Пояснительная записка к рабочей программе по литературному чтению 3 класс
календарно-тематическое планирование по чтению (3 класс) по теме

 

     Данная рабочая программа по литературному чтению в 3 классе на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе общеобразовательной программы  «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ; государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) и среднего (полного) общего образования»  и адаптирована к ШУП 3 класса на 2011 – 2012 учебный год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

к рабочей программе по литературному чтению

3 класс

     Данная рабочая программа по литературному чтению в 3 классе на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе общеобразовательной программы  «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ; государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) и среднего (полного) общего образования»  и адаптирована к ШУП 3 класса на 2011 – 2012 учебный год.

Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом, в который входят учебник «Литературное чтение» (2 части), методические рекомендации автора учебника (автор Э.Э.Кац ).

По базисному плану на программу отводится 102 часа из расчета 3 часа в неделю. В основе программы лежит « Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года», определяющая необходимость целенаправленной и систематической работы для достижения следующих целей

•        формирование потребности чтения художественной литературы;

•        формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;

•        освоение литературоведческих знаний и различных способов деятельности, необходимых для « проникновения» в художественный текст;

•        формирование коммуникативной инициативы, готовности к сотрудничеству;

•        обогащение представлений ребенка об окружающем мире.

Реализацию регионального компонента на уроках русского языка во втором классе планируется проводить при знакомстве с произведениями о природе родного края

Таким образом, данная рабочая программа по литературному чтению для 3 класса:

•        соответствует ФГОС;

•        сохраняет особенности программы по литературному чтению для 3 класса, разработанной Э.Э.Кац.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

«Литературное чтение»

3 КЛАСС (102 ч)

Круг чтения

«Уж небо осенью дышало...»(10ч)

К. Паустовский «Барсучий нос», «Подарок»; М. Пришвин из книги «Дорога к другу»; И. Бунин «Листопад»; Н. Рубцов «У сгнившей лесной избушки...»

Самостоятельное чтение. М. Пришвин — из книги «Лесная капель»; А. Фет «Осенняя роза»; А. Жигулин «Загорелась листва на березах...»

Народные сказки(8ч)

Русские сказки «Семь Симеонов», «Иван — крестьянский сын и чудо-юдо»; литовская сказка «Жаба-королева»; таджикская сказка «Птица Кахна»; китайская сказка «Как юноша любимую искал».

Самостоятельное чтение. Русская сказка «Царевна-лягушка»; казахская сказка «Мастер Али».

Поэтические страницы(5ч)

А. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый...»; Ю. Мориц «Песенка про сказку»; немецкая баллада «Маленький скрипач»; Г. Сапгир «Сны».

Самостоятельное чтение. К. Бальмонт «У чудищ»; С. Островой «Сказки».

О мужестве и любви(8ч)

В. Белов «Верный и Малька», «Малька провинилась», «Еще про Мальку»; И. Тургенев «Воробей»; Н. Гарин-Михайловский «Тёма и Жучка»; Л. Толстой «Прыжок».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Белогрудка»; Е. Винокуров «Со мной в одной роте».

«Зимы ждала, ждала природа...»(7ч)

 А. Пушкин «В тот год осенняя погода...», «Зимнее утро», «Зимняя дорога»; Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою», С. Есенин «Разгулялась вьюга...».

Самостоятельное чтение. И. Бунин «Первый снег»; А. Твардовский «Утро»; М. Пришвин из книги «Глаза земли».

Авторские сказки(11ч)

А. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»; X. К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»; Л. Толстой «Царь и рубашка».

Самостоятельное чтение. X. К. Андерсен «Штопальная игла»; С. Седов «Король красуется».

Басни(7ч)

О. Мандельштам «Муха»; Эзоп «Мухи», «Кошка и мыши»; Л. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»; И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки»».

Пословицы(1ч)

Самостоятельное чтение. Федр «Лягушка и мышь»; Л. Толстой «Комар и лев»; И. Крылов «Мышь и Крыса».

Братья наши меньшие(10ч)

А. Чехов «Белолобый»; М. Пришвин «Лимон»; Л. Толстой «Лев и собачка»; К. Паустовский «Кот Ворюга».

Самостоятельное чтение. Саша Черный «Осленок»; А. Куприн «Завирайка».

