Главные вкладки

    Интегрированный урок обучения грамоте в 1-м классе. Тема урока: «Согласный звук [ч']. Строчная буква ч. Правописание сочетаний ча, чу».
    методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

    Тимофеева Галина Николаевна

     

    Цель урока:

    дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творческие способности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon integrirovannyy_urok_obucheniya.doc58.5 КБ
    Microsoft Office document icon prilozhenie_1.doc1.64 МБ
    Microsoft Office document icon prilozhenie_3.doc808 КБ

    Предварительный просмотр:

                                                                                   Тимофеева Галина Николаевна

                                                                                    учитель начальных классов

                                                                                   ГБОУ гимназия  № 1274

                                                                                   им.В.В.Маяковского  г.Москвы

    Интегрированный урок обучения

    грамоте в 1-м классе

    Тема урока: «Согласный звук [ч']. Строчная буква  ч.

    Правописание сочетаний ча, чу».

    Цель урока:

    дать понятие о согласном шипящем мягком звуке [ч'], букве ч, правописании буквосочетаний ча, чу; развивать фонематический слух, литературную речь, навык выразительного чтения, творческие способности.

    Задачи урока:

    1) познакомить детей с согласным звуком [ч'] и строчной буквой  ч; закреплять знание словарных слов, умение делать звукобуквенный анализ слова;

    2) развивать речь учащихся, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, формировать навыки групповой, коллективной работы;

    3) повышать мотивацию учения, отрабатывать навыки самооценки и взаимной оценки, способствовать формированию дружного коллектива и разносторонне развитой личности.

    Тип урока: групповая работа на уроке.

    Оборудование. Плакат: «Мы – самые дружные ребята!», конверты с заданиями, листы самооценки, набор сигнальных кружков.

    Ход урока.

    I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.

    Дети хором произносят:

    – Мы очень дружные команды,

    Успехов на уроке пожелаем.

    Мы пишем, счёт ведём, читаем

    И про всё на свете знаем.

    Учитель:

    – Ребята, в начале нашего урока подарите улыбку своим товарищам в группе. А я дарю вам свою улыбку…

    Мы продолжаем наше путешествие за новыми знаниями. Но вначале давайте вспомним  основные правила работы в группе:

    – работать дружно и активно;

    – уметь слушать друг друга;

    – уважать друг друга;

    – внимательно относиться друг к другу;

    – выслушивать ответы другой группы;

    – работать успешно.

    Девизом нашего урока являются слова «Мы – самые дружные ребята!». Прочитаем девиз хором. Какое слово здесь самое главное? Прочитаем, выделяя это слово голосом.

    II. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

    Учитель:

    – Я всем на уроке желаю успехов. Но прежде чем двинуться дальше, давайте повторим то, что уже знаем.

    – Из чего состоит наша речь?

    – На какие группы можно разделить все звуки?

    – Покажите на ленте букв все гласные, все звонкие согласные, все изученные глухие согласные звуки. – Что можно составить из звуков и букв?

    – Как называются слова, написание которых нельзя проверить, а надо запомнить?

    – Потренируемся в написании словарных слов. Откройте конверт № 1.

    Раздайте карточки со словами.

    Учащиеся сидят группами. На каждом столе – четыре конверта с заданиями, лист самооценки, набор сигнальных кружков.

    1-я и 3-я группы                       2-я и 4-я группы

    _бед                                         ябл...ня

    р_бина                                 л...мон

    м_л_ко                                х...р...шо

    _сина                                 п...мидор

    в_рона                                 к...пуста

    б_ран                                 ст...кан

    кро...                                        кла...

    ч_й                                         ч...до

    (Учащиеся вставляют букву в слово, передают по сигналу-хлопку карточку соседу справа, проверяют предыдущее слово, вставляют букву в следующее слово, передают карточку дальше. Затем собирают карточки, меняются с другой группой.)

    (1–2-я, 3–4-я) проверяют, меняются обратно и показывают сигнал «Мы готовы».

    Учитель:– Обсудите выполнение задания в группе. Оцените работу: всё правильно – зелёный круг, одна ошибка на карточке – жёлтый, две ошибки на карточке – красный.

    Учащиеся в группах обсуждают результаты, закрашивают круг на листе самооценки (см. Приложение 1) выбранным цветом и показывают сигнальный кружок.

    Учитель: – Молодцы!

    – Ребята, вспомните последнее слово на карточке (чай, чудо).

    – Какую новую букву вы встретили? Какую букву вы вставили после неё?

    III. Постановка учебной задачи.

    Учитель:– У нас появилась проблема! О чём мы сегодня будем говорить на уроке, чтобы её решить?.. Мы должны всё узнать о звуке [ч'] и букве ч, а также о сочетании ча, чу.

    IV. Построение проекта выхода  из затруднения (открытие новых знаний).

    Учитель:–– Попробуем вместе открыть новые знания о звуке [ч']. Внимание группам! Откройте конверт № 2.

