Проект занятия по литературному чтению
план-конспект урока (чтение, 3 класс) на тему

Проект урока по литературному чтению и изобразительному искусству для 3 класса с использованием ТРИЗ - технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_triz_po_ch.docx22.43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ Толбинская СОШ

Проект занятия по литературному чтению

(с использованием ТРИЗ и  РТВ)

«Здравствуй, сказка!»

Удальцова Екатерина Владимировна

10.10.2012 г.

Цели урока – игры: учить обучающихся не только видеть прекрасное вокруг нас, но и доказать им, что чудеса может совершать каждый из нас – необходимо только быть справедливым, честным,  помогать нуждающимся в твоей помощи, как это делали все положительные герои в сказках.  Объяснить смысл пословицы: «Сказка – ложь, да в : ней намек – добрым молодцам урок».

Оборудование: конверты с заданиями и сундучок с предметами (золотой ключик, башмачок, стрела, веретено, горошина).

Материал  для учителя: репродукции В.М. Васнецова, книги со сказками, смайлики за правильные ответы.

Материалы для учащихся: альбомный лист, карандаши или фломастеры.

Ход урока.

Я давно раздарил, дорогие ребята,

Те волшебные сказки, что слышал когда-то

От зверей и от птиц, от берёзок и елей,

От костров и созвездий, дождей и метелей,

От рассказчиков многих, заморских и наших,

Сказок просит ведь каждый – ну как не раздашь их!

И когда вы за сказкой пришли ко мне снова,

Я не знал, где возьму её, честное слово.

На замёрзшие стёкла растерянным взглядом

Посмотрел я – а сказка-то вот она, рядом!

Снежный замок, и в нем – ледяная темница,

И весна там в плену у Кощея томится.

«Выручайте! Невольницей долго ли буду?»

И летят гуси-лебеди к ней отовсюду:

«Мы на помощь спешим! По тебе мы скучали!..»

И ударило солнце в окошко лучами,

А лучи так теплы и такая в них ласка,

Что взяла и растаяла зимняя сказка.

                                                             Максим Танк

 - Оказывается,  внимательно посмотреть на окружающий нас мир, то сказку можно увидеть повсюду. Она живет в зимних узорах на стекле, и в больших снежных сугробах, и в тишине леса, и в звоне ручьев, и в радуге, появившейся на небе после дождя…  Сказка окружает нас всегда. Надо только научиться видеть её. А потом вы поймете, что сказку можете создавать и вы сами.

 Сегодня у меня есть помощники: волшебный сундучок со сказками.

Зимняя сказка может растаять, но не может растаять наша сегодняшняя сказка-игра.

Делимся на две команды. Выбираем себе капитана. Первой игру начнет та команда, капитан которой быстрее ответит на 2 вопроса. За правильные ответы вы получаете смайлики.

- Кто написал сказку «Снежная королева»? (Г.Х. Андерсен)

- Кто написал сказку «Золушка»? (Шарль Перро)

Начало игры. Капитан первой команды выходит и выбирает себе задание (в разноцветных конвертах)

Красный сектор.

В сказке «О рыбаке и рыбке» старик пожалел рыбку и отпустил её обратно в синее море: « …Бог с тобой, золотая рыбка,

            Твоего мне откупа не надо;

             Ступай себе в синее море,

             Гуляй там себе на просторе…»

Как потом помогала золотая рыбка старику за его доброту?  (Исполняла желания старухи).

В какой сказке Пушкина трудолюбивый работник совершал чудеса – своим умом, смекалкой, находчивостью заставил чертей платить оброк? (Балда из сказки «О попе и его работнике Балде»).

Почему царевич Елисей из сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» нарушил вечный сон мёртвой царевны?

«…Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела попала в море;

Это горе – все не горе.

Отплачу тебе потом!

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил,

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил…»

В какой сказке А.С. Пушкина царевич спас девицу-лебедь?

Синий сектор «Сказочный сундучок»:

- В сказках чудо совершают не только сказочные герои, но и сказочные вещи. Достаем из сундучка вещи и называем то чудо, которое совершилось с их помощью.

Золотой ключик (открыл потайную дверь)

Хрустальный башмачок (помог королевичу найти Золушку)

Веретено (из сказки «Спящая красавица» принцесса укололась и заснула мертвым сном)

Горошина (помогла принцу найти принцессу)

Зелёный сектор Сказки Шарля Перро

Кто помог бедной Золушке поехать на бал?

В сказке «Красная Шапочка» свершилось чудо – девочка и её бабушка были спасены. Кто не побоявшись серого волка, спас их?

Кто в сказке «Мальчик – с – пальчик», не побоявшись смерти, спас мальчика – с – пальчика и его братьев в доме людоеда?

Желтый сектор: Получите телеграмму.

Какие сказочные герои могли отправить телеграммы?

