Приемы осмысления лирического произведения Б.А.Слуцкого «Лошади в океане»(в рамках реализации ФГОС))
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Цели урока:

Воспитательная:

  • воспитывать у учащихся нравственно-этическое восприятия прочитанного;
  • создать  эмоциональный фон для морально-нравственных чувств

Образовательные:

  • дать представление о теме и основной мысли лирического произведения;
  • учить находить изобразительные средства языка;
  • формировать правильный тип читательской деятельности учащихся;
  • развивать умение понимать и осмыслять прочитанное.
  • Обучение составлению синквейна

Развивающие:

  • развивать связную речь учащихся;
  • развивать умение обосновывать свою точку зрения;
  • продолжить развитие воображения учащихся;
  • формировать навыки познавательной деятельности.

Здоровьесберегающие:

  • формировать навыки саморегуляции своего поведения;
  • формировать ответственное отношение к братьям нашим меньшим;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл b.sluckiy_loshadi_v_okeane.docx29.8 КБ

Предварительный просмотр:

Словарик

Лирическое произведение - это произведение, в котором изображается состоянии души, переживания героя, приобретающие признаки худ. образа

Изобразительные средства – это средства языка, основанные на особых приемах употребления слова, помогающие автору создавать неповторимые

образы в произведениях.

Эпитет – это художественное определение

Метафора – это скрытое сравнение

Сравнение – образное словесное выражение, в котором изображаемое явление уподобляется другому по какому-то общему для них признаку.

Олицетворение – изображение неодушевленных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ.

Звукопись – система средств и приемов звуковой организации произведения, позволяющая автору на звуковом уровне речи создать нужное эмоциональное впечатление.

Звукоподражание – один из видов звукописи: использование фонетических сочетаний, способных передать звучание описываемых явлений («эха хохотанье», «шелест камышей», «топот копыт»…)

Словарик настроения

Грусть -

чувство печали, легкого уныния

Горечь -

тяжелое чувство, вызываемое бедой, несчастьем, неудачей

Жалость -

соболезнование, сострадание к кому-либо

Сочувствие -

отзывчивость к чужому горю, переживание, сострадание

Тоска -

душевная тревога, скука

Жуткое -

чувство страха, ужаса

Тревожное -

беспокойство, волнение

Беспокойное -

волнение, тревога, лишение покоя, нахождение в возбуждении

Скорбное -

глубокая печаль, горесть

 Безвыходность -(безысходность)

положение, не имеющее выхода, конца

 Бессилие -

отсутствие возможности к совершению чего-либо, беспомощность

 Утрата -

потеря, урон, лишение

 Отчаяние -

состояние безнадежности, безысходности, упадок духа

 Бессердечный -

лишенный сердечности, чуткости

Учитель: Иваненко Н.А.

Класс: 4 «Е»

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Тема урока: 

Приемы осмысления лирического произведения Б.А.Слуцкого

«Лошади в океане»

Цели урока:

Воспитательная:

воспитывать у учащихся нравственно-этическое восприятия прочитанного;

создать  эмоциональный фон для морально-нравственных чувств

Образовательные:

дать представление о теме и основной мысли лирического произведения;

учить находить изобразительные средства языка;

формировать правильный тип читательской деятельности учащихся;

развивать умение понимать и осмыслять прочитанное.

Обучение составлению синквейна

Развивающие:

развивать связную речь учащихся;

развивать умение обосновывать свою точку зрения;

продолжить развитие воображения учащихся;

формировать навыки познавательной деятельности.

Здоровьесберегающие:

формировать навыки саморегуляции своего поведения;

формировать ответственное отношение к братьям нашим меньшим;

Умения и навыки, отрабатываемые на уроке:

Работать с текстом учебника, словариками - настроения

Уметь определять тему и основную мысль текста.

Формировать навыки нравственных норм поведения.

Уметь обосновывать свою точку зрения.

Развивать творческое мышление учащихся.

