Н.Носов "Федина задача"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Пересада Нина Ивановна

Урок литературного чтения в 3 классе знакомит с новым произведением Н.Н.Носова «Федина задача», даёт представление о сатире и юморе, показывает их назначение и отличия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema.docx33.74 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Н. Н. Носов. «Федина задача»

Цели:

познакомить с новым произведением Н.Н.Носова «Федина задача», совершенствовать навыки выразительного чтения;

дать представление о сатире и юморе, показать их назначение и отличия;

развивать речь, логическое мышление,  творческие способности учащихся, чувство юмора;

формировать нравственные качества учащихся;

Оборудование:

мультимедийный проектор

магнитофон

карточки с дифференцированным заданием

карточки с домашним заданием

портрет Н.Н Носова

произведения Н.Н.Носова

Ход урока:

№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

I

Организационный момент

Ребята, сегодня у нас гости. Поприветствуем их. Девиз нашего урока : «Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться»

Как вы понимаете эти слова?

Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте удачи

II

Звуковая разминка

ы э о у и а

п б ф к т х ц

Упражнение «фотоглаз»

Хлеб

Сахар

Стаканы

Семечки

Фонарик

Карандаш

От города дорога в гору, от города с горы.

Ученье свет, а неученье –тьма.

-Какая поговорка есть в рассказе?

(куда Макар телят не гонял- очень далеко, в самые отдалённые места)

III

Проверка домашнего задания

Тест, пересказ отрывка по иллюстрации, восстановить порядок событий по серии картинок, ребус- космос (изучает космография)

IV

Актуализация опорных знаний

А теперь загадка:

На Луну мечтал слетать
Стихи пытался сочинять
Коротышка и зазнайка
А зовут его…
Незнайка.

-Сколько книг написано о нём? Кто автор этих книг? В каком городе он живёт? На какой улице?( в Цветочном городе на улице Колокольчиков)

-Помогите ему вспомнить произведения Н.Носова.

Игра «Отгадай по первым буквам произведение Н.Носова

«Фан…»               «Фантазёры»

«Жив… …»         «Живая шляпа»

«Огу…»               «Огурцы»

«Миш… …»         «Мишкина каша»

«Ви… … в … и …»   «Витя Малеев в                    школе и дома»

«Ого…»                  «Огородники»

«Нез… на …»        «Незнайка на Луне»

Н. Носов написал много произведений, которые любят читать и взрослые, и дети. На нашей выставке представлены некоторые из них.

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

V

Объявление темы и цели урока

(Учащиеся сами выводят цель урока)

Конечно, вы уже догадались с  произведением какого писателя мы познакомимся на уроке?

А какое? Отгадайте.

Ачадаз анидеф («Федина задача»)

Сформулируйте цель урока

Цель: познакомиться с произведением Н.Н.Носова «Федина задача»,

Учиться правильно и выразительно читать произведение Н.Н.Носова «Федина задача»

и анализировать произведение Н.Н.Носова «Федина задача

Слайд 5

VI

VII

VIII

IX

Изучение нового материала

Первичное закрепление

Анализ произведения

Физкультминутка

Вступительная беседа

Биография Н.Н.Носова

 Родился в 1908 г., в семье актера. После школы учился в институте кинематографии. Поставил несколько мультфильмов. О том, чтобы быть писателем и не думал.

Он стал сочинять сказки для своего маленького сына.

 Он от природы был разнообразно талантлив. О себе говорил: “ В школьные годы мечтал стать музыкантом, потом забросил скрипку, занялся химией, потом передумал и поступил в Художественный институт, работал в кино, стал детским писателем…»

2.Выступление заранее подготовленного ученика.

-У Павлика было индивидуальное д.з- найти интересную информацию о жизни и творчестве Н.Носова.

2.Попробуйте предположить; о чём будет это произведение?

3.Словарная работа

Рокочущим басом – низким мужским голосом

Титулярный советник – гражданский чин 9 класса

Кафтан – длинная верхняя одежда с длинными рукавами.

Борзая – быстрая

задачник – учебник

отрегулировал – настроил

репродуктор – радиоприемник

чурбан - глупый человек

растолковал - объяснил.

4.Прослушивание аудиозаписи рассказа

-Поделитесь своими чувствами и мыслями о прочитанном

-Оправдалось ли ваше предположение?

1.Беседа по содержанию

-Определите жанр произведения(жанр мягкой сатиры

-Какое настроение вызвал у вас рассказ?

