Рабочая программа по обучению грамоте по системе Занкова
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Данный материал может быть использован при планировании и составлении рабочей программы по обучению грамоте. В данной части программы акцент сделан на чтение.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_obucheniyu_gramote.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по обучению грамоте

Составитель: Бирюк Р. В., учитель начальных классов

Пояснительная записка

к рабочей программе по обучению грамоте

Рабочая программа по обучению грамоте (письмо), обучению грамоте ( чтение) разработана на основе примерной программы, авторской программы Н. В. Нечаевой «Русский язык», утверждённой МО РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров», 2005) в соответствии с требованиями  федерального компонента Государственного стандарта начального образования.

  Рабочая программа рассчитана на 207 учебных часов в год, в том числе:

   обучению грамоте (письмо) – 115 часов;

   обучению грамоте ( чтение) – 92 часа.                                                                          В период обучения грамоте ребенок начинает осваивать новые ситуации, отношения, виды деятельности, требующие от него выбора соответствующих этим новым обстоятельствам языковых средств.
    
Задачи периода обучения грамоте:
     - научить детей читать и писать, дать им первичные сведения о речи, языке и литературе;
     - расширить кругозор детей на основе богатого содержания, отражающего мир природы, общества и человека;
     - активизировать внутреннюю и внешнюю (устную, письменную) речь, представить речь и ее средства объектом осознания учениками;
     - развить интеллектуальную активность, вызвать у ребенка положительное отношение к учению;
     - развить психофизиологические функции, необходимые для продуктивного обучения чтению и письму и в целом русскому языку.                                                                            Программа обучения грамоте соответствует представлению о языке как целостной системе, которая проявляется в речевой деятельности. Она является интегрированным курсом и вводит детей в такие понятия, как "русская речь", "русский язык", "художественная литература". Далее этот курс перерастает в программу "Русский язык" и "Литературное чтение".
     Ядро программы обучения грамоте составляет начальное осознание детьми взаимосвязи между целевой, содержательной сторонами речи и формальными средствами её выражения (грамматикой, звуками-знаками). Слово в этот период выступает как основная анализируемая единица речи на фоне предложения и текста.                     Программа
состоит из двух взаимосвязанных разделов. Первый - "Развитие речевой деятельности", в котором раскрываются линии работы по развитию устной и письменной речи, по формированию навыков чтения и графики. Второй - составляет собственно система языка - то, что придает речевой деятельности формальную правильность.

     I. Развитие речевой деятельности.
     В период обучения грамоте особое внимание уделяется осознанию детьми средств устного общения, установлению общего и особенного в различных речевых ситуациях. Для этого необходимо, прежде всего, "разговорить" детей.
     Данной
цели служат специальные задания по инсценированию, но, прежде всего - организация учителем заинтересованного, содержательного общения детей в процессе поиска решения проблем на разных учебных предметах, а также при непосредственном, во время экскурсий, ознакомлении школьников с окружающим миром.                       Обсуждения, дискуссии, в целом разнообразие отношений и ситуаций на уроках и вне уроков способствуют возникновению у школьников опыта монологической и диалогической речи, речи разговорной и научной, воспитывают ответственность за сказанное слово, умение доказать свою точку зрения, выразить согласие и несогласие. На самом начальном этапе школьной жизни необходимо помочь детям овладеть средствами устного общения: голосом, жестами, мимикой, движением.     В этот же период начинается систематическая работа по адекватному восприятию чужого высказывания (текста) на слух и зрительно. Через инсценирование прочитанного, иллюстрирование, придумывание к тексту названия, вопросов и другие многообразные задания дети подводятся к осознанию признаков текста и умению его анализировать.
             Техника чтения и письма формируется в основном в период обучения грамоте.
Обучение чтению строится на принятом в русской методике аналитико-синтетическом звуко-буквенном методе. Он предполагает последовательное неразрывное озвучивание каждой буквы с учетом мен их звуков.  Порядок изучения букв ориентирован на осознание учениками мен звуков - основу способа чтения и письма:                             Вначале вводятся однозвучные гласные и сонорные согласные.. Затем изучаются все парные согласные по глухости - звонкости и, наконец, когда у детей появляется достаточный опыт чтения, вводятся наиболее трудные случаи: двузвучные гласные буквы, непарные согласные, мягкий и твердый знаки.                                                         Постепенно, от этапа к этапу, нарастает длина слов, появляется стечение согласных, расхождение звукового и буквенного состава, расхождение количества звуков и количества букв. Такой подход к порядку изучения букв и постепенному усложнению слов позволяет детям самостоятельно открыть правила чтения;
вывести правила написания звонких согласных и проверяемых безударных гласных в корне; осознать написание гласных после шипящих, отсутствие мягкого знака в сочетаниях букв Ч и Щ с другими согласными.                                                                                            
 

