Рабочая программа по литературному чтению в 3 классе
рабочая программа по чтению (3 класс) на тему

Солдатова Елена Ивановна

Рабочая программа по системе Л.Занкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu.docx67.31 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

        Рабочая программа учебного курса «Литературное чтение» для 3 класса составлена на основе Примерной программы начального общего образования по литературному чтению (2004г.)  и авторской программы курса «Литературное чтение» Н.А.Чураковой (Сборник программ для четырёхлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова – Самара: Корпорация «Фёдоров», издательство «Учебная литература» 2005,)

         Учебник  рассчитан на 3 часа в неделю. Рабочая программа  - на 4 часа в неделю. Дополнительный учебный час дан на углубление и расширение знаний учащихся по наиболее трудным темам (Дополнительный час в рабочей программе отмечен *)

Программа по литературному чтению рассчитана на 136 часов в год.

Количество часов:

I четверть -36 часов

II четверть -  28 часов

III четверть – 40 часов

IV четверть – 32 часа

     Для реализации программы используется учебно-методический комплекс:

Чуракова Н.А. Литературное чтение: учебник для 3 класса. В 2-х частях. – Самара : Корпорация «Фёдоров», 2008г.

Чуракова Н.А. Методический комментарий к учебнику «литературное чтение» для 3 класса. – М.: ЗАО ЦОР, 2005г.

Программа  Н.А. Чуракова, В.Ю. Свиридова  Литературное чтение. Сборник программ для начальной школы. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2008.

     Стратегическая цель курса литературного чтения  - закладывание основ воспитания интеллигентного человека, образованного, творческого читателя и чуткого слушателя, который в перспективе своего  развития, опираясь на формирующийся художественный вкус  и развивающиеся эстетические чувства, будет способен ориентироваться в мире культуры, различая художественные и псевдохудожественные произведения.

     Текущая цель курса – осознание обучающимися художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения произведений и собственного литературного творчества.

Задачами начального курса литературного чтения являются:

Расширение представления обучающихся детей об окружающем мире и внутреннем мире человека, о человеческих отношениях, нравственных и эстетических ценностях;

Воспитание культуры восприятия художественной литературы разных видов и жанров; обогащение мира чувств, эмоций школьников, развитие их интереса к чтению и потребности в нём;

Создание условий для постижения школьниками многоплановости словесного художественного образа на основе знакомства с литературоведческими понятиями и практического освоения приёмов художественной выразительности;

Развитие разнообразных речевых умений школьников, связанных с процессами:

- восприятия художественных произведений (умений осмысленного слушания и чтения)

- интерпретации (умений устного и письменного высказывания по поводу литературных произведений; освоение разных жанров высказывания)

- собственного творчества (умений устного и письменного высказывания на свободную тему)

Содержание программы направлено на освоение обучающимися знаний, умений и навыков на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе школы. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального образования по литературному чтению.

         В 3 классе продолжается работа по воспитанию внимательного отношения учащихся к художественному слову. Если в 1 классе литература рассматривается как искусство слова, во 2 классе и как искусство слова и как один из видов искусства в контексте других, то в 3 классе, при сохранении того же ракурса, литература впервые начинает рассматриваться еще и как явление художественной культуры. Это связано с тем, что программа 3 класса впервые знакомит школьников с понятием мифа, тем самым вводя литературу в более широкий контекст явлений культуры. Особенностью работы в 3 классе является формирование общего представления о связи мифа с такими жанрами фольклора, как сказка о животных и волшебная сказка, загадка, считалка, дразнилка, закличка. Закладываются основы изучения литературного процесса как движения от фольклора к авторской литературе. Произведения включаются в культурно-исторический контекст путем сравнений и аналогий. Углубляется знакомство с особенностями поэтики разных жанров. Расширяется читательский кругозор младших школьников. Основной литературой для анализа является по-прежнему классическая и современная детская литература, русская и зарубежная литература. Круг чтения расширяется за счет литературных компиляций древних сюжетов («Мифы и легенды Древней Греции») и фольклорных текстов разных народов, а также за счет современной литературы, которая близка и понятна и детям, и взрослым.

Итогом третьего года обучения должно стать представление о движении литературного процесса, об общих корнях и путях развития литературы разных народов, переживание особенностей художественного образа.

                                                                Формы и средства контроля

     Для контроля за освоением программного материала используются проверочные работы (1 раз в четверть), комплексные проверки техники чтения ( 2 раза в год), чтение наизусть произведений ( 2-4 раза в четверть).

Четверть

Формы контроля

Контрольные работы

Стихи для заучивания наизусть

Тесты

Беседы по картине

I четв.

1

2

1

2

IIчетв.

2

4

1

2

IIIчетв.

1

4

3

IVчетв.

