Формирование у обучающихся с ОВЗ нравственных представлений при изучении малых эпических жанров фольклора на уроках литературного чтения в начальной школе
проект по чтению

Мазинова Расима Расулевна

Содержание

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников

  1. Нравственное представление младших школьников
  2. Малые эпические жанры фольклора на уроках литературного чтения в начальной школе
  3. Нравственное воспитание младших школьников посредством малых эпических жанров

Глава 2.  Практическая работа

Технологическая карта по литературному чтению

Заключение

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektnaya_rabota_2.docx62.92 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА

на тему:

Формирование нравственных представлений при изучении

 малых эпических жанров фольклора на уроках литературного чтения

в начальной школе

Содержание

Глава 1. Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников

  1. Нравственное представление младших школьников
  2. Малые эпические жанры фольклора на уроках литературного чтения в начальной школе
  3. Нравственное воспитание младших школьников посредством малых эпических жанров

Глава 2.  Практическая работа

Технологическая карта по литературному чтению

Заключение

Введение

          Основой программы обучения литературному чтению в начальной школе является формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Обучение в начальной школе в настоящее время осуществляется на основе ФГОС НОО. Данный стандарт, в отличие от предшествующих особое внимание уделяет формированию личностных компетенций обучающихся.

                 Урок литературного чтения является наиболее подходящим предметом для нравственного воспитания младших школьников. В процессе чтения и анализа текста развивает чутье красоты, добра и истины. Читая и анализируя произведение, в том числе произведение малого эпического жанра, учащийся должен задумываться о важных вопросах бытия: о правде и лжи, любви и ненависти, истоках зла и добра, возможностях человека и его месте в мире. 

    Таким образом, тема «Малые эпические жанры как средство нравственного воспитания младших школьников» является актуальной на сегодняшний день.

     Объект исследования: процесс нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

    Предмет исследования: использование малых эпических жанров для нравственного воспитания младших школьников.

    Цель исследования: теоретическое обоснование, составление технологической карты при изучении малых эпических жанров для нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения.

     В соответствии с объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:

  1. раскрыть теоретические основы нравственного воспитания в психолого –педагогической литературе;
  2. описать особенности нравственного воспитания младших школьников на уроках литературного чтения;
  3. рассмотреть нравственное воспитание младших школьников посредством малых эпических жанров;
  4. составить технологическую карту по внеклассному чтению по басням для формирования нравственного воспитания у младших школьников;

    Методы исследования: изучение литературы, документов, материалов на электронных носителях;

   Практическая значимость исследования заключается в разработке технологической карты по литературному чтению по басням, позволяющих развивать нравственное воспитание младших школьников.

Глава 1 Теоретические основы нравственного воспитания младших школьников посредством малых эпических жанров

  1.  Нравственное представление младших школьников

Нравственное развитие, воспитание, совершенствование человека волновали общество всегда и во все времена. Особенно сейчас, когда все чаще можно встретить жестокость и насилие, проблема нравственного воспитания становится все более актуальной. Кто как не учитель, имеющий возможность влияния на воспитание ребенка должен уделить этой проблеме важнейшую роль в своей деятельности.                

Мы с вами живем в обществе и часто видим, что люди, зная, как нужно поступить в той или иной ситуации, не поступают таким образом. Человек может назвать в своё оправдание тысячи причин своего поведения, но в основе его поступка лежит то, что можно назвать «нравственной слабостью», недостатком воли к совершению правильного с этической точки зрения поступка. Парадокс в данном случае заключается в том, что человек совершенно искренне и глубоко уверен в правильности некоторого поступка или поведения, но ему не хватает нравственных сил его совершить.

 Что же такое нравственность? "Нравственность - это внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами".

Нравственные представления – это важные смысловые образования в структуре личности, являющиеся продуктом трансформации общественных ценностей в индивидуальные ориентиры, на основе которых личность осмысляет действительность и выстраивает конструктивные отношения с миром и собою. Нравственные представления являются частью общественной и моральной позиции личности, образуют формы нравственного сознания и самоконтроля, отражают разнообразие ситуаций морального выбора и моральных решений. Эти обстоятельства следует учитывать, осуществляя учебно-воспитательный процесс с детьми младшего школьного возраста.

Нравственное воспитание — целенаправленный процесс формирования у подрастающего поколения ценностных отношений, высокого самосознания, нравственных чувств и поведения в соответствии с идеалами и принципами гуманистической морали. Нравственное воспитание ориентировано на воспроизводство в формирующемся сознании общечеловеческих принципов. Любые знания, умения, навыки, которые приобретает человек, должны быть для него значимы, стать частью его мировоззрения. Социальное назначение знаний, которое состоит в применении их для блага общества, реализуется благодаря нравственному воспитанию. 

