Рабочая программа по литературному чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Кириллова Гузалия Галинуровна

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс по УМК "Школа России"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

  к рабочей программе по литературному чтению

     Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы Л.  Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой, утверждённой МО РФ (Москва, 2004 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного Стандарта начального образования (Москва, от 5 марта 2004 г.)

 

Рабочая программа составлена на 70 часов, по учебнику «Родная речь» (в 2-х ч.) 3 класс, авторы В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.Ф. Климанова, – М: Просвещение, 2007г.

          Количество часов в год - 70

          Количество часов в неделю – 2

Рабочая программа направлена на решение следующих задач:

  1. развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
  2. учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
  3. формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, ассоциативное мышление;
  4. развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
  5. формировать потребность в постоянном чтении книг, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
  6. обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
  7. формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;
  8. обеспечить достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
  9. расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
  10. обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навыки чтения и речевые умения;
  11. работать с различными типами текстов;
  12. создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений.

       

   В соответствии с базисным учебным планом программа составлена из расчета 2  часов в неделю, 70 часов в год.

Содержание программы

Введение «Самое великое чудо на свете»

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Фёдоров.

Устное творчество русского народа

Малые фольклорные жанры. Русские народные песни. Докучные сказки.

Народные сказки: «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Иван-царевич и серый волк», «Сивка-бурка».

Страницы русской классики

Ф. И. Тютчев («Весенняя гроза», «Листья»); А. Фет («Мама! Глянь-ка из окошка…», «Зреет рожь над жаркой нивой…»); И. Никитин  («Полно, степь моя, спать беспробудно…», «Встреча зимы»); И. Суриков («Детство»).

Н. Некрасов («Славная осень!..», «Не ветер бушует над бором…», «Дедушка Мазай и зайцы»); К. Бальмонт («Золотое слово»); И. Бунин («Детство», «Полевые цветы», «Густой зелёный ельник у дороги…»).

Чёрный («Что ты тискаешь утёнка?..», «Воробей», «Слон»); А. Блок. («Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»); С. Есенин («Черёмуха»).

С. Маршак («Гроза днём», «В лесу над росистой поляной…»); А. Барто («Разлука», «В театре»); С. Михалков («Если»); Е. Благинина («Кукушка», «Котенок»).

А. Пушкин («Уж небо осенью дышало…», «В тот год осенняя погода…», «За весной, красой природы…», «Опрятней модного паркета…», «Зимнее утро», «Зимний вечер», «Сказка о царе Салтане…»); И. Крылов («Мартышка и Очки», «Зеркало и Обезьяна», «Ворона и Лисица»); М. Лермонтов («Горные вершины…», «На севере диком стоит одиноко…», «Утёс», «Осень»); Л. Толстой («Детство», «Акула», «Прыжок», «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря?»).

Литературные сказки

Д. Мамин-Сибиряк («Алёнушкины сказки», «Сказка про Храброго Зайца – Длинные Уши, Косые Глаза, Короткий Хвост»); В. Гаршин («Лягушка-путешественница»); В. Одоевский («Мороз Иванович»).

Любимые детские писатели

Были-небылицы

М. Горький («Случай с Евсейкой»); К. Паустовский («Растрёпанный воробей»); А. Куприн («Слон»).

Люби живое

М. Пришвин («Моя Родина»); И. Соколов-Микитов («Листопадничек»); В. Белов («Малька провинилась», «Ещё про Мальку»); В. Бианки («Мышонок Пик»); Б. Житков («Про Обезьянку»); В. Дуров («Наша Жучка»); В. Астафьев («Капалуха»).

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Б. Шергин («Собирай по ягодке – наберёшь кузовок»); А. Платонов («Цветок на земле», «Ещё мама»); М, Зощенко («Золотые слова», «Великие путешественники»); Н. Носов («Федина задача», «Телефон»); В. Драгунский («Друг детства»).

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

Ю. Ермолаев («Проговорился», «Воспитатели»); Г. Остер («Вредные советы», «Как получаются легенды»); Р. Сеф («Весёлые стихи»).

Зарубежная литература

Мифы и легенды древне Греции («Рождение героя»; «Храбрый Персей»). Братья Гримм («Принц- лягушонок..»); Ш.Перро (Рике с хохолком»); Г.Х.Андерсен («Гадкий утенок»).

