Тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса УМК 21 век
календарно-тематическое планирование по чтению (2 класс) по теме

Тематическое планирование по литературному чтению  для 2 класса УМК 21 век

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tem._planirovanie_po_lit._cht._2_kl.doc657 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  общеобразовательное  учреждение

Маслянская средняя общеобразовательная школа

Тематическое  планирование

по литературному чтению и слушанию

2 класс

«Начальная школа 21 века»

авт. Виноградова Н.Ф.

                                                                                                           Ляпунова Н.Ф.

2011-2012 уч. год

Литературное чтение.

Пояснительная записка

Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе авторской программы для 2 класса Л. А. Ефросининой – М.: Вентана-Граф, 2001г.

Программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю, 34 рабочие недели)

Программа обеспечена следующим методическим комплектом "Начальная школа XXI века":

Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 2 кл. в 2 ч.– М.: Вентана-Граф, 2010.

Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Сборник программ к комплекту учебников "Начальная школа XXI века" (руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова). – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2009.

В авторскую программу изменения не внесены.

Темы, содержание которых не соответствует требованиям государственного стандарта, отнесены в графу «Элементы дополнительного содержания» календарно-тематического планирования.

 Основные образовательные цели курса «Литературное чтение»:

1. Обеспечение полноценного восприятия литературного произведения, глубины понимания учащимся текста и специфики его литературной формы. Выявление точки зрения писателя, формирование позиции читателя.

2. Система работы над навыками чтения.

3. Включение учащихся в эмоционально-творческую деятельность в процессе чтения.

4. Формирование литературоведческих представлений, которые необходимы школьнику для освоения литературы как искусства слова.

5. Расширение круга чтения учащихся, создание «литературного пространства»,  соответствующего возрастным особенностям и уровню подготовки учащихся.

 Данный курс литературного чтения построен с учетом следующих концептуальных положений:

• изучение должно обеспечивать развитие личности ребенка, формирование его интеллекта и общей культуры;

• в результате обучения развивается читательская деятельность школьников, а также формируются компоненты учебной деятельности;

• содержание курса «Литературное чтение» обеспечивает дифференцированное обучение и учет индивидуальна возможностей каждого ребенка.

Характерной чертой программы является «нерасчлененность» и «переплетенность» чтения произведения и работа с книгой. При изучении произведений одного жанра или темы постоянно идет обучение работе с учебной, художественной и справочной детской книгой, развивается интерн к самостоятельному чтению и книге. В программе не выделяются уроки обучения чтению и работе с книгой, а есть уроки литературного чтения, на которых решаются комплексно все задачи литературного образования младших школьников.

Программа и учебные материалы решают вопросы эмоционального, творческого, литературного и читательского развития ребенка, а также нравственно-этического воспитания, так как чтение для ребенка — и труд, и творчество, и новые открытия, и удовольствие, и самовоспитание.

На начальном этапе (1-2 классы) используются тематический и жанрово-тематический принципы с включением некоторых представлений о читаемых произведениях (детском фольклоре, сказке, стихотворной и прозаической речи), их авторах.

 Использование жанрового и авторского принципов предполагает одновременное рассмотрение нескольких произведений одного и того же автора, пишущего в разных жанрах. Например, творчество Л.Н. Толстого представлено художественными сюжетными рассказами, описаниями природы, рассказами о животных, а также сказками, былинами, баснями, научно-познавательными произведениями. Ряд авторов показаны в качестве переводчиков. Соблюдается хронологическая последовательность предъявления произведений одного автора. Произведения одного и того же жанра, но разных авторов рассматриваются в сравнении.

В программе осуществлен принцип эмоционально-эстетического восприятия произведения. Он предполагает воздействие книги на эмоционально-чувственную сферу начинающего читателя, развитие у него эмоциональной отзывчивости на литературное произведение, возникновение переживаний, эмоций и чувств.

Кроме указанных принципов, учтены и общепедагогические принципы построения процесса обучения: системности, преемственности, перспективности и др.

 

Содержание программы

Круг чтения:

 Произведения фольклора русского народа и народов других стран: пословица, скороговорка, загадка, потешка, закличка, песня, сказка, былина. Сравнение произведений фольклора разных народов.

Произведения русских и зарубежных писателей-классиков, произведения современных детских писателей.

Произведения о жизни детей разных народов и стран.

Приключенческая детская книга;

Научно-познавательные произведения: сказка, рассказ; справочная детская литература: книги-справочники, словари.

Примерная тематика авторских произведений и произведений фольклора: произведения о Родине, о родной природе, об отношениях человека к природе, к животным, к труду, друг к другу; о жизни детей, их дружбе и товариществе, об их отношениях к людям; произведения о добре и зле, кривде и правде.

Жанровое разнообразие: сказки, рассказы, басни, стихотворения, загадки, пословицы, считалки, потешки, былины, сказы, легенды.

Ориентировка в литературоведческих понятиях: литературное произведение, фольклор, произведения фольклора, народная сказка, стихотворение, рассказ, история, быль, былина, сказ, бытовая сказка, сказка о животных, волшебная сказка, присказка, зачин, небылица, потешка, шутка, скороговорка, герой (персонаж) произведения, события реальные и вымышленные, фамилия автора, заглавие (заголовок), название произведения (фамилия автора, заглавие), диалог, рифма, пересказ, план, обращение, сравнение, слова-признаки, слова действия.

Элементы книги: обложка, переплет, титульный лист, оглавление, иллюстрация. Детские газеты и журналы. Сведения об авторе, элементарные знания о времени написания произведения (книги).

Восприятие литературного произведения: создание условий для развития полноценного восприятия произведения. Эмоциональная реакция и понимание авторской точки зрения. Выражение своего отношения к произведению, к героям, их поступкам. Сравнение персонажей одного произведения, а также различных произведений (сказок разных народов, героев народных сказок, выявление их сходств и различий). Оценка эмоционального состояния героев, их нравственных позиций. Понимание отношения автора к героям произведения, выражение своего отношения к произведению, автору, героям и их поступкам.

Творческая деятельность: проявление интереса к словесному творчеству, участие в сочинительстве потешек, скороговорок, загадок, небольших сказок и историй. Пересказывание сказок от лица одного из персонажей сказки. Придумывание продолжения произведения (сказки, рассказа), изменение начала и продолжения произведения. Коллективная творческая работа на факультативах, в творческой мастерской. Создание работ «Мир сказок», «Сказочные герои», «Герои народных сказок», «Теремок для любимых героев» и Т.д. Подготовка и проведение уроков-сказок, уроков-утренников, уроков-конкурсов, уроков - игр.

Навык чтения: осознанное правильное плавное чтение с переходом на чтение целыми словами вслух небольших по объему(200- 250 слов) текстов. Введение чтения про себя на небольших текстах. Формирование умения самоконтроля и самооценки.