1

4

1

1

Всего

4

14

3

8

 

      Причём, согласно требованиям стандарта, при анализе сформированности навыка чтения такой показатель как скорость чтения вслух, приобретает второстепенное значение, подчиняется смысловой стороне. Требования стандарта ориентируют на овладение учащимися навыков осознанного, правильного и выразительного чтения как одним из важнейших общеучебных умений, от которого в о многом зависит успешность дальнейшего обучения.

     Таким образом, при оценке сформированности навыка чтения учитываются:

Осознанность чтения (понимание смысла и основной идеи прочитанного);

Скорость, правильность и способ чтения;

Выразительность чтения ( умение интонировать, соблюдать смысловые паузы, расставлять логические ударения).

     Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть и с листа.

     Текущий контроль осуществляется на материале  изучаемых программных произведений и в основном в устной форме. Возможны и письменные работы небольшие по объёму (ответы на вопросы, описание героя или события) , а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно использовать и текстовые задания.

      Тематический контроль проводится  после  изучения определённой темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учётом предмета чтения.

     Итоговый контроль   по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки выбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчёт количества слов (предлоги считать). Для проверки понимания текста после чтения учитель задаёт вопросы.

     Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки понимания текста заготавливаются индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими или дифференцированными.

В начальной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельностью: навык осознанного чтения в определенном темпе (вслух и про себя); умение выразительно читать и пересказывать текст, учить наизусть стихотворение, прозаическое произведение.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения, учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и т.п.).
 Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во 2-4 классах чтение постепенно становится общеучебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения про себя и вслух. Кроме того, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения про себя (от 10-15% в первом классе до 80-85% в четвертом классе).
 Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
в третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста, проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений;
использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка;

Нормы техники чтения (слов/мин.)

Класс

Входной контроль

1 полугодие

2 полугодие

3

50(60)

60 (70)

70 (80)


Классификация сшибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения
слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.

Особенности организации контроля по чтению
 
Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны и письменные работы - небольшие по объему (ответы на вопросы, описание героя или события), а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания типа "закончи предложение", "найди правильный ответ", "найди ошибку" и т.п.
 
Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.
    Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения "про себя" проводится фронтально или группами.

Нормы оценки 
Оценка "5" ставится ученику, если он:
- понимает смысл прочитанного, читает правильно целыми словами, слова сложной слоговой структуры прочитывает по слогам (1 полугодие):
- читает целыми словами (2полугодие);
- читает текст выразительно, соблюдает логические ударения и паузы;
- самостоятельно делит небольшой текст на части, выделяет главное, передает содержание прочитанного, грамматически правильно строит свою речь;
- понимает смысл слов в контексте, самостоятельно находит в тексте слова и выражения, используемые автором для изображения действующих лиц и описания природы;
-твердо знает наизусть стихотворение и читает его выразительно.
Оценка "4" ставится ученику, если он:
- читает текст осознанно, выразительно, целыми словами, отдельные трудные слова - по слогам (1полугодие);
-читает целыми словами, допускает 1-2 ошибки в словах, в соблюдении пауз и логических ударений (2 полугодие);
-допускает 1-2 негрубые ошибки при передаче прочитанного, при делении текста на части, нахождении нужных эпизодов рассказа по заданию учителя;
- правильно понимает основной смысл прочитанного, но выражает его неточно;
- знает наизусть стихотворение, выразительно читает его, но допускает незначительные ошибки (повторы, длительные паузы и др.).
Оценка "3" ставится ученику, если он:
- читает по слогам и только отдельные слова читает целиком (1 полугодие);
- переходит на чтение целыми словами, допускает 3-5 ошибок - замена, пропуск, перестановка букв, слогов, слов и постановка ударений в словах (2 полугодие);
- последовательно передает содержание прочитанного, выделяет главную мысль, делит текст на части с помощью наводящих вопросов учителя, при пересказе нарушает последовательность изложения, допускает речевые ошибки, исправляет их только с помощью учителя, воспроизводит наизусть стихотворение, но знает его нетвердо, читает монотонно.
Оценка "2" ставится ученику, если он:
- читает монотонно, по слогам (1полугодие);
- читает по слогам, только отдельные слова читает целиком (2 полугодие);
- допускает более 6 ошибок;
- искажает содержание прочитанного, не может выделить основную мысль прочитанного и разделить текст на части с помощью дополнительных вопросов; - при чтении наизусть не полностью воспроизводит текст стихотворения.

