Урок литературного чтения в 3 классе "И.Бунин. Густой зеленый ельник у дороги"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме

Иващенко Марина Евгеньевна

Урок проводится в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok1.docx22.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                МОУ «Рудногрская сош».

                 Учитель начальных классов Иващенко М.Е.                      

                    Урок литературного чтения в з классе.

Тема: И.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»

Цели: 1. Раскрыть внутренний мир автора в стихотворении, особенности

                 поэтического взгляда на мир, добиваться понимания смысла

                 стихотворения и настроения лирического героя; обогащать

                 словарный запас учащихся.

             2.Развивать исследовательское мышление, формировать УУД: умение

                воспринимать красоту поэтического слова, умение выразительно читать,

                составлять связное высказывание, выражать свои мысли и чувства по отношению

              к прочитанному,  анализировать и делать выводы.

             3. Воспитывать бережное отношение к животным, к природе.

Оборудование: портрет И.А.Бунина, иллюстрация оленя, карточки с определениями

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Прозвенел веселый звонок.

Мы начинаем урок.

Вы-любознательные дети,

Обо всем хотите знать на свете

  1. Подготовка к восприятию.

- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением замечательного русского поэта 20 века. Прослушайте несколько его стихотворений и попробуйте определить: о чем же он пишет, что волнует этого человека?

Ученики читают наизусть стихи:

Листопад.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой, пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

Родник.

В глуши лесной, в глуши зелёной,

Всегда тенистой и сырой,

В крутом овраге под горой

Бьёт из камней родник студёный:

Кипит, играет и спешит,

Крутясь, хрустальными клубами,

И под ветвистыми дубами

Стеклом расплавленным бежит.

А небеса и лес нагорный

Глядят, задумавшись в тиши,

Как в светлой влаге голыши

Дрожат мозаикой узорной.

На пруде.

Ясным утром на тихом пруде

Резво ласточки реют кругом,

Опускаются к самой воде,

Чуть касаются влаги крылом.

На лету они звонко поют,

А вокруг зеленеют луга,

И стоит, словно зеркало, пруд,

Отражая свои берега.  

Бушует полая вода…

Бушует полая вода,

Шумит и глухо и протяжно.

Грачей пролётные стада

Кричат и весело и важно.

Весна, весна! И всё ей радо.

Как в забытьи каком стоишь

И слышишь свежий запах сада

И тёплый запах талых крыш.

Кругом вода журчит, сверкает,

Крик петухов звучит порой,

А ветер, мягкий и сырой,

Глаза тихонько закрывает.

Детство.

Чем жарче день, тем сладостней в бору

Дышать сухим смолистым ароматом,

И весело мне было по утру

Бродить по этим солнечным палатам!

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,

Песок – как шёлк. Прильну к сосне  

                                                          Корявой

И чувствую: мне только десять лет,

А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.

Кора груба, морщиниста, красна,

Но как тепла, как солнцем вся прогрета!

И кажется, что пахнет не сосна,

А зной и сухость солнечного света.                                

- Итак, что хотите сказать? (Ответы детей)

- Хотите узнать, кто автор этих стихотворений?

- Имя поэта Иван Алексеевич Бунин. Он очень любил Россию, прекрасно знал природу, жизнь русской деревни. Иван Алексеевич много путешествовал, видел далекие страны, но всегда жили в его душе русские поля, леса, дороги… Им он посвятил свою жизнь.

- И сегодня мы поближе познакомимся с его стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги…».Станем исследователями, постараемся открыть для себя что-то новое, неизведанное.  Откройте учебник на стр.38.

 

  1. Работа по теме.
  1. Выразительное чтение стихотворения учителем.

– Поделитесь своими мыслями и чувствами.(Ответы детей)

  1. Самостоятельное чтение стихотворения детьми про себя. Словарная работа.

- Какие слова вам непонятны? Обратимся за помощью к консультанту Коту Ученому в разделе «Музей», стр. 157

ОСТИНКИ

- Что значит «собачий гон»? (Гнать-охотиться, загонять дичь)

3. Выразительное чтение учащимися вслух.

