Урок чтения в 1 классе "Собака - друг человека"по технологии А.Кушнира
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Леонова Елена Николаевна

 

Первые шаги по технологии А.Кушнира – это понимание исключительно  звучащего текста. Далее – это по-прежнему развитое понимание звучащего текста, но с фрагментами опережающего считывания информации с листа – «схватываются отдельные слова». Наконец, это понимание графического текста при поддержке взрослого, читающего  текст   вслух. Идёт процесс врастания ребёнка в развитую деятельность взрослого.  Это не сотрудничество. Это жизнь вместе. Это переживание вместе. Это делание вместе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_chteniya_po_tehnologii_a.kushnira.doc403 КБ

Предварительный просмотр:

        УРОК ЧТЕНИЯ ПО ТЕХНОЛОГИИ А.КУШНИРА    В 1 КЛАССЕ

                                                                        г. Армавир МОУ СОШ №4, учитель

                                                                         начальных классов Леонова Е.Н.

                                     «СОБАКА – ДРУГ  ЧЕЛОВЕКА»

Читаем: «Родная речь» 1 класс,

               «Мир вокруг нас» , 1 класс,

               Е.И. Чарушин «Про Томку»

Тема: «Собака -  друг человека»

Пафос: Урок без обучения.

             Живём вместе с героями произведений, сопереживаем им, вникаем вместе с        

              автором в суть проблемы.

Девиз: слабые ученики не  мешают двигаться вперёд сильным, а  сильные не

             создают у слабых ситуацию неуспеха – все слишком заняты.

Сверхзадача урока: продолжение работы над процессом воспитания Читателя:

                                  - формирование ценностного отношения к чтению ;

                                  - расширение познавательных интересов и возможностей ребёнка,

                                  - развитие техники чтения;

                                  - осознание темпа позитивного изменения, темпа индивидуального

                                     развития;

                                  - создать тенденцию экономить слово, быть бережным к слову.

                                                   МАТЕРИАЛ  УРОКА:

В.И.Чарушин «Про Томку», Изд. «Детская литература» - 1989 год.

Е.Е. Еримовский «Где работают собаки», «Лениздат» - 1988 год.

С.В.Михалков «Мой щенок»,  «Родная речь», 1 класс

«Про кошек и собак», «Мир вокруг нас» 1 класс.

                                                  СЦЕНАРИЙ  УРОКА 

Сообщение темы урока:

Загадка: Гладишь – ласкается,

               Дразнишь – кусается».

                                                         (Собака)

- Сегодня на уроке речь пойдёт о собаках. Тема нашего урока:

        «Собака – друг человека» ( плакат на доске)

           Собака верный друг и помощник человека с давних времён. Она первой пришла к нему из лесной чащи и приняла его покровительство. Это было очень – очень давно.

ЧТЕНИЕ УЧИТЕЛЕМ ПЛАКАТА.

     ( Учитель читает  текст с плаката, сопровождая указкой.  Дети  проецируют пальчик на плакат и движут глазками по строке)

                                  Рассказ про собаку.

                                  Про то, как верна

                                  Людям собака

                                  Во все времена,

                                  Про, то, как была

                                  Человеком приручена.

                                   О том, сколько дела

                                   Собаке поручено.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ.

               Повсюду, где живут люди, рядом с ними встречают собак. Если вы хотите иметь хорошую собаку, верного друга, помощника и защитника, приобретите щенка, сами его вырастите и воспитайте. Прочитаем как об этом написал Евгений Иванович Чарушин. «Про Томку».

         (чтение со звуковым ориентиром – магнитофон, темп 40 слов в минуту)

               На воспитание настоящего друга  уходит много времени и терпения. С маленькими щенками происходят разные, порой смешные истории. Вот как об этом рассказал Сергей Владимирович Михалков.

     

          («Родная речь»» с.133 – 136, «Мой щенок»читаем со звуковым ориентиром)

               При правильном воспитании и уходе за щенком из него вырастет настоящий помощник. А роль собаки велика в жизни человека.

