Подгрупповое занятие для учащихся 1-х классов с задержкой психического развития. «Путешествие в страну невыученных уроков».
методическая разработка по логопедии (1 класс)

Игнатенко Наталья Ефимовна

К числу важнейших задач работы учителя - логопеда с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития (ЗПР), относится формирование у них связной монологической речи.  Это необходимо для того, чтобы дети могли чётко и развёрнуто передать свои мысли, знания, намерения, чувства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_zanyatiya.docx36.65 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальность:

     

К числу важнейших задач работы учителя - логопеда с младшими школьниками, имеющими задержку психического развития (ЗПР), относится формирование у них связной монологической речи.  Это необходимо для того, чтобы дети могли чётко и развёрнуто передать свои мысли, знания, намерения, чувства.

В процессе формирования связной речи, необходимо научить  детей отвечать развернутыми ответами на вопросы,  составлять план для пересказа (наглядный, далее в уме), подбирать слова-описания, действия, взрослый помогает уточнить и расширить словарный запас ребёнка, обогащает речь детей словам с переносным значением, учит подбирать слова-синонимы, использовать сравнения, олицотворение.         

Монологическая речь развивается значительно труднее, т.к. монолог произволен, требует волевого усилия, а иногда значительной подготовительной работы. Монологическая речь не может быть стихийной, она всегда организованна. Говорящий или пишущий заранее планирует весь монолог как целое, составляет его план, готовит отдельные его фрагменты, языковые средства.  В монологе необходима обработка внутренних связей композиции. Данный вид речи для детей с ЗПР представляет значительные трудности, которые также обусловлены отклонениями в развитии ведущих психических процессов (восприятия, мышления, внимания, памяти, воображения).

Подгрупповое занятие для учащихся 1-х классов

с задержкой психического развития.

«Путешествие в страну невыученных уроков»

Цель: развитие монологической речи.

Задачи:

  1. Активизировать и обогащать  словарный запас учащихся по теме «Первые признаки весны»
  2. Развивать  лексико-грамматический строй речи.
  3. Развивать слуховое  внимание и память.
  4. Развивать зрительное внимание и память.
  5. Развивать чёткость дикции и артикуляции.
  6. Способствовать развитию воображения, эмоциональной отзывчивости, сопереживанию, формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками.
  7. Формировать мотивацию для получения знаний, формировать осознанное отношение к урокам, учебным занятиям.

Оборудование: индивидуальные зеркала по количеству детей, чистоговорки            (1 распечатка на парту), конверт, письмо, слова-слоги, картинки с временами года, указка, мультимедийная презентация, клей, ножницы, шкатулка, пословицы, корзинка, цветные карандаши, солнышки, наклейка-солнышко по количеству детей.

Ход урока:

Логопед. Добрый день, дорогие гости, уважаемые дети! Сегодня необычный день:

Снег искрится под ногами,

Ярко солнышко сияет,

Птички радостно поют,

На занятие зовут.

Логопед. У нас сегодня гости,  мы дружно поздороваемся  и продолжим заниматься.  

Логопед. Первым сядет за стол тот, чье имя состоит из 3 звуков, из 4 звуков. Сядет ребёнок,  имя которого начинается с согласного звонкого звука. Сядет ребёнок, имя которого заканчивается на гласный звук. (Ребёнок чётко произносит своё имя по звукам или выделяет заданный звук и садится за парту).

Логопед. Возьмите, пожалуйста, зеркала, выполним гимнастику для языка.

Вспомним, что при выполнении упражнений язычок не спешит, движения доводит до конца.

1. Артикуляционные упражнения:

1."Улыбка".

Видит: губки очень гибки,

Ловко тянутся в улыбке.

2. "Трубочка". 

 А теперь наоборот:

Губки тянутся вперед. 

3. "Расчёска".

Смотрит, как расческа зубы

Нам причесывают губы.

4.  "Вкусное варенье".

Язычок гулять выходит,

Домик он кругом обходит.

5. "Часики".

Кто же тут, а кто же там?

Он глядит по сторонам.

2. Упражнение для выработки чёткой дикции.

Логопед. Вам необходимо чётко прочитать чистоговорку, а потом мы дружно её повторим. (Дети читают  по цепочке. Сначала читает ребёнок,  логопед повторяет чистоговорку, далее следует совместное проговаривание, темп задаёт логопед).

На-на-на - к нам идёт весна.

Ло-ло-ло- на улице тепло.

Ну-ну-ну –встречаем мы весну.

Ны-ны-ны- долго не было весны.

Да-да-да, рады мы весне всегда.

Логопед. Приглашаю вас, ребята, подойти ко мне ближе (ребята собираются возле педагога на ковре). Сегодня, на столе в кабинете,  обнаружила вот такой конверт, адресован он вам,  я решила его вскрыть вместе с вами. Давайте посмотрим, что там лежит.