      II. Система языка
     Уже в букварный период, кроме традиционно центральной темы "фонетика", ученикам предоставляется возможность широких грамматических наблюдений в области синтаксиса, морфологии. Их
основная цель в этот период - способствовать формированию навыков правильного чтения и правильного письма. К её достижению приводят следующие линии работы:
     - первичное осознание различения слов по смыслу, грамматическому и звуко-буквенному составу;
     - начальное наблюдение детьми трёх основных принципов русской орфографии: фонетического, морфемного, традиционного", или исторического. В программе предусмотрено наблюдение сильных и слабых позиций звуков в слове, расхождения написания и произношения слов, вводятся понятия родственных слов и форм слов, понятие "корень", сравниваются слова с проверяемыми написаниями в корне (нора - норы, снега - снег) с написаниями непроверяемыми, традиционными (ча, ща, чу, щу, жи, ши);
     - наблюдение изменения грамматической структуры слов в предложении, в зависимости от цели высказывания, практическое ознакомление с основными признаками предложения и слова. Этой функции служит сравнение предложений, различающихся целью высказывания и интонацией, формами слов, служебными словами, порядком слов.
     В
основном грамматические знания усваиваются на уровне представлений.
 


Основное содержание

Обучение грамоте (чтение)

Количество часов в год – 92

 Количество часов в неделю – 4

п/п

Наименование раздела

программы, количество часов

Тема урока

Количество

часов

Государственный стандарт

знать/понимать

уметь

использовать приобретенные

знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

1

Период первый

(добукварный)

История обучения.

1

Знать:

- чему учили детей в древности, чему учат современных детей.

Иметь понятие о звуке и букве.

Уметь:

- различать устную и письменную речь.

Уметь:

- пользоваться способами передачи устной и письменной речи;

- пользоваться устной речью в различных ситуациях

2

Речь устная и письменная.

1

3

Речь устная и письменная. Разные языки народов мира и России.

1

4

Мир, Россия. Родина, семья.

1

5

Звук и его письменный знак. Разведение понятий «слово», «предмет»

1

6

Звуки гласные и согласные.

1

7

Знаки звуков – буквы.

Звук (а), буква А, а.

Звук (у), буква У, у.

Знать:

- признаки предложения;

- признаки гласных звуков;

- о позиционных особенностях букв в словах; 

- признаки твёрдых и мягких согласных звуков;

- правило переноса;

- написание гласной И после согласной Ж;

- звонкие и глухие согласные звуки;

 - написание гласной У после согласной Щ;

- написание гласной И после согласной Ш;

- особенности загадок, считалок, небылиц, путаниц;

- какие средства использует автор при написании стихотворения;

- особенности фольклорных жанров.

Иметь понятие:

- о написании имён собственных;

- об обозначении буквами Е, Ю, Я,Ё одного звука после согласных;

- о многообразии малых жанров литературных произведений.

Уметь:

- соотносить схему слова с названием предмета;

- различать гласные и согласные звуки;

- различать мягкие согласные звуки;

- различать в словах звонкие и глухие согласные звуки;

- делить слова на слоги;

- составлять текст по картинкам;

- исполнять роли некоторых героев;

- находить в ряду слов родственные слова;

- отличать стихотворение от других жанров;

- представлять сказочных героев.

Уметь:

- отличать слова от предложений;

- называть предметы по их количеству;

- оформлять предложение: первое слово писать с большой буквы, в конце ставить нужный знак: . ? !

- выражать жестами некоторые слова;

- читать слова с изученными буквами;

- пересказывать сюжет знакомого произведения;

- пользоваться средствами выразительности;

- различать на слух звуки речи;

- составлять письма, использовать интонационную выразительность в речи;

- голосом показывать различия в цели высказывания;

- правильно называть буквы алфавита;

- составлять рассказ о семейных праздниках, семейном отдыхе;

- выразительно читать стихотворения.

Знать правила устного и письменного общения. 

Знать русский алфавит

 Иметь представление между целью, адресатом, местом общения и формой общения.

8

Путешествие в мир знаков.

Предложение и слово.

9

Фестиваль сказочных героев.

10

Театр. Звук (о), буква О, о.

Звук (э), буква Э, э.

11

Найди пары. Знакомство с речевыми средствами общения.

12

Звук (о), буква О, о.

Звук (э), буква Э, э. Большая буква в именах собственных.

13

Звук (ы), (и), буква ы, И, и. Твёрдые и мягкие согласные звуки.

14

Один предмет – несколько предметов.