Работа с текстом:

- понимание слов и выражений, употребляемых в тексте;

- различение простейших случаев многозначности и сравнений;

- деление текста на части и составление простейшего плана под руководством учителя;

- определение основной мысли произведения с помощью учителя;

- составление картинного плана;

- пересказ по картинному плану; самостоятельная работа по заданиям и вопросам к тексту произведения.

        Читательские умения:

- самостоятельное чтение небольших произведений и детских книг (1- 2 страницы);

- умение самостоятельно прочитать фамилию автора и заглавие;

- правильно называть произведение, книгу (фамилия автора, заглавие);

- определять тему чтения и жанр;

- словесно описывать героя произведения, используя слова текста.

        Межпредметные связи:

с уроками русского языка: запись отдельных выражений, предложений, абзацев из текстов сказок, рассказов, составление повествовательного текста;

с уроками изобразительного искусства: сопоставление текста и иллюстраций, иллюстрирование отдельных произведений, оформление творческих работ, участие в выставках рисунков по изученным произведениям;

с уроками музыки: музыка и характеры героев литературных произведений, музыкальное выражение настроения автора, персонажей произведения, музыкальное оформление инсценировок произведений;

с уроками труда: изготовление книг-самоделок, ремонт книг, практическое знакомство с элементами книги, уроки коллективного творчества.

 Система оценивания знаний проводится на основании  Письма Минобразования РФ от 19.11.98 г. № 1561/14-15 "Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе".

При планировании учтена необходимость формирования  личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных УУД  за счёт содержания учебного материала , форм организации урочной деятельности (смотреть соответствующие пометки в учебниках и поурочном планировании)

Примерный план проведения проверочных и контрольных работ

№ п/п

Компетенция. Вид проверки

Время выполнения

I полугодие.

1

Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка.

Сентябрь-октябрь

2

Начитанность. Текущая проверка

Октябрь— ноябрь

3

Тест (вид текущей проверки)

Октябрь— ноябрь

4

Работа с детскими книгами. Текущая проверка

В течение каждой четверти

5

Выразительность чтения. Текущая проверка

В течение каждой четверти

6

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание). Итоговая проверка

Декабрь

7

Начитанность. Итоговая проверка

Декабрь

8

Тест (вид итоговой проверки)


9

Выразительность чтения. Итоговая проверка

В течение II четверти

10

Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка

После изучения разделов

11

Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка

Конец декабря

II полугодие

1

Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Текущая проверка




Февраль

2

Начитанность, работа с детскими книгами. Текущая проверка

Март

3

Тест (вид текущей проверки)

Март

4

Выразительность чтения. Текущая проверка

Январь— февраль

5

Навык чтения вслух (способ, правильность, понимание). Итоговая проверка

Март— апрель

6

Навык чтения молча (способ чтения, понимание содержания, получение информации)1. Текущая проверка.

Март— апрель

7

Начитанность, работа с детскими книгами. Итоговая проверка

Конец апреля

8

Тест (вид итоговой проверки)

Конец апреля

9

Выразительность чтения. Итоговая проверка

Апрель— май

10

Литературная эрудиция — литературные диктанты. Текущая проверка

После изучения разделов

11

Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания. Итоговая проверка

Май

Характеристика контрольно-измерительных материалов.

Примерное распределение КИМ по четвертям (возможны коррективы):

КИМ

 I

полугодие

II

полугодие

Итого

Тесты

2

2

4

Навык чтения вслух (способ чтения, правильность, понимание).

2

3

5

Начитанность

2

2

4

Техника чтения

1

1

2

Работа с детскими книгами.

1

2

3

Выразительность чтения.

2

2

4

Литературная эрудиция — литературные диктанты

1

1

2

Сформированность учебной и читательской деятельности — диагностические тесты и задания.

1

1

2

Итого:

 12

14

26

Основные требования к знаниям и умениям учащихся второго класса

К концу обучения во 2 классе учащиеся

должны уметь:

могут овладеть приемами:

правильно читать текст целыми словами (темп чтения вслух – не менее 50 слов в минуту, а на более высоком уровне – более 50 слов в минуту);

читать молча небольшие тексты, темп – не менее 70 слов в минуту;

пересказывать прочитанный текст по готовому плану;

определять тему и жанр прочитанного или прослушанного произведения;

читать наизусть 5-6 стихотворений и 1-2 отрывка из прозы;

самостоятельно знакомиться с произведением и книгой (выделять фамилию автора, заглавие);

самостоятельно отбирать книги для чтения.

высказывать свое отношение к поступку героя;

пользоваться словарями, книгами-справочниками.

Учебно-методическое обеспечение программы

 Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

Программа

Учебники

Учебные

пособия

Инструментарий определения УОУ

Методические пособия для педагогов

Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века»,  руководитель проекта – член-корреспондент РАО проф. Н. Ф. Виноградова, - М.: Вентана-Граф 2009г.



 

  Ефросинина Л. А. Литературное слушание: учебник для 2 кл. в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2010.


 Ефросинина Л. А. Хрестоматия по литературному чтению. 2 кл. в 2 ч. – М.: Вентана-Граф, 2010.


Ефросинина Л. А. Рабочие тетради «Литературное чтение». 2 кл. – М.: Вентана-Граф, 2010.


Книгочей: словарь - справочник по литературному чтению: для младших школьников / Ефросинина Л. А.. – М.: Вентана-Граф, 2010.

Оценка знаний. Литературное чтение, 1 – 2 класс.

Автор:, Ефросинина Л. А., – М.: Вентана-Граф, 2008.


 

 Беседы с учителем. Методика обучения: 2 класс / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007


Литературное чтение:  2 класс: методическое пособие / Л. А. Ефрасинина. – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2010.


Список литературы.

Учим младших школьников понимать текст: практикум для учащихся: 1 – 4 классы. / Е. М. Матвеева. – М.: ВАКО, 2007. (Мастерская учитля)

Чтение: Справочник для учителей и родителей. Начальная школа. – М.: Дрофа, 1997.

Как преодолеть трудности в обучении детей. Чтение. / С. Н. Костромина, Л. Г. Нагаева. – М.: АСТ; СПб.: прайм - ЕВРОЗНАК, 2008. 

Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников писать сочинения разных жанров: сценарии занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2007

Литературное чтение (1 -4 ): учим младших школьников понимать художественный текст: Меиодмческие разработки занятий / К. М. Матвеева. – М.: Эксмо, 2006.

Примерное поурочно-тематическое планирование по литературному чтению

2 класс

В соответствии с базисным учебным планом по литературному чтению проводится 4 урока в неделю.

Всего 136 часов.

Единый курс литературного чтения включает темы и программное содержание, которые реализуются на каждом уроке.[1]


раз.

Раздел (блок)

учебника

№ урока

Тема урока

Да

та

Планируемые результаты

Планир

уч. ситуации

               предметные                                      метапредметные      

1.

О нашей Родине

(5 ч)

1

Стихотворения о Родине

Ф.Савинов «Родина»

- Учиться работать с учебной книгой: рассмотреть обложку, титульный лист и содержание; прочитать название учебника (фамилию автора и заглавие); познакомиться с аппаратом ориентировки (условными знаками с. 3).

