И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…"
план-конспект урока по чтению (3 класс)

Зайцева Татьяна Валерьевна

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_bunin_gustoy_elnik_3_klass.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения «И.А. Бунин «Густой зелёный ельник у дороги…»

3 класс

Тип: изучения и первичного закрепления новых знаний и способов деятельности.

Цель занятия: сформировать потребность в знаниях творчества И.А. Бунина.

Задачи: 

  • Развивать представление о средствах создания образа в литературе и в изобразительном искусстве.
  • Обучать выразительному чтению.
  • Формировать систему читательских умений.

Планируемые результаты

Предметные:

  • Читать вслух бегло, осознанно, без искажений, выразительно. Выбирать при выразительном чтении интонацию, темп, логическое ударение, паузы
  • Пользоваться элементарными приемами анализа текста.
  • Наблюдать, как поэт воспевает родную природу, какие чувства при этом испытывает.

Метапредметные:

  • Понимать и принимать учебную задачу, планировать ее выполнение.
  • Анализировать стихотворение И.А. Бунина «Густой зелёный ельник у дороги…» с опорой на систему вопросов учителя, выявлять основную мысль произведения.
  • Оценивать свои результаты работы в парах с помощью шкалы «успеха».

Личностные:

  • Проявлять интерес к чтению произведений великих писателей и поэтов.
  • Любовь к Родине.

Метапредметные связи: Русский язык, темы «Лексика», «Текст».

Ресурсы урока: Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий «Литературное чтение. Учебник 3 класс», презентация

ХОД УРОКА

  1. Организационный момент.

Руки? На месте!

Ноги? На месте!

Локти? У края!

Спина? Прямая!

  1. Проверка домашнего задания.

Слайд

а) Чтение стихотворения «Полевые цветы»

- Мы продолжаем изучать произведения раздела «Поэтическая тетрадь» и дома вы должны были прочитать стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Полевые цветы». Сейчас порадуйте нас своим выразительным чтением.

б) Вопросы после чтения:

- Почему автора привлекают скромные полевые цветы? Объясните

  1. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Да, природой восторгаются не только художники, но и поэты, писатели и мы с вами. И произведения Бунина проникнуты любовью к природе.

Слайд

- Посмотрите, название какого произведения нам незнакомо?

- Мы продолжим знакомиться с творчеством Бунина, изучим следующее произведение «Густой зеленый ельник». Закройте учебники.

  1. Восприятие и осмысление учащимися нового материала.

- Послушайте стихотворение И.А. Бунина и постарайтесь понять внимательное и бережное отношение поэта к миру природы.

(Выразительное чтение стихотворения учителем)

- Вам понравилось это стихотворение? Почему?

- Какое настроение вызвало в вас это стихотворение?

(радость, чувство восхищения)

- Что вызывает в вас эту радость?

- Откройте учебники на странице 176.

- Какие слова помогли поэту передать это настроение?

О, как легко он уходил долиной!

Как бешено, в избытке свежих сил,

В стремительности радостно-звериной

Он красоту от смерти уносил!

  1. Физминутка

Слайд

Вверх руки подняли и покачали –

Это деревья в лесу.

Низко присели, вниз посмотрели –

Это жучок пьет росу.

В стороны руки, плавно помашем –

Это к нам птицы летят.

Где они сядут, тоже покажем –

Сели все дружно назад.

  1. Первичная проверка понимания.

- Прочтите самостоятельно стихотворение, найдите трудные для вас слова и подчеркните их.

Словарно-лексическая работа (работа в парах)

- Сейчас вы будете выполнять здание на карточках. Вам предлагается соотнести новое трудное слово, которое встретилось в тексте с его лексическим значением. Работать можно в парах.

- Проверьте, правильно ли вы выполнили задание.

Слайд

1 строфа

Ельник – лес, в котором растут ели.

Тонконогий олень – олень, у которого тонкие ноги.

Тяжкие рога – тяжёлые рога

2 строфа

Зубом скрёб – зубом грыз

Остинка – уменьшительно – ласкательная форма слова «ость»: тонкая длинная щетинка на колосе у злаков; в данном случае речь идёт о хвойных иголочках.

