Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Иванюк Лилия Николаевна

Эта рабочая программа для 3 класса  к учебнику  Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкий «Родная речь»3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_literaturnomu_chteniyu_3_klass_.doc417.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО

_____________/____________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________2011___г.

«Согласовано»

Заместитель руководителя по УВР МБОУ «СОШ »

_____________/Петухова В.Г.

ФИО

 «__»____________2011___г.

«Утверждено»

Руководитель МБОУ «Лотошанская СОШ»

___________/Левишко О.С.

ФИО

___ от «__»____2011___г.

                                                         РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПЕДАГОГА

                                   Иванюк Лилии  Николаевны(II квалификационная категория)

                                                     по литературному чтению для 3  класса

                                                                   2012-2013 учебный год

                                                                      МКОУ   Лотошанская СОШ

                             

                                           

                                                                                  Пояснительная записка

Рабочая программа по Литературному чтению  создана на основе Федерального компонента государственного стандарта  начального общего образования, примерной программы по литературному чтению, федерального перечня учебников допущенных Министерством образования Российской Федерации, с учетом требований к оснащению образовательного процесса, в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования, авторского тематического планирования; базисного учебного плана 2012-2013 уч.год, авторской программы  Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкого, М.В.Головановой «Литературное чтение» для 2-4 классов четырехлетней начальной школы, утверждённой МО РФ (Москва, 2006 г.)

Место предмета в учебном базисном плане:

В 3   классе программа рассчитана на 3 часа в неделю - 102 часа в год .

Литературное чтение — один из основных предметов в обучении младших школьников. Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.

                                                                                                      СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Виды речевой и читательской деятельности

Умение слушать (аудирование)

Восприятие на слух звучащей речи (высказывание собеседника, слушание различных текстов). Адекватное понимание содержания звучащей речи, умение отвечать на вопросы по содержанию прослушанного произведения, определение последовательности событий, осознание цели речевого высказывания, умение задавать вопросы по прослушанному учебному, научно-познавательному и художественному произведениям.

Развитие умения наблюдать за выразительностью речи, за особенностью авторского стиля.

Чтение

Чтение вслух. Ориентация на развитие речевой культуры учащихся формирование у них коммуникативно-речевых умений и навыков.

Постепенный переход от слогового к плавному, осмысленному, правильному чтению целыми словами вслух. Темп чтения, позволяющий осознать текст. Постепенное увеличение скорости чтения. Соблюдение орфоэпических и интонационных норм чтения. Чтение предложений с интонационным выделением знаков препинания. Понимание смысловых особенностей разных по виду и типу текстов, передача их с помощью интонирования. Развитие поэтического слуха. Воспитание эстетической отзывчивости на произведение. Умение самостоятельно подготовиться к выразительному чтению небольшого текста (выбрать тон и темп чтения, определить логические ударения и паузы).

Развитие умения переходить от чтения вслух и чтению про себя.

Чтение про себя. Осознание смысла произведения при чтении про себя (доступных по объёму и жанру произведений). Определение вида чтения (изучающее, ознакомительное, выборочное), умение находить в тексте необходимую информацию, понимание её особенностей.

Работа с разными видами текста

Общее представление о разных видах текста: художественном, учебном, научно-популярном — и их сравнение. Определение целей создания этих видов текста. Умение ориентироваться в нравственном содержании художественных произведении, осознавать сущность поведения героев.

Практическое освоение умения отличать текст от набора предложений. Прогнозирование содержания книги по её названию и оформлению.

Самостоятельное определение темы и главной мысли произведения по вопросам и самостоятельное деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Умение работать с разными видами информации.

Участие в коллективном обсуждении: умение отвечать на вопросы, выступать по теме, слушать выступления товарищей, дополнять ответы по ходу беседы, используя текст. Привлечение справочных и иллюстративно-изобразительных материалов

Библиографическая культура

Книга как особый вид искусства. Книга как источник необходимых знаний. Общее представление о первых книгах на Руси и начало книгопечатания. Книга учебная, художественная, справочная. Элементы книги: содержание или оглавление, титульный лист, аннотация, иллюстрации.

Умение самостоятельно составить аннотацию.

Виды информации в книге: научная, художественная (с опорой на внешние показатели книги, её справочно-иллюстративный материал.

Типы книг (изданий): книга-произведение, книга-сборник, собрание сочинений, периодическая печать, справочные издания (справочники, словари, энциклопедии).

Самостоятельный выбор книг на основе рекомендательного списка, алфавитного и тематического каталога. Самостоятельное пользование соответствующими возрасту словарями и другой справочной литературой.

