Урок литературного чтения в 1 классе "Зима. И.З.Суриков"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

На уроке проходит знакомство с творчеством Сурикова И.З., формирование навыков чтения,  навыков работы с текстом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_i.z.surikov._zima..doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  И. З. Суриков. «Зима»

Цели  урока: 1. Знакомить  с  творчеством  Сурикова;

                          формировать навыки  чтения,  следить  за  культурой  речи

                          учащихся;  учить  работать  с  текстом.

                       2. Развивать  фонематический  слух,  память,  внимание;

                          наблюдательность,  умение  замечать  прекрасное  рядом  с  

                           собой.

                       3. Воспитывать  любовь  к  природе,  умение  выслушивать

                           своего  товарища.

                       

Оборудование:  мультимедиа,  портрет  Сурикова,  распечатки,  «волшебная»

                            палочка, учебники,  снежинки – подарки от Деда Мороза.

                                                     Ход  урока:

1.Орг. момент:  Перемена  пролетела, пролетела  суета.

                           Но и время наступило,  чтобы  сделать  все  дела!

2. Сегодня  у  нас  с  вами, ребята,  вновь  необычный урок.  Посмотрите  сколько  у  нас  гостей.  Они  пришли  посмотреть  на  нас  с  вами,  какие  мы  молодцы!

- Но не только  они пришли  к  нам  сегодня  в  гости.

- Кого  вы  видите  на  странице  учебника?

- Ребята,  сегодня  не  даром  Дед Мороз пришёл  к  нам  на  урок.  Он  хочет  посмотреть  как  ребята  из  1 «б»  работают  на  уроке,  как  будут  читать,  стараться.  Но, а  в  конце  урока  мы  у  него  спросим: понравились  мы  ему  или  нет. И  он,  я  знаю,  для  вас  приготовил  сюрприз.

- Ребята, вам интересно узнать  о  чём  пойдёт  у  нас  с  вами  сегодня  разговор?

3. На какую тему  мы  сегодня  будем  с  вами  разговаривать,  вы  сейчас  определите  сами.  Но  для  этого  нужно  выполнить  задания:

- Отгадайте  загадку,  произнесите  слово – отгадку  и  определите  первый  звук  этого  слова.

Затем  учитель  после  того  как  дети  отгадали  каждую загадку просит дать характеристику  каждому звуку.

А) Первая  книжка  для детишек.        Буквы по  очереди

     Учит – мучит,  а  научит – радует.  (автобус)        появляются на доске

Б)  В белом бархате деревни-

     И заборы, и деревья.

     И  как  ветер  нападёт,

     Этот  бархат опадёт.                     (иней)

В) Невидимкой,  осторожно

     Он  является  ко  мне,

     И  рисует,  как  художник,

     Он  узоры  на  окне.                       (мороз)

Г)  Он  пушистый,  серебристый,

     Белый,  белый,

     Чистый,  чистый,

     Ватой  наземь  лёг.               (снег)

- Подумайте, какое слово лишнее?  -Почему?

- С какой темой связаны все эти слова?  (Зима)

- Определите  тему  нашего  сегодняшнего  разговора  на  уроке.

- К этим  буквам мы ещё вернёмся, а сейчас  возьмите  карточки со словами-

отгадками,  подумайте  какую работу мы можем  выполнить  с этими словами?  (разделите  их  на  слоги и поставьте  ударение.)  Не  забудьте,  что  нужно  сделать  вначале,  чтобы  правильно  разделить  слова  на  слоги.

Самостоятельная  работа.

- А  сейчас  поменяйтесь  карточками  и  проверьте  выполненное  задание  у  своего  соседа.   (верное задание на экране мультимедиа)  (= и -)

- Встаньте  те ребята, кто выполнил задание на плюс.  (итоги)

Резерв: -Дайте  характеристику  буквам  которые  обозначают  первый  звук.

(- Кто будет затрудняться  обратите внимание на ленту букв)

4.Работа по теме:

- Верно мы сегодня с вами поговорим  на  тему  «Зима»   (вывешиваю табличку на доску «ЗИМА»)

- Снег на полях, лёд  на реках,

  Вьюга гуляет.

 Когда это бывает?  (зимой)

- Что вы можете рассказать  о  зиме?

- Кто  из вас любит зиму?

444. Физминутка:

«С неба падают снежинки»

С неба падают снежинки,

Как на сказочной картинке.

Будем их ловить руками

И покажем  дома  маме.

           А  вокруг  лежат  сугробы,

          Снегом замело  дороги.

Не завязнуть  в  поле чтобы,

Поднимаем  выше ноги.

            Вот  лисица  в  поле  скачет,

            Словно  мягкий  рыжий  мячик.

Ну  а  мы  идём,  идём.

            И к  себе  приходим  в  дом.

5. – У каждого человека на земле есть  своё отношение к зиме.  

Очень много художников,  писателей и поэтов  пишут произведения о зиме.

- Вот и  сегодня  мы  познакомимся  с  произведением  русского  поэта  о  зиме.

(открываем учебники)

- Кого  вы  видите  на  странице  учебника?

- Ребята,  сегодня  не  даром  Дед Мороз пришёл  к  нам  на  урок.  Он  хочет  посмотреть  как  ребята  из  1 «б»  работают  на  уроке,  как  будут  читать,  стараться.  Но, а  в  конце  урока  мы  у  него  спросим: понравились  мы  ему  или  нет. И  он,  я  знаю,  для  вас  приготовил  сюрприз.

