Конспект урока по литературному чтению «Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»
план-конспект урока по чтению (4 класс) на тему

Салихжанова Надежда Хамитовна

Конспект урока по литературному чтению «Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»  4 класс УМК "Школа России" (внеклассное чтение)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл liter.ch_._b.a._slutskiy_loshadi_v_okeane.docx24.02 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению.

Тема: «Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»

Цель урока:         ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б.А. Слуцкого; формировать навыки правильного, выразительного чтения; воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство сострадания.

Планируемые результаты:

- Личностные: формировать положительное отношение к школе, учению, поведению в процессе учебной деятельности, соблюдать организованность, дисциплинированность на уроке, воспитывать патриотические чувства; развивать память, размышление.

 - Предметные:   познакомятся с жизнью и творчеством Б.А. Слуцкого; научатся выразительному чтению стихотворений;

Тип урока: открытие нового знания. 

Оборудование: выставка рисунков детей « Моя  малая Родина»,  презентация к уроку, мультимедийный проектор

Этап

Методы и приемы

время

Содержание. Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1

Огр. Момент.

Метод – словесный

Прием – эмоциональный настрой

 0,5 мин

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Эмоциональный настрой:

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

 

Настраиваются на урок.

2

Проверка домашнего задания

Метод – словесный

3 мин.

Проверка домашнего задания

Выразительное чтение стихов А. Жигулина.

Участвовать в беседе

3

Мотивационный

Прием – артикуляционня гимнастика

5 мин.

Речевая  разминка.

1)       И Э А О У Ы    1. Чёткое прочитывание

                                     2. Напугай –О-

                                     3. Спроси –А-

                                     4. Удивись – У-

                                     5. Расстроимся – Ы-

                                     6. Похвастайся – Э-

                               С логическим ударением.

2)Отрабатываем звук Р

Всех скороговорок не переговоришь, не перевыговоришь.

- Отчитываем со скоростью

- С логическим ударением

—        Составьте из данных частей предложений пословицы.
Объясните их смысл.

Родина — мать,        что соловей без песни.

Человек без Родины,        во сне снится.

На чужбине родная землица     умей за нее постоять.

Познавательные: анализ ответа по памятке.

4

Постановка учебной задачи

Метод – словесный

Прием – подводящий диалог, работа с учебником.

Метод – словесный

Прием – рассказ об авторе.

1,5 мин

Слово учителя о поэте

Введение в тему

1.        Знакомство с поэтом. Рассказ учителя о поэте.

Борис Абрамович Слуцкий родился 7 мая 1919 г. в городе Славянске (Донбасс) в семье служащего. Учился в Харькове. С 1937 г. переехал в Москву, где сначала занимался юриспруденцией, затем поступил в Литературный институт им. М. Горького, который окончил в 1941 г. Первые стихи были опубликованы в этом же году.

Отечественная война изменила все планы будущего поэта. Уходит на фронт, надолго оставив поэзию. Начинает войну солдатом, после тяжелого ранения, оставшись на фронте, становится политруком. Вновь стал печататься с 1953 г. в различных изданиях.

В 1957 г. опубликовал книгу стихов — «Память», затем последовали другие сборники: «Время» (1959), «Сегодня и вчера» (1961), «Работа» (1964), «Современные истории» (1969), «Годовая стрелка» (1971). «Доброта дня» (1973) и др. В 1984 г. выходит сборник «Сроки». Переводил польскую, немецкую, английскую поэзию.

22 февраля 1986 г. Б. Слуцкий умер в Туле.

Отвечать на вопросы.

Познавательные: анализ, обобщение; постановка и формулирование проблемы

5

Решение поставленных задач

Метод – частично - поисковый

Прием – исследование материала.

14 мин.

Рассказ учителя об истории создания стихотворения «Ло
шади в океане».

Автор написал стихотворение «Лошади в океане» в 1951 г., летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии. Вот что пишет он сам: «Это почти единственное мое стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. Правда, как плавают лошади, наблюдал самолично,

так как весной 1942 г. переплыл на коне ледовитую подмосковную речку.

Даже Твардовский, хвалить чужие стихи не любивший, сказал мне... что он эти стихи заприметил:

—        Но рыжие и гнедые — разные масти.

Стихи так нравились Эренбургу, что их ему посвятил. Напечатали «Лошадей» ... в «Пионере»... как детское стихотворение о животных... потом их перепечатывали десятки раз. Я знаю 4 польских перевода, несколько итальянских. На «Лошадей» написано несколько музык. Говорят, нищие пели их в электричках. На вечерах первые строки иногда встречались хохотком публики, медленно привыкавшей к нешуточному повороту дела...»

Читать ситотворение

Познавательные: извлечение из текста необходимой информации.

5

Физ.минутка

2 мин.

Сейчас, мы проведем с вами физ.минутку.

Повторяем движения.

Повторяют движения.

6

Решение учебных задач.

Метод – частично - поисковый

Прием – исследование материала.

Прием – работа над пониманием содержания стихотворения

15 мин.

Работа над стихотворением «Лошади в океане»

1.        Чтение стихотворения учителем.

После чтения, выдержав паузу, учитель спрашивает:

—        Ваши впечатления от прочитанного?

2.        Работа над содержанием текста.

  • Что произошло в океане? Почему это случилось?
  • Подберите синонимы к словам: гордый (горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный); счастье (блаженство, удача, судьба).
  • Как поняли выражение «на исходе лошадиных сил...»?
  • Назовите цитаты, которые выражают отношение поэта к гибнущим лошадям.

3.        Выразительное чтение стихотворения

Выполнять задание учителя.

Анализировать.

Высказывать мнения.

Отвечать на вопрос. Объяснять свою точку зрения.

Познавательные: выполнение действий по алгоритму.

Познавательны: анализ по памятке.

Познавательные: сравнение.

7

Рефлексия

Метод – словесный,

Прием – обобщающий диалог

3 мин.

Рассмотрите иллюстрации на с. 141. Какому периоду жизни нашей страны они посвящены?

Какие рассказы и стихотворения о войне вы читали?

Итог урока

Вы много говорили нежных слов о Родине, о том, какая она великая и могучая, о том что нужно любить её.

Мне хочется, чтобы эти слова не остались пустыми. Сейчас ваша главная задача учиться, вырасти умными, смелыми, ведь именно от вас зависит,  какой будет наша Родина в дальнейшем

Домашнее задание     подготовить пересказ текста о войне иливыразительное чтение стихотворения о ней;

Отвечать на вопросы учителя.

Подводить итог урока.

   

Обобщение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1

Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...

План-конспект урока по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий.

План-конспект урока  по литературному чтению во 2 классе»Б» по теме «Литературная гостиная, посвященная творчеству К.И.Чуковского» с применением кейс-технологий....

Конспект урока по литературному чтению.Обобщающий урок по теме «Литературные сказки».

Повторить и обобщить изученный материал; развивать умение ориентироваться в прочитанных произведениях и анализировать их; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.     ...

Конспект урока по литературному чтению 3 класс "Внеклассное чтение. Литературные сказки"

Учащиеся научатся при выборе книг и поиске материала опираться на информационный аппарат книги, её элементы; находить книги для самостоятельного чтения в различных библиотеках (школьной, домашней, гор...

Литературное чтение.Конспект урока по литературному чтению. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус».

Урок литературного чтения 4 класс Тема: Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва!.. Люблю тебя как сын…», «Парус»...