- Ой, некоторые слова рассыпались (из конверта выпадают слова-слоги), помогите мне их собрать.

3. Игра «Собери слова».  

Дети соединяют слоги и читают слова (дети, Виктор, страна, помогите, вместе и т.д.)

- Теперь всё встало на свои места, я могу прочитать письмо:

      Здравствуйте, дети! Пишет Вам Виктор из страны невыученных уроков. Я не могу справиться с заданием и попасть к себе домой. Помогите мне,  пожалуйста. Мне необходимо составить рассказ, а тему рассказа вы узнаете, отгадав загадку.

Педагог предлагает прочитать загадку ребятам.

Загадка о весне

Рыхлый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса, 

Значит, к нам пришла …» (Весна) Ответы детей.

Логопед. Ребята, давайте поможем Вите! Что нам необходимо сделать? Ответы детей.

4. Составление  описание  предметов (объектов).

Логопед. Правильно, составить рассказ о первых признаках весны. Найдите, пожалуйста, картинку, на которой изображена весна (работа у доски). А теперь попробуйте составить рассказ (детям по очереди  предлагаю взять указку и составить рассказ). Ответы детей.

Логопед. Ничего не получается, что же нам делать. Ответы детей.

Логопед. У нас не получается, потому что мы делаем все порознь, а давайте попробуем составить рассказ вместе, сообща. (Ребята садятся за парты)

Логопед. Для начала соберем необходимые слова, вспомним, что нам может подсказать о наступлении весны. Переверните листочки, которые лежат перед вами, у кого цифра один, подойдите к компьютеру.

Логопед. К компьютеру выходит (имя ребёнка)  и выбирает любое слово (на экране слова: снег, небо, солнышко, птицы).

Снег. Как меняется в начале весны, что с ним происходит?

Ответ ребёнка. (логопед предлагает детям начинать свой рассказ со слов: наступила весна).Наступила весна,  пушистый зимний снег начинает сереть, покрываться ледяной коркой. Начинает оседать, таять…

- У кого цифра 2 подойдите к компьютеру. (ребёнок самостоятельно выбирает слово, для которого подбирает описания)

А теперь давайте посмотрим на наше небо, какое оно?

Небо – Ответ ребёнка. Наступила весна. Небо стало ясное (безоблачное, нет облаков), чистое, светлое, высокое, голубое, лучезарное, просторное… (педагог помогает детям)

Солнышко –  Наступила весна, солнышко яркое, светлое, жаркое, тёплое, радостное. Мы может подобрать слова-сравнения, солнышко становится таким теплым, как добрый человек, оно может ласкать, согревать. Солнышко  не только светит, но уже и греет… 

Птицы – Наступила весна, с раннего утра слышны птичьи голоса, возвращаются перелетные птицы…

Наступила весна,  ослабли морозы, но ещё гуляет холодный ветер,  день становится длиннее, а ночь короче.

Логопед. Весной становится теплее  и люди чаще выходят на улицу, предлагаю вам отправиться на прогулку.

5.  Подвижная игра: «Хоровод веснянка» (музыкальное сопровождение Картушина М.Ю. "Хоровод веснянка").

6. Активизация знаний о весне. Развитие мелкой моторики.

Работа в парах:

Логопед. Вспомните весенние месяца,  расставьте их по порядку,  подберите картинку, на которой изображена весна и приклейте её на листочек (ребята выполняют работу самостоятельно, во время выполнения работы звучит музыка П.И.Чайковского "Времена года. Март" ).  

Логопед. На столе лежат слова-подсказки,  которые помогут нам составить рассказ. Давайте, разместим их на доске (небо, солнышко, птицы, снег).

  1. Составление рассказа-описания по теме "Первые признаки весны".

Логопед. Мы готовы составить рассказ о наступлении весны. Но будем составлять рассказ вместе, дружно.

Ученики к доске выходят парами, педагог помогает им прикрепить листок с самостоятельной работой (зрительная опора).  

Логопед. Ребята-зрители сидят тихо и внимательно слушают, при необходимости дополняют рассказ своих одноклассников.  

Логопед. Молодцы! Теперь вторая пара учеников. Вспомните всё, о чем говорили ваши товарищи, можно дополнить и расширить их рассказ.

В работе принимают участие все дети.    

  1. Развитие слухового внимания и памяти.

Логопед. Наш Витя  не лентяй, он ребята составил рассказ, но допустил ошибки из-за невнимательности, давайте, их исправим. Я читаю предложение, если вы услышали ошибку, поднимите руку.

Игра: «Живой текст»

Ранняя весна.

Наступила весна (осень). Ослабли морозы стали еще крепче. Небо теперь чистое  и светлое, очень высокое (тёмное, затянуто облаками, низкое). На небе ярко сияет солнышко (солнышко не показывается).  Солнышко не только светит, но и греет (от солнышка нет тепла и света).  С раннего утра слышны птичьи голоса (не слышно птиц). Снег начинает сереть (снега стало еще больше), покрывается ледяной коркой.

