Рабочая программа по чтению 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Цивилева Людмила Александровна

Рабочая программа по чтению 3 класс по системе " Школа 2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_po_chteniyu_3_klass.doc551 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 МБОУ « Баргузинская средняя общеобразовательная школа».

                       Рассмотрена на заседании                                         « Согласована»                                            « Утверждаю»____________

                       Кафедры                                                                    Зам. Директора по УВР                                Директор школы

                       ____________________                                             Молчанова Г.В.                                            Колесникова В. А.

                      Протокол № _________                                             ____________________                              

                      От «  »_______2012г.                                                 От «  »_______2012г

                                                                                                          Рабочая программа

                                                                 для 3 класса

                                                      по   литературному чтению

                                   

                                        Составитель: учитель начальных классов: Цивилева Л. А.

                                                                                                Баргузин

                                                                                    2012 -  2013 учебный год

Пояснительная записка

 к рабочей программе «Литературное чтение»

                                                                                              Нормативные документы:

  1. Закон об образовании.
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 гг.

          ( постановление Правительства РФ от 07.02.11г. № 61)

  1. НОШ   « Наша новая школа» ( утверждена президентом РО Д, А, Медведевым от 04.02.10 приказ № 271

     Рабочая программа по курсу литературного чтения разработана на основе  примерной  основной образовательной программы начального общего образования, соответствующей ФГОС начального общего образования второго поколения, авторской учебной программы Образовательной системы «Школа 2100», Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной рекомендованной Министерством образования и науки РФ  и соответствующей федеральному компоненту государственного стандарта начального  общего образования 2010 года (Образовательная система «Школа 2100». (Сборник программ Начальная школа. - М. :  Баласс, 2010)и обеспечена учебниками «Литературное чтение» для 1 кл.,авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева (заключения РАО (от 28.06.2005) и МПГУ (от 20.07.2005).

                                                                         Актуальность программы

    Формирование функционально грамотных людей – одна из важнейших задач современной школы. Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию.

Цель уроков чтения в начальной школе – научить детей читать художественную литературу, подготовить к ее систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного читателя.

 Грамотный читатель в нашем понимании – это человек, у которого есть стойкая привычка к чтению, сформирована душевная и духовная потребность в нем как средстве познания мира и самопознания. Это человек, владеющий как техникой чтения, так и приемами понимания прочитанного, знающий книги и умеющий их самостоятельно выбирать. Достижение этой цели предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

формирование техники чтения и приемов понимания текста –правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

приобщение детей к литературе как искусству слова, к пониманию того, что делает литературу художественной, – через введение  элементов литературоведческого анализа текстов и практическое  ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями;

Развивающие:

развитие устной и письменной речи (в том числе значительное

обогащение словаря); развитие творческих способностей детей.

Воспитательные:

введение детей через литературу в мир человеческих отношений, нравственных ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением;

Валеологические:

 Создавать здоровый психологический климат на уроках, повышать мотивацию учащихся. Применять все в соответствии СанПиНом

Общая характеристика учебного предмета

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по литературному чтению: учебники «Литературное чтение» (1-й класс – «Капельки солнца»; 2-й класс – «Маленькая дверь в большой мир», в 2-х ч.; 3-й класс – «В одном счастливом детстве», в 2-х ч.; 4-й класс – «В океане света», в 2-х ч.), а также методические рекомендации для учителя и «Тетради по литературному чтению» для учащихся.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, однако в реализации этого принципа есть свои особенности. Все учебники объединены внутренней логикой. Суть её заключается в следующем.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всём его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го кл., позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу.

Интерес к самому процессу чтения тесно связан с его мотивированностью. Как же сделать чтение мотивированным? Как реализовать принцип идейно-художественной значимости для ребёнка того, что он читает, то есть связать литературу с жизнью детей, с их вкусами, интересами, потребностями? В учебниках это достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы.

В 3-м классе последовательность текстов и тем, в которые они объединены, связана с жизнью «сквозных персонажей» – третьеклассницы Насти и её родителей. Настя вместе с папой читает учебник, размышляет, задаёт вопросы. И вместе с Настей читают и думают ученики.

При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём. Логика системы чтения в целом, о которой шла речь выше, не позволила реализовать этот принцип одинаково последовательно во всех книгах, что, с нашей точки зрения, абсолютно оправданно.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел, и т.д. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков – индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3–4 до 7–8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя. В случае если количество и объём стихотворений для заучивания наизусть покажутся учителю слишком большими, дети могут учить одно из 2–3 стихотворений по собственному выбору.

На уроках литературного чтения ведущей является технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом.

I этап. Работа с текстом до чтения.

  1. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
  2. Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.
  3. Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
  2. Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя). Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  3. Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).
  4. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.
  1. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа с текстом после чтения.

  1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.
  2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.
  3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.
  4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

       

        3 класс – 102 ч (3 ч в неделю) 

1. Тематика чтения

Вводный урок (1ч.)

Прощание с летом. (4 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения. (13 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом. (7 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки. (12 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада...». (5 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот ученый свои мне сказки говорил...». (14 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поет зима, аукает...». (7 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачева, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о зимней природе, ее красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме. (7 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой. (8 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о серьезных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца...». (9 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о волшебном влиянии музыки на душу человека.

День смеха. (3 ч). Веселые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о веселых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю...». (3ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Черного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы. (3ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля. (5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других о России, о любви к родной земле.