                                     Требования к уровню подготовки обучающихся третьего класса

Обучающиеся должны

иметь представление:

_ об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным;

_ об особенностях характеров героев в народной и авторской сказке;  об особенностях былинного повествования, об основных героях русских былин;

_ об особенностях жанра басни;

знать:

_ наизусть 10-12 стихотворений разных авторов;

_ имена 4-5 классиков русской и зарубежной литературы,

  _имена 4-5 современных писателей (поэтов); названия и содержание их произведений, прочитанных в классе;

уметь:

_ читать правильно и выразительно целыми словами вслух и про себя; темп чтения 70-80 слов в минуту;

_ различать малые жанры фольклора;

_ находить и различать средства художественной выразительности в произведениях фольклора и в авторской литературе;

_ отличать сказку о животных от басни; волшебную сказку от былины;

_ характеризовать героев произведений; сравнивать характеры героев разных произведений;

_ выявлять авторское отношение к герою;

_ рассказывать о любимом литературном герое;

_ устно и письменно выражать отношение к прочитанному и впечатление от прочитанного (аннотация, страничка читательского дневника)

Календарно – тематический план

уроков литературного чтения в 3 классе                                                                                                                             

№ п/п

Тема урока

Количество часов

Элементы содержания

Требования
к уровню подготовки
обучающихся

Вид
контроля

Дата

План  

Факт

Знакомство с учебником. Вводный урок.

1

Беседа, работа с книгой.

Знакомство с консультантами.

Краткая история книги. Создатели книги. Писатели о роли книги. Репродукция картины Т. Мавриной «Кот Учёный». Сведения о художнице Т.А.Мавриной.

Знать:

– особенности художественной и учебной книги.

Понимать : 

- роль книги в жизни человека и общества;

Викторина

Глава 1. Корни есть не только у дерева (13часов)

Что такое миф.

1

Мифы, гимны, религия. Сравнительный анализ сюжетных линий, героев мифов и сказаний. Обычаи и обряды, во что верили и чему поклонялись древние люди. Анализ Эпиграфа Шмуцтитул.

Знать:

– малые фольклорные жанры;

– законы сказки;

– виды сказок.

Уметь определять связь малых жанров фольклора с мифом

Чтение вслух, беседа

Что такое миф.*

1

Устная форма существования мифов. Народные обычаи, обряды.

Работа по хрестоматии.

Чтение вслух, беседа

Отношение человека и природы в древности.

1

Разнообразие малых жанров фольклора. Закличка, считалка, загадка. Древнегреческий гимн «Природе», гимн «Пану».

Репродукция картины М.А.Врубеля «Пан». Сведения о художнике М.А.Врубель.

Иметь представление о тотемных произведениях русского фольклора.

Чтение вслух, беседа

Отношение человека и природы в древности.*

1

 Работа в «Картинной галерее» - картины из Бестиария.

Словарная работа.

Игра «Какому животному или растению принадлежит эта часть»

Урок читательской самостоятельности.  Мифы.

1

Мифы, гимны, религия.

Знать:

– малые фольклорные жанры;

– законы сказки;

– виды сказок.

Уметь определять связь малых жанров фольклора с мифом

Самостоятельное чтение

Черты мифологического мышления в народной сказке «Хаврошечка».

Система персонажей волшебной сказки. Признаки волшебной сказки. Показать, что сказка  еще один древнейший жанр устного народного творчества и содержит в себе

множество древних представлений о мире и человеке

Иметь представление о тотемных произведениях русского фольклора.

Пересказ, вопросы и задания.

Пространственные представления древнего человека. Загадки.

1

Загадка как один из видов фольклора и древнейшая форма тестов на сообразительность. Особенности создания загадок.

Знать:

- признаки загадки.

Уметь:

- загадывать и отгадывать загадки.

Загадывание и отгадывание загадок, вопросы и задания

Русская народная сказка «Сивка-Бурка».

1

Чтение сказки. Положительные герои и их противники.  Признаки волшебной сказки. Лексическая работа.

Знать:

- признаки  волшебной сказки .

Уметь:

- выразительно читать и пересказывать сказку; находить в тексте признаки волшебной сказки.

Пересказ, вопросы и задания.

Законы сказочного жанра. Сравнительный анализ сказок «Хаврошечка» и «Сивка-Бурка».

1

Выявление главных закономерностей сказочного жанра: особенности внешности и социальн. положения героя (героини) сказки, обращение к числовой магии и магии слова, наличие волшебного помощника, присутствие элементов обряда посвящения в другой волшебный) мир. Сравнительный анализ сказок по плану. Сочинение волшебной сказки.

Уметь:

- выявить главные закономерностисказочного жанра.

Викторина

Урок читетельской самостоятельности.

1

Русские народные сказки

Знать:

- признаки  волшебной сказки .

Самостоятельное чтение

Поговорки

Разнообразие малых жанров фольклора. Поговорки. Объяснение смысла поговорок. Словарная работа.

Знать:

- виды малых жанров фольклора, отдельные черты поговорок.

Вопросы и задания.

Мифологический герой и его подвиги. Персей.

