Урок литературного чтения в 3 классе "И.Бунин. Густой зеленый ельник у дороги"
методическая разработка по чтению (3 класс) по теме
Урок проводится в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok1.docx | 22.66 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Рудногрская сош».
Учитель начальных классов Иващенко М.Е.
Урок литературного чтения в з классе.
Тема: И.Бунин «Густой зеленый ельник у дороги…»
Цели: 1. Раскрыть внутренний мир автора в стихотворении, особенности
поэтического взгляда на мир, добиваться понимания смысла
стихотворения и настроения лирического героя; обогащать
словарный запас учащихся.
2.Развивать исследовательское мышление, формировать УУД: умение
воспринимать красоту поэтического слова, умение выразительно читать,
составлять связное высказывание, выражать свои мысли и чувства по отношению
к прочитанному, анализировать и делать выводы.
3. Воспитывать бережное отношение к животным, к природе.
Оборудование: портрет И.А.Бунина, иллюстрация оленя, карточки с определениями
Ход урока:
- Организационный момент.
Прозвенел веселый звонок.
Мы начинаем урок.
Вы-любознательные дети,
Обо всем хотите знать на свете
- Подготовка к восприятию.
- Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением замечательного русского поэта 20 века. Прослушайте несколько его стихотворений и попробуйте определить: о чем же он пишет, что волнует этого человека?
Ученики читают наизусть стихи:
Листопад.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы жёлтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пёстрый терем свой.
Родник.
В глуши лесной, в глуши зелёной,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьёт из камней родник студёный:
Кипит, играет и спешит,
Крутясь, хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
А небеса и лес нагорный
Глядят, задумавшись в тиши,
Как в светлой влаге голыши
Дрожат мозаикой узорной.
На пруде.
Ясным утром на тихом пруде
Резво ласточки реют кругом,
Опускаются к самой воде,
Чуть касаются влаги крылом.
На лету они звонко поют,
А вокруг зеленеют луга,
И стоит, словно зеркало, пруд,
Отражая свои берега.
Бушует полая вода…
Бушует полая вода,
Шумит и глухо и протяжно.
Грачей пролётные стада
Кричат и весело и важно.
Весна, весна! И всё ей радо.
Как в забытьи каком стоишь
И слышишь свежий запах сада
И тёплый запах талых крыш.
Кругом вода журчит, сверкает,
Крик петухов звучит порой,
А ветер, мягкий и сырой,
Глаза тихонько закрывает.
Детство.
Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было по утру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок – как шёлк. Прильну к сосне
Корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол – гигант, тяжёлый, величавый.
Кора груба, морщиниста, красна,
Но как тепла, как солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
- Итак, что хотите сказать? (Ответы детей)
- Хотите узнать, кто автор этих стихотворений?
- Имя поэта Иван Алексеевич Бунин. Он очень любил Россию, прекрасно знал природу, жизнь русской деревни. Иван Алексеевич много путешествовал, видел далекие страны, но всегда жили в его душе русские поля, леса, дороги… Им он посвятил свою жизнь.
- И сегодня мы поближе познакомимся с его стихотворением «Густой зеленый ельник у дороги…».Станем исследователями, постараемся открыть для себя что-то новое, неизведанное. Откройте учебник на стр.38.
- Работа по теме.
- Выразительное чтение стихотворения учителем.
– Поделитесь своими мыслями и чувствами.(Ответы детей)
- Самостоятельное чтение стихотворения детьми про себя. Словарная работа.
- Какие слова вам непонятны? Обратимся за помощью к консультанту Коту Ученому в разделе «Музей», стр. 157
ОСТИНКИ
- Что значит «собачий гон»? (Гнать-охотиться, загонять дичь)
3. Выразительное чтение учащимися вслух.
4. Беседа:
- Придумайте название этому стихотворению.( Учитель записывает названия на доске)
- Как вы думаете, почему автор сам не дал названия этому стихотворению? ( Оно лишает возможности читателю самому очень постепенно проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя)
- Прочитайте первые две строки. Что автор рисует в этих строках? ( Время года зима, глубокий снег, густой ельник – это дом оленя. Ему здесь хорошо.)
