Г. Сапгир Четыре конверта
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Анисимова Елена Николаевна

Г. Сапгир Четыре конверта 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_literaturnogo_chteniya_v_3.docx28.86 КБ
Файл prezentaciya_k_chteniyu.pptx1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения

3 класс

тема: Генрих Сапгир

Четыре конверта

Анисимова Елена Николаевна

                                                                            учитель начальных классов

         ГБОУ СОШ 1985

г. Москва

Цели: 

познакомить детей с произведением Г. Сапгира «Четыре конверта»;

отрабатывать навыки выразительного чтения;

развивать память, речь, внимание;

воспитывать берёжное отношение к природе, прививать любовь к поэтическим произведениям.

Оборудование:

интерактивная доска

учебник Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Литературное чтение». 3 класс.
«В одном счастливом детстве». Часть 1;

иллюстрации осени;

музыка для физминутки.

Ход урока.
I.Организационный момент.

Слайд 1

 Речевая разминка. 

Слайд 2.

Чтение с доски стихотворения И. Бунина «Листопад». 

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой…

- Прочитайте стихотворение вслух каждый в своём темпе.
- С каким настроением написано это стихотворение.
- С чем сравнивает поэт 
лес? Почему? Что означает это слово?
Ученик зачитывает толкования из словаря:
«Терем – в древней Руси высокий, богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками, вышками…».

Слайд 3.


- Отыщите слова, которые рассказывают о лесе, как о доме.
Терем, резьба, оконца, стена, вышки.)
- Прочитайте слова-краски, которые использовал поэт.
- Прочитайте выразительно стихотворение, передайте восхищение, ощущение простора в осеннем лесу. (
Чтение стихотворения хором.)
- С каким известным стихотворением его роднит светлое настроение, радостное возбуждение? (
А.С. Пушкин «Осень».)
II. Проверка домашнего задания. 
- К. Паустовский очень любил и ценил И. Бунина за его творчество, его талант художника, за его удивительный язык. Но мы знаем, что и сам писатель К. Паустовский обладал даром слова, и читатели с лёгкостью рисуют картины прочитанного, наполненные звуками и запахами. (
Дети пересказывают текст.)
- Перечитайте два последних абзаца первой части и последний абзац второй части. Что вы можете сказать о чувствах писателя, определите мелодию повествования. 
(
Просветлённая грусть, лёгкое сожаление об ушедшем лете…)
Выполнение задания 3 в тетради на с.23.
- Настя тоже вместе с нами прочитала рассказ Паустовского «Мой дом» и, конечно же, поделилась своими впечатлениями с папой.
III. Чтение авторского текста на с. 181 (учебник).
IV. Работа со стихотворением до чтения. 
- Что же нам предстоит сейчас читать? Каким оно может быть? Почему? 
(
Стихотворение Г. Сапгира про осень. Наверное, оно будет занимательным, с юмором, про детей или зверей.)

Слайд 4


- Прочитайте название, рассмотрите иллюстрации. О чём будем читать? Нам известна тема стихотворения – осень. Но поможет ли название «Четыре конверта» предположить, кто будет героем стихотворения?
- Что сейчас хранится в конвертах? Кто их может надписать? Кому они адресованы?
- Рассмотрите, как написано стихотворение.

Слайд  5

V. Физминутка. 

Мы листики осенние,
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели.
(Руки в стороны.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели.
(Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели.
(Дети садятся по местам.)