Отражение древних представлений о мире и человеке в описании путешествий и подвигов мифологического героя. Мотивы и сюжетные линии,  в античном мифологическом сюжете, характерные для международного фольклора. Связь мифов и сказок. Лексическая работа.

Знать:

- как древние представления о мире и человеке отражаются в описании подвигов героя.

Уметь:

- сравнивать мифы и сказки.

Чтение вслух, беседа

Мифологический герой и его подвиги. Персей.*

1

Чтение вслух, беседа

Обобщение знаний по теме «Корни есть не только у дерева».

1

Проверка знаний учащихся по изученной теме.

Контрольная работа.

Глава 2. В жизни всегда есть место подвигу (5 часов)

Эпический герой и его подвиги.*

1

Понятия «подвиг», «герой», основы различения мифологического и эпического героев на материале мифа о Прометее. Словарная работа.

Знать литературные приемы в былинах и мифах (гипербола и литота).

Кроссворд

Эпический герой и его подвиги.

1

Уметь:

– наблюдать за эпическим и мифологическим героями;

– связно излагать свои мысли;

– слушать друг друга

Викторина

Подвиги русских богатырей: миф или эпос.

1

Чтение былины «Илья Муромец и Святогор». Литературный приём гипербола. Лексическая работа.

Уметь:

– находить в русской былине героев разного происхождения.

Чтение вслух, беседа

Подвиги русских богатырей: миф или эпос.*

1

Чтение былины «Илья Муромец и Соловей Разбойник»

Чтение вслух, беседа

Обобщающий урок.

1

Обобщение знаний. Репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря»

Проверочная работа

Глава 3. Смеясь, мы расстаёмся со своими недостатками (11 часов)

Знакомство с античной басней.

1

Древнее происхождение

жанра басни , ее связь с мифологическими представлениями о мире и человеке (на материале описания внешности Эзопа и на основании сходства басни со сказкой), отличие басни от сказки из-за присутствия в ней морали.

Знать понятие мораль басни.

Уметь:

– сравнивать басни и сказки о животных;

– различать разные литературные жанры;

– определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);

– выразительно читать басни

Выразительное чтение.

Знакомство с античной басней.*

1

Сравнительный анализ басен Эзопа и басен Крылова по разным основаниям: сюжет,

композиционное построение, степень эмоциональной окраски персонажей, смысл морали, стиль изложения басни

Выразительное чтение.

Жизнь сюжетов древних басен во времени: поэтическая басня И.А. Крылова «Ворона и Лисица».

Слово об И.А.Крылове. История создания басен. Высмеивание глупости, невежества, самомнения в басне. Словарная  работа. Инсценировка басни.

Знать понятие мораль басни.

Уметь:

– сравнивать басни и сказки о животных;

– различать разные литературные жанры;

– определять басню как жанр литературы по характерным признакам (аллегоричность, мораль, поучительность);

– выразительно читать басни

Выразительное чтение наизусть, описание иллюстраций, викторина.

И.А. Крылов «Волк и ягнёнок».

1

Чтение басни по ролям. Составление синквейна про волка.

Выразительное чтение.

И.А. Крылов «Лев и Лисица», «Лисица и виноград».

Сравнение литературного языка авторов. Рисунки к басням Крылова художника В. Серова. Слово о художнике В.А.Серове.

Выразительное чтение.

26-27

Сказка, похожая на басню.*

2

Слово о В. Гаршине. Сходство сказки В. Гаршина с басней. Словарная работа. Составление синквейна про лягушку.

Уметь:

– анализировать текст;

- выявлять сходство сказки с басней.

Пересказ, вопросы и задания.

Сказка, похожая на басню.

1

Пересказ, вопросы и задания.

28

Урок читательской самостоятельности

1

Басни

Уметь:

– анализировать текст;

- выявлять сходство сказки с басней.

Самостоятельное чтение

29-30

Что вызывает смех в народной сказке.*

2

Черты древних, мифологических представлений в русской народной сказке «Яичко». Лексическая работа. Составление кумулятивной цепочки. Признаки народной сказки. Комический эффект этой сказки.

Знать:

- виды сказок.

Уметь:

– находить черты древних мифологических представлений в русской народной сказке.

Чтение вслух, беседа

31

Законы смешного в авторской поэзии.

1

Общие закономерности смешного. Связь стихотворения Милна с народной сказкой. Сведения об А.А.Милне. Баллада. Персонажи произведения. Словарная работа.

Знать:

- что авторская поэзия использует особенности композиции фольклорных жанров, приём кумулятивной цепочки.

Уметь:

- находить и различать средства художественной выразительности в авторской литературе.

Выразительное чтение.

