Рабочая программа по литературному чтению, 3 класс
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Макеева Юлия Александровна

Рабочая программа по чтению по образовательной программе "Школа-2100"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_po_cht_3_klass_2100.docx92.48 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературному чтению разработана на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России,  авторской учебной программы Образовательной системы «Школа 2100».

Программа направлена, прежде всего, на развитие и совершенствования содержания образования и на реализацию в учебном процессе изложенных в Образовательной программе начального общего образования Образовательного центра ОАО «Газпром».

Рабочая программа составлена на основе авторской учебной программы  Бунеева Р.Н., Е.В.Бунеевой, входящей в Образовательную систему «Школа 2100».

Для реализации программного содержания курса русского языка используются следующий учебно-методический комплект:

  1. «Литературное чтение» («В одном счастливом детстве»)  Учебник для 3 класса в 2-х частях.  Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева  (Москва  «Баласс» 2011 г.)
  2. Тетрадь по литературному чтению для 3 класса. Авторы Р.Н. Бунеев,  Е.В. Бунеева  (Москва  «Баласс» 2012 г.)
  3. Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» 3-4 класс. Авторы Н.А. Шестакова, Т.В. Кулюкина  (Москва  «Баласс» 2012 г.)
  4. Уроки литературного чтения во 3-м классе  (Методические рекомендации для учителя). Авторы Е.В. Бунеева, О.В. Чиндилова, М.А. Яковлева  (Москва «Баласс» 2012 г)
  5. «Беседы о чтении, или Как научить детей понимать текст» (Пособие для учителей начальных классов).  Автор О.В. Соболева (Москва «Баласс» 2012 г.)

Общая характеристика учебного предмета

Формирование функционально грамотных людей – одна  из важнейших  задач  современной школы.  Основы   функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где  идет интенсивное  обучение различным  видам  речевой деятельности  – чтению и  письму,  говорению и  слушанию. Поэтому литературное чтение наряду с русским языком –  один  из  основных предметов в системе подготовки младшего школьника.

В курсе литературного чтения реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом русского языка:

1)  овладение  функциональной  грамотностью на  уровне  предмета

(извлечение, преобразование и использование текстовой информации);

2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и  анализа текстов;

3)  овладение умениями,  навыками  различных  видов   устной и письменной речи.

Линии, специфические для  курса «Литературное чтение»:

4) определение и объяснение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному;

5) приобщение к литературе как искусству слова;

6) приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях.

В программе за основу взят традиционный тематический принцип группировки материала, принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения, принцип актуализации тематики чтения, принципа идейно-художественной значимости, принцип целостного восприятия художественного произведения, а также монографический принцип.

В 3-м классе дети, которые уже знакомы с двумя источниками чтения – фольклором и современной детской литературой, открывают для себя мир литературы во всем его многообразии и читают произведения детской и доступной «взрослой» литературы разных жанров: рассказы, повести (в отрывках), сказки, лирические и сюжетные стихотворения, поэму, пьесу-сказку. Здесь находят свою реализацию принцип жанрового разнообразия и принцип оптимального соотношения произведений детской литературы и текстов, вошедших в круг детского чтения из литературы «взрослой». Произведения, включённые в учебник для 3-го класса, позволяют показать детям мир литературы во всём его многообразии: классику русской и зарубежной детской литературы, произведения русских писателей и поэтов XX в., доступные для детского чтения; современную детскую литературу. Реализация принципа идейно-художественной значимости достигается с помощью «сквозных» персонажей и построения системы уроков литературного чтения в форме эвристической беседы. При составлении учебника для 3-го класса в большей мере, чем во всех остальных, учитывался принцип актуализации тематики чтения. Тексты, которые читают дети, связаны с природным и историческим календарём.

