Урок
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

Конспект урока по литературному чтению 1 класс "знакомство с буквой Р,р" по УМК "Начальная школа XXI века"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

Класс: 1

УМК: «Начальная школа 21 века» по системе Н.Ф. Виноградовой

Учебный предмет: литературное чтение (чтение)

Авторы учебника, учебных пособий, тетрадей:

Журова Л. Е, Евдокимова А.О., «Букварь», Вентана-Граф, 2009

Кузнецова М. И., Тетрадь «Я учусь читать и писать», Вентана-Граф, 2010

Тема урока: Знакомство с буквой « Р, р ». 

Цели урока: 1.Организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению первичного материала. Познакомить учащихся с буквой «Р,р».

2. Развивать навыки слогового чтения, фонематического анализа слов, логическое мышление, память.

3. Воспитывать бережное отношение к природе, родникам.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Оборудование урока:  мультимедийный проектор, экран, рисунок солнышка, лента букв, буквы Р, р, фишки, круги, рисунок, тетрадь «Я учусь читать и писать», «Букварь», цветные карандаши, карточки со словами, (солнышки, тучки с солнышком, тучки из картона).

Структура (план) урока:

Этапы: подготовительный, усвоение новых знаний, первичной проверки усвоения, итог урока, рефлексия

Ход  урока:

1 этап. Подготовительный

Задачи этапа:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Постановка темы урока.
  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня такой прекрасный день.  Светит солнышко. А вы сегодня - солнечные лучики. (Солнышко, на каждом лучике  имя ребёнка).

Солнышко лучистое,

Мы твои лучи,

Быть людьми хорошими

Ты нас научи.

Чтобы в классе  царило хорошее настроение, давайте друг другу подарим улыбку.

  1. Актуализация опорных знаний.

Посмотрите на нашу ленту букв.

  1. На какие две группы делятся все звуки? (Гласные и согласные)
  2. Сколько вы знаете букв гласных звуков? (Десять: А, О, У, Э, Ы

        Я, Ё, Ю, Е, И             5 которые стоят после твёрдых согласных и 5 – после мягких, 5+5= 10)

  1. Назовите изученные согласные? (М, Н)
  2. Все ли буквы нам известны? (Нет)
  3. Хотите познакомиться  с новой буквой? (Да)

Итак, мы отправляемся знакомиться с новой буквой, а чтобы нам было веселее, в путешествие с нами отправляется… А кто отправляется, вы сейчас узнаете, выполнив задание.

  1. Посмотрите на эти картинки.
  2. Назовите, что изображено на них? (Нос, нитки, родничок) Слайд1
  3. Какое слово здесь лишнее? (Родничок)
  4. Почему? (Слова нос и нора начинаются на  звук (н), а родничок на звук (р).

Значит, с нами в путь отправляется маленький родничок. Будьте очень внимательны, запоминайте, с кем мы будем встречаться в пути, и в конце урока мы узнаем кто же из вас самый внимательный.                                                                   Родничок бежит, бежит,                                                                                          К друзьям новым он спешит.                                                                                                     Будьте, дети, вы внимательны,                                                                       Отвечайте все старательно.                                                                                    Что за зверя видим мы? (Рысь). (Слайд 2) 

Произнесите это слово.                                                                                     Какой первый звук в слове?  Охарактеризуйте его. ( Согласный, твёрдый)

Сделайте модель слова рысь. (Дети выкладывают на местах фишки).         Рысь увидела наш  родничок и просит: «Родничок, родничок. Дай, мне воды попить.  Очень жарко». «Пей, пожалуйста, » – сказал родничок.  Попила рысь, сказала «спасибо» родничку и пошла дальше. А наш родничок стал ещё шире  и чище. Знай себе, булькает.

Родничок стал шире, чище,                                                                                     И друзей он новых ищет.                                                            

На пути его  (река) (Слайд 3).                                                                                Звук какой несёт она?                                                                               Охарактеризуйте его. (Согласный, мягкий)                                                                                        Сделайте модель слова река. (Дети выкладывают на местах фишки).              

3. Упражнение для глаз «Светофорик».

В речку камешек упал,                                                                                                                                                             И круги нарисовал.                                                                                                                                                             Головою не крути,                                                                                                                                                             На нужный круг ты посмотри.                                                                                                                                    

(Вдоль стены наклеены белый, желтый, зелёный, красный круги. Задание: не поворачивая головы, посмотреть на жёлтый, затем на красный, на белый и т. д.)

А кто знает, какой буквой на письме обозначаются звуки (р) и (р). (Буквой Р)

Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока. (Слайд 4)

Посмотрите на букву Р. На что она похожа? (Рисунок)

Буква Р – на мачте парус,

Вдаль плывёт, небес касаясь.