Работа с текстом художественного произведения

Определение особенностей художественного текста: своеобразие выразительных средств языка (с помощью учителя). Понимание заглавия произведения, его адекватное соотношение с содержанием.

Понимание нравственно-эстетического содержания прочитанного произведения, осознание мотивации поведения героев, анализ поступков героев с точки зрения норм морали. Осознание понятия «Родина», представления о проявлении любви к Родине в литературе разных народов (на примере народов России). Схожесть тем и героев в фольклоре разных народов. Самостоятельное воспроизведение текста с использованием выразительных средств языка (синонимов, антонимов, сравнений, эпитетов), последовательное воспроизведение эпизодов с использованием специфической для данного произведения лексики (по вопросам учителя), рассказ по иллюстрациям, пересказ.

Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и события. Анализ (с помощью учителя) поступка персонажа и его мотивов. Сопоставление поступков героев по аналогии или по контрасту. Характеристика героя произведения: портрет, характер, выраженные через поступки и речь. Выявление авторского отношения к герою на основе анализа текста, авторских помет, имён героев.

Освоение разных видов пересказа художественного текста: подробный, выборочный и краткий (передача основных мыслей).

Подробный пересказ текста (деление текста на части, определение главной мысли каждой части и всего текста, озаглавливание каждой части и всего текста): определение главной мысли фрагмента, выделение опорных или ключевых слов, озаглавливание; план (в виде назывных предложений из текста, в виде вопросов, в виде самостоятельно сформулированных высказываний) и на его основе подробный пересказ всего текста.

Самостоятельный выборочный пересказ по заданному фрагменту: характеристика героя произведения (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить рассказ о герое), описание места действия (выбор слов, выражений в тексте, позволяющих составить данное описание на основе текста). Вычленение и сопоставление эпизодов из разных произведений по общности ситуаций, эмоциональной окраске, характеру поступков героев.

Развитие наблюдательности при чтении поэтических текстов. Развитие умения предвосхищать (предвидеть) ход развития сюжета, последовательности событий.

Умение говорить (культура речевого общения)

Осознание диалога как вида речи. Особенности диалогического общения: умение понимать вопросы, отвечать на них и самостоятельно задавать вопросы по тексту; внимательно выслушивать, не перебивая, собеседника и в вежливой форме высказывать свою точку зрения по обсуждаемому произведению (художественному, учебному, научно-познавательному). Умение проявлять доброжелательность к собеседнику. Доказательство собственной точки зрения с опорой на текст или личный опыт. Использование норм речевого этикета в процессе общения. Знакомство с особенностями национального этикета на основе литературных произведений.

Работа со словом (распознавать прямое и переносное значение слов, их многозначность), целенаправленное пополнение активного словарного запаса. Работа со словарями.

Умение построить монологическое речевое высказывание небольшого объёма с опорой на авторский текст, по предложенной теме или в форме ответа на вопрос. Формирование грамматически правильной речи, эмоциональной выразительности и содержательности. Отражение основной мысли текста в высказывании. Передача содержания прочитанного или прослушанного с учётом специфики научно-популярного, учебного и художественного текстов. Передача впечатлений (из повседневной жизни, художественного произведения, изобразительного искусства) в рассказе (описание, рассуждение, повествование). Самостоятельное построение плана собственного высказывания. Отбор и использование выразительных средств (синонимы, антонимы, сравнения) с учётом особенностей монологического высказывания.

Устное сочинение как продолжение прочитанного произведения, отдельных его сюжетных линий, короткий рассказ по рисункам либо на заданную тему.

Письмо (культура письменной речи)

Нормы письменной речи: соответствие содержания заголовку (отражение темы, места действия, характеров героев), использование в письменной речи выразительных средств языка (синонимы, антонимы, сравнения) в мини-сочинениях (повествование, описание, рассуждение), рассказ на заданную тему, отзыв о прочитанной книге.

Круг детского чтения

Знакомство с культурно-историческим наследием России, с общечеловеческими ценностями.

Произведения устного народного творчества разных народов (малые фольклорные жанры, народные сказки о животных, бытовые и волшебные сказки народов России и зарубежных стран). Знакомство с поэзией А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, А.П. Чехова и других классиков отечественной литературы XIX—XX вв., классиков детской литературы, знакомство с произведениями современной отечественной (с учётом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступными для восприятия младших школьников.

Тематика чтения обогащена введением в круг чтения младших школьников мифов Древней Греции, житийной литературы и произведений о защитниках и подвижниках Отечества.

Книги разных видов: художественная, историческая, приключенческая, фантастическая, научно-популярная, справочно-энциклопедическая литература, детские периодические издания.

