Урок чтения в 1 классе по теме "Мягкий знак"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Урок разработан мной по программе Перспективная начальная школа, но думаю его можно применить и при прохождении мягкого знака и по другим программам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_chteniya_v_1_klasse.docx142.7 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс.

Тема: Разделительный мягкий знак.

ЦЕЛИ:

 1. Образовательные: - Способствовать совершенствованию навыков чтения и правописания слов с разделительным мягким знаком и с мягким знаком обозначающим мягкость предшествующего согласного

 - познакомить с алгоритмом написания разделительного мягкого знака; - тренировка умения находить слова с разделительным мягким знаком

 2. Развивающие:

- развивать навыки орфографической зоркости;

 - развивать умение сопоставлять и писать слова с Ь – р, Ь – м, через повторение признаков употребления мягкого знака;

- Способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

- Развивать речь;

- Способствовать развитию умения сравнивать, анализировать, классифицировать;

- развитие коммуникативных навыков через оценку и самооценку деятельности;

3. Воспитательные: - формировать потребности писать грамотно;

 - формировать умения быть внимательным, выслушивать мнение одноклассников, предлагать и доказывать свою точку зрения.

- формирование навыков сотрудничества;

- расширение знаний о родном языке;

- воспитание учебной активности.

I Организационный момент.

 Ребята, каждый день мы узнавали с вами новые буквы, а вот сегодня, нам  предстоит другая работа: мы будем вести наблюдение над изученными буквами, и если вы будете внимательны, то узнаем новую тайну великого русского языка.

II. Работа по «ленте букв»:

- на какие группы можно разделить буквы?

- какие буквы называют согласными?  Что вы можете про них сказать?

- Чем отличается от всех согласных букв буква Й?

- какие буквы называют гласными?

- Что вы можете сказать про гласные буквы  второго ряда?

- Какую букву мы еще не назвали? (мягкий знак)

 - Ре6ята, а вы любите сказки? Хотите я расскажу вам сказку про мягкий знак?

       Жили-были в Азбуке буквы разные – согласные и гласные. Ходили друг к другу в гости. Каждая имела свой звук, только мягкий знак сидел в стороне – звука не обозначал, не умел говорить, молчал, и никто с ним не дружил. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

      Как-то взялись буквы составлять слова. Встали буквы Л О С, но не читается слово. Встали буквы Г У С, но не читается слово. И решил тогда мягкий знак помочь буквам, встал в конце слова, и стали согласные мягче в душе, и слова правильно читались. Мягкий знак пробрался даже в середину слова БАНЬКА, ДЕНЬКИ. С тех пор мягкий знак стал обозначать мягкий согласный на конце слова и в середине между двумя согласными. Да только быстро ему это надоело,  и опять заскучал мягкий знак.

 

  - Сказка моя закончилась, но вы можете придумать ей продолжение, если будете  внимательными на уроке!

III Чтение слов с изученными буквами. (на доске)

колос                      

Софья

воробей

полёт

шить

деньки

польёт

1)- Как выдумаете,  какое слово здесь лишнее?

2)-На какие группы можно разделить, данные слова?

         -одушевленные; неодушевленные

         - предметы; действия

         - с ь знаком и без него

         - единственное и множественное число предметов

3) Я задумала слоговую схему, какие слова к ней подходят?

   

(колос, Софья, полёт, деньки, польёт)

- А если я изменю ее, и поставлю ударение?  

                                        '

  (полет,  польёт, деньки)

4) я задумала звуковую схему, какие слова к ней подходят и почему?

(колос, полёт, деньки )

- а сейчас? Почему так? Что вы заметили в этих словах?

(медведь, польёт)

5) выполнение звуко-буквенного анализа слова польёт

   [  пал’йот]

- что вы заметили, какова роль в этом слове мягкого знака?

IY. Работа по схемам.