Программа предусматривает и организацию самостоятельного домашнего чтения детей, и уроки внеклассного чтения, главное отличие которых состоит в том, что на этих уроках дети работают не с учебником-хрестоматией, а с детской книгой. Главная особенность системы внеклассного чтения заключается в том, что дети читают «в рамках учебников», то есть другие рассказы или стихи авторов данного раздела, остальные главы из повести, которые не включены в данный раздел. Так реализуется принцип целостного восприятия художественного произведения. Уроки внеклассного чтения проводятся после окончания работы над каждым разделом. Отбор произведений и темы этих уроков - индивидуальное дело учителя. В конце каждого учебника приводится примерный список книг для самостоятельного чтения, которые можно использовать на уроках внеклассного чтения.

Для заучивания наизусть рекомендуются все стихотворения, включённые в учебники, а также небольшие (от 3-4 до 7-8 предложений) отрывки прозы по выбору учителя.

Цели, задачи и содержание курса литературного чтения в начальной школе

Изучение литературного чтения направлено на достижение следующих целей:

  1. научить детей читать художественную литературу, подготовить к её систематическому изучению в средней школе, вызвать интерес к чтению и заложить основы грамотного читателя, владеющего как техникой чтения, так и приёмами понимания прочитанного, знающего книги и умеющего их самостоятельно выбирать;
  2. развивать художественно – творческие и познавательные способности, эмоциональную отзывчивость при чтении художественных произведений; формировать эстетическое отношение к искусству слова; совершенствовать все виды речевой деятельности, умение вести диалог, выразительно читать, рассказывать и импровизировать;
  3. способствовать овладению осознанным, правильным, беглым  и выразительным чтением как базовым умением в системе образования младших школьников; формировать читательский кругозор и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;
  4. воспитывать эстетическое отношение к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащать нравственный опыт младших школьников, формировать представления о добре и зле, справедливости и честности; развивать нравственные чувства, уважение к культуре народов многонациональной России.

Приоритетной целью обучения литературному чтению  является формирование читательской компетенции младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средству самообразования.

Достижение этих  целей предполагает решение следующих задач:

1) формирование техники чтения и приёмов понимания и анализа текста – правильного типа читательской деятельности; одновременное развитие интереса к самому процессу чтения, потребности читать;

2) введение детей через  литературу в мир человеческих отношений, нравственно-этических ценностей; воспитание личности со свободным и независимым мышлением; формирование эстетического вкуса;

3) развитие устной и письменной речи  (в том числе значительное обогащение словаря), овладение речевой и коммуникативной культурой; развитие творческих способностей детей;

4) приобщение детей  к литературе как искусству слова, к пониманию  того,  что  делает литературу художественной, – через  введение элементов анализа текстов (в том числе средств выразительности) и практическое ознакомление с отдельными теоретико-литературными понятиями.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в отношении к другим людям и к природе.

Ценность добра – направленность на развитие и сохранение жизни через сострадание и милосердие как проявление любви.

Ценность свободы, чести и достоинства как основа современных принципов и правил межличностных отношений.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – основа эстетического воспитания через приобщение ребёнка к литературе как виду искусства. Это ценность стремления к гармонии, к идеалу.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений. Приоритетность знания, установления истины, само познание как ценность – одна из задач образования, в том числе литературного.

Ценность семьи. Семья – первая и самая значимая для развития социальная и образовательная среда. Содержание литературного образования способствует формированию эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, чувства любви, благодарности, взаимной ответственности.

Ценность труда и творчества. Труд – естественное условие человеческой жизни, состояние нормального человеческого существования. Особую роль в развитии трудолюбия ребёнка играет его учебная деятельность. В процессе её организации средствами учебного предмета у ребёнка развиваются организованность, целеустремлённость, ответственность, самостоятельность, формируется ценностное отношение к труду в целом и к литературному труду в частности.

Ценность гражданственности – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своей страны. Привитие через содержание предмета интереса к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность патриотизма. Любовь к России, активный интерес к её прошлому и настоящему, готовность служить ей.

Ценность человечества. Осознание ребёнком себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур.