Для того, чтобы сам человек, проанализировав свои убеждения и ценности, мог преодолеть дистанцию между тем, как должно поступать, и тем, как он действительно поступает, существуют разнообразные методы. Например, это можно делать на уроках литературного чтения.

  1. Малые эпические жанры фольклора

на уроках литературного чтения в начальной школе

Устное народное творчество (фольклор) существовало ещё в дописьменную эпоху. Произведения фольклора (загадки, скороговорки, небылицы и др.) передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.

Устное народное творчество представляет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребёнка.

Ма́лые жа́нры фолькло́ра — это небольшие по объёму фольклорные произведения. Такие народные произведения пришли в жизнь человека очень рано, задолго до овладения речью и письмом.

Виды малых жанров фольклора:

Колыбельная песня — один из древнейших жанров фольклора, песня, с помощью которой убаюкивают ребёнка. Поскольку песня сопровождалась мерным покачиванием ребёнка, в ней очень важен ритм.

Пестушка (от слова пестовать, то есть нянчить, холить) — короткий стихотворный напев, сопровождающий действия ребёнка. Например, когда ребёнок начинает учиться ходить, говорят:

Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ!

Потешка —песенка-приговорка, сопутствующая игре с пальцами, руками и ногами ребёнка. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев (пальчиковые игры или Ладушки), рук, мимики.

Наример:

 Сорока-ворона
Кашу варила,
Деток кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,

А этому не дала.

Прибаутка (от баять, то есть рассказывать) — стихотворная короткая весёлая история, которую рассказывает мама своему ребёнку, например:

Сова, совинька, сова,
Большая голова,
На колу сидела,
В стороны глядела,
Головой вертела.

Пословицы и поговорки - поучают чему-то.

Например:

 За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

Заклички — один из видов закликательных песен языческого происхождения. Они отражают интересы и представления крестьян о хозяйстве и семье. Например, через все календарные песни проходит заклинание богатого урожая; для себя же дети и взрослые просили здоровья, счастья, богатства.

Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое,
Унесите от нас зиму холодную.
Нам холодная зима надоскучила,
Руки, ноги отморозила.

Считалка — небольшой стишок, форма жеребьёвки, с помощью которой определяют, кто водит в игре. Считалка — элемент игры, который помогает установить согласие и уважение к принятым правилам. В организации считалки очень важен ритм.

Аты-баты, шли солдаты,
Аты-баты, на базар.
Аты-баты, что купили?
Аты-баты, самовар.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля
Аты-баты, он какой?
Аты-баты, золотой.
Аты-баты, сколько стоит?
Аты-баты, три рубля.
Аты-баты, кто выходит?
Аты-баты, это я!

Скороговорка — фраза, построенная на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произношение слов. Скороговорки ещё называют «чистоговорками», поскольку они способствуют и могут использоваться для развития дикции. Скороговорки бывают как рифмованные, так и нерифмованные.

Ехал грека через реку.
Видит грека: в реке рак,
Сунул грека руку в реку -
Рак за руку греку — цап!

Загадка - представляет собой краткое образное определение предмета или явления, но в отличие от пословицы она даёт это определение в иносказательной, нарочно затемнённой форме. Как правило, в загадке один предмет описывается через другой на основе схожих черт. Загадка может представлять собой и простое описание предмета, например: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик» (ножницы).

Докучные сказки -шутки сказочного характера, которыми сказочники развлекают. Докучная сказка предлагается вместо сказки. По форме повествования, по этике она близка  к сказке, присказке, а по содержанию и назначению – к поддевке.  Подрастая, дети сами пользуются докучными сказками, чтобы позабавиться и подшутить над младшими.

Жили – были баран да овца,

Поставили они стожок сенца.

Не начать ли сказку с конца?

Жили – были баран да овца…

Докучные сказки способствуют развитию выдержки, умеренности в желаниях, чувства юмора.

  1. Нравственное воспитания младших школьников

посредством малых эпических жанров

Литература как учебная дисциплина в российской школе является ведущим предметом в общей системе нравственно-эстетического воспитания школьников, в побуждении и развитии их национального самосознания, интеллекта и способностей, в формировании духовных потребностей, а потому имеет все основания стать нравственной ценностью для каждого школьника.
      Фольклор изучается на протяжении всех лет обучения в начальной школе.

Любой фольклор берет свое начало в малых жанрах, в число которых входят пословицы и поговорки, загадки, пестушки (потешки), небылицы, считалки, скороговорки и частушки.