Резерв – 1 ч.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Литературное чтение» изучается с 1-го по 4-й класс по три часа в неделю (102 ч. в год). Общий объём учебного времени составляет 544 часа (обучение в школе с русским (родным) языком обучения.

                                                  Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе. Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви. Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, самопознание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

 Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

3–4-й классы

Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

– эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

     – любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

– этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

– вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

      – высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

3-й класс

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

– делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять рассказ – характеристику героя;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений;

 Содержание учебного предмета

Содержание предмета «Литературное чтение» для каждого класса отражает основные направления работы и включает следующие разделы:

  1. Круг детского чтения.
  2. Техника чтения.
  3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
  4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.

5. Литературоведческая пропедевтика.

6. Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Примечание. В разделах 3, 4, 6 программы указаны примерные виды заданий.

КРУГ ДЕТСКОГО ЧТЕНИЯ

3-й класс – 102 ч (3 часа в неделю)

Прощание с летом (4 ч). Стихи Б. Заходера, К. Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

Летние путешествия и приключения (15 ч). Стихи Ю. Кима, рассказы и отрывки из повестей К. Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

Природа летом (7 ч). Стихи С. Есенина, И. Бунина, Б. Пастернака, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

Уроки и переменки (11 ч). Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из повестей Л. Гераскиной, Г. Куликова, Э. Успенского о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень увлекательных уроках.

«Глухая пора листопада...» (6 ч). Стихи А. Пушкина, Ф. Тютчева, К. Бальмонта, Д. Самойлова, Г. Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

«И кот учёный свои мне сказки говорил...» (11 ч). Русские народные сказки. Литературные сказки Ш. Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

«Поёт зима, аукает...» (9 ч). Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней природы, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

Животные в нашем доме (6 ч). Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д. Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

Мы с мамой и папой ( 9 ч). Стихи А. Барто, С. Маршака, Э. Успенского, рассказы И. Дика, В. Драгунского, Ю. Коринца о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

«Наполним музыкой сердца...» (6 ч). Стихи для детей О. Мандельштама, рассказы и отрывки из повестей И. Тургенева, В. Короленко, К. Паустовского, маленькие сказки Г. Цыферова о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу человека.

День смеха ( 3 ч). Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях, о чувстве юмора.

«О весна, без конца и без краю...» (5 ч). Стихи Ф. Тютчева, А. Блока, В. Маяковского, О. Мандельштама, Саши Чёрного, Б. Окуджавы, А. Макаревича, отрывок из повести А. Толстого о весне, о весенней природе.

День Победы (4 ч). Стихи-размышления А. Ахматовой, А. Твардовского, Б. Окуджавы, В. Высоцкого о трагизме войны, о человеческих судьбах, через которые прошла война; рассказ В. Драгунского о военном детстве.

Родная земля (5 ч). Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

 ФОРМИРОВАНИЕ ПРИЁМОВ ПОНИМАНИЯ ПРОЧИТАННОГО ПРИ ЧТЕНИИ И СЛУШАНИИ, ВИДЫ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3-й класс

Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»: нахождение авторского заглавия в ряду данных).

Обучение прогнозированию содержания произведения на основе заглавия, иллюстрации, ключевых слов; самостоятельному придумыванию заглавий.

Развитие умений:

– выделять ключевые слова в тексте или в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;

– самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);

– составлять простой план (варианты простого плана: пункты плана – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);

– сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;

– самостоятельно составлять план рассказа о герое;

– отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учителя по содержанию прочитанного или прослушанного текста;

– самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозировать содержание по ходу чтения или слушания;

– использовать выборочное чтение для подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

 ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ПЕРЕЖИВАНИЕ ПРОЧИТАННОГО. ЭЛЕМЕНТЫ АНАЛИЗА

3-й класс

Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова и выражения, которые использует автор для описания или характеристики.

Обучение работе над образом литературного героя. Что и как рассказывает автор о герое:

– портрет;

– детали биографии (что известно о его жизни);

– черты личности (какой он?). Как эти свойства личности проявляются в поступках, мыслях, словах;

– речь героя как средство его характеристики;

– отношение автора к герою;

– собственное отношение к герою, его обоснование.

Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нём, умения представить картину, нарисованную автором.

Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано). Высказывание и аргументирование своего отношения к прочитанному.

 ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКАЯ ПРОПЕДЕВТИКА

На уроках учитель знакомит детей со следующими понятиями:

3-й класс

Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе.

Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор».

Повесть, её отличие от рассказа.

Пьеса. Признаки драматического произведения.

Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте.

Закрепление на новом литературном материале понятий, введённых во 2-м классе.

 ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ (НА ОСНОВЕ ЛИТЕРАТУРНЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ). РАЗВИТИЕ УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ

3-й класс

Обучение:

– подробному и краткому пересказу текста по плану;

– выборочному пересказу текста;

– словесному рисованию картин к художественным текстам;

– составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;

– составлению устных рассказов от имени одного из героев;

– составлению устных и письменных описаний-миниатюр.

Заучивание наизусть и выразительное чтение стихотворений и небольших отрывков прозы с использованием соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи и логического ударения.

Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к сочинению: обдумывание и обсуждение темы, формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).

Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений; иллюстрирование, инсценирование.

Приложение

Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по литературному чтению ниже приводится сводная таблица предметных требований.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Литературное чтение»:

  1. определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;
  2. приобщение к литературе как искусству слова;
  3. приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

                                                        Формы  текущего и итогового контроля.

Виды контроля: текущий, тематический и итоговый контроль.