Учебно-тематический план

Тема

Количество часов

Самое великое чудо на свете

1

Устное народное творчество

6.

Поэтическая тетрадь 1

4

Великие русские писатели

10

Поэтическая тетрадь 2

3

6.

Литературные сказки

5

7.

Были-небылицы

5

8.

Поэтическая тетрадь 1

3

9.

Люби живое

11

10.

Поэтическая тетрадь 2

4

11.

Собирай по ягодке – наберешь кузовок

8

12.

По страницам детских журналов «Мурзилка»

4

13.

 Зарубежная литература

4

14

Резервные уроки

2

Итого

70ч.

           

Развитие речевых умений и навыков при работе с текстом

  1. Развитие навыка чтения.

Развитие навыка осознанного и правильного чтения. Выработка основного способа чтения — чтения целыми словами за счет:

1)отработки приемов целостного восприятия слова;

2) точности его зрительного восприятия и быстроты;  

3) быстроты понимания значений прочитанных слов и предложений.

  1. Развитие выразительности чтения и речи, формирование навыков орфрэпически правильного чтения.

Ориентация детей на то, что чтение вслух — это чтение для слушателей, а чтение про себя — это чтение для себя. Обучение приемам выразительной речи и чтения.

Произношение скороговорок, чистоговорок, стихотворных строк для отработки отдельных звуков.

Обучение орфоэпически правильному произношению слов при чтении; развитие темпа речи и чтения, соотнесение его с содержании высказывания и текста; выработка умения убыстрять и замедлять темп речи и чтения, умения увеличивать и уменьшать силу голоса от громкой речи до шепота и наоборот в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи высказывания.

Обучение чтению художественных произведений по ролям, драматизация произведений.

  1. Требования к уровню сформированности навыка чтения.

Правильное, сознательное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами. Нахождение интонации (темпа, логических ударений, пауз, тона чтения), соответствующей содержанию читаемого 70-75 слов в минуту.

  1. Выработка умений работать с текстом.

Подробный, выборочный пересказ прочитанного с использованием приемов устного рисования и иллюстраций.

Установление последовательности действия в произведении и осмысление взаимосвязи описываемых в нем событий, подкрепление правильного ответа на вопросы выборочным чтением.

Самостоятельное деление текста на законченные по смыслу части и выделение в них главного, определение с помощью учителя темы и смысла всего произведения в целом.

Составление плана прочитанного и краткая передача его содержания с помощью учителя.

Самостоятельное нахождение в тексте слов и выражений, которые использует автор, для изображения действующих лиц, природы и описания событий.

Сопоставление и осмысление поступков героев, мотивов их поведения; оценка их поступков (с помощью учителя)

Понимание образных выражений, используемых в художественных произведениях.

Ориентировка в учебной книге: самостоятельное нахождение произведения по его названию в содержании, самостоятельное пользование учебными заданиями к тексту.

Требования к уровню подготовки

В результате изучения литературного чтения ученик должен

            знать/понимать:

  1. наизусть не менее 15 стихотворений;
  2. названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
  3. элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация).

уметь:

  1. повышать и понижать голос в соответствии со знаками препинания и характером содержания;
  2. соблюдать паузы  и выбирать темп чтения в зависимости от смысла читаемого;
  3. определять тему и главную мысль произведения;
  4. воспроизводить содержание текста по вопросам или картинному плану, данному в учебнике;
  5. подробно пересказывать небольшие произведения с отчетливо выраженным сюжетом;
  6. отвечать на вопросы по содержанию текста, находить в нем предложения, подтверждающие устное высказывание;
  7. раскрывать содержание иллюстраций к произведению; соотносить их с отрывками рассказа, находить в тексте слова соответствующие им;
  8. делить текст на части, озаглавливать их, выявлять основную мысль прочитанного;
  9. сопоставлять слова близкие по значению; понимать значение слов и выражений в контексте: различать простейшие случаи многозначности слов, отыскивать в тексте слов и выражений, характеризующих событие, действующих лиц, картины природы;
  10. ориентироваться в учебной книге: знакомство с содержанием; нахождение в нем названия нужного произведения; умение пользоваться заданиями и вопросами, помещёнными в учебных книгах;
  11. читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
  12. различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
  13. приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).
  14. овладеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения незнакомого текста не ниже 70 – 75  слов в минуту.

использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. самостоятельного чтения книг;
  2. высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
  3. самостоятельного выбора и определения содержания книги по её элементам;
  4. работы с различными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

Критерии и нормы оценки знаний обучающихся

Особенности организации контроля по литературному чтению

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и «про себя»); умения выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.

При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.

Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа «закончи предложение», «найди правильный ответ», «найди ошибку» и т.п.

Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения «про себя» проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется соответствующей схемой.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  1. искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
  2. неправильная постановка ударений (более 2);
  3. чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  4. непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
  5. неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
  6. неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
  7. нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
  8. нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
  9. монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  1. не более двух неправильных ударений;
  2. отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
  3. осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
  4. неточности при формулировке основной мысли произведения;
  5. нецелесообразность использования средств выразительности,  недостаточная  выразительность при передаче характера персонажа.

Характеристика цифровой оценки (отметки)

«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочета; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2 – 3 ошибок или 4 – 6 недочетов по текущему учебному материалу; не более 2 ошибок или 4 недочетов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приемов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к конкретной работе; не более 4 – 6 ошибок или 10 недочетов по текущему учебному материалу; не более 3 – 5 ошибок ли не более 8 недочетов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочетов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочетов по пройденному материалу; нарушение логики; неполнота, нераскрытость обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации либо ошибочность ее основных положений.

Литература

Литература для учителя:

1. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования.

2.  «Родная речь» (в 2-х ч.) 3 класс, авторы В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.Ф. Климанова

3.  Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению: метод. пособие к учебнику «Родная речь. 3 класс» / Л. Ф. Климанова. – М.: Просвещение, 2005.

4. Тексты для проверки навыка чтения у учащихся четырехлетней начальной школы. Авт-сост. Тикунова Л.И., Игнатьева Т.В. - Вита-Пресс, 1997.

 

Литература для учащихся:

1.«Родная речь» (в 2-х ч.) 3 класс, авторы В.Г. Горецкий, М.В. Голованова, Л.Ф. Климанова

2 .«Родничок» Книга для внеклассного чтения

3 .О.В.Чистякова «Проверялочка» Издательский дом «Литера» 2008г.

Интернет – ресурсы:

  1. https://edu.tatar.ru/  (сообщество учителей начальных классов)
  2. http://www.openclass.ru/
  3. http://nayrok.ru/
  4. https://my.1september.ru/
  5. http://svetly5school.narod.ru/metod1.html

Литературное чтение




Тема урока


Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

ИКТ

Планируемые результаты освоения материала

Дом. задание

Дата проведения

Самое великое чудо на свете.  

1

Рукописные книги Древней Руси. Первопечатник Иван Федоров.

Урок введения новых знаний

Рукописные книги Древней Руси.

ЦОР №1

Знать о рукописных книгах Древней Руси. Знать о деятельности первопечатника Ивана Фёдорова.

Стр. 6-12

Отв. на вопр.

Устное народное творчество

2

Устное народное творчество. Русские народные песни.

НРК - «Татарское народное творчество»

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение.

ЦОР №2

Учащиеся должны знать и понимать различные произведения устного народного творчества. Учащиеся должны уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки).

Стр 13-17

 выраз. чит.

3

Докучные сказки.

Комбинированный

Произведения устного народного творчества. Выразительное чтение и рассказывание.

Знать  смысл  слова  «докучать».

Уметь  сочинять  докучные  сказки

Сочини сказку

4

Русская народная сказка «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка».

Комбинированный

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка. Выразительное чтение, пересказ текста.

Уметь подробно и выборочно пересказывать. Уметь работать с иллюстрацией к сказке

Стр. 22-27  чит., переск.

5

Русская народная сказка «Иван - царевич и серый волк».

Комбинированный

Чтение русской народной сказки. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

DVD фильм №1

Уметь осознанно, правильно, выразительно читать. Уметь делить текст на части, составлять простой план

Стр. 28-39

чит., переск.

6

Русская народная сказка «Сивка-бурка».

Комбинированный

Знакомство с рус. нар. сказкой «Сивка-бурка»

Выразительное чтение, пересказ текста.