- Ребята, Вы нашли все ошибки  в тексте, который составил Виктор.

10.  Ознакомление с особенностями наступления весны на Крайнем Севере. 

Логопед. А пока я записываю правильный текст, посмотрите на экран, вы увидите первые признаки весны на Севере.

     Просмотр фотографий на слайдах комментирует педагог: «Весна длится три месяца, и изменения в природе происходят постепенно. Весна на Север  приходит  с опозданием,  но признаки её неспешного прихода мы можем наблюдать уже сегодня».

11. Прослушивание рассказа.

Логопед: Послушайте, какой рассказ у нас получился:

      Наступила весна. Ослабли морозы. Небо стало чистое  и светлое, очень высокое. На небе ярко сияет солнышко.  Солнышко не только светит, но начинает  греть.  С раннего утра слышны птичьи голоса. Снег начинает сереть, покрывается ледяной коркой.

- Ребята, вам нравится наш рассказ?

- В начале занятия Вы пробовали составить рассказ самостоятельно, у вас получилось?  Ответы детей. 

- А когда мы стали  работали дружно? Ответы детей.

12. Развитие сплочённости, готовности к совместной деятельности.

Логопед. Даже наши прародители (бабушки, дедушки и их родители) знали, что работать необходимо сообща, вместе и дружно.  Возьмите из корзиночки одну поговорку и прочитайте её вслух.

Поговорки и пословицы о дружбе, совместной работе:

  • Доброе братство дороже всякого богатства.
  • Все за одного — один за всех.
  • Друг за дружку держаться — ничего не бояться.
  • Одному страшно, всем — нет.
  • Одна пчела не много меду натаскает.
  • Один и камень не поднимешь, а миром и город передвинешь.
  • Все за одного, а один за всех, тогда и в деле будет успех.

Логопед: В старину считали, что весна не приходит сама. Раньше весну дружно зазывали, закликали в гости и говорили такие слова...

Весна красна!

В гости просим!

Приди скорей!

Принеси с собой...  (Совместное проговаривание заклички с детьми)

Логопед. Чтобы нас весна услышала, мы должны работать дружно, сообща. Ребята, раздайте, пожалуйста, карандаши и символ весны (солнышко) нашим гостям. Каждый из нас напишет, что он хочет попросить у весны  (например: хорошего настроения, теплой погоды, сочной травки, первых цветов, глубоких лужиц, первого грома и т.д).

Все пожелания ребята с педагогом читают и  размещают на магнитной доске.

Логопед. Виктор Перестукин получил наше письмо, и вот он уже дома (слайд). Виктор обещает больше не лениться, выполнять домашнее задание своевременно. Он благодарит вас за помощь. И дарит наклейки-солнышки в знак скорого приближения весны.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совершенствование перцептивно-речевой деятельности учащихся начальных классов с задержкой психического развития

В данной работе показан опыт организации работы специалистов  службы сопровождения в начальных классах  VII вида. Представлена структура программы коррекционной помощи младшим школьникам с З...

Спецкурс по развитию речи для учащихся первого класса с задержкой психического развития

АннотацияЦель, задачи и направленность учебно-методической разработкиПредлагаемая программа дает возможность интенсивно развивать познавательные способности детей, интеллект, творческое начало, развив...

Разработка системы логопедической работы по формированию синтаксических обобщений в речи учащихся 3 - 4 классов с задержкой психического развития.

Разработанная на основе изученного материала и собственного исследования система работы по развитию синтаксических обобщений в речи учащихся 3-4 классов с ЗПР, основанная на психолингвистическом подхо...

Методическая разработка плана-конспекта открытого логопедического занятия с группой учащихся 2 класса, имеющих ФФНР, нарушения письма и чтения на тему: «Путешествие в страну невыученных уроков. Разделительный мягкий знак в словах».

Данный план-конспект составлен в соответствие  с учебной программой занятий по курсу: «Коррекция нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов». Программа составлена  учителе...

Формирования коммуникативных навыков на логопедических занятиях у учащихся с ограниченными возможностями здоровья ( задержкой психического развития).

Методические приемы формирования коммуникативных компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья на логопедических занятиях....

Конспект подгруппового логопедического занятия по преодолению аграмматической дисграфии для учеников 3 класса с задержкой психического развития

Тема: Предлоги.Цель: формирование представления о предлоге как об отдельном слове.Задачи:Образовательные:1) Продолжать закреплять раздельное написание предлога со словами.2) Закреплять знания о предло...

Коррекционно – развивающая программа для учащихся 1-4 класс с задержкой психического развития

Программы коррекционно – развивающих занятий для обучающихся с ЗПР, слабоуспевающих школьников - коррекция и развитие компонентов познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных униве...