Урок по чтению Н.Н. Некрасов "Дед Мазай и зайцы".
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Чувилина Валентина Анатольевна

Урок представлен для работы на интерактивной доске в программе SMART

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ded_mazay.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель – Чувилина Валентина Анатольевна лицей №590

Тема: Н.Некрасов «Дедушка Мазай и Зайцы».

Цели: 1) Учить анализировать произведение.

2) Работать над выразительностью чтения.

3) Учить составлять план.

4) Работать над языком произведения, воспитывать чувство ритма, внимание к стихотворной речи.

5) Развивать речь учащихся.

6) Воспитывать любовь к родной природе.

1. Вступительная беседа учителя. ( ознакомление учащихся с первой частью произведения)

- В Малые Вежи жил дедушка Мазай – одинокий, добрый человек. Влюблённый в природу, он большую часть своей жизни проводил в лесу, на охоте. Деревня, где жил Мазай, была особенная. Домики стояли на высоких столбах. Деревня была расположена в низине, и весной во время половодья,

Её так затопляло, что жители не ходили по улицам, а плавали в лодках. (слайд 1.)Летом Малые Вежи утопали в зелени. Некрасову нравилась эта деревня,

И он каждое лето приезжал туда отдохнуть, побродить по лесам, поохотиться. В этих походах его незаменимым спутником был дед Мазай.

Мазай знал много забавных рассказов, и Некрасов любил их слушать. (слайд 2.)

И вот однажды, когда поэт и его старый друг были на охоте, совершенно неожиданно пошёл сильный дождь. Охотники спрятались в каком-то заброшенном сарае, и, пока пережидали дождь, Мазай рассказал об одном интересном случае из его жизни. Н.Некрасов на основе этого случая написал стихотворение « Дедушка Мазай и зайцы». Итак  послушайте это стихотворение. ( грамзапись или чтение учителем)

Первичное восприятие:

- О каком интересном случае из своей жизни рассказал дедушка Мазай?

- Когда произошёл этот случай?

2. Работа над непонятными словами. ( слайд 3.)

-Подбери объяснение значения слов.

силки         забава, веселье

багры                                         издал громкий, резкий звук

тягота                                        петли для ловли птиц

лопочут                                     шесты с металлическими крючками

гуторить                                    говорят быстро, много, неясно

ухнул                                         беседовать, разговаривать

сажень

аршин

3. Самостоятельное чтение, деление на законченные картины по иллюстрациям.

(слайд 4.)

-Расположи иллюстрации по порядку.

4. Чтение вслух по законченным картинкам, подбор к ней подписи из текста.(слайд 5)

Вот так охотник.

Где у них совесть

Вижу один островок небольшой – зайцы на нём собралися гурьбой.

Столбик на столбик, зайчишка на пне.

Глядь у куста копошиться зайчиха.

Мимо бревно суковатое плыло, сидя, и стоя, и лёжа пластом, зайцев с десяток спасалось на нём.

Как прокатил я деревней зайчишек.

К берегу плотно бревно я пригнал..

Мигом команда моя разбежалась.

За ночь больные мои отогрелись.

- К каким заголовкам нет иллюстраций?

- Перечитай те эти отрывки и устно нарисуйте картинку.

5.Работа над языком произведения.( ознакомление с теми изобразительными средствами, с помощью которых автор рисует деда Мазая, человека доброго, влюблённого в свой « болотистый, низменный край», во всё живое вокруг.

-За что дед Мазай осуждал своих односельчан?

( за то, что они ловят дичь сетями, давят силками, а весной ловят, топят и бьют баграми зайцев, за жестокое истребление дичи, за варварство, потому что он сам был добрый человек)

-Как относились односельчане к тому, как дед Мазай в половодье спасал зайцев? (выборочное чтение)

-Ради забавы спасал Мазай зайцев? (Нет. Во время половодья зайцы «сотнями гибнут»,

«их жалко до слёз», Мазай спасал их от гибели. )

-Как Мазай заботился о больных зайцах?

-Итак, как относился Мазай к родной природе, ко всему живому?

-Отражается ли в речи Мазая его отношение к природе? (доброе, ласково-шутливое

обращение Мазая к зверькам) ((слайд6.)

-Выберите лишние слова.

горемыка

звери

бедные зверьки

несчастные

зайцы мои

команда косая

болезненные

зайчики

плуты косые

трусливые

больные мои

В стихотворении много народных выражений

-Подберите синонимы к ним. (слайд 7)

кабы        стремительно убежали

гинут                                           если

этак гуторя                                  погибают

 лопочут ушами                          только        

чур                                               так беседуя

дали стрекоча                              волнуются

- С какой целью  употребляются эти выражения?

Лопочут ушами - испуг, беспокойство бедных зверьков на островке.

Дали стрекоча – стремительный побег зверьков, оказавшихся на воле.

6. Работа над особенностями стихотворной речи.

-Найдите то место, где стихотворные строчки становятся значительно короче?

- Почему поэт меняет ритм стихотворения?

- О чём говориться в этом отрывке? ( слайд 8)

И во весь дух

Пошли зайчишки.