Глава 4. Такой незнакомый знакомый мир (20 часов)

32-33

Необычное в обычном: поэтические открытия.*

2

Беседа о японской поэзии. Сведения о Мацуо Басё. Подчеркнуть мысль, что окружающий нас природный и человеческий мир полон тайн и чудес, надо просто уметь их замечать; и что поэт (художник)  как раз тот человек, который помогает нам в этом.

Уметь:

– видеть многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;

– выучить стихотворения наизусть.

Выразительное чтение.

34

Особый взгляд поэта на мир. С. Есенин «С добрым утром».

1

Тема, идея стихотворения. Толкование слов «поэзия», «поэт».  Участие в диалоге о прочитанном стихотворении. Словарная работа. Выразительное чтение стихотворения. Сведения о С.Есенине. Репродукция картины М.Шагала «Синий дом». Сведения о художнике.

Выразительное чтение наизусть.

35

Особый взгляд поэта на мир. К. Бальмонт «Гномы».

1

Сведения о К.Бальмонте . Чтение стихотворения. Лирический герой. Использование приёма контраста. Творческое задание.

Уметь:

– видеть многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;

– выучить стихотворения наизусть

Выразительное чтение наизусть.

36

Урок читательской самостоятельности.

1

Стихи русских поэтов

Уметь:

– видеть многообразие художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому;

Самостоятельное чтение

37

Сказочная повесть: мир превращений  и открытий. Ян Ларри. «Приключения Карика и Вали» (отрывок).

1

Ориентирование в тексте большого объема, формированию понятия «контекст». Герои повести. Сведения о Я.Л.Ларри.

Сравнительная характеристика детей.

Уметь:

– различать художественное и научно-популярное про-изведения;

– анализировать прочитанное;

– связно излагать свои мысли;

– находить отрывок из текста по вопросам

Чтение, беседа.

38

Сказочная повесть: мир превращений  и открытий. Ян Ларри. «Приключения Карика и Вали» (отрывок).

1

Кроссворд

39

Сказочная повесть: мир превращений  и открытий. Ян Ларри. «Приключения Карика и Вали» (отрывок).

1

Вопросы.

40

Сказочная повесть: мир превращений  и открытий. Ян Ларри. «Приключения Карика и Вали» (отрывок).

1

Чтение, беседа.

41-42

Сказочная повесть: мир превращений  и открытий. Ян Ларри. «Приключения Карика и Вали» (отрывок).*

2

Чтение, беседа.

43

Урок читательской самостоятельности

1

Сказки зарубежных авторов

Самостоятельное чтение

44

А. Фет «Весенний дождь».

1

Анализ стихотворения А.Фета «Весенний дождь». Слово об А.Фете.

Выразительное чтение наизусть.

45

Урок читательской самостоятельности

1

Стихи русских поэтов.

Самост. чтение

Глава 5. Мир просит тебя: открой меня заново! (5 часов)

46

Поэтические и живописные открытия в мире природы.

1

Связь произведений литературы с другими видами искусств. Сопоставление произведений художественной литературы и произведений живописи. Репродукция картины Винсент ван  Гога  «Дорога с кипарисами»

Выразительное чтение.

47

Трёхстишия Басё и Исса.

1

Эмоционально-нравствен-ные переживания лирических героев

Иметь представление о способах построения «японского хокку».

Выразительное чтение.

48

Поэтические и живописные образы как открытия.*

1

Анализ стихотворения. Использование приёма сравнения и метафоры для создания образа. Репродукция картины М.Шагала «Я и деревня». Слово об А.Вознесенском.

Иметь представление о поэзии и живописи как об особом взгляде авторов на мир, особом переживании мира.

Выразительное чтение.

49-50

Наблюдательность исследователя. Дж. Даррелл. «Землянично-розовый дом» (отрывок).*

2

Ориентирование  в тексте. Подтверждение  выводов, обращаясь к тексту. Сравнение автобиографического героя Даррелла с поэтом, который тоже обостренно воспринимает окружающий нас мир природы и мир человеческих чувств.

Уметь оценивать и характеризовать героев произведения и их поступки.

Иметь общее представление о многообразии художественных средств выражения авторского отношения к изображаемому

Выразительное чтение.

51

И. Бунин. «Бушует полая вода…»

1

Слово об И. Бунине.

Необыкновенное восприятием мира природы и чувств через  яркие пронзительные образы которые создают поэты.

Уметь:

– выразительно читать стихотворение, передавая характер и тональность произведения;

– прогнозировать содержание на основе анализа иллюстраций;

– подтверждать свое мнение выдержками из текста

Выразительное чтение.

Глава 6. Самые настоящие чудеса (11 часов)

52

Особое зрение поэта: способность видеть чудеса, способность удивляться миру.