Под пословицей понимают меткое образное изречение назидательного характера, типизирующее самые различные явления жизни и имеющее форму законченного предложения.

Пословицы удовлетворяли многие духовные потребности обучающихся: познавательно-интеллектуальные (образовательные), производственные, эстетические, нравственные и др.

Пословицы – не старина, не прошлое, а живой голос народа: народ сохраняет в своей памяти только то, что ему необходимо сегодня и потребуется завтра. Когда в пословице говорится о прошлом, оно оценивается с точки зрения настоящего и будущего – осуждается или одобряется в зависимости от того, в какой мере прошлое, отраженное в афоризме, соответствует народным идеалам, ожиданиям и чаяниям.

Пословица создается всем народом, поэтому выражает коллективное мнение народа. В ней заключена народная оценка жизни, наблюдения народного ума. Удачный афоризм, созданный индивидуальным умом, не становится народной пословицей, если он не выражает мнение большинства.

Народные пословицы имеют форму, благоприятную для запоминания, что усиливает их значение как этнопедагогического  средства. Пословицы прочно ложатся в память. Их запоминание облегчается игрой слов, разными созвучиями, рифмами, ритмикой, порой весьма искусной. Конечной целью пословиц всегда было воспитание, они с древнейших времен выступали как педагогические средства. С одной стороны они содержат педагогическую идею, с другой – оказывают воспитательное влияние, несут образовательные функции: повествуют о средствах, методах воспитательного влияния, соответствующих представлениям народа, дают характерологические оценки личности – положительные и отрицательные, которые, определяя так или иначе цели формирования личности, содержат призыв к воспитанию, самовоспитанию и перевоспитанию, осуждают взрослых, пренебрегающих своими священными обязанностями – педагогическими и т.д.

В пословицах много материала практического характера: житейские советы, пожелания в труде, приветы и др.

Наиболее распространенная форма пословиц – наставления. С педагогической точки зрения интересны наставления трех категорий: поучения, наставляющие детей и молодежь в добрых нравах, в том числе и правила хорошего тона; поучения, призывающие взрослых к благопристойному поведению, и, наконец, наставления особого рода, содержащие педагогические советы, констатирующие результаты воспитания, что является своеобразной формой обобщения педагогического опыта. В них содержится огромный образовательно-воспитательный материал по вопросам воспитания. Положительные и отрицательные черты личности по пословицам представляются как цели воспитания и перевоспитания, предполагающие всемерное улучшение поведения и характера людей. При этом примечательно, что все народы признают беспредельность человеческих совершенств. Любой человек, как бы он ни был совершенен, может подняться еще на одну ступеньку совершенства. Эта ступенька ведет не только человека, но и человечество к прогрессу. Многие пословицы являются мотивированными и аргументированными призывами к самосовершенствованию.

Поговорка – из простейших поэтических произведений, каковы басня или пословица, могут выделиться и самостоятельно перейти в живую речь, элементы в которых сгущают их содержание; это – не отвлечённая формула идеи произведения, но образный намёк на неё, взятый из самого произведения и служащий его заместителем (напр., «свинья под дубом», или «собака на сене», или «он выносит сор из избы»)

Поговорка, в отличие от пословицы, не содержит обобщающий поучительный смысл.

Пословицы и поговорки представляют собой сравнительные или иносказательные высказывания и содержат в себе житейскую мудрость народа. Из этих двух росточков, метафор (в загадках) и образных сравнений (в поговорках), и вырастает народная поэзия .

В «Литературной энциклопедии» загадка характеризуется как «замысловатое поэтическое описание какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего». В основе разных определений загадки одни и те же признаки:

– по содержанию загадка представляет собой замысловатое описание, которое надо расшифровать;

– описание нередко оформлено в виде вопросительного предложения;

– описание лаконично;

– загадке присущ ритм.

Таким образом, загадка – краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного (прямого) или предполагаемого (скрытого) вопроса.

Загадки призваны развивать мышление детей, приучать их анализировать предметы и явления из различных областей окружающей действительности; причем наличие большого количества загадок об одном и том же явлении позволяло давать всестороннюю характеристику предмету (явлению). Загадки способствуют развитию памяти ребенка, его образному мышлению, быстроте умственных реакций.

Загадка учит ребенка сравнивать признаки различных предметов, находить общее в них и тем самым формирует у него умение классифицировать предметы, отбрасывать их несущественные признаки. Другими словами, с помощью загадки формируются основы теоретического творческого мышления.

Загадка развивает наблюдательность ребенка. Чем наблюдательнее ребенок, тем он лучше и быстрее отгадывает загадки. Особое место в процессе воспитания детей занимает диагностическая функция загадки: она позволяет воспитателю без каких-либо специальных тестов и анкет выявить степень наблюдательности, сообразительности, умственного развития, а также уровень творческого мышления ребенка.

