Рабочая программа по литературному чтению ("Школа 2100")
рабочая программа по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
- Пояснительная записка
Планирование составлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной основной образовательной программы «ШКОЛА 2100» и обеспечено УМК: учебниками «Капельки солнца» для 1 классов, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя (авторы Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Чиндилова и др.)
Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника.
Цель уроков литературного чтения – формирование читательской компетенции младшего школьника. В начальной школе необходимо заложить основы формирования грамотного читателя. Грамотный читатель – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий техникой чтения, приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:
- Формирование техники чтения и приемов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;
- Введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственно – этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;
- Развитие устной и письменной речи, овладение речевой и коммуникативной культурой; раз
- Развитие творческих способностей детей;
- Приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, через введение элементов анализа текстов и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.
Общая характеристика учебного предмета
В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом русского языка:
- Овладение функциональной грамотностью;
- Овладение техникой чтения, приемами понимания и анализа текстов;
- Овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи
Линии, специфические для курса «Чтение и начальное литературное образование»:
- Определение и объяснение своего эмоционально – оценочного отношения к прочитанному;
- Приобщение к литературе как искусству слова;
- Приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах и писателях
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач подготовлена серия учебников по литературному чтению, а также методические рекомендации для учителя и рабочие тетради для учащихся.
На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.
Описание места учебного предмета в учебном плане
В 1 классе по программе предусмотрено - 24 часа ( 2 часа в неделю, 12 недель).
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения:
- Оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей; оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
- Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- Понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- Высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам;
Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование УУД.
Регулятивные УУД:
- Определять и формировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
- Проговаривать последовательность действий на уроке;
- Учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в учебнике;
- Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую; подробно пересказывать небольшие тексты;
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
- Слушать и понимать речь других;
- Выразительно читать и пересказывать текст;
- Договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
- Учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли;
Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»является сформированность следующих умений:
- Воспринимать на слух художественный текст в исполнении учителя, учащихся;
- Осмысленно правильно читать целыми словами;
- Отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
- Подробно пересказывать текст;
- Составлять устный рассказ по картинке;
- Заучивать наизусть небольшие стихотворения;
- Соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
- Различать рассказ и стихотворение.
- Основное содержание
Разделы | Содержание |
1.Тематическое чтение | «Попрыгать, поиграть...» (11ч) Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, С. Маршака, И. Демьянова, В. Берестова, Ю. Мориц, И. Токмаковой, В. Драгунского, Э. Успенского, Е. Чарушина, Н. Носова об играх, игрушках, увлекательных занятиях. Наш дом (8ч). Стихи и маленькие рассказы А. Барто, Я. Акима, Г. Граубина, Б. Заходера, О. Григорьева, В. Бирюкова, М. Зощенко, В. Драгунского, М. Коршунова о детях и родителях, их взаимоотношениях, о любви и взаимопонимании, о младших сестренках и братишках и отношении к ним. Ребятам о зверятах (10ч). Стихи и маленькие рассказы Б. Заходера, С. Михалкова, Г. Граубина, Ю. Мориц, М. Пришвина, Е. Чарушина, М. Коршунова, Ю. Коваля о дружбе людей и животных, о взгляде взрослого и ребенка на мир природы. Маленькие открытия (11ч). Стихи и небольшие рассказы о мире природы, о его красоте, о маленьких открытиях, которые делает человек, умеющий вглядываться и вслушиваться. Произведения Э. Успенского, Г. Граубина, В. Бирюкова, Т. Золотухиной, И. Токмаковой, В. Лапина, В. Пескова, Н. Сладкова. |
2.Техника чтения | Осознанное, правильное, плавное слоговое чтение отдельных слов, предложений, маленьких текстов. Постепенный переход к чтению целыми словами. |
