Главные вкладки

    План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему:
    Открытый урок по литературному чтению в 4-м классе. "В.П.Астафьев. "Ода русскому огороду"(отрывок)"

    Чеботаева Ирина Владимировна

     

    Представленный урок помогает познакомить учащихся с биографией и творчеством В.П. Астафьева, воспитывать духовно-нравственные качества, любовь к природе, внимательное отношение к ней, чувство сострадания, ответственности; развивать память, мышление, воображение, внимание, речь, читательский интерес, расширять лексический запас и формировать культуру речи.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon urok_po_chteniyu.doc66.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Ход урока:

    1. Организация класса.
    2. Речевая разминка:

    а) Скороговорка:

    Невелика птица синица, а умница.

    1. Какие звуки повторяются? ([и, а, ц])
    2. Прочитаем тихо, громко, очень громко.
    3. Читаем, выделяя голосом, подчеркнутое слово. (По рядам.)
    4. А кто может прочитать так, чтобы выразить радость и гордость за птичку?

    б) – Белый – черный, день – ночь, - что это за слова? (Правильно, антонимы.)

    Работаем вместе!

    У. – Слабый (сильный),

            Бесполезный (полезный),

            Лживый (честный),

            Плохой (хороший).

    У. – Может ли человек быть только хорошим или только плохим?

    Д. – Да, есть люди добрые, честные и справедливые, а бывают жадные и жестокие.

    Д. – А я думаю, есть в человеке что-то хорошее и плохое.

    У. – Итак, в каждом человеке есть белое и черное, важно только, что человек открывает в себе больше. Обратимся к словам Агнии Барто (поможет мне в этом …, пожалуйста, …!): «Я сорвал цветок – и он завял, я поймал жука – и он умер у меня на ладони. Я посадил птицу в клетку – и она погибла в неволе. И тогда я понял, что прикоснуться к красоте можно только сердцем».

    (У доски читает ученик.)

    У. – Ребята, что значит, по-вашему «прикоснуться к красоте сердцем»?

    Мне хочется услышать мнение каждого! Не надо бояться, не надо скрывать своих чувств!

    Д. – Значит, радоваться всему живому.

         - Улыбаться бабочкам, цветам.

         - Знать, что это нужно любить беречь.

         - Ощутить эту красоту.

    - Спасибо! Я поняла ваше отношение.

    1. Тема урока.
    1. – Сегодня вас ожидает встреча с замечательным русским писателем, нашим современником  Виктором Петровичем Астафьевым. Родился он в 1924 году в селе Овсянка Красноярского края, рано потерял мать; «сиротское детство было окрашено заботами бабушки», которая очень многое дала будущему писателю. Потом были беспризорность, детский дом, интернат. Став юношей, он ушел на фронт, был тяжело ранен. После войны перепробовал множество профессий и выбрал профессию литератора. В 1953 году вышла первая книга Астафьева «До будущей весны», а за нею были напечатаны книги для детей «Огоньки», «Васюткино озеро», «Дядя Кузя, куры, лиса и кот». Все рассказы Астафьева – это уроки жизни, в которой встречаются душевное тепло и черствость, людская злоба и бесконечная доброта, есть обиды, предательство, дружба, чудеса природы, странности человеческого поведения и все-все, чем полно детство. Ребята, может кто-то знаком с этими произведениями? За всю жизнь писатель написал очень много книг, с которыми вы обязательно познакомитесь в будущем. Некоторые из них перед вами. (Показ выставки.)

    - Ребята, девизом нашего урока будут такие слова:

    Прочитаем (хором):

    «Остановись! Присядь! Нагнись! И под ноги взгляни! Живой живому удивись: они ж тебе (пауза) сродни…»

    - Вам понятен смысл этих слов?

    1. – Сейчас я предлагаю вам послушать отрывок из произведения Астафьева вот под таким интересным названием «Ода русскому огороду». Я думаю, что вы все – настоящие читатели. А кто такой настоящий читатель?

    (Ведь настоящий читатель не только следит за сюжетом произведения, но и старается увидеть картину, которую писатель нарисовал словами, почувствовать ее настроение.) (Учитель читает рассказ.)

    Осмыслить после чтения и на минуту замолчать…

    - Вам понравилось произведение?

    - Вам понятен смысл слов? Ребята, прочитайте, пожалуйста, под текстом толкование слов. Теперь все понятно?

    - Виктор Петрович Астафьев не зря олицетворяет ласточку (из текста: с ликованием носилась, извещая, что прилетела она из дальних стран, совершенно потеряет голову), чтобы нам были ближе ее чувства, ведь она нам сродни.

    1.  Чтение рассказа детьми по частям.

    -Вернемся к началу рассказа, чтобы ближе познакомиться с текстом. Читать будем вместе. Я начну, а вы продолжите.

    I часть до слов «Прищурив меткий глаз…»

    Вопросы:

    1. О ком идет речь в этой части рассказа? (О ласточке.) Так и назовем.

