостоятельно, осуществлять самопроверку и самоконтроль.

    Воспитательные задачи:

    1. Воспитывать художественный вкус, потребность в постоянном чтении книг, интерес к литературному творчеству.
    2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, чувство товарищества, коллективизма, патриотизма, ответственности.
    3. Воспитывать аккуратность, усидчивость, терпение, дисциплинированность и трудолюбие.
    4. Воспитывать положительные черты личности, бережное отношение к книге, к природе.
    5. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, к животным.

    Обязательным разделом работы над текстом является внеклассное чтение, для которого в 3 классе выделяется по одному уроку в неделю.  

    Цель занятий по внеклассному чтению - формировать умения, связанные с самостоятельной работой учащихся с книгой.

    Задачами этих уроков являются: 

    1. знакомство учащихся с лучшими книгами, предназначенными для детского чтения, и с их авторами;
    2. воспитание читательской активности и любознательности;
    3. расширение и углубление знаний, получаемых в классе по другим предметам;
    4. развитие индивидуальных интересов и склонностей;
    5. обучение приемам работы с книгой, умению отбирать книги для чтения;
    6. предоставление учащимся детской литературы, входящей в круг чтения современного младшего школьника, во всем ее разнообразии;
    7. формирование интереса к книгам и положительного отношения к самостоятельному чтению.

    Уроки внеклассного чтения воспитывают у школьников потребность в чтении детских книг для пополнения фактических знаний и нравственно-эстетического опыта, для познания окружающей действительности и самопознания.

    В круг самостоятельного чтения учащихся входят сказки, стихи, загадки, пословицы, поговорки, рассказы и повести, научно-популярные произведения, правдиво и ярко рассказывающие об окружающем мире.

    Основные требования к знаниям и умениям учащихся

    Учащиеся должны знать:

    1. фамилии трех-четырех (новых по сравнению с прошлым учебным годом) писателей и названия их произведений для детей;
    2. наизусть 8 – 10 стихотворений.

    Учащиеся должны уметь:

    1. читать слух сознательно, правильно и выразительно целыми словами (малоизвестные слова сложной слоговой структуры – по слогам) в темпе 50 – 60 слов в минуту;
    2. осознанно читать про себя;
    3. определять смысл описываемых событий и поступков героев, выражая свое отношение к ним;
    4. устанавливать логические связи между событиями и явлениями, описанными в тексте;
    5. пересказывать прочитанное подробно и сжато;
    6. сочинять новое окончание сюжета или вставные эпизоды в текст сказки на основе прочитанного;
    7. самостоятельно находить произведения по их названию в оглавлении.

    I триместр 60 часов (42+12+6)

    № п/п

    № урока

    № ур вн.чтКГ

    дата

    Тема урока

    Характеристика деятельности учащихся


    1


    2


    3

    4

    5

    6


    7


    8


    9


    10


    11


        12

    13

    14


    15


    16


    17


    18


    19


       20


    21

    22


    23

    24

    25

    26

       27


    28


        29

    30

    31


    32


    33

    34

    35

    36


    37

       38


    39

    40

       41


    42


    43

    44


    45

       46

       47



    48

    49

    50


    51


    52


    53


    54


    55

    56

    57


    58

    59

    60


    1




        2

        3

    4

    5






    6


    7


        8



        9

       10


    11


    1





       

        2


    3


        4



    5

    6

    7

    8





    1

        2

    3



       

    4

    5

    6

    7

       


       

       

       8

       9

    10



       

       11

       12


       13

       14





    15

    16


    17




    18


    1


    2

    3




    4

    5





    1







       2


    1








    3








      4


      2







       5






    6


      3






      7







       8

    4






     9







    10



    5






    11








    12


    6


    03.09


    04.09


    05.09

    06.09

    07.09

    10.09


    11.09


    12.09


    13.09


    14.09


    17.09


    18.09

    19.09

    20.09


    21.09


    24.09


    25.09


    26.09


    27.09


    28.09


    01.10

    02.10


    03.10

    04.10

    05.10

    08.10

    09.10


    10.10


    11.10

    12.10

    15.10


    16.10


    17.10

    18.10

    19.10

    22.10


    23.10

    24.10


    25.10

    26.10

    29.10


    30.10


    31.10

    01.11


    02.11

    12.11

    13.11



    14.11

    15.11

    16.11


    19.11


    20.11


    21.11


    22.11


    23.11

    26.11

    27.11


    28.11

    29.11

    30.11

    Устное народное творчество(11часов)

    Рукописные книги древней Руси. Первопечатник Иван Федоров. ИКТ

    Вн.чтение: Устное народное творчество.  АЗ

    Урок -путешествие в прошлое. ИКТ

    УНТ. Русские народные песни.