3.Формирование приёмов понимания прочитанного | Развитие умения разъяснять заглавие текста. Обучение прогнозированию содержания текста по заглавию, иллюстрациям, ключевым словам. Работа над пониманием значения каждого отдельного слова, словосочетания; семантизация незнакомых слов. Развитие внимания к оттенкам лексического значения слов. Обучение ответам на вопросы учителя по содержанию прочитанного. Обучение озаглавливанию небольших частей текста, составлению простого плана, пересказу прочитанного с опорой на план из картинок. |
4.Элементы литературоведческого анализа, эстетическое переживание прочитанного | Учитель показывает особенности авторского употребления слов, выражений; красоту, яркость и точность слова в художественном тексте (например, различные случаи употребления слов в переносном значении). Дети наблюдают, как поэты и писатели видят и рисуют словами мир. Учитель показывает, что свои мысли и чувства писатель передает через героев – их характеры, поступки, чувства и переживания – и через главную мысль произведения (это то, что хотел сказать читателям автор, для чего он написал это произведение). Результатом понимания характеров и поступков героев является формулирование главной мысли с помощью учителя. Дети высказывают свое отношение к прочитанному. |
5.Практическое знакомство с литературоведческими понятиями | Стихотворение. Рифма, ритм и настроение в стихотворении. Рассказ. Герои рассказа, рассказчик и автор. Словесное рисование в рассказах и стихах. |
6.Развитие устной и письменной речи. | Развитие устной речи: – обучение ответам на вопросы по содержанию текста (формулирование ответов, подбор наиболее подходящих слов); – обучение подробному пересказу по вопросам или картинкам*, составлению устных рассказов по картинкам (комиксам); – работа над грамматически правильным построением устного высказывания; – показ способов заучивания наизусть стихотворений, обучение выразительному чтению с соблюдением соответствующей интонации, громкости речи, темпа речи. |
- Учебно – методическое и материально – техническое обеспечение учебного процесса
1.Учебно – методическая литература для учителя
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., М:Баласс,2010 | Литературное чтение. Капельки солнца | Учебник |
2. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В, М:Баласс,2010 | Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
3. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В., Чиндилова О.В. , М:Баласс, 2010 | Уроки литературного чтения в 1-м классе по учебнику «Капельки солнца» | Методические рекомендации для учителя. |
4. | Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольное образование. Начальная школа/Под науч. Ред. Д.И.Фильдштейна. изд. 2-е, доп. – М.: Баласс, 2008. – 400 с. | Сборник программ | |
5. | Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
6. | Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения) | Пособие для учителя | |
7. | Бунеева Е.В., Вахрушев А.А., Козлова С.А., Чиндилова О.В. Диагностика метапредметных и личностных результатов начального образования. Проверочные работы.1 класс.-М.:Баласс, 2010.-80с. (Образовательная система «Школа 2100») | Пособие для учителя |
2. Демонстрационный материал
Плакаты и таблицы:
№ | Название |
1 | Малые жанры фольклора |
2 | Народные сказки |
3 | Литературные сказки |
4 | Сказки писателей России |
5 | Сказки зарубежных писателей |
6 | С.Я.Маршак |
7 | К.И.Чуковский |
8 | В.Г.Сутеев |
9 | Е.И.Чарушин |
10 | В.В.Бианки |
11 | А.Л.Барто |
12 | Книги о детях |
13 | Читаем о животных |
14 | Читаем о родной природе |
15 | О Родине и родной природе |
16 | По страницам любимых книг |
3. Учебная литература для учащихся
№ | Автор, год издания | Название пособия | Вид пособия |
1. | Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева., М:Баласс, 2010 | Литературное чтение. Капельки солнца | Учебник |
2. | Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., М:Баласс, 2010 | Тетрадь по литературному чтению к учебнику «Капельки солнца» | Рабочие тетради в 2-х частях. |
4. Материально – техническое обеспечение
- Оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор).
- Интерактивная доска, принтер, камера.
- Диски с мультимедийным сопровождением уроков.
- Интернет- ресурсы.
IV. Планируемые результаты обучения
Обучающиеся научатся:
– воспринимать на слух художественный текст (рассказ, стихотворение) в исполнении учителя, учащихся;
– осмысленно, правильно читать целыми словами;
– отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;
– подробно пересказывать текст;
– составлять устный рассказ по картинке;
– заучивать наизусть небольшие стихотворения;
– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;
– различать рассказ и стихотворение.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- воспринимать художественную литературу как вид искусства;
- осмысливать эстетические и нравственные ценности художественного текста и высказывать собственное суждение;
- определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;
- доказывать и подтверждать фактами (из текста)собственное суждение;
- творчески пересказывать текст (от лица героя, от автора), дополнять текст;
- создавать иллюстрации, диафильм по содержанию произведения;
- работать в группе, создавая инсценировки по произведению,
- сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, используя ряд литературоведческих понятий (фольклорная и авторская литература, структура текста, герой, автор).