- Работать с новым разделом: читать название раздела, вступительную статью «Обрати внимание». Познакомиться с содержанием (оглавлением) раздела.

- Определять учебную задачу изучения произведений данного блока (раздела).

- Самостоятельно знакомиться с произведением до чтения: найти и прочитать название произведения (фамилию автора и заголовок), рассмотреть весь учебный материал (словарь, вопросы и задания, подсказка, памятка).

- Работать с текстом произведения: читать по строфам вслух, выполнять задания (2, 3) под руководством учителя.

- Учиться читать выразительно стихотворение: знакомиться с алгоритмом (памяткой 1), упражняться в чтении стихотворения.

- Знакомиться с понятием рифма, выполнять задания в учебнике и тетради.

- Аргументировать задание 4, пользуясь памяткой 2.

Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Коммуникативные:

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

2

Произведения о Родине

И.Никитин «Русь»

- Воспринимать художественный текст стихотворения И.С.Никитина «Русь» (полный текст читает учитель).

- Самостоятельно работать с отрывком из стихотворения: читать, моделировать обложку (определить тему и жанр, указать фамилии автора и заголовок).

- Учиться выразительно читать: работа с памяткой 2; упражняться в выразительном чтении, пользуясь памяткой.

- Сравнивать стихотворения Ф.Саввинова и И.Никитина: заполнять таблицу (на листочках, на компьютере, на интерактивной доске).

3

Рассказы о Родине

С.Романовский «Русь» (в сокращении)

- Учиться читать молча (первичное чтение рассказа), самостоятельно определять тему и жанр (моделирование обложки).

- Работать с текстом произведения: правильно называть (Романовский «Русь»); читать заголовок и подзаголовок, читать по абзацам, объяснять значение слова «Русь» (поисковое чтение); выделять и читать диалог хозяйки и автора.

- Выполнять задания по алгоритму (задания в учебнике и тетради). Создавать высказывания (задание 5).

4

Литературное слушание

С.Романовский «Слово о Русской земле» (текст дан в учебнике)

- Воспринимать на слух, отвечать на вопросы о первичном восприятии, оценивать свое эмоциональное состояние и строить речевое высказывание о прослушанном произведении.

- Учиться читать вслух отрывки из летописи.

Читаем в паре

5

Стихи русских поэтов

С.Прокофьев «Родина»

- Читать стихотворение вслух, выполнять задания в учебнике и тетради.

Дополнительное чтение[2]*

Н.Рубцов «Россия, Русь – куда я ни взгляну…»

- Выявлять точку зрения автора о Родине, конструировать высказывание о произведении.

2.

Народная мудрость (6 ч)

6




7.

Фольклор

Народная песня «Я с горы на гору шла»


Рассказы о де                     тях

Е.Пермяк «Смородинка»

- Работать со статьей «Обрати внимание», проверить свой читательский опыт: работа со схемой «Фольклор».

- Воспринимать на слух текст песни (читает учитель), моделировать обложку, учиться читать вслух и молча, выполнять задания в учебнике и тетради.

- Учиться пользоваться памятками 1 и 2.

Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Коммуникативные:

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;


8.


Литературное слушание

Былины. «Как Илья из Мурома богатырем стал» (текст произведения дан в учебнике)


- Воспринимать текст былины и следить по тексту, наблюдать за структурой текста, выделять устаревшие слова и объяснять их значения, сравнивать со значением в словаре к тексту.

- Моделировать обложку с указанием заместителя , объяснять понятие «былина».

9

Былины

«Три поездки Ильи Муромца»

- Выделять особенности былины: повторы, напевность, особенности языка, величие героев и их служение Родине.

- Моделировать обложку.

- Читать вслух и молча, работать со словарем, выполнять задания в учебнике и тетради.

- Составлять план с выделением основной информации.

10

Малые жанры фольклора

Шутка, считалка, потешка, пословицы

- Проверять уровень начитанности, работая со схемой.








11

Обобщение по теме

Книжная полка «Устное народное творчество»

- Сравнивать описание Ильи Муромца в былине и на картине В.М.Васнецова «Богатыри».

- Представлять самостоятельно прочитанные книги: правильно называть, аргументировать свой выбор, читать одно из произведений.

Проверь себя

- Самоконтроль и самооценка уровня обученности: читать вопросы и поиск ответов в изученном разделе в учебнике.

- Учиться самостоятельно выполнять задания (решать учебные задачи) в тетради.

3.

О детях и для детей (19 ч)

12








13









14.

Стихотворения о детях

А.Барто «Катя»

Дополнительное чтение

Б.Заходер «Перемена»


Произведения для детей

С.Баруздин «Стихи о человеке и его словах»

Дополнительное чтение

А.Рубинов «Ступенька»

Рассказы о детях

С.Баруздин «Как Алешке учиться надоело»

- Знакомиться с новым разделом, определять учебную задачу.

- Развивать восприятие художественного произведения: слушание чтения учителя, выявление духовно-нравственного опыта (задания в учебнике и тетради).

- Моделировать обложку: выделять фамилию автора и заголовок, определять жанр и тему.

- Учиться формулировать ответы на вопросы.

- Выражать свое отношение к героям произведения, транслировать духовно-нравственный опыт (задание 2 в учебнике).

- Учиться читать выразительно стихотворное произведение, пользуясь памяткой 1.

Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные учебные действия:

- сравнивать свои ответы с ответами одноклассников и оценивать свое и

чужое высказывание по поводу художественного произведения

Смыслообразование:

развития познавательных интересов, учебных мотивов;

Коммуникативные:

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

Читаем в паре





















Берём интервью у героя

  15.

Рассказы о де                     тях

Е.Пермяк «Смородинка»

- Учиться читать вслух по абзацам.

- Формировать читательское восприятие: отвечать на вопросы к тексту, выполнять задания в учебнике и тетради.

- Раскрывать нравственное значение поступков героев: объяснять поведение девочки и отношение к ней людей.

- Выделять особенности рассказа и знакомиться с литерату-роведческим понятием «рассказ».

Пересказ с помощью опор

Дополнительное чтение

Литературное слушание

С.Михалков «Прогулка»

- Формировать целостное восприятие произедения: слушание произведения (читает учитель), выполнение заданий в учебной хрестоматии и тетради.

- Моделировать обложку и сравнивать с готовым образцом.

16

Произведения о детях

Н.Носов «Заплатка»

- Воспринимать произведение: первичное чтение, выражать свое отношение к произведению и героям.

- Моделировать обложку самостоятельно и сравнивать ее с образцом, оценивать свою работу.

- Учиться работать с текстом произведения: выполнять задания в учебнике, пользоваться умением читать вслух и молча, отрабатывать основные виды чтения (изучающее, поисковое, выборочное).

Читаем в паре

Дополнительное чтение

П.Воронько «Мальчик Помогай»

- Учиться самостоятельно работать с новым произведением: первичное чтение молча, моделирование обложки, выполнение заданий.

