Главные вкладки

    Классный час "Собака - друг человека"
    классный час (3 класс) на тему

    Кострубина Светлана Ивановна
    Цели: познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой- кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам, развивать любознательность, внимательность.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Klassnyy_chas.docx21.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    Классный час «Собака- друг человека»

    Цели: познакомить учащихся с историей собаки, с породами собак, наукой- кинологией, ролью собак в жизни человека; воспитывать чуткость, любовь к животным, желание оказать помощь обездоленным собакам, развивать любознательность, внимательность.

    Оборудование: выставка детских игрушек- собачек, таблицы «Породы собак», рисунки детей, мини-сочинения детей о собаках.

    Оформление доски:

    Породы собак

    Собака- друг человека

    (рисунок собаки)

                              Жить на свете

                              Очень туго

                              Без подруги

                              Или друга.

                              Без тебя

                              И твой щенок

                              Нестерпимо

                              Одинок.

    Служебные

    Охотничьи

    Комнатно-

    декоративные

    Овчарка

    Лайка

    Боксер

    Дог

    Колли

    И др.

    Русская гончая

    Русская псовая

    Борзая

    Сеттер

    И др.

    Пудель

    Сенбернар

    Болонка

    Тойтерьер

    И др.

    Породы собак

    1. Из истории. «Что мы знаем о собаке».

    Учитель.                                                                                                                                             В день, наверно, раз по десять,                                                                                            Раз по триста каждый месяц                                                                                                                 Больше тысяч раз в году                                                                                                               В переулке и в саду,                                                                                                                                                             На вокзале, во дворе                                                                                                                На мосту, на пустыре                                                                                                                    На бульваре, на проспекте                                                                                                                      Вам встречались звери эти,                                                                                              Может даже Вы видали                                                                                                             На ошейнике медали?                                                                                                                А скажите, вам известно                                                                                                          Их отвага, ум и честность?                                                                                                                                                                       Вот об этом- то сейчас                                                                                                                       И пойдет у нас рассказ.  

    -О ком же будет наш разговор? (о собаках)

    -Тема нашего классного часа- «Собака- друг человека». Прочитайте слова, записанные на доске. Эти слова будут девизом нашего занятия.                                     (Звучит песня «Человек собаке друг»)

    -Сейчас на земном шаре нет такого места, где бы рядом с человеком не жила собака. Она помогает людям во всем.  А в те давние времена, когда охота была главным занятием, человек позавидовал быстроте и чутью собаки, а собака- уму и силе человека. С этого и началось. Собака пришла в пещеру человека и стала охотиться вместе с ним.                                                                              Собака быстро завоевала положение в обществе. Она помогала добывать пищу пещерным людям, вступала в битвы вместе с римскими воинами, охраняла замки сеньоров средневековья, принимала участие в пышных царских охотах, пасла стада, приспосабливалась к условиям жизни в городе.

    Ученица 1. Едва мы чуть-чуть обогнали мартышку,                                                                                                  К высотам прогресса направив шаги, -                                                                                                           За нами сейчас же погнались вприпрыжку                                                            Мордочка, хвост и четыре ноги.

    Порою с пути нам случается сбиться                                                                                       (Кругом темнота и не видно ни зги),                                                                                             Но нам не дадут насовсем заблудиться-                                                                  Мордочка, хвост и четыре ноги!

    Ученица 2. Пусть в чаще свирепые хищники воют-                                                                       Тебе не страшны никакие враги.                                                                                                                       –Не бойся, мы рядом!- тебя успокоят                                                                        Мордочка, хвост и четыре ноги.

    А если порою тоска тебя гложет                                                                                      (Бывает такая тоска- хоть беги!),                                                                                    Поверь, что никто тебе не поможет,                                                                                   Как мордочка, хвост и четыре ноги.

    Маленечко мяса, маленечко каши…                                                                                    (Короче, влезать не придется в долги!)                                                                      Матрасик в углу… И вот они- наши:                                                                             Мордочка, хвост и четыре ноги.

    -А сколько же у собаки профессий?! Собака и сторож, и поводырь, и геолог, и аквалангист, и санитар, и альпинист, и сапер, и космонавт.

    -Человек всегда старался вырастить таких собак, которые соответствовали бы его вкусам и нуждам, поэтому сегодня мы можем видеть породы любого размера, формата и окраса. Все породы собак делятся на три группы. (На доске таблица)  А для чего здесь волк? Наверное, эта фотография попала сюда по ошибке? (Нет, собака произошла от волка.)                                                                                                         Существует и другая классификация собак: охотничья, сторожевая, спасательная, рабочая, военная, овчарка, беговая, бойцовая, домашняя, проводник.

    1. Рассказ детей о породах собак.