О совести и долге(12ч)

Ю. Яковлев «Полосатая палка»; А. Платонов «Разноцветная бабочка»; А. Кешоков «Мне больно, мальчики»; К. Паустовский «Теплый хлеб».

Самостоятельное чтение. К. Ушинский «Слепая лошадь»; Р. Сеф «Добрый человек».

Весна пришла(8ч)

Русские народные песни «Жаворонушки», «Березонька»; А. Фет «Весенний дождь», «Рыбка»; К. Бальмонт «Золотая рыбка»; М. Пришвин «Лесная капель».

Самостоятельное чтение. В. Астафьев «Весенний остров»; О. Дриз «Как сделать утро волшебным».

И в шутку, и всерьез(15ч)

Шутки-прибаутки; русская сказка «Болтливая баба»; А. Линдгрен «Как Эмиль угодил головой в супницу»; С. Маршак «Про двух соседей», «Старуха, дверь закрой!»; М. Зощенко «Великие путешественники».

Самостоятельное чтение. А. Усачев «На чем держится Земля»; А. Дорофеев «Укушенные».

Планируемые результаты по освоению программы по

литературному чтению

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

    правильно выбирать нужную интонацию, темп и громкость прочтения, определять место логического ударения.

      Работа с текстом и книгой

      Развитие умения понимать смысл заглавия, его связь с содержанием произведения.

      Формирование умения выявлять взаимосвязь описываемых в произведении событий, определять тему и главную мысль изучаемого произведения.

      Обучение постановке вопросов к прочитанному, развитие умения пересказывать небольшой текст подробно, выборочно, творчески (от лица героя).

      Обучение составлению плана произведения (в виде простых повествовательных или вопросительных предложений).

      Дальнейшее развитие умения давать характеристику герою с опорой на текст, сопоставлять героев одного и нескольких произведений.

      Развитие внимания к внутренней жизни других людей и к своим переживаниям, умение соотносить внутреннее состояние с его внешними проявлениями.

      Формирование умения высказывать личное отношение к произведению, объясняя свою позицию.

      Развитие внимания к позиции автора и его отношению к героям произведения, формирование умения определять с помощью учителя средства выражения этого отношения.

      Формирование внимания к предисловию и послесловию книги; развитие умения делать подборку книг определенного автора и жанра; представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

      Формирование умения пользоваться словарем синонимов, помещенным в учебнике, детским толковым словарем.

К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

-      объяснять смысл заглавия, его связь с содержанием произведения;

-      определять тему и главную мысль произведения;

-      ставить вопросы к тексту и пересказывать его (творчески, выборочно);

-      составлять план произведения, рассказы о героях;

-      сопоставлять разных героев;

-      определять свое отношение к произведению и героям, объяснять его;

-      выявлять отношение автора к персонажам;

-      делать подборку книг определенного автора, представлять книгу, опираясь на титульный лист, оглавление, предисловие.

      Развитие воображения, речевой творческой деятельности

      Развитие умения читать по ролям, инсценировать фрагменты и небольшие тексты, самостоятельно работать над выразительным чтением стихотворений и прозаических фрагментов произведений для чтения их перед группой учащихся.

      Формирование умения создавать словесные иллюстрации к художественному произведению.

      Развитие умения вести рассказ от лица героя, помещать его в новую ситуацию.

      Формирование умения писать сочинение на заданную тему по плану, составленному с помощью учителя, создавать описания миниатюры.

      Развитие умения сочинять сказки, рассказы, стихотворения.

      К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

  - создавать словесные иллюстрации к художественному тексту

  -вести рассказ от лица героя;

-   читать текст по ролям, участвовать в инсценировках.

      Литературоведческая пропедевтика

      Знакомство с художественными особенностями сказок, их лексикой, композицией.

      Расширение и углубление представления о сказке, рассказе. Знакомство с новым жанром - басней - через сравнение со сказкой, стихотворением.

      Знакомство с изобразительными средствами языка: метафорой, олицетворением. Формирование умения выделять их в тексте, определять с помощью учителя их значение в художественной речи.

      Закрепление и развитие на новом литературном материале представлений о литературоведческих понятиях, введенных во втором классе.