Женюсь на девушке, которой башмачок придётся впору!

Спасите! Нас съел серый волк!

Мышку уже съел!

Простое яичко уже снесла!

Приезжайте, доктор в Африку скорей!

И спасите, доктор, наших малышей!

Рыжий сектор: Волшебные заклинания.

В какой сказке есть это волшебное заклинание?

Ну, Иван-царевич, ложись спать: утро вечера мудренее.  (Царевна-  лягушка)

«Сивка-бурка, вещая Каурка, встань передо мной, как лист перед травой»

«Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, и в другое вылезь – все будет сработано»

«По щучьему велению, по моему прошению»

Добро пожаловать, Мороз! Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.

(Морозко)

Белый сектор. Домашнее задание.

- Рассказать сказку, показать отрывок из сказки без слов.

- Вот и закончилась наша викторина. Теперь вы знаете, что чудо в сказках совершалось тогда, когда сказочный герой добивался намеченной цели, побеждая злых героев своим умом, смекалкой, настойчивостью, сноровкой и силой, когда сказочный герой по-доброму относился к окружающим… Теперь вы и сами можете совершать чудеса, если станете такими же, как ваши любимые добрые сказочные герои.

А в завершении нашего урока-игры хочу вам предложить пофантазировать, какие волшебные помощники в нашей современной жизни могут помогать нам  для совершения добрых дел. Может это цветок, палочка-выручалочка, а может что-то другое. Нарисуйте свой талисман добрых дел.

И мы в конце урока составим наш общий талисман добрых дел.

 

В сказке «О рыбаке и рыбке» старик пожалел рыбку и отпустил её обратно в синее море:

       « …Бог с тобой, золотая рыбка,

            Твоего мне откупа не надо;

             Ступай себе в синее море,

             Гуляй там себе на просторе…»

Как потом помогала золотая рыбка старику за его доброту?  

В какой сказке Пушкина трудолюбивый работник совершал чудеса – своим умом, смекалкой, находчивостью заставил чертей платить оброк?

Почему царевич Елисей из сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и семи богатырях» нарушил вечный сон мёртвой царевны?

«…Ты царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела попала в море;

Это горе – все не горе.

Отплачу тебе потом!

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил,

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил…»

В какой сказке А.С. Пушкина царевич спас девицу-лебедь?

Кто помог бедной Золушке поехать на бал?

В сказке «Красная Шапочка» свершилось чудо – девочка и её бабушка были спасены. Кто не побоявшись серого волка, спас их?

Кто в сказке «Мальчик – с – пальчик», не побоявшись смерти, спас мальчика – с – пальчика и его братьев в доме людоеда?

Женюсь на девушке, которой башмачок придётся впору!

Спасите! Нас съел серый волк!

Мышку уже съел!

Простое яичко уже снесла!

Приезжайте, доктор в Африку скорей!

И спасите, доктор, наших малышей!

Ну, Иван-царевич, ложись спать: утро вечера мудренее.

«Сивка-бурка, вещая Каурка, встань передо мной, как лист перед травой»

«Красная девица! Влезь ко мне в одно ушко, и в другое вылезь – все будет сработано»

«По щучьему велению,

по моему прошению»

Добро пожаловать, Мороз! Знать, бог тебя принес по мою душу грешную.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект урока по литературному чтению 1 класс

В данном уроке предоставлен материал занятия с использованием технологии критического мышления....

Проект урока по литературному чтению "Устное народное творчество"

Урок  «Устное народное творчество» по предмету « Литературное чтение» разработан  для учащихся 2 класса, занимающихся по УМК «  Школа России»  авторов- Л Ф Климанова, В Горецкий, М...

Проект урока по литературному чтению "Твердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"

Тема урокаТвердый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши. Класс1классПредметЛитературное чтениеПедагогическая цель Создать условия для открытия новых знаний, познакомить учащихся с тверд...

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и сингапурской компании)

Проект учебного занятия по литературному чтению во 2 «В» классе (с применением совместного проекта Министерства  образования и науки РТ «Совершенствование качества преподавания в РТ» и синга...

Проект учебного занятия по литературному чтению «Готовимся к празднику «Литературный новый год» (1-2 урока)

Данное учебное занятие по литературному чтению подготовлено в соответствии с рабочей программой по предмету для учащихся 2 класса по УМК «Перспектива». На занятии предполагается групповая работа, где ...

Проект занятия по литературному чтению по теме: "Докучные сказки"

Проект занятия, реализуемого с применением электронного обучения, ДОТ на основе использования цифровых ресурсов открытых образовательных платформ и онлайн-сервисов...

Внеклассное занятие по литературному чтению " Чтение с увлечением"

Мероприятие направлено на развитие интереса у обучающихся к устному народному творчеству, к пониманию содержания и идейного смысла сказок, способствует формированию креативности, критического мышления...