    1 ученик. Русская псовая борзая- охотничья собака, выведенная в России. Узкая, высокая, длинная. Используется для охоты на зайцев, лисиц. Русская борзая обычно бывает уравновешенной, неагрессивной, мало лает; она послушна, льнет к своему хозяину, к другим злобна. Как и другие борзые, она любит пробежаться на воле. Большинство русских борзых плохо переносят жару.

    Учитель. Человек приручил собаку не только за охотничьи качества, но и за сторожевые.

    2 ученик. Доберман-пинчер- сторожевая собака, отличается преданностью, бесстрашием, злобностью и редким чутьем. Она недоверчива по отношению к чужим, в любых условиях защищает своего хозяина.

    Учитель. Определенные породы собак выведены специально для защиты домашних животных от хищников. Эти собаки известны под названием овчарок.

    3 ученик. Восточно-европейская овчарка- собака умная, смышленая, обладает острым чутьем, легко дрессируется, но для этого у неё должен быть только один хозяин. Эта овчарка используется не только в животноводстве, но и для розыскной службы, для охраны государственных границ. Она чаще других пород используется для сопровождения слепых.

    4 ученик. Шотландская овчарка- колли- пастушья собака. Колли можно доверить пасти овец и оленей. Колли- чуткие и даже нервные собаки, отличные товарищи, привязанные к своим хозяевам и любящие их детей.

    5 ученик. Самой известной породой спасательных собак является сенбернар. Триста лет назад эта крупная порода собак была выведена монахами в монастыре Святого Бернеса в Швейцарии и использовалась для поиска и спасения заблудившихся и замерзающих путников в горах. Сенбернар- добродушная собака, любящая детей.

    Учитель. (показываю картинки) А это- декоративные собаки: тойтерьер, шпиц, болонка, папильон. От этих собак тоже польза. Бесконечно преданные, они приносят радость одиноким людям.

    Ученик. Задирает Вовка нос.                                                                                                            У него отличный пёс,                                                                                                  Родословная в порядке-                                                                                                                Не какой-нибудь барбос.                                                                                                   Задирает Юрка нос,                                                                                                                                 У него не хуже пёс.                                                                                                                       Чистокровная овчарка-                                                                                                                    На таких особый спрос.                                                                                                              Мой щенок ещё не пёс:                                                                                                               Не окреп и не подрос.                                                                                                                                                                                     –Он у вас какой породы?-                                                                                                     Задает сосед вопрос.                                                                                                                        –На бульдога не похож.                                                                                                                    И на дога не похож.                                                                                                                      Он скорей всего дворняга                                                                                                                  И цена такому грош.                                                                                                                          Я в ответ махнул рукой.                                                                                                   Дорогой- недорогой,                                                                                                                              Умный, добрый и отважный-                                                                                                                     Вот породы он какой.

    Учитель. Почему-то к дворняжкам иногда бывает неправильное, несправедливое отношение. А ведь именно они, беспородные дворняжки, летали в космос. А вы знаете, как их зовут? (Белка и Стрелка)

    1. О науке кинологии

    Учитель. Существует наука, которая занимается изучением собак. А как ее называют, вы узнаете из стихотворения «Будущая профессия»

    Ученик.  Минералы ищет геолог,                                                                                       Языки изучает филолог,                                                                                                    Раскопки ведет археолог.                                                                                                           Это понятно, но                                                                                                                             Кто же такой кинолог-                                                                                                                     Тот, кто смотрит кино?                                                                                                                    Я кинологом стать хочу-                                                                                                          Кино-логия мне по плечу!                                                                                                            Но папа сказал: -А ну-ка,                                                                                                        Откроем словарь… Итак:                                                                                            «Кинология- это наука,                                                                                               Изучающая собак».                                                                                                           Решено- буду кинологом-                                                                                                                                  От собак не оттащите волоком!                                                                                                           Нравятся очень бульдоги мне                                                                                                       И другие четвероногие!..                                                                                                               …Вы кто: Археолог? Филолог? Геолог?-                                                                                Спросят меня и услышат в ответ:                                                                                                      -Я по профессии просто кинолог…                                                                                      Другими словами, собаковед!

    1. Чтение рассказа.

    Учитель. Французский писатель однажды сказал –«Мы в ответе за тех, кого приручили». Как вы думаете, к кому они относятся?

    Верно, они сказаны по отношению к людям, которые приручают живых существ. А как вы думаете, что значит «приручить»?

    В Словаре русского языка С.И.Ожегова говориться о том, что «приручить»- значит сделать ручным, послушным. Всегда ли люди понимают ответственность за прирученных животных? Послушайте внимательно рассказ Людмилы Алешиной «За что?..» («Классные классные дела» Стр.138-139)

    Давайте немного поразмышляем над услышанным.