        ( «Мир вокруг нас» «Про кошек и собак» с. 28-29. Чтение со звуковым ориентиром)

                    ЭКСПРЕСС – ОПРОС:  « - » « +» ( работа в тетрадях)

На Севере собаки перевозят людей и грузы.          +

Слепым людям служат собаки – поводыри.            +

Милиционерам собаки помогают разыскивать нарушителей.     +

В военное время собаки спасали раненых.                                     +

Только породистые собаки преданы человеку, а дворняжки – нет.     -

За собакой ухаживать легко.                                                           –

Собаку нужно кормить  и выводить на прогулку.                 +

Собаку не надо расчёсывать и чистить.                                 -

Человек не отвечает за здоровье своего четвероногого друга.    -

Проверка ЭКСПРЕСС – ОПРОСА         ( ключ).

4. УСТНОЕ СЛОВО         ( фрагмент).

     Кроме уже перечисленных работ собаки выполняют и другие работы. Об этих важных работах нам расскажут наши ребята.

          СООБЩЕНИЯ  ДЕТЕЙ:

По поведению собак пограничники узнают о приближении врагов. Смелые пограничные собаки помогают задержать нарушителей. Пограничник Никита Карацупа и три его собаки задержали около  пятисот нарушителей.

В горах беда случится с вами –

Спасение не за горами.

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям – добрый пёс.

Собака по кличке Барри спасла в Альпийских горах сорок человек.В метель и пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся с пути.

      4.Пожарная собака Боб в городе Лондоне спасла из огня двенадцать маленьких детей. Лев Николаевич Толстой написал рассказ об этой знаменитой собаке.

       

       5.А вот ныряльщик пёс

В воде он проявляет выучку,

И если человек в воде

Всегда придёт на выручку.

        6. Кто в космос летал раньше всех? Угадай-ка!

            Это наша русская лайка!

       5. ИТОГ УРОКА.

          Люди по достоинству оценили бескорыстную собачью службу. Во многих странах мира  поставлены памятники нашим четвероногим друзьям.

                                   (чтение со звуковым ориентиром)

                                   ПАМЯТНИК  СОБАКЕ.

                Собаки уже давно бескорыстно служат человеку. Люди в знак признательности за верную службу ставят им памятники. В Париже есть памятник сенбернару Барри. В Берлине стоит памятник собакам-поводырям.

Собака – поводырь ведёт слепого по улице , помогает пересечь дорогу. Ещё  один памятник есть на Аляске в посёлке Номе. Его поставили в  память вожака собачьей упряжки. Сильный и отважный пёс Балту во время страшной эпидемии  доставил, в занесённый снегом посёлок, очень нужное лекарство. У нас в России поставили  общий памятник всем собакам. Он находится на территории Института медицины.

   К нам на урок сегодня  пришёл мультипликационный герой- пёс Пиф, он хочет сказать нам, что ( на доске плакат читают хором)

            «СОБАКА В ДОМЕ – ЭТО РАДОСТЬ»

                  Он хочет передать  вам письма от своих друзей , они в конвертах. Пусть, это  будет ваш новый четвероногий друг.(прилагается рисунок) , Ребята, дайте своему другу кличку. Напечатайте её под картинкой. Достаньте и поставьте карточку-домик, которая поможет правильно выполнить это задание.(карточка-домик – на них орфограммы для уроков русского языка).

                   Закончим наш урок обращением ко всем людям.

           (Чтение плаката на доске. Ученик сопровождает чтение учителя указкой, показывая ему  где читать)

       

                     Пёс по собачьи  предан людям

                     Во все века, и потому

                     Давайте относиться будем

                     По человечески к нему.

           И споём песню «Пропала собака»( перед каждым ребёнком текст песни, а музыка звучит по магнитофону).

                                               П Е С Н Я : «Пропала собака»

Висит на заборе, колышется ветром

Колышется ветром бумажный листок,

Пропала собака, пропала собака

Пропала собака, по кличке Дружок.