    1-я группа.

    Откройте азбуку на с. 134 (Р.Н. Бунеев и др. "Моя любимая азбука"). Сделайте схемы-«звуковичка» Ч. Подготовьте рассказ о букве ч.

    2-я группа.

    Откройте азбуку на с. 134. Проведите анализ слова человек (разделите на слоги, поставьте ударение, дайте характеристику звукам).

    Сделайте вывод о звуке [ч'].

    3-я группа.

    Прочитайте слова. Какой звук в них общий? Где он стоит: в начале, середине или конце слова? Какое слово лишнее и почему?

    Черника, крольчонок, кирпич, чайник, стрекочет, чертёж, мяч, целый, трубач, честность.

    4-я группа.

    Закончите чистоговорку. Научитесь хором произносить её. Какой звук повторяется?

    Ча-ча-ча – в комнате горит … (свеча).

    Ча-ча-ча – к больному вызову … (врача).

    Чу-чу-чу – больного долго я … (лечу).

    Чи-чи-чи – меня с ним вместе … (полечи).

    Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Мы готовы».

    – Послушаем ответы 4-й группы.

    Оценим их.

    – Послушайте и оцените ответы 3-й группы.

    – Молодцы! А теперь послушайте рассказ. Если в словах будет встречаться звук [ч'], поднимайте руку.

            Я знаю, что чайки живут в море, чабаны – в горах, а чайники – на кухне. Черепахи живут в песке, червяки – в земле, а чучело – на огороде. Кроме того, я знаю, что чиж живёт в гнезде, сверчок – на чердаке, а в старом чемодане – мыши. А ещё в чёрном чулане живёт чёрное чудовище, которое чешется и чихает от сырости.

    – Какие слова со звуком [ч'] вы услышали?

    Физкультминутка.

    – Спасибо. Продолжаем работу.

    Откройте азбуку на с. 134.

    – Послушаем ответы 1-й группы.

    Заполним схему-«звуковичка» Ч. (См.Приложение 2.) Оцените ответы.

    – Выслушаем и оценим ответ 2-й группы.

    – Найдите слоги вверху. Обозначьте цветом звук [ч'].

    – Проверим. Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом зелёный и красный круги?

    (Ча, чу, чи, че, чё, так как [ч'] всегда мягкий.)

    – Какой слог соответствует схеме, на которой изображены рядом синий и красный круги? (Звук [ч'] не бывает твёрдым.)

    – Итак, расскажите, что мы узнали о букве Ч.

    Рассказ в парах. Сигнал «Мы готовы». Рассказ хором.

    – Обсудите выполнение задания в группе: все ли приняли участие в работе, всё ли получилось.

    Самооценка.

    Физкультминутка.

    – Продолжим знакомство с буквой  Ч. Внимание группам!

    Откройте конверт № 3.

    1-я группа.

    Подберите стихотворения к рисункам «На что похожа буква  Ч». (См.Приложение 3.) 

    Научитесь выразительно читать. Придумайте свой вариант. (Заготовка к рисунку «На что похожа буква Ч».)

    2-я группа.

    Разрежьте модель строчной буквы ч на элементы. Сколько получилось элементов? Назовите их. Приготовьте объяснение у доски.

    3-я группа.

    Сравните строчную ч со строчной  г.

    Что у них общего? Подумайте, как писать букву ч. Потренируйтесь. Проговорите объяснение, расставив название элементов по порядку: петля, крючок, штрих вверх, провисающая линия.

    4-я группа.

    Подумайте, как соединить букву ч с другими буквами. Соедините. Отметьте красной точкой соединение (чо  че  чи  чу  ач  еч).

    Учащиеся выполняют задание в группе, показывают сигнал «Мы готовы».

    – Послушаем ответы 1-й группы...  2-й группы...

    – Откройте прописи на с. 23. Подготовим руку к письму – «вращение», «курочка», обведение узора в прописи  ччччччч.

    – Послушаем ответ 3-й группы.

    Далее учитель показывает написание буквы  ч на доске(См.Приложение 4.), дети пишут в воздухе, тупым концом ручки на ладони и в прописи.

    Письмо в прописи: ч ч ч ч ч   ч/ч/г ч г ч     ч  чч  ч  чч.

    Физкультминутка (моторика).

    Пальцы делают зарядку,

    Чтобы меньше уставать.

    А потом они в тетрадке 

    Будут буковки писать.

    – Послушаем ответ 4-й группы.

    Письмо в прописи: чо  ча  че  чу  чи чё  ча  ач  ич  еч  ёч  уч  чк  чн.

    Взаимопроверка в парах: подчеркнуть простым карандашом самую красивую букву, самый красивый слог.

    Итак, с написанием какой буквы вы познакомились? -Обсудите выполнение задания в группе.

    Самооценка.

    – Откройте азбуку на с. 134. Прочитайте столбики слов.

    – На какие две группы можно разделить слова с выделенными слогами? (Группы ча, чу.)