1

Шмуцтитул. Анализ эпиграфа. Использование приёма сравнения

Уметь:

– выразительно читать стихотворение, передавая характер и тональность произведения;

– прогнозировать содержание на основе анализа иллюстраций;

– подтверждать свое мнение выдержками из текста

Выразительное чтение наизусть.

53-54

Чудеса поэтических образов.**

2

Литературные приёмы метафора, олицетворение, сравнительный оборот. Сведения о Д. Кедрине.

Выразительное чтение.

55

Чудеса поэтических и живописных образов.

1

«Вальс цветов» П.И.Чайковский. Анализ стихотворения К.Бальмонта «Трудно Фее». Репродукции с картин  М.Врубеля «Сирень» и «Жемчужина».

56

Чудеса волшебной сказки.*

1

Ориентирование в тексте большого объема. Выявление общих закономерностей жанра волшебной сказки в разных национальных традициях.

Знать:

– виды сказок;

– понятие природа героя волшебной сказки;

– волшебные предметы.

Уметь:

– выделять «свой» и «чужой» миры в сказке;

– находить сходства персонажей в мифах и сказке, особенности характера героев народных сказок, волшебных помощников и числа

Викторина

57

Чудеса волшебной сказки.

Тест

57-58

Чудеса волшебной сказки.*

2

Создание образа главного героя. Сравнение сюжетных линий. Особенности волшебной сказки

Чтение, беседа.

599

Чудеса волшебной сказки.

1

Репродукция картины М.Шагала «Часы с синим крылом». Сходство и отличие Аладдина с героями народных волшебных сказок.

Чтение, беседа.

60

Урок читательской самостоятельности.

1

Волшебные сказки

Знать:

– виды сказок;

– понятие природа героя волшебной сказки;

– волшебные предметы.

Самост. чтение

III четверть.

61

Знакомство со второй частью учебника «Литературное чтение».

1

Беседа.

Глава 7. Родная сторона (16 часов)

62

Поэтические образы «малой родины».*

2

Формирование чувства причастности к отечественной истории и культуре.

Обращаясь к опыту переживаний и впечатлений самих детей, подвести их к мысли,что человеку свойственна привязанность к тому городу

или местечку, где он вырос, к своей «малой родине». Чтение и анализ стихотворения А.Вознесенского.

Уметь:

– выразительно читать;

– заучивать наизусть

Выразительное чтение наизусть.

63

Поэтические образы «малой родины».*

1

Чтение и анализ стихотворения Н. Рыленкова.  Слово о Н.Рыленкове. Репродукция картины М.Шагала «Окно на даче».

Выразительное чтение

64

Поэтические образы «малой родины».

1

епродукция картины М.Шагала «Моя деревня».

Выразительное чтение

65

Разные страны, разные поэты, общая любовь к отечеству.*

1

Жанровая принадлежность текста (сказка или рассказ), выявление возраста и характера героев по их проявлениям и деталям текста.

Выразительное чтение

66

Разные страны, разные поэты, общая любовь к отечеству.

1

Выразительное чтение

67

Рассказ о родной стороне.

1

Чтение рассказа К.Паустовского «Стальное колечко». Лексическая работа. Жанр произведения. Использование приёма олицетворение.

Уметь:

- определять жанровую принадлеж-ность текста (сказка или рассказ),

- выявлять возраст и характер героев по их проявлениям и деталям текста.

Выразительное чтение

68-69

Рассказ о родной стороне.*

2

Выразительное чтение

70

Точность поэтических образов.

1

Выразительное чтение

71

Разные образы родины.

1

Тема любви к своей родине, привязанности к месту, в котором живешь.

Уметь сравнивать поэтические и живописные образы, созданные

Г. Державиным,

А. Грибоедовым,

А. Саврасовым,

И. Левитаном.

Выразительное чтение

72-73

Разные образы родины.*

2

Выразительное чтение

74

Урок читательской самостоятельности.

1

Чтение произведений о родине, о природе

Самост. чтение

75

Красота и выразительность пушкинского стиха. А. Пушкин «Зимнее утро».

1

Слово об А.С.Пушкине. Приём контраста в стихотворении. Изобразительно-выразительные средства (эпитеты, сравнения, метафоры).

Уметь видеть разнообразие и точность поэтических образов зимы, созданных Пушкиным.

Выразительное чтение наизусть.

76

Урок читательской самостоятельности

1

Произведения А.С.Пушкина

Самост. чтение

Глава 8. Мир нуждается в нашей защите (12 часов)

77

Красота под защитой поэзии.

1

Полнокровность поэтических образов зимы, созданных А. Фетом и А. Пушкиным: выразительные зрительные образы; точность передачи эмоционального состояния лирического героя.

Уметь выразительно читать стихотворения

Чтение, беседа.

78

Особый почерк автора. Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка».

1

Слово о Д.Н.Мамине-Сибиряке. Многогранность таланта автора как психолога и тонкого наблюдателя природы, его дар сказочника и поэта.