- Работать в парах: взаимная проверка чтения вслух.

17

Разножанровые произведения для детей

Г.Сапгир «Рабочие руки»

- Развивать восприятие художественного текста: слушать, читать вслух и молча, выполнять задания 1-2 в учебнике.

- Определять и доказывать точку зрения автора (задания в учебнике и тетради).

Скороговорки

- Учиться читать скороговорки, выделять их особенности и знакомиться с понятием «скороговорка».

- Упражняться в произношении скороговорок (работа в группах).

Дополнительное чтение

Литературное слушание

Нанайская народная сказка

«Айога»

- Слушать сказку (читает учитель), выражать свою реакцию на текст сказки и поступки героев.


       

18

Басни

И.Крылов «Лебедь, Щука и Рак»

- Учиться читать выразительно басню.

- Аргументировать ответ о басне и сравнивать его с объяснением в учебнике.

Л.Толстой «Страшный зверь»

- Формировать полноценное читательское восприятие: ознакомительное чтение вслух под руководством учителя, выполнени заданий в учебнике и тетради.

- Моделировать обложку и сравнивать с моделью обложки к басне И.А.Крылова.

19

Литературное слушание

М.Зощенко «Самое главное»

- Учиться слушать и слышать художестенное произведение, адекватно реагировать на поведение героев, учиться сопереживать и понимать героев произведения.

- Моделировать обложку самостоятельно: указать фамилию автора и заголовок, определить жанр и тему.

- Сопоставлять свою модель с готовой, указывать ошибки.

- Читать рассказ вслух по частям, составлять план под руководством учителя.

Берём интервью у героя

Дополнительное чтение

Я.Аким «Жадина»

20

Сказки о детях

В.Сутеев «Кто лучше?»

- Учиться работать с новым произведением до чтения: находить и читать фамилию автора и заголовок, объяснять заголовок. Читать молча, отвечать на вопросы и подтверждать ответы словами из текста.





Пересказ с помощью опор

Дополнительное чтение

В.Осеева «Волшебная иголочка»

- Первичное чтение сказки по абзацам под руководством учителя.

- Моделировать обложку.

21

Произведения о детях и для детей

А.Митта «Шар в окошке»

- Учиться самостоятельно работать с новым произведением: читать молча, моделировать обложку.

- Выявлять духовно-нравственный опыт: раскрыть нравственное значение поступка друзей Коли.

  Читаем в паре

Е.Пермяк «Две пословицы»

- Формировать целостное восприятие произведения: слушать чтение учителя, отвечать на вопросы, выполнять задания в учебнике и тетради.

22

Сказки для детей

Л.Пантелеев «Две лягушки»

- Первичное восприятие произведения: слушать чтение одноклассников, отвечать на вопросы в учебнике, дополнять ответы.

Берём интервью у героя

Дополнительное чтение

В.Катаев «Цветик-семицветик»

- Учиться слушать и слышать художественное слово:

- Учиться выразительно читать волшебные слова и все желания девочки.

23

Литературное слушание

В.Беспальков «Совушка»

Книжная полка

«Детские писатели»

- Учиться работать с «Книжной полкой»: знать имена, отчества и фамилии детских писателей (формировать литературную грамотность).

- Проверять свой уровень начитанности: называть книги детских писателей, изученные произведения, рассказывать о героях этих произведений.

- Выбирать произведение или книгу из списка для самостоятельного чтения.

24

Произведение В.Г.Сутеева для детей

В.Сутеев «Снежный зайчик»

- Аудировать (слушать) рассказ В.Сутеева «Снежный зайчик» (читают учащиеся по частям).

- Моделировать обложку (указать фамилию автора и заголовок, определить жанр и тему).

Берём интервью у героя

25

Рассказы Н.Н.Носова

Н.Носов «Затейники»

- Ознакомительное чтение: читают дети и учитель.

- Моделировать обложку: указывать фамилию автора и заголовок, определять тему и жанр, сравнивать созданную модель с готовой.

Пересказ с помощью опор

Дополнительное чтение

Н.Носов «На горке»

- Учиться слушать и слышать произведение о детях (читает учитель).

26

Народные сказки для детей

Русская народная сказка «У страха глаза велики»

Дополнительное чтение

Русская народная сказка

«Царевна-лягушка»

 Учиться слушать и воспринимать текст волшебной сказки.

- Выполнять самостоятельно задания в учебной хрестоматии и тетради.

- Сравнивать бытовую сказку с волшебной.

27

Сказки зарубежных писателей

Братья Гримм «Маленькие человечки»

- Учиться работать с произведением до чтения: чтение фамилии авторов, заголовка, подзаголовка (перевод с немецкого и фамилия переводчика).

Дополнительное чтение

Братья Гримм «Три брата»

28

Сказки Х.К.Андерсена

Х.К.Андерсен «Пятеро из одного стручка»

- Определить главную мысль сказки, раскрыть нравственное значение поступков каждой горошинки.

Читаем в паре

Дополнительное чтение

Х.К.Андерсен «Принцесса на горошине»

- Учиться самостоятельно работать с новым произведением: первичное чтение, моделировать обложку, отвечать на вопросы, выполнять задания


29

Литературные (авторские) сказки

Братья Гримм «Семеро храбрецов»


Дополнительное чтение

Литературное слушание

Б.Заходер «Серая Звездочка»

-

Пересказ с помощью опор

30

Обобщение по теме

Книжная полка «Сказки народные и литературные»

- Работать с книгами по теме: отбирать, называть, представлять книги о детях и для детей.

Проверь себя

4.

Уж небо осенью дышало… (6 ч)

31

Произведения о родной природе

А.С.Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение к произведению); творческая деятельность

Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные учебные действия:

-участвовать в диалоге: понимать

вопросы собеседника и отвечать

на них в соответствии с правилами речевого общения.

Ценностно-нравственная ориентация :

-формирование моральной самооценки;

Самоопределение:

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

Коммуникативные:

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

32

Произведение об осени

Э.Шим «Белка и Ворон»

Е.Трутнева «Осень»

- Самостоятельно работать со сказкой «Белка и Ворон»: учиться читать молча, определять жанр и тему, моделировать обложку.

- Выполнять задания в учебнике и тетради, наблюдать за формой текста, читать по ролям, передавая характер героя.

- Знакомиться с литературоведческим понятием «диалог»

33

Произведения об осени. А.Сладков «Эхо».

 Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение к произведению); творческая деятельность

34

Разножанровые произведения о природе

Н.Рубцов «У сгнившей избушки…»

Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение к произведению); творческая деятельность


Загадки


М.Пришвин «Недосмотренные грибы»




35

Произведения о природе

Литературное слушание

Э.Шим «Храбрый опенок»

Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение к произведению); творческая деятельность


К.Бальмонт «Осень»


Дополнительное чтение

А.Майков «Осень»

36




Обобщение по разделу

Книжная полка «Читаем о родной природе»

Проверка уровня начитенности учащихся, техника чтения, творческой деятельности

Проверь себя

II четверть (28 ч)

5.