Текущий контроль по чтению проходит на каждом уроке в виде индивидуального или фронтального устного опроса: чтение текста, пересказ содержания произведения (полно, кратко, выборочно), выразительное чтение наизусть или с листа. Текущий контроль осуществляется на материале изучаемых программных произведений в основном в устной форме. Возможны небольшие по объему письменные работы, а также самостоятельные работы с книгой, иллюстрациями и оглавлением. Целесообразно для этого использовать и тестовые задания.

 Тематический контроль проводится после изучения определенной темы и может проходить как в устной, так и в письменной форме. Письменная работа также может быть проведена в виде тестовых заданий, построенных с учетом предмета чтения.

 Итоговый контроль по проверке чтения вслух проводится индивидуально. Для проверки подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово «средней» длины равно 6 знакам, к которым относят как букву, так и пробел между словами). Для проверки понимания текста учитель задает после чтения вопросы. Проверка навыка чтения про себя проводится фронтально или группами. Для проверки учитель заготавливает индивидуальные карточки, которые получает каждый ученик. Задания на карточках могут быть общими, а могут быть дифференцированными. Для учета результатов проверки навыка чтения учитель пользуется схемой.

                                                 Требования у уровню подготовки обучающихся.

ТАБЛИЦА ТРЕБОВАНИЙ к умениям учащихся по литературному чтению (программный минимум) (3-й класс)

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

– овладение функциональной грамотностью; – овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста; – овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

– определение своего эмоционально- оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

– приобщение к литературе как к искусству слова; – приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

3-й класс

• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• по ходу чтения представлять карти- ны, устно выражать (рисовать) то, что представили;

• относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию,  фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

• различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

• самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу; • делить текст на части, составлять простой план;

• видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

• соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

• самостоятельно формулировать главную мысль текста;

• находить в тексте материал для характеристики героя;

• подробно и выборочно пересказывать текст;

• составлять рассказ-характеристику героя;

• составлять устные и письменные описания

                                     Критерии и нормы оценок обучающихся.

Тесты

Оценка «5» - ученик  набрал  9-10  баллов  (90 -100%);

Оценка «4» - ученик  набрал  7 -8  баллов (89 – 70%);

Оценка «3» - ученик  набрал  5 -6  баллов (69 – 50%);

Оценка «2» - ученик  набрал    3-4  балла (49 – 30%);

Оценка «1» - ученик  набрал  менее  3  баллов( менее  30%).

Литературные диктанты

Количество  слов во  2  классе 5-10, в 3 классе — 10-12, в 4 классе — 12-15.

Оценка «5» — если в работе нет ошибок;

Оценка «4» — если в работе одна ошибка;

Оценка «3» — если в работе две ошибки;

Оценка «2» — если в работе три  ошибки;

Оценка «1» -    если  в  работе четыре  ошибки.

 Навыки  чтения (темп, способ, правильность, понимание)

1  класс

В 1 классе используются словесные оценки: «читаешь хорошо»; «читаешь хорошо, но есть ошибки»; «читаешь пока  медленно и с ошибками, поэтому надо больше читать».

Оценка «читаешь хорошо» - ученик читает целыми   словами, слова из более чем трех слогов читает по слогам,  отчетливо произносит звуки и слова, соблюдает ударение  в  словах,  не допускает ошибок, темп чтения - 25-30 слов и минуту.

Оценка «читаешь хорошо, но есть ошибки» - ученик читает  целыми словами и слогами, отчетливо произносит  звуки  и   слова, но допускает 1-2 ошибки, темп чтения  20- 25 слов в минуту.

Оценка «читаешь пока медленно и с ошибками...» — ученик читает по слогам, допускает более трех ошибок, темп чтения — 15-20 слов в минуту или ниже.

2 класс

Оценка «5» — ученик читает целыми словами, отчетливо  произносит читаемые слова; темп чтения - не менее  50 слов в минуту, соблюдает правильную интонацию в зави симости от знака препинания, дает полные ответы на во просы по содержанию прочитанного текста.

Оценка «4» — ученик читает более 40 слов в минуту це лыми словами, соблюдает нужную интонацию и паузы, вер но передает содержание прочитанного (частично при по мощи вопросов учителя), не допускает грубых речевых ошибок.

Оценка «3» — ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 40 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

Оценка «2» — ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 30 слов в минуту; передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

Оценка  «1» - ученик правильно читает по слогам со скоростью менее 20 слов в минуту;  не  передает содержание прочитанного с помощью вопросов учителя.

3 класс

Оценка «5» — ученик читает целыми словами, со ско ростью 60 и более слов в минуту вслух и более 80 слов в ми нуту молча, с правильной интонацией; умеет подробно и кратко передавать содержание прочитанного и высказы вать о нем собственное обоснованное суждение.

Оценка «4» — ученик читает текст вслух целыми сло вами, со скоростью не меньше 55 слов в минуту, интонаци онно правильно; умеет передать содержание прочитанно го; темп чтения молча не меньше 70 слов в минуту.

Оценка «3» — ученик читает целыми словами со ско ростью не менее 45 слов в минуту, в отдельных случаях пе реходит на слоговое чтение; делает не более пяти ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 1-2 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту.

Оценка «2» —— ученик читает целыми словами со скоростью не менее 35 слов в минуту, часто  переходит на слоговое чтение; делает не более семи ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает 3-4 ошибки; темп чтения молча не меньше 60 слов в минуту. Ученик не выполняет требований, отве чающих отметке «3».