Уметь читать осознанно текст;  определять тему, главную мысль произведения;

пересказывать текст;

выразительно читать

Стр. 40-49 чит., переск.

7

Урок – КВН (Обобщающий урок по теме «Устное народное творчество»)

Комбинированный

Обобщить раздел по теме «Устное народное творчество»

ЦОР №3

Знать названия, основное содержание изученных произведений

Стр. 52 №9 отв. на вопр.

                                                                         Поэтическая тетрадь 1      

8

Описание природы в стихах Ф.И.Тютчева  «Весенняя гроза», «Листья»

НРК - «Природа нашего края»

Комбинированный

Отработка навыков правильного, сознательного, плавного,

выразительного беглого чтения

ЦОР №4

Уметь читать стихотворные произведения выразительно и наизусть.
знать\понимать:

названия, основное содержание изученных литературных произведений;

имена, фамилии их авторов

Выучить наизусть по выбору

9

Описание природы в стихах А.А.Фета.

Комбинированный

Знакомство с произведением А.А.Фета. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

ЦОР №5

Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений; имена, фамилии их авторов

Уметь читать стихотворные произведения выразительно и наизусть.

Выуч. наизусть

10

Произведения о Родине, природе, о взаимоотношениях людей. И.С.Никитин. Стихи

Комбинированный

Знакомство с творчеством И.С.Никитина

ЦОР №6

Уметь осознанно, правильно, выразительно читать, уметь понимать настроение и мысли поэта

Стр.66-71

выраз читать

11

Произведения о детях. И.З.Суриков «Детство», «Зима»

Комбинированный

Отработка навыков правильного, сознательного, плавного,

выразительного беглого чтения.

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения. Уметь понимать поэтическую речь.

Стр.72-77 Выуч наизусть

Великие русские писатели.

12

А.С.Пушкин. Стихи.

Комбинированный

Расширение знаний о жизни и творчестве поэта; работа со стихотворными текстами; особенности поэтического языка; работа над интонацией

ЦОР №7

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения, понимать смысл стихотворения лирического героя.

Стр.86-91 Наизусть по выбору

13

Победа добра над злом в сказке. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Комбинированный

Произведение выдающего представителя  русской литературы  А.С. Пушкина. Выразительное чтение.

DVD фильм №2

Уметь осознанно, правильно, выразительно читать

Стр.92-104. Выраз. читать нарисовать рисунок

14

Победа добра над злом в сказке. А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Комбинированный

Произведение выдающего представителя  русской литературы  А.С. Пушкина. Чтение отрывка наизусть.

Уметь составлять план к произведению. Уметь анализировать поступки героев.

Стр.104-128 переск.


15

Мораль в басне И.А.Крылова.


Комбинированный

Знакомство с жизнью и творчеством И.А.Крылова, работа над баснями. Отношение читающего к главным героям с обоснованием; изменение интонации в зависимости от отношения к герою; мораль басни

ЦОР №8

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать басни. Уметь находить мораль в произведении.

Стр.132-138 наизусть по выбору

16

Поэтический образ осени в произведениях М.Ю.Лермонтова. «Утёс», «Осень»

Комбинированный

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Устное сочинение повествовательного характера с элементами описания.

ЦОР №9

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть перед аудиторией.

Стр.138-155 выраз.чит.

17

Л.Н.Толстой «Детство Л.Н.Толстого».

Комбинированный

Расширение знаний о жизни и творчестве писателя; анализ произведения; выборочное чтение; обмен мнениями с последующим предположением событий

ЦОР №10

Уметь находить в тексте ключевые слова

Стр.151-155 чит.

18

Л.Н.Толстой  «Акула»

Комбинированный

Произведение выдающего представителя русской  литературы. Л. Н. Толстого. Понимание содержание литературного произведения. Рассказ о своих впечатлениях по прочитанному

Уметь делить текст на части, составлять простой план. Уметь определять тему и главную мысль.

Стр.152-155, пересказ по плану (на выбор)

19.

Л.Н.Толстой  «Прыжок»

Комбинированный

Анализ текста; герои, главная мысль произведения; работа над восприятием и пониманием эмоционально-нравственных переживаний героев; деление на части в зависимости от варианта плана

Уметь осознанно, правильно, выразительно читать текст. Уметь анализировать поступки героев.

С.156-159, подробный пересказ

20.