-Как Федя готовился делать уроки? Прочитать отрывок

-Посмотрите иллюстрацию 1. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

-Посмотрите иллюстрацию 2. Что изображено? Найдите отрывок к этому рисунку.

-Почему Феде так и не удалось решить задачу?

-Как поступил Федя после того, как не смог решить задачу? Прочитать

-Что бы вы посоветовали Феде?

-Какие черты  характера ему необходимо развивать?

-Как автор относится к герою своего рассказа?

Посмеивается над ним?

Осуждает его?

Или помогает ему что-то понять?

-Не случалось ли с вами подобных историй?

-Какой это рассказ сатирический или  юмористический?  ( Работа в парах)

-Зачем нужна сатира? Ответим в конце урока

          Н.Н.Носов говорил, что юмор – это осмеивание с оттенком сочувствия, а сатира –  осмеивание с оттенком негодования.

-Как вы думаете, для чего Н.Н.Носов написал этот рассказ? Чтобы повеселить читателя или с другой целью?

Сколько мелодий прослушал Федя?

6- приседаний

Сколько задач прочитал Федя?

2- наклона

 Сколько раз звучало слово «колокольчик ?» 3- прыжка

    3. Дифференцированная работа по   карточкам

(Обучающиеся выбирают  задание по желанию)

1) Чтение по ролям

а) Найти отрывок для чтения, когда у Феди было хорошее настроение. Придать голосу окраску радости, удовольствия.

б)  Найти отрывок для чтения, где настроение очень изменилось, покажите голосом при чтении недовольство, негодование.

  2)  Пересказ понравившегося отрывка.

      3)  Устное рисование портрета Феди            Рыбкина

     

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

X

Рефлексия

Оценивание учащихся

Вернёмся к цели нашего урока. Справились ли мы с поставленными задачами?

Над чем задумались? Мы исследовали творчество Н. Н. Носова и хорошо узнали героев его книг, полюбили их. Предлагаю закончить предложение. « Я люблю героев книг Н. Носова, потому что они … (интересные, весёлые, загадочные, улыбчивые, смешные, добрые, познавательные).

У нас получилась коллективная аннотация (краткое пояснение) к любой из книжек Носова. Прочитав её любой читатель, захочет поближе познакомиться с произведениями Н. Н. Носова. Зачем Н.Носов сочинил такой рассказ? (чтобы дети смеялись над своими недостатками, избавлялись от них)

Вот мы и пришли к ответу на вопрос "Зачем нужна сатира?"

Попробуйте ответить. (Сатира помогает человеку увидеть собственные недостатки и исправиться)

Прочитав этот рассказ и другие произведения Н.Носова, вы, я надеюсь, задумаетесь о своих недостатках и постараетесь их исправить.

Надеюсь, что рассказы Н.Н.Носова будут полезны и вам.

Слайд 17

XI

Домашнее задание

(выбрать по желанию)

Прочитать рассказы Н.Н.Носова

Нарисовать рисунки

Написать сочинение о Феде Рыбкине

Пересказ понравившихся рассказов

Попробуйте сами написать смешной рассказ  

Слайд 16


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Задача. Решение задач.

Урок составлен для учащихся, которые обучаются в одном классе, но по разным образовательным программам. Материал подготовлен для того, чтобы закрепить умение решать задачи, анализировать условие...

Технология работы над проектной задачей. Урок - проектная задача. Математика 3 класс. Симметрия.

Статья и пример конспекта урока в технологии работы над проектной задачей. Урок математики. 3 класс. Симметрия....

Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)

Знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания....

Задачи для уроков математики 1-4 классы (Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.)

Комбинаторные задачи, логические задачи, нестандартные задачи.1-4 классы...

Технологическая карта урока математики по теме «Задача.Структура задачи(условие, вопрос). Анализ задачи». (УМК "Школа России" 1 класс)

Цель урока:  знакомство с понятием «Задача», совершенствование навыков сложения и вычитания.создать условия для обеспечения осознания и усвоения числа и цифры   8.созда...

Конспект урока по математике: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи (запись решения и ответа)»

Тема: «Задача, структура задачи (условие, вопрос), анализ задачи  (запись решения и ответа)                            ...

Составление картотеки задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов по классам Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт софизмов для 1 класса Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шу

Составление картотеки  задач-смекалок, задач-шуток, ребусов, шарад, софизмов  по классам   Составить не менее 5 шт задач-смекалок, 5 штзадач-шуток, 5 штребусов, 5 шт шарад,5 шт соф...