Содержание предмета «Литературное чтение» включает следующие разделы:

  1. Круг детского чтения.
  2. Техника чтения.
  3. Формирование приёмов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.
  4. Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа текста.
  5. Литературоведческая пропедевтика.
  6. Творческая деятельности учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Техника чтения

  1. На  момент завершения начального образования достигаются следующие составляющие техники чтения:
  2. 1) способ чтения – чтение целыми словами;
  3. 2) правильность чтения – чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения;
  4. 3)  скорость чтения –  установка на  нормальный для  читающего темп  беглости, позволяющий ему осознать текст;
  5. 4) установка на постепенное увеличение скорости чтения. Формируется правильное и осознанное чтение вслух с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для  передачи точного смысла высказывания.
  6. Правильное, осознанное, достаточно беглое  и выразительное чтение  целыми словами про  себя  и  вслух. Выбор  интонации,  соответствующей строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения.

Формирование приемов понимания прочитанного при чтении и слушании, виды читательской деятельности.

  1. Развитие умения работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла, соотнесение заглавия с содержанием, главной мыслью; «эксперимент с заглавиями»:  нахождение авторского  заглавия в ряду  данных).
  1. Обучение прогнозированию содержания  произведения  на  основе заглавия,  иллюстрации, ключевых слов;  самостоятельному придумыванию заглавий.
  2. Развитие умений:
  3. – выделять ключевые слова  в тексте или  в частях текста, устанавливать связь ключевых слов и главной мысли;
  4. –  самостоятельно делить  текст  на  части,  озаглавливать части; выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом (с помощью учителя и самостоятельно);
  5. – составлять простой план (варианты простого плана: пункты пла- на – повествовательные предложения; план из вопросов; план из предложений текста);
  6. – сопоставлять структуру текста с планом, данным учителем или составленным учениками;
  7. – самостоятельно составлять план рассказа о герое;
  8. – отвечать на предварительные вопросы к тексту, на вопросы учи- теля по содержанию прочитанного или  прослушанного текста;
  9. –  самостоятельно формулировать вопросы к тексту, прогнозиро- вать  содержание по ходу чтения или  слушания;
  10. – использовать выборочное чтение для  подтверждения какой-либо мысли, выборочное чтение по конкретному заданию.

Эмоциональное и эстетическое переживание прочитанного. Элементы анализа.

  1. Развитие умения самостоятельно находить в стихотворном и прозаическом тексте слова  и выражения, которые использует автор  для описания или  характеристики.
  2. Обучение работе  над  образом литературного героя. Что  и как рассказывает автор  о герое:
  3. – портрет;
  4. – детали биографии (что известно о его жизни);
  5. – черты личности (какой он?).  Как эти свойства личности проявляются  в поступках, мыслях, словах;
  6. – речь  героя как средство его характеристики;
  7. – отношение автора к герою;
  8. – собственное отношение к герою, его обоснование.
  9. Развитие внимательного отношения к языку художественных произведений, умения понимать образные выражения, использованные в нем,  умения представить картину, нарисованную автором.
  10. Высказывание своего отношения к написанному автором (не только к тому, что написано, но и к тому, как написано).
  11. Высказывание и  аргументирование своего  отношения к прочитанному.

Литературоведческая пропедевтика.

На уроках учитель знакомит детей  со следующими понятиями:

  1. Рассказ. Расширение и углубление понятия о рассказе. Соотношение понятий «герой» – «рассказчик» – «автор». Повесть, её отличие от рассказа.
  2. Пьеса. Признаки драматического произведения.
  3. Сравнение, олицетворение, эпитет в художественном тексте. Закрепление на  новом  литературном материале понятий, введенных  во 2-м классе.

Творческая деятельность учащихся (на основе литературных произведений). Развитие устной и письменной речи.