Оценка  «1» —— ученик читает целыми словами со скоростью  менее 35 слов в минуту, по  слогам; делает  более семи ошибок; в ответах на вопросы по тексту допускает более  4  ошибок; темп чтения молча  меньше 60 слов в минуту. Ученик не выполняет требований, отвечающих отметке «2».

4 класс

 Оценка «5» — ученик читает целыми словами со ско ростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного,

  для этого необходимые части  прочитанного текста.

Оценка «4» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мне ние о прочитанном.

Оценка «3» — ученик читает целыми словами со ско ростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не меньше 80  слов молча; определяет основную мысль произведения с  помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе про читанного; рассказ о герое составляет по плану, предло жен ному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

 

Оценка  «2» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 50 слов в минуту вслух и не меньше 70  слов молча;  не определяет основную мысль произведения с  помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного  с помощью учителя; рассказ о герое  не составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание,  но   может ответить не  на  все   вопросы.

Оценка  «1» — ученик читает целыми словами со скоростью  меньше 50 слов в минуту вслух и  меньше 70  слов молча;  не определяет основную мысль произведения; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое  не составляет,  не  понимает содержание.

 Выразительность чтения

Отметка «4» — ученик читает четко, соблюдает смысло вые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

Отметка «3» — ученик читает тихо, выделяет смысло вые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка  «2» — ученик читает тихо, не  выделяет смысловые паузы и логические ударения,  темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка «1» — ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «2».

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

  Работы  с  заданиями  приблизительно  одинаковой  сложности  можно  оценить  по  сумме  верных  ответов.

«5» - если  все  задания  выполнены  верно;

«4» - если  выполнено  не  менее  ¾  всех  заданий;

«3» - если  выполнено  не  менее  ½  всех  заданий;

«2» - если  выполнено    менее  1/2  всех  заданий;

«1» - если  задание  не  выполнено  совсем.

 Устные ответы

   

  Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

      При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1.полнота и правильность ответа;

2.степень осознанности, понимания изученного;

3.языковое оформление ответа.

   

  Оценка «5» ставится, если ученик:

1.полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2.обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3.излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

   

 Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

 

   Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1.излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2.не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3.излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

     

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

     

  Оценка  «1»  ставится,  если  ученик  совсем  не  отвечает.

 

  Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Оценка  «1»- совсем  не  знает  стихотворение.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Оценка  «1» - допущены  ошибки  по  всем  требованиям.

 Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка «1» - допущены  ошибки  по  всем  требованиям

                Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Оценка  «1» - совсем  не  пересказывает,  даже  по  вопросам  учителя.

Техника чтения

Переход к осмысленному правильному чтению целыми словами. В I-м полугодии темп чтения вслух незнакомого текста – 60 слов. Формирование осознанного чтения про себя. Темп чтения про себя – на 10 и более слов быстрее, чем при чтении вслух. II-е  полугодие. Сознательное, правильное, выразительное чтение целыми словами с соблюдением соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи. Темп чтения вслух незнакомого текста – 75 слов, про себя – на 10 и более слов быстрее.

отметки

класс

«5»

«4»

«3»

«2»

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

I полугодие

II полугодие

III

не менее 60 слов

не менее 75 слов

не менее 55 слов

не менее 70 слов

не менее 50 слов

не менее 65 слов

не менее 35 слов

не менее 50 слов

 

 

тема

блока

кол-во

часов

Планируемые результаты

наглядность, ИКТ

приме

чания

личностные

Метапредметные

(УУД)

предметные

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

Прощание с летом

4

– эмоциональность; умение  осознавать и  определять (называть)

свои эмоции;

– эмпатия – умение  осознавать и  определять эмоции других

людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы,

бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту худо-

жественного слова,  стремиться к совершенствованию собственной

речи;

– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности,

ответственности по отношению к своим близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потреб-

ность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважитель-

ное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков –

своих и окружающих людей;

–  этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы

морального поведения.

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с

телем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, коррект

вать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и опр

лять степень успешности своей работы и работы других в соот

ствии с этими критериями.

–  вычитывать все виды текстовой информации: фактуальну

подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотр

вым, ознакомительным;

–  извлекать информацию, представленную в разных форм

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схем

–  перерабатывать и  преобразовывать информацию из одн

формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом

речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для решения различ-

ных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогиче-

ской формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

–  слушать и  слышать других, пытаться принимать иную точку

зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;

– задавать вопросы.

– воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию,

фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

– делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять рассказ>характеристику героя;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисо-

вать) то, что представили;

– высказывать и аргументировать своё отношение к прочитан-

ному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось

из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по

определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и

автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетво-

рения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

                                                              Календарно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование раздела программы 

Кол-во часов

Тип урока

Цели и задачи программного материала

Требования к уровню подготовленности уч-ся

Вид контро-ля, ФОПД

Дата проведения

Прим

Тема урока

знать

уметь

1

Вводный урок. Г. Сапгир. «Нарисованное солнце.». Ю.Ким. «Светлый день».

1

Н

 

 

 

Текущ.  Фронт.  Коллек.

 

 

 

«Прощание с летом»

4

 

Познакомить с новой книгой; развивать творческие способности учащихся; ввести понятие собеседник; развивать память, внимание; совершенствовать навык чтения; воспитывать любовь к чтению и чувство юмора.

Авторов изученных произведений. Понятие «собеседник».

Владеть навыками грамотного осознанного чтения. Понимать содержание прочитанного.

 

 

 

2

В.Ю.Драгунский «Англичанин Павля».

1

ПЗУ

Текущ.  Индив.