Снежок порхает, кружится…

1 (37)

Произведения о зиме

З.Александрова «Зима»

Дополнительное чтение

Литературное слушание

К.Ушинский «Проказы старухи-зимы»

Развитие навыков чтения и слушания, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение к произведению); творческая деятельность

Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные учебные действия:

-участвовать в диалоге: понимать

вопросы собеседника и отвечать

на них в соответствии с правилами речевого общения.

Ценностно-нравственная ориентация :

-формирование моральной самооценки;

Самоопределение:

-формирование адекватной позитивной осознанной самооценки и самопринятия

Коммуникативные:

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

Читаем в паре

- Знакомиться с новым разделом.

- Учиться воспринимать художественное слово: слушать чтение учителя и следить по тексту, выполнять задания в учебнике и в тетради.

- Учиться читать выразительно, пользуясь памяткой 1, моделировать обложку.

- Слушание чтения одноклассников, учиться следить по тексту, определять авторскую принадлежность, знакомиться с авторскими сазками, объяснять заголовок, моделировать обложку.

- Учиться составлять план (озаглавливать) кадую часть и пересказывать подробно (памятка 5) или кратко (памятка 4).

2 (38)

Научно-познавательный рассказ

С.Иванов «Каким бывает снег»

- Читать рассказ по частям, находить описания снега, выполнять задания в учебнике и тетради.

- Учиться пересказывать кратко (памятка 4) по плану.

Дополнительное чтение

С.Есенин «Пороша»

- Учиться воспринимать художественный текст.

- Сравнивать произведения С.Есенина и С.Иванова (таблица).


Автор

Заглавие

Жанр

Тема

Форма





Прозаическая





Стихотворная


3 (39)

Рассказы о природе

И.Соколов-Микитóв «Зима в лесу»

Разщвитие навыков чтения, читательских умений

- Учиться самостоятельно работать с новым произведением: читать вслух или молча, моделировать обложку (указывать фамилию автора и заглавие, определять тему и жанр).

- Выполнять задания в учебнике и тетради, учиться обращаться за помощью к учителю.

- Составлять план и пересказывать подробно (памятка 5).

- Учить наизусть отрывок рассказа (часть 1).

4 (40)

Научно-познавательная сказка

Литературное слушание

Э.Шим «Всем вам крышка»






Разщвитие навыков чтения, читательских умений

- Формировать полноценное читательское восприятие: слушать и слышать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту.

- Отвечать на вопросы к тексту, задавать вопросы по содержанию, дополнять ответы одноклассников.

- Учиться читать вслух по частям, указывать реальные и сказочные события.

- Обучаться поисковому чтению (задания в тетради).

- Составлять план (задание 3 в тетради).

- Учиться пересказывать кратко (памятка 4).

- Рассказывать о Морозко (памятка 6).

5 (41)

Сказки народные и литературные

Русская народная сказка «Дети Деда Мороза»

Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение)

Пересказ с помощью опор

- Учиться читать сказку, объяснять заголовок, читать по ролям (памятка 3), пересказывать подробно по готовому плану.

- Самостоятельно находить информацию в тексте (задания в тетради).


Дополнительное чтение

Немецкая народная сказка «Бабушка Метелица»

- Учиться читать сказку по эпизодам под руокводством учителя.

- Рассказывать о героях сказки (памятка 6).

- Самостоятельно выполнять задания в тетради.

- Сравнивать сказки (заполнять таблицу).


Автор

Заголовок

Герои



положительные

отрицательные






6 (42)

Рассказы и сказки о природе

М.Пришвин «Деревья в лесу»

Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение)

- Учиться самостоятельно работать с новым произведением (памятка 8): читать молча, моделировать обложку, выполнять задания в учебнике и тетради.

- Выполнять творческую работу «Краски зимнего леса» в группе.

Дополнительное чтение

Е.Пермяк «Четыре брата»

- Слушать чтение одноклассников, выполнять задания в учебной хрестоматии и тетради.

- Доказать, что снег, лед, туман и дождь родные братья, аргументировать ответ.

- Сравнить произведения М.Пришвина и Е.Пермяка по теме и жанру.

7 (43)

Стихотворения о зиме

И.Суриков  «Детство» (отрывок)

Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение)

- Самостоятельно знакомиться с новым произведением: найти и прочитать название (фамилию автора и заголовок), ознакомительное чтение текста, моделировать обложку (определить тему и жанр, указать фамилию автора и заголовок).

- Учиться читать выразительно, пользуясь алгоритмом учебных действий (памятка 1).

- Работать с текстом и иллюстрацией.

- Учиться заучивать наизусть текст стихотворения (памятка 2).

Коллективная творческая работа «Зимние забавы»

- Уметь определять учебную задачу и порядок действий, распределять роли при выполнении творческой работы.

8 (44)

Литературное слушание (произведение в учебнике)

В.Даль «Девочка Снегурочка»

Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение)

Пересказ с помощью опор

- Целостное восприятие сказки: слушание чтения учителя, беседа по выявлению первичного восприятия сказки.

- Моделировать обложку: указать фамилию автора и заголовок, определить жанр и тему.

- Повторное слушание чтения одноклассников по смысловым частям и составлять эскизно-модельный план с заместителями героев.

- Заучивать песенки из сказки.

9 (45)

Авторские сказки

В.Даль «Девочка Снегурочка»

Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение)

Берём интервью у героя

- Читать сказку по частям, работать со словарем.

- Выполнять задания в учебнике и тетради.

- Сравнить начало и конец сказки.

- Читать диалог Снегурочки и зверей.

- Учиться разыгрывать сказку по ролям (памятка 3).

10 (46)

Народные сказки

Русская народная сказка «Снегурочка»

Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение)

- Знакомиться с произведением до чтения: читать заголовок и подзаголовок, правильно называть сказку.

- Первичное чтение: читает учитель или учащиеся по частям.

- Выполнять задания в учебнике и тетради.

- Сравнивать народную сказку и сказку В.Даля: начало, конец, герои, помощники.

- Выполнять творческую работу по группам: сочинять сказку о Снегурочке.

11(47)

Народные сказки

Русская народная сказка «Снегурочка»

Пересказ с помощью опор

- Учиться читать вслух и молча, рассказывать сказку по частям.

- Рассказывать о Снегурочке (памятка 6).


Дополнительное чтение

Японская народная сказка «Журавлиные перья»

- Самостоятельное первичное чтение: читать по частям (работа по группам), выполнять задания в тетради, проверять работу, сравнивая с готовым образцом.

- Сравнить русскую и японскую сказки: выделить сходства и различия, сравнить поведение героев.

- Доказать, что это бытовые сказки с превращениями и запретами.

12

(48)

Произведения о детях

Развитие навыков чтения, читательских умений, умение слушать.