    УНТ. Докучные сказки.

    Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».DVD

    Вн.чтение: Сокровища мудрости народной.

    КГ   Возникновение нашего города. Основатель Петр 1    ИКТ

    Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

    Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк». АЗ

    Русская народная сказка «Иван-царевич и серый волк».

    Вн.чтение: Русские народные сказки.DVD

    Русская народная сказка «Сивка-бурка».

    Русская народная сказка «Сивка-бурка». АЗ

    Обобщающий урок по разделу.

    Страницы русской классики(8 часов)

    Как научиться читать стихи. Ф.И.Тютчев «Весенняя гроза».

    Вн.чтение: Иван - герой русских сказок.ИКТ

    КГ  Герб города, символы царской власти. DVD

    Ф.И. Тютчев «Весенняя гроза», «Листья». АЗ

    А.А. Фет «Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой».

    И. Никитин «Полно, степь моя…».

    Вн.чтение: Родные поэты. В.А. Жуковский, А.А. Фет, Ф.И. Тютчев.

    И. Никитин «Встреча зимы».

    И. Суриков «Детство».

    И. Суриков «Зима».

    Обобщающий урок по разделу.

    Вн.чтение: Родные поэты. А.Н. Майков,

    А.А. Блок, И.А. Бунин.

    КГ  Экскурсия в музей воды

    Великие русские писатели.(18 часов))

    Урок-путешествие в Литературную страну.

    А.С. Пушкин. Стихи.

    А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».ИКТ

    Вн.чтение: Творчество А.С.Пушкина. Сказки

    А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

    А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

    А.С. Пушкин «Сказка о царе Салтане…».

    И.А. Крылов «Мартышка и очки».АЗ


    Вн.чтение: Басни И.А. Крылова. ИКТ

    КГ  Петропавловская крепость.  DVD


    И.А. Крылов «Зеркало и обезьяна».

    И.А. Крылов «Ворона и лисица».DVD

    М.Ю.Лермонтов «Горные вершины», «На севере диком…».

    Вн.чтение: Урок-игра. «Звёздный час» по творчеству  И.А. Крылова.  ИКТ

    М.Ю.Лермонтов «Утёс», «Осень».

    Детство Л.Н.Толстого «Из воспоминаний писателя».

    Л.Н.Толстой «Акула».

    Л.Н.Толстой «Прыжок».

    Вн.чтение: «О братьях наших меньших». Рассказы о животных Б.Житкова ВЧаплиной

    КГ  Петропавловская крепость.

    Л.Н.Толстой «Лев и собачка».ИКТ

    Л.Н.Толстой, «Какая бывает роса на траве…»

    Л.Н.Толстой «Куда девается вода из моря?»

    Вн.чтение: Диалоги о животных. Е.Чарушин

    Обобщающий урок по разделу.

    Страницы русской классики(6 часов)

    Н.А. Некрасов «Славная осень!», «Не ветер

    бушует над бором…».

    Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

    Н.А. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы».

    Вн.чтение: Читаю стихотворение и слышу сказку.  Ю. Владимиров.

    КГ  Наш город-город на  островах. ИКТ

    К.Д. Бальмонт «Золотое слово».

    И.А. Бунин «Детство», «Полевые цветы», «Густой ельник у дороги…».

    Воспринимать на слух художественные произведения УНТ, отвечать на вопросы по содержанию текста, отражать главную мысль, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.


    Читать сказки по ролям, пересказывать.


    Анализировать соответствие темы пословицы, выбирать пословицу, отражающую главную мысль.


    Оценивать свои эмоциональные реакции.




    Рассказать, познакомить с историей возникновения нашего города, познакомить с личностью Петра.


    Воспринимать учебный текст, определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат  выполнения задания.


     Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу прочитанных произведений.


    Выразительно читать литературное произведение, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.


    Читать про себя, осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части, отвечать на вопросы, используя текст. Заучивать наизусть


    Познакомить с гербом нашего города, сравнивать с гербами других городов


    Характеризовать текст, представлять текст по заголовку, теме, иллюстрациям, определять тему, главную мысль произведения последовательность событий, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора.


    Сравнивать тексты, определять жанр, выделять особенности, анализировать структуру, образные средства.


    Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять выбор автором заголовка.


     Составлять план текста с помощью учителя.


    Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно на основе опорных слов, по плану, по иллюстрации.


    Воспринимать и запоминать материал во время экскурсии, оценивать, анализировать, объяснять.


    Характеризовать книгу, анализировать структуру образные средства.


    Инсценировать художественное произведение, читать по ролям, передавать особенности героев, используя различные выразительные средства(тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).


    Воспринимать и запоминать материал о Петропавловской крепости



     Характеризовать героев произведения и их поступки.


    Коллективно обсуждать ответ на вопрос - Что хотел сказать автор своим произведением? Какими мыслями, чувствами он хотел поделиться с нами?


     Оценивать свои эмоциональные реакции.


     Воспринимать учебный текст, определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат  выполнения задания.


    Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание, составлять рассказ о Петропавловской крепости




    Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу прочитанных произведений.









    Познакомить с островами, на которых построен наш город, анализировать, сравнивать, давать характеристику, объяснять названия некоторых островов, запоминать учебный материал.

                                                        II триместр 55 часов (38+11+6)

    № п/п

    № урок

    № ур вн.чт

    дата

    Тема урока

    Характеристика деятельности учащихся

        1

        2



    3


    4


    5


    6

        7


    8

        9

    10

    11

    12

       13


    14

    15

    16

       17


       18


    19


    20

    21

    22

    23

    24


    25

    26


    27


    28


    29


    30

    31

    32

    33

    34


       35


       36

       37

       38

       39

    40

    41


    42


    43

       44


    45

    46

    47

    48

    49


    50

    51

    52

    53


    54

       55

      6

     



    1


    2


    3


      4




       5

       6

    7


    8


    1

    2

    3





    4


    5

    6

    7

    8




    9


    1


    2




    3

    4

    5

    6





    1

    2

    3


    4

    5


    6


    7




    8

       9

    10



    11

    12

      13




    14






    1










    2


    1




    3






      4


    2








    5


       3







    6






      7


    4





       8







      9


    5




    10





     11


      6

    03.12

    04.12



    05.12


    06.12


    07.12


    10.12

    11.12


    12.12

    13.12

    14.12

    17.12

    18.12

    19.12


    20.12

    21.12

    24.12

    25.12


    26.12


    27.12


    09.01

    10.01

    11.01

    14.01

    15.01


    16.01

    17.01


    18.01


    21.01


    22.01


    23.01

    24.01

    25.01

    28.01

    29.01


    30.01


    31.01

    01.02

    04.02

    05.02

    06.02

    07.02


    08.02


    11.02

    12.02


    13.02

    14.02

    15.02

    18.02

    19.02


    20.02

    21.02

    22.02

    26.02


    27.02

    28.02

    Обобщающий урок по разделу.

    Вн.чтение: Что говорят стихи.  Поэзия С.Маршака. АЗ

    Литературные сказки.(8 часов)

    Д. Мамин - Сибиряк  «Присказка

    к Алёнушкиным сказкам».

    Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца…».

    Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца…».

    В.Г аршин «Лягушка- путешественница».ИКТ

    Вн.чтение: Что говорят стихи.  Поэзия С.Маршака.

    КГ   Мир города. Из чего состоит город

    В.Г аршин «Лягушка- путешественница».

    В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

    В.Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

    Вн.чтение: Урок-игра «Литературные герои»

    Обобщающий урок по разделу.

    Любимые детские писатели(9часов).       

    М. Горький «Случай с Евсейкой».

    М. Горький «Случай с Евсейкой».

    К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

    Вн.чтение: «Про эту книгу». Книги-самоделки из материалов периодической печати.

    КГ  Город и горожане.DVD


    К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».ИКТ

    К.Г. Паустовский «Растрёпанный воробей».

    А. Куприн «Слон».

    А. Куприн «Слон».

    А. Куприн «Слон».

    Вн.чтение: Короткие рассказы и сказки

    Е.А. Пермяка. ИКТ

    КГ   Петербургские набережные и мосты. ИКТ

    Обобщающий урок по разделу.

    Страницы русской классики(6 часов)

    Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»

    Саша Чёрный «Что ты тискаешь утёнка?», «Воробей», «Слон»

    Вн.чтение: «Что за прелесть эти сказки!» DVD

    А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

    А.Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона».

    С. Есенин «Черёмуха».

    Обобщающий урок по разделу.