Обучение:

  1. подробному и краткому пересказу текста по плану;
  2. выборочному пересказу текста;
  3. словесному рисованию картин к художественным текстам;
  4. составлению устных рассказов о героях произведений с использованием соответствующей интонации, тона, темпа и громкости речи и самостоятельно составленного плана;
  5. составлению устных рассказов от имени одного из героев;
  6. составлению устных и письменных описаний-миниатюр. Заучивание наизусть и  выразительное чтение стихотворений и
  7. небольших  отрывков  прозы  с  использованием  соответствующей интонации, тона, темпа, громкости речи  и логического ударения.
  8. Письменные творческие работы (сочинения) по окончании чтения каждого раздела. Развитие умения писать на тему (этапы подготовки к  сочинению: обдумывание и  обсуждение темы,  формулирование главной мысли сочинения, коллективное и самостоятельное составление плана).
  9. Творческие работы: написание сочинений, сказок, рассказов, стихотворений, иллюстрирование, инсценирование.

В 3 классе личностными результатами  изучения  предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

– эмоциональность; умение осознавать и определять (называть) свои эмоции;

–  эмпатия –  умение осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

– чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно  относиться ко  всему  живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре, истории;

– понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим  близким;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

–  наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

– ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих  и окружающих людей;

–  этические чувства –  совести, вины, стыда –  как регуляторы морального поведения.

Средством достижения  этих  результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служит технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

–  вычитывать все  виды  текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

–   извлекать  информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи.

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

–  договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение»  является сформированность следующих умений:

– воспринимать на слух  тексты в исполнении учителя, учащихся;

– осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

– самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

– самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить

словарную работу;

– делить текст на части, составлять простой план;

– самостоятельно формулировать главную мысль текста;

– находить в тексте материал для  характеристики героя;

– подробно и выборочно пересказывать текст;

– составлять рассказ-характеристику героя;

– составлять устные и письменные описания;

– по ходу чтения представлять картины, устно  выражать (рисовать)  то, что представили;

–высказывать и аргументировать своё  отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

– относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

– различать в прозаическом произведении героев, рассказчика   автора;

– видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

– соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В 3 классе обучаются дети, которые владеют разными видами речевой деятельности и на разных уровнях. Учащиеся данного класса любознательны, при подготовке  к урокам используют дополнительную литературу. На уроках они активно вступают в дискуссию, умеют приходить к согласию, контролировать и оценивать свою работу и работу друг друга. Учащиеся будут осваивать материал каждый на своем уровне и в своем темпе.

Организация учебного процесса по предмету

Сроки реализации рабочей учебной программы по чтению:         1 (один) учебный год

Количество часов на изучение программы           136

Количество часов в неделю                                      4

Типы уроков:

Урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного материала, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, контроль и мониторинг знаний учащихся, урок - исследование, урок проектной деятельности, урок защиты проектов, урок – экскурсия, киноурок.

Формы организации образовательного процесса:

• Интерактивные технологии;

• Метод сотрудничества;

• Методики проектирования;

• Использование ИКТ;

• Деятельностный подход;

• Работа по алгоритму.

Используемые технологии:

Технология проблемного диалога

Технология оценивания учебных успехов

Групповая работа

На  уроках литературного чтения ведущей является  технология формирования типа правильной читательской деятельности (технология продуктивного чтения), обеспечивающая формирование читательской компетенции младших школьников.

Технология включает в себя три этапа работы с текстом

I этап. Работа  с текстом до чтения.

1. Антиципация  (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его  героев  по  названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации  с опорой на читательский опыт.

2. Постановка целей урока с учетом общей  (учебной, мотивационной, эмоциональной,  психологической) готовности учащихся  к работе.

II этап. Работа  с текстом  во время чтения.

1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе, или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.

Выявление первичного восприятия  (с  помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.

2.  Перечитывание  текста.  Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего  текста или  его отдельных фрагментов). Анализ текста (приёмы: диалог с автором через  текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов и проч.).

Постановка уточняющего вопроса к  каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию в целом. Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов.

Обращение (в  случае необходимости) к  отдельным фрагментам текста, выразительное чтение.

III этап. Работа  с текстом после чтения.