Макушка ёлки – верхушка ёлки

3 строфа

Размеренный след – определённая мера для следа

Собачий гон – (гнать – охотиться, загонять.)

4 строфа

Долина – открытая местность

Бешено – изо всех сил

В избытке свежих сил – много новых сил

Стремительность – быстрота

- Кто из вас выполнил задание без ошибок? Оцените работу своей пары.

- Придумайте название этому стихотворению.

(«Красавец олень», «Красота побеждает смерть», «Густой зелёный ельник у дороги…», «Красота»)

- Как вы думаете, почему сам автор не дал никакого названия своему стихотворению?

(Оно лишает читателя возможности самому проникнуться чувством восхищения перед красотой зверя.)

  1. Первичное закрепление.

- Почему стихотворение начинается с описания густого зелёного ельника?

- Перед нами разворачивается спокойная жизнь леса, прекрасная в свой обыденности.

Густой зелёный ельник у дороги,

Глубокие пушистые снега.

Слайд

- Как вы думаете, действительно ли герой - рассказчик этого стихотворения наблюдал события, которые он описывал?

- Как он понял то, что произошло в лесу? (По следам.)

- Какие следы он увидел? Чьи это были следы? (Следы оленя.)

- Как изменяются оленьи следы? («И вдруг – прыжок!»)

- Чьи ещё появляются следы на снегу? (Охотничьих собак)

- Куда из леса ведёт теперь след? (В луга, в долину)

- Какой пейзаж теперь перед нами в конце стихотворения?

Слайд

- Чем закончилась погоня? (Олень спасается.)

- В чём красота оленя?

(«Могучий, тонконогий, к спине откинув тяжкие рога»)

- Что можно сказать о рассказчике, который по следам смог восстановить происшедшие события? (Он наблюдательный человек.)

- Умение читать следы на снегу – большое искусство, которое доступно только очень наблюдательным людям. Таков автор этого стихотворения.

- Любит ли он природу?

- Где и почему происходит перелом настроения? («И вдруг – прыжок!» - смысл поединка жизни и смерти, красоты и смерти.)

  1. Работа над выразительным чтением стихотворения

– Всё ли стихотворение мы будем читать в одном темпе?

– Какие строки читаются медленнее, а какие – быстрее?

– С какой интонацией читать последнюю строфу? Почему?

Выразительное чтение стихотворения

  1. Рефлексия, оценивание

- Что вас взволновало? О чём задумались? (Такие люди умеют любить и ценить природу, поэтому они нарисовали удивительные картины красками и словами.)

– Это стихотворение написано 100 лет назад, но сегодня, почти век спустя мы изучаем это стихотворение и любуемся этими картинами. Почему?

– (Стремление спасти красоту от гибели по–прежнему актуально, и поэтому прекрасное стихотворение Бунина звучит очень современно.)

Слайд

Было легко

 Мне помогло

Было трудно

Результат, который бы я хотел получить в будущем

– Я благодарю вас за работу на уроке.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

Приготовить выразительное чтение стихотворения, нарисовать иллюстрацию, подписать цитатой из стихотворения.

Слайд


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе "И.Бунин. Густой зеленый ельник у дороги"

Урок проводится в 3 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова....

В ельнике (2 класс)

УМК "Планета знаний"...

Классный час по ПДД: «Зелёный нам дорогу открывает!» Направление - культура безопасности

Цель классного часа: привлечь внимание школьников к проблемам безопасности на дорогах....

Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…»

Урок по литературному чтению в 3-м классе по теме "И.А. Бунин "Густой зелёный ельник у дороги…»...

Технологическая карта урока по окр. миру "В ельнике"

технологическая карта урока по окружающему миру на тему "В ельнике", УМК "Планета знаний"...

И Бунин "Густой зеленый ельник у дороги..."

Презентация к уроку литературного чтения в 4 классе И.Бунин "Густой зеленый ельник у дороги.."...