Формировать навыки познавательной деятельности.

Развивать коммуникативные умения и навыки в процессе урока.

Тип урока: изучение нового материала.

Форма урока: фронтальная (чтение с остановками), групповое и индивидуальное исследование.

Методы обучения:  критический анализ текста, проблемно-поисковые методы;  метод создания воспитывающих ситуаций, наблюдение, беседа, прогнозирование, эмоциональное воздействие.

Основные понятия урока: тема, основная мысль, нравственно-этические нормы общества.

Оборудование: картинка лошади (гнедой), текст стихотворения Б.А.Слуцкого «Лошади в океане», отрывок на флэшке из фильма «Служили 2 товарища»,

бумага для записи детских гипотез, карточки с чувствами, словарик – настроения, таблица – синтез, синквейн.

Ход урока

УУД

ВЫЗОВ. Мотивация

Беседа учителя о Вов

9 мая 2010г. наша страна будет отмечать 65 лет со Дня Победы над фашистской Германией. Сейчас мы живем в мире. Это наши прадеды и деды отстояли его, не дали разрушить. Вечная им память и вечная слава героям Вов.

-Как , ребята вы понимаете, что такое война?

 (это ужас, горе, страдание, смерть, кровь…)

-Да. «Война – страшнее нету слова,

          Война – жесточе нету слова,

          Война – печальней нету слова».

Ю.Дружинина писала:

«Я только раз видала рукопашный.

Раз наяву. И тысячу во сне.

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне».

- Если бы вас, ребята попросили нарисовать войну, то какие краски вы бы взяли? Почему?

2)Беседа о лошадях

-Кто знает, какие животные помогали людям на фронте?

(голуби, лошади, собаки, дельфины)

-Что из предыдущего урока вы узнали о лошадях?

3)Просмотр отрывка из фильма «Служили 2 товарища»

Сейчас вы посмотрите отрывок из фильма, будьте внимательными, вам нужно будет домыслить.

(Просмотр)

-Чем, по – вашему закончится этот эпизод?

(гипотезы детей учитель записывает на доске)

Лошадь погибнет

Лошадь спасут

Человек и лошадь погибнут

Коммуникативные

(умение слушать и вступать в диалог)

Регулятивные

(целеполагание)

Личностные

(соотнесение поступка и события с нравственными нормами)

Регулятивные

(прогнозирование)

II Осмысление.

Данный отрывок сегодня поможет нам лучше понять стихотворение Б.А.Слуцкого «Лошади в океане»

Этот поэт в 22 года ушел на войну, участвовал во многих сражениях, был тяжело ранен, но стихотворение это он написал уже после войны.

Отгремела война. Но как злобное эхо, она, эта страшная война, еще долго напоминала о себе и убивала…

Чтение стихотворения учителем наизусть.

Первичное восприятие

-Чем вас стихотворение поразило?

-Что запомнилось больше всего?

-Какое настроение, какие чувства навеяло?

(см. словарик настроения)

Повторное прочтение детьми про себя

Ответы на вопросы

-О чем говорит поэт в первых 2-х строчках?

-Почему он начал с этих строк?

-Русский ли корабль находился в океане?

-Что доказывает, что ничего не предвещало беды?

-Почему? (война закончилась)

-Какой груз перевозил корабль? Куда везли лошадей?

-Какой масти были лошади? Много ли их было?

-Каким изобразительным приемом здесь пользовался Слуцкий? (сравнение)

-Почему автор пишет о подковах?

-Откуда взялась мина?

-Как спасались люди?

(люди использовали свой шанс на спасение)

-Но, вспомнил ли кто-нибудь о лошадях?

(что же оставалось делать, как спасаться им, умеющим плавать «но  не хорошо, не далеко»)

-А как спасались лошади? Почему?

(все же лошади плыли, отчаянно стараясь остаться в живых)

-Как лошади почувствовали свою неминуемую погибель?