    (Дети на своих листочках пишут название, где римская цифра I.)

    1. В какое время года происходило это событие?
    2. Откуда ласточка стремилась к своей родной сибирской деревушке? Найдите в тексте. Прочитайте.
    3. Как автор показывает радость ласточки? Найдите слова, которые помогают нам ярче почувствовать радость ласточки.
    4. Какое чувство вызывает у вас этот маленький отрывок. Вам поможет в этом «Словарь настроений», который находится внизу странички.

     (Дети выбирают слова – ВЕСЕЛОЕ, ВОЗБУЖДЕННОЕ, ЛИКУЮЩЕЕ, СВЕТЛОЕ, СОЛНЕЧНОЕ).

    (Учитель выставляет карточки на доске.)

    1. Художники, писатели, композиторы умеют разными средствами вызвать у нас определенное настроение, эмоции, чувства. Попробуйте выбрать из этих картин природы ту, которая, по-вашему, соответствует этому настроению. (Показ картин природы: И.Э. Грабарь «Осень. Красный дубок», В.Ф. Аммон «Летний пейзаж», Ю.Ю. Клевер «Весна в деревне».)

    Физминутка «Голоса птиц».

    - Ребята, давайте на минутку представим себе, что мы в лесу. Я предлагаю вам прилечь, отдохнуть и послушать пение птиц. (Звучат голоса птиц.)

    Встали, потянитесь, представьте, что вы птицы. Сели.

    - Вернемся на урок и продолжим.

    II часть со слов «Прищурив меткий глаз…» до слов «Мальчик выкопал стеклом…»

    1. Чтение про себя. (Прочитайте про себя вторую часть и постарайтесь определить настроение этой части рассказа.)
    2. Как озаглавим? (СМЕРТЬ ЛАСТОЧКИ.)

    (Дети на своих листочках пишут название, где римская цифра II.)

    1. Какое чувство вы испытали при чтении этой части? (Словарь настроений – ВОЗМУЩЕННОЕ, ГРУСТНОЕ, ТРЕВОЖНОЕ)

    1. Музыка (Вивальди «Адажио») – Послушайте, соответствует ли эта мелодия настроению этого отрывка? (Да.)

    Вы прослушали часть «Адажио» замечательного скрипача и талантливого композитора Антонио Вивальди. Удивительно, правда, как при помощи 7 нот можно передать палитру чувств человека.

    - Давайте продолжим чтение. Читаем вдумчиво, не забывая о том, что мы – настоящие читатели.

    III часть со слов «Мальчик выкопал стеклом могилку…»

    Первое предложение читает ребенок, затем учитель читает второе, а дальше снова продолжают дети, а последние предложение читает мальчик.

    1. Давайте озаглавим эту часть словами из текста. Подумайте.

    Что понял этот мальчик? Какой он вынес урок?

    1. Подчеркните и запомните эту фразу.

     («Я НИКОГДА НИКОГО НЕ БУДУ БОЛЬШЕ УБИВАТЬ»)

    1. А изменилось ваше настроение при чтении III части? (Словарь настроений - ПЕЧАЛЬНОЕ, ТОСКЛИВОЕ).

    - Но вместе с тем, что вселяет надежду? Что этот мальчик никогда не нарушит своих слов.

    1. – Кто это шило-мотовило? (Дети отвечают: «Ласточка».)

    - А это о ком?

    Учитель загадывает загадку:

    Спереди – шильце, сзади – вильце,

    Сверху – черное суконце, снизу – белое полотенце.

     (Картинка ласточки.)

    1. Работа с пословицами (если останется время)

    1. Все ли пословицы подходят по смыслу к рассказу? Почему?

    Несчастливые дни долго памятны бывают.

    Без муки нет науки.

    Труд делает человека умелым.

    Жизнь дана на добрые дела.

    1. Итог урока.

    У. – Зачем Астафьев рассказал нам эту историю? (Ответы.) – Правильно.

    Все чувства проходят через душу, через сердце, значит, мы сегодня прикоснулись благодаря Астафьеву душой, сердцем и ощутили разные чувства. В начале урока не зря мы говорили о том, что каждый человек имеет в себе и плохое и хорошее.

    Вот так сделайте руки (Чаши весов.) В одной руке у вас плохое – мальчик сделал больно, погубил птичку, а в другой – какой он сделал вывод. Вспомните последнюю фразу. О чем это говорит? Что в этом ребенке было и хорошее и плохое. А чего было больше, покажет время. Попробуйте и вы в будущем свои поступки взвешивать.

    Ребята, вы были на Красной площади? А где можно увидеть «хвостик ласточки» в архитектуре Кремля? Открою секрет: Кремлевская стена увенчана ласточкиными хвостиками (деталь в архитектуре). Показ картинки.

    У. – Урок мы начали с девиза. Читаем вместе. Ребята, можем ли мы сказать, что под этим девизом работали весь урок?

    У. – Я вам очень благодарна за работу, вы – молодцы!

