Урок обучения грамоте «Многозначные слова. Сильная и слабая позиция согласного звука».
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Воробьева Дина Радиковна

Цеели урока :расширить знания о многозначных словах,    учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов, развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;воспитывать любовь к книге, любознательность.

                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_obucheniya_gramote_mnogoznachnye_slova.docx16.98 КБ

Предварительный просмотр:

Урок обучения грамоте.

Тема: «Многозначные слова.

Сильная и слабая позиция согласного звука».

Класс: 1

Цель: расширить знания о многозначных словах; учить наблюдать за позициями согласных звуков, за расхождением графического и фонетического образа слов;

- развивать речевую и мыслительную деятельность учащихся;

- воспитывать любовь к книге, любознательность;

- способствовать воспитанию доброжелательного отношения друг другу.

 

Ход урока.

I. Речевая разминка.

                        Чистоговорка.

         Та – та – та - горячая плита,

         Да – да – да - в баке вода.

         Ту – ту – ту -   улицу мету.

         Ду – ду – ду – я домой иду.

         Ти – ти – ти – на луну лети.

         Ди – ди – ди – ты домой иди. (Слайд 2)

      Проговариваем несколько раз, потом дети повторяют по одному.

                              Скороговорка.

                           Дина дыню не доела,

                     Дине дыня надоела.

Язычком мы с вами поработали, а теперь будем заставлять работать голову.

 II. Актуализация опорных знаний.

- А теперь закройте глаза. Я сейчас назову слово, а вы представьте предмет, который это слово называет: ключ.

(Дети называют предметы, которые относятся к слову ключ.)

- Давайте посмотрим, у меня тоже названы предметы. (Слайд 2).

На уроках мы тоже ищем ключ к разгадке научных тайн.

- Почему так получилось, что я назвала одно слово, а вы говорили о разных предметах.

- Как вы думаете, как называются эти слова?

- Значит над чем мы сегодня будем работать? Какая наша тема урока?

(Дети предлагают, если не догадаются, то подтолкну).

Тема: «Многозначные слова» (Слайд 4)

Действительно, у слова ключ несколько значений. Посмотрим на этот ключ. Кто его узнал?

- Да, этот ключ искал Буратино повсюду и одновременно пытался найти ключ к разгадке тайны. Какой?

- Он хотел узнать, что спрятано за дверью, которую открывает этот ключ.

Сейчас этот ключ лежит на дне пруда. Поможем Буратино поднять ключ?

 

III. Знакомство с новыми многозначными словами.

 - Какая первая книга была у Буратино?

 - Да, первой книгой Буратино была « Азбука. (Слайд 5)

 - Вот и вы отройте свою «Азбуку» на стр. 47 и найдите пары рисунков, которые можно назвать одним словом.

 -Камеру хранения и камеру от мяча.

- А ещё какие камеры бывают?

- А   ещё есть камера , которой снимают фильмы.

- У велосипеда тоже есть камера.

- Ещё какие пары видите?

- Кассу букв и кассу в магазине.

Туфли-лодочки и лодочки, которые плывут по реке.

- Тут остались кошки на дереве и монтёр на столбе. Есть ли у них что - нибудь общее? Что на ногах у монтёра? На что похожи?

( Кошки на дерево залезают при помощи когтей, а на ногах у монтёра такое приспособление, которое помогает залезать вверх, тоже называется кошками).

- Молодцы. Действительно, некоторые схожие по какому-то признаку предметы называются одинаково. Получается, у одного слова есть несколько значений. Такие слова называются многозначными – у него много, несколько значений. ( Слайд 6)

- Что общего у этих слов?

Эти слова многозначные.

Читаем слова поочерёдно.

                                              1) 1 ряд.                  4) Девочки

                                              2) 2 ряд                   5) Мальчики

                                              3) 3 ряд

Впишите недостающие буквы в словах в «Азбуке». А теперь попробуйте сами назвать многозначные слова.

                                              Ключик двигаем. Встанем на зарядку.

                            Буратино потянулся,

                         Раз – нагнулся,

                         Два – нагнулся,

                         Три     - нагнулся.

                         Руки в сторону развёл,

                         Ключик , видно, не нашёл.

                         Чтобы ключик нам достать,

                         Нужно на носочки встать.

 

IV. Сравнение фонетического и графического образа слов.

     Создание проблемной ситуации.

            Отгадаем ребус. (Слайд 8).

- На каком дереве лиса Алиса и кот Базилио подвесили Буратино?

  - На дубе. ( На доске вывешиваются карточки со словами)

     дуб

     дубок

- На каком из этих деревьев?