 

 

3

Э.Успенский. «Дядя Фёдор, пёс и кот»

1

ПЗУ

Текущ. Фронт. Групп.

 

 

4

К. Бальмонт. «Капля». Б. Заходер. «Что красивее всего ?»

1

ПЗУ

Текущ.  Коллек.

 

 

5

В/ч. «Где, что, как и почему?».

Проверка качества чтения.

1

Об/с

Тематич. Индив.

 

 

 

«Летние путешествия и приключения.»

13

 

Учить определять жанры произведения, давать характеристику персонажам; анализировать произведение и составлять цитатный план; составлять характеристику героев произведения; находить в тексте средства художественной выразительности; определять особенности произведения; сравнивать повесть и рассказ; оценивать героев и выражать своё отношение к ним; выделять особенности стиля и речи автора. Развивать умения наблюдать и сравнивать; речевые умения, мышление и внимание. Формировать навык выразительного чтения ; чтения по ролям. Воспитывать умение видеть прекрасное в обычном; бережное отношение к природе и животным; коллективизм и чувство ответственности.

Жанры произведений; что такое цитатный план; средства выразительности;определение повести и рассказа; особенности стилей и речи.

Определять жанры произведений; анализировать произведения; давать;  характеристику героев; Находить средства выразительности; различать повесть и рассказ; выделять особенности стиля и речи автора.

 

 

 

6

Ю.Ким. «Отважный охотник»

1

К

Текущ.   Фронт.  Групп.

 

 

7

С.Голицын. «Сорок изыскателей». Чтение 1и 2 главы.

1

К

Текущ. Фронт. Парн.

 

 

8

С.Голицын. «Сорок изыскателей». Чтение 3 - 4 главы.

1

З

Текущ.  Коллек.  Индив.

 

 

9

И. Дик «В дебрях Кара - Бумбы». Чтение 1-5 частей главы «Удар сабли».

1

К

Текущ.  Фронт. Парн.

 

 

10

И. Дик «В дебрях Кара - Бумбы». Чтение 6 - 10 частей главы «Удар сабли».

1

З

Текущ. Фронт.  Индив.

 

 

11

М. Твен. « Приключения Тома Сойера». Знакомство с героями и местом действия. Чтение 1 -6 частей 8 главы.

1

К

Текущ.  Фронт. 

 

 

12

М. Твен. « Приключения Тома Сойера». Чтение 1 – 4 частей  13 главы.

1

ПЗУ

Текущ.  Групп.

 

 

13

М. Твен. « Приключения Тома Сойера». Заключительный урок.

1

З

Текущ.  Фронт.  Групп.

 

 

14

Б. Емельянов. « Игра».

1

Н

Текущ.  Фронт.

 

 

15

К. Г. Паустовский. «Кот – ворюга». Работа с текстом после чтения.

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

16

К. Г. Паустовский. «Жильцы старого дома». Чтение частей 1 – 3.

 

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

17

К. Г. Паустовский. «Жильцы старого дома». Чтение частей 4-7.

 

1

ПЗУ

Текущ. Парн. Групп.

 

 

18

В/ч. «В путь друзья!» или «Игра становись жизнью».Проверочная р.по разделам1и 2.

1

З

Текущ.  Индив.

 

 

 

« Природа летом».

9

 

Учить выделять образные средства языка; обогащать словарный запас; ввести понятие фрагмент; понятие стихотворение в прозе. Развивать умение выражать свои чувства по отношению к  прочитанному, видеть настроение произведения; развивать память, внимание, творческие способности. Совершенствовать навыки составления плана и умения работать с иллюстрацией. Воспитывать любовь к природе и интерес к чтению.

Образные средства языка; понятие фрагмент; понятие стихотворения в прозе; правила составления плана.

Находить образные средства языка; видеть настроение произведения; составлять план; работать с иллюстрацией.

 

 

 

19

С. Есенин. «С добрым утром».

1

Н

Текщ.  Фронт.

 

 

20

Чтение фрагмента из рассказа А. П. Чехова «Степь».

1

К

Текущ.  Индив.

 

 

21

А. Н. Толстой. «Детство Никиты». Главы «В купальне» и «Стрелка барометра».

1

К

Текущ.  Фронт.  Групп.

 

 

22

И. Тургенев. «Голуби». Стихотворение в прозе.

1

Н

Текущ.  Фронт.

 

 

23

И. Бунин. «Розы».

1

Н

Текущ.   Коллек.

 

 

24

В. Бианки. «Неслышимка».

1

К

Текущ.  Индив.  Парн.

 

 

25

М. Пришвин. «Золотой луг».

1

К

Текущ.  Фронт.

 

 

26

Б. Пастернак. «За поворотом».

Проверка качества чтения за 1 четверть

1

К

Текущ.  Индив.

 

 

27

В/ч. «Разноцветное лето».Проверочная работа по разделу3.

1

Об/с

Тематич. Коллек.

 

 

 

2 ЧЕТВЕРТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Уроки и переменки».

14

 

Учить находить нужный отрывок в тексте. Развивать умение эмоционально воспринимать текст, выражать при чтении чувства и характер действующих лиц. Формировать доброе отношение к школе. Расширять читательский кругозор. Воспитывать нравственные качества, уважение к другим людям и стремление учится.

Понятия герои рассказа, рассказчик и автор. Имена и фамилии авторов изученных произведений.

Находить нужный отрывок в тексте; выражать чувства и характер действующих лиц; эмоционально воспринимать текст.