Дополнительное чтение

Литературное слушание

В.Одоевский «В гостях у Дедушки Мороза» (текст дан в учебной хрестоматии)

- Формировать целостное восприятие сказки: слушать чтение одноклассников, выявлять первичное восприятие, задавать вопросы по содержанию, отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников.

- Моделировать обложку: определять тему и жанр, указывать фамилию автора и заглавие.

- Составлять эскизно-модельный план и озаглавить каждую часть.

- Работать с текстом сказки: выполнять задания в учебнике и тетради.

- Рассказывать сказку подробно по плану (памятка 5).

13

(49)

Стихотворения о детях

Н.Некрасов «Саша»

Развитие навыков чтения, читательских умений, умение слушать.

Читаем в паре

- Учиться работать с новым произведением, используя памятку 8.

- Учиться выразительно читать стихотворение, выполнять задания в учебнике и тетради, выделять рифмы.

- Сравнить стихотворения Н.Некрасова «Саша» и И.Сурикова «Детство»: читать тексты, показывая свое отношение к героям и стихотворениям.

- Работать в группах: готовить выразительное чтение одного из этих стихотворений.

- Оценивать чтение своей группы, аргументируя ответ.

14

(50)

Рассказы о животных

Г.Скребицкий, В.Чалмена «Как белочка зимует»

- Учиться самостоятельно работать с новым произведением: найти и прочитать название произведения (фамилии авторов и заголовок), читать текст вслух или молча, моделировать обложку и проверять по готовому образцу.

- Учиться читать вслух по абзацам, выполнять задания в учебнике.

- Учиться поисковому чтению (задания в тетради).

- Находить и читать описание гнезда.

- Учить наизусть прозаический текст (описание гнезда).

15

(51)

Рассказы и стихотворения о природе

И.Соколов-Микитов «Узоры на снегу»

- Учиться читать вслух по абзацам, выполнять задания в учебнике, сравнивать описание леса с иллюстрацией.

- Наблюдать за особенностями описания леса (задание 1 в тетради).

- Объяснять значения слов и выражений.

- Учиться поисковому чтению молча (задание 3 в тетради).

И.Беляков «О чем ты думаешь, снегирь?»

- Формировать восприятие художественного текста: слушать чтение учителя, выражать и аргументировать свое первичное восприятие.

- Наблюдать за построением текста: объяснять заголовок, указывать знаки препинания, выделять диалог.

- Упражняться в выразительном чтении (работа в парах).

- Знакомиться с литературоведческим понятием «сравнение».

- Повторять и сравнивать изученные стихотворения (задание 5 в учебнике).

- Учиться самостоятельно выполнять задания в тетради.

16

(52)

Литературное слушание

В.Одоевский «Мороз Иванович» (текст дан в учебной хрестоматии)

- Учиться слушать и слышать художественное произведение.

- Читать сказку по смысловым частям.

- Выполнять задания к тексту в учебной хрестоматии.

- Работа по группам: читать первую часть сказки «Рукодельница» и вторую часть «Ленивица».

- Находить и читать описания Мороза Ивановича, дома, старика и других вещей.

- Знакомиться с концовкой сказки – присказкой (последний абзац).

17

(53)

Коллективная творческая работа

«Царство Мороза Ивановича»

Развитие речи учащихся

Пересказ с помощью опор

- Проектная деятельность (работа в группах) на тему «Царство Мороза Ивановича».

- Определять учебную задачу, распределять работу (определять жанр, подбор материала, оформление и т.д.).

- Учиться презентовать работу (проект): аргументировать, иллюстрировать «живыми картинками» и т.д.

18

(54)

Комплексная контрольная работа

Развитие навыков чтения, читательских умений, умение слушать.

- Учиться выполнять комплексную контрольную работу; пользоваться учебниками, учебной хрестоматией, справочником «Книгочей» (авт. Л.А.Ефросинина).

- Проверять свою работу, объяснять свой выбор, доказывать с опорой на произведения.

- Оценивать свою работу по двум критериям: точность и аккуратность.

Оценка правильности (точности): «У меня все верно», «У меня одна ошибка», «У меня более двух ошибок».

Оценка культуры работы: «Работа выполнена аккуратно», «Есть небрежность», «Работа оформлена небрежно».

6.

Здравствуй, праздник новогодний!

19

(55)

Произведения о новогоднем празднике

С.Михалков «В снегу стояла елочка»

Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение)

Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Общеучебные познавательные универсальные учебные действия:

- декламировать стихотворения.

- читать , осознавать прочитанный текст,

- отвечать на вопросы, используя текст

- читать по ролям, участвовать в драматизации

Коммуникативные:

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

-готовность слушать собеседника и вести диалог;

Читаем в паре

- Знакомиться с разделом «Здравствуй, праздник новогодний!».

- Формировать целостное первичное восприятие художественного произведения.

- Выявлять первичное восприятие произведения.

- Моделировать обложку.

- Учиться читать стихотворение по строфам.

- Работать с текстом произведения: выполнять задания в учебнике и тетради, учиться читать выразительно (памятка 1).

- Учиться читать наизусть по алгоритму (памятка 2).

20

(56)

Литературное слушание

Х.К.Андерсен «Ель» (текст дан в учебной хрестоматии)

- Слушать и слышать художественное слово, учиться адекватно реагировать на содержание произведения.

- Моделировать обложку: самостоятельно определить жанр и тему, указать фамилию автора и заголовок.

- Работать с текстом произведения: читать вслух по частям, составлять план под руководством учителя, отвечать на вопросы к тексту произведения.

- Учиться определять главную мысль (задание 7 в учебной хрестоматии).

Книги Х.К.Андерсена

- Знакомиться с книгами Х.К.Андерсена для детей.

- Учиться выбирать книгу и самостоятельно работать, пользуясь алгоритмом (памятка 7).

21-22

(57-58)

Произведения о детях и для детей

А.Гайдар  «Елка в тайге» (отрывок)

Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение)

Берём интервью у героя

- Формировать умение слышать художественное слово.

- Читать по частям, слушать чтение учителя и одноклассников, следить по тексту произведения.

- Выражать свое мнение о первичном восприятии произведения.

- Работать с произведением: моделировать обложку, рассматривать структуру части, читать по частям, озаглавливать каждую часть.

- Учиться читать вслух по абзацам, читать молча описание елки, встречи Нового года.

- Выполнять самостоятельно задания в тетради, проверять и оценивать свою работу.

23

(59)

Стихотворения о Новом годе

С.Маршак «Декабрь»

Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение)

- Воспринимать произведение на слух: слушать и слышать чтение одноклассников.

- Моделировать обложку: указывать название произведения (фамилию автора и заголовок), определять тему и жанр.

- Формировать умение читать молча, упражняться в чтении текста стихотворения.

- Выполнять задания в учебнике и тетради.

- Определять и аргументировать точку зрения автора, высказывать свою о произведении.

- Находить рифмующиеся строки и читать их.

- Учиться учить стихотворение наизусть (памятка 2).