Л.Н.Толстой «Лев и собачка», «Какая бывает роса на траве», «Куда девается вода из моря»

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному, аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста.

Уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

 определять тему и главную мысль произведения;
пересказывать текст;

 Стр.160-161, пересказ

21.

Обобщающий урок по теме: «Великие русские писатели».

Обобщающий урок

Итоговая групповая работа  по теме раздела (доп. информация, взаимосвязь произведений, взаимоотношения поэтов и писателей и др.) Ответы на вопросы,

с. 164–167

ЦОР №11

Уметь высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

приводить примеры художественных произведений  разной тематики по изученному материалу

Стр 166 №13,17, отв на вопр.

Поэтическая тетрадь 2.

22.

Образ осени в стихотворении Н.А.Некрасова.  Стихи

Комбинированный

Знакомство с биографией поэта; чтение и анализ стихотворений; образные средства языка; работа над выразительным чтением

ЦОР №12

Уметь выразительно читать и понимать стихотворения автора.

Стр168--172, наизусть по выбору

23.

Природа в стихотворениях К.Д.Бальмонта, И.А.Бунина.

Сведения об авторе; анализ произведений; особенности поэтического языка; работа над выразительным чтением, передача настроения при помощи поэтической речи

ЦОР№13

Уметь  читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

 (с предварительной самостоятельной подготовкой)

сочинить стих о природе

24.

Обобщение. Поэтическая тетрадь

Обобщающий урок

Обсуждение произведений раздела; передача настроения при помощи поэтической речи; организация творческой мастерской по сочинительству Ответы на вопросы, с. 178. Отзыв о понравившемся произведении

Знать  (понимать) содержание прочитанного.

Уметь  отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства, выразительное чтение.

Отв на вопр.

Литературные сказки.

25.

Жанры произведений: литературная сказка. Д.Н.Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки». «Сказка про храброго зайца»

Комбинированный

Своеобразие языка сказок

Уметь анализировать текст. Понимать поступки героев

Стр.182-187, переск.

26.

Литературная сказка. В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

Комбинированный

Знакомство со сказкой  и её автором; тема и жанр произведения; анализ сюжета

DVD фильм №3

Уметь давать характеристику героям произведения.

Стр.188-195, чит.

27.

Нравоучительный характер литературной сказки В.Ф.Одоевского  «Мороз Иванович».

Комбинированный

Знакомство со сказкой  и её автором; тема и жанр произведения; анализ сюжета

Работа с иллюстрациями; работа с пословицами

ЦОР №14

Уметь самостоятельно находить материалы для характеристики героев

Стр.196-207, чит, нарисов рисунок к сказке.

28.

В.Ф.Одоевский «Мороз Иванович».

Комбинированный

Составление плана сказки на основании выделенных частей; характеристика героев сказки; обучение пересказу в лицах на основе плана

Уметь читать стихотворное произведение наизусть

Стр.196-207 переск..

29.

Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки»

Комбинированный

Литературная викторина; определение жанровых особенностей стихотворений; обмен впечатлениями; работа над сказочными образами; словесное рисование

Знать названия, основное содержание изученных произведений

С.210-211, иллюстрации к стих-ю (по выбору)

Были - небылицы.

30.

Жанры произведений: рассказ (были-небылицы). М.Горький «Случай с Евсейкой»

Комбинированный

Знакомство с понятиями «быль» и «небылица»; знакомство с биографией автора; чтение и анализ произведения; отношение автора к главному герою, подтверждение словами текста; составление словесного портрета Евсейки

Знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Стр.4-11, чтение по ролям

31.

К.Г.Паустовский «Растрёпанный воробей»

Комбинированный

Чтение и параллельное выявление понимания прочитанного; определение темы, главных героев и второстепенных героев

Уметь высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному. Уметь давать характеристику персонажу.

Стр.12-24 читать, отв. на вопр.

32.

А.И.Куприн «Слон»

Комбинированный

Знакомство с биографией автора; чтение рассказа, жанровые особенности

ЦОР №15

Уметь делить текст на смысловые части, составлять простой план

Стр.25-40,

33.

А.И.Куприн «Слон»

Комбинированный

Анализ текста; разбор сюжетной линии; деление на части, знакомство с понятиями «краткий план» и «развёрнутый план», работа над  составлением плана

Учащиеся должны знать и понимать основное содержание текста, уметь пересказывать текст.