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия.  Соотнесение читательских интерпретаций  (истолкований,  оценок) произведения  с  авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи   текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем. Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия.  Обращение учащихся к готовым иллюстрациям.  Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. (Творческие) задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

В качестве учебного оборудования на уроках литературного чтения  планируется использование:

  1. наглядных пособий (таблицы, иллюстрации);
  2. справочных средств (словари: «Толковый словарик к учебнику «Литературное чтение» 3-4 класс». Авторы Н.А. Шестакова, Т.В. Кулюкина)
  3. электронных ресурсов (ПО «Уроки Кирилла и Мефодия», ЦОР)
  4. дидактический и раздаточный материал
  5. портреты писателей

Требования к уровню подготовки по данной программе

Основные знания, умения, навыки на конец третьего года обучения.

• Правильное, сознательное, беглое и выразительное чтение целыми словами. Выбор интонации, соответствующий строению предложений, а также тона, темпа, громкости, логического ударения. Темп чтения вслух незнакомого текста 75-80 слов в минуту.

• Знать что такое рассказ, повесть и её отличие от рассказа.

• Знать что такое пьеса, признаки драматических произведений.

• Уметь работать с заглавием произведения (осмысление его прямого и скрытого смысла; самостоятельное придумывание заглавия).

• Уметь выделять ключевые слова находить связь ключевых слов и главной мысли.

• Уметь самостоятельно делить текст на части, озаглавливать части, выделять главную мысль каждой части и всего произведения в целом.

• Уметь составлять простой план (повествовательные предложения, план из вопросов, план из предложений текста).

• Уметь выбрать из текста нужный отрывок для подтверждения какой-либо мысли, а также выборочное чтение по конкретному заданию.

• Уметь создавать образ литературного героя (портрет, детали биографии, черты личности, речь, отношения автора к герою, его обоснование).

• Уметь понимать образные выражения, представлять картины нарисованные автором.

• Уметь высказывать своё отношение к прочитанному.

• Заучивать наизусть и выразительно читать небольшие отрывки прозы и стихотворения.

• Уметь писать сочинения на заданную тему, выполнять творческие работы (сочинение сказок, стихов и т.д.)

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов обучения

Для удобства проведения контроля и оценивания образовательных достижений детей по литературному чтению используется таблица предметных требований.        

Таблица предметных требований

к умениям учащихся 3 класса по литературному чтению

Линии развития учащихся средствами предмета «Литературное чтение»

овладение функциональной грамотностью;

овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текста;

овладение умениями и навыками различных видов устной и письменной речи

определение своего эмоционально-оценочного отношения к прочитанному, развитие умения объяснять это отношение

приобщение к литературе как к искусству слова;

приобретение и первичная систематизация знаний о литературе, книгах, писателях

воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

делить текст на части, составлять простой план;

самостоятельно формулировать главную мысль текста;

находить в тексте материал для характеристики героя;

подробно и выборочно пересказывать текст;

составлять рассказ-характеристику героя;

составлять устные и письменные описания

умение по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему)

относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

соотносить автора, название и героев прочитанных произведений

Показатели обученности (учебные компетенции) по литературному чтению, которые, соответствуя целям курса, подлежат проверке и оцениванию.

1. Навык чтения. Умение читать вслух и молча, владение основными видами чтения (ознакомительное, углубленное, поисковое, просмотровое) – условия не только полноценного восприятия и понимания изучаемых произведений, но и получения информации о мире, а следовательно, успешного обучения в школе.

2. Начитанность. Эта компетенция включает в себя следующие составляющие:

•знание изученных произведений, рекомендованных Федеральным компонентом государственного стандарта содержания начального образования по литературному чтению в общеобразовательных учреждениях с русским языком обучения и вошедших в нашу программу;

• представление о литературоведческих понятиях (в объеме, определенном обязательным минимумом содержания начального образования по предмету), их использование и понимание;

• знание книг и произведений из круга детского чтения, предлагаемых в учебниках (рубрика «Книжная полка») и учебных хрестоматиях для каждого класса.