Основные темы детского чтения: фольклор разных народов, произведения о Родине, природе, детях, братьях наших меньших, добре, дружбе, честности, юмористические произведения.

Литературоведческая пропедевтика

(практическое освоение)

Нахождение в тексте художественного произведения (с помощью учителя) средств выразительности: синонимов, антонимов, эпитетов, сравнений, метафор и осмысление их значения.

Первоначальная ориентировка в литературных понятиях: художественное произведение, искусство слова, автор (рассказчик), сюжет (последовательность событий), тема. Герой произведения: его портрет, речь, поступки, мысли, отношение автора к герою.Общее представление об особенностях построения разных видов рассказывания: повествования (рассказ), описания (пейзаж, портрет, интерьер), рассуждения (монолог героя, диалог героев).Сравнение прозаической и стихотворной речи (узнавание, различение), выделение особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма).Фольклорные и авторские художественные произведения (их различение).Жанровое разнообразие произведений. Малые фольклорные формы (колыбельные песни, потешки, пословицы, поговорки, загадки): узнавание, различение, определение основного смысла. Сказки о животных, бытовые, волшебные. Художественные особенности сказок: лексика, построение (композиция). Литературная (авторская) сказка. Рассказ, стихотворение, басня — общее представление о жанре, наблюдение за особенностями построения и выразительными средствами.

                                                                                       

        3 класс Основные разделы:

№ п/п

Наименование темы

Всего часов

6.

Были-небылицы

1.

Устное народное творчество

10ч

7.

По страницам детских журналов.

2.

Собирай по ягодке - наберешь кузовок

12ч

8.

Страницы русской классики.

3.

Великие русские писатели

18ч

9.

Литературные сказки

4.

Поэтическая тетрадь

12ч

10.

Люби живое

18ч

5.

Зарубежная литература

Итого: 102 часа

Тематическое планирование


п\п

Наименование раздела программы

Тема урока

Количество часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню подготовленности учащихся

Вид контроля

Элементы дополнительного содержания

Домашнее

 задание

Дата проведения

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

1/1

Устное народное творчество 10ч

Инструктаж по технике безопасности и охране труда. Рукописные книги Древней Руси

1

Комбинированный

Произведения устного народного творчества

Учащиеся должны знать (понимать) различные произведения устного народного творчества.

Учащиеся должны, уметь приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки)

Фронтальный, индивидуальный опрос

Выразительное чтение

2/2

Первопечатник Иван Федоров

1

Изучение нового материала

Способ чтения: чтение целыми словами с переходом на определение смысла фразы, опережающее прочтение

Фронтальный, индивидуальный опрос

Выразительное чтение

3/3

Русские народные песни. Небылицы. Документальные сказки

1

Комбинированный

Выразительное чтение

4–5 /4-5

Сестрица Аленушка и братец Иванушка

2

Урок

с использованием ТСО

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка; литературная сказка,

Учащиеся должны уметь:

– определять тему и главную мысль произведения;

– пересказывать текст объемом не более 1,5 страниц;
– делить текст

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ*; пересказ, составление плана*


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

6–7 /6-7

Иван-царевич

и Серый волк

2

Урок с использованием ТСО

рассказ, повесть, стихотворение, басня

на смысловые части;
– составлять его простой план

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ*, составление плана*; выразительное чтение, пересказ, рисунок*

8–9 /8-9

Сивка-бурка

2

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного отношения к прочитанному. Пересказ текста

Учащиеся должны уметь: 

– читать осознанно текст;

– определять тему, главную мысль произведения;

– пересказывать текст

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ, рисунок*

10/10

Обобщение. Устное народное творчество

1

Комбинированный

Фронтальный

Ответы на вопросы раздела, с. 51–58

11/1

Страницы русской классики 8ч

Ф. И. Тютчев

«Весенняя гроза»

1

Изучение нового материала

Произведения выдающихся представителей русской литературы (И. А. Крылов, А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Н. А. Некрасов, Л. Н. Толстой,
С. А. Есенин); классиков советской детской литературы;

произведения

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть
(по выбору).
Учащиеся должны
знать\понимать:
– названия, основное содержание изученных литературных произведений;

– имена, фамилии их авторов

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение; чтение  наизусть*

12/2

А. А. Фет «Мама, глянь-ка, из окошка…»

1

Выразительное чтение; чтение  наизусть


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

13/3

А. А. Фет «Зреет рожь над жаркой нивой»

Изучение нового материала

современной отечественной

литературы
(с учетом многонационального характера России) и зарубежной литературы, доступные для восприятия младшими школьниками