А я им: « У-х!

Живей, зверюшки!..

Смотри, косой,

Теперь спасайся,А чур, зимой

Не попадайся!

Прицелюсь-бух!

И ляжешь…Ууу-х!.

- В этом отрывке говориться о том, как стремительно побежали зайцы, когда дедушка Мазай « к берегу плотно приплыл»

-Поэт, чтобы показать стремительность их движения, сокращает стихотворные строки.

Эту часть нужно читать быстрее, чем все остальные.  

7. Работа над выразительностью чтения.

1-я картинка: до слов  «…Я раз за дровами…» . Эту часть надо прочитать так, чтобы передать, как дед осуждает своих односельчан за жестокое истребление дичи.

2-я картина: до слов « Этак гуторя…».

При чтении этой части надо показать, как дед Мазай беспокоился, когда увидел утопающих зайцев на островке, и очень обрадовался, когда ему удалось их спасти.

- Обратите внимание на паузы внутри и в конце строк. Их отсутствие приводит к нарушению ритмичности и созвучия. Попробуйте отметить паузы косой чертой.

(слайд9)

С каждой минутой вода подбиралась

К бедным зверькам;/ / уж под ними осталось/

Меньше аршина земли в ширину,

Меньше сажени в длину.

Тут я подъехал: / /лопочут ушами,

Сами не с места; / / я взял одного…

3-я картина: до слов «Только что начал работать веслом…»

4-якартина: до слов «Мимо бревно бревно суковатое плыло…»

-При чтении нужно показать ласковое, доброе отношение Мазая к зайчишке на пне и зайчихе-толстухе.

- Почему? ( зайчишку он называет горемыка, а зайчиху ласково-шутливо - дура.

Дедушка накрыл зайчиху зипуном, чтобы её согреть)

5-я картинка: до слов «Было потехи…»

Мазай очень удивился, когда увидел зайцев на бревне. Какой он был находчивый:

и этих зайцев спас.!

6-я картинка: до слов « мы за деревней…»

Основная мысль части забавно смотреть односельчанам, какдед Мазай в лодке и тащит за собой с десяток зайцев.

7-я картинка: до слов « Только на лодке две пары осталось…»

Читая, передать беспокойство зайцев, когда они увидели берег, « озимь, и рощу, и кусты густые». Темп чтения второй части быстрый, живой.

8-яф картинка: до конца. При чтении этой картины дети должны показать заботу

деда Мазая о больных зайцах; ведь он был рад, что спас и этих зайцев.

-Внимание на паузы.( слайд 10)

Только на лодке две пары осталось-

Сильно измокли, ослабли; / / в мешок/

Я их поклал-/ / и домой поволок.

За ночь больные мои отогрелись,

Высохли, выспались, плотно наелись;

Вынес я их на лужок; / / из мешка /

Вытряхнул, ухнул - / / и дали стречка!...

Выразительное чтение всего стихотворения.

8. Работа над образом главного героя. ( слайд 11)

-Как вы представляете себе деда Мазая? Опишите его внешность, используя иллюстрацию. ( с бородой, с доброй улыбкой, в лаптях, в зипуне)

-Понравился ли вам Мазай?  Почему? (добрый, хорошо знает повадки зайцев, любит их, помогает им.

- Как сам автор относиться к деду Мазаю, к зайцам? ( как и дед Мазай он любит природу, животных.)

Вспомним слова и сочетания ( слайд 6.) выражено и отношение самого автора.

Доброта, заботливое отношение к окружающей природе отражается в языке призведения.

- Что можно сказать об авторе, который так много употребляет народных слов и выражений? ( Некрасов – мастер языка, хорошо знал народный язык.)

9. Итог урока.

-Что вы узнали о жизни животных? (гибнут во время половодья, нуждаются в помощи человека)

- Какое отношение к  животным побуждает автор? ( животных надо не только любить, но и помогать им в беде, как делал дед Мазай)

-Какие выражения из стихотворения вам хочется запомнить? Почему?

Чтение детьми понравившихся выражений или частей произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку чтения Н.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Данная презентация разработана для урока чтения в 4ом классе коррекционной школы VIII вида для детей с особыми образовательными потребностями....

Урок литературного слушания: Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" (1-й класс)

Урок литературного слушания (1 класс) УМК "Начальная школа 21 века".Тема:Н.Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»" ...

Открытый урок чтения «Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы"

Тема: Н.Некрасов «Дедушка Мазай и зайцы»Цель: знакомство с новым произведением, развитие навыка правильного плавного, осознанного, выразительного чтения, развитие речевой культуры уч-ся, об...

Презентация по чтению 3 класс "Дед Мазай и зайцы" Н. Некрасов.

Презентация по чтению 3 класс "Дед Мазай и зайцы" Н. Некрасов....

Методические разработки. Урок литературного чтения. Тема урока: Н.А.Некрасов "Дедушка Мазай и зайцы"

Урок литературного чтения   Тема: Н.А. Некрасов. «Дедушка Мазай и зайцы»УМК «Школа России» Класс: 3.Автор учебника: В. Г. Горецкий, Л. Ф. Климанова....