                       Ручка круглая у трости.

                      Трость для деда сделал Костя. (Дети запоминают)

Определите местоположение буквы Р на ленте букв?  

2 этап. Усвоение новых знаний

Задачи этапа:

  1. Формирование навыка слогового чтения
  2. Обобщение новых знаний о букве Р.

Работа в тетради «Я учусь читать и писать».

1)Раскрашивание буквы Р.

2) Работа с «окошечками».

Чтобы перейти реку, нам нужно прочитать слоги.                                          Давайте покажем родничку, как мы умеем читать.                                      (Чтение слогов в учебнике  по порядку и вразбивку).

Букву Р вы все узнали,                                                                                      Слоги верно прочитали.                                                                             Родничок бежит вперёд,                                                                                           К нему девочка идёт.      (Слайд 5)                                                                            Рита увидела наш родничок и просит:  «Родничок, родничок, дай, мне воды попить».   «Пей, пожалуйста, » – сказал родничок.  Попила Рита, поблагодарила родничок.  Ещё больше забулькал родничок.                      Ребята, Рита просит вас прочитать ей слова и предложения с новой буквой.  (Чтение слов и предложений в учебнике). Молодцы, ребята. Рита вами довольна.

Родничок бежит полями и лугами, и лесами. Дерево стоит в лесу. Показать его спешу. 

Физминутка  (Под музыку)                                                                                                                                                            (Детям даётся инструкция.)

Встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустить вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы дерево. Представьте себя сильным, могучим дубом, стройной тонкой берёзкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги-корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверенно и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви-руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья-пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона-голова-чиста и свежа. Вы-прекрасное могучее дерево, вы уверены в себе и спокойны. Вы добры, спокойны и успешны. У вас всё получится.

3 этап. Первичная проверка усвоения нового

Задача этапа: проверка умения применять новые знания при решении практических задач.

Шире, глубже стал родник,

И к нему спешит старик,

Это дедушка Роман. (Слайд 6)

Он попутчик будет нам.

Увидел он наш родничок и тоже просит: «Родничок, родничок, дай мне воды попить». «Пей, пожалуйста, » – сказал родничок.  Попил дедушка, поблагодарил родничок. Совсем глубоким стал родничок. Радуется, что всем пользу приносит.

Дедушка Роман хочет с вами поиграть.

Игра «Доскажи словечко»

Ра-ра-ра- начинается (игра)

Ри-ри-ри – а на ветках (снегири)

Ро-ро-ро – у нас новое (ведро)

Ре-ре-ре- стоит домик на (горе)

Ру-ру-ру- продолжаем мы (игру)

Игра «Слоговой аукцион»

Ру- (ка), (башка), (чей); ра- (ки), (дуга), (на), (ма);

Ро- (за), (са), (дина); ре- (ка)

А ещё дедушка Роман предлагает вам ребята провести эксперимент,  и узнать: какие буквы важнее – гласные или согласные?

Прочитаем четыре слова: Марина, Рома,  нора, море. ( Слайд 7)             Уберем из них все согласные буквы. Что у нас получится?                                  -а-и-а,     -о-а,     -о-а,     -о-е .                                                                                                               Можно ли догадаться, какие это слова? Конечно, нет.

А теперь возьмем те же самые слова, но оставим в них только согласные:     М-р-н-,   Р-м-,   н-р-, м-р-,

А теперь догадались? Наверняка. Так кто же главнее – гласные или согласные? Подумайте и объясните, почему вы так считаете?

(Ответ. Более важными для понимания речи являются согласные, так как они дают большую информацию о слове.)                  

Это кто такой летит,

И кусает, и пищит? (Комар). (Слайд 8).

Верно, Это злой комар.

Очень вредный, хоть и мал.

Увидел наш родничок. Ничего не спросил, напился воды, «спасибо» не сказал. Да ещё и поучать стал: «Эй, ты родник, всех подряд водой не пои, на всех не напасёшься, береги воду для себя». Послушался родничок комара, и больше воды никому не дал.

Ребята, как вы думаете, что стало с родничком? (Он стал маленький и грязный).

Не стало в поле родничка. Одно топкое место от него осталось, только комарам радость.

Жалко вам родничок? (Да)

Ребята, а давайте подумаем, как помочь родничку? Представьте, что вы пошли с родителями на прогулку и увидели такой родничок. Что бы вы сделали? (Очистили бы его.)

А давайте узнаем, как помог родничку мальчик Руслан. (Слайд 10)

(Читает хорошо читающий ученик)

Руслан вместе со своими друзьями очистил родничок, сделал рядом беседку, скамейки, чтобы летом от солнышка можно было спрятаться и отдохнуть. А ещё повесил ковшик, чтобы каждый человек мог попить из родника чистой воды.

