Планирование по обучению грамоте 1 класс
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме

Планирование по обучению грамоте УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote_dokument_microsoft_office_word.docx63.1 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание рабочей программы:

Пояснительная записка

Содержание программы

Учебно-тематический план

Требование к уровню подготовки обучающихся

Литература и средства обучения

Календарно-тематический план

Раздел 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по обучению грамоте составлена в соответствии с

приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 г. № 889

с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Челябинской области от 05.05.2005г. № 01-571, от 10.05.2006г. № 02-510, от 29.05.2007г. № 02-557, от 05.05.2008г. № 04-387, от 06.05.2009г. № 01-269, от 16.06.2011г. № 04-997 и от 24.02.2012г. № 24-370 «О внесении изменений в областной базисный учебный план начального общего образования общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2012-2013 учебный год»,  

приказом министерства образования и науки Челябинской области от 18 июля 2011г №103/4286 «О введении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в образовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году»

постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010г № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения  в общеобразовательных учреждениях»;

примерными программами  начального общего образования  (Письмо Министерства образования и науки Челябинской области от 10 июля 2012г №22/5135«Об организации образовательного процесса в начальной школе  в образовательных учреждениях Челябинской области в 2012-2013 году»

учебным  планом  МКОУ Амурской СОШ от 15 августа 2012 года

программой четырехлетней начальной школы: Проект «Перспективная начальная школа»/ Р.Г. Чуракова, М.Л. Каленчук, Н.А.                                        Чуракова, А.Л. Чекин, Г.В. Трофимова, И.И. Колесниченко, Т.М. Рагозина, И.Б. Мылова, Е.П. Бененсон,

А.Г. Паутова, Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков; Сост. Р.Г. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2011

        

Курс рассчитан на 180 часов (9 часов в неделю). Цель курса – обучение первоначальному чтению и письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.

Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование  их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю.А. Агаркова), что позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки.

Развитие фонематического слуха и культуры произношения шестилетних детей на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приёмов: а) наращивания и б) реконструирования слов.

Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: пе – пей – репей – репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки» , но, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения.

Прием реконструирования слов позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места одного лишь звука в слове приводит к полному изменению его значения. Например: ива – нива, батон – бутон.

Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом. Обучение письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной  стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия.

Раздел 2. Содержание тем учебного курса.

Теоретической основой обучения грамоте (чтению и письму) является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование  их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.

Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения и письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

При подборе словесного материала «Азбуки» в заданной последовательности была использована компьютерная технология (программа «АБВ» Ю.А. Агаркова), что позволило создать специальные тексты для чтения, максимально насыщенные словами с изучаемыми на данном уроке звуками и буквами. Поэтому первоклассник в сравнительно короткий промежуток времени (при чтении лишь одной страницы текста) концентрированно упражняется в чтении слов, насыщенных буквой изученных звуков, и, следовательно, учится перекодировать буквы в соответствующие звуки.

Развитие фонематического слуха и культуры произношения шестилетних детей на уроках грамоты достигается с помощью использования в «Азбуке» следующих приёмов:

наращивания и

реконструирования слов.

Суть наращивания заключается в постепенном увеличении количества звуков в слове, что приводит к изменению исходных слов и образованию новых. Например: пе – пей – репей – репейник. Это не только существенно обогащает лексический материал «Азбуки» , но, главное, создает условия для развития наблюдательности и формирования у обучающегося техники осознанного чтения.

Прием реконструирования слов позволяет первокласснику наблюдать за тем, как дополнение или изменение места одного лишь звука в слове приводит к полному изменению его значения. Например: ива – нива, батон – бутон.

Параллельно с обучением чтению в 1-м классе дети должны овладеть и письмом.

Обучение письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной  стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия.

Период обучения чтению и письму состоит из 3 этапов:

подготовительного;

основного;

заключительного.

Раздел 3. Учебно-тематический план.

