Литературное путешествие по стране невыученных уроков (по произведению Лии Гераскиной)
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

 

Цели:

1. Обобщить знания учеников по данному произведению;

2. Расширить кругозор учеников в области художественной   литературы;

3. Развивать устойчивый интерес к книге как к источнику знаний, развивать коммуникативность учащихся – умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей;

4. Формировать потребность и умение работать с книгой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Направление деятельности школы – расширение социального партнёрства, открытости, гласности работы школы (сотрудничество с детско-юношеской городской библиотекой).

Литературное путешествие по стране невыученных уроков (по произведению Лии Гераскиной)

3 класс

Цели:

1. Обобщить знания учеников по данному произведению;

2. Расширить кругозор учеников в области художественной   литературы;

3. Развивать устойчивый интерес к книге как к источнику знаний, развивать коммуникативность учащихся – умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять ответы товарищей;

4. Формировать потребность и умение работать с книгой.

При обучении на основе общения осуществляется:

передача полученных знаний друг другу;

сотрудничество и взаимопомощь учеников;

обучение с учетом способностей учеников;

развитие мышления и взаимное обогащение учащихся.

Оборудование: портрет Л. Гераскиной, карточки с заданиями, сувенирная коробка с игрушками – котом и белым медведем, рисунки детей, клей-карандаш для каждой группы.

Форма: групповая

Ход конкурса.

1. Оргмомент.

Друзья мои!

Мы так вам рады!

Ведь наступил знакомства час.

И собрались мы не напрасно.

Есть много новостей для вас.

Во – первых, нам нужна разминка,

Она – подмога вам в пути.

Ведь путь далёкий, трудный, добрый,

Она поможет нам пройти.

Ваш труд жюри оценит строго.

Но путешествие сдружит всех.

И пусть трудна у вас дорога,

Но вы надейтесь на успех.

 

У. Итак, мы отправляемся в путешествие по Стране невыученных уроков. И перед вами иллюстрации из произведения Лии Гераскиной, они нам помогут хорошо ориентироваться в этой стране. А в качестве проводника мы возьмём маленький круглый магнит.

На доске развешаны рисунки детей в той последовательности, в которой происходят события в произведении.

Работа в группах. Дети придумывают названия команды и выбирают капитана.

Разминка.

Рисунок «Ребята в книжном магазине»

Брейн-ринг.

Какие отметки получил главный герой в школе в день, когда произошла его встреча с учебниками? (пять двоек)

За что Витя получил пятую двойку? (из-за круговорота воды в природе)

Что изучают на уроках грамматики? (правописание слов)

В каком классе учился Витя Перестукин? (в четвёртом)

Как зовут учительницу  Вити? (Зоя Филипповна)

Какое решение приняли учебники, чтобы спасти Витю? (отправить в Страну невыученных уроков)

Кто отправился с мальчиком в путешествие? (кот Кузя)

Что стало проводником для путешествия? (футбольный мяч)

Кого автор описал так: «сгорбленная старушка со злыми красными глазками»? (запятую)

Правописание какого слова с непроизносимой согласной вспомнил Витя? (солнце)

Что пришлось есть Вите и Кузе из-за незнания орфографии? (лук)

Как Витя избавил от засухи страну невыученных уроков? (вспомнил правило  о круговороте воды в природе)

За что продавали газированную воду Плюс и Минус? (за решение примеров)

Кто пел эту песню?

Мы теперь уж не седые,

Мы ребята молодые.

Мы теперь не старики,

Мы опять ученики. (брат с сестрой, которые из старичков превратились в мальчика и девочку)

О ком шла речь в домашней задаче по математике? (о землекопах)

Кто посадил кота Кузю в мешок и повесил его на дерево? (гонщик)

как правильно написать ключик или ключек? (ключик)

Какое домашнее животное решил завести Виктор Перестукин после своего путешествия? (собаку)

Что такое вензель? (начальные буквы имени и фамилии, обычно переплетающиеся между собой)

Что за странные человечки стояли у входа в Страну невыученных уроков? (! и ?)

Биография автора

Рисунок  «Витя учит уроки дома»

У. Витя учит уроки дома, а у нас есть прекрасная возможность узнать, кто же придумал такую замечательную сказку.

Рассказ об авторе (выступает представитель городской детской библиотеки)

Сказочные герои.

Рисунок «Замок»

Выступления детей (стихотворения автора и собственного сочинения детей)

Ты лети футбольный мяч,

Не вприпрыжку и не вскачь,

Не сбивайся на пути,

Прямо в ту страну лети,

Где живут ошибки Вити,

Чтобы он среди событий,

Полных страха и тревог,

Сам себе помочь бы смог.

Мы ребята точные,

Мы зовёмся точками.

Чтобы правильно писать,

Где нас ставить, надо знать.

Наше место надо знать!

Мы весёлые сестрички,

Неразлучные Кавычки.

Если я открою фразу, -

Я её закрою сразу.

Меня и брата знает всякий,

Мы выразительные знаки.

Я самый значительный –

Вопросительный!

Я самый замечательный –

Восклицательный!

