Тема войны в произведении Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».
методическая разработка по чтению (4 класс) на тему

Дудкина Татьяна Александровна

Урок литературного чтения в 4 классе

для заседания МО начальных классов

по теме: «Тема войны в произведении

Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок литературного чтения в 4 классе

для заседания МО начальных классов

по теме: «Тема войны в произведении

Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».

Подготовила и провела учитель начальных классов

Дудкина Татьяна Александровна

Тема: Тема войны в произведении Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».

Цели: ознакомление учащихся с жизнью и творчеством Б.А.Слуцкого;

Формирование навыков правильного, выразительного чтения;

Воспитаниелюбови и бережного отношения к природе, чувства сострадания, чувства патриотизма, гордости и любви к Родине.

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Ребята, сегодня урок необычный. Необычен он тем, что, скорее всего, оставит в вашем сердце самые добрые и светлые чувства, которые помогают сопереживать героям событий, о которых мы будем говорить.

План урока таков: проверка домашнего задания, знакомство с новым материалом, выразительное чтение, итог урока.

  1. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение стихов А.Жигулина
  • О чем говорится в этом стихотворении?
  • Мы живем в огромной стране – России, нау каждого человека есть самый дорогой уголок. Родина – это земля наших прадедов, дедов, отцов; поэтому Родину называют отечеством.(запись на доске)
  • Все эти слова синонимы, т.е. близкие по значению. Как вы представляете свою родину? Что вы изобразили? (поля, леса, дома, реки, небо и т.д.)
  1. Введение в тему.

Портрет Слуцкого на экране.

  1. Знакомство с поэтом.

Борис Абрамович Слуцкий родился 7 мая 1919г в городе Славянске (Донбасс) в семье служащего. Учился в Харькове. С 1937 г переехал  в Москву, где сначала занимался юриспруденцией, затем поступил в Литературный институт им. М.Горького, который окончил в 1941г. Первые стихи были опубликованы в этом же году.

Отечественная война изменила все планы будущего поэта. Уходит на фронт, надолго оставив поэзию.

На экране «Несколько слов о войне»

  • Какой вклад Тулы для достижения Победы? Об этом расскажет Парахин Федор.
  • В грозные годы Великой Отечественной войны Тула и туляки внесли вклад в достижение победы над фашизмом. Героическая оборона Тулы вошла в историю защиты Отечества как одна из ярких и знаменательных страниц. Все годы туляки ковали оружие для фронта, сражались с врагом в частях армии, авиации и флота, в пограничных и внутренних войсках, в партизанских отрядах и разведгруппах. На территории Тульской области формировались дивизии, корпуса и армии, прошедшие затем славный боевой путь. Труженики тыла, оружейники и шахтеры, металлурги и машиностроители, железнодорожники и медики, делали все, чтобы приблизить Победу. Отважно сражались на фронтах многие туляки, более 200 из них удостоены высокого звания Героя Советского Союза, 35 стали полными кавалерами ордена Славы, свыше 170 тысяч жителей Тулы и области были награждены орденами и медалями.

Начинает войну солдатом, после тяжелого ранения, оставшись на фронте, становится политруком. Войну заканчивает в чине майора. Вновь стал печататься с 1953 г в различных изданиях.

В 1957 г опубликовал книгу стихов – «Память», затем последовали другие сборники: «Время», «Сегодня и вчера», «Работа», «Современные истории», «Годовая стрелка» и т.д. переводит польскую, немецкую, английскую поэзию.

22 февраля 1986 г Б.Слуцкий умер в Туле. Похоронен в Москве

  1. Работа над новым материалом.
  • Сегодня мы будем работать над стихотворением Бориса Абрамовича Слуцкого «Лошади в океане».  А о том как появилось это стихотворение, расскажет Обухов Рома.