Содержание

Количество часов

I

Подготовительный период

22

1

Чтение

10

2

Письмо

12

II

Основной, звукобуквенный период

152

1

Чтение

64

2

Письмо

88

III

Заключительный период

34

1

Чтение

10

2

Письмо

24

Раздел 4. Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Обучение грамоте» к концу первого года обучения  

Должны знать/ понимать:

структуру родной речи, иметь образные представления,

об единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых в определенной последовательности,

о словосочетании, предложении и тексте;

о графических системах печатных и письменных букв русского алфавита;

о форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;

иметь привычку правильной посадки и навык пользования письменными принадлежностями.

Уметь:

читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);

озаглавливать прослушанный текст;

связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно:

при списывании с печатного или письменного текста,

письме по памяти 3) под диктовку учителя;

ускорять темп письма с учетом индивидуальных особенностей каждого отдельного ученика.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, а именно:

выполнять правила записи предложений,

слов с сочетаниями: чк, чн, чт,

с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

анализировать звучащую (устную) и письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов;

применять приемы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости/мягкости согласных и передачи на письме звука [й,].

Раздел 5. Перечень учебно-методического обеспечения. 

Агаркова, Н. Г., Агарков, Ю. А. Азбука. 1 класс: учебник / под ред. М. Л. Каленчук. - М: Академкнига / Учебник, 2006;

Агаркова, Н. Г., Агарков, Ю. А. Азбука. 1 класс: методическое пособие. - М.: Академкнига / Учебник, 2006.

.Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Азбука Тетрадь по письму в 3-х частях, 1 класс /– М.: Академкнига/ Учебник, 2011

Дата

Темы уроков чтения

Стр.

ТСО

Темы уроков письма

Стр.

По плану

фактически

Подготовительный период –22часа

1

Вводный урок. Знакомство с учебником «Азбука»

Обл.

1-3

презент

1

Знакомство с новым предметом. Гигиенические правила письма. Ориентация в пространстве.

Обл.

2-3

Тетр.

№1

2

Речь письменная и устная. Слушание сказки «Заюшкина избушка», беседа.

4-5

видео

2

Письмо сплошной линии. Пространственная  ориентация.

3

3

Рабочая строка. Точка начала письма. Короткая и длинная прямые. Гигиенические правила.

4

3

Сказка «Колобок». Текст. Предложение. Слово.

6-7

видео

4

Прямая линия с закруглением с одной стороны: влево и вправо. Гигиенические правила.

5

4

Как хлеб на стол пришёл? Текст, предложение, слово. Интонация.

7

презент

5

Наклонная прямая с закруглением с двух сторон ( сверху слева и снизу вправо: г). Гигиенические правила. 

6

5

Структура текста «Доброе дело». Слово-название предмета, обобщающее слово.  

8

таблица

6

Прямая линия с петлёй вверху и внизу.

7

6

Структура текста «Попугай». Живые и неживые предметы.

9

7

Линия с петлёй и закруглением.

8

8

Плавная линия с закруглением внизу или вверху.

9

7

Структура текста «Неудачная прогулка». Слово-название предмета. Слово-название действия.

10

таблица

9

Овал, его положение относительно рабочей строки.

10

8

Структура текста «Догадливая лягушка». Слово-название предмета, слово-название признака.

11

10

Полуовал, его положение относительно сторон горизонта.

11

9

«Зимние заботы». Составление и графическая запись со служебными словами.

12

11

12

Линия с четвертным овалом.

12

Основной звукобуквенный период – 152 часа

1

Гласные звуки – 9+12=21 ч

Звук а. Буквы а, А. Звуковые модели слов. Условное и буквенное обозначение звука а.

13-14

презент

1

Строчная буква а.

13

2

Заглавная буква  А.

14

2

Звук о. Буквы о,О. Звуковые модели слов. Условное и буквенное обозначение звука  о.

15

презент

3

Строчная буква о.

15

3

«Чтение» слов по звуковым моделям с интонированием звука о. Последовательное  интонирование всех звуков в модели слова.

16

таблица

4

Заглавная буква О.

16

4

Звук у. Буквы у, У. звуковые модели слов. Условное и буквенное обозначения звука у.