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

14/4

И. С. Никитин «Полно, степь моя…»

1

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

15/5

И. С. Никитин «Утро. Встреча зимы»

1

Изучение нового материала

Чтение наизусть: умение заучивать стихотворения с помощью иллюстрации и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией
(с предварительной самостоятельной подготовкой)

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, рисунок*

16,17/6-7

И. З. Суриков «Детство. Зима»

1

Изучение нового материала

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, чтение наизусть

18/8

Обобщение. Страницы русской классики

1

Комбинированный

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, с. 78–80


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

19/1

Великие русские писатели 18ч

Внеклассное чтение. Любимые стихи. А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

1

Комбинированный

Чтение любимых стихотворений по собственному выбору и желанию

Учащиеся должны уметь осуществлять выбор произведений для чтения перед аудиторией

Фронтальный, индивидуальный

Осуществлять выбор книг на основе рекомендованного списка, картотеки, открытого доступа к детским книгам в библиотеке

Выразительное чтение, чтение наизусть*

20/2

А. С. Пушкин «За весной, красой природы»

1

Изучение нового материала

Восприятие на слух и понимание художественных произведений

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, рисунок*

21–22 /3-4

А. С. Пушкин «Зимнее утро», «Зимний вечер»

2

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, чтение наизусть*

23–26

/5-8

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его…»

4

Комбинированный

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос

Фронтальный, индивидуальный

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью

Выразительное чтение, план*

27/9

И. А. Крылов «Мартышка и очки»

1

Урок  

с использованием ТСО

Декламация произведений. Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение, выразительно читать

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Индивидуальный

Выразительное чтение по ролям, наизусть*


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

28/  

10

И. А. Крылов «Зеркало и обезьяна»

1

Изучение нового материала

по книге или наизусть стихи и басни перед аудиторией

Индивидуальный

Выразительное чтение по ролям, наизусть

29

/11

И. А. Крылов

«Ворона и Лисица»

1

Урок

с использованием ТСО

Чтение наизусть

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть

Индивидуальный

Выразительное чтение по ролям, наизусть

30

/12

М. Ю. Лермонтов «Утес.», «Горные вершины»

1

Изучение нового материала

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

31,32

/13-14

А. Н. Толстой «Акула. Прыжок»

2

Изучение нового материала

Первоначальное литературное образование. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Учащиеся должны уметь:
– читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

– определять тему и главную мысль произведения;
– пересказывать текст;
– приводить примеры художественных произведений

Фронтальный, индивидуальный

Характер героя, его поступки и мотивы

Выразительное чтение, пересказ

33/15

Л. Н. Толстой «Лев и собачка»

1

Изучение нового материала

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Выражение личного от-

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

34

/16

Л. Н. Толстой «Какая бывает роса на траве»

1

Изучение нового материала

ношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения. Пересказ текста

разной тематики по изученному материалу

Фронтальный, индивидуальный

35

17

Обобщение.

Л. Н. Толстой

1

Обобщающий урок

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, с. 163

36

/18

Обобщение. Великие русские писатели

1

Обобщающий урок

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, с.64–167

37/1

Поэтическая тетрадь 6ч

А. Н. Некрасов «Славная осень»

1

Изучение нового материала

Чтение наизусть: умение заучивать стихотворение с помощью иллюстраций и опорных слов, выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, рисунок*

38

/2

А. Н. Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»

1

Комбинированный

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

39

/3

К. Д. Бальмонт «Золотое слово»

1

Изучение нового материала

(с предварительной самостоятельной подготовкой)

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

40

/4















Литературные сказки 6ч

И. А. Бунин «Детство»

1

Комбинированный

Учащиеся должны знать (понимать) содержание прочитанного.

Учащиеся должны уметь отвечать на вопросы по содержанию произведения, характеризовать выразительные средства

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

41

/5

И. А. Бунин «Полевые цветы»

1

Комбинированный

Выразительное чтение

42

/6

Обобщение. Поэтическая тетрадь

1

Обобщающий урок

Отзыв о понравившемся произведении

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, с. 178

43/1

Внеклассное чтение. «Лес не школа, а всему учит». Д. И. Мамин-Сибиряк «Аленушкины сказки»

1

Комбинированный

Участие в диалоге при обсуждении произведения

Учащиеся должны уметь определять тему и главную мысль произведения

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ

44–45

/2-3

В. М. Гаршин «Лягушка-путешест-венница»

2

Изучение нового материала

Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений;

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, составление плана, пересказ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

46/4

В. Ф. Одоевский «Мороз Иванович»