Хоть я и точка с хвостиком,

Невелика я ростиком.

Но я в грамматике важна

И всем для чтения нужна.

Все люди, без сомнения,

О том, конечно, знают,

Что важное значение

Имеет запятая.

Витя Перестукин

В школе прозвенел звонок,

Начинается урок.

А наш Витя ученик,

До сих пор всё дома спит.

В дневнике полно отметок,

Но хороших не найдёшь.

А заглянешь ты в тетрадки,

Ты от грязи упадёшь.

Запятая злится, злится,

Прибегает единица.

Начинают спорить как

Им бы Витю воспитать.

Старик важный, весь седой,

С белой длинной бородой.

Плащ расшит блестящим шёлком.

Говорит всегда он с толком.

Знаки знают – нрав каков

Потому что он глагол.

У. Ну что ж, герои у нас появились, давайте теперь построим правильно события нашего сюжета

Детям даются карточки, клей для того, чтобы правильно построить сюжетную линию.

Книжный магазин

Обед дома

Уроки в комнате

Замок в стране невыученных уроков

Засуха в стране

Полтора землекопа.

Спасённый портной.

Встреча с плотоядной коровой.

Война войск Ивана Грозного с войсками Наполеона.

Холодная и Жаркая гора.

Классное собрание.

Минутка отдыха.

У. Я расскажу вам отрывок из данного произведения, как только вы услышите ошибку, хлопните в ладоши и топните правой ногой.

        Я быстро сообразил, в чём дело. Взял фломастер и вписал букву «а». Получилось: «Сабака».

        Запятая расхохоталась. Прилагательное нахмурило седые брови. Тире заохало и заахало. Лев оскалился и зарычал на меня. Он погнался за мной. Мурка отчаянно шипела, вцепившись когтями в мою куртку. Я догадался, что неправильно вставил букву. Вернулся к доске, стёр «а» и написал «ю». Бык тут же перестал рычать, лизнул мне руку и выбежал из зала.. Теперь я никогда не забуду, что собака, пишется через «у».

Игра на внимание «Колпак, мой треугольный»

Преодоление трудностей.

Рисунок «Засуха»

Сценка.

Катя поздоровалась, как будто мы с нею сегодня не виделись, и сказала, посмотрев на Люсю:
- Опять у тебя коса расплелась. Это неряшливо. Причешись.

Люся боднула головой. Она не любила причёсываться. Она не любила, когда ей делали замечания. Катя вздохнула. Женьчик тоже вздохнул. Катя покачала головой. Женьчик тоже покачал.

- Раз вы здесь оба, - сказала Катя,- мы вас двоих и подтянем.

- Подтягивайте скорей,- закричала Люся,- а то нам некогда. Мы ещё все уроки не сделали!

- А какой у вас ответ получился в задаче? – спросила Катя, точь-в-точь как Зоя Филипповна.

- Полтора землекопа, - ответил я нарочно очень грубо.

- Неправильно, - спокойно возразила Катя.

- Ну и пусть неправильно. Тебе то что! – ответил я и сделал ей страшную гримасу.

Катя опять вздохнула и покачала головой. Женьчик, конечно, тоже.

-Ей больше всех надо! – выпалила Люська.

Катя поправила свои косы и медленно сказала:

- Пойдём, Евгений. Они ещё и грубят!

- Бесстыдники, разве  так можно, - сказал рассерженный Женьчик.

Мы так этому удивились, что ничего ему не ответили.

- Мы, конечно, уйдём, но  от этого будет хуже только вам, так как вы останетесь неподтянутыми, - сказала Катя.

-Прощайте, лодыри, - ласково сказала Катя.

-Прощайте, лодыри, - пискнул Женьчик.

- Попутный ветер в спину! – гаркнул я.

- До свидания, Пятёркины-Четвёркины! – пропела смешным голосом Люська.

У. Ну что ж, именно из-за такого отношения к учёбе  у Вити и возникли проблемы. Хотя он и справился с трудностями в замке, впереди у него много работы (переходим на рисунок «Засуха»). Пока Витя справляется со своей проблемой, мы займёмся поисковой работой.

Дети получают карточки с текстом, в который надо вставить пропущенные слова (работа с книгой).

Я остался один. Просто удивительно, до чего не хотелось делать уроки! Конечно, если бы у меня была сильная воля, я взял бы, назло себе, и сделал. Вот у Кати небось сильная воля. Надо будет помириться с нею и спросить, как это она её приобрела. Папа говорит, что каждый человек может выработать волю  и характер, если он борется с трудностями и презирает опасность. Ну а с чем мне бороться? Папа говорит – с ленью.

        Помни, что когда ты даёшь своей голове работу, всегда добиваешься цели. Не сердись на меня. Лучше подружись со мной. Когда ты научишься ставить меня на моё место, я не причиню тебе никаких неприятностей.

        Я твёрдо обещал ей, что научусь.