Знать виды сказок, структуру сказок.

Иметь общее представление об особенностях характеров героев
в сказке.

Уметь озаглавливать части произведения

Чтение, беседа. Пересказ, анализ текста.

79

Особый почерк автора. Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка».*

1

Чтение, беседа. Пересказ, анализ текста.

80

Особый почерк автора. Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка».

1

Чтение, беседа. Пересказ, анализ текста.

81-82

Особый почерк автора. Д.Н. Мамин-Сибиряк. «Серая Шейка».*

2

Чтение, беседа. Пересказ, анализ текста.

83

Жанровая принадлежность текста: сказка или рассказ.

1

Продолжить линию, связанную с утверждением поэзии как особого взгляда на мир. Осознание поэтом красоты и хрупкости мира; стремление поэта сохранить, защитить мир от разрушения.

Уметь определять жанровую ринадлежность произведения «Серая Шейка».

Понимать поэзию как особый взгляд на мир

Чтение, беседа.

84

Жанровая принадлежность текста: сказка или рассказ.

1

Чтение, беседа.

85

Внимательное и бережное отношение поэта к миру.*

1

Чтение, беседа.

86

Внимательное и бережное отношение поэта к миру.

1

Чтение, беседа.

87

Образ няни в лирике А.С.Пушкина.

1

Тема, идея стихотворения. Участие в диалоге о прочитанном. Выразительное чтение стихотворения

Уметь:

– понимать смысл стихотворения;

– выразительно читать;

– составлять связное высказывание

Выразительное чтение наизусть.

88

Образ няни в лирике А.С.Пушкина.

1

Выразительное чтение наизусть.

Глава 9. Лаборатория искусств (11 часов)

89

Поэтические секреты.

1

Палиндром как языковая игра. Звукоподражание

Иметь представление о литературном приёме  палиндром.

Выразительное чтение

90

Поэтические секреты.

1

Проблема: постараться выяснить, как рождается художественный образ.

Выразительное чтение

91

Лингвистические эксперименты.

1

Неологизмы. Понимание того, что смысл предложения вытекает не только из значений составляющих его слов, но что значимы сами синтаксические связи в предложении, заложенные в нем интонации, порядок и состав самих слов.

Иметь представление о понятии «литературный эксперимент».

Знать, что грамматические формы слов объясняют значение незнакомых слов.

Выразительное чтение

92-93

Лингвистический эксперимент. Л. Петрушевская. «Пуськи бятые».*

2

Древнее происхождение самого принципа использования человеком зашифрованных слов

Выразительное чтение

94

Формотворчество в поэзии и живописи.

1

Формировать умение анализировать текст, находить приёмы, с помощью которых автор создаёт звучащие образы.

Уметь находить звучащие образы в живописи и литературе.

Выразительное чтение

95-96

Формотворчество в прозе. Ю. Коваль. «Соловьи».*

2

Выразительное чтение

97

Эксперименты с формой в авторской и народной поэзии.

1

Поэтические игры – эксперимент в авторской и народной поэзии.

Выразительное чтение

98

Эксперименты с формой в народной поэзии. Считалки.

1

Происхождение считалок.

Уметь находить в народных считалках  выдуманные, непонятные слова.

Знать принципы составления считалок и связь с десятичной системой счёта.

Выразительное чтение

99

Урок читательской самостоятельности.

1

Перечитывая любимые произведения

Самост. чтение

Глава 10. Как трудно стать человеком (11 часов)

100-101

Знакомые сюжетные линии в новом тексте.*

2

Выявление сходства используемых в тексте сюжетных линий с сюжетными линиями в других произведениях.  Характер главного героя и других персонажей.

Уметь:

 характеризовать героев произведения;

– выявлять авторское отношение к героям

Чтение, ответы на вопросы.

102

Знакомые сюжетные линии в новом тексте.

1

Чтение, ответы на вопросы.

103

Характер главного героя и других персонажей.

1

Чтение, ответы на вопросы.

104

Характер главного героя и других персонажей.

1

Чтение, ответы на вопросы.

105

Нравственная проблема текста.

1

Чтение, ответы на вопросы.

106

Нравственная проблема текста.

1

Чтение, ответы на вопросы.

107-108

О взрослой жизни и в шутку, и всерьёз.*

2

Слово об Н.А.Некрасове. Образы крестьянских детей и средства их создания. Речевая характеристика героев. Роль диалогов. Своеобразие языка поэмы. Словарная работа.

Знать: содержание отрывка из поэмы «Крестьянские дети».

Уметь:

– характеризовать героев произведений;

– выявлять авторское отношение к герою

Выразительное чтение наизусть.

109

Рассказ (как самостоятельный отрывок из повести) о взрослом поступке.

