Использование произведений поморского фольклора на уроках литературного чтения
статья по чтению по теме

Валентина Ивановна Смирнова

Данная работа представляет собой обобщение опыта по использованию произведений поморского фольклора на уроках литературного чтения по программе "Школа России". Начиная с первого класса  учащиеся посещают занятия в городском краеведческом музее.  Они закомятся с особенностями быта северных поморов, их обычаями и культурой, поэтому на уроках дети готовы воспринимать новый материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ispolzovanie_proizvedeniy_pomorskogo_folkloraoriginal.doc59 КБ

Предварительный просмотр:

Использование произведений поморского фольклора на уроках литературного чтения

Смирнова Валентина Ивановна

учитель начальных классов

МБОУ «Гимназия»

г. Полярный

Мурманская область

                                          2012 г

Одной из основных задач воспитания, стоящих перед учителем, является воспитание у школьников любви к Родине, родному краю, чувство гордости за своё Отечество. Любовь к Отечеству начинается с любви к "малой Родине" с бережного отношения к родному краю.

В.А.Сухомлинский говорил:"Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины".

Большие возможности для достижения этих целей предоставляют уроки литературного чтения. Знакомство с произведениями литературы родного края можно связать с изучением каждого раздела программы по литературному чтению.

Это даст возможность школьникам воспринимать местную литературу, как часть национальной литературы, видеть связь северной культуры и культуры общероссийской, понимать своеобразие и самобытность произведений родного края.

Учебник "Родная речь"(авт. М.В. Голованова и Л.Ф. Климанова) предполагает изучение таких жанров устного народного творчества, как потешки, скороговорки, считалки, загадки, пословицы, поговорки и сказки. При изучении этих жанров я параллельно знакомлю детей и с произведениями северного фольклора: поморскими пословицами, загадками, песенками  и сказками.

Для того, чтобы было легче воспринимать северный фольклор, дети должны ознакомиться с особенностями языка народов севера.

Начиная с 1 класса , обучающиеся посещают занятия в городском краеведческом музее. Там их знакомят с особенностями быта северных поморов, их обычаями и культурой, поэтому на уроках дети готовы воспринимать новый материал.

Знакомство с собственно произведениями фольклора начинаем с выяснения того, что дети знают о поморах:

Откуда в наш край пришли поморы?

Какие основные занятия поморов?

Из какого материала поморы строили дома, корабли, делали домашнюю утварь?   Поморы- жители Терского берега Белого моря. Они пришли из юго- западного Поморья, входившего в состав Новгородской земли. По морю они ходили в другие земли, у моря рубили свои дома. Во дворе держали скот, хранили сено, крестьянский инвентарь.

  Поморы легко уживались с саамами, коренными жителями севера.

Терские поморы знали много устных произведений- былин, сказок, преданий, песен и т.д.Женщины рассказывали их и пели на посиделках в длинные зимние вечера, когда при свете тусклого огонька пряли пряжу и плели сети, мужчины- на промысле, в ожидании подхода рыбы, в плаваниях по морю.

Фольклорные произведения рассказывают о глубокой старине, о том, к чему стремились наши предки, с чем боролись, что любили и ненавидели.

Говорю: Давайте представим, что мы находимся в селении поморов. Что вы увидите? Что вы услышите? Чем заняты мужчины, женщины?Жизнь поморов сурова, зависит от капризов природы, от моря и это нашло отражение в их пословицах.

Море- наше поле: даст бог рыбу- даст бог и хлеб.

Едешь на день- хлеба бери на неделю.

Надоели январские морозы, да не лучше февральские переносы.

Кто в море  не бывал, тот и страха не видал.

Закинешь добро за вараку(сопку), всегда найдешь на руку.

Как эти пословицы отражают особенности жизни поморов?

Придумайте пословице продолжение:

Хочешь сытым быть-...

Кто работать не ленится-...

Было бы желание-...

Продолжая знакомство с малыми фольклорными жанрами жителей Севера, углубляю знания детей о жизни поморов, знакомлю с поморским календарем.

Целью такого знакомства является: показать, как северная природа определяла жизнь людей, условия труда и их быта.

Календарь поморов отличался от нашего: мы начинаем учиться в сентябре и заканчиваем в мае, все лето отдыхаем.

Жизнь же поморов начиналась в марте. В это время рыбаки готовились к промыслу: чинили карбасы( небольшие парусные суда для рыбного промысла, перевозки грузов), поправляли ярусы- (сети).

Почему именно в марте начинались все приготовления к промыслу?

Какая перемена в природе происходит в это время?

В марте заканчивается полярная ночь, дни становятся светлее и длиннее, поэтому можно работать.

Рыбный промысел- дело очень опасное. Северное море сурово, часто бывают штормы, но в любую погоду выходили рыбаки в море. В конце сентября промысел заканчивался, но в поселках после окончания работ жизнь не замирала: играли свадьбы, устраивали веселые праздники.

Зимой в поселках становилось тихо. В это время рыбаки отдыхали. Так проходил год до следующего марта. И конечно не могли поморы в своих занятиях обойтись без загадок, сказок, баек.