      К концу 3 класса учащиеся должны уметь:

-      различать сказку и рассказ, сказку о животных и басню, басню и стихотворение, объясняя      отличия;

-      различать малые фольклорные жанры (пословицы, загадки, скороговорки, колыбельные и др.);

-      находить в тексте сравнения, метафоры, олицетворения;

-      выделять портрет героя, его поступки, речь, описание природы, интерьера комнат.

Список литературы

 1.Обучение в 3 классе по учебнику «Литературное чтение» . Э.Э. Кац: программа, методические рекомендации, тематическое планирование/ Э.Э. Кац -М.:АСТ Астрель, 2006

2. Учебник «Литературное чтение» . Э.Э. Кац:М.:АСТ Астрель, 2006

3.        Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению:3 класс.-М.:ВАКО,2010.

4.Журнал «Начальная школа»

5. «Чтение 1-4 кл.»-тексты для проверки техники и выразительности чтения.

Н.В.Лободина, издательство «Учитель»,2006г.

6. «Контрольные работы в начальной школе по чтению» В.Г.Горецкий, Л.И.Тикунова,издательство«Дрофа»2006г.

№п/п

Тема раздела,урока

Кол-во

часов

Дата проведения

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.

36.

37.

38.

39.

40.

41.

42.

43.

44.

45.

46.

47.

48.

49.

50.

51.

52.

53.

54.

55.

56.

57.

58.

59.

60.

61.

62.

63.

64.

65.

66.

67.

68.

69.

70.

71.

72.

73.

74.

75.

76.

77.

78.

79.

80.

81.

82.

83.

84.

85.

86.

87.

88.

89.

90.

91.

92.

93.

94.

95.

96.

97.

98.

99.

100.

101.

102.

Уж небо осенью дышало

10часов(9ч+1ч вн.чт.)

К.Г. Паустовский "Барсучий нос"

К.Г. Паустовский "Барсучий нос"

К.Г. Паустовский "Барсучий нос"

И.А. Бунин "Листопад

И.А. Бунин "Листопад

М.М. Пришвин "Хрустальный день" "Капитан-паук", "Недосмотренные грибы"

Н. Рубцов "У сгнившей лесной избушки..."

К.Г. Паустовский "Подарок"

К.Г. Паустовский "Подарок"

Внеклассное чтение

Народные сказки

8часов(7ч+1вн.чт)

"Семь Симеонов" (русская народная сказка)

"Семь Симеонов" (русская народная сказка)

"Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо" (русская народная сказка)

"Иван крестьянский сын и Чудо-Юдо" (русская народная сказка)

Жаба-королева" (литовская народная сказка)

"Птица Кахна" (таджикская народная сказка)

Как юноша любимую искал" (китайская народная сказка)

Внеклассное чтение

Поэтические страницы(5ч)

А.С. Пушкин "У лукоморья дуб зеленый..." (отрывок)

Ю. Мориц "Песенка про сказку"

"Маленький скрипач" (немецкая народная баллада)

Г. Сапгир "Сны"

Внеклассное чтение

О мужестве и любви(8ч)

В. Белов "Верный и Малька" "Малька провинилась"

"Еще про Мальку

В. Белов "Верный и Малька" "Малька провинилась"

"Еще про Мальку

И.С. Тургенев "Воробей

Н.Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка"

Н.Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка"

Н.Г. Гарин-Михайловский "Тема и Жучка"

Л.Н. Толстой "Прыжок" (быль)

Внеклассное чтение

Зимы ждала, ждала природа...

7часов(5ч+2вн.чт.)

С. Есенин "Разгулялась вьюга..."

А.С. Пушкин "В тот год осенняя погода..." (отрывок из романа "Евгений Онегин""Зимнее утро", "Зимняя дорога" (отрывок)

А.С. Пушкин "В тот год осенняя погода..." (отрывок из романа "Евгений Онегин""Зимнее утро", "Зимняя дорога" (отрывок)

А.С. Пушкин "В тот год осенняя погода..." (отрывок из романа "Евгений Онегин","Зимнее утро" "Зимняя дорога" (отрывок)

Ф.И. Тютчев "Чародейкою Зимою..."

