Главные вкладки

    Рабочая программа по литературному чтению 3 класс "Школа 2100"
    рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

    Рабочая программа по литературному чтению 3 класс УМК "Школа 2100!

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Package icon literaturnoe_chtenie.zip47.43 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Рассмотрено»

    на заседании МО

    учителей

    ГБОУ СОШ №139

    Протокол  № 1

    От 31.08.2012г.

    Председатель   МО

    «Согласовано»

               на заседании

    Методического

               совета

         ГБОУ СОШ №139

     Протокол   №  1

              От29.08.2012г.

    «Утверждаю»

                Директор

            ГБОУ СОШ №139

      Приказ № 192

        От 31.08.2012г.

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАМММА

    начального общего образования

    основного общего  образования

    по литературному чтению

    базовый уровень

         Составитель:

         Булыгина Е.М.

                                                                                     учитель начальных классов

         первой квалификационной

         категории

    2012 год

    Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное чтение» для 3 класса, рабочими тетрадями и методическими рекомендацими для учителя (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова и др.).

    I. Пояснительная записка

    Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приёмами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

    - формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

    - введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

    - развитие устной и письменной речи (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

    - приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление  с отдельными теоретико-литературными понятиями.

    В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

    Линии, общие с курсом русского языка:

    - овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

    - овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

    - овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

    Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

    - определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

    - приобщение к литературе как искусству слова;

    - приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

    Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

    В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные сти-хотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

    Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

    В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связаны с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.

    Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

    Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

    На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

    Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

    I этап. Работа с текстом до чтения.

    1.Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

    2. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

    3.Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

    II этап. Работа с текстом во время чтения.

    1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

    2. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

    3. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

    4.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

    5. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

    6.Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

    7. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

    III этап. Работа с текстом после чтения.

    1.Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

    2.Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

    3.Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

    4.(Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

    III. Описание места учебного предмета в учебном плане

    В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1 по 4 класс. Объём  учебного времени в  3 классе  составляет102 часа в год, 3 часа в неделю.

    IV. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета.

    Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

    - эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

    - эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

    - чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

    - любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

    - понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

    - интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

    - наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

    - ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

    - этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

    Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

    Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

    Регулятивные УУД:

    - самостоятельно формулировать тему и цели урока;

    - составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

    - работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

    - в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

    Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

    Познавательные УУД:

    - вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

    - пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

    - извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

    - перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

    - пользоваться словарями, справочниками;

    - осуществлять анализ и синтез;

    - устанавливать причинно-следственные связи;

    - строить рассуждения;

    Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

    Коммуникативные УУД:

    - оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

    - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

    - высказывать и обосновывать свою точку зрения;

    - слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

    - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

    -задавать вопросы.

    Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

    - воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

    - осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

    - самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

    - самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

    - делить текст на части, составлять простой план;

    - самостоятельно формулировать главную мысль текста;

    - находить в тексте материал для характеристики героя;

    - подробно и выборочно пересказывать текст;

    - составлять рассказ-характеристику героя;

    - составлять устные и письменные описания;

    - по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

    - высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

    - относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

    - различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

    - видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

    - соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

    VI. Содержание учебного предмета

    Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

    Круг детского чтения.

    Техника чтения.

    Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

    Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

    Литературоведческая пропедевтика.

    Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

    Техника чтения

    На момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:

    способ чтения – чтение целыми словами;

    правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;

    скорость чтения – установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст;

    установка на постепенное увеличение скорости чтения.

    Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания.

    Правильное, осознанное, достаточно беглое и выразительное чтение целыми словами про себя и вслух. Выбор интонации, соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения

    Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности

    Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

    Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

    Развитие умений:

    выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

    самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

    составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

    сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

    самостоятельно составлять план рассказа о герое;

    отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;

    самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;

    использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

    Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа

    Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

    Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

    портрет;

    детали биографии (что известно о его жизни);

    черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;

    речь героя как средство его характеристики;

    отношение автора к герою;

    собственное отношение к герою, его обоснование.

    Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем, умения представить картину, нарисованную автором.

    Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).

    Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

    Литературоведческая пропедевтика

    На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

    Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

    Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».

    Повесть, её отличие от рассказа.

    Пьеса. Признаки драматического произведения.

    Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

    Закрепление на новом литературном материале понятий, введенных во 2-м классе.

    Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений) развитие устной и письменной речи

    Обучение:

    подробному и краткому пересказу текста по плану;

    выборочному пересказу текста;

    словесному рисованию картин к художественным текстам;

    составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

    составлению устных рассказов от имени одного из героев;

    составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

    Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

    Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

    Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.

    VI. Содержание учебного предмета «Литературное чтение»

    Содержание программы, которую реализует учебник «В одном счастливом детстве» Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В рассчитано на 3 часа в неделю и составляет 102 часов. В рабочей программе отражено 101 часов.

    Основные темы курса

    Авторская программа

    Рабочая программа

    1

    Введение. Раздел 1. Прощание с летом

    4

    4

    2

    Раздел 2 «Летние путешествия и приключения»

    15

    14

    3

    Раздел 3 «Природа летом»

    7

    8

    4

    Раздел 4 «Уроки и переменки»

    11

    11

    5

    Раздел 5 «Глухая пора листопада»

    6

    7

    6

    Раздел 6 «И кот ученый свои мне сказки говорил…»

    11

    11

    7

    Раздел 7 «Поет зима аукает»

    9

    9

    8

    Раздел8 «Животные в нашем доме»

    6

    6

    9

    Раздел 9 «Мы с мамой и папой»

    9

    8

    10

    Раздел 10 «Наполним музыкой сердца»

    6

    7

    11

    Раздел 11 «День смеха»

    3

    3

    12

    Раздел 12 «О весна без конца и без края»

    5

    5

    13

    Раздел 13 «День Победы»

    4

    4

    14

    Раздел 14 «Родная земля»

    6

    4

    VII. ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

    Программа:

     «Литературное чтение» Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной , 2004.

    Учебники: 

    Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. В одном счастливом детстве.Учебник по чтению для 3 класса– М.:Баласс, 2012.

    Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Тетрадь по литературному чтению.3 класс. – М.:Баласс,2012

    Бунеева Е.В., Чиндилова О.В., Яковлева М.А. Уроки литературного чтения в 3 классе.  Методические рекомендации для учителя. М.Баласс,2012.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    рабочая программа по литературному чтению ( " Школа 2100")

    Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ( " Школа 2100")...

    Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС

    Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС...

    Рабочая программа по литературному чтению, школа 2100

    Рабочая программа по литературному чтению - 1-4 классы + тематическое планирование 2 класс...

    Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 3 класс ФГОС

    Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое планиование, техническое обеспечение...

    Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс

    Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" Бунеевы для 2 класса...

    Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

    Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....