VI. Работа со стихотворением во время чтения.
1. Чтение стихотворения про себя. 
- Подтвердились ли наши предположения? Почему же стихотворение названо «Четыре конверта», ведь речь только об одном? (
4 времени года.)
- Определите настроение стихотворения. (
Весёлое, игривое.)
- В каком ритме будем читать? Почему, по-вашему, автор избрал именно такой ритм? 
(
Ветер гонит листья, животные бегают, скачут, летают…
2. Чтение стихотворения вслух по строфам.
1-я строфа.
- Почему конверт жёлтого цвета? (
Любимый цвет осени.)
- К кому обращён вопрос? Прочитайте с нужной интонацией.
2-я строфа. 
- Что интересного заметили? (
В строчках по одному слову.)
- Для чего автор использует такой приём? (
Показывает, как летел конверт.)
-Какие звуки услышали при чтении? Поэт использует звукопись.
(
Шуршание, скользит по крыше, шум ветра.)
- Какой темп выберем для чтения? Прочитайте. (
Ускоренный, но плавный.)
3-я строфа. 
- Нашёл ли конверт своего адресата? Как вы догадались?
-Кто такая Алёнка?
-Какие чувства испытал поэт при получении конверта? Что на это указывает?
(
Интерес, радость, удивление, изумление.)
4-я строфа.
- Что необычного заметили? Почему автор так пишет?
(
Названия животных с заглавной буквы. Это лесной народ, он их уважает…)
- О чём же сообщают обитатели леса? Наверное, это очень важное событие. Какие же перемены могут произойти в лесу? Как встречают осень жители леса?

Слайд 6
5-я строфа. 
- Как вы думаете, почему Бурундук отмечает эту примету осени?
(
Осень стала похожа на него. Ведь осень тоже назвать пёстрой, и Бурундук рыженький с полосками.)

Слайд 7

6-я строфа. 
- Отчего почерк Белки очень мелкий, не разобрать? 
(
Маленькие лапки, петляет.)
- Что скрывается за посланием Белки? О чём можно догадаться?
(
Приглашает за лесным урожаем.)
7-я и 8-я строфы. 
- Что значит 
озябли?
- Какое слово повторяется два раза? В каком значении употребил автор эти слова?
(
Собрались рано утром – скопились в одном месте у озера. Лететь собрались – решили, приготовились к отлёту.)

Слайд 8


- Отыщите ещё однокоренное слово, что оно означает? (
Собранье – все присутствующие (все утки), что собрались вместе.)
- Как летят утки в тёплые страны? (
Косяком.)
- Каким тоном будем читать эти строфы? (
7-ю строфу с тревогой, с волнением, 8-ю строфу громко, выговаривая слог «ра».)

Слайд 9


9-я строфа.
- Неужели медведь отыскал берлогу всего на одну ночь? (
Одной ночью покажется ему зима, ведь он уснёт.)
- Как вы поняли предложение
Утки тянут
В путь-дорогу?
(
Приглашают с собой в тёплые края.)
- Знала я такую лягушку-путешественницу, которая отправилась на юг вместе с утками, зажав ртом веточку. Только эта история печально окончилась. Если хотите с ней познакомиться, прочитайте сказку В. Гаршина «Лягушка-путешественница».
Видно, медведь тоже наслышан о её приключениях и поэтому избрал другой путь. 
Какой? 
- Почему автор обращается к нему по имени и отчеству?
10-я строфа. 
- О чём решил поведать Ёжик?
- Почему послание обрывается, стоит многоточие, ведь, кажется, он многое хотел написать? (
Засыпает уже, нет сил.)
- Для чего же ящерица прячется под кору? (
Уснёт до весны.)
11-я строфа. 
- Как, по-вашему, почему Ерши нацарапали и чем? (
Острые плавники, колючие иголки.)
- Почему же они спешили? (
Река покрылась льдом.)
- Перечислите, кто же были авторами письма. 

