Урок обучения грамоте 1 класс "Школа России"
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме

Капусткина Елена Валерьевна

Звуки [т], [т'], буквы Т,т

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon chtenie_bukva_t.doc46 КБ

Предварительный просмотр:

Чтение

Тема: «Согласные звуки [т], [т’]. Буквы Т, т.»

Цели:

  1. познакомить с новыми звуками, научить распознавать их в словах; познакомить с новой буквой, научить читать слова и предложения с ней;
  2. развивать фонематический слух и связную речь, логическое мышление и внимание;
  3. способствовать воспитанию любви к животным, взаимовыручки.

Оборудование: кукла Незнайка, два плаката, цветные карточки-схемы.

Ход урока:

1.Организационный момент.

Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Незнайка. Он ещё не решил, нужно ли ему идти учиться в школе. Давайте ему докажем, что в школе учиться интересно, можно получить много знаний.

Если хочешь строить мост,

Наблюдать движенье звёзд,

Управлять машиной в поле

Иль вести машину ввысь

Хорошо работай в школе,

Добросовестно учись.

2.Актуализация знаний. Повторение пройденного.

По «ленте букв» ведётся повторение изученных гласных и согласных.

  1. Ребята, расскажите Незнайке, с какими буквами мы уже познакомились. (а, о, у, ы, и, н, к,с.)
  2. А какие буквы живут в красном домике? (буквы гласных)
  3. Почему звуки гласные? (потому что произносятся голосом, без преград, образуют слог.)
  4. А какие буквы гласных живут на верхнем этаже? (это гласные, которые обозначают твёрдость предыдущего согласного.)
  5. А какие буквы гласных живут на нижнем этаже? (это гласные, которые обозначают мягкость предыдущего согласного.)
  6. Дайте полную характеристику звуков [н], [н’] (согласный, звонкий, твёрдый; согласный, звонкий, мягкий.)

3.Постановка проблемы. Открытие нового знания.

а) Игра «Услышь звук и обозначь буквой» слова: три (первый звук) и пять (последний звук).

б) Слого-звуковой анализ слова «три».

  1. Помотрите на картинку и схему. Какое слово загадано? (три)
  1. Повторим это слово 3 раза. Сколько слогов в этом слове? (1)
  2. Почему? (один гласный звук [и])
  3. Назовите слияние (ри)
  4. А какой звук вне слияния? ([т])
  5. Повторим этот звук 3 раза. Дадим ему полную характеристику. (согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к верхним зубам. Глухой, так как состоит только из шума. Твёрдый.

          в) Слого-звуковой анализ слова «пять»

  1. Поможем Незнайке угадать второе слово.

        

  1. Давайте произнесём это слово хором 3 раза. Сколько в нём слогов? Почему? (один, так как в слове один гласный)
  2. Назовите хором слияние. (пя)
  3. Назовите звук вне слияния и повторите его хором 3 раза.  ([т’])
  4. Дайте ему полную характеристику  (согласный, так как есть преграда при произношении: кончик языка прижимается к нижним зубам. Глухой, так как состоит только из шума. Мягкий.)
  5. Почему мы не смогли обозначить звуки буквами? Почему возникло затруднение?(не умеем обозначать звук соответствующей ему буквой).

г) Игра «Хлопни в ладоши».

Учитель читает стихотворение, дети внимательно слушают и хлопают в ладоши один раз, если слышат в слове звук [т] и [ т’].

Глупый, маленький телёнок

Только вышел из пелёнок.

Вот тебе косыночка,

Ты, телёнок,- Зиночка!

д) Знакомство с буквами Т, т. Найти их место на «ленте букв», в кассе букв, алфавите.

е) На что похожа буква? (картинки-рисунки)

  1. Буква Т стоит на крыше,

      Телевизор в доме том.

      Т в антенну превратилась

                        И на крыше очутилась.

  1. Отвечайте, кто знаток:

Это что за молоток?

             ж) Сравнение звуков [ т] и[ т’] (презентация «Азбука»)

Учитель демонстрирует картинки, дети произносят первый звук слова, показывают сигнальными карточками, какой это звук: мягкий (зелёный цвет) или твёрдый (синий цвет).

4.Физминутка.