Другая работа, которую провожу с учениками- это знакомство детей с жанрами детского фольклора: считалками, дразнилками, загадками. Загадки помогают ближе познакомиться с предметами быта поморов.

В загадках рассматриваются и отдельные предметы   и процесс труда, и явления, сопровождающие человека в его повседневной жизни. ,Они трудны для детского восприятия. Трудность их отгадки вызвана и сложной образно- эмоциональной формой, ассоциативностью, подчас понятной только автору.

Прежде, чем приступить к отгадыванию загадок, ребята должны хорошо ознакомиться с жизнью поморов, местными особенностями, с их словарем. Этому способствуют занятия в краеведческом музее, а также задания по толкованию слов и перевода с поморского на русский и наоборот с русского на поморский.

угор- слово

уда- удочка

шняка- лодка

хивуса- переносы

варака- сопка

корапь- корабль

байня-печка каменка

Однако как ни трудна загадка, но как только дети узнают разгадку и - сразу становится понятен ее метаморфический образ: и почему раскаленные в " байне камни", словно поросята голосят, и почему рыболовные сети вызывают в воображении необычный образ, и почему таинственный зверь, что "уродился от мая месяца"- комар.

Предлагая школьникам загадки, важно дать им ключ к разгадке, показать как через известное раскрывается неизвестное, устанавливается сходство фактов, взятых из разных явлений.

Пятьдесят поросят в один голос голосят(печка- каменка)

Шел долговяз- в сыру землю увяз(дождь)

Стоит козел над водой, трясет бородой(мох на болоте)

Мал, маличок,

Мостил мостичок

Без жердей, без кольев, без топора.(мороз)

Утка в море

Хвост на угоре(ковш)

Четыре четырки да две растопырки, один верток,да два прутишка(кот)

Дом шумит- хозяева молчат, Пришли люди- хозяев взяли, А дом в окна ушел(рыбная ловля)

Села курица на вешалы

Крылья до земли повешены( рыболовные сети, развешенные для просушки на кольях).

На уроках литературного чтения дети знакомятся с русскими народными песнями. Мы говорим, что у каждого народа есть свои песни, и я знакомлю их с песнями поморов.

К фольклорным произведениям малых форм относятся детские песенки- горошинки. Эти песенки в четыре- восемь строк, но очень хороши.

Песенки- горошенки,

Пою их для Алешеньки,

Чтоб помнилось Алешеньке,

Каки они хорошеньки.

Каждая поморская песенка- хорошинка имела свое функциональное назначение.

Лежит дитя в зыбке, его качают и поют:

Я качаю, зыбаю,

Отец пошел за рыбою,

Мать пошла уху варить

Дедка в лес дрова рубить,

Я должна белье стирать,

А Ванюшке надо спать.

Баю- бай! Баю- бай!

Поскорее засыпай!

,Выспавшийся ребенок бодрствует и песенка горошинка меняет колыбельный ритм на игровой:

Вася, Вася, мужичок,

Вася сел на сучок,

На березовичок.

А сучок подломился,

 И Васюшка покатился.

Бах- бах- бах.

Хотя песенки- горошинки и выполняли сугубо будничную роль ( под их песни убаюкивали малышей), но в них есть и зарисовки картин семейных отношений, трудового быта поморов, которые с детьми связывали свои надежды, ждали, когда подрастут их Алешеньки, Васеньки и пойдут с ними в море осваивать законы жизни, особенности поморского труда:

Баю- бай!Баю-бай!

Рыбка-семга, приплывай,

Олексейку поджидай,

Олексейка подрастет,

С татой- на море пойдет,

Станет рыбку он ловить,

Станет маму он кормить.

Сравнивая русские народные и поморские песенки- горошинки дети отмечают, что в тех и других песенках наши предки пели о том, что для них было самым важным: погода, урожай, удачный промысел, дети.

Богатый материал для знакомства с жизнью поморов дают поморские сказки. К сожалению, мы мало можем найти этих сказок. Широко известен лишь один сборник"Птичка- железный нос, деревянный хвост".

Сказка, известная в Поморье с глубоких времен, всегда была любима народом. Сюжеты поморских сказок разнообразны: о медном, серебряном царствах, о терской Золушке, морском царе, молодильных ягодах, о богатом и бедном мужике, о мышке- норушке, зайке, лисичке- сестричке.

В поморских сказках Терского берега ярко выражен местный колорит: море соединяет мир фантастический и реальный- где бы ни бывали, как бы ни плутали герои, они обязательно выходят к морскому берегу, простору.

Знакомство с северной сказкой начинаем с чтения сказок о животных. Эти сказки небольшие по объему и строятся на повторяемости одного основного эпизода.

Сказки о животных позволяют подключать к литературному материалу урока, те знания о северных животных, которые дети уже получили на уроках окружающего мира.

Так, при изучении сказки"Отчего у белого медведя нос черный", дети сначала вспомнили, что они знают о главном герое сказки- о белом медведе:

Где проживают белые медведи?

Чем питаются?

