Главные вкладки

    Рабочая программа по литературному чтению. Школа России
    рабочая программа по чтению (4 класс) на тему

    Хлынцева Елизавета Васильевна

    Рабочая  программа по литературному чтению. Школа России

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» для 4 класса составлена  на основе Примерной программы начального общего образования  в образовательных учреждениях с русским языком обучения по литературному чтению и авторской программы Л.Ф. Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,-М., Просвещение, 2007), утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования.

       Рабочая программа рассчитана на преподавание предмета в 4 классе всего на 102 учебных  часа, 3 часа в неделю.

           Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствуют требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, но в программу  внесены изменения: из общего количества часов выделены 3 часа как резервные ( морозные и праздничные дни), по 1 часу во II, III, IV четверти.

    Количество часов в год - 102.

     Количество часов в неделю - 3.

    Количество часов в I четверти - 25.

    Количество часов в II четверти - 23.

    Количество часов в III четверти - 30.

    Количество часов в IV четверти - 24.

    Учебный предмет «Литературное чтение», обеспечивает формирование следующих универсальных учебных действий:

    • смыслообразования через прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося в системе личностных смыслов;

    • самоопределения и самопознания на основе сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально_действенной идентификации;

    • основ гражданской идентичности путём знакомства с героическим историческим прошлым своего народа и своей страны и переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан;

    • эстетических ценностей и на их основе эстетических критериев;

    • нравственно_этического оценивания через выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей;

    • эмоционально_личностной децентрации на основе отождествления себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

    • умения понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

    • умения произвольно и выразительно строить контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства;

    • умения устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

    • умения строить план с выделением существенной и дополнительной информации.

    Цели обучения

    - развить художественно-творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений;

    - формировать эстетическое отношение к искусству слова; совершенствовать все виды речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать и рассказывать, импровизировать;

    - овладеть осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формировать читательский кругозор и приобретать опыт самостоятельной читательской деятельности;

    - воспитать эстетическое отношение к искусству слова, интерес к чтению и книге, потребность в общении с миром художественной литературы;

    - обогащать нравственный опыт, формировать представления о добре и зле, справедливости и честности; развивать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России.

    Задачи программы:

    - развивать способность полноценно воспринимать произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

    -  учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

    - формировать умение воссоздавать художественные образы, развивать творческое воображение, ассоциативное мышление;

    -  развивать поэтический слух, накапливать эстетический опыт слушания произведений, воспитывать художественный вкус;

    - формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

    - формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

    -  обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

    расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных    по    содержанию    и    тематике,    обогащать    нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

    -   обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;

    -   работать с различными типами текстов;

    - создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

    ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

    ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

    ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

    102 ЧАСА

    Былины, летописи, жития (8 часов)

    О былинах. «Ильины три поездочки». Летописи. Жития. «И повесил Олег щит свой на вратах Цареграда…». «И вспомнил Олег коня своего…». «Житие Сергия Радонежского».

    Из русской классической литературы (18 часов)

    П.П.Ершов «Конёк-горбунок». А.С.Пушкин. (Няне, Туча, Унылая пора…, Птичка Божия не знает…, Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях.

    М.Ю. Лермонтов (Дары Терека, Ашик-Кериб).

            А.П.Чехов «Мальчики».

    Поэтическая тетрадь (23 часа)

            Ф.И.Тютчев «Ещё земли печален вид…», «Как неожиданно и ярко…».

    А.А.Фет «Весенний дождь», «Бабочка». Е.А.Баратынский. А.Н.Плещеев. И.С.Никитин. Н.А.Некрасов. И.А.Бунин,                В.Я,Брюсов, С.А.Есенин, М.И.Цветаева           Б.Л.Пастернак, С.А.Клычков, Д.Б.Кедрин, Н.М.Рубцов, С.А.Есенин

    Литературные сказки (35 часов)

            В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке. П.П.Баратынский «Серебряное копытце». С.Т. Аксаков «Аленький цветочек». В.М. Гаршин «Сказка о жабе и розе».