24

(60)

Произведения о Новом годе

С.Городецкий «Новогодние приметы»

Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение)

- Самостоятельное первичное чтение стихотворения.

- Моделировать обложку: указать фамилию автора и заголовок, определить тему и жанр.

- Учиться читать вслух по стрóфам (работа в парах).

- Учиться читать выразительно (памятка 1).

- Выполнять задания в учебнике и тетради.

Коллективная творческая работа «Приметы Нового года»

- Учиться работать в группе: определять учебную задачу, распределять роли и выполнять свою задачу.

- Называть символы Нового года и подтверждать ответы примерами из изученных произведений.

25(61)

Обобщение по теме

Проверь себя

26

(62)

Книжная полка

Стихи о природе

Урок-конкурс

Разщвитие навыков чтения, читательских умений (определять тему, жанр, своё отношение)

- Рассматривать страничку «Книжная полка»: читать отрывки из стихотворений о природе, называть произведение, находить его в учебнике, читать наизусть или по учебнику.

- Работать по группам: отбирать стихотворение для чтения наизусть, выразительное чтение в группе и выбор лучшего чтеца в группе.

- Конкурсное чтение подготовленного в группе стихотворения.

- Выбор лучшего чтеца класса стихотворения о природе.

27

(63)

Библиотечный урок

«Книги о Новом годе для детей»

- Учиться отбирать книги на заданную тему в свободном бмблмотечном фонде.

- Составлять выставку отобранных каждой группой книг о Новом годе.

- Рассказывать о выбранной книге (памятка 7).

28

(64)

Урок-утренник «Здравствуй, праздник новогодний!»

- Оформить выставку книг о Новом годе и творческих работ «Приметы Нового года».

- Слушать выразительное чтение победителей конкурса чткцов стихов о Новом годе и зиме.

- Инсценировать эпизоды из изученных произведений.

- Решать задачи викторины «По страницам нашего учебника».

3-я четверть (40 часов)

7.

Произведения о животных

(о братьях наших

меньших)

(15 ч)

1(65)

Народная песня «Буренушка». В. Жуковский «Птичка» Дополнительное чтение Е. Чарушин «Перепелка»

Знать:

– наизусть 1–2 стихотворения по теме чтения;

– 3–5 фамилий авторов, которые пишут о животных.

Уметь: – различать народные песни, загадки,

сказки;

– отличать реальные события и волшебные;

– различать народные и авторские сказки;

– находить в тексте пословицы и уметь их объяснять;

– рассказывать сказку или ее часть близко к тексту;

– сочинять сказки с героями

Уметь:

– сочинять продолжение сказки;

– отбирать в библиотеке книги о животных;

– составлять книгу-самоделку о героях-животных

Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Коммуникативные:

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

2(66)

К. Ушинский  «Кот Васька». Произведения фольклора (считалки, загадки)_ Е. Благинина «Голоса леса» Дополнительное чтение М. Пришвин «Как поссорилиськошка с собакой»

Сочинить рассказ о своем животном

3(67)

М. Пришвин «Старый гриб» П. Комаров «Олененок» Дополнительное чтение Н. Рубцов «Про зайца»

4(68)

К. Ушинский 

«Лиса Патрикеевна». Пословицы, загадки, скороговорки

Пересказ текста

5(69)

  В. Бианки «Еж-спаситель» Дополнительное чтение М. Пришвин «Журка»

6, 7

(70-71)

М. Дудин «Тары-бары...» Дополнительное чтение В. Бианки «Хвосты»

Знать: – 2–3 авторов, которые пишут о животных, правильно называть их фамилию.

Уметь:– различать авторские и народные произведения;

– рассказывать сказки близко к тексту; – подбирать пословицы и поговорки к теме произведения; – сочинять продолжение к сказке;

– иллюстрировать понравившийся эпизод произведения

Текущий, фронтальный, индивидуальный опросы

8(72)

  К. Ушинский «Плутишка кот» Дополнительное чтение

К. Паустовский «Барсучий нос»

 

9, 10

(73-74)

Русская народная сказка

 «Журавль и цапля»

Дополнительное чтение Африканская народная сказка «О том, как лиса обманула гиену»

Знать:

– отличие народных и авторских сказок;

– называть 2–3 примера произведений.

Уметь:

– находить ответы на вопросы, подтверждая текстом;

– давать характеристику героям и их поступкам

Пересказ от лица одного из герое

11 (75)

Русская народная сказка «Зимовье зверей» Дополнительное чтениеНенецкая народная сказка «Белый медведь и бурый медведь»

Краткий пере
сказ

12 – 14

(76-78)

Д. Мамин - Сибиряк «Сказка про Воробья Воробеича и Ерша Ершовича» Дополнительное чтение Р. Киплинг «Откуда у кита такая глотка»

Инсценирование сказки


15(79)

Русская народная сказка  «Белые перышки»

8.

Зарубежные сказки (11ч)

16(80)

Украинская народная сказка «Колосок» Дополнительное чтение Французская сказка «Волк, улитка и осы»

Уметь:

– выделять признаки сказки;

– правильно называть произведение;

– составлять схематический план;

– пересказывать подробно и сжато по готовому плану

.

Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Коммуникативные:

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

17, 18

(81-82)

Английская сказка «Как Джек ходил счастья искать»

Идём в библиотеку

19-21

(83-85)

Норвежская сказка «Лис Миккель и медведь Бамсе» Дополнительное чтение Сказка американских индейцев «Как кролик взял койота на испуг»

Уметь: – выделять признаки сказки;– правильно называть автора и название произведения;

– выразительно читать отрывок из произведения при повторном чтении; – пересказывать подробно, сжато по готовому плану

Сочиняем историю о героях норвежской  сказки (по желанию)

22, 23

(86-87)

Братья Гримм «Бременские музыканты»

инсценирование сказки

24, 25

(88-89)

Английская народная сказка «Сказка про трех поросят» Дополнительное чтение Дж. Харрис «Как повстречались Братец Лис и Братец Черепаха»

26(90)

«Проверь себя»

9.

Произведения

о семье

(14 ч)


27 – 29

(91-93)

Л. Толстой

«Лучше всех». Произведения фольклора: пословицы, колыбельная песенка Е. Пермяк«Случай с кошельком» С. Аксаков «Моя сестра»

Уметь:

– выразительно читать колыбельные песни (авторские, народные);

– употреблять в самостоятельных работах и в устной речи слова: мамочка, сестричка, сынок и т. д.;

– выразительно читать диалоги;

– разыгрывать сценки из произведений

Знать:

– наизусть читать 1-2 стихотворения о маме;

– что такое рифма, строфа.

Уметь:

– выразительно читать все произведения;, диалоги;

– разыгрывать сценки из произведений


Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Коммуникативные:

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

рассказ о бабушке, брате, папе

Пересказ «Моя сестра»


30

(94)

М. Лермонтов 

«Спи, младенец мой прекрасный...» В. Осеева «Сыновья»  А. Майков «Колыбельная песня»

31(95)

Л. Толстой  «Отец и сыновья» А. Плещеев «Дедушка» Дополнительное чтение

И. Панъкин «Легенда о матерях»

32(96)

Л. Воронкова «Катин подарок» Ю. Коринец «Март» Дополнительное чтение Б. Заходер  «Сморчки»

Развитие навыков чтения и читательских умений

33,34

(97-98)

А. Плещеев «Песня матери» А. Ахматова «Перед весной бывают дни такие...»