    • Можно ли сказать, что Петровы приручили Топса?
    • Как вы думаете, почему хозяева не взяли Топса на новую квартиру?
    • Понимал ли хозяин свою ответственность за судьбу Топса? Почему вы так думаете?
    • Можем ли мы осудить поступок хозяина? Почему?
    • Что бы вы сделали на месте хозяина?
    • Почему рассказ называется «За что?..»?
    • Встречали ли вы брошенных собак?
    • Какие чувства они у вас вызывали?

    Ребята, когда я читала рассказ, то чувствовала, что вы очень переживаете за Топса. Мне кажется, что вы бы никогда не поступили так бездушно и безответственно, как это сделали Петровы. Я знаю, что у многих из вас дома есть животные, которых вы приручили. На своих рисунках вы изобразили их с большой любовью. Скажите несколько добрых слов о своих питомцах. (рассказ детей о своей собаке)

    Всякое случается в нашей жизни: можно о чем-то забыть, что-то сделать не так. Но всегда надо стараться исправить свою ошибку, быть ответственными за свой поступок.

    1. Игра «Угадай-ка»
    • Ребенок любой собаки? (щенок)
    •  А что за собака шагает рядом со старушкой?                                                                 Не спеша идет старушка?                                                                                          Рядом с ней шагают стружки.                                                                                     Да, охапка черных стружек,                                                                                     Только это лишь снаружи.                                                                                  Стружки- хвост, Макушка- стружки…                                                                                       А попробуй тронь старушку:                                                                                        Вот тогда узнают люди,                                                                                                 Что внутри- собака… (пудель)
    • Спокойны вы в своем обличии,                                                                                      С детьми добры до неприличия,                                                                                     К тому ж крупны и обаятельны.                                                                         Походка ваша привлекательна                                                                                Своей медлительной вальяжностью,                                                                                 Но вы не оттолкнете важностью!                                                                                               Есть добродушия в вас дар,                                                                                             Ваш покровитель… (сенбернар)
    • Вы добродушны, но отважны.                                                                                               Любой подумать должен дважды,                                                                       Чтоб биться с вами наравне,                                                                                    Ведь силы надобно вдвойне!                                                                                Игривы, говорят, до старости,                                                                                                    Но не расположены вы к шалости.                                                                                                 Крут темперамент, зуб остер,                                                                           Готовы к битве, как… (боксер)
    • А ваш характер виден сразу,                                                                                             И внешний вид приятен глазу!                                                                                           Простор вам нужен: сад и дом,                                                                                                 Чтоб обойти их все кругом.                                                                                        Людьми и обществом любимы,                                                                                       В своих трудах неутомимы.                                                                                            Что ж, карты нам скрывать доколе?                                                                     Ведь здесь любой узнает… (колли)
    • А каждую из этих трех собак, вы могли видеть в фильмах. Каких? (лайка, сенбернар, дог) (Балто, Бетховен, 101 далматинец)

    -А вы знаете,  что некоторым собакам установлены памятники.

    На Аляске- вожаку упряжки Балту, доставившему во время эпидемии лекарство в занесённом снегом поселке установлен памятник.

    В Ленинграде, где жил и работал великий русский ученый академик И.П.Павлов, сооружен памятник собаке, служащей науке.

    В Берлине- собаке-проводнику слепых

    В Италии- Верному, который 14 лет каждый вечер приходил встречать хозяина, убитого на войне.

    1. Итог

    Собака- друг человека. Как часто человек забывает об этом. Сначала приручает, заботится, а потом, когда животное надоест или заболеет, выбрасывает его, как надоевшую игрушку. Но ведь мы с вами, после сегодняшнего классного часа, будем помнить о том, что мы в ответе за тех, кого приручили!

    (Дети поют песню)

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Классный час "Собака - друг человека"

    Материал классного часа познакомит детей с разными породами собак, отличительными признаками собак, с их ролью в жизни человека....

    "Собака- друг человека" - классный час

    Занятие по внеурочной деятельности "Собака - друг человека". В ходе занятия детьми и учителем создаётся номер журнала о собаках в годы Великой Отечественной войны. Данное мероприятие относится кнравст...

    Классный час «Собака – друг человека»

    Разработка классного часа...

    Классный час "Собака - друг человека"

    Классный час для детей 1-2 класса, в котором идет рассказ о разных породах собак, дружбе собаки и человека....

    Классный час "Собака - лучший друг человека".

    Презентация по воспитательной работе....

    Презентация к классному часу "Собака-друг человека"

    middot;        Познакомить детей с историей одомашнивания собаки.·        Расширить знания детей о породах собак, их назна...