- Чем похожи слова в написании?

- У них есть общая часть. ( Выделяем.)

- А сейчас составим схемы этих слов. Когда будете составлять, вслушивайтесь в слова. ( Дети составляют схемы слов в тетради и на доске).

- Назовите последний звук в первом слове?

- Звук [ п]

- Какой он?

- Это согласный звук.

- Где находится?

- В конце слова.

- Какой буквой обозначен?

- Обозначен буквой б.

- В слове дубок третий звук какой?

-Звук [ б]. Он согласный, находится в середине слова, после него стоит гласный.

- Здесь всё понятно: звук [ б ] и буква б. Может быть, в первом слове ошибка? И надо писать другую букву?

- Да, там ошибка. Надо писать дуп.

-Нет, это слово написано правильно.

- Мы встречали такие слова, где звук один, а буква другая. Например: нора.

- Это мы встречали у гласных.

- Это слабая позиция.

- Может быть, слабая позиция есть и у согласных звуков?

- Наверное, да.

- Вот здесь.

- Покажите, где. ( Ученики подчёркивают).

- Где находится согласный звук в слабой позиции?

- В конце слова.

- Найдите сильную позицию согласного звука. ( Дети находят).

Что придаёт ему силы?

- Гласный звук.

    ( На доске бульдог и бульдоги.)

- В каком слове написание расходится с произношением?

- Я думаю, что в слове бульдог ( доказывает).

- Подчеркните букву, которая обозначает не свой звук. Почему пишется эта буква?

- В сильной позиции бульдоги.

- Подчеркните сильную позицию. Где она находится?

 

V. Закрепление.

- Прочитайте пары слов, которые мы ещё не читали.

- Удав – удавы, дог – у дога, город – за городом.

- Слово бульдог и дог очень похожи.

- Давайте посмотрим на этих собак. (Слайд 9)

- Теперь подчеркните те места в словах, где произношение расходится с написанием. ( Дети работают в парах, отвечают).

- Почему в конце слов написаны именно эти буквы согласных? ( Дети доказывают).

- Прочитайте последнюю пару слов. ( Дети читают).

- Кто знает, в каком городе родился Буратино? ( В городке на берегу Средиземного моря.)

- Посмотрите, какая из иллюстраций в «Азбуке» больше похожа на городок Буратино? ( Дети показывают и объясняют свой выбор).

- Скажите, пожалуйста, как в далёкие времена называли город? ( Если не догадаются, учитель  подсказывает.  Во стольном граде Киеве…)

- Печатаем это слово.   Град       -       [ грат]

- Проверяем, находим слабую позицию.

- Куда ещё мы можем отнести это слово. ( Дети задумываются)

- Я думаю, что мы его можем отнести к многозначным словам.

- А почему?

- Град – это осадки, они выпадают летом.

- Прочитайте тихо: город – град, Новгород, Волгоград.

 Ключик подвинулся к Буратино. Совсем маленькое расстояние осталось.

VI. Итог урока.

               Я узнал(а)…

                Понял(а)…

                Научилась…

                Мне было…                           (Слайд 10)

Спасибо за урок. Буратино получил свой ключ. (Слайд 11.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока «Обозначение сильных и слабых позиций гласных звуков одной буквой»

Конспект урока русского языка во втором классе по системе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова...

урок обучения грамоте по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука"

Урок обучения грамоте по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука" второй в теме. Разработан на основе учебника В. Горецкого " Азбука" УМК "Школа России". В уроке использована презента...

ОБОБЩЕНИЕ ЗНАНИЙ О СИЛЬНЫХ И СЛАБЫХ ПОЗИЦИЯХ СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ. НАШ ГОРОД.

Урок русского языка во 2 классе (система Эльконина-Давыдова)...

Конспект открытого урока "Сильные и слабые позиции согласных звуков"

Открытый урок по теме "Сильные и слабые позиции согласных звуков". Урок русского языка для второго класса  (система развивающего обучения Д.Б.Эльконина, В.В. Давыдова)...

Конспект урока русского языка "Сильные и слабые позиции согласных звуков" 2 класс УМК «Эльконин-Давыдов»

Цели деятельности учителя: формирование умения определять позиции у согласных звуков; формирование навыка определения позиции согласных и гласных звуков.Планируемые результатыПредметныезнать: особенно...

Сильные и слабые позиции гласных звуков

Технологическая карта дистанционного урока с применением цифровых образовательных ресурсов. УМК РО Д.Б.Эльконина - В.В. Давыдова.  Второй класс....