        Запятая сказала, что если я дам своей голове работу, то всегда выйдет толк. И правда. Я подумал тогда у ворот, вспомнил правило, которое почти забыл, и оно мне здорово пригодилось. Помогло мне это и тогда, когда я с карандашом в руках решал. Куда ставить запятую. Я бы, наверно, никогда не отставал от класса, если бы думал о том, что делаю. Конечно, для этого надо слушать на уроке, что говорит учительница, а не играть в крестики-нолики. Что я, глупее Женьчика, что ли? Если я закалю волю и возьму себя в руки, ещё неизвестно, у кого будут лучшие отметки к концу года.

        На другой день после уроков у нас было классное собрание. Зоя Филипповна попросила неуспевающих ребят рассказать, что им мешает хорошо учиться. Каждый что-нибудь да выдумывал. А когда дошла очередь до меня, я прямо сказал, что мне никто не мешает. Вернее, мешает один человек. И этот человек – я сам. Но я буду с собой бороться. Все ребята удивились, потому что я раньше никогда не давал обещания бороться с собой.

Сюрприз.

Рисунок «Землекопы».

У. Несомненно, полтора землекопа вызвали у Вити удивление. А у нас удивление вызовет сюрприз.

В сувенирной коробке спрятаны кот и белый медведь, ребята должны угадать героев сказки. Первого с помощью вопросов, на которые учитель может отвечать только «да» и «нет». Например:

- Это живой предмет? – Да.  

- Это человек? – Нет и т.д.

Второго героя надо угадать с помощью вопроса: какой?. Учитель будет говорить только признаки. Например: дети задают вопрос: какой?, а учитель отвечает – белый, пушистый, большой и т.д.

Поиски  смысла.

Рисунок Портной»

У. Чтобы помочь портному, надо было разобраться с задачей. А нам предстоит разобраться с жанром данного произведения. Мы знаем, что это произведение по жанру является сказочной повестью, ваша задача доказать, что это так.

Детям раздаются таблички, которые они должны заполнить.

сказка

Повесть

Волшебные герои, события, предметы

Оживление героев

Приём контраста

Много героев

Большой  объём

Длительное время

7. Народная мудрость

Рисунок «Холодная и Жаркая гора»

У. Витя не смог определить географические пояса, поэтому ему пришлось звать на помощь Географию. Я думаю, что вам помощь не понадобится, и вы прекрасно справитесь со следующим испытанием. Выберите пословицу, которая больше всего подходит по смыслу к данному произведению.

Красота до вечера, а доброта навек.

Красна птица перьем, а человек ученьем.

От лени человек хворает, а в труде здоровье закаляет.

Тот труда не боится, кто умеет трудиться.

В ученье труд скучен, да плод его вкусен.

Доброму человеку весь мир – свой дом.

Кто первый в труде, тому слава везде.

Человек неучёный, что топор неточёный.

За добро добром платят.

Доброе дело без награды не останется.

Кто привык трудится, тому без дела не сидится.

Ученье - свет, а неученье – тьма.

8. Заключительный этап.

Рисунок «Классное собрание»

У. Лия Гераскина неслучайно написала эту сказочную повесть. Как вы думаете, что она нам хотела сказать?

Каждая команда кратко излагает основную мысль сказки.

9. Подведение итогов. Награждение победителей.

Пока подводятся итоги можно разгадать анаграмму или спеть песню по теме.

ПЗЯТАЯ

ЧОАКТ

УЗХАСА

ЩОГНКИ

ПЕАНОЛНО

(запятая, точка, засуха, гонщик, Наполеон)

Мы книгу нашу закрываем

И успехов вам желаем!

Карточки для жюри

конкурсы

баллы

Название команд

Точки

Глагольчики

Арифметика

Запятайки

1.

Разминка

По 1 б.

2.

Сказочные герои

5б.

3.

Преодоление трудностей

6 б.

4.

Поиски смысла

3 б.

5.

Народная мудрость

2 б.

6.

Заключительный этап

4 б.

Общий балл

                                                                                                        Подготовила урок:

                                                                                            учитель МОУ СОШ № 7,

                                                                                  Кривошеина О.И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина по произведению Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков".

Работа содержит презентацию и конспект викторины....

Тест по произведению Лии Гераскиной "В стране невыученных уроков"; Николай Носов "Приключения Незнайки и его друзей", Тест по произведению "Королевство кривых зеркал"

Дать возможность учителю узнать насколько внимательно учащиеся работают с книгой, внимательно читают, понимают прочитанное....

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССЕ «ЧАСТИ РЕЧИ. ОБОБЩЕНИЕ» («Путешествие в Страну Невыученных уроков»)

Урок комплексного применения знаний и умений  (урок закрепления).Урок построен в форме игры - путешествия; задания построены таким образом, чтобы повторить и обобщить все полученные ранее знания ...

Литературная викторина к произведению Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков"

Литературная викторина к произведению Л. Гераскиной "В стране невыученных уроков"...

Подгрупповое занятие для учащихся 1-х классов с задержкой психического развития. «Путешествие в страну невыученных уроков».

К числу важнейших задач работы учителя - логопеда с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития (ЗПР), относится формирование у них связной монологической речи.  Это необходимо ...