4. Беседа:

- Придумайте название этому стихотворению.( Учитель записывает названия на доске)

- Как вы думаете, почему автор сам не дал названия этому стихотворению? ( Оно лишает возможности читателю самому очень постепенно проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя)

- Прочитайте первые две строки. Что автор рисует в этих строках? ( Время года зима, глубокий снег, густой ельник – это дом оленя. Ему здесь хорошо.)

- Прочитайте описание оленя. Что можете сказать? ( Олень взрослое сильное животное с тонкими ногами, тяжелыми ветвистыми рогами. Он очень красивый)

- Есть мнение, что в лирическом герое уживаются два человека: поэт и охотник. Как он ведет себя в первой строфе? Кто в нем преобладает: поэт или охотник? Какие чувства испытывает лирический герой по отношению к оленю? (  Как поэт: он восхищается могучим животным, его красотой)

- А где в нем просыпается инстинкт охотника? Прочитайте эти строки.(Во 2 и 3 строфе)

- Что лирический герой читает по следам оленя? ( Здесь натоптал тропинок, здесь елку гнул, здесь оставил следы зубов)

- Где и почему происходит перелом настроения. Укажите точно строчку.(И вдруг – прыжок! – Смысл поединка жизни и смерти)

- Прочитайте последнюю строфу. О чем автор говорит? Какое настроение у лирического героя? (Радостное, восторженное от того, что олень сумел спасти свою жизнь)

Физминутка

Вверх руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Низко присели, вниз посмотрели –

Это жучок пьет росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем –

Сели все дружно назад.

  1. Работа в группах

- Перед вами картина оленя. Подберите определения, которые подходят для описания этого животного (каждой группе даны наборы карточек с определениями: благородный, слабый, могучий, тяжелый, с тонкими ногами, быстрый, трусливый, смелый, маленький, с большими рогами, с ветвистыми рогами, без рогов, коричневый, великолепный, большой, огромный, гордый, усталый). Если среди тех слов, что вам даны, не хватает каких-то определений, то напишите их на чистом листке. Опишите оленя.

(Дети выполняют работу, прикрепляют слова на доске, один ученик от каждой группы дает описание оленя, используя свои определения)

- Прочитайте определения, которые дал оленю Иван Бунин. Сколько их? (Могучий, тонконогий, с тяжкими рогами) Всего три определения. Нам этого оказалось достаточно, чтобы представить красавца-зверя? Иван Бунин был мастером слова. Он находил точные определения для любого явления природы.

  1. Обобщение.

- А сейчас еще раз перечитайте последнюю строфу. Подумайте, с каким словом в последней строфе можно соединить все определения, которые использовал Бунин в стихотворении, которые подобрали вы для описания животного? (Красота)

- Что такое красота? ( Ответы детей)

- Какую главную мысль хотел донести до нас Иван Бунин? (Красоту нужно беречь, не уничтожать, а преумножать. И тогда жизнь на Земле будет красивой и счастливой)

- Вспомните, название главы, в которой помещено это стихотворение.( Мир нуждается в нашей защите) Почему авторы учебника поместили его именно в эту главу?

-  На прошлом уроке мы обсуждали выставку рисунков «Остановись, мгновение». Какую картину вы бы хотели нарисовать к этому стихотворению?

  1. Итог урока.

- Чем запомнился сегодняшний урок?

- Какими мыслями хотели бы поделиться дома?

  1. Домашнее задание.

Приготовить выразительное чтение стихотворения, нарисовать иллюстрацию, подписать цитатой.

  1. Оценивание.

На листочках на шкале оцените свою активность на уроке. Рядом изобразите свое настроение.

        

Хорошее                                      плохое                                                        не знаю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».

Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чуракова...

И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…"

Тип урока: изучение нового материала....

Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…»

Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…»...

Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Вперед по дороге открытий в мир литературы. Сказка С. Козлова Черный Омут"

На уроке предусмотрена глубокая работа с текстом. К конспекту прилагается перезентация, методическая характеристика урока, раздаточный материал для учащихся....

Урок литературного чтения на родном русском языке 1 класс " По дорогам сказок\'

Урок- викторина, урок - обобщение по сказкам.Можно использовать на семинарах....

И Бунин "Густой зеленый ельник у дороги..."

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И.Бунин "Густой зеленый ельник у дороги.."...