Стр.25-40,

пересказ по плану

34.

Обобщающий урок по теме «Были - небылицы»

Комбинированный

Обобщение материала по изученному разделу

Знать названия, основное содержание изученных произведений

Стр.43 №8

Поэтическая тетрадь 1.

35.

Тема заботы о животных в стихотворениях С.Чёрного.

Комбинированный

Краткие сведения об авторе. Выразительное чтение, использование интонаций, соответствующих смыслу текста. Безошибочное чтение незнакомого текста, недопущение искажения ударений.

Уметь понимать стихи и правильно, выразительно их читать

Стр.46-49 науз. по выбору.

36.

Тема детства в стихотворении А.А.Блока.

Комбинированный

Художественные произведения русских поэтов. Основные темы: произведения о природе. Восприятие на слух и понимание художественных произведений.

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Стр.51-55,

науз. по выбору.

37.

Поэтический образ природы в стихотворении С.А.Есенина.

Комбинированный

Анализ образных средств языка и их роль в выборе интонации чтения; работа над выразительным чтением; словесное рисование пейзажа; Обобщение материала по изученному разделу; ответы на вопросы, с. 56

ЦОР №16

Уметь читать стихотворные произведения наизусть;

Знать названия, основное содержание изученных произведений

Стр.56 №6

Люби живое

38.

Произведения о Родине. М.М.Пришвин  «Моя Родина» 


(НРК - «Татарстан - моя малая Родина»)

Комбинированный

Сведения об авторе; анализ произведения; работа над развитием монологической речи в ходе составления рассказа; работа с однокоренными словами и их лексической нагрузкой; работа над выразительным чтением рассказа

ЦОР №17

Уметь высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному;

читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Стр 59, выуч отрывок

39.

Произведения о животных. И.С.Соколов - Микитов  «Листопадничек».

Комбинированный

Чтение и анализ произведения; выявление жанровых особенностей; работа с заголовком; составление характеристики героя с опорой на текст

Уметь видеть и понимать окружающую природу.

Стр.60-66, , чит. переск.

40.

В.И.Белов «Малька провинилась», «Ещё раз про Мальку»

Комбинированный

Чтение и анализ произведения; разные виды чтения; работа над формированием умения сознательно перечитывать фрагменты текста с целью переосмысления или получения ответа на вопрос; эмоциональное отношение к героине, нравственные уроки

Уметь высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному

Стр.68-72 читать

41.

Произведения о животных. В.В.Бианки «Мышонок Пик»

Комбинированный

Основные темы детского чтения: произведения о детях, о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Понимание содержания литературного произведения. Пересказ текста

Уметь проанализировать рассказ, пересказывать текст

Стр.73-78, чит. по ролям

42.

В.В.Бианки «Мышонок Пик»

Комбинированный

Отработка навыков правильного, сознательного, плавного,

выразительного беглого чтения.

Уметь высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному

Стр.73-81, творческий пересказ по плану

43.

Произведения о животных. Б.С.Житков «Про обезьянку»

.

Комбинированный

Основные темы детского чтения: произведения о детях, о взаимоотношениях людей, о добре и зле. Понимание содержания литературного произведения. Пересказ текста

Уметь составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

 оценивать события, героев произведения

Стр.83-89, пересказ

44.

Б.С.Житков «Про обезьянку».

Комбинированный

Знакомство с биографией автора; чтение рассказа с параллельным выявлением понимания прочитанного; работа с иллюстрациями

Учащиеся должны знать и понимать основное содержание текста, уметь пересказывать текст.

Стр.90-97,

переск

45.

Произведения о животных. В.Л.Дуров «Наша Жучка»

Комбинированный

Понимание содержания литературного произведения. Ответы на вопросы по содержанию прочитанного.

Уметь делить текст на части, составлять план рассказа

Стр. 98-100 переск. по плану

46.

В.П.Астафьев «Капалуха»

Комбинированный

Анализ произведения; различные виды чтения; наблюдение за развитием сюжета; обсуждение роли смысловой нагрузки некоторых фраз в понимании эмоционального состояния героя

Уметь высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному

Стр.101-104, выр. чит.

47.