 Чтение сочетаний ья- [йа] ье- [йэ] ьё- [йо]  ью- [йу]  ьи- [йи]

- что заметили нового? (буква и после мягкого знака обозначает два звука)

Вывод: если мягкий знак, стоит между согласной и гласной, то он, является разделительным и гласная буква обозначает два звука.

Y. Чтение предложений в учебнике стр. 86 (Н.Г.Агарковой «Азбука»)

(Когда Николай грядки польёт, тогда и запустит змея в полет.)

- прочитайте предложения, сравните последние слова в строчках (полет, польёт).

- Чем они похожи, чем различаются?

- Что Николай должен сделать сначала?  когда Николай может запустить змея?

- Как можно сказать иначе, как зовут мальчика? (Коля).

-Как определить, когда в словах писать мягкий знак? (если после мягкого согласного слышится звук (й), то в слове пишется ь знак.)

(У Буратино –друг Пьеро.

А  в руки просится перо.)

YI. Чтение слогов (на доске)

ли –льи           сю- сью

ми - мьи         пю – пью

ви –вьи           вю – вью

-Какую роль, здесь выполняет мягкий знак?

Вернуться к словам , которые читали в начале урока с доски.

- Можно ли изменить эти  слова, так чтобы в них  ь знак стал разделительным?

колос  - колосья                      

Софья

воробей - воробьи

полёт- польёт

шить -шитьё

деньки

польёт

YII. Работа в парах. Чтение и анализ слов  в учебнике.

- Прежде чем вы приступите к работе, прочтем слова в слух и выясним их лексическое значение:

Ладья, ладьи, копьё, бельё, вьюн, друзья.

Ладья- небольшое судно, которое передвигалось за счет весел или парусов.

Вьюн – небольшая шустрая  рыбешка, с мелкой чешуёй.

Работу в парах выполнять по схеме:

Кол-во слогов

определение ударного слога

роль мягкого знака и гласной буквы после него.

YIII. Устная игра «Узнай слово с разделительным мягким знаком». Учитель читает слова, если дети услышат слово с разделительным мягким знаком, то хлопнут в ладоши:

Вьюга, хлопья, пальто, печенье, апельсин, братья, скользко, гроздья, перья, учитель, жильё, тетрадь, окуньки.

IX. Чтение слов в учебнике. Стр. 87.

Назовите несколько слов с разделительным мягким знаком, назовите несколько слов, в которых гласная обозначает два звука.

X. Рефлексия.

- Ребята, а что вам понравилось сегодня на уроке?

- Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности.

-Будет ли продолжение нашей сказки?  Кто хочет попробовать себя в роли сказочника?

Но увидел однажды мягкий знак, что не получается у гласных и согласных букв слова и решил опять попробовать свои силы. С тех пор много работы у мягкого знака:

Стоять в конце слова

Стоять в средине слова между согласных букв

Стоять в середине слова между согласной и гласной.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок чтения , 1 класс, тема:"Чтение слов, предложений с буквой Ш"

Презентация по чтению для учащихся 1 класса по теме "Чтение слов, предложений с буквой Ш"....

Урок чтения 2 класс Тема урока Осознанное чтение рассказа "Еж" Е. Чарушина.

- познакомить с одним из диких животных – ежом;- уточнить знания учеников о внешнем виде и местах обитания ежей;- развитие и коррекция оперативной памяти;- формирование гибкости чтения;- развитие умен...

урок во 2 классе "Правописание мягкого знака в конце и середине слова".

Конспект  урока  для  2  класса  по  программе  "Школа  России"  с  использование  интерактивной  доски...

Урок чтения по теме « Буква ь знак для обозначения мягкости согласных звуков» 1 класс

Интересный, содержательный урок для обучающихся 1 класса ....

Конспект урока для 3 класса " Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России")

Конспект урока  " Разделительный мягкий знак" (УМК "Школа России")...

Конспект урока во 2 классе " Разделительный мягкий знак"

Конспект урока " Разделительный мягкий знак"...