- Прочитайте описание оленя. Что можете сказать? ( Олень взрослое сильное животное с тонкими ногами, тяжелыми ветвистыми рогами. Он очень красивый)
- Есть мнение, что в лирическом герое уживаются два человека: поэт и охотник. Как он ведет себя в первой строфе? Кто в нем преобладает: поэт или охотник? Какие чувства испытывает лирический герой по отношению к оленю? ( Как поэт: он восхищается могучим животным, его красотой)
- А где в нем просыпается инстинкт охотника? Прочитайте эти строки.(Во 2 и 3 строфе)
- Что лирический герой читает по следам оленя? ( Здесь натоптал тропинок, здесь елку гнул, здесь оставил следы зубов)
- Где и почему происходит перелом настроения. Укажите точно строчку.(И вдруг – прыжок! – Смысл поединка жизни и смерти)
- Прочитайте последнюю строфу. О чем автор говорит? Какое настроение у лирического героя? (Радостное, восторженное от того, что олень сумел спасти свою жизнь)
Физминутка
Вверх руки подняли и покачали –
Это деревья в лесу.
Низко присели, вниз посмотрели –
Это жучок пьет росу.
В стороны руки, плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Где они сядут, тоже покажем –
Сели все дружно назад.
- Работа в группах
- Перед вами картина оленя. Подберите определения, которые подходят для описания этого животного (каждой группе даны наборы карточек с определениями: благородный, слабый, могучий, тяжелый, с тонкими ногами, быстрый, трусливый, смелый, маленький, с большими рогами, с ветвистыми рогами, без рогов, коричневый, великолепный, большой, огромный, гордый, усталый). Если среди тех слов, что вам даны, не хватает каких-то определений, то напишите их на чистом листке. Опишите оленя.
(Дети выполняют работу, прикрепляют слова на доске, один ученик от каждой группы дает описание оленя, используя свои определения)
- Прочитайте определения, которые дал оленю Иван Бунин. Сколько их? (Могучий, тонконогий, с тяжкими рогами) Всего три определения. Нам этого оказалось достаточно, чтобы представить красавца-зверя? Иван Бунин был мастером слова. Он находил точные определения для любого явления природы.
- Обобщение.
- А сейчас еще раз перечитайте последнюю строфу. Подумайте, с каким словом в последней строфе можно соединить все определения, которые использовал Бунин в стихотворении, которые подобрали вы для описания животного? (Красота)
- Что такое красота? ( Ответы детей)
- Какую главную мысль хотел донести до нас Иван Бунин? (Красоту нужно беречь, не уничтожать, а преумножать. И тогда жизнь на Земле будет красивой и счастливой)
- Вспомните, название главы, в которой помещено это стихотворение.( Мир нуждается в нашей защите) Почему авторы учебника поместили его именно в эту главу?
- На прошлом уроке мы обсуждали выставку рисунков «Остановись, мгновение». Какую картину вы бы хотели нарисовать к этому стихотворению?
- Итог урока.
- Чем запомнился сегодняшний урок?
- Какими мыслями хотели бы поделиться дома?
- Домашнее задание.
Приготовить выразительное чтение стихотворения, нарисовать иллюстрацию, подписать цитатой.
- Оценивание.
На листочках на шкале оцените свою активность на уроке. Рядом изобразите свое настроение.
Хорошее плохое не знаю
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по теме: "Стихотворение А.С. Пушкина «Зимняя дорога».
Представлен урок, выполненный на основе программы и учебника, для учащихся 4 класса, занимающихся по системе развивающего обучения Л.В.Занкова. Предмет. Литературное чтение, 4 класс Н.А.Чуракова...
И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…"
Тип урока: изучение нового материала....
Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…»
Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…»...
Презентация к уроку литературного чтения во 2 классе. Русская народная сказка "Самое дорогое"
Урок литературного чтения по программе "Гармония" 2 класс....
Урок литературного чтения во 2 классе по теме "Вперед по дороге открытий в мир литературы. Сказка С. Козлова Черный Омут"
На уроке предусмотрена глубокая работа с текстом. К конспекту прилагается перезентация, методическая характеристика урока, раздаточный материал для учащихся....
Урок литературного чтения на родном русском языке 1 класс " По дорогам сказок\'
Урок- викторина, урок - обобщение по сказкам.Можно использовать на семинарах....
И Бунин "Густой зеленый ельник у дороги..."
Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И.Бунин "Густой зеленый ельник у дороги.."...