15

Позиционные особенности букв в словах. Имена собственные.

16

Твёрдые и мягкие согласные звуки (л) и (м). Определение места звука в словах.

17

Понятие об ударении. Ударные и безударные гласные.

18

Предмет, его признаки и действия. Ударение.

19

Культура общения.

20

Звук (н), (р), буква н, Н; р, Р.

Понятие рода и числа.

21

Твёрдые и мягкие согласные звуки (н) и (р)

22

Составление сказок.

23

Предложения, разные по целям и интонации.

24

Диалог. Правила работы над диалогом.

25

Особенности сказочных героев.

26

Звук (й), буква й, Й.

27

Многозначность слов.

28

Звук (й), буква й, Й. Нахождение предложения по схеме.

29

Звуковой анализ слов.

30

Понятие «слог». Деление слов на слоги.

31

Правила переноса слов.

32

Логическое и смысловое ударение

33

«Чудеса русского языка».

34

«Кто где живёт?»

35

Чтение изучены букв.

36

Разыгрывание сюжетов.

37

Звук (б), (в), буква Б, б; В, в. Звонкие и глухие согласные.

38

Звук (б), (в), буква Б, б; В, в. Коррекция текста.

39

Сочетание слов в предложении по смыслу.

40

Интонация в предложении.

41

Звук (г), (д), буква Г, г; Д, д. различие слова и слога.

42

Звук (г), (д), буква Г, г; Д, д. Многозначность слов.

43

Имена собственные. Составление продолжения рассказа по его началу.

44

Звонкие и глухие согласные. Игра в города.

45

Сравнение скороговорок и загадок.

46

Звук (ж), (з), буква  Ж, ж; З, з. Звонкие и глухие согласные.

47

Образование слов. Расхождение написания с произношением.

48

Переносное значение слов.

49

Звук (ж) – всегда твёрдый согласный звук.

50

Звук (к), (п), буквы  К, к; П, п.

51

Старинные имена.

52

Смыслоразличительная роль звуков.

53

Удивительное –ка. Звуковой анализ слов.

54

Звук (с), (т), букваы С, с; Т, т. Значение слов

55

Согласные звуки (с), (т),

56

Звук (с), (т), буквы  С, с; Т, т. Согласные звуки.

57

Тематические группы слов.

58

Звук (ф), (ш), буквы  Ф, ф; Ш, ш.

59

Парные звонкие и глухие согласные.

60

Звуки (ж), (ш) – всегда твёрдые.

Правописание сочетаний жи, ши.

61

Значение фонемы, значение логического ударения.

62

Знаки времени.

63

Чтение слов с изученными буквами.

64

Чтение текстов с изученными буквами.

65

Буквы Е, е, ё, Ю, ю, Я,я. Одна буква – два звука.

66

Буквы Е, е, ё, Ю, ю, Я,я.

67

Знакомство с фразеологизмами. Твёрдые и мягкие согласные звуки.

68

Праздник Новый год. Пожелания сказочных героев.

69

Из истории языка. Многозначность слов.

70

Я и мои друзья. Звуковой анализ слов с (й, у), (й,а)

71

Что такое язык? Когда мы так говорим?

72

Корень слова.

73

Как мы общаемся.

74

Этика общения. Письмо.

75

Ь – показатель мягкости предшествующего звука.

76

«Кому что принадлежит?»

77

Знакомство с фольклором. Загадки, считалки, путаница.

78

Знакомство с фольклором. Страшилки.

79

Звук (х), (ц), буквы Х, х; Ц, ц.

80

Упражнение в чтении слов с буквами Х, х; Ц, ц. Словообразование.

81

Словообразование. Значение фонемы в образовании слов.

82

Чем похожи и чем не похожи?

83

Звук (ч), (щ) – всегда мягкие, глухие. Буквы Ч, ч; Щ, щ.

84

Понятие: время, сутки, дни недели.

85

Рисованные стихи. Многозначные слова.

86

Разделительные Ь и Ъ знаки.

87

Как поэт использовал чудеса русского языка.

88

Народный фольклор: прибаутки, поговорки, считалочки.

89

Что читали наши бабушки?

90

Семейные праздники.

91

Фестиваль сказочных героев. Алфавит.

92

«Прощание с азбукой»

Учебно-методический комплект:

  1. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. «Азбука». – Самара Корпорация «Фёдоров», 2005г.;
  2. Нечаева Н. В., Белорусец К. С. « Я читаю?», «Я читаю», «Я читаю!» Тетради к «Азбуке». - Самара Корпорация «Фёдоров», 2005г.;
  3. Нечаева Н. В. И др. Тетради по письму. 4 части.  – Самара Корпорация «Фёдоров», 2006г.