Мы похлопаем в ладоши дружно, веселее.

Наши ножки постучали дружно, веселее.

По коленочкам ударим тише, тише, тише.

Наши ручки, поднимайтесь выше, выше, выше.

Наши ручки закружились, ниже опустились.

Завертелись, завертелись и остановились.

5.Упражнения для развития речевого аппарата.

  1. Упражнение  «Пятёрочка» (при сжатых губах медленно набрать воздух через нос. Задержать дыхание. На выдохе считать от 1 до 5, стараясь, чтобы воздуха хватило до конца счёта.)
  2. Упражнение «Хомячок» (плотно сжав губы, надуть обе щеки и имитировать жевательные движения хомячка.)

6.Первичное закрепление:  чтение слияний-чистоговорок.

  1. А сейчас представьте, что мы мыши.

Ты-ты-ты – к нам пришли коты.

Та-та-та – не боимся мы кота.

Ти-ти-ти – их прогнали мы почти.

То-то-то – будем мы играть в лото.

Ту-ту-ту – наведём здесь чистоту.

7.Договаривание слогов-слияний до целых слов (тихо, тыква, тапка…)

8.Работа по учебнику. Включение в систему знаний и повторение.

а) Нахождение слов со звуками [т ]и [т’](ученики обводят в отрывке буквы т, считают их количество: читающие дети читают стихотворение-отрывок из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила» «У лукоморья дуб зелёный».

б) Рассматривание иллюстрации в стихотворению.

  1. Назовите слова со звуками [ т  ]и [ т’].

в) Чтение слов с доски: (хором, парами, рядами, индивидуально)

кот        окуни

котик    Никита

кто         как

г) Работа с текстом «Хитрый кот».

  1. Чтение хором.
  2. Чтение по цепочке.
  3. Чтение текста одним учеником (3-4 человека).
  4. Беседа по содержанию и озаглавливание:

-Чей был кот?

-У кого были окуни?

-Что сказано про кота?

-Как можно назвать этот рассказ?

  1. Пересказ текста учащимися.

-Как вы думаете, перестанет ли Таня после этого случая любить своего кота?(нет)

-Как мы должны относиться к животным? (любить, ухаживать за ними)

9.Физминутка.

Раз, два, три, четыре, пять, мы умеем отдыхать.

Приподнялись, чуть присели и соседа не задели.

А теперь придётся встать, тихо сесть, начать писать.

10.Работа с кассой букв. Учащиеся составляют слова: кот - кит – тик – ток – так. (Дети работают в индивидуальных кассах, один человек на общей кассе).

11.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-С какими звуками мы сегодня познакомились?

-Чем они похожи и чем отличаются?

-Какой буквой на письме они отличаются?

-Дома придумайте слова с изученной буквой и по желанию выучите стихотворение со страницы 56.

-А сейчас давайте скажем Незнайке «До свидания!» Ему очень понравилось у нас и он обязательно к нам ещё придёт.

-Вы все сегодня хорошо поработали! Молодцы!!!

-Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Технологическая карта урока литературного чтения (урок обучения грамоте). УМК «Школа России» Тема «Звуки [ф\'], [ф] и буквы Ф, ф.

Одной из особенностей ФГОС НОО является их  деятельностный  характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. С учетом требований новых стандартов назрела необходимость изм...

Календарно-тематическое планирование уроков обучения грамоте(чтение) по УМК"Школа России" 1 класс и обучение письму

Календарно-тематическое планирование с УУД уроков обучения грамоте ( чтение) по УМК "Школа России" и обучение письму....

Урок обучение грамоте Школа России "Буква Е"

Конспект урока обучения грамоте. 1 классТема урока: Гласные буквы Е,е.Тип урока: изучение нового материала.Цели:Образовательные:Формировать умение находить в словах букву Е; знать, какие звуки она обо...

Урок обучения грамоте. Школа России. Буква Е, е.

Урок обучения грамоте в 1 классе. По программе "Школа России"....

урок обучения грамоте "Школа России"

Урок - закреплени Буква Б, б....

Урок обучения грамоте "Школа России" Буквы Б,б. Звуки [б, б\']

Технологическая карта Урок обучения грамоте "Школа России" Буквы Б,б. Звуки [б, б']...