    – Почему эти сочетания являются опасными? (Звук [ч'] всегда мягкий, и мы можем по ошибке написать буквы я  и ю, которые указывают на мягкость.)

    – Вспомните последние слова из словарного диктанта. Какое правило надо запомнить?

    (Ча пиши с буквой а. Чу пиши с буквой у.) – Проговорим это правило хором…Вот оно – маленькое чудо. Мы открыли для себя новые знания!

    V. Первичное закрепление.

    – Откройте прописи на с. 23. Найдите слова с сочетаниями ча, чу.

    – Прочитайте их. В прописях девочки пишут слова со слогом  ча, мальчики – слова со слогом чу.

    – Подчеркните орфограмму простым карандашом.

    Взаимопроверка в парах.

    – А теперь в группах придумайте коротенькую сказку о том, как буква  ч подружилась с буквами  а  и у:

    1-я и 2-я группа – ча, 3-я и 4-я группа – чу.

    – Послушаем сказки.

    Оценивание групп.

    – Итак, с каким правилом вы встретились? (Ча пиши с а,  чу пиши с у.)

    – Обсудите выполнение задания в группе.

    Самооценка.

    Физкультминутка.

    VI. Повторение. Упражнения в чтении.

    – Сегодня мы очень много узнали о букве ч. Но мы ещё не знаем, что буква ч «почемучка». Как вы думаете, почему?

    – Откройте азбуку на с. 134. Прочитайте вполголоса рассказ «Буква-почемучка».

    – О какой букве идёт речь?

    – Как её называют авторы? Почему?

    – А теперь вы отправляетесь в этот текст «на разведку», каждая группа со своим заданием. Внимание группам! Откройте конверт № 4.

    1-я группа.

    Найдите в тексте слова: перевёрнутый, чаепитие, надоедливую, бормочет. Прочитайте слова хором. Зачитайте предложение. Как вы понимаете выделенное слово?

    2-я группа.

    Найдите однокоренные слова к слову  чай. Докажите, что они однокоренные. (Что обозначает каждое слово?)

    3-я группа.

    Ответьте подробно на вопрос: "Почему букву  ч назвали буквой-почемучкой?" Хорошо это – быть почемучкой?

    4-я группа.

    Найдите предложения с вопросительным знаком. Подчеркните вопросительный знак. Научитесь читать с вопросительной интонацией.

    – Слушаем ответы групп, дополняем, оцениваем.

    (На этом этапе можно добавить упражнения в выразительном чтении текста, дать образец чтения учителем или сильным учеником.)

    – Обсудите выполнение задания в группе: все ли читали текст и участвовали в беседе.

    Самооценка.

    VII. Рефлексия деятельности.

    – Ребята, давайте подведём итог нашей работы. Что нового вы узнали? Что особенно понравилось на уроке? Какая работа вызвала интерес? Что получилось?

    – Подведите итог работы в группе.

    Самооценка. Листы самооценки вывешиваются на доску.

    – Мне очень понравилась: активная работа … группы, безошибочная работа … группы, аккуратная работа… группы, внимательная работа …группы.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Предварительный просмотр:

    Приложение 3

    На что похожа буква


    Буква Ч сказала: "Есть!"

    Отдала кому-то честь.

     



    Ч с четвёрткой так похожи!

    Буква с цифрой?! Ну и что же?!

    Удивляешься чему ты?

    Просто их не надо путать.


    Первой букве в слове

                         "ЧТЕНИЕ",

    Букве Ч моё почтение!

    В чайной чайка с черепашкой

    Чаевали чаем с чашки.

    Чайничек - для черепашки,

    Чёрный чай для чайки в чашке!

    Приложение 4

       


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения. 1 класс. Тема"Твёрдый согласный звук [ш], буквы Ш, ш. Сочетание ши".

    Урок литературного чтения. 1 класс. Тема "Твёрдый согласный звук [ш],буквы Ш,ш. Сочетание ши"....

    Урок обучения грамоте в 1-а классе Тема: «Согласные звуки [д], [д\']. Буквы Д,д» УМК «Перспективная начальная школа»

    Урок обучения грамоте в 1-а  классеТема: «Согласные звуки [д], [д\']. Буквы Д,д»УМК «Перспективная начальная школа»...

    Открытый урок в 1-3 классах. 3 класс Тема урока "Свободный диктант. Маршал Жуков" 1 класс Тема урока "Наше отечество"

    Урок русского языка  в 3 классе и урок чтения в 1 классе на близкие темы, посвященные защите Родины,своего отечества....

    Технологическая карта открытого урока по обучению грамоте в 1-ом классе. Тема урока : «Гласный звук [ы], буква ы».

    Тема Гласный звук [ы], буква ы. Педагогическая цель Научить различать и чётко произносить звук Ы в слогах, словах, предложениях, познакомить с буквой Ы. Задачи Обучающая: - познакомить с нов...

    Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».

    Цеели урока :расширить знания о многозначных словах,    учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мысл...