Заслуживающими внимание средствами воспитательного воздействия являются пестушки и потешки. В них подрастающий ребенок всецело занимает внимание взрослого. Пестушки получили свое название от слова пестовать – нянчить, носить на руках. Это короткие стихотворные припевы, которыми сопровождают движения ребенка при пестовании.

Пестушки имеют смысл только при сопровождении их тактильным приемом – легким телесным прикосновением. Ласковый массаж, сопровождаемый веселой незатейливой песенкой с отчетливым произнесением стихотворных строк, вызывает у ребенка бодрое, веселое настроение. В пестушках учитываются все основные моменты физического развития ребенка. Когда он начинает становиться на ножки, ему говорят одно; ребенка, делающего первые шаги, учат тверже стоять на ножках и при этом говорят другие пестушки.

Пестушки постепенно переходят в песенки-потешки, сопровождающие игры ребенка с пальцами, ручками, ножками. В этих играх уже часто присутствует и педагогическое – наставление в трудолюбии, доброте, дружелюбии.

Небылицы (перевертыши)очень близки к прибауткам, но предлагают ребёнку уже не просто забавную, но откровенно нелепую, невозможную ситуацию (отсюда и название - "небылицы"). В основе небылицы - парадокс, её мир вывернут наизнанку. Сопоставив его с реальным положением вещей и убедившись, что "так не бывает", ребёнок учится ориентироваться в действительности, различать реальность и вымысел, возможное и невозможное. Главным приёмом, на котором держится поэтика небылицы, является оксюморон - сочетание в одной фразе несочетаемых предметов и понятий, присвоение предметам несвойственных им функций.

Игра – самое занимательное в жизни каждого, поэтому мы становимся не только объектом всевозможных игр, но и их активными участниками. Именно здесь в игре мы часто встречаемся с ещё одним фольклорным жанром - считалками. Считалка -  небольшой по объему текст, обычно стихотворной формы, направленный на разделение на команды и др.Считалка способствует выработке таких необходимых человеку качеств, как честность, непреклонность, благородство, чувство товарищества (фактор этический). Произведение в хорошем исполнении, в атмосфере детской романтической увлеченности игрой доставляет наслаждение, вырабатывает чувство ритма, необходимое в песне, танце, в работе (фактор эстетический). Следовательно, считалка несет познавательную, эстетическую и этическую функции.

Скороговорка – это специально подобранная фраза с трудно выговариваемым подбором звуков, быстро произносимая шуточная поговорка или прибаутка. Скороговорки учат говорить,  правильно произносить слова. Раньше этот жанр так и назывался «чистоговорки». Авторы скороговорок стремились к тому, чтобы ребенок учился правильно произносить слова с удовольствием, поэтому изображенные в них картины жизни часто вызывают смех, улыбку.

Песенные жанры фольклора представлены эпическими песнями и балладами, обрядовыми и лирическими песнями, частушками, трудовыми песнями и импровизациями. К песенному жанру присоединяются и причитания.

В песнях отражаются вековые ожидания, чаяния и сокровенные мечты народа. Песни уникальны музыкально-поэтическим оформлением идеи – этической, эстетической, педагогической. Красота и добро в песне выступают в единстве. Добрые молодцы, воспетые народом, не только добры, но и красивы. Народные песни впитали в себя высшие национальные ценности, ориентированные только на добро, на счастье человека.

Песни – более сложная форма народного поэтического творчества, чем загадки и пословицы. Главное назначение песен – привить любовь к прекрасному, выработать эстетические взгляды и вкусы. Песне присуща высокая поэтизация всех сторон народной жизни, включая и воспитание подрастающего поколения. Педагогическая ценность песни в том, что красивому пению учили, а оно, в свою очередь, учило прекрасному и добру. Песней сопровождались все события народной жизни – труд, праздники, игры, похороны и т.п. Вся жизнь людей проходила в песне, которая наилучшим образом выражала этическую и эстетическую сущность личности. Полный песенный цикл – это жизнь человека от рождения до смерти. Песни поют младенцу в колыбели, не научившемуся еще понимать, старцу в гробу, переставшему уже чувствовать и понимать. Ученые доказали благотворную роль нежной песни в психическом развитии ребенка в утробе матери. Колыбельные песни не только усыпляют младенца, но и ласкают его, успокаивают, доставляют радость. Некоторые категории песен рассчитаны на конкретные возрастные группы, хотя, конечно, большинство песен не могут быть резко разграничены и распределены по возрастам. Иные песни взрослых малые дети поют с особым воодушевлением. Поэтому речь может идти только о преимущественном исполнении тех или иных песен в том или ином возрасте. Песня – сложная форма народного поэтического творчества. Главное назначение песен – эстетическое воспитание. Но они имеют целью осуществление и других сторон формирования личности, т.е. являются комплексным средством воздействия на личность