Требования к уровню подготовки учащихся к концу периода обучения грамоте

     Иметь представление о следующих связях:
     -между целью, адресатом, местом общения и формой общения
     -между целью устной речи и речевыми средствами (несловесными и словесными)
     -между целью письменной речи и правильностью ее выражения (оформление предложения, буквенный состав слов)
    
Владеть общеучебными умениями:
     -соблюдать правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
     -адекватно реагировать на обращение учителей, одноклассников
     -слушать и отвечать на заданный вопрос
     -ориентироваться в азбуке и тетрадях по чтению и письму
     -различать языковые явления по названным признакам
    
Знать:
     -признаки предложения (смысловая и интонационная законченность);
     -оформление предложений: первое слово пишется с большой буквы, в конце ставится знак (. ? !);
     -звуки и буквы русского алфавита, их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем);
     -признаки гласных и согласных звуков;
     -признаки согласных звуков мягких и твердых, глухих и звонких;
     -написание гласных А, И, У после согласных Ж, Ш, Ч, Щ;
     -алфавит.
    
Уметь: 
     -использовать необходимые правила речевого общения в школе, в классе, со взрослыми, с детьми;
     -голосом показывать различия в цели высказывания;
     -пользоваться учебными книгами;
     -читать осознанно и правильно вслух небольшой текст до 90 слов целыми словами, растягивая по слогам трудные по смыслу и структуре слова; ориентировочный темп чтения 20-30 слов в минуту; за правильное считается чтение незнакомого текста, состоящего из знакомых слов, без ошибок и с 1 ошибкой на 30 слов;
     -списывать слова и предложения с печатного и рукописного текстов; правильно писать строчные и заглавные буквы и их соединения, различать сходные по начертанию буквы;
     -писать правильно под диктовку текст (до 20 слов), включающий изученные орфограммы и пункгограммы (оформление предложения, сочетания ЖИ, ШИ, ЩА, ЧУ, ЩУ, обозначение мягкости согласных звуков гласными и мягким знаком, слова с Й);
     -соотносить схему слова с названием предмета, записывать буквенные схемы диктуемых слов, записывать схемы диктуемых предложений простого состава, придумывать несколько предложений, соответствующих одной схеме;
     -различать на слух звуки речи;
     -различать гласные и согласные звуки, согласные мягкие и твердые, глухие и звонкие;
     -определять место ударения в двусложных словах;
     -делить слова на слоги;
     -находить в ряду слов родственные слова;
     -применять правило написания слов с гласными И, А, У после согласных Ж, Ш, Щ, Ч, переносить слова по слогам, находить границы предложения, начинать предложение с большой буквы, заканчивать знаками (. ? !).
     Кроме названного, школьникам, обучающимся по данной программе, предоставляется возможность овладеть следующими дополнительными умениями и представлениями:
     -осуществлять группировку языковых явлений;
     -иметь представление о многообразии малых жанров литературных произведений, о зависимости смысла предложения от интонации, порядка и форм слов; о родственных словах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по обучению грамоте (система Л.В.Занкова) 1 класс

Рабочая программа и развернутое   тематическое планирование по обучению грамоте  для 1 класса разработаны на основе примерной программы по русскому языку в рамках ФГОС, авторской програ...

Рабочая программа по обучению грамоте 1 класс в системе развивающего обучения Л.В.Занкова

Рабочая программа ориентирована на учебник Азбука Н.В. Нечаева, К.С. Белорусец , 2011год.Планируемые результаты (универсальные учебные действия)Личностные универсальные учебные действия У обучающегося...

рабочая программа по обучению грамота 1 класс (система Занкова) в соответствии с требованиями ФГОС

рабочая программа для первого класса по предмету " Обучение грамоте"  (система Занкова) 20102...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса по системе развивающего обучения Л.В. Занкова содержит пояснительную записку, развёрнутое календарно-тематическое планирование в соответствии с требо...

Рабочая программа по обучению грамоте. Сис-ма Занкова

Рабочая программа по обучению грамоте и письму. Система Занкова. Составлена с учетом авторской программы Н.В. Нечаевой. (Нечаева Н.В., Белорусец К.С. Азбука: учебник по обучению грамоте. - Самара: Изд...

Рабочая программа по обучению грамоте на 2014-2015 учебный год 1 класс по системе РО Занкова Л.В.

Настоящая рабочая программа по обучению грамоте разработана на основе методологии системы развивающего обучения Л. В. Занкова, в соответствии с основными положениями Федерального государственного обра...

Рабочая программа по обучению грамоте по системе Занкова

Рабочая программа 2012-2013 учебного года...