Хорошо ли поступил Руслан? Нужно очищать родники? А вы на родниках бывали? Есть ли родники в нашем селе? (Родник «Волчье», родник «Большие ключи», Родник «Хвощевое»). (Слайд 11).

Посмотрите, какие родники есть  ещё у нас в Белгородской области. (Слайд 12).  Нужно ли охранять родники, чтобы они были такие красивые? Какую они пользу приносят? (Дети отвечают).

Издавна славилась Русь чистотой и прохладой своих многочисленных родников. Второе название родников – источники, всегда воспринималось людьми не только как источник влаги, способной утолить жажду, но и как источник силы, здоровья, жизни.

А теперь давайте вспомним все, кто встречался нам на пути. (Рысь, река, дерево, Рита, Роман, комар, Руслан).

Определите позицию звуков (р) и (р) в каждом слове.   

Работа по карточкам (в парах)

 (На карточках слова:  рысь, река, дерево, Рита, Роман, комар, Руслан)

Подчеркните букву Р в словах синим цветом, если она обозначает твёрдый звук, или зелёным, если мягкий звук. Какие слова написаны с большой буквы? Почему?

4 этап Итог урока

Задачи:

  1. Диагностика понимания и освоения новой единицы содержания

Вопросы учителя:

  1. С какой новой буквой познакомились на уроке?
  2. Где будете применять новые знания?
  3. Что было интересным для вас на уроке?
  4. Возникали ли затруднения, и удалось ли их преодолеть?

5 этап Рефлексия

Задачи:

  1. Организация рефлексии собственных действий, их оценивание.

Вопросы учителя:

  1. Чьи ответы, чья работа на уроке вам понравилась?
  2. Научились вы чему-то хорошему? Чему?

Приём «Солнышко».

           

     

Список используемой литературы

  1. Азбука от А до Я: Иллюстрированное учебно-методическое пособие/ Сост. И.А. Гимпель. 3-е изд.- Минск: Асар, 2004.
  2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к источникам русской народной культуры. – СПб.: Акцидент, 2007.
  3. Обухова Л.А., Жиренко О.Е., Дубинина И.В., Лукина Т.М., как хорошо уметь читать… - Воронеж, 2006.
  4. Полная хрестоматия для начальной школы: 1 класс. – М.: ЭКСМО, 2002.
  5. Светловская Н.Н. Внеклассное чтение в 1 классе.- М.: Просвещение, 2000.
  6. Учимся играя/ Сост. В.В. Волина. – М.: Новая школа, 1994.
  7. Я иду на урок в начальную школу: Чтение: Книга для учителя. – М.: «Первое сентября», 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: "СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’]. БУКВЫ Ч, ч" 3.Тип урока: «Урок открытия нового знания» • 4. Форма организации урока: групповая • 5.Предмет - литературное чтение (обучение грамоте) • 6.Класс: 1 • 7.Автор

·Аннотация урока2.Тема урока: " СОГЛАСНЫЙ ГЛУХОЙ МЯГКИЙ ЗВУК [ч’].БУКВЫ Ч, ч"3.Тип урока: «Урок открытия нового знания»4. Форма организации урока: групповая5.Предмет - литературное чтение (обуче...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Урок окружающего мира по теме "Если хочешь быть здоров" МБОУ лицея №32 г.Орла Тип урока: обобщение изученного материала. Форма урока: урок - путешествие Программа: УМК "Перспективная начальная школа" Учебник: Окружающий мир 2-й класс, часть 2. Авторы:

Урок окружающего мира  по теме "Если хочешь быть здоров"Тишина Ирина Викторовна, учитель начальных классовМБОУ лицея №32 г.ОрлаТип урока: обобщение изученного материала.Форма урока:...

Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)» Разработка урока по математике « Математический теремок» Тема урока: «ЗНАКИ «ПЛЮС» (+), «МИНУС» (–), «РАВНО» (=)»

Цели урока: познакомить учащихся со знаками «+», «–», «=»; учить детей понимать значение данных знаков, читать равенства; работать над развитием внимания, логического мышления учащихся; при...

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение понятия числа и цифры 8»

Конспект урока «Число и цифра 8» Тип урока: урок объяснения нового материала (урок формирования первоначальных предметных навыков и УУД, овладения новыми предметными умениями) – «Введение п...

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок «Окружающий мир» в 4 классе. Тип урока: урок-исследование. Тема урока: «Органы чувств».

Данный урок является первым в теме»Органы чувств». Учащиеся исследуют при помощи каких органов чувств они познают окружающий мир.. - методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поиск...