Методическая копилка
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Марина Владимировна Пузикова

Раздел содержит разработки уроков, презентации, методические материалы к урокам и многое другое.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon literaturnoe_chtenie_.doc_lyagushka_puteshestvennica.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

В. М. Гаршин «Лягушка – путешественница».

Тип урока: комбинированный.

Учебник: «Литературное чтение» 4 класс. Ефросинина Л.А.

Цели и задачи.

Образовательные:

- формировать читательские умения у детей при работе с текстом, активизировать «вдумчивое чтение», т.е. умение думать над произведением до чтения, во время и после чтения,

- формировать умение логично и аргументировано излагать свои мысли во время устной речи,

-учить самостоятельно, искать и проверять новые знания по теме,

- продолжить работу над совершенствованием навыка чтения: правильностью, беглостью, скоростью, осознанностью, выразительностью,

- способствовать обогащению словарного запаса детей, наблюдать за выразительными средствами языка,

Развивающие:

- способствовать развитию креативности мышления учащихся, через воплощение в сценическом образе,

- развивать устную речь учащихся,

- развивать образное и логическое мышление, воссоздающее творческое воображение,

- развивать умение анализировать, обобщать, сопоставлять,

- развивать всё многообразие психических процессов.

Воспитательные:

- воспитание норм морали и нравственности через принятие идейной нагрузки художественного произведения,

- воспитание интереса к миру детской художественной литературы,

- воспитание усидчивости, взаимоуважения, взаимоподдержки,

- воспитание умения работать дружно, согласованно с членами группы,

- воспитание критического мышления.

Оборудование:

учебник;  компьютерная презентация по теме урока «Лягушка – путешественница»: серия иллюстраций, тест; словари под редакцией Ожегова; карточки – схемы.

ТСО: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Этапы

Содержание

Примечания

  1. Организация детей на занятие.

Приветствие учащихся. Организация рабочего места.

2. Мобилизующий этап.

Наверное, нет такого человека, который с детства не мечтал бы о далёких городах, странах, не хотел бы увидеть, как живут другие народы. Став взрослыми, многие люди осуществляют свою мечту – путешествуют по свету. Но путешественниками хотели бы стать не только люди. Помните знаменитых собак – космонавтов,  Белку и Стрелку, этих героинь – путешественниц знает весь мир. Знает весь мир и нашу героиню урока, лягушку – квакушку, о которой поведал нам Всеволод Михайлович Гаршин. Его произведение необычное, оно назидательное, как в русских сказках: «Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам – урок!»

Какой урок мы извлечём с вами, поработав над содержанием сказки «Лягушка – путешественница»? Ответить на этот вопрос мы сможем в конце урока, если будем активно и плодотворно работать во время урока.

 

3. Проверка домашнего задания.

-Начнём с проверки задания. Дома вы должны были ознакомиться с произведением В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница», прочитать и разделить на части.

-Поднимите руку, кто справился с этой работой.

-У кого возникли трудности?

-Хорошо.

- Объясните, почему В.М.Гаршин своё произведение относит к такому литературному жанру как сказка?

- Почему автор выбрал такое название?

- На экране сюжетные иллюстрации к сказке, если вы внимательно читали её, то без труда восстановите  их последовательность в соответствии с содержанием сказки.

-   Из скольких  частей состоит сказка? (4).

- у кого другой вариант?

4. Работа по теме.

А) Первая часть.

-Откройте учебник на странице 94.

- Найдите и прочитайте предложение, заканчивающее первую часть. ( «Поэтому она промолчала и продолжала нежиться».)

- У кого иной вариант?

- Давайте озаглавим первую часть. Я вам предлагаю найти в тексте предложение, которое могло бы по праву стать заголовком. («Жила – была на свете лягушка – квакушка».)

- Обоснуйте свой выбор.

- Поработаем над этой частью: ваша задача: выразительно прочитать первую часть, с помощью интонации «рассказать» о главной героине.

- (читает 1 ученик. Оценка: удачно выбрана интонация, темп прочтения, постановка пауз.)

Б) Вторая часть.

- Найдите и прочитайте предложение, которым заканчивается вторая часть. ( «Нужно только, чтобы вы не крякали, а я не квакала, и всё будет превосходно».)

- У кого иной вариант?

- Выбирать заголовок этой части вы будете, работая в группах по четвёркам. Ваша задача:

1) вспомнить, проглядев текст, содержание второй части,

2) озаглавить её.

-Продолжительность обсуждения – 2 минуты.

- Выбирать лучший вариант заголовка будем вместе путём голосования (у вас на столах сигнальные карточки, синий цвет – «нет», красный – «да»)

- Кто же является главными героями этой части?