Предварительный просмотр:
V. Календарно -тематическое планирование уроков
№ | Тема урока | Планируемые результаты | Кол-во | Виды деятельности | Дата | ||
Предметные | Метапредметные, личностные | План | Факт | ||||
1 | Любимые игрушки. | Знать приемы ориентирования в учебнике; Уметь различать элементы книги: обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация | Личностные: проявление интереса к изучаемому предмету, к родному слову; формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку; регулятивные: определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно искать средства ее осуществления; способность ориентироваться на учебной задаче, на основе того, что уже известно и усвоено, того, что еще неизвестно; определение промежуточных целей с учетом конечного результата; коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу на уроке и в жизни; сотрудничество с учителем и одноклассниками; познавательные: ориентироваться в учебнике; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; осмысленное чтение и пересказ прочитанного; составление рассказов по опорным картинкам; | 1 | Выразительное чтение; беседа; работа с учебником; чтение по ролям | 14.02 | |
2 | Настоящие друзья детства. | Знать названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; Уметь: читать осознанно и выразительно стихи, заучивать наизусть, определять тему и главную мысль произведения; | 1 | Комментированное чтение; работа с учебником; диалог с автором; | 19.02 | ||
3 | Играть – это увлекательно. Е. Чарушин «Никита - охотник». | Знать название, основное содержание литературного произведения; Уметь определять тему и главную мысль произведения, пересказывать текст, делить на части; | 1 | Работа с учебником; составление рассказа по опорным картинкам; озаглавливание частей; | 21.02 | ||
4 | Почему Незнайка не стал поэтом? | Знать содержание произведения; Уметь строить рассказ по опорным картинкам, уметь находить в тексте логически законченные части; озаглавливать части; | 1 | Работа с учебником; чтение с комментированием; ответы на вопросы; парно-групповая работа; | 5.03 | ||
5 | Как найти настоящих друзей? | Уметь работать со стихотворным текстом, выразительно читать, находить ответы на вопросы в тексте; | 1 | Творческая работа; игры в рифмы; сочинение стихов; чтение по ролям; работа с учебником; групповая работа; проверочная работа; | 7.03 | ||
Личностные: проявление любознательности, интереса к литературному чтению; развитие умения высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией; оценивать простые жизненные ситуации с позиции общепринятых нравственных правил человеколюбия, уважения к родным; регулятивные: учиться определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться совместно давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке; коммуникативные: выражать в речи свои мысли и действия, понятные для партнера; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе; планировать учебное сотрудничество; познавательные: знать о творчестве поэтов и писателей; литературоведческие понятия; выделять главную мысль произведения; бегло и выразительно читать; пересказывать прочитанное; учить наизусть. | |||||||
6 | Что можно увидеть в обычном дворе? | Знать содержание прочитанного; Уметь читать выразительно стихи, формулировать свое отношение к прочитанному; | 1 | Беседа; Работа с серией картинок; Коллективный пересказ текста; | 12.03 | ||
7 | О младших сестренках и братишках. | Уметь выразительно читать Знать содержание произведений; Уметь прогнозировать содержание по иллюстрациям, уметь слушать и отвечать на вопросы, составлять устный рассказ по картинкам; стихотворный текст; | 1 | Работа с учебником; Выполнение индивидуальных рассказов; Составление плана; Характеристика героя; | 14.03 | ||
8 | О детях и их родителях. | Уметь выразительно читать и вести беседу о прочитанном; | 1 | Выразительное чтение стихов; Работа с серией картинок; Работа с учебником; | 19.03 | ||
9 | Дружат взрослые и дети. | Знать содержание прочитанного материала по внеклассному чтению; Уметь пересказывать с опорой на план и ключевые слова; | 1 | Беседа; Конкурс стихов; Работа с серией рисунков; Выразительное чтение; | 21.03 | ||
10 | Стихи В. Бирюкова. | Знать содержание прочитанного материала по внеклассному чтению; Уметь пересказывать с опорой на план и ключевые слова; | 1 | Выразительное чтение стихотворений; Работа с учебником; Проверочная работа; | 2.04 | ||
11 | Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова. | Знать о творчестве и произведениях Б. Заходера; Уметь выразительно читать (отработка тона, интонации), анализировать чтение; | 1 | Беседа; Подробный пересказ с опорой на план и ключевые слова; Устные рассказы детей; | 4.04 | ||