В песнях раскрывается внешняя и внутренняя красота человека, значение прекрасного в жизни; они – одно из лучших средств развития эстетических вкусов у подрастающего поколения. Красивые мелодии усиливают эстетическое воздействие поэтического слова песен. Влияние народных песен на крестьянскую молодежь всегда было огромно, причем их значение никогда не исчерпывалось только красотой стиха и мелодии (внешней красотою, красотой формы). Красота мыслей, красота содержания относятся также к сильным сторонам народных песен. И сами слова песен, и условия, и характер их исполнения способствуют укреплению здоровья, развитию трудолюбия. В песнях воспевается здоровье, оно называется счастьем, высшим благом. В народе всегда считали, что песни развивают голос, расширяют и укрепляют легкие: «Чтобы громко петь, надо иметь сильные легкие», «Звонкая песня расширяет грудь». Неоценимо значение песни в трудовом воспитании детей и молодежи. Как уже было сказано выше, песни сопровождали и стимулировали трудовой процесс, они способствовали согласованию и объединению трудовых усилий работающих.

Частушка (припевка, пригудка, коротушка) – самый любимый и самый распространённый ныне вид, или жанр, устного народного творчества. Назначение частушек не в описании каких-либо событий или фактов, а в выражении к ним определенного отношения, в передаче самых разнообразных мыслей, чувств и настроений. Частушка воспитывает  желание и умение выразить чувства, переживания, симпатии с помощью уже написанной или сочинения новой частушки так же воспитывает чувства юмора.

«Частушка, - писал известный собиратель произведений этого жанра В.И. Симаков, - выражает один момент, одно мимолетное переживание человека в данную минуту».

Рассмотрим крупные жанры фольклора.

Былина – русские народные эпические песни о подвигах богатырей.  Многие  русские   былины  говорят героических  подвигах  народных  богатырей.  Например,  былины    о   Вольге Буслаевиче,   победителе  царя  Салтана Бекетовича;   о    герое   Сухмане, победившем  врагов  –  кочевников;  о  Добрыне  Никитиче.  Русские  богатыри никогда не лгут. Готовые умереть, но не сойти с родной земли,  они  почитают службу отечеству своим первым и святым долгом, хотя их нередко и обижают  не доверяющие им  князья.  Рассказанные  детям  былины  учат  их  уважать  труд человека и любить свою родину. В них объединился гений народа.

Легенда как группа фольклорных произведений объединяются наличием в них элементов чудесного, фантастического, но воспринимаемого как достоверное, происходившее на границе исторического и мифологического времени или в историческое время.

Сказки являются важным воспитательным средством, в течение столетий выработанным и проверенным народом. Жизнь, народная практика воспитания убедительно доказали педагогическую ценность сказок. Дети и сказка – неразделимы, они созданы друг для друга и поэтому знакомство со сказками своего народа должно обязательно входить в курс образования и воспитания каждого ребенка.

Наиболее характерные особенности сказок – народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность и забавность и, наконец, дидактизм.

Материалом для народных сказок служила жизнь народа: его борьба за счастье, верования, обычаи, – и окружающая природа. В верованиях народа было немало суеверного и темного. Это темное и реакционное – следствие тяжелого исторического прошлого трудящихся. В большинстве же сказок отражены лучшие черты народа: трудолюбие, одаренность, верность в бою и труде, безграничная преданность народу и родине. Воплощение в сказках положительных черт народа и сделало сказки эффективным средством передачи этих черт из поколения в поколение. Именно потому, что сказки отражают жизнь народа, его лучшие черты, культивируют в подрастающем поколении эти черты, народность оказывается одной из важнейших характеристик сказок.

Многие народные сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом. Как правило, во всех сказках страдания положительного героя и его друзей являются преходящими, временными, за ними обычно приходит радость, причем эта радость – результат борьбы, результат совместных усилий. Оптимизм сказок особенно нравится детям и усиливает воспитательное значение народных педагогических средств.

Увлекательность сюжета, образность и забавность делают сказки весьма эффективным педагогическим средством.