17

презент

5

Строчная буква у.

17

5

«Чтение» слов по звуковым моделям с интонированием звука у. Последовательное интонирование всех звуков в модели слова.

18

таблица

6

Заглавная буква У.

18

7

Строчная буква э.

19

6

Звук э. Буквы э, Э. Условное и буквенное обозначение звука э

19

презент

8

Заглавная буква Э.

20

7

Звук  ы. Буква ы.

20

презент

9

Строчная буква ы.

21

8

Звук и. Буквы и, И.

21

презент

10

Строчная буква и.

22

9

Повторение гласных звуков. Чтение слогов ау, уа. Слогообразующая работа гласных. Ударение.

22-23

11

Заглавная буква И.

23

12

Повторение букв гласных звуков. Упражнение в выполнении верхнего и нижнего соединения букв.

24

10

Согласные сонорные звуки – 7+8=15 ч

Сонорные звуки м и м». Буквы м, М.

24-25

презент

13

Строчная буква м. Заглавная буква М. Отработка нижнего соединения.

Тетр.

№2

3-4

11

Сонорные звуки н и н». Буквы н, Н.

26-27

14

Строчная буква н. Отработка верхнего соединения.

5

12

Повторение. Упражнение в чтении предложений.

28

15

Заглавная буква Н. Отработка верхнего и нижнего соединений.

6

13

Сонорные звуки л и л». Буквы л, Л.

29-30

16

Строчная буква  л.

7

17

Заглавная буква Л.

8

14

Сонорные звуки р и р». Буквы р, Р.

32-33

18

Строчная буква  р.

9

15

Упражнение в чтении слов и предложений. Сравнение слов, отличающихся одним звуком.

34

19

Заглавная буква Р. Отработка соединений.

10

16

Сонорный звук й»

35-36

презент

20

Строчная буква  й. Заглавная буква Й.

11-12

17

Звук й» в начале слова и между гласными. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью букв я, ё, ю, е и Ь – 8+10=18 ч

Буква я в начале слова и после буквы гласного звука в слове, когда она обозначает два звука й» и а.

37-38

21

Строчная буква я.

13

22

Заглавная буква Я. Отработка соединений

14

18

Буква ё в начале слова и после буквы гласного звука в слове, когда она обозначает два звука й» и о

39

презент

23

Строчная буква ё. отработка среднеплавного соединения.

15

19

Обозначение мягкого согласного звука предшествующей буквы с помощью буквы ё, когда она обозначает один звук о

40

24

Заглавная буква Ё.

16

20

Буква ю в начале слова и после буквы гласного звука в слове, когда она обозначает два звука й» и у.

41

25

Строчная буква ю

17

21

Обозначение мягкого согласного звука предшествующей буквы с помощью буквы ю, когда она обозначает один звук у

42

26

Заглавная буква Ю.

18

27

Повторение. Моделирование и запись предложений.

-

22

Буква е в начале слова и после буквы гласного звука в слове, когда она обозначает два звука й» и э.

43-44

28

Строчная буква е.

19

23

Обозначение мягкого согласного звука предшествующей буквы с помощью буквы е, когда она обозначает один звук э

43-44

29

Заглавная буква Е.

20

24

Буква Ь. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью Ь.

45

презент

30

Строчная буква ь. Отработка соединений.

21

25

Парные звонкие и глухие согласные звуки – 25+32=57 ч

Звуки д и д».

Буквы д, Д.

Чтение слогов, слов, предложений.

46-47

31

Строчная буква д.

Отработка соединений.

22

32

Заглавная буква Д.

23

26

Чтение предложений. Заучивание наизусть и ускоренное проговаривание скороговорки «Дед Додон»

48

таблица

33

Отработка соединений.  Списывание с письменного текста.

-

27

Звуки т и т».

Буквы т,  Т.

Работа с текстом «Омут»

49-50

презент

34

Строчная буква т.

Отработка соединений.

24

28

Сравнение звуков по звонкости – глухости д - т и д» - т»

51-52

35

Заглавная буква Т.