 

 

 

28

Э. Успенский. «Школа клоунов». «Первый день занятий».

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.  Групп.

 

 

29

Э. Успенский. «Школа клоунов». «Второй день занятий».

1

ПЗУ

Текущ.  Парн.   Индив.

 

 

30

Б. Заходер. «Перемена».

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

31

Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 1 главы.

1

Н

Текущ.  Фронт.  Парн.

 

 

32

Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 2 главы.

1

К

Текущ.  Индив.  Групп.

 

 

33

Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 3 главы.

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.  Групп.

 

 

34

Г. Куликов. «Как я влиял на Севку». Чтение 4 главы.

1

З

Текущ.  Коллек.  Индив.

 

 

35

Б. Заходер. «Вредный кот».

1

ПЗУ

Текущ.  Индив.

 

 

36

Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 1 – 3 частей.

1

К

Текущ.   Коллек. Индив.

 

 

37

Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 4 – 6 частей.

1

ПЗУ

Текущ. Групп. Индив.

 

 

38

Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 7 – 9 частей.

1

ПЗУ

Текущ. Фронт. Парн.

 

 

39

Л. Гераскина. «В Стране невыученных уроков». Чтение 10 – 12 частей.

1

З

Текущ.  Фронт. Индив.

 

 

40

Олег Григорьев. «Витамин роста». «После уроков» , «Кто прав?»

1

Н

Текущ.  Групп. Индив.

 

 

41

В/ч.»Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться».Проверочная работа по разделу 4.

1

Об/с

Тематич. Фронт.

 

 

 

«Глухая пора листопада».

5

 

Развивать чувство ритма, речь, мышление и внимание. Научить детей пользоваться цитатами из стихотворений для образного описания картин и реальных событий. Воспитывать любовь к русской словесности.

Что такое цитата.

Пользоваться цитатами из стихотворений.

 

 

 

42

А. С. Пушкин. «Осень». К.Бальмонт. «Осень». Ф. Тютчев. «Есть в осени первоначальной…»

1

К

Текущ.  Фронт.  Индив.

 

 

43

К. Паустовский. «Мой дом».

 

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

44

Д. Самойлов. «Перед снегом».

Г. Сапгир. «Четыре конверта».

1

ПЗУ

Текущ.  Фронт.

 

 

45

Б. Пастернак. « Иней».

К. Паустовский. «Прощание с летом».

1

ПЗУ

Текущ.   Фронд. Индив.

 

 

46

В/ч. Знакомство с детской периодической печатью.

Проверка качества чтения за 2 четверть

1

ПЗУ

 

 

 

Текущ.   Фронд. Индив.

 

 

 

«И кот учёный свои мне сказки говорил….»

12

 

Учить определять виды сказок и сказочные «приметы», анализировать и обобщать характер героев сказки, оценивать поступки героев произведения, выразительному чтению стихотворения.  Развивать монологическую речь,  творческие способности, воображение , интерес к самостоятельному чтению, навыки беглого и правильного выразительного чтения. Обогащать словарный запас. Воспитывать чувство долга,

Виды сказок и «сказочные приметы»; план анализа характера героев; авторов и произведения зарубежной литературы.

Определять виды сказок; анализировать героев произведений; выразительно читать; самостоятельно читать, строить монологическое высказывание.

 

 

 

47

Что такое сказка. Г. Сапгир. «Леса-чудеса».Проверочная работа к разделу 5.

1

Н

Текущ.  Фронт.

 

 

48

Русская народная сказка «Кот и лиса».  В. Берестов. «Сказка».

1

ПЗУ

Текущ.  Фронт.

 

 

3 ЧЕТВЕРТЬ

 

 

 

49

Русские народные сказки «Никита- Кожемяка» , «Как мужик гусей делил».

1

ПЗУ

Текущ.  Групп. Фронт.

 

 

50

Б. Гребенщиков. «Под небом голубым…». Русские народные сказки (обобщение)

 

1

З

Текущ. Фронт. Групп.

 

 

51

Арабские сказки из «Тысячи и одной ночи», «Шестое путешествие Синдбад». Чтение 1-3 частей.

1

К

Текущ. Фронт. Парн.

 

 

52

Арабская сказка «Синдбад- мореход». Чтение 4-6 частей.

1

З

Текущ. Фронт. Индив.

 

 

53

Шарль Перро. «Ослиная шкура».  Чтение 1 -3 частей.

1

Н

Текущ. Фронт.

 

 

54

Шарль Перро. «Ослиная шкура».  Чтение 4 -7 частей.

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

55

Г. –Х. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик».            Великий датский сказочник.

1

ПЗУ

Текущ. Индив.    Письм.

 

 

56

А. Волков. «Волшебник изумрудного города».  Чтение главы «Элли в плену у Людоеда».

1

К

Текущ.  Индив.  Фронт.

 

 

57

Пьеса – драматическое произведение.  С. Маршак. «Сказка про козла».

1

Н

Текущ. Фронт.

 

 

58

В. Высоцкий. «Песня Кэрролла».

В/ч. Сказки путешествия

1

К

Текущ.  Коллек.

 

 

 

«Поёт зима, аукает…»

6

 

Показать особенности лирических произведений, совершенствовать навык чтения. Развивать и обогащать речь учащихся. Воспитывать интерес к чтению поэтических произведений.

Понятия: стихотворение, ритм, рифма, настроение. Способы заучивания стихов. Особенности лирических произведений.

Выразительно рассказывать стихи, опираясь на правила выразительного чтения.

 

 

 

59

С. Есенин. «Поёт зима, аукает…» , «Пороша».