Образность – важная особенность сказок, которая облегчает их восприятие детьми, не способными еще к абстрактному мышлению. В герое обычно весьма выпукло и ярко показываются те главные черты характера, которые сближают его с национальным характером народа: отвага, трудолюбие, остроумие и т.п. Эти черты раскрываются и в событиях, и благодаря разнообразным художественным средствам, например гиперболизации. Так, черта трудолюбия в результате гиперболизации достигает предельной яркости и выпуклости изображения (за одну ночь построить дворец, мост от дома героя к дворцу царя, за одну же ночь посеять лен, вырастить, обработать, напрясть, наткать, нашить и одеть народ, посеять пшеницу, вырастить, убрать, обмолотить, намолоть, испечь и накормить людей и т.п.). То же самое следует сказать и о таких чертах, как физическая сила, мужество, смелость и т.п.

Образность дополняется забавностью сказок. Мудрый педагог-народ проявил особую заботу о том, чтобы сказки были интересными и занимательными. В народной сказке – не только яркие и живые образы, но и тонкий и веселый юмор. У всех народов есть сказки, специальное назначение которых – позабавить слушателя.

Дидактизм является одной из важнейших особенностей сказок. Сказки всех народов мира всегда поучительны и назидательны. Именно отмечая их поучительный характер, их дидактизм, и писал А.С. Пушкин в конце своей «Сказки о золотом петушке»:

Сказка ложь, да в ней намек!

Добрым молодцам урок.

В силу отмеченных выше особенностей сказки всех народов являются эффективным средством воспитания. Сказки – сокровищница педагогических идей, блестящие образцы народного педагогического гения.

Таким образом, воспитательный потенциал фольклора заключается в следующем: во-первых, фольклор способствует углублению знаний о народной духовной культуре в ее прошлом и настоящем. Фольклор знакомит с бытом, традициями, обычаями своего и «народа-соседа»; во-вторых, с помощью фольклора осуществляется усвоение нравственно-поведенческих культурных норм и ценностей, закрепленных в культуре какого-либо народа. Нравственно-поведенческие нормы и ценности находят выражение в системе образов. Раскрывая характеры сказочных персонажей, вникая в суть их поступков, школьник понимает, что хорошо и что плохо, тем самым легко определяет свои симпатии и антипатии, постигает народные представления о красоте человеческой. О поведенческих нормах сообщают мудрые народные пословицы и поговорки; в-третьих, с помощью фольклора возможно воспитание уважительного отношения, как к культуре собственного этноса, так и толерантного отношения к другим этническим культурам. Изучая фольклор, ребенок осознает, что народ – творец, создатель культурного наследия, которым нужно восхищаться, гордиться. Фольклор – многовековой народный труд, хранящий историю этноса; в-четвертых, фольклор способствует развитию эстетического вкуса. Ребенок чувствует красоту народной мысли, у него возникает потребность в общении с народом. Он стремиться понять, какие средства использует народ в своем творчестве, пытается применить их в дальнейшем.

Глава 2.  Практическая работа

Технологическая карта по литературному чтению

Предмет

Литературное чтение

Класс

4

Тема урока

«Басни. Русские баснописцы»

Цели деятельности педагога

Обобщить знания детей о басне и русских баснописцах, учить самостоятельно делать выводы.

Тип урока

Урок методологической направленности   (урок обобщения и систематизации знаний)

Планируемые образовательные результаты

Личностные:  развивать умение четко и слаженно работать в группе, осуществлять самоконтроль, привитие интереса к чтению классической литературы.

Предметные: понимание ключевых проблем произведения, умение анализировать литературное произведение формировать тему, идею, владение литературоведческой терминологией; формирование собственного отношения произведения; понимание авторской позиции.

Метапредметные:  развитие речи и творческого мышления обучающихся, формирование умения взаимодействовать в коллективной деятельности, развитие таких навыков обучающихся, как выразительное чтение и умение строить собственное устное высказывание.

Методы и формы обучения

Игровые методы оценивания; проблемное обучение; наблюдение; самооценка.

Оборудование

Компьютер, проектор, книги с баснями для выставки, рисунки учащихся, портреты баснописцев.

Демонстрационный материал

Презентация, подготовленная учителем.

Этап урока

Деятельность

учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный момент.

Прозвенел звонок

Начинается урок.

Нам надо многое понять,

Чтоб читателями стать.

Улыбнитесь соседу слева, улыбнитесь соседу справа. Подняли глазки на меня. Начинаем наш урок.

Настраиваются на работу

Коммуникативные:

учатся слушать и понимать учителя

Личностные:

формирование умения организовывать свою деятельность

Регулятивные:

способность к саморегуляции

Актуализация знаний

 Определите, о каком жанре произведения пойдёт речь на сегодняшнем уроке.

Это небольшое произведение с нравоучительным содержанием в стихах или прозе, героями которого являются люди ,животные или различные предметы.