• умение работать с книгой (определение и выбор книг по жанрам, авторам, темам и т.д.); знание элементов книги.

• навыки и умения собственно читательской деятельности, обеспечивающие восприятие, интерпретацию (истолкование) и оценку художественного произведения как искусства слова, то есть по законам этого искусства (на доступном школьникам каждого года обучения уровне).

В основе этой компетенции лежит разносторонняя работа с текстом, результатом которой становится обогащение читательского опыта каждого ученика (его рост как читателя) и, главное, его литературно-творческое развитие (способность выразить точно и образно свои мысли и чувства в слове, создать собственные мини-произведения разных жанров и т.д.).

Таким образом, продвижение учащихся в их начальном литературном образовании и развитии определяется триадой: «знаю, понимаю, могу».

Виды и формы контроля

В рабочей программе предусмотрена следующая система учета знаний учащихся:

  1. письменные проверочные работы - 11 (проводятся после завершения работы над каждым разделом);
  2. чтение наизусть – 15, в т. числе:

-стихотворения – 13

- проза – 2

Контроль за уровнем достижений учащихся по литературному чтению проводится в форме:

• тестовых заданий,

• творческих работ,

• сочинений,

• устного опроса.

Содержание учебного материала по русскому языку

Раздел программы

Содержание

Кол-во часов

Прощание с летом 

Стихи Б. Заходера, К.  Бальмонта, рассказы В. Драгунского, Э. Успенского о лете.

6

Летние   путешествия  и  приключения  

Стихи Ю.   Кима,  рассказы  и   отрывки  из   повестей  К.   Паустовского, С. Голицына, И. Дика, Б. Емельянова, М. Твена о летних поездках и походах, об интересных и полезных делах, о романтике летних игр и приключений.

19

Природа   летом  

Стихи  С.  Есенина,  И.   Бунина, Б.  Пастернака, рассказы и  отрывки  из   повестей  И.   Тургенева, А. Чехова, А. Толстого, М. Пришвина, В. Бианки о красоте и поэзии летней природы.

9

Уроки и переменки

Стихи Б. Заходера, О. Григорьева, отрывки из  повестей Л.  Гераскиной, Г.  Куликова, Э. Успенского  о школьной жизни, о дружбе, о необычных, но очень  увлекательных уроках.

13

«Глухая  пора   листопада...»  

Стихи  А.  Пушкина, Ф.   Тютчева,  К.   Бальмонта, Д.  Самойлова,  Г.  Сапгира, рассказы К. Паустовского о красоте и поэзии осенней природы, о многообразии осенних красок.

8

«И кот ученый  свои мне сказки  говорил...»

Русские народные сказки. Литературные сказки Ш.  Перро, Г.-X. Андерсена, А. Волкова, пьеса-сказка С. Маршака, стихи о сказках и волшебстве.

18

«Поет зима, аукает...»

Стихи К. Бальмонта, С. Есенина, Б. Пастернака, И. Бродского, Д. Самойлова, А. Башлачёва, Ю. Мориц, А. Барто, рассказы В. Бианки, В. Драгунского о красоте зимней при- роды, её красках и звуках, о новогоднем празднике.

12

Животные в нашем доме

Стихи В. Берестова, Ю. Мориц, Г. Сапгира, рассказы Д.  Мамина-Сибиряка, Ю. Коваля, Ю. Коринца, В. Драгунского о животных, их повадках, характерах, о дружбе людей и животных.

9

Мы с мамой  и папой  

Стихи А.  Барто, С. Маршака, Э.  Успенского, рассказы И.  Дика, В.  Драгунского, Ю.  Коринца  о семье, о детях и родителях, о взаимоотношениях и взаимопонимании в семье, о серьёзных проблемах и счастливых днях.

12

«Наполним  музыкой   сердца...»  