 Пропала собака, пропала собака

Пропала собака, по кличке Дружок.

Щенок белоснежный, лишь рыжие пятна,

Лишь рыжие пятна, и кисточкой хвост.

Он очень занятный, он очень занятный,

Совсем ещё глупый, доверчивый пёс.

Он очень занятный, он очень занятный,

Совсем ещё глупый, доверчивый пёс.

А дождь – забияка листочек закапал

И буквы и строчки заплакали вдруг.

Найдите собаку, найдите собаку.

Вернись поскорее, мой маленький друг.

Найдите собаку, найдите собаку.

Вернись поскорее, мой маленький друг.

     

Приложение для «Устного слова»

По поведению собак пограничники узнают о приближении лазутчиков. Смелые пограничные собаки помогают задерживать врагов нашей Родины. Пограничник Никита Карацупа и три его знаменитых  собаки задержали почти пятьсот диверсантов – нарушителей.

В горах беда случиться с вами –

Спасение не за горами.

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям добрый пёс.

Сенбернар по кличке Барри спас в Альпийских горах 40 человек. В метель и пургу выходила эта собака, чтобы отыскать людей, сбившихся с пути.

Пожарная собака Боб в городе Лондоне, спасла из огня 12 маленьких детей,  и Л.Н.Толстой написал рассказ об этой знаменитой собаке.

 

У нас уважают собаку недаром:

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапёром.

Порою собаки

На танки фашистов бросались в атаки.

Да , на войне получалось и так,

Что «тигры», «пантеры» боялись собак.

Овчарка – сапёр Дик обнаружил около двух тысяч мин. Связист собака Джек перенёс около тысяч боевых документов. Девятьсот раненых вынесла с поля боя собачья упряжка старшины Е. Федулина.

Успешно использовались собаки при истреблении немецких танков. На их боевом счету триста подбитых танков. Собаки мчались под танки, неся смертоносный груз на спине.

Вперёд! Сомнений больше нет!

Настроен пёс решительно.

Сперва взяла собака след

И следом – нарушителя.

При  задержании нарушителей общественного порядка одна собака делает столько, что и целый  взвод не справится.

Собака – ищейка – гроза для всех нарушителей закона. Розыскной пёс Султан за время службы помог обнаружить похищенных ценностей более, чем на 2 миллиона рублей.

Несутся собаки тропой ледяной.

     Терпенье и сила в упряжке одной

Зал аплодирует, хохочет:

- Что за прыжки! Что за повадки!

В награду – сахара кусочек,

Но труд артиста – ох, нелёгкий!

Собаки  способны не только на трюки,

А верно служили и служат науке.

Кто в космос летал раньше всех? Угадай-ка!

Правильно! Наша русская Лайка!

              ГДЕ  РАБОТАЮТ  СОБАКИ

Это случилось во мраке веков:

Предки собаки ушли от волков.

А волки вдогонку сверкнули клыками,

Они не пошли и остались волками.


Вот первую дали собаке работу:

Жильё охранять и ходить на охоту.

Собака о дне не скулила вчерашнем

И стала хорошим животным домашним.


Повсюду собак берегли и ценили,

А в Древнем Египте боготворили.


Стадо овечьей собаке послушно,

Собака справлялась с работой пастушьей.


Слоны боевые известны,

Однако была боевой в старину и собака.


В разное время  у разных народов

Собаки ценились различной породы.

Гнаться так резво умели немногие,

Как русские гончие – псы быстроногие.

У нас уважают собаку недаром:

Собака на фронте была санитаром,

Связистом, сапёром. Порою собаки

На танки фашистов бросались в атаки.

Да, на получалось и так,

Что «тигры», «пантеры» боялись собак.


Вперёд! Сомнений больше нет!

Настроен пёс решительно.

Сперва взяла собака след

И следом – нарушителя.


В горах беда случится с вами –

Спасение не за горами.

Спешит в пургу, в метель, в мороз

На помощь людям добрый пёс.


А вот ныряльщик – пёс.

В воде он проявляет выучку.