Внеклассное чтение

 Внеклассное чтение

Авторские сказки(11ч)

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

А.С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик

Х.К. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик

Л.Н. Толстой «Царь и рубашка»

Внеклассное чтение

Внеклассное чтение

Басни(8ч)

О. Мандельштам «Муха»,Эзоп «Мухи»,«Кошка и мыши

О. Мандельштам «Муха»,Эзоп «Мухи»,«Кошка и мыши

О. Мандельштам «Муха»,Эзоп «Мухи»,«Кошка и мыши

Л.Н. Толстой «Отец и сыновья», «Лгун»

И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки»

И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська» ,«Две Бочки»

И.А. Крылов «Лебедь, Щука и Рак», «Слон и Моська», «Две Бочки»

Пословицы

Братья наши меньшие(10ч)

А.П. Чехов «Белолобый»

А.П. Чехов «Белолобый»

А.П. Чехов «Белолобый»

М.М. Пришвин «Лимон»

М.М. Пришвин «Лимон»

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

Л.Н. Толстой «Лев и собачка»

К.Г. Паустовский «Кот Ворюга»

К.Г. Паустовский «Кот Ворюга»

Внеклассное чтение

О совести и долге(12ч)

Ю. Яковлев "Полосатая палка" (в сокращении)

Ю. Яковлев "Полосатая палка" (в сокращении)

Ю. Яковлев "Полосатая палка" (в сокращении)

А. Платонов "Разно цветная бабочка" (легенда)

А. Платонов "Разно цветная бабочка" (легенда)

А. Платонов "Разно цветная бабочка" (легенда)

А. Кешоков "Мне больно, мальчики»

К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"

К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"

К.Г. Паустовский "Теплый хлеб"

Внеклассное чтение

Внеклассное чтение

Весна пришла(8ч)

«Жаворонушки..." "Березонька"

(народные песни..К. Д. Ушинский «Слепая лошадь».

Роман Сеф  «Добрый человек»

«Жаворонушки..." "Березонька"

(народные песни..К. Д. Ушинский «Слепая лошадь».

Роман Сеф  «Добрый человек»

А.А. Фет "Весенний дождь"

М.М. Пришвин "Лесная капель"

К.Д. Бальмонт "Золотая рыбка"

А.А. Фет "Рыбка»

Внеклассное чтение

Внеклассное чтение

И в шутку и всерьез(15ч)

Шутки-прибаутки

"Болтливая баба" (русская народная сказка)

А. Линдгрен "Как Эмиль угодил головой в супницу" (из книги "Приключения Эмиля из Леннеберги")

А. Линдгрен "Как Эмиль угодил головой в супницу" (из книги "Приключения Эмиля из Леннеберги")

А. Линдгрен "Как Эмиль угодил головой в супницу" (из книги "Приключения Эмиля из Леннеберги")

С. Маршак "Про двух соседей" (кавказская народная сказка) "Старуха, дверь закрой!" (народная сказка)

С. Маршак "Про двух соседей" (кавказская народная сказка) "Старуха, дверь закрой!" (народная сказка)

С. Маршак "Про двух соседей" (кавказская народная сказка) "Старуха, дверь закрой!" (народная сказка)

М. Зощенко "Великие путешественники"

М. Зощенко "Великие путешественники"

М. Зощенко "Великие путешественники"

Внеклассное чтение

Резервный урок

Резервный урок

Резервный урок

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония

Рабочая программа по литературному чтению1 класс УМК Гармония...

Рабочая программа по литературному чтению1 класс

Уровень общего образования – начальное общее (1 класс)Количество часов – 126 часовПрограмма по предмету составлена  на основе авторской программы пообучению грамоте Н.Г. Агарковой,  Ю.А. Ага...


 

Комментарии

Данная рабочая программа по литературному чтению в 3 классе на 2011 – 2012 учебный год составлена на основе общеобразовательной программы «Планета знаний» (под общей редакцией И.А.Петровой), допущенной Министерством образования и науки РФ; государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом МО РФ от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» и в соответствии с новым федеральным базисным учебным планом, утверждённым приказом МО РФ от 09.03.2004 г. № 1312 « Об утверждении федерального базисного учебного плана для начального общего, основного общего и среднего (полного) и среднего (полного) общего образования» и адаптирована к ШУП 3 класса на 2011 – 2012 учебный год.