Как называют авторов басен?

Каких баснописцев вы знаете?

Что осуждают и высмеивают баснописцы?

Что такое ирония?

Всякая басня содержит мораль. Что это такое?

Басня.

Баснописцами.

Они высмеивают глупость, зазнайство, грубость, жадность, хитрость, упрямство, лицемерие. Авторы говорят о своих героях с усмешкой, с легким юмором или иронией.

 Ирония – тонкая, скрытая насмешка.

Мораль басни – это нравоучение, выраженное в краткой форме

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Коммуникативные: отвечают на вопросы.

Познавательные: извлекают необходимую информацию.

Постановка проблемы.

Постановка учебной задачи.

Определите тему сегодняшнего урока.

 Сегодня мы выясним, насколько хорошо вы знаете басни и их  героев,  умеете определять мораль басни.

- Почему басни называют нравоучительными?

А как вы думаете актуальна ли басня в наши дни?

Определяют тему урока.

Ставят учебные задачи.

Повторить литературоведческие понятия, вспомнить русских баснописцев и их басни)

Регулятивные: прогнозируют предстоящую работу (составлять план).

Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других.

Личностные:  формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: На основе анализа объектов делать выводы.

  Работа по теме урока.  

1) Работа  в  группах.

- Я  приготовила  задание  для  каждой команды (в  конвертах  на  карточках).

а) Прогнозирование по ключевым  словам, иллюстрациям.

Дети   по  очереди  читают  строки  из  басни, называют  басню   и  объясняют  смысл.

1)     Когда в товарищах согласья нет,

        На лад их дело не пойдёт…

2)    Сыр  выпал, с ним была  плутовка  такова…

3)    Как ни полезна вещь, - цены не зная ей, 
       Невежда про неё свой толк все к худу клонит…
4)        Ты всё пела? Это дело:

           Так  поди же,  попляши

5)    У сильного всегда бессильный виноват.


б) Подберите синонимы к словам.

  1. Слаба глазами –
  2. Завести очки –
  3. А проку на волос нет –
  4. Брызги засверкали –
  5. Хватила о камень –

в) Как в баснях используют аллегорию в образах животных.
1) Образ Лисы –

2) Образ Волка –

3) Образ Осла –

4) Образ Муравья –

5) Образ Стрекозы -

а). («Лебедь, Рак  да  Щука»             Если они друзья, то всё надо делать дружно. Автор сожалеет, что в товарищах согласья нет. Когда делают дело, а между героями идёт раздор, то  в  итоге ничего не получится)

2.(«Ворона  и лисица»  Лиса получила то, что  хотела,  благодаря своей  хитрости)

3. («Мартышка  и очки»   Надо знать применение вещам, не быть глупцом, невеждой). 

4.(«Стрекоза и муравей» Здесь показана  беспечность,   бездушие   муравья  и беззаботность Стрекозы)

5.(«Волк  и Ягнёнок»         В этой  басне показана   безжалостность, беспощадность, жестокость  сильных   по натуре  и  робость слабых)

б) Подбирают синонимы к словам, выражениям, исходя из смысла басен.

в) 1) Льстивость и хитрость -в образе Лисы.

2) Грубость и жадность- в образе Волка.

3) Глупость и упрямство- в образе Осла.

4)Трудолюбие и старательность - в образе Муравья.

5) Легкомыслие в образе Стрекозы.

Регулятивные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (легко или сложно); Умение оценивать правильность выполнения действия;

Познавательные: Систематизация полученных знаний и умений

Коммуникативные: развиваем умение слушать и понимать других, оформлять свои мысли в устной форме.

Физминутка.

Нёс однажды Муравей, 2 травинки для дверей.

На полянке под кустом

Муравьишка строит дом.

Лишь снежок запорошит

Стрекоза к нему спешит.

-Ты, кума не торопись,

А за дело-ка возьмись,

1,2,3,4,5- начинаем приседать.

- Героев, какой басни вы узнали? Молодцы!

Выполняют движения

Включение в систему знаний и повторение.

1.  Просмотр   анимационного  фильма  по  басне  И.А.Крылова    «Кукушка  и  Петух»

- Сей Предлагаю  вам  посмотреть  отрывок из мультфильма по басне  И.А.Крылова.

    Ваша  задача – определить из  какой  басни взят фрагмент, сформулировать мораль.    

    Просмотр.

   - Как  называется  басня?

                  - Процитируйте  слова, в  которых заключена мораль басни. Кто  помнит эти слова  наизусть?  

2.По фразе отгадайте басню, автора.