Тема заботы о животных в произведении В.Ю. Драгунского «Он живой и светится»

Комбинированный

Расширение знаний учащихся о творчестве писателя; анализ произведений; работа над выразительным чтением

Уметь читать в парах, понимать чувства и поступки героев.

Стр.105-108, чит. Подг. сообщ о жив-х.


48.

Урок – конференция «Земля – наш дом родной»


Обобщающий урок

Урок – конференция «Земля – наш дом родной»

ЦОР №18

Знать названия, основное содержание изученных произведений

Стр.109 №4

Поэтическая тетрадь 2.

49.

Природа в стихах С.Я.Маршака. «Гроза днём», « В лесу над росистой поляной…»

Введение новых знаний

Чтение и анализ произведения; работа над эмоциональной содержательностью стихотворения; выделение главной мысли; составление словесного портрета героя на основании его мыслей и поступков; обучение составлению рассказа на основе стихотворения

ЦОР №19

Уметь выразительно читать стихотворения

Стр.112-113, выразит.чтение;

50.

Взаимоотношения между людьми в стихах А.Л.Барто. «Разлука», «В театре»

Комбинированный

Чтение и анализ произведения; работа над эмоциональной содержательностью стихотворения; выделение главной мысли; составление словесного портрета героя на основании его мыслей и поступков

ЦОР №20

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Стр.114-117, наиз. по выбору

51.

Тема детства в стихах С.В.Михалкова. Если.

Комбинированный

Отработка навыков правильного, сознательного, плавного,

выразительного беглого чтения.

ЦОР №21

Уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Стр.118-119, наиз. по выбору

52.

Тема заботы о животных в стихах Е.А.Благининой. «Кукушка». «Котёнок»

Комбинированный

Сообщение об авторе; анализ стихотворений; обсуждение отношения детей к окружающему миру; образные средства языка; работа над выразительным чтением

Знать о жизни и творчестве Е.Благининой.

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Стр.120-1, наиз. по выбору

Собирай по ягодке - наберешь кузовок.

53.

Произведения о взаимоотношениях людей. Б.В.Шергин. Собирай по ягодке-наберёшь кузовок.

Комбинированный

Чтение и обсуждение прочитанного; составление текста-описания бабушки; работа над пословицами и их ролью в тексте

Уметь находить в тексте ключевые слова

Стр.124-128 чит., пересказывать

54.

Произведения о взаимоотношениях людей. А.П.Платонов. «Цветок на земле»

Комбинированный

Сведения об авторе; обсуждение прочитанного; словесное рисование; характеристика героев; чтение в лицах

Уметь подробно отвечать на вопросы

Стр.129-136, чтение по ролям

55

Произведения о взаимоотношениях людей. А.П.Платонов. «Ещё мама»

Комбинированный

Чтение и анализ произведения; чтение в лицах; деление на части

Уметь высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному

С.137-143, выборочный пересказ

56.

Произведения о взаимоотношениях людей. М.М.Зощенко. «Золотые слов»

Комбинированный

Разные виды работы с текстом; чтение эпизодов в лицах; обсуждение причин и последствий поступков героев

Уметь подробно отвечать на вопросы

Подобрать пословицы к произведению

57.

Произведения о приключениях. М.М.Зощенко «Великие путешественники.

Комбинированный

Разные виды работы с текстом; восстановление последовательности событий; составление плана

Уметь выборочно пересказывать

С.154-163, пересказ по плану

58.

Произведения о приключениях. Н.Н.Носов. «Федина задача»

Комбинированный

Знакомство с биографией автора; обсуждение прочитанного; роль юмора в произведении; чтение в лицах

ЦОР №22

Уметь самостоятельно находить материалы для характеристики героев

Стр.164-169

59.

Произведения о приключениях. Н.Н.Носов «Телефон»

Комбинированный

Отработка чтения текста в лицах; разбор ситуации, выводы, советы ребятам; инсценирование произведения

Уметь читать по ролям

Стр. 169-172, читать по ролям

60.

Произведения о приключениях. В.Ю.Драгунский «Друг детства».

Комбинированный

Отработка навыков правильного, сознательного,

выразительного беглого чтения.

Знать\понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Стр 173-175 читать, пересказывать

По страницам детских журналов «Мурзилка», «Веселые картинки».

61.