12 | Очень разные животные. Б. Заходер «Мохнатая азбука» | Знать содержание произведений; Уметь выразительно наизусть читать и вести беседу о прочитанном; | Личностные: проявление интереса к содержанию произведений по литературному чтению; Эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции; уметь передавать свои мысли и чувства через характеры и поступки героев; регулятивные: учиться работать по предложенному плану; определять цель деятельности на уроке с помощью учителя; проявлять мобилизацию сил и энергии, способности к волевому усилию, преодолению препятствий; коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; слушать и понимать речь других; выразительно читать и пересказывать текст; учить наизусть стихотворение; познавательные: знать о творчестве писателей и поэтов; формулировать ответы на вопросы по содержанию текста; подробно пересказывать текст по вопросам и картинкам; составлять устные рассказы по серии картинок; выразительно читать стихи; | 1 | Ролевая игра; Чтение в лицах; Работа с серией картинок; Выразительное чтение; | 9.04 | |
13 | М. Пришвин «Медведь» | Знать о творчестве Е. Чарушина; Уметь читать по ролям, озаглавливать части текста, устанавливать соответствие иллюстрации содержанию, делать выводы из прочитанного | 1 | 11.04 | |||
14 | Веселые и грустные стихи о животных. | Знать содержание изучаемых произведений; Уметь делить текст на части, уметь определять тему текста, пересказывать; | 1 | Выразительное чтение; Чтение наизусть; Работа с комиксами; беседа | 16.04 | ||
15 | Какие сны снятся щенкам? Е. Чарушин «Томкины сны» | Знать о творчестве М. Коршунова; Уметь анализировать рассказ, находить его тему; уметь читать по строфам; | 1 | Творческая работа Беседа Выставка плакатов Озаглавливание частей Инсценирование рассказа | 18.04 | ||
16 | «Любитель» живой природы. | Знать значение понятий «выдуманный» и «невыдуманный» рассказ; Уметь анализировать прочитанное, уметь соотносить текст и иллюстрации к нему; | 1 | Анализ рассказа; Выразительное чтение; словесное рисование; | 23.04 | ||
17 | Стихи о кошках и котятах. | Знать произведения раздела; Уметь ответить на вопросы по содержанию раздела; Уметь соотносить иллюстрацию и название рассказа; | 1 | Выставка рисунков «Наши любимцы»; Работа с иллюстрацией; Выразительное чтение; Составление диафильма из 12 кадров; | 25.04 | ||
18 | Выразительное чтение любимых стихотворений. | Знать о творчестве авторов и содержание произведений; Уметь создавать словесную картину, читать стихотворение по строфам, выбирать и обосновывать нужную информацию; Уметь формулировать и высказывать свое отношение к прочитанному; | 1 | Выразительное чтение; Чтение наизусть; Беседа; Проверочная работа; Работа с книгой | 30.04 | ||
19 | Волшебная осень. Звуки и краски зимы. Как нарисовать словами весну. | Знать о творчестве К. Паустовского; произведения отечественной литературы; Уметь составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации; | 1 | Творческая работа; Выразительное чтение; Беседа; Словесное рисование; Работа с книгой; | 2.05 | ||
20 | Удивительные цветы. | Знать о творчестве М Пришвина; произведения отечественной литературы; Уметь составлять устный рассказ по иллюстрациям, читать рассказ про себя с целью выбора необходимого тона, темпа, интонации; | Личностные: проявление интереса к литературному чтению; к особенностям авторского употребления слов, выражений; понимать и чувствовать красоту, яркость, точность слова в художественном тексте; регулятивные: составлять план действий по решению проблемы (задачи); работать по предложенному плану; соотносить результат своей деятельности с целью урока оценивать его; коммуникативные: выражать свои мысли и действия в речи; допускать возможность существования разных точек зрения в процессе решения поставленных задач; сотрудничество с учителем и одноклассниками; познавательные: ориентироваться в своей системе знаний; подробно пересказывать тексты, называть их тему; составлять устный рассказ по иллюстрациям; находить главную мысль, определять тему произведения; | 1 | Выразительное чтение стихов; Рисование иллюстрации; Диалог; | 7.04 | |
21 | Маленькие открытия писателя М. Пришвина. | 1 | Работа с иллюстрацией; Выборочное чтение; Озаглавливание частей; Пересказ; | 14.05 | |||
22 | «Эту чудную картину я увидел у окна…»
| 1 | Диалог Устный рассказ Работа с иллюстрацией Выставка иллюстраций «Разные дожди»; Выборочное чтение | 16.05 | |||
23 | Проверка техники чтения. | 1 | 21.05 | ||||
24 | Заключительный урок. | 1 | Обобщающая беседа. | 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по литературному чтению. Школа России
Рабочая программа по литературному чтению. Школа России...
Рабочая программа по литературному чтению Школа России
Пояснительная записка, тематическое планирование...
рабочая программа по литературному чтению ( " Школа 2100")
Рабочая программа по литературному чтению 1 класс ( " Школа 2100")...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс ФГОС...
Рабочая программа по литературному чтению, школа 2100
Рабочая программа по литературному чтению - 1-4 классы + тематическое планирование 2 класс...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 2 класс
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" Бунеевы для 2 класса...
Рабочая программа по литературному чтению "Школа 2100" 3 класс
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и обеспечена УМК: учебниками «Литературное ч...