    Вн.чтение: Путешествие в страну сказок.ИКТ

    КГ  Сказочный наряд  Петербурга. ИКТ

         Любимые детские писатели(17 часов)       

    М. Пришвин «Моя Родина» (из воспоминаний).

    И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

    И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

    Вн.чтение: Знай и люби родную природу!.

    И. Соколов-Микитов «Листопадничек».

    В.И. Белов «Малька провинилась», «Ёщё раз про Мальку».

    В.И. Белов «Малька провинилась», «Ёщё раз про Мальку».

    В.Бианки «Мышонок Пик».

    Вн.чтение: Урок-викторина «Знай и люби родную природу».

    КГ  Богатый и щедрый Петербург.

    В.Бианки «Мышонок Пик».

    В.Бианки «Мышонок Пик».

    Б.С. Житков «Про обезьянку».

    Вн.чтение: О чем рассказывают детские журналы. ИКТ

    Б.С. Житков «Про обезьянку».

    Б.С. Житков «Про обезьянку».

    В.Л. Дуров «Наша Жучка».

    Вн.чтение: «Где? Что? Как и почему?» Рассказы-загадки о зверях и птицах. ИКТ

    КГ  Кто такие настоящие петербуржцы?

    В.П. Астафьев «Капалуха».

    Выразительно читать литературное произведение, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

    Читать  про себя, осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части, отвечать на вопросы, используя текст. Заучивать текст наизусть.

    Характеризовать текст, представлять текст по заголовку, теме, иллюстрациям, определять тему, главную мысль произведения последовательность событий, находить в тексте доказательства отражения мыслей и чувств автора. Сравнивать тексты, анализировать структуру, образные средства.


     Познакомить с составными частями города,коммуникациями

    Воспринимать на слух художественные произведения разных жанров.

    Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать авторскую мысль. Оценивать свои эмоциональные реакции. Читать художественное произведение по ролям.

    Воспринимать учебный текст, определять цель, конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий), оценивать ход и результат  выполнения задания.

    Рассказать о настоящих петербуржцах, знаменитых жителях, выработать правила культурного петербуржца.

    Характеризовать особенности художественного произведения, определять жанр ,раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

    Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу художественного произведения.

    Познакомить с мостами С-ПБ, сравнивать их между собой, узнавать их по особым признакам


    Выразительно читать литературное произведение, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

    Читать  про себя, осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части, отвечать на вопросы, используя текст. Заучивать текст наизусть.


    Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать авторскую мысль. Оценивать свои эмоциональные реакции. Читать художественное произведение по ролям. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно на основе опорных слов, по плану, по иллюстрации.

    Выявлять,  сравнивать, выделять сказочные мотивы, черты и персонажи в убранстве города


    Характеризовать особенности художественного произведения, определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.

    Коллективно обсуждать ответ на вопрос - Что хотел сказать автор своим произведением? Какими мыслями, чувствами он хотел поделиться с нами? 






    Познакомить с культурным Петербургом, театрами, библиотеками, музеями, выработать правила нахождения в общественных местах











    Сравнивать, анализировать, оценивать  свое поведение и отношение к городу

     

                                                       III триместр 53 часа (37+11+5)

    № п/п

    № урок

    № ур вн.чт

    дата

    Тема урока

    Характеристика деятельности учащихся

    1

    2

    3


    4


    5


        6

        7

        8


        9

       10

       11

    12


       13


       14

       15

       16

       17


       18

       19

    20

    21

    22

    23

       24


    25

    26

    27


    28


       29

    30

    31

    32

       33

       34

       35

       36

       37

    38

       39

       40


    41


    42

    43

    44

       45




    46

       47

    48

       49

    50

    51

    52

    53

    15

    16



    17


    1


       2




    3

    4

    5



       1


    2

    3

    4




    5

    6

    7


    8

       9


      10

      11






    12

    13

    14


    15

    16

    17

    18


      19

      20

      21





      22

      23

     




      1

      2

      3

      4



      5

      6



    1







       2

    1





    3







    4


      2




       5






    6


    3





      7





      8





      9


    4



    10








      11

    5

    01.03

    04.03

    05.03


    06.03


    07.03


    11.03

    12.03

    13.03


    14.03

    15.03

    18.03

    19.03


    20.03


    21.03

    22.03

    01.04

    02.04


    03.04

    04.04

    05.04

    08.04

    09.04

    10.04

    11.04


    12.04

    15.04

    16.04


    17.04


    18.04

    19.04

    22.04

    23.04

    24.04

    25.04

    26.04

    29.04

    30.04

    02.05

    03.05

    06.05


    07.05


    08.05

    12.05

    13.05

    14.05





    15.05

    16.05

    17.05

    20.05

    21.05

    22.05

    23.05

    24.05


    В.Ю. Драгунский «Он живёт и светится».АЗ

    В.Ю. Драгунский «Он живёт и светится».