Стихи  для   детей О.  Мандельштама, рассказы и  отрывки из  повестей И.  Тургенева, В.  Короленко, К.  Паустовского, маленькие сказки  Г.  Цыферова  о музыкантах и музыке, о роли искусства в человеческой жизни, о влиянии музыки на душу  человека.

9

День смеха

Весёлые юмористические стихи Г. Сапгира, Ю. Мориц, О. Григорьева, Ю. Владимирова, рассказ В. Драгунского, отрывок из  повести Э. Успенского о весёлых людях и событиях,  о чувстве юмора.

4

«О, весна,  без конца  и без краю...»

Стихи Ф.  Тютчева, А.   Блока,  В.   Маяковского,  О.   Мандельштама,  Саши   Чёрного, Б.  Окуджавы, А.   Макаревича,  отрывок  из   повести  А.   Толстого о весне, о весенней природе.

8

День  Победы  

Стихи-размышления А.  Ахматовой, А.  Твардовского, Б. Окуджавы, В.  Высоцкого о трагизме войны, о человеческих   судьбах,   через    которые   прошла   война;   рассказ В. Драгунского о военном детстве.

5

Родная  земля  

Произведения К. Паустовского, Г. Цыферова и других писателей о России, о любви к родной земле.

6

Календарно-тематическое планирование

№ п/п

тема

план

факт

дата

примечание

Раздел 1. Прощание с летом

6

1

Знакомство с учебником. Стихотворения Г. Сапгира «Нарисованное солнце» и Ю. Кима «Светлый день»

1

2–3

Чем  можно гордиться? (Рассказ В. Драгунского «Англичанин Павля»)

2

4–5

«Взрослая» жизнь дяди Фёдора, Матроскина и Шарика (Главы из повести Э. Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»)

2

6

Лето волшебное и разное (Стихотворения К. Бальмонта «Капля» и Б. Заходера «Что красивей всего?»)

1

Раздел 2. Летние  путешествия и приключения

19

7

Введение в раздел. Стихотворение Ю. Кима «Отважный охотник»

1

8–9

Приключения изыскателей (Главы 1 и 3 из повести С. Голицына «Сорок изыскателей»)

2

10–11

Какие они – настоящие изыскатели? (Глава 4 из повести С. Голицына «Сорок изы- скателей»)

2

12–13

Повесть о летних путешествиях (Глава из повести И. Дика «В дебрях Кара-Бумбы»)

2

14–16

Во что верят и играют мальчишки? (Главы из романа Марка Твена «Приключения Тома Сойера»)

3

17

Внеклассное чтение по разделам 1–3. Игра становилась жизнью (А. Гайдар «Тимур и его команда»)

1

18–19

Как слава пришла к А. Гайдару (Б. Емельянов «Игра»)

2

20–21

Превращение кота  Ворюги в кота  Милиционера (К. Паустовский «Кот-ворюга»)

2

22–23

Необычная жизнь обычных жильцов старого дома  (К.  Паустовский. «Жильцы ста- рого дома»)

2

24

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделам 1–2

1

25

Обучающее сочинение

1

Раздел 3. Природа  летом

9

26

Введение в раздел. Стихотворения С. Есенина «С добрым утром!», Б. Пастернака «За  поворотом»

1

27–28

Краски и звуки лета (А. Чехов «Степь» (фрагмент), М. Пришвин «Золотой луг»)

2

29

Отчего так хорошо ранним летним утром? (Глава «В купальне» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

1

30

Спасительная сила летней грозы. (Глава «Стрелка барометра» из повести А. Толстого «Детство Никиты»)

1

31–32

Картины летнего дня. (И. Тургенев «Голуби», И. Бунин «Розы»)

2

33

Урок-практикум по  развитию читательских  умений. В.  Бианки  «Неслышимка» (работа в тетради)

1

34

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 3

1

Раздел 4. Уроки и переменки

13

35–36

Введение в раздел. Необычная школа (Фрагменты из книги Э. Успенского «Школа клоунов»)

3

37

Урок-практикум по развитию читательских умений. Б. Заходер. «Перемена» (рабо- та в тетради)