            Е.Д.Шварц «Сказка о потерянном времени». В.Ю. Драгунский. В.В.Голявский

            Б.С.Житков. М.М.Зощенко        Д.Н.Мамин-Сибиряк. А.И. Куприн. М. Пришвин. К.Г. Паустовский. В.П.Астафьев

    Родина (5 часов)

            И.С.Никитин «Русь». С.Д. Дрожжин «Родине…». А.В.Жигулин «О, Родина!». Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

    Страна «Фантазия» (3 часа)

            Е.С.Велтистов «Приключения Электроника». К. Булычов «Путешествие Алисы».

    Зарубежная литература (10 часов)

            Дж. Свифт «Путешествие Гулливера». Г.Х. Андерсен «Русалочка». М. Твен «Приключения Тома Сойера».  С.Лагерлёф «Святая ночь», «В Назарете».

            Для реализации программного содержания используются:

    - Климанова, Л. Ф., Горецкий, В. Г., Голованова, М. В. Родная речь: учебник  4 класса. - М.: Просвещение, 2010.

    - Климанова, Л. Ф. Уроки литературного чтения: метод, пособие к учебнику «Родная речь. 4 класс». - М.: Просвещение, 2006.

    ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ

          Литературное чтение - один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы. Так в результате освоения предметного содержания литературного чтения учащиеся должен приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности: осознанно читать , строить диалогическое и монологическое высказывания на основе литературного произведения и личного опыта; описывать и сопоставлять различные объекты, самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника, находить информацию в словарях и др.

    В результате изучения литературного чтения ученик 4 класса должен

    знать/понимать

    названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; содержание прочитанного произведения, определять его тему (о чём оно),

    уметь устанавливать смысловые связи между частями прочитанного текста, определять главную мысль прочитанного и выражать её своими словами; названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;

    знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

    знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

    знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

    знать названия, темы и сюжеты 2-3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений писателей – классиков;

    знать наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;

    знать не менее 6-7 народных сказок, уметь их пересказывать;

     знать более 10 пословиц, 2-3 крылатых выражения, понимать их смысл и объяснять, в какой жизненной ситуации можно употребить каждую из них;

    уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

    определять тему и главную мысль произведения;

    пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

    делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

    составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения;

    читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

    создавать небольшой устный текст на заданную тему;

    приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки);

    различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

    приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

    самостоятельного чтения книг;

    высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

    самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;

    работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

    Чтение. Работа с текстом

    (метапредметные результаты)

    В результате изучения всех без исключения учебных предметов на ступени начального общего образования выпускники приобретут первичные навыки работы с содержащейся в текстах информацией в процессе чтения соответствующих возрасту литературных, учебных, научно-познавательных текстов, инструкций. Выпускники научатся осознанно читать тексты с целью удовлетворения познавательного интереса,

    освоения и использования информации. Выпускники овладеют элементарными навыками чтения информации, представленной в наглядно-символической форме, приобретут опыт работы с текстами, содержащими рисунки, таблицы, диаграммы, схемы.

    У выпускников будут развиты такие читательские действия, как поиск информации, выделение нужной для решения практической или учебной задачи информации, систематизация, сопоставление, анализ и обобщение имеющихся в тексте идей и информации, их интерпретация и преобразование. Обучающиеся смогут использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений, а также принятия решений в простых учебных и практических ситуациях.

    Выпускники получат возможность научиться самостоятельно организовывать поиск информации. Они приобретут первичный опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставления её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

    Работа с текстом: поиск информации и понимание  прочитанного

    Выпускник научится:

    ·находить в тексте конкретные сведения, факты, заданные в явном виде;

    ·определять тему и главную мысль текста;

    ·делить тексты на смысловые части, составлять план текста;

    ·вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;

    ·сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя два-три существенных признака;

    ·понимать информацию, представленную в неявном виде (например, находить в тексте несколько примеров, доказывающих приведённое утверждение; характеризовать явление по его описанию; выделять общий признак группы элементов);

    ·понимать информацию, представленную разными способами: словесно, в виде таблицы, схемы, диаграммы;

    ·понимать текст, опираясь не только на содержащуюся в нём информацию, но и на жанр, структуру, выразительные средства текста;

    ·использовать различные виды чтения: ознакомительное, изучающее, поисковое, выбирать нужный вид чтения в соответствии с целью чтения;

    ·ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках.