Развитие навыков чтения и читательских умений

35

(99)

Татарская сказка «Три сестры» Дополнительное чтение С. Михалков «А что у вас?»

Развитие навыков чтения и читательских умений

Рассказывание сказки от лица одного из героев

36

(100)

В. Солоухин «Деревья»

37, 38

(101102)

С. Михалков «Быль для детей» С. Баруздин  «Салют»


Рассказ о традициях в семье (по желанию);

39, 40 (103 104)

«Проверь себя»

Составим кроссворд

4-я четверть (32 часа)

10.

Весна, весна красная…

(24 ч)

1

(105)

Народная песня «Весна, весна красная!»



А. Чехов

«Весной»


Уметь:

– выражать при чтении вслух свое отношение к весенней природе;

– подмечать приметы и краски весны;

– описывать словами весеннее солнце, молодую травку, первую почку и т. д.;

– участвовать в конкурсе чтецов «Весна, весна…»;

– пересказывать подробно и сжато по готовому плану;– составлять словарь по теме «Весна»;

– сочинять стихи, сказки, рассказы
о весне.

Знать: наизусть 1–2 стихотворения и отрывок из прозаического произведения


Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Коммуникативные:

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;


                                     Сочинить

                                      закличку

2, 3

(106-107)

А. Пушкин «Гонимы вешними лучами...» Г. Скребицкий  «Весна-художник»


Составляем книжку -самоделку «Весна-художник»

4

(108)

Н. Сладкое  «Снег и ветер Дополнительное чтение

Н. Сладков Из цикла «Лесные шорохи»


5 – 7

(109-111)

С. Маршак «Весенняя песенка» Э.Шим «Чем пахнет весна» Е. Боратынский «Весна, весна! Как воздух чист!» Дополнительное чтение В. Маяковский «Тучкины штучки»





Развитие навыков чтения и читательских умений






8, 9

(112-112)

Произведения о Дне Победы С Михалков «Быль для детей»


  Уметь:

– самостоятельно работать с произведением: читать, отвечать на вопросы, пересказывать понравившуюся часть или все произведение, выполнять задания в тетради


Составляем рассказ «В моей семье живет память о войне

10

(114)

Ф. Тютчев «Зима недаром злится...» Дополнительное чтение К. Ушинский  «Проказы старухи-зимы»


11

(115)

А. Куприн «Скворцы» Н. Сладков «Скворец- молодец» Дополнительное чтение Н. Сладков «Проталина»


12

(116)

Н. Сладков «Апрельские шутки» А. Барто  «Апрель»



Развитие навыков чтения и читательских умений


13,14

(117-118)

Г. Скребицкий «Жаворонок» Дополнительное чтение  К. Коровин «Баран, заяц и еж» Малые жанры фольклора. Песенка - закличка. Загадки



Развитие навыков чтения и читательских умений





15 (119)

В. Жуковский «Жаворонок» Дополнительное чтение В. Бианки «Что увидел жаворонок, когда вернулся на родину»


Знать:

– 2–3 произведения о родной природе и читать наизусть;

– фамилию автора, название произведения, жанр;

Уметь:

– выполнять творческие задания: нарисовать иллюстрацию, сочинить короткое произведение о природе, придумать загадку и т. д.

Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Коммуникативные:

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;


16

(120)

О. Высотская «Одуванчик» М. Пришвин  «Золотой луг»



17

121

П. Дудочкин

 «Почему хорошо на свете» Дополнительное чтение Э. Шим «Муравейник»


18

122

Н. Сладков

 «Весенний гам»  А. Барто «Воробей» Дополнительное чтение Р. Сеф «Чудо»


19

(123)

М. Пришвин

«Ребята и утята» Дополнительное чтение Н. Сладков «Весенний разговор»


Пересказ рассказа;

20, 21

124-125

Б. Заходер «Птичья школа» Дополнительное чтение М. Горький «Воробьишко»


Развитие восприятия художественного произведения


22

(126-127)

К. Ушинский «Утренние лучи»


Дополнительное

чтение

М. Пришвин

«Лесная капель»


23

(128)

А. Барто

«Весна, весна на улице...»


24

(129)

«Проверь себя»


Составляем страничку «Проверь себя» (3–5 заданий)

11.

Волшебные сказки 

(8 ч)

25,26

(130-131)

Русская народная

сказка «Хаврошечка» Дополнительное чтение Русские народные сказки «Чудо- чудное, Диво-дивное», «Царевна-лягушка»


Уметь:

– различать сказки о животных, бытовые, волшебные;

– сравнивать волшебные сказки –
народные и авторские;

– сочинять сказки с волшебными предметами;

– самостоятельно читать волшебные сказки.

Знать:

– русских и зарубежных авторов сказок;

– название сказки;

– различие сказок бытовых, волшебных, о животных.

Уметь:

– самостоятельно читать произведение;

– давать оценку по-
ступкам героев;

– рассказывать сказку близко к тексту;

– знать наизусть отрывок из сказки в стихах

Личностные:

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;


Регулятивные:

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Познавательные: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации

Коммуникативные:

  -развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками;

 -активное использование речевых средств  для решения коммуникативных и познавательных задач;

готовность слушать собеседника и вести диалог;

27 – 29

(132-134)





А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке» Дополнительное чтение А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»


 

 

30,31

(135)

Ш. Перро «Кот в сапогах» Дополнительное чтение Индийская народная сказка «Золотая рыба»


32

(136)

«Проверь себя» Дополнительное чтение Л. Кэрролл «Алиса в стране чудес»



[1] Тематическое планирование по темам дано в программе «Литературное чтение в четырехлетней начальной школе» (Авт. Л.А.Ефросинина, М.И.Оморокова). – М.: Вентана-Граф, 2010.

[2]* Все произведения для дополнительного чтения даны в учебной хрестоматии «Литературное чтение. 2 кл.» в 2-ух частях (Авт.-сост. Л.А.Ефросинина). – М.: Вентана-Граф, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению "Школа 2100"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 2 класс

Планирование составлено по программе "Начальная школа 21 века"...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению. 3 класс. 2011-2012 учебный год.Учитель: ……………………………………………………………………… Пояснительная записка.   Данное пл...

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс.

Календарно-тематическое планирование по литературному чтению 4 класс. Школа России.34 нед.* 3 =102 ч ...

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению 1 класс (В.А. Лазарева)

Развернутое тематическое планирование по литературному чтению (развивающая ОС Л.В. Занкова учебник В.А. Лазаревой ). В планировании представлен базовый и надбазовый уровень, базовые и надбазовые понят...