Как они добывают пищу?

Чем они отличаются от бурых медведей?

Как проводят зиму?

А потом узнали, почему у белого медведя нос черный.

Затем переходим к чтению волшебных и социально - бытовых сказок. Больше всего поморы знают волшебных сказок, герои которых храбрые молодцы, верные и ловкие женщины. Они побеждают колдунов ("Агар Агарович"), недругов- завистников("Девять богатырей"), открывают со кровища("Счастливый день, бессчастна ночь").Героям помогают бороться со злом, сокрушать его и утверждать добро чудесные помощники: деревья и травы, домашние предметы и животные.

Работая на уроках литературного чтения над русской народной сказкой"Крошечка Хаврошечка",параллельно знакомлю детей с поморской сказкой ,"Пестреюшко".

Дети сравнивают эти сказки и называют отличительные особенности поморской и русской народной сказки.

Прежде всего- это язык, общепринятое "не взлюбила мачеха падчерицу" Это первая фраза, в которой выражено сочувствие падчерице, задает общий тон, а поморские формы слов (пинул, женитьце, невёста), живая разговорная интонация- все это свидетельствует об изменении сказки в условиях Поморья.

В поморской сказке всегда присутствует рассказчик, как действующее лицо. Сказитель ведет себя, как актер, то перевоплощаясь в героев сказки, то отстраняясь от событий. Также особенность сказок Терского берега состоит в том, что цари и царицы, очень напоминают обыкновенных крестьян, у них нет подданных, они сами пекут подорожники, строят корабли, по- мужицки работают в море. Это происходит потому, что на Русском Севере не было крепостного права; суровые природные условия объединяли людей в их нелегком земледельческом труде, мореходном, рыболовецком, ремесленном.

Какой бы ни была поморская сказка- волшебной, бытовой или о животных- в ней всегда торжествует, как и русской народной сказке- доброта, справедливость, красота. Сказки Терского берега признаны наукой как художественно ценные.

     Включение произведений народов Севера в уроки дают возможность приобщить детей к культуре этих народов, расширить кругозор, обогатить словарный запас, воспитывать уважение к другим народам, населяющим нашу страну, к их национальным особенностям и культуре.

Это позволяет мне сделать урок разнообразным, эмоциональным.

Работу по ознакомлению детей с произведениями народов Севера завершаем конкурсом" С любовью к родному краю". Дети рассказывают сказки и отдельные эпизоды, проводят экскурсии по собственным рисункам к различным сказкам, сочиняют загадки и свои сказки. На основе детского творчества оформляется выставка, ее экскурсоводом может быть каждый.

                         

                          Список  литературы

            Л Пантелеева «С любовью к родному краю»,    Мурманск,1988год

Л Пантелеева, Э. Лявданский «Храни огонь родного очага», Мурманск, МГПИ,1993г.

Ю.А.Парфёнцева,»Чудеса Заполярья»,       Мурманск, НИЦ «Пазори», 2001г.

О.И.Бычкова, А.Н.Кохичко, В.Б.Литвин, Л.М.Погодина «Край, который я люблю

Мурманск, 1999г.

И.С.Меркурьев,  «Живая речь поморов», Мурманск, Книжное изд-во, 1979г.

Литературное краеведение в школах Севера,    Вологда, Книжное изд-во, 1989г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

ТЕМА САМООТВЕРЖЕННОСТИ И ЛЮБВИ В ПРОИЗВЕДЕНИИ И.ТУРГЕНЕВА «ВОРОБЕЙ» Урок литературного чтения в 3 классе

Данный урок способствует формированию у детей умений видеть главную мысль автора в произведении, подбирать к рисунку точные образы, выражающие идею произведения; способствует развитию навыка словесног...

Использование карточек со словами на уроках литературного чтения как средство отработки качественного чтения отдельных слов

Мною разработаны карточки со словами по формированию беглого чтения. Отработка навыков быстрого чтения строится по принцип постепенного усложнения материала. Сначала я подобрала односложные слова из о...

Использование приёма «6 шляп» на уроке литературного чтения во 2 классе по произведению В.Драгунского «Тайное становится явным»

Применение приёма «Шесть шляп мышления» даёт возможность не только передавать школьникам сумму тех или иных знаний, но и учить их приобретать эти знания, уметь пользоваться ими для решения...

Формирование у обучающихся с ОВЗ нравственных представлений при изучении малых эпических жанров фольклора на уроках литературного чтения в начальной школе

СодержаниеГлава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьниковНравственное представление младших школьниковМалые эпические жанры фольклора на уроках литературного чтения в начальн...

Подомарева Е.А. Статья Развитие речи младших школьников при изучении фольклора на уроках литературного чтения.

Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка. При этом многими учеными и исследователями подчеркивается тот факт, что полноценное...

Формирование читательского интереса в процессе знакомства с произведениями русских классиков на уроках литературного чтения у учащихся 2 класса

Актуальность работы. В Федеральных государственных образовательных стандартах чтение рассматривается как один из способов работы с информацией и средство воспитания и развития учащегося. Сегодня мы с ...