    Выпускник получит возможность научиться:

    ·использовать формальные элементы текста (например, подзаголовки, сноски) для поиска нужной информации;

    ·работать с  несколькими источниками информации;

    ·сопоставлять информацию, полученную из нескольких источников.

    Работа с текстом: преобразование и интерпретация информации

    Выпускник научится:

    ·пересказывать текст подробно и сжато, устно и письменно;

    ·соотносить факты с общей идеей текста, устанавливать простые связи, не показанные в тексте напрямую;

    ·формулировать несложные выводы, основываясь на тексте; находить аргументы, подтверждающие вывод;

    ·сопоставлять и обобщать содержащуюся в разных частях текста информацию;

    ·составлять на основании текста небольшое монологическое высказывание, отвечая на поставленный вопрос.

    Выпускник получит возможность научиться:

    ·делать выписки из прочитанных текстов с учётом цели их дальнейшего использования;

    ·составлять небольшие письменные аннотации к тексту, отзывы о прочитанном.

    Работа с текстом: оценка информации

    Выпускник научится:

    ·высказывать оценочные суждения и свою точку зрения о прочитанном тексте;

    ·оценивать содержание, языковые особенности и структуру текста; определять место и роль иллюстративного ряда в тексте;

    ·на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность прочитанного, обнаруживать недостоверность получаемых сведений, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов;

    ·участвовать в учебном диалоге при обсуждении прочитанного или прослушанного текста.

    Выпускник получит возможность научиться:

    ·сопоставлять различные точки зрения;

    ·соотносить позицию автора с собственной точкой зрения;

    ·в процессе работы с одним или несколькими источниками выявлять достоверную (противоречивую) информацию.

    Итоговая оценка выпускника и её использование при переходе от начального к основному общему образованию

    На итоговую оценку на ступени начального общего образования, результаты которой используются при принятии решения о возможности (или невозможности) продолжения обучения на следующей ступени, выносятся только предметные и метапредметные результаты, описанные в разделе «Выпускник научится» планируемых результатов начального образования.

    Предметом итоговой оценки является способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, построенные на материале опорной системы знаний с использованием средств, релевантных содержанию учебных предметов, в том числе на основе метапредметных действий. Способность к решению иного класса задач является предметом различного рода неперсонифицированных обследований.

    На ступени начального общего образования особое значение для продолжения образования имеет усвоение учащимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике и овладение следующими метапредметными действиями:

    ·речевыми, среди которых следует выделить навыки осознанного чтения и работы с информацией;

    ·коммуникативными, необходимыми для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Итоговая оценка выпускника формируется на основе накопленной оценки, зафиксированной в портфеле достижений, по всем учебным предметам и оценок за выполнение, как минимум, трёх (четырёх) итоговых работ (по русскому языку, родному языку, математике и комплексной работы на межпредметной основе).

    При этом накопленная оценка характеризует выполнение всей совокупности планируемых результатов, а также динамику образовательных достижений обучающихся за период обучения. А оценки за итоговые работы характеризуют, как минимум, уровень усвоения обучающимися опорной системы знаний по русскому языку, родному языку и математике, а также уровень овладения метапредметными действиями.

    На основании этих оценок по каждому предмету и по программе формирования универсальных учебных действий делаются следующие выводы о достижении планируемых результатов.

    Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, как минимум, с оценкой «зачтено» (или «удовлетворительно»), а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 50% заданий базового уровня.

    Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, причём не менее чем по половине разделов выставлена оценка «хорошо» или «отлично», а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении не менее 65% заданий базового уровня и получении не менее 50% от максимального балла за выполнение заданий повышенного уровня.

    Такой вывод делается, если в материалах накопительной системы оценки не зафиксировано достижение планируемых результатов по всем основным разделам учебной программы, а результаты выполнения итоговых работ свидетельствуют о правильном выполнении менее 50% заданий базового уровня.