1

Изучение нового материала

Жанровое разнообразие предлагаемых к изучению произведений: малые фольклорные

– имена, фамилии

их авторов.
Учащиеся должны
уметь:

– составлять небольшое монологическое высказывание

Фронтальный

Выразительное чтение, чтение по ролям

47

/5

В. Ф. Одоевский. Обобщение

1

Обобщающий урок

жанры, народная сказка, литературная сказка, рассказ, повесть, стихотворение, басня

с опорой на авторский текст,

– оценивать события, героев произведения;
– создавать небольшой устный текст на заданную тему;
– различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), сказки народные и литературные

Фронтальный

Ответы на вопросы

48

/6

Обобщение. Литературные сказки

1

Обобщающий урок

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 209

49–50

/1-2

 Были-небылицы 7ч

Внеклассное чтение.

Рассказы, повести А. Воронковой.

М. Горький

(А. М. Пешков) «Случай с Евсейкой»

2

Изучение нового материала

Восприятие на слух и понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам. Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг

Учащиеся должны знать\понимать: названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов.

Учащиеся должны уметь: составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ

51–52

/3-4

К. Г. Паустовский «Растрепанный воробей»

2

Изучение нового материала

Выразительное чтение, пересказ, рисунок*


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

53–54

/5-6











«Люби живое» 18ч

А. И. Куприн «Слон»

2

Изучение нового материала

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос

Фронтальный, индивидуальный

Осмысление цели чтения. Выбор вида чтения в соответствии с целью

Выразительное чтение, составление плана, пересказ

55/7

Обобщение. Были-небылицы

1

Обобщающий урок

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 42–43

56/1

Внеклассное чтение. Книги А. Митяева об армии и ее героях.

Саша Черный «Что ты тискаешь утенка?»

1

Изучение нового материала

Правильность чтения: безошибочное чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения. Недопущение искажения ударений

Учащиеся должны уметь:
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни;
– читать вслух текст, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

57/2

Саша Черный «Воробей», «Слон»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, рисунок*

58/3

А. А. Блок «Ветхая избушка», «Сны», «Ворона»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, рисунок*

59/4

С. А. Есенин «Черемуха»

1

Изучение нового материала

Осознанность и выразительность чтения. Чтение наизусть, умение заучивать стихотворения с помощью иллюстраций и опорных слов

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть.

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение наизусть, ответы на вопросы,

с. 56


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

60

/5

Внеклассное чтение. «Мама и мы». М. М. Пришвин «Моя Родина»

1

Изучение нового материала

Основные темы детского чтения: произведения о Родине, о природе

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ*

61–62

/6-7

И. С. Соколов-Микитов «Листопадничек»

2

Изучение нового материала

Выражение личного отношения к прослушанному (прочитанному), аргументация своей позиции с привлечением текста произведения

Учащиеся должны уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии)

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, творческий пересказ*

63/8

В. И. Белов «Малька провинилась»

1

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ, составление плана*

64/9

В. И. Белов «Еще про Мальку»

1

Изучение нового материала

Умение составлять вопрос, отвечать на вопросы по содержанию прочитанного

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ, составление плана*

65–66

/10-11

В. В. Бианки «Мышонок Пик»

2

Изучение нового материала

Пересказ текста, умение последовательно воспроизводить содержание рассказа

Учащиеся должны знать\понимать
основное содержание текста.

Учащиеся должны

уметь пересказывать текст

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ, краткий план

67, 68, 69

/12-14

Б. С. Житков «Про обезьянку»

3

Изучение нового материала

Умение кратко пересказывать произведение
(эпизод)

Выразительное чтение, творческий пересказ*


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

70

/15

В. Л. Дуров «Наша Жучка»

1

Изучение нового материала

Построение небольшого монологического высказывания (рассказ, устное сочинение с элементами рассуждения, описания)

Учащиеся должны уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, план
(подробный), пересказ

71

/16

В. П. Астафьев «Капалуха»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, пересказ

72/

17

В. Ю. Драгунский «Он живой и светится»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, пересказ

73

/18





 Поэтическая тетрадь 6ч

Обобщение. «Люби живое»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

Фронтальный, индивидуальный

Ответы на вопросы, c. 109
(письменно

№ 3)

74

/1

Внеклассное чтение. Книги о космонавтах. С. Я. Мар- шак «Гроза днем»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение

75/2

А. Л. Барто

«Разлука»

1

Изучение нового материала

Умение выразительно читать по книге или наизусть стихи перед аудиторией

(с предварительной самостоятельной подготовкой)

Учащиеся должны уметь читать стихотворные произведения наизусть (по выбору)

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

76/3

А. Л. Барто «В театре»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение

77/4

С. В. Михалков «Если»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

78/5

Е. А. Благинина «Кукушка», «Котенок»

1

Изучение нового материала

Фронтальный

Выразительное чтение, рисунок*

79/6

Обобщение. Поэтическая тетрадь

1

Комбинированный

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 122

80/1

 «Собирай по ягодке – наберешь кузовок» 12ч

Внеклассное чтение. «Наша библиотека».