(«Вдруг заржали кони, возражая, тем, кто в океане их топил…»)

Так ржали они, словно хотели докричаться до людей, передать свою боль и страдания, упрекая их в  своей страшной смерти.

-Кто оказался виновным в гибели лошадей?

(люди, случай, судьба…)

Увы, лошади ничего не могли сделать, но, может быть, в силах людей было предотвратить катастрофу?

-Могли ли люди как – то помочь лошадям в океане? (неразрешимая ситуация)

-Что чувствовали люди, видя, как гибнут кони?

(см. словарик настроения)

«Жаль их – рыжих, не увидевших земли»

5)Выразительное чтение

6)Составление таблицы – синтеза

-Что же объединяет стихотворение и отрывок из фильма?

(отношение к лошади)

-Составим таблицу наших открытий

фильм

стихотворение

Человек, лошадь

Человек, лошадь

На пристани

В океане

Война

После войны

Расставанье

Случай

Вопросы по составлению таблицы:

Кто герои?

Где происходят события?

Когда?

Почему?

Коммуникативные

(умение слушать и вступать в диалог)

Личностные

(соотнесение поступка и события с нравственными нормами)

Коммуникативные

(Умение выражать свои мысли, участвовать в коллективном решении проблем)

Познавательные

(смысловое чтение)

Личностные

(соотнесение поступка и события с нравственно-этическими нормами)

Познавательные

(моделирование, преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта)

Логические

(Синтез, выбор оснований и критериев для сравнения)

III. Рефлексия

Жизненные впечатления рождают переживания.

В школе мы часто слышим о том, что человек ответственен за совершаемые им действия, за сделанный выбор. Это особенно важно, когда речь идет об экологии планеты,  о природе, о братьях наших меньших – всем, на чем отражаются человеческие поступки, даже если человек этого не желает.

Человек создал машины, полетел в космос, покорил реки и горы. Однако действительно ли покорил?

Вот мина пробила кораблю днище, и все живые существа оказались под угрозой смерти.

Людям хорошо, они заранее продумали все варианты своего спасения. Но вот как быть лошадям?

Составление синквейна (работа в парах)

1строчка – тема (1 слово – имя сущ.)

2 строчка – описание темы в 2-х словах ( 2-мя именами прил.)

3 строчка – описание действия ( 3-мя глаголами)

4 строчка – фраза из 4 –х слов, показывающая отношение к теме

5 строчка – это синоним из 1 –го слова, которое повторяет суть темы.

Лошади

Бедные, гнедые

Ржали, возражали, пошли на дно

Жаль их, не увидевших земли!

Безысходность

Коммуникативные

(умение слушать и вступать в диалог)

Коммуникативные

(Сотрудничество в паре со сверстником)

Регулятивные

(Оценка, саморегуляция)

Д.З

Выучить стихотворение наизусть.

Для гостей:

Приемы осмысления:

Чтение с остановками, ответы на вопросы

Таблица-синтез

Синквейн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эхо войны в стихотворении Б. А Слуцкого «Лошади в океане»

Мной разработан урок чтения в 4 классе по теме: Эхо войны в стихотворении Б. А Слуцкого «Лошади в океане»  с применением компьютерных технологий.Презентация подготовлена в программе Microso...

чтение 4класс Слуцкий "Лошади в океане"

открытый урок по чтению в 4классе ( "Родная речь" автор- М.В. Голованова, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий") тема "Родина". - Слуцкий "Лошади в океане"....

Конспект урока по литературному чтению «Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»

Конспект урока по литературному чтению «Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»  4 класс УМК "Школа России" (внеклассное чтение)...

Тема войны в произведении Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».

Урок литературного чтения в 4 класседля заседания МО начальных классовпо теме: «Тема войны в произведенииБ.А.Слуцкого «Лошади в океане»....

«Родина» в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане».

ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. А. Слуцкого, его произведением «Лошади в океане»...