    Вместе с вами я прониклась атмосферой этой истории. Мы вместе пережили чувства, которые передал нам Виктор Петрович Астафьев. Спасибо вам!

    У. – У меня есть для вас сюрприз. В память о нашем уроке, мне хотелось бы оставить вам на память «ласточку» с добрыми словами. Приготовьте ладошки. (Учитель каждому ребенку кладет открытку на ладонь.)

    Дорогой друг!

    Как можно чаще прикасайся

    к красоте живой природы сердцем,

    чтобы оно у тебя не зачерствело.

    Тексты можете взять себе на память. Дома вместе с родителями  можете прочитать и обсудить его.

            

    Виктор Петрович Астафьев (1924 - 2001)

    * * *

    I.____________________________

         Ласточка с ликованием носилась над рекой, взмывала вверх, к облакам, падала на воду, кружилась над домами, над лесом, над горами, вспархивала во дворы, сделав вид, что совсем она сюда случайно угодила. Стремглав неслась по улицам над самой дорогой, щебеча…всех извещая, что прилетела она из дальних стран. Она так стремилась к родной сибирской деревушке, прошла сквозь такие расстояния, беды и бури, что совершенно теперь счастлива и, порезвившись в радости, сразу же возьмется за дело. Отремонтирует гнездышко под застрехой(1), высидит детей и станет ловить комаров и мошек, и пусть люди не беспокоятся, что она все будет играть, играть и совершенно потеряет голову.

         Не потеряла ласточка голову и помнила о своем назначении. Думала о будущих птенцах. И все же…все же счастье возвращения ослепило ее, она охмелела и забылась. А маленьким и беззащитным существам никогда не следует забываться.

    Вам нравится рассказ? Текст этого рассказа лежит у вас на партах. Найдите вторую часть и продолжим знакомство с этим текстом вместе. Слушайте и следите глазками.

    II.________________________

         Прищурив меткий глаз, мальчик метнул камень и сшиб белогрудую ласточку над огородом. Дрожа от охотничьего азарта(2), он схватил птичку с гряды, услышал ладонями, как часто, срывисто бьется крохотное сердце в перьях. Клюв открывался беззвучно, круглые глаза глядели на мальчика с ужасом, недоумением и укором(3)

         В руку перестало тыкать, глаза птички подернулись туманцем вечного сна(4), головка опала. Раскрывая ногтями скорбно(5) сжатый клюв, мальчик пускал в него теплую слюну, пальцами поднимал голову, крылья птички, подбрасывал ее, надеясь, что пичужка снова полетит, но птичка скомкано опадала на землю и не шевелилась.

    Ребята, правда интересно узнать чем закончится эта история?

    III.________________________

         Мальчик выкопал стеклом могилку в тени черемухи, устелил ее палыми листьями, завернул ласточку в тряпицу и закопал. «Шило-мотовило(6) под небеса уходило, по-бурлацки певало, по-солдатски причитало…» - вспомнилось ему бабушкино присловье. Вспомнилось, как стояла она на крыльце, глядя из-под ладони на ликующую ласточку, и крестилась: «Вот еще одно лето нам ласточка на крылышках принесла…»  

         …Долго и неподвижно сидел мальчик под черемухой над маленькой могилкой птички, не мог понять смерть, но первая четкая мысль все же вызрела в нем: «Я никогда никого не буду больше убивать».

    _________________________________________________________________________

    1.Застреха – нижний край кровли.

    2.Азарт – сильное возбуждение, задор, увлечение.

    3.Укор – упрек, порицание.

    4.Вечный сон – смерть.

    5.Скорбно – печально, горестно.

    6.Мотовило – палка с развилиной на конце, для намота пряжи с веретена.

    ______________________________________________________________________

    Словарь настроений

    Печальное, тревожное, веселое, возбужденное, тоскливое, ликующее, возмущенное, светлое, грустное, солнечное.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Открытый урок по русскому языку в 4-м классе. Система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

    Этот урок является продолжением изучения темы «Как связываются слова друг с другом в речи?».Тип урока - решение частных  задач. На уроке ученики наблюдают и делают выводы, что взаимной ...

    План – конспект открытого урока по физической культуре в 4-м « А» классе по разделу "Подвижные игры".

    План – конспект открытого урока по физической культуре   в 4-м « А» классе  по разделу "Подвижные игры", на районном конкурсе "Учитель года-2013". Развитие   двигат...

    Конспект открытого урока по окружающему миру в 4-м классе по теме "Водоемы. Водоёмы- природное сообщество»"

    Цели: познакомить с растениями и животными – обитателями пресных водоёмов; расширить представление обучающихся о природных сообществах; выявить связи между обитателями пресного водоёма; показать...

    План – конспект открытого урока по физической культуре в 4-м классе по разделу "Подвижные игры".

    Тема   урока:      Развитие   двигательных и координационных способностей посредством  п/и.Цель   урока: создать условия для   раз...