И если человек в воде

Всегда спешит на выручку.

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ  МАТЕРИАЛ:

   

                                   Щ Е Н О К

     Шла Катя из школы. На дороге она увидела маленького щенка. Он сидел у забора и тихонько выл. Катя погладила щенка. Он стал лизать Кате руку. Катя взяла малыша домой. Дома она дала ему молока. Потом девочка положила щенка спать у печки. Щенок привык к своей хозяйке. Катя заботилась о щенке.

       Щенок спал на коврике около дивана. Вдруг, сквозь сон, он услышал, как кто-то сказал:

- Мяу!

       Щенок  поднял голову, посмотрел – никого нет. И тут кто-то опять сказал:

-Мяу!

- Кто там?

       Вскочил щенок, влез на подоконник, увидел: на дороге гуляет Петух.

- Вот кто не дал мне спать!

       Он побежал во двор к Петуху.

- Это ты сказал «Мяу»?

- Нет, я говорю … Ку-ка-ре-ку!

- А больше ты ничего не умеешь говорить?

- Нет, только ку-ка-ре-ку.

        Щенок почесал задней лапой за ухом и пошёл домой.

                 Щ Е Н О К

- Кто там?

- Вот кто не дал мне спать?

- Это ты сказал «Мяу»?

- А больше ты ничего не умеешь говорить?

             ПЕТУХ

- Нет, я говорю …. Ку – ка – ре – ку!

- Нет, только ку-ку-ре-ку!

      КАКУЮ ПОЛЬЗУ ПРИНОСЯТ СОБАКИ СЛУЖЕБНЫХ ПОРОД?

Немецкие бельгийские овчарки ищут наркотики, трупы и преступников по следам, но лучше всего они обнаруживают взрывчатку и оружие.

Лабрадоры ищут наркотики, живых людей и трупы под завалами, мины и взрывчатку.

Ротвейлеры ищут преступников, взрывчатку и оружие.

Сенбернары специально выведены в Швейцарии для того, чтобы разыскивать людей под снегом.

Стаффорды, таксы, сеттеры, терьеры ищут живых людей под завалами.

Доберманы ищут живых людей и трупы под завалами.

Ньюфаундленды специализируются на спасении утопающих.

Лайки ищут людей по следам, а ещё уток, белок, тетеревов и грибы.

Пойнтеры лучше всего ищут трюфели, но их используют и для поиска живых людей под завалами, а также наркотиков.

    В дежурную часть УВД Армавира поступило сообщение, что на воротах частного домовладения находится предмет, похожий на гранату. На место происшествия прибыл милиционер-кинолог Андрей Кушнаренко со служебной собакой Лииной породы лабрадор – ретривер.

     Лиина, обнюхала предмет, обозначила сигнальной позой, что он несёт в себе взрывчатое вещество. После этого к работе приступили сапёры.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Собака - друг человека"

Цели: познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой- кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам, ...

Собака - друг человека. а друзей не бросают в беде.

Классный час, посвящённый проблеме бездомных собак в Москве....

Классный час "Собака - друг человека"

Материал классного часа познакомит детей с разными породами собак, отличительными признаками собак, с их ролью в жизни человека....

Внеклассное мероприятие для учащихся I класса. Тема: Собака - друг человека".

Внеклассное меропрятие II этапа работы по формированию познавательного интереса учащихся  по теме:  Собака - друг человека".I  этап - этап самостоятельной работы в группах по 6-8 челове...

Презентация "Собака-друг человека"

Викторина для детей на знание произведений. Проверяем наблюдательность и память, расширяем кругозор....

"Собака- друг человека" - классный час

Занятие по внеурочной деятельности "Собака - друг человека". В ходе занятия детьми и учителем создаётся номер журнала о собаках в годы Великой Отечественной войны. Данное мероприятие относится кнравст...

Урок этической грамматики по теме: "Подумай о других", с использованием технологии продуктивного чтения.

Урок этической грамматики по теме:  "Подумай о других", с использованием технологии продуктивного чтения, 2 класс....