1

ПЗУ

Текущ. Фронт. Индив.

 

 

60

К. Бальмонт. «Снежинка».

И. Бродский. «Вечером».

1

ПЗУ

Текущ. Самост.

 

 

61

Ю. Мориц. «Настоящий секрет».

А. Барто. «В защиту Деда Мороза».

В. Драгунский. «Кот в сапогах».

1

ПЗУ

Текущ. Парн.

 

 

62

Б. Пастернак. «Снег идёт».

А. Башлачёв. «Рождественская».

Д. Самойлов. «Город зимний».

1

ПЗУ

Текущ. Фронт. Индив.

 

 

63

В. Бианки. «По следам».

1

К

Текущ. Индив.

 

 

64

В/ч.  Сказка - пьеса С. Маршака «Двенадцать месяцев».

1

Об/с

Тематич. Фронт.

 

 

 

«Животные в нашем доме».

7

 

Учить анализировать  стихотворения о животных. Развивать навыки грамотного читателя, любознательность , наблюдательность. Формировать умения составлять план. Способствовать нравственному и экологическому воспитанию. Воспитывать желание заботиться о животных.

Схему анализа стихотворения о животных.

Анализировать стихи о животных, составлять план, соотносить текст и иллюстрации.

 

 

 

65

В. Берестов. «Прощание с другом».

Д. Мамин-Сибиряк. «Медведко».

1

ПЗУ

Текущ.  Фронт.

 

 

66

Ю. Коринец. «Ханг и Чанг».  Чтение 1- 3 частей.

1

К

Текущ. Индив.

 

 

67

Ю. Коринец. «Ханг и Чанг».  Чтение 4 - 5 частей.

1

ПЗУ

Текущ. Индив. Устн.

 

 

68

В. Драгунский. «Дымка и Антон». Г. Сапгир. «Морская собака».

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

69

Ю. Коваль. «Капитан Клюквин».    Чтение 1- 5 частей.

1

К

Текущ. Фронт. Устн.

 

 

70

Ю. Коваль. «Капитан Клюквин».    Чтение 6- 10 частей.

1

ПЗУ

Текущ. Индив.

 

 

71

Ю. Мориц. «Пони», «Любимый пони».

Вн.чт «О братьях наших меньших»

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

 

«Мы с мамой и папой».

7

 

Учить составлять словесный портрет; глубоко и полно анализировать и оценивать прочитанное. Развивать творческие способности ,мышление и внимание. Воспитывать уважение , желание заботиться о близких людях.

Схему составления словесного портрета.

Составлять словесный портрет, картины, анализировать и оценивать прочитанное.

 

 

 

72

Э. Успенский. «Всё в порядке»,  «Если был бы я девчонкой».Проверочная работа к разделу 8.

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

73

Ю. Коринец. «Подарки под подушкой».   А. Барто. «Разговор с дочкой».

1

ПЗУ

Текущ. Коллек. Парн.

 

 

74

И. Дик. «Красные яблоки».  А. Барто. «Перед сном».

1

ПЗУ

Текущ. Групп.

 

 

75

В. Драгунский «Девочка на шаре». Чтение 1- 3 частей.

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

76

«Счастье – это когда тебя понимают…». В. Драгунский «Девочка на шаре». Чтение 4- 6 частей.

1

ПЗУ

Текущ. Индив. Фронт.

 

 

77

В. Драгунский. «Тайное становится явным».

Проверка качества чтения за 3 четверть.

1

ПЗУ

Текущ. Коллек. Парн.

 

 

78

В/ч. «От чистого сердца».Проверочная работа к разделу 9

1

ПЗУ

Текущ. Фронт. Письм.

 

 

 

4 ЧЕТВЕРТЬ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Наполним музыкой сердца …».

8

 

Учить анализировать стихотворение, определять главную тему произведения, выбирать цитаты для сочинений, выражать свои чувства. Развивать творческие способности, воображение, речь, эмоциональное отношение к произведениям искусства. Формировать умение воспринимать чувства и настроения музыки. Воспитывать любовь к музыке и русской словесности.

Что такое главная тема произведения.

Определять главную тему произведения, выбирать цитаты для сочинений, воспринимать чувства и настроения музыки. 

 

 

 

79

О. Мандельштам. «Рояль».

1

К

Текущ. Фронт. Устн.

 

 

80

К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками».

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

81

К. Паустовский. «Корзина с еловыми шишками». «…Волшебник и великий музыкант».

1

З

Текущ. Фронт. Индив.

 

 

82

Г. Цыферов. «Тайна запечного Сверчка». «Небольшое вступление».

1

К

Текущ. Фронт.

 

 

83

Г. Цыферов. «Тайна запечного Сверчка». «О танцующем снеге. О Вене и серебряной шпаге принца».

1

ПЗУ

Текущ. Фронт. Индив.

 

 

84

И. Тургенев. «Певцы». (Отрывок)

1

К

Текущ. Коллек.

 

 

85

В. Драгунский. «Независимый Горбушка».

1

К

Текущ. Фронт.

 

 

86

В/ч. «Город твоих друзей» или «Вечная молодость Ю. Визбора».

1

Об/с

Тематич. Фронт.

 

 

 

«День смеха».

5

 

Познакомить с особенностями сюжетного стихотворения, стихов двустиший. Воспитывать чувство юмора. Прививать интерес к чтению детской литературы. Отрабатывать навыки выразительного чтения.

Особенности сюжетного стихотворения, стихов двустиший.