Отработка соединений.

25

29

Звуки з и з».

Буквы з, З.

53-54

презент

36

Строчная буква з.

26

37

Повторение изученных букв. Списывание с печатного текста.

30

30

Работа над текстом «Затеи Деда Мороза»

55

38

Заглавная буква З.

27

31

Звуки с и с».

Буквы с, С.

Текст «Россия».

56-57

39

Строчная буква с.

Отработка соединений.

28

32

Сравнение звуков по звонкости – глухости з - с и з» - с».

Чтение и пересказ текста «Сосна»

58-59

таблица

40

Заглавная буква С.

Отработка соединений.

29

33

Звуки г и г».

Буквы г, Г.

Текст «Не дразни гусей»

60-61

презент

41

Строчная буква г.

Отработка соединений.

3

Тетр.

№3

42

Повторение. Запись слов и предложений.

-

34

Чтение слов.

Текст «Дом гнома»

62

43

Заглавная буква Г.

4

35

Звуки к и к».

Буквы к, К. Текст «Соседи Кондрата».

Скороговорки.

63-64

презент

44

Строчная буква к.

Отработка соединений.

5

36

Сравнение звуков по звонкости – глухости г - к и г» - к».

Текст «Зайка».

Скороговорки.

65-66

45

Заглавная буква К.

Отработка соединений.

6

37

Звуки в и в».

Буквы в, В.

Скороговорки

67-68

46

Строчная буква в.

Отработка соединений.

7

47

Моделирование предложений и письмо в тетради.

-

38

Чтение слогов, слов. Стихотворение «Домовой». Заучивание наизусть.

69

48

Заглавная буква В.

Отработка соединений.

8

39

Звуки ф и ф».

Буквы ф, Ф.

Сравнение звуков по звонкости – глухости в - ф и в» - ф».

70-71

презент

49

Строчная буква ф.

9

40

Текст «Сон Фомы». Пересказ.

72

50

Заглавная буква Ф.

9-10

41

Звуки б и б».

Буквы б, Б. Текст «Барбос на рыбалке». Пересказ.

73-74

презент

51

Строчная буква б.

11

52

Заглавная буква Б.

12

42

Звуки п и п».

Буквы п, П.

Сравнение звуков по звонкости – глухости б - п и б» - п».

75-76

53

Строчная буква п.

13

43

Текст «Попугай». Пересказ. Скороговорки

77

54

Заглавная буква П.

14

44

Звук ж. Буквы ж, Ж.

Сочетание жи.

78-79

55

Строчная буква ж.

15

45

Сочетания: жи, жо, жё, же. Чтение и пересказ рассказа «Медвежата и жук»

80-81

56

Заглавная буква Ж.

16

57

Письмо слов с с сочетаниями : жи, же.

-

46

Звук ш. Буквы ш, Ш.

Сочетание ши.

82-83

презент

58

Строчная буква ш.

17

47

Чтение по ролям стихотворения «Жадина»

83

59

Заглавная буква Ш.

18

48

Сочетания: жи, ши. Чтение текста «Весёлые стихи».

84-85

60

Составление и запись рассказа «Мой друг» по его модели.

18

49

Работа над текстом «Мишка и лужи».

Пересказ, выделение относительно законченных по смыслу частей, озаглавливание их.

85

61

Письмо слов с сочетаниями: жи, ши, же, ше, шо.

19

62

Списывание с печатного текста.

-

50

Звук й» после разделительных знаков: мягкого знака Ь и твёрдого знака Ъ – 4+5=9 ч

Обозначение звука й» с помощью разделительного Ь. Перекодирование звуковой формы в буквенную.

86-87

63

Разделительный мягкий знак Ь.

Отработка соединений.

20

51

Чтение и пересказ текста «Моя семья». Отгадывание загадки, работа над скороговоркой

88

ИКТ ребусы

64

Составление и запись рассказа по иллюстрации на стр. 20 (тетрадь №3)

20

52

Обозначение звука й» с помощью разделительного Ъ.