По страницам детских журналов. Ю.И.Ермолаев. «Проговорился», «Воспитатели»

Комбинированный

Краткие сведения об авторе; обсуждение прочитанного; чтение в лицах; сравнительная характеристика произведений

Уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Стр.181-183, придумай вопросы к рассказу

62.

По страницам детских журналов. Г.Б.Остер. «Вредные советы», «Как получаются легенды».

Комбинированный

Знакомство с биографией автора; чтение и обсуждение произведений

ЦОР №23

Уметь выразительно читать

Стр.183-186, читать

63.

По страницам детских журналов. Р.Сеф.. «Весёлые стихи»

Комбинированный

Краткие сведения об авторе; обсуждение эмоциональной окраски прочитанного; работа над выразительным чтением; коллективное заучивание отрывков

Уметь заучивать наизусть и выразительно читать стихотворения

Стр.186-188, выр.  читать

64.

Обобщающий урок по разделу «По страницам детских журналов»

Комбинированный

Обобщение и систематизация изученных произведений, авторов; игровая программа

Знать названия, основное содержание изученных произведений

Стр.188 №3

Зарубежная литература

65.

Зарубежная литература. Мифы Древней Греции. «Храбрый Персей»

Комбинированный

Знакомство с понятием «мифы»; жанровые особенности; сравнение: сказка-легенда-миф; знакомство с родиной мифов

ЦОР №24

Учащиеся должны знать литературные приёмы в мифах, уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план.

Стр.190-199 читать осознанно

66.

Зарубежная литература. Г.Х.Андерсен. «Гадкий утёнок».

Комбинированный

Знакомство с биографией автора; знакомство с произведением; работа по выявлению осмысления прочитанного

DVD фильм №4

Уметь делить текст на части и озаглавливать части

Стр. 200-207, чит, переск.

67.

Г.Х.Андерсен. «Гадкий утёнок».

Комбинированный

Анализ произведения; характеристика героев; разные виды чтения; составление устных иллюстраций и зарисовок, передача состояния героя через цветовое решение

DVD фильм №4

Уметь подробно и кратко пересказывать

Стр.208-215 чит, переск

68.

Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература.

Обобщающий

Обобщение и систематизация изученных произведений, авторов; игровая программа

ЦОР №25

Знать названия, основное содержание изученных произведений

Литература на лето.

69-70

Резервные уроки

Приложение к рабочей программе

ЦОР №1

«Первопечатник Иван Федоров»

ЦОР №2

Устное народное творчество.

ЦОР №3

Урок – КВН по теме «Устное народное творчество»

ЦОР №4

  «Биография Ф. И. Тютчева», «Стихи Ф.И.Тютчева о природе»

ЦОР №5

 «Стихи А.А.Фета»

ЦОР №6

«Творчество И.С.Никитина»

ЦОР №7

"Жизнь и творчество  А.С . Пушкина»

ЦОР №8

"Басни И.А.Крылова"

ЦОР №9

«Поэтический образ осени в произведениях М.Ю.Лермонтова».

ЦОР №10

«Лев Николаевич Толстой».

ЦОР №11

«Великие русские писатели».

ЦОР №12

Образ осени в стихотворении Н.А.Некрасова.  

ЦОР №13

Природа в стихотворениях К.Д.Бальмонта, И.А.Бунина.

ЦОР №14

сСказки В.Ф.Одоевского  

ЦОР №15

Презентация на тему А.И.Куприн "Слон"

ЦОР №16

Образ природы в лирике С.Есенина"

ЦОР №17

М. М. Пришвин «Моя Родина».

ЦОР №18

«Земля – наш дом родной»

ЦОР №19

Природа в стихах С.Я.Маршака.

ЦОР №20

Стихи А.Л.Барто

ЦОР №21

«Страна Детства»  Стихи С. Михалкова

ЦОР №22

Н.Н.Носов. «Федина задача»

ЦОР №23

 Г.Б.Остер. «Вредные советы»,

ЦОР №24

Мифы Древней Греции.

ЦОР № 25

«Зарубежная литература.

DVD фильм №1 - Русская народная сказка «Иван - царевич и серый волк».

DVD фильм №2 - А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

DVD фильм №3- В.М.Гаршин «Лягушка-путешественница».

DVD фильм №4 - Г.Х.Андерсен. «Гадкий утёнок».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...