    Вн.чтение: Урок-викторина по рассказам и сказкам В.В. Бианки.

    Обобщающий урок по разделу.

    Страницы русской классики(5 часов)

    С.Я. Маршак «Гроза днём», «В лесу над росистой поляной».ИКТ

    А. Барто  «Разлука», «В театре».

    Вн.чтение: Мифы, легенды, предания.

    КГ  Зимний дворец-дворец славы  российской.DVD

    С. В.Михалков «Если».

    Е. Благинина «Кукушка», «Котёнок».

    Обобщающий урок по разделу.

    Вн.чтение: Мифы, легенды, предания.АЗ

         Любимые детские писатели.(23 часа)

    Б. Шергин «Собирай по ягодке - наберёшь кузовок».

    А.П. Платонов «Цветок на земле» .

    А.П. Платонов «Цветок на земле» .

    А.П. Платонов «Ещё мама».

    Вн.чтение: Уральские рассказы П.П. Бажова.

    DVD

    КГ  Путешествие по зимнему дворцу. ИКТ

    А.П. Платонов «Ещё мама».

    М. Зощенко «Золотые слова».

    М. Зощенко «Золотые слова».

    Вн.чтение: Волшебные сказки братьев Гримм.

    М. Зощенко «Золотые слова».

     М. Зощенко «Великие путешественники». ИКТ

    М. Зощенко «Великие путешественники».

    М. Зощенко «Великие путешественники».

    Вн.чтение: Волшебные сказки братьев Гримм ИКТ

    КГ  Дворцовая площадь-главная площадь города. ИКТ

    Н. Носов «Федина задача».ИКТ

    Н. Носов «Федина задача».

    Н. Носов Телефон». ИКТ

    Вн.чтение: Сказки Шарля Перро.АЗ

    Н. Носов Телефон».

    В.Ю. Драгунский «Друг детства».

    В.Ю. Драгунский «Друг детства».

    Обобщающий урок по разделу.

    Вн.чтение: Сказки Шарля Перро.ИКТ

    Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

    Ю. Ермолаев «Проговорился», «Воспитатели».

    Г. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды».

    Вн.чтение: Сказки сказочника Г.Х. Андерсена

    DVD

    КГ Экскурсия по городу

    Р. Сеф  «Весёлые стихи».

    Обобщающий урок по разделу.

    Вн.чтение: Сказки сказочника Г.Х. Андерсена.

    АЗ


    Зарубежная литература.(6 часов)

    Мифы Древней Греции.

    Мифы Древней Греции.

    Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».DVD

    Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

    Вн.чтение: Обобщающий урок-отчёт. ИКТ

    КГ  Викторина- знаешь ли ты свой город?ИКТ

    Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок».

    Обобщающий урок по разделу.



    Конструировать (моделировать) алгоритм выполнения учебного задания (отбирать необходимые средства для получения результата, выстраивать последовательность учебных действий.


    Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу прочитанных произведений.


    Выразительно читать литературное произведение, используя интонации, паузы, темп в соответствии с особенностями художественного текста.

    Воспринимать и запоминать материал о Зимнем дворце,  систематизировать знания, сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание


    Читать  про себя, осознавать прочитанный текст, выделять в тексте основные логические части, отвечать на вопросы, используя текст. Заучивать текст наизусть.

    Сравнивать тексты, определять жанр, анализировать структуру, образные средства.

    Сравнивать произведения разных жанров. Отвечать на вопросы по содержанию литературного текста, отражать авторскую мысль.

    Образно представлять  путешествие по дворцу, объяснять и оценивать, характеризовать изученные особенности, рассказывать  об особенностях дворца, применить на себя роль экскурсовода


    Оценивать свои эмоциональные реакции. Читать художественное произведение по ролям. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно на основе опорных слов, по плану, по иллюстрации.

    Характеризовать особенности художественного произведения, определять жанр, раскрывать последовательность развития сюжета, описывать героев.



    Познакомить с главной площадью города, рассказать ее историю


    Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу прочитанных произведений.