Выразительно читать стихи, анализировать чтение.

 

 

 

87

Г. Сапгир. «Смеянцы». «Людоед и принцесса, или Всё наоборот».

1

К

Текущ. Фронт.

 

 

88

Праздник- проказник.                         В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора».

1

З

Текущ. Фронт. Письм.

 

 

89

В. Драгунский. «Надо иметь чувство юмора».

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

90

Двустишия О. Григорьева.

1

Н

Текущ. Групп.

 

 

91

Ю. Мориц. «Малиновая кошка».

В/ч. Моя  Хохотания.

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

 

«О весна, без конца и без краю…».

3

 

Учить полно и глубоко анализировать произведения, находить средства выразительности. Совершенствовать навык выразительного чтения. Развивать навыки грамотного читателя. Воспитывать любовь к природе и способствовать экологическому воспитанию.

Средства выразительности, схему анализа поэтического и прозаического произведения.

Определять темп, тон, громкость речи, анализировать прочитанное произведение.

 

 

 

92

Стихи о весне Ф. Тютчева,            А. Блока, А. Макаревича.

1

ПЗУ

Текущ. Колек.

 

 

93

Стихи В. Маяковского, О. Мандельштама, С. Чёрного и Б.Окуджавы о весне.

1

ПЗУ

Текущ. Групп. Индив.

 

 

94

А. Толстой. «Детство Никиты» (глава «Весна»).

В/ч. «Необычный календарь».

1

ПЗУ

Текущ. Письм.

 

 

 

День Победы.

4

 

Познакомить со стихами о войне. Учить определять тему и характер произведения. Совершенствовать умение составлять цитатный план. Воспитывать патриотизм и любовь к Родине.

Авторов и названия изученных произведений и их краткое содержание.

Определять тему и характер произведения, составлять цитатный план.

 

 

 

95

А. Ахматова. «Памяти друга».

1

К

Текущ. Фронт.

 

 

96

В. Драгунский «Арбузный переполох».

В Высоцкий. «Он не вернулся из боя».

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

97

Б. Окуджава. «Король».

А. Твардовский. «Я знаю».

1

ПЗУ

Текущ. Коллек.

 

 

98

В/ч. «Кто с мечом к нам придёт, от меча и погибнет».

Проверка качества чтения за год.

1

Об/с

Тематич. Групп.

 

 

 

Родная земля.

4

 

Учить анализировать произведения. Обогащать речь. Воспитывать любовь к родной природе, умение видеть необычное и прекрасное.

Названия и авторов изученных произведений.

Анализировать произведения ,выразительно и грамотно читать.

 

 

 

99

К. Паустовский. «Бескорыстие».

В. Бахревский, Г. Цыферов. «Дубёнка».

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

100

Б. Окуджава. «Песенка об Арбате».

1

ПЗУ

Текущ. Фронт.

 

 

101

С. Козлов, Г. Цыферов. «Где живёт солнце?».

1

ПЗУ

Текущ. Индив.

 

 

102

В/ч. Любимые книги- любимые писатели.

2

Об/с

Тематич. Фрон

                                                                          Контроль уровня обучения.

                                                                        I четверть

  1. Проверка качества чтения
  2. Проверочная работа по разделу №1 - «Прощание с летом»
  3. Проверочная работа по разделу №2- « Летние путешествия и приключения».
  4. Проверка качества чтения за четверть.
  5. Проверочная работа по разделу № 3 – « Природа летом».

                                                                       II четверть.

 

  1. Проверочная работа по разделу № 4 – « Уроки и переменки».
  2. Проверочная работа по разделу №5 – « Глухая пора листопада…..»
  3. Проверка качества чтения за II четверть

                                                                    IIIчетверть

  1. Проверочная работа по разделу № 6 «И кот ученый свои мне сказки говорил…… »
  2. Проверочная работа по разделу № 7 «Поет зима, аукает….. »
  3. Проверочная работа по разделу № 8 « Животные в нашем доме.»
  4. Проверочная работа по разделу № 9 «Мы с мамой и папой »
  5. Проверка качества чтения за IIIчетверть.

                                                                          IVчетверть.

  1. Проверочная работа по разделу № 10 « Наполним музыкой сердца….»
  2. Проверочная работа по разделу № 11 « День смеха»
  3. Проверочная работа по разделу № 12 « О весна, без конца и без краю…….»
  4. Проверка качества чтения за год.

                                                          Условия реализации программы.

Образовательная система «Школа 2100…» (заключение РАО от 06.08.2007 г).

Для реализации программы используются:

  1. Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, «Литературное чтение. В одном счастливом детстве.»,3 класс. - М.: «Баласс», 2011.
  2. Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева «Тетрадь по литературному чтению. 3 класс». - М.: «Баласс», 2011.
  3. Методические рекомендации для учителя Е. В. Бунеева, О.В. Чиндилова.

 

 Рабочая программа действует, пока действует Государственный стандарт образования по предмету.

                                                         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа для 2 класса по программе ПНШ литературное чтение

Программа разработана на основе авторской программы по литературному чтению Н.А.Чураковой, О.В.Мпалаховский "Программы по учебным предметам".Программа составлен в соответствии с требованиями ФГОС НОО...

Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).

Библиографический список     Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...

Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).

   Рабочая программа составлена на основе авторской  программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;

Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения;   приобщение ребенка к лите...

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3

Рабочая программа по: чтению. Класс: 3...

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению

Рабочие программы для 2 класса по УМК "Школа России"и рабочие программы по осетинскому языку и чтению...