- Все лето стрекоза в то только и жила,
Что пела;
А как зима пришла,
Так хлеба ничего в запасе не имела. ( И.И. Хемницер «Стрекоза»)
- Какова мораль?

-Какие ещё басни этого автора знаете?

- Осенью у муравьёв подмокла пшеница: они её сушили. (Л. Н. Толстого «Стрекоза и муравьи»)

- Чем отличаются басни Л. Н. Толстого?

- Схватил её, перевернул, и верхняя ступенька

-Внизу уж очутилась. (А.. Е. Измайлов «Лестница»)

- Назовите мораль.

Какие ещё басни этого автора знаете?

- А та, поднявши нос,

В ответ ей говорит: говорит: «Откуда? – мы пахали!» (И. И. Дмитриев «Муха»)

- Какие ещё басни этого автора знаете?

Определяют название басни, формулируют мораль басни.

Коммуникативные: взаимодействие со сверстниками, умение вступать в диалог, владение монологической и диалогической формой речи.

Познавательные: систематизация, сопоставление, обобщение, сравнение, анализ.

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Р.т. с Кроссворд «По страницам басен»

  1. Писатель, который сочиняет басни.
  2. Автор басни «Стрекоза и Муравей»
  3. Автор басни «Кукушка»
  4. Судья пения Соловья.
  5. Автор басни «Стрекоза».

Разгадывают кроссворд «По страницам басен»

Проверяют.

Взаимопроверка (проверка по слайду) 

Коммуникативные: умение результативно мыслить и работать с информацией

Рефлексия деятельности.

Подведём итог. Достигли мы задач урока?

- В чём же сила басен?

- Что высмеивают басни?

Басня актуальна и сегодня.

  • В нашей библиотеке есть много книг , кого заинтересовали его басни можно продолжить знакомство с ними самостоятельно.
  • Посмотрите на выставку книг с баснями И.А.Крылова, представленную в классе.

Просигнализируйте смайликом ваше настроение, с которым вы уходите с урока.

Сообщает домашнее задание.

Басня подчёркивает, что величие человека в его достоинствах.

Недостатки людей, жадность, клевету, малодушие, тщеславие, лживость, лесть, лицемерие.

Познавательные: приобретать умение мотивированно организовывать свою деятельность.

Регулятивные: учащиеся оценивают свою работу.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Заключение

В данной работе мы рассмотрели наиболее эффективные творческие  приемы для воспитания нравственной культуры  младшего школьника на уроках литературного чтения в процессе анализа произведений устного народного творчества.

В процессе изучения педагогической и методической литературы по проблеме исследования получены следующие выводы:

- творческие приемы анализа произведений устного народного творчества способствует формированию нравственных  понятий у младших школьников;

- на различных этапах обучения уровень нравственных знаний изменяется.

В теоретическом и методическом аспектах работы мы рассмотрели понятия нравственная культура, фольклор, жанры устного народного творчества и их воспитательных потенциал. Изучение методической системы учебников по литературному чтению позволило нам определить специфику заданий, направленных  на формирование нравственной культуры младших школьников.

Практическое исследование, основанное на целенаправленном использовании воспитательных возможностей устного народного творчества, доказывает, что это оказывает влияние на воспитание нравственной культуры младшего школьного возраста.

Следовательно, работа учителя в методической системе с использованием воспитательных возможностей произведений устного народного творчества  приносит положительные результаты и является залогом успешности формирования нравственной культуры младшего школьника.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приёмы ознакомления младших школьников с малыми жанрами фольклора на уроках литературного чтения

Анализ фольклорных текстов показывает, что народные произведения, адресованные малышам, обеспечивают системный подход к ознакомлению с окружающим через приоритетную ориентацию на человека и виды его д...

Использование произведений поморского фольклора на уроках литературного чтения

Данная работа представляет собой обобщение опыта по использованию произведений поморского фольклора на уроках литературного чтения по программе "Школа России". Начиная с первого класса  учащиеся ...

Рабочая программа 2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовки учащихся, особенности контроля и оценки учебных достиже

Рабочая программа  2 класс, литературное чтение, «Начальная школа 21века» (пояснительная записка, содержание рабочей программы, календарно-тематическое планирование, требования к уровню подготовк...

публичное представление опыта "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики в начальной школе".

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса....

презентация к пед.совету "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"

Презентация на тему : "Развитие нравственных представлений и норм морали у младших школьниковна уроках литературного чтения"...

Подомарева Е.А. Статья Развитие речи младших школьников при изучении фольклора на уроках литературного чтения.

Актуальной проблемой современной педагогики является создание оптимальных условий развития личности каждого ребенка. При этом многими учеными и исследователями подчеркивается тот факт, что полноценное...