    Сравнивать произведения разных жанров. Объяснять выбор автором заголовка. Составлять план текста с помощью учителя. Пересказывать текст подробно, сжато, выборочно на основе опорных слов, по плану, по иллюстрации. Характеризовать книгу, журнал, анализировать структуру, образные средства.



    Применить свои знания по КГ во время экскурсии


     Инсценировать художественное произведение, читать по ролям, передавать особенности героев, используя различные выразительные средства (тон, темп, тембр, интонацию речи, мимику, жесты).

    Коллективно обсуждать ответ на вопрос - Что хотел сказать автор своим произведением? Какими мыслями, чувствами он хотел поделиться с нами?

    Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание по поводу прочитанных произведений.


    Применить свои знания по КГ во время викторины,

    Сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и чужое высказывание

        В соответствии с образовательной программой школы использован следующий учебно-методический комплект:

     1. А.Ф. Климанова. Учебник «Родная речь». 3 класс (1,2 часть), Москва, «Просвещение», 2010 год;

     2. С.В. Кутявина. «Поурочные разработки по чтению для 3 класса», Москва, «ВАКО», 2011год.

     УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2012-2013 учебный год.

     Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по курсу «Русский язык».

    Литература  для учителя и интернет-ресурсы

    Литература

    1.Таблицы и портреты писателей

    2. «Сборник рабочих программ. Школа России. Сборник рабочих программ 1-4 классы.»Москва,Просвещение,2011

    3. Карточки для самостоятельных и индивидуальных работ

    4. Подборка презентаций по темам курса

    5.С.В.Кутявина «Поурочные разработки по внеклассному чтению»3кл, Москва, «ВАКО», 2006год

    6.Лагутина Е.В. «Сборник текстов для проверки техники чтения 1-4 кл.»Издат-школа 2000, Москва

    7.Е.В.Посашкова «Полная хрестоматия для начальной школы»Астрель, Москва,2010

    8.Г. А.Глинка «Буду говорить, читать, писать правильно»Спб,1997

    9.В.Волина «Учимся играя», Москва,1994

    10.С.А.Левина «Начальная школа. Математика, чтение, природоведение.  Конспекты открытых  уроков»Волгоград,Учитель,2001

    11.Приглашаем на урок.3кл.Русский,математика,чтение,окружающий мир» Волгоград,Учитель,2010

    12.Т.В.Титкова,Э.З.Горбачева,Л.В.Цыганок «Открытые уроки 1-4 кл» Москва, «ВАКО», 2011год

    13.Развивающие игры для младших школьников. Кроссворды, викторины, головоломки. Ярославль, Академия развития, 1996

    14.Л.А.Данилова «Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития»СПБ, Детство-Пресс,2011

    15.Е.А.Нефедова,О.В.Узорова «Готовимся к школе»Москва,АСТ,1999

    16. Пословицы,поговорки,потешки,скороговорки . Ярославль,2003

    http://festival.1september.ru/articles/subjects/15

    http://allforchildren.ru/

    http://metodisty.ru/

    http://www.proshkolu.ru/

    http://metodsovet.su/

    http://nachalka.com/

    http://www.openclass.ru/

    http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola

    http://pedsovet.su/

    http://www.it-n.ru/

    http://pedsovet.org/

    http://www.xn--80achddrlnpe7bi.xn--p1ai/

    http://1sentyabrya.ru/

    http://window.edu.ru/

    http://numi.ru/list.php?razdel=%CD%E0%F7%E0%EB%FC%ED%E0%FF

    http://www.zanimatika.ru/

    http://journal-bipt.info/

    http://45minut.info/

    http://nayrok.ru/

    http://uchitelu.net/

    http://www.prodlenka.org/

    http://viki.rdf.ru/

    http://nsc.1september.ru/index.php

    http://nsc.1september.ru/urok/

    http://1september.ru/

    http://skazvikt.ucoz.ru/

    http://zanimatika.narod.ru/RF_Proekt.htm

    Список литературы для детей

    Орфографический словарь, толковый словарь, сборник пословиц и загадок, литература по внеклассному чтению (по тематическому планированию)


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературному чтению. Школа России

    Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России...

    Рабочая программа по литературному чтению Школа России

    Пояснительная записка, тематическое планирование...

    Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

    Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

    Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

    Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

    Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....

    Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 4 класс

    Программа разработана с учётом коррекционной направленности при работе в классах V вида на базе общеобразовательных школ. Расчитана на 3 учебных часа в неделю....