Слайд 10


VII. Физминутка для глаз.

Спал цветок
(
Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по 
часовой стрелке и против неё.)
И вдруг проснулся,
(
Поморгать глазами.)
Больше спать не захотел,
(
Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох).)
Взвился вверх и полетел.
(
Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)

VIII. Работа со стихотворением после чтения.
1. Беседа по вопросам.
- Для чего автор написал это стихотворение-игру?
- Можно ли это стихотворение назвать познавательным? Почему?
- О чём может узнать внимательный читатель?
- Какие признаки наступления осени в лесу?
- На письма принято отвечать. Как вы думаете, о чём мог рассказать автор в своём ответном письме? Попробуйте рассказать об осени в огороде, пока прозой.
(
Ученики пробуют дать ответ.
2. Чтение стихотворения по ролям.
- Организуем игру по этому стихотворению. Я знаю, что когда читаешь письмо, ты ясно представляешь того, с кем переписываешься, даже слышишь его голос. Вот и мы разыграем сейчас живое письмо. Постарайтесь голосом передать повадки, звуки собеседников Алёнки и рассказчика. (
Чтение по ролям.)
- Как вы думаете, а как сам поэт Генрих Сапгир воспринимает осень, что он чувствует?
Будем надеяться, что письма из лесной страны придут и зимой, и весной, и летом. Какого цвета конверты будут, по-вашему?
Домашнее задание. 

Выразительное чтение стихотворение с.182-183.

По желанию можно выучить стихотворение наизусть.

Кто ещё мог прислать записки из леса в этом жёлтом конверте?

Напишите их от имени обитателей леса на кленовом листочке.
(
Крот, змея, синичка, лось, зайцы и др.)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок литературного чтения в 3-м классе на тему : Генрих Сапгир Четыре конверта Подготовила Учитель начальных классов ГБОУ СОШ 1985 Анисимова Е. Н.

Слайд 2

Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный, Веселой, пестрою стеной Стоит над светлою поляной. Березы желтою резьбой Блестят в лазури голубой, Как вышки, елочки темнеют, А между кленами синеют То там, то здесь в листве сквозной Просветы в небо, что оконца. Лес пахнет дубом и сосной, За лето высох он от солнца, И Осень тихою вдовой Вступает в пестрый терем свой… И. Бунин

Слайд 3

«Терем – в древней Руси высокий, богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками, вышками…».

Слайд 4

Ч етыре конверта

Слайд 5

Физминутка Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.) На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. (Руки в стороны.) Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. (Присели.) Ветер снова набежал И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.) Закружились, полетели И на землю снова сели. (Дети садятся по местам.)

Слайд 10

Физминутка для глаз. Спал цветок ( Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё. ) И вдруг проснулся, ( Поморгать глазами. ) Больше спать не захотел, ( Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки. ) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны (выдох). ) Взвился вверх и полетел. ( Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево. )

Слайд 11

Домашнее задание. Выразительное чтение стихотворение с.182-183. По желанию можно выучить стихотворение наизусть. Кто ещё мог прислать записки из леса в этом жёлтом конверте? Напишите их от имени обитателей леса на кленовом листочке. ( Крот, змея, синичка, лось, зайцы и др. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.»

КОНСПЕКТ Урока русского языка в 1 классе на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов.» ...

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»

Методическая разработка урока по русскому языку на тему: «Письменная речь: оформление адреса на конверте или открытке. Правила переноса слов»...

Урок по литературному чтению в 3 классе по разделу "Глухая пора листопада", тема "О близости снега. Стихи Г. Сапгир"Четыре конверта", Д.Самойлов "Перед снегом"

Урок составлен по программе "Образовательная система школа 2100"Цель: формирование у обучающихся представлений о чувствах, которые могут вызывать произведения поэтов об осениЗадачи: Развитие умений во...

Урок на конкурс "Зелёный конверт - 13"

Урок по окружающему миру "Путешествие по лесным тропинкам" 2 класс УМК "Школа России"...

Проектная работа "Четыре конверта"

Настоящая работа является коллективным проектом учеников третьего класса. Проект задуман с целью создания презентации по итогам выполненного задания к произведению Г. Сапгира "Четыре конверта". В ходе...

Стихи о приближении снега (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»).

План-конспект урока по теме "Стихи о приближении снега" (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)", 3 класс, "Школа-2100"...