Б. В. Шергин «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

Изучение нового материала

Основные темы детского чтения: произведения о детях, о взаимоотношениях людей, добре и зле; о приключениях и др. Герои произведения, восприятие и понимание их эмоционально-нравственных переживаний

Учащиеся должны уметь:
– составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст;

– оценивать события, героев произведения;
– использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое произведения, событии)

Фронтальный, индивидуальный

Характер героя, его поступки и их мотивы

Выразительное чтение, пересказ, рисунок*

81–82

/2-3

А. П. Платонов «Цветок на земле»

2

Изучение нового материала

Выразительное чтение, пересказ (творческий)*

83/4

А. П. Платонов «Еще мама»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение

84–85

5-6

М. М. Зощенко «Золотые слова»

2

Изучение нового материала

Участие в диалоге при обсуждении произведения. Построение небольшого монологического высказывания:

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, план, пересказ


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

рассказ о своих впечатлениях по прочитанному  произведению
(о героях, событиях)

86–87

/7-8

М. М. Зощенко «Великие путешественники»

2

Изучение нового материала

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, составление плана, пересказ

88/9

Н. Н. Носов

«Федина задача»

1

Изучение нового материала

Умение участвовать в литературных играхФронтальный, индивидуальный (инсценирования). Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Учащиеся должны уметь создавать небольшой устный текст на заданную тему

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, творческий пересказ*, инсценирование

89

/10

Н. Н. Носов

«Телефон»

1

Изучение нового материала

Выразительное чтение, творческий пересказ*, чтение по ролям

90

/11

В. Ю. Драгунский «Друг детства»

1

Изучение нового материала

Восприятие на слух м понимание художественных произведений разных жанров, передача их содержания по вопросам (в пределах изучаемого материала)

Учащиеся должны знать\понимать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение


Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

91/

12

Обобщение. «Собирай по ягодке – наберешь кузовок»

1

Комбинированный

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 176.

92–93

/1-2

По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки 5ч

Внеклассное чтение. «Любимые книги – любимые писатели».

Ю. И. Ермолаев «Проговорился»

2

Комбинированный

Осознание целей и ситуации устного общения в процессе обсуждения литературных произведений и книг

Учащиеся должны  уметь читать вслух текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение, пересказ

94/3

Г. Б. Остер «Вредные советы», «Как получаются легенды»

1

Изучение нового материала

Фронтальный

Выразительное чтение

95/4

Р. Сеф «Веселые стихи»

1

Изучение нового материала

Фронтальный

Выразительное чтение

96/5

Обобщение. По страницам детских журналов «Мурзилка» и «Веселые картинки»

1

Комбинированный

Создание небольших письменных ответов на поставленный вопрос по прочитанному произведению

Учащиеся должны уметь читать осознанно текст художественного произведения «про себя»

Фронтальный

Ответы на вопросы, с. 188
(письменно

№ 3)


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

97–98

/1-2

Зарубежная литература 6ч

Внеклассное чтение. «Глаз видит далеко, а ум дальше». «Храбрый Персий». Древнегреческий миф

2

Изучение нового материала

Умение последовательно и сознательно перечитывать текст с целью переосмысления или получения ответа на поставленный вопрос. Умение самостоятельно и по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова (выборочное чтение), участие в викторине по произведениям зарубежной литературы; инсценирование и пересказ полюбившихся эпизодов; создание письменных ответов на поставленные вопросы

Учащиеся должны  уметь делить текст на смысловые части, составлять его простой план

Фронтальный, индивидуальный

Выразительное чтение

99–

101

/3-5

Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок»

3

Комбинированный

Выразительное чтение, пересказ, составление плана*

102

/6

Обобщение. Зарубежная литература

1

Комбинированный

Учащиеся должны уметь:

– выделять в тексте главное, анализировать, находить ответы на вопросы;

– четко, ясно, развернуто излагать свои мысли в устной и письменной форме;

– проявлять артистичность, эмоциональность, выразительность при чтении, инценировании произведений зарубежной литературы

Фронтальный

Итого : 102 часа

                                                          Требования к ЗУН учащихся к концу 3 класса:

знать/понимать:

названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;

уметь:

читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);

пересказывать текст (объем не более 1,5 с.);

делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

связно отвечать по плану;

читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);

создавать небольшой устный текст на заданную тему;

различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня);

различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация);

ставить вопросы к прочитанному тексту;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

самостоятельного выбора и чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);

Методическая  литература: 

1.С.В.Кутявина, Е.С.Гостимская, М.И.Байкова «Поурочные разработки по литературному чтению»: 3 класс. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2006.