6. Знакомство  с  поэтом  Иваном  Суриковым.

Всё детство провёл в деревне.  Очень много стихов  он посвятил жизни людей  в  деревне.  Но также написал замечательное стихотворение «Зима».

- Я сейчас ребята вам  прочту стихотворение  «Зима»,  а  вы внимательно  послушайте и скажите  какое  состояние   природы  описывает  автор.

(учитель читает стихотворение наизусть, в это время презентация о зиме с музыкой)

-Понравилось вам стихотворение.

- Какое  настроение  в природе отразил  автор?

- Какая  картина  предстала перед вами?

666. Гимнастика  для  глаз.

Прилетела  бабочка, села  на  указку,

Попытайтесь  вслед  за  ней

Пробежаться  глазками.

7. 1 четверостишие:

- прочесть самостоятельно

- 1 ученик читает.

- найдите слова, которые описывают  снег.

-скажите, какими словами автор описывает действие снега?

-как вы думаете,  когда автор применяет  слова  «кружится, тихо падает, ложится» какое состояние природы  в  тот  момент?

- Прочтите  ещё  раз  1-е четверостишие (конкурс)

2 четверостишие:

- прочесть самостоятельно

- 1 ученик читает.

- какое слово вам было непонятным? (пеленою)

Словарная  работа со словом пелена

- как вы понимаете  смысл слов « точно пеленою всё его одело»

- Прочтите  ещё  раз  2-е четверостишие (конкурс)

3 четверостишие: 

- прочесть самостоятельно

- 1 ученик читает.

- Какой  лес  предстал перед поэтом? – Почему он его называет «тёмный»?

- чем принакрылся лес  в  стихотворении? (шапкой)

- о какой  «шапке»  идёт  речь?

- Верно,  здесь  автор применяет  приём сравнения. И  сравнивает  снег  на  деревьях, на земле  с  шапкой  тёплой.

-  Прочтите  ещё  раз  3-е четверостишие (конкурс)

4 четверостишие:

-  прочесть самостоятельно

- 1 ученик читает.

- О каких  особенностях  зимнего  времени  года  говорится  в  этом  отрывке?

*** - Прочтите  ещё  раз  самостоятельно  это  стихотворение.

      -  Чтение  4-ёх  человек  у  доски.

777. Ревин – технология

(у каждого ребёнка лежит текст на карточке. Он прочитает его своему  соседу,  затем  сосед  прочитает свой  текст  ему.  Потом пошли по ряду  и  аналогично  меняется  состав  пар.  Т.е. каждый  ребёнок  ненавязчиво  прочтёт  свой текст, при том с удовольствием,  столько  раз – сколько на ряду  учеников)  

8. – Ребята,  о  зиме  можно  говорить  очень  много  и  в  литературном  мире  очень  много  поэтов,  которые  писали  и  пишут  о  Зимушке – Зиме?

- У  вас  было  дополнительное  задание  к  сегодняшнему  уроку.  Какое?

-(подготовить  чтение  стих-я о зиме  другого  автора)

-Кто  подготовился?

*** - Прослушивание  чтения  стихов  о  зиме.

9. Домашнее  задание:

- Подготовиться  к  конкурсу  чтения  стих-я  «Зима»

- И  прочесть  стих-е  Ю.Коваля  «Метели  мели».  И  подумайте,  в  чём  отличия  этих  стихотворений.  

10. Итог  урока: - Скажите, о чём  мы  сегодня  говорили  на  уроке?

                          - С каким  произведением  мы познакомились?  Кто  автор?

                         

11. Рефлексия: - Ребята,  как  вы  думаете,  как  мы  с  вами  сегодня  

                            работали?

                          - Но  ведь  вы  не  забыли,  что  за  нашей  работой  следил  

                            любимый  и  дорогой  Дедушка Мороз.  Ни  для никого  не  

                            секрет,  что  он  может  творить  чудеса.  Вот  сейчас  хотите  

                            узнать,  понравился  каждый  из  вас  Деду  Морозу или  нет?

                            Для  этого  вам  нужно  открыть  учебник  ( форзац)  

                          - Что  вы  увидели? (снежинки)

                         - На  самом  деле  это  волшебные  снежинки.

                         - Встаньте те ребята,  кому  волшебник  положил снежинку.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по теме "И.З. Суриков. Детство"

Урок проводился в рамках районного  конкурса "Учитель года - 2010"...

Урок литературного чтения для 1 класса Чтение слов с изученными буквами. И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели" Школа России

Урок литературного чтения (обучение грамоте) в 1 классе  И.Суриков «Зима», Ю.Коваль «Метели", Школа России. На данном уроке используется прием педагогической технологии "Развитие критического мыш...

Урок литературного чтения. 2 класс. Тема: И.Суриков "Детство"

План конспект урока литературного чтения  по программе «Начальная школа 21 век» по учебнику 2 класса Тема: Суриков И.З. «Детство»....

Фрагмент урока литературного чтения 3 класс "Школа России". И.З.Суриков "Детство" по технологии продуктивного чтения.

Фрагмент урока литературного чтения по технологии продуктивного чтения на примере урока И.З. Суриков "Детство", 3 класс , УМК "Школа России".Показан фрагмент с 3-мя этапами работы ...

Конспект урока литературного чтения по теме: И.З.Суриков «Детство»

Тип урока:урок «открытия» нового знанияЦели:создать условия для  восприятия обучающимися литературного произведения, понимания текста и специфики его литературной формы, формиров...