- Предлагаю почитать по ролям, но задача будет осложнена тем, что слова автора читаться не будут (трое учащихся читают диалог страница 94-95).

В) Третья часть.

- Найдите предложение, заканчивающее третью часть.

- У кого иной вариант?

-На этот раз я сама вам предлагаю заголовок, а ваша задача: доказать или опровергнуть правильность моего выбора с помощью аргументов.

- «Хитрая штука». (Дети доказывают свою точку зрения)

- У вас на столах толковые словари под редакцией Ожегова. Вы снова работаете в группах: первые три группы находят в словарях лексическое значение слова «паяц», оно встречается в третьей части; оставшиеся три группы находят лексическое значение слова «скирда», оно тоже встречается в тексте. (Спрашиваются члены группы, первые нашедшие объяснение).

- Я вам даю 5 минут на прочтение третьей части, так как по ней будет проведена викторина – тест, и хорошее знание содержания вам поможет её выиграть.

- Состав групп я теперь поменяю: первый ряд – первая команда, второй ряд – вторая команда, третий ряд – третья команда.

Вам понадобятся доски, на них вы будете фиксировать правильный, на ваш взгляд, вариант ответа.

Результаты будут наглядно демонстрироваться на доске, выигравшая команда получает приз.

Тест.

  1. Через какой промежуток времени происходила смена уток?

     А) через час.

     Б) через два часа.

     В) через три часа.

2. На чём утки несли лягушку?

      А) на прутике.

       Б) на веточке.

       В) в клюве.

3.Как хвалили утки лягушку?

    А) «Удивительно изобретательная наша лягушка».

    Б) «Удивительно хитрая наша лягушка».

      В) Удивительно умная голова      наша лягушка».

4. Выберите вариант продолжения фразы: «…бедная квакушка болталась в воздухе…

      А) …как осиновый лист.

      Б) …как флажок.

      В) …как бумажный паяц.

5. Что попросила квакушка уток?

А) подняться к облакам.

Б) опуститься на землю.

В) лететь не так высоко.

6. Для чего лягушка попросила уток снизиться?

А) она хотела посмотреть мир.

Б) она хотела послушать людей.

В) она боялась высоты.

( подводятся итоги)

 

Г) Четвёртая часть

- Прежде чем мы с вами перейдём к последней части, я хочу рассказать вам историю создания этой сказки. Оказывается, сказка «Лягушка – путешественница» была самым последним произведением В.М.Гаршина. И он очень радовался, что его произведение понравилось детям. А ведь о нашей героине знали ещё давно, в 15 веке, она стала героиней басни датского баснописца Лафонтен, но его лягушка в конце разбивается, вот так решает баснописец наказать зазнайку.

- Как вы думаете, почему Гаршин выбрал другой конец сказки?

- у вас на столах листочки. Вас ждёт творческая работа:

1. Озаглавьте заключительную часть.

2. Придумайте продолжение сказки: может лягушка останется  жить на новом месте, а может её съест аист, а может утки всё – же найдут её и заберут с собой?

Вам даётся 7 минут, ваше продолжение максимум должно состоять из трёх – четырёх предложений.

Подведение итогов

Анализом ваших творческих работ начнётся наш следующий урок литературного чтения.

- Мы с вами разобрали сказку по «крупинкам», и я хочу вернуться к начальному этапу нашего урока, а именно к выражению:

«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок!»

- Какой же урок преподнесла нам лягушка – путешественница? Какое качество её характера ей же самой и навредило?

(ответы детей)

- Я предлагаю подвести вывод наглядно, с помощью схемы. (Дети «цепочкой выходят к доске и выбирают карточку под стрелку указатель)

      Лягушка - квакушка

Отрицат.                  Положит.

Зазнайство          Уважительна.

Хвастливость     Изобретател.

Гордыня              Находчивость

Итог работы

- В заключение,  хочу оценить ребят, наиболее активно и плодотворно работающих на протяжении всего урока.

- Конечно, наградить команду, победившую в викторине.

- И пожалуйста, запишите домашнее задание: страница 98 творческое задание (устно)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка

Конспект урока по теме "Масса" в 1 классе по программе Гармония (Н.Б.Истомина).Статья "Русские народные побасёнки"Мультфильм "Колобок"...

Методическая копилка

Конспекты открытых уроков, разработки внеклассных мероприятий, курс для учащихся 3-4 классов "Я - патриот своего Отечества", интегрированные контрольные работы, родительские собрания, статья "Выбор, в...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

методическая копилка

методические разработки для учителей начальных классов...

Методическая копилка

Развиваясь  - развивай, вдохновляясь - вдохновляй!...

Методическая копилка

Материалы для учителей начальной школы...