89

65

Разделительный Ъ. Отработка соединений с Ъ в словах.

21

53

Чтение текстов со словами с разделительным Ъ. Подробный и сжатый пересказ текста «Капризы природы».

90-91

66

Списывание с печатного текста.

-

67

Повторение. Письмо по памяти слов с разделительными Ь и Ъ знаками.

-

54

Непарные глухие мягкие и твердые звуки

 х, х», ч», щ», ц - 11+13=24 ч

Звуки х и х».

Буквы х, Х. чтение слогов, слов. Чтение и загадывание загадок.

92-93

68

Строчная буква х. Отработка соединений.

22

55

Работа над текстом «Храбрый петух».  Выборочное чтение, сжатый пересказ.

94

69

Заглавная буква  Х.

23

56

Звук ч». Буквы ч, Ч. Сочетания: ча, чу. Чтение слогов и слов, уточнение смысла поговорки.

95-96

70

Строчная буква ч. Отработка соединений.

24

57

Перекодирование звуковой формы слов с сочетаниями: ча, чу, чё, чо в буквенную. Составление и моделирование предложений по иллюстрациям.

97

презент

71

Заглавная буква Ч. Составление рассказа по иллюстрации и соотнесение его с заданной моделью.

25

58

Сжатый пересказ текста «Лесная школа». Чтение стихотворений, упражнение в запоминании.

98-99

72

Письмо слов с сочетаниями: ча, чу, чё, чо.

-

59

Выборочное чтение и сжатый пересказ текста «Глупая история».

100-102

73

Письмо слов с сочетаниями: чк, чн, чт.

-

74

Письмо слов с сочетаниями: ча, чу, чё, чо, чк, чн, чт.

-

60

Звук щ».

 Буквы щ, Щ. Сочетания: ща, щу.

103-104

презент

75

Строчная буква щ.

26

61

Подробный и сжатый пересказ текста «Дружище»

105-106

76

Заглавная буква Щ.

27

62

Перекодирование слов, имеющих слоги: щё, що, из звуковой формы в буквенную.

107-109

77

Письмо слов с сочетаниями: ща, щу, щё, що.

-

63

Звук ц. Буквы ц, Ц. Сочетания: це, ци, цы. Чтение слов и предложений со звуком ц.

110-112

презент

78

Строчная буква ц.

28

79

Заглавная буква Ц.

29

64

Чтение и воспроизведение по памяти стихотворных текстов.

113-114

80

Письмо слов с сочетаниями: це, ци, цы.

-

Заключительный период – 34 часа

1

Работа над текстом «Что у нас во дворе». Выразительное чтение приговорки.

115-116

1

Выборочный диктант.

Диагностирование орфографической зоркости

-

2

Работа над текстом «Белая акация»

117-118

2

Письмо по памяти.

-

3

Работа над текстами стихотворений «Ветхая избушка», «Цып-цып».

119-121

3

Создание и запись слов из заданных слогов. Диагностирование орфографической зоркости.

-

4

Составление и запись предложений из 2-3 слов с доски.

-

4

Работа над стихотворными текстами.

122-123

5

Письмо по памяти.

-

5

Г. Граубин «Шишкопад»

124-125

6

Придумывание текста письма Маше и Мише, запись, определение «опасных»  мест.

-

6

В. Берестов «Читалочка»

Алфавит.

126-127

7

Запись предложений с благодарностью «Азбуке».

7

Резервный урок

8

Резервный урок

9

Резервный урок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно- тематическое планирование по обучению грамоте и письму для УМК по программе развивающего обучения Д. Б. Эльконина-В.В.Давыдова

Данное календарно- тематическое планирование разработано  на основе ФГОС.  Описаны планируемые результаты изучения каждой темы и характеристика деятельности учащихся...

Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"

Тематическое планирование по обучению грамоте 1 класс и литературное чтение 1 класс по ФГОС УМК "Планета знаний"...

Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

        Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....

Календарно-тематическое планирование по обучению грамоте, обучению письму

В папке представлен материал календарно-тематическое планирование по обучению грамоте и письму ПНШ 1 класс...