Об истории создания стихотворения «Лошади в океане». Автор написал стихотворение в 1951 г, летом, на основе реальных событий. Один из его друзей рассказал, что читал в журнале статью об «американском транспорте с лошадьми, потопленном немцами в Атлантике». Слуцкий написал это стихотворение сразу, очень быстро, почти не правил стихи впоследствии. Вот что пишет он сам: «Это почти единственное мое стихотворение, написанное без знания предмета. Почти. В открытое море я попал впервые 15 лет спустя. Правда, как плавают лошади, наблюдал самолично, так как весной 1942 г переплыл на коне ледовитую подмосковную речку.

Даже Твардовский, хвалить чужие стихи не любивший, сказал мне… что он эти стихи заприметил:

  • Но рыжие и гнедые – разные масти.

Стихи так нравились Эренбургу, что их ему посвятил. Напечатали «Лошадей».. в «Пионере».. как детское стихотворение о животных… потом их перепечатывали десятки раз. Я знаю 4 польских перевода, несколько итальянских. На «Лошадей» несколько музык. Говорят, нищие пели их в электричках. На вечерах первые строки иногда встречались хохотом публики, медленно привыкавшей к нешуточному повороту дела…»

  1. Физкультминутка. Проводит Борисова Вика.

Наши руки разогнем, вверх ладони повернем,

Пальцы на себя потянем, выгибать запястья станем.

Чтобы нам добыть огонь, трем ладонью о ладонь.

Вдруг ладошка заискрится, и бумажка загорится.

  1. Работа над стихотворением «Лошади в океане».

Чтение стихотворения учителем.

  • Ваши впечатление от прочитанного?
  • Что произошло в океане на корабле Глория? Почему это случилось?
  • Как спасались люди? Почему автор говорит «в шлюпки влезли»?
  • Подберите синонимы к словам: гордый (горделивый, полный собственного достоинства, самолюбивый, высокомерный); счастье (блаженство, удача, судьба)
  • Как спасались лошади?
  • Как вы поныли значение слов «на исходе сил…»?
  • Что чувствовали лошади, когда потеряли надежду на спасение? (страх, испуг, тревогу, безнадежность)
  • Назовите цитаты, которые выражают боль и страдание поэта к гибнущим лошадям.

Выразительное чтение стихотворения.

  • Подготовьте стихотворение для выразительного чтения: отметьте паузы, подумайте с какой интонацией вы будете читать это стихотворение.

Просмотр ролика стихотворения, переложенного на музыку.

  1. Итог урока.
  • Рассмотрите иллюстрации на стр. 141. Какому периоду жизни нашей страны они посвящены?

  1. Домашнее задание: подготовить пересказ текста о войне или выразительное чтение стихотворения о ней; выучить стихотворение «Лошади в океане» (по желанию). Демонстрация книг из библиотеки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приемы осмысления лирического произведения Б.А.Слуцкого «Лошади в океане»(в рамках реализации ФГОС))

Цели урока:Воспитательная:воспитывать у учащихся нравственно-этическое восприятия прочитанного;создать  эмоциональный фон для морально-нравственных чувствОбразовательные:дать представление о теме...

Эхо войны в стихотворении Б. А Слуцкого «Лошади в океане»

Мной разработан урок чтения в 4 классе по теме: Эхо войны в стихотворении Б. А Слуцкого «Лошади в океане»  с применением компьютерных технологий.Презентация подготовлена в программе Microso...

чтение 4класс Слуцкий "Лошади в океане"

открытый урок по чтению в 4классе ( "Родная речь" автор- М.В. Голованова, Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий") тема "Родина". - Слуцкий "Лошади в океане"....

Конспект урока по литературному чтению «Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»

Конспект урока по литературному чтению «Б.А. Слуцкий. «Лошади в океане»  4 класс УМК "Школа России" (внеклассное чтение)...

«Родина» в произведении Б. А. Слуцкого «Лошади в океане».

ознакомить учащихся с жизнью и творчеством Б. А. Слуцкого, его произведением «Лошади в океане»...