1

38–39

Легко ли быть  Песталоцци? (Главы из книги Г. Куликова «Как я влиял на Севку»)

2

40

Путь  в Страну невыученных уроков. (Б. Заходер «Вредный кот», главы 1–4  из повести Л. Гераскиной «В Стране невыученных уроков»)

1

41–42

Испытания  для   Виктора  Перестукина.  (Главы 5–12  из  повести  Л.   Гераскиной      «В Стране невыученных уроков»)

2

43–44

Стихи О. Григорьева о ребятах и секретах роста

2

45

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 4

1

46

Внеклассное чтение по разделу 4. Книги о сверстниках, о школе

1

Раздел 5. «Глухая пора листопада…»

8

47–48

Введение в  раздел. Такая разная осень... (Стихотворения А.  Пушкина  «Осень», К. Бальмонта «Осень», Ф. Тютчева «Есть  в осени  первоначальной...»)

2

49

Что заслуживает описания? (К. Паустовский «Мой дом»)

1

50

Стихи о «близости снега». (Г. Сапгир «Четыре конверта», Д. Самойлов «Перед снегом»)

1

51–52

Как приходит зима. (К. Паустовский «Прощание с летом», Б.Пастернак «Иней»)

2

53

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 5

1

54

Внеклассное чтение. Знакомство с современными детскими журналами

1

Раздел 6. «И кот учёный свои мне сказки говорил…»

18

55

Введение в раздел. Стихотворения Г. Сапгира «Леса-чудеса», В. Берестова «Сказка»

1

56

«Сказка – ложь, да в ней намёк…». (Русская сказка «Кот и лиса»)

1

57–58

Какие ещё бывают сказки? (Сказки «Никита-Кожемяка» и «Как мужик гусей  делил»)

2

59–60

Мир  волшебной сказки.  (Стихотворение Б. Гребенщикова и др.  «Город», арабская сказка «Синдбад-Мореход»)

2

61–62

За что награждают в сказках? (Ш. Перро  «Ослиная шкура»)

2

63–64

Может ли  оловянный солдатик быть  стойким? (Г.  Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»)

2

65–66

Уроки сказочной повести. (Фрагмент из книги А. Волкова «Волшебник Изумрудного города»)

2

67–68

Сказка для  театра. (С. Маршак «Сказка про козла»)

2

69–70

Обобщение по разделу. Стихотворение В. Высоцкого «Песня Кэрролла». Проверочная работа по разделу 6

2

71

Внеклассное чтение по разделу 6

1

72

Обучающее сочинение

1

Раздел 7. «Поёт зима,  аукает...»

12

73

Введение в раздел. Звуки и краски зимы (Стихотворения С. Есенина «Поёт зима, аука- ет...», «Пороша»)

1

74

«Подарки»  зимы.  (Стихотворения К.   Бальмонта  «Снежинка»,    И.  Бродского «Вечером»)

1

75–76

В ожидании новогоднего чуда. (Стихотворения Ю. Мориц  «Настоящий секрет», А. Барто «В защиту Деда  Мороза»)

2

77

Урок-практикум по развитию читательских умений. В.  Драгунский. «Кот  в сапо- гах» (работа в тетради)

1

78–79

Зимние впечатления. (Стихотворения Б.  Пастернака «Снег   идёт»,   А.  Башлачёва «Рождественская», Д. Самойлова «Город зимний»)

2

80–81

Суровые законы жизни зимнего леса. (В. Бианки «По следам»)

2

82

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 7

1

83

Обучающее сочинение

1

84

Внеклассное чтение по разделу 7

1

Раздел 8. Животные в нашем доме

9

85

Введение в раздел. Стихотворения В. Берестова «Прощание с другом», Г. Сапгира «Морская собака»

1

86–87

У каждого – своё место  в природе (Д. Мамин-Сибиряк «Медведко»)

2

88–89

Замечательные собаки. (Глава «Ханг и Чанг» из книги Ю. Коринца «Там, вдали, за рекой», В