2.Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий, М.В.Голованова «Уроки литературного чтения»: метод. пособие к учебн. «Родная речь», 3 класс – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2007.

Дополнительная литература:

Горецкий В.Г., Л.И.Тикунова «Контрольные работы в начальной школе по чтению»: Метод. пособие. – 4-е изд.,стереотип. – М.: Дрофа    

     Перечень учебно – методического обеспечения

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Число

Примечание

1.

Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Учебно-методический комплект (УМК) для 3 класса (программа, учебники.)

11

В библиотечный фонд входят комплекты учебников, рекомендованные или допущенные Министерством образования и науки

2.

Печатные пособия

Демонстрационный материал (картинки портреты писателей, таблицы) в соответствии с основными темами программы обучения

Карточки с заданиями для  учащихся класса(в том числе многоразового использования с возможностью самопроверки)







3.

Компьютерные и информационно-коммуникативные средства


Презентации для уч-ся класса (по тематике курса)

 

При наличии необходимых технических условий.

4.

Технические средства обучения (ТСО)

Классная доска

Магнитная доска

Шкаф для хранения таблиц

1

1

1









5

Экранно-звуковые пособия

Видеофрагменты, отражающие основные темы обучения.

8.

Оборудование класса

Ученические столы 2-х местные с комплектом стульев


Стол учительский

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Настенная доска для вывешивания иллюстративного материала

6


1

4

1

В соответствии с санитарно-гигиеническими нормами




     ПРИЛОЖЕНИЕ 1    

Краткий поурочный план.

( литературное чтение 3-4 класс, учебник Л.Ф.Климановой, В.Г.Горецкий «Родная речь»3,4 класс)

       

 Тема: «Что за прелесть эти сказки!»

       3 класс                                                                                                 4 класс

Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане….»

Цель: Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Развивать умение интонацией передавать настроение. Обучать делению текста на части. Учить давать характеристику по плану.

Тема:  А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

 Цель: Продолжить знакомство с творчеством А.С.Пушкина. Учить анализировать поступки героев. Обучать грамотному, выразительному чтению.

3 класс         Содержание

Совместная деятельность

4 класс         Содержание





Организационный момент.

Вопросы.

С произведениями какого поэта мы с вами знакомились на предыдущем уроке?

Что вы запомнили из биографии А.С.Пушкина?

Р.У.                    

  1. Проверка Д/З.

 Составление картинного плана 1 части сказки

С.Д                           С/ст. работа.

Найти в тексте эпизоды – описания главных героев

С.Д                     С/ст. работа.

Чтение 2 части сказки.  Составление плана.

Р.У.  Проверка  с/ст. работы. Выразительное чтение отрывков.

Р.У.

Работа над текстом сказки.

Чтение отрывков из сказки, описание героев.

С.Д                        С/ст. работа.

Работа с новым текстом из биографии А.С.Пушкина.

Заполнить домик знаний об А.С.Пушкине.

Составление плана

«Характеристика героя».

Имя героя.

Действия и поступки, совершаемые героем, их характеристика.

Внешность и характер героя.

Отношения автора к герою.








5.Ваше отношение к герою.

Р.У.

Совместное составление описания героя по плану.

С.Д.                   С/ст. работа.

 Составление плана описания героя. Взаимопроверка.

Почему А.С.Пушкин назвал свои произведения сказками? Признаки сказки.

Анализ сказочных предметов.


Д/З

Составление картинного плана к 1 части сказки. Иллюстрация.

Рефлексия.

Что понравилось делать на уроке?

С какими затруднениями встретились?

Что нового узнали?


Д/З.

Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся отрывку. Составить план сказки.

   

ПРИЛОЖЕНИЕ 2


КАРТОЧКА   САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ   РАБОТЫ


1. Взаимопроверка Д/З

2. Прочитай  текст  стр.___________

3. Повтори текст  стр._____________

4. Выпиши значение понятий:

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

5. Выполните задание:

стр._________№ _______________

6. Ответь на вопросы:

стр._________№________________

7. Поставь вопрос.