1

Ориентирование

в тексте: нахождение зачитывание и пересказывание нужных моментов из текста, составление своего мнения о чертах характера главного героя и подтверждение своих выводов текстом.

Уметь:

- ориентироваться в тексте;

- составлять своё мнение о чертах характера главного героя.

Чтение, ответы на вопросы.

110

Рассказ (как самостоятельный отрывок из повести) о взрослом поступке.

1

Чтение, ответы на вопросы.

Глава 11. Такой хрупкий и такой прочный мир чувств (12 часов)

111

Сравнительный анализ народной и авторской сказки.

1

Сопоставление эмоционального тона, тематики, особенностей героя народной и авторской сказки.

Понимание специфики авторской сказки на материале сказки Г._Х. Андерсена «Стойкий оловянный солдатик».

Иметь общее представление об особенностях устного народного творчества по сравнению с литературным.

Уметь выявлять авторское отношение к герою

Чтение, ответы на вопросы.

112-113

Сравнительный анализ народной и авторской сказки.*

2

Чтение, ответы на вопросы.

114

Урок читательской самостоятельности.

1

Авторская сказка

Самост. чтение

115

Поэзия – мир чувств, впечатлений и переживаний.

1

Выражение подлинных чувств, жизненных переживаний и самых ярких впечатлений поэта,которыми он делится с нами, создавая выразительные образы.

Уметь выразительно читать наизусть

Выразительное чтение

116

Поэзия – мир чувств, впечатлений и переживаний.

1

Выразительное чтение

117

Яркие впечатления и сильные переживания в прозаическом тексте.

1

Эмоциональные впечатления, жизненные переживания в прозаическом тексте  И.Тургенева «Воробей».

Чтение, ответы на вопросы.

118

Поэтическая сказка С. Козлова «Лисичка».

1

Сложный лирико-философский смысл сказки С.Козлова «Лисичка».

Уметь:

– понять главного героя;

– характеризовать героев произведения

Чтение, ответы на вопросы.

119-120

Сложное чувство одиночества в поэтических образах.*

2

Слово о М.Ю.Лермонтове. Контраст как основной приём композиции в стихотворениях поэта. Тема одиночества. Способы создания динамичного образа в стихотворении «Парус»

Знать сведения о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, литературные понятия рифма, сравнение, метафора, олицетворение. Уметь выразительно читать наизусть

Выразительное чтение наизусть.

121

Сложное чувство одиночества в поэтических образах.

1

Выразительное чтение наизусть.

122

Урок читательской самостоятельности.

1

Весёлые произведения для детей.

Самост. чтение

Глава 12. Красота спасёт  мир (10 часов)

123-124

Поэтическая сказка С. Козлова «Как Ёжик и Медвежонок протирали звёзды».*

2

Обобщение читательского опыта. Понимание особенностей характеров героев этих сказок. Смысл этой конкретной сказки.

Уметь:

– воспринимать красоту художественного слова;

– формулировать основную мысль произведения;

– применять прочитанное
к жизни

Чтение, ответы на вопросы.

125

Мир чувств героя в прозаическом тексте: красота меняет человека

1

Формирование понятия «контекст» (с латинского  «тесная связь, соединение»,помещение обсуждаемого события в более широкие связи)

Чтение, ответы на вопросы.

126-127

Способность обнаруживать красоту в окружающем нас мире – это способность, свойственная поэтическому восприятию мира.*

2

Обсудение проблемы прекрасного как связанную со способностью наделять красотой, воспринимать как самого красивого того, кого любишь, к кому искренне привязан; с умением разглядеть красоту души человека за

обычной, неприметной и даже уродливой оболочкой.

Уметь замечать красоту в самых привычных явлениях природы.

Чтение, ответы на вопросы.

128

Урок читательской самостоятельности.

1

Самост. чтение

129-130

Поэзия и сказка о секрете красоты.*

2

Знать, что каждый может научиться видеть мир поэтически, обнаруживать красоту в окружающем мире, который находится рядом с нами и создан для нас.

Уметь словесно рисовать картины живописи, используя язык поэтических произведений

Выразительное чтение

131

Б. Заходер. «Что красивее  всего?» *

2

Выразительное чтение

132

Библиотечный урок. Писатели- детям

Писатели - детям

133

Урок читательской самостоятельности

Перечитывая любимые произведения

Самост. чтение

134

Обобщающий урок

Обобщение по теме «Красота спасёт мир»

Выразительное чтение

135-136

Итоговый урок.

Беседа по прочитанным за год книгам. Задания для чтения летом.

Знать: содержание и героев прочитанных произведений.

Уметь: пересказывать сюжеты и отдельные эпизоды произведений; анализировать прозаические и поэтические тексты; характеризовать героев и их поступки.

Пересказ, анализ текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...