    Педагогический совет образовательного учреждения на основе выводов, сделанных по каждому обучающемуся, рассматривает вопрос об успешном освоении данным обучающимся основной образовательной программы начального общего образования и переводе его на следующую ступень общего образования.

    В случае если полученные обучающимся итоговые оценки не позволяют сделать однозначного вывода о достижении планируемых результатов, решение о переводе на следующую ступень общего образования принимается педагогическим советом с учётом динамики образовательных достижений выпускника и контекстной информации об условиях и особенностях его обучения в рамках регламентированных процедур, устанавливаемых Министерством образования и науки Российской Федерации.

    Решение о переводе обучающегося на следующую ступень общего образования принимается одновременно с рассмотрением и утверждением характеристики обучающегося, в которой:

    ·отмечаются образовательные достижения и положительные качества обучающегося;

    ·определяются приоритетные задачи и направления личностного развития с учётом как достижений, так и психологических проблем развития ребёнка;

    ·даются психолого-педагогические рекомендации, призванные обеспечить успешную реализацию намеченных задач на следующей ступени обучения.

    Все выводы и оценки, включаемые в характеристику, должны быть подтверждены материалами портфеля достижений и другими объективными показателями.

    Образовательные учреждения информируют органы управления в установленной регламентом форме:

    ·о результатах выполнения итоговых работ по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе;

    ·о количестве учащихся, завершивших обучение на ступени начального общего образования и переведённых на следующую ступень общего образования.

    Оценка результатов деятельности образовательного учреждения начального образования осуществляется в ходе его аккредитации, а также в рамках аттестации педагогических кадров. Она проводится на основе результатов итоговой оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования с учётом:

    ·результатов мониторинговых исследований разного уровня (федерального, регионального, муниципального);

    ·условий реализации основной образовательной программы начального общего образования;

    ·особенностей контингента обучающихся.

    Предметом оценки в ходе данных процедур является также текущая оценочная деятельность образовательных учреждений и педагогов и, в частности, отслеживание динамики образовательных достижений выпускников начальной школы данного образовательного учреждения.

    В случае если для проведения итоговых работ используется единый, централизованно разработанный инструментарий, наиболее целесообразной формой оценки деятельности образовательного учреждения начального образования является регулярный мониторинг результатов выполнения трёх (четырёх) итоговых работ: по русскому, родному языку, математике и итоговой комплексной работы на межпредметной основе.

    Литература для учителя

    Начальная школа. Методический журнал;

    Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, -М., Рус. Язык, 2000;

    Примерная программа образовательных учреждений «Начальные классы»

    Л.Ф. Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Литературное чтение» (Концепция и программы для начальных классов «Школа России»,-М., Просвещение, 2007);

    Учебник для 4 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2010

    Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, -М., Аванта, 2001.

    Литература для учащихся

    Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю.Шведовой, -М., Рус. Язык, 2000;

    Учебник для 4 класса. Литературное чтение. Климанова Л.Ф. Голованова М.В., Горецкий В.Г., М., Просвещение. 2010;

    Энциклопедия для детей. Т.9 Русская литература/ М.Д.Аксёнова, -М., Аванта, 2001.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по литературному чтению Школа России

    Пояснительная записка, тематическое планирование...

    Календарно тематическое планирование по литературному чтению ШКОЛА РОССИИ ФГОС 2012-2013 уч.г.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Тематическое планирование разработано на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, Концепции духовно-нравственног...

    Календарно-тематическое планирование по литературному чтению "Школа России"

    Работа содержит таблицу, котораясоответствует требованиям ФГОС....

    Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс

    Рабочая программа по литературному чтению (Школа России) 3 класс...

    Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" 5 вид

    Рабочая программа по литературному чтению "Школа России" для коррекционных классов 5 вида...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.ШКОЛА РОССИИ.4 КЛАСС.

    Рабочая программа по литературному чтению.Школа России.4 класс.Автор:Климанова.Этот материал будет интересен тем, кто дорабатывает по старому....


     

    Комментарии

    Давно работаю по программе "Школа России".Внимательно все прочитала.Программа составлена хорошо. Это большой труд.
    Головинова Татьяна Михайловна

    Спасибо большое. Ваша работа очень помогла в работе.

    Спасибо! Ваша программа очень помогла в работе.