8. Дай характеристику:

______________________________

______________________________

______________________________

______________________________

9. Составь таблицу

(сравнительного свойства).

______________________________

______________________________

______________________________

10. Сделай иллюстрацию.

_______________________________

______________________________

_______________________________

11. Взаимопроверка


КАРТОЧКА  ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ

Название произведения____________

_________________________________

Автор ___________________________

О чем  произведение?_____________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Что вы узнали о главном герое?_____

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Опишите его_____________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________


КАРТОЧКА ХАРАКТЕРИСТИКА ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ ГЕРОЯМИ.

Название произведения____________

_________________________________

Автор ___________________________

О чем  произведение?_____________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

Какие отношения сложились  между героями?_________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

_________________________________

________________________________

     ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Пример использования небольших произведений при обучении выразительному чтению с различной интонацией.

1.

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей.

2.

- Кар! – кричит ворона

Кража! Караул!

Грабеж! Пропажа!

Вор прокрался утром рано!

Грош украл он из кармана!

Интонации

Грустно.

Весело.

Быстро.

Медленно.

С удивлением.

Сердито.

Вопросительно.

Восклицательно.

                                                                                                                                                               

 ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Виды  работы над текстом.

Чтение всего текста.

Чтение, деление на части. Составление плана.

Чтение по готовому плану.

Пересказ после чтения.

Чтение ученикам нового текста (заранее подготовленного дома).

Чтение сокращенного текста (убирать предложения и слова, которые можно опустить). Подготовка к сжатому пересказу.

Чтение цепочкой по предложению.

Чтение цепочкой по абзацу

Чтение вполголоса.

Чтение, нахождение отрывка к рисунку.

Чтение, ответы на вопросы.

 Нахождение в тексте предложений, которые помогут ответить на вопросы.

Чтение самого красивого места в тексте.

Нахождение по началу и концу всего предложения.

Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу, фразеологизм и т.д.

Нахождение в тексте  предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа..

Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.

Нахождение предложений, которые стали поговорками.

Составление сценария по тексту.

Подборка звукового сопровождения текста.

Нахождение в тексте выводов.

Высказывание своих суждений (чем понравился и запомнился текст).

Установление причинно-следственных связей.

Переименование рассказа.

Чтение по ролям.

Пересказ с помощью мимики, жестов, позы.

«Живая картина» (один читает, другой мимикой реагирует).

Нахождение предложений, отрывка которые мог бы прочитать: веселый, грустный, злой…человек.

 Нахождение отрывка, который нужно прочитать: презрительно, строго, с мольбой, досадой, возмущением, насмешкой…

Нахождение и чтение предложений с ! ? . , …..

Конкурсное чтение стихотворений.

Нахождение слов с логическим ударением.

Составление кроссвордов по прочитанному тексту.

Составление вопросов по тексту.

Нахождение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, медленно, быстро.

Расстановка пауз.

Вычленение слова из рассказа к предложенным схемам ( __чн___, ___жи____)

Кто быстрее найдет в тексте слова на заданное правило.

Нахождение самого длинного, короткого слова.

Нахождение 2-х, 3-х,.. сложных слов.

Нахождение  сочетаний: гл+сущ, сущ+прил, мест+гл и т.д.

Чтение и пометка непонятных слов.

Нахождение в тексте слов,  выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет.

Иллюстрация к тексту, абзацу, предложению.

Нахождение слов, близких по значению данные учителем (учитель синонимы – в тексте антонимы).

Нахождение слов, которые можно использовать при написании сочинений.

Выписывание словарных слов.

Выписывание слов для практического словаря (тема «Времена года», «Зима»… «Растения»…)

Драматизация произведения.

Составление кроссвордов и ребусов по прочитанному произведению.

Изготовление «книжек – малышек».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению. 3 класс. Программа Л.В.Занкова.

Рабочая программа содержит:пояснительную запискусодержание программытребования к уровню подготовки к концу третьего классакалендарно-тематическое планированиекритерии и нормы оценок...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс.Программа разработана на основе государственной образовательной системы «Школа 2100»

Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различн...

рабочая программа по литературному чтению, 4 класс, программа "Начальная школа 21 века"

Рабочая программа + развернутое тематичекое планирование...

Рабочая программа по литературному чтению 2 класс по программе Н.Ф.Виноградовой

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями инструктивно-методического письма....

рабочая программа по литературному чтению 3 класс, рабочая программа по физической культуре 3 класс

рабочая программа по литературному чтению 3 классрабочая программа по физической культуре 3 класс...

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ

Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ("Начальная школа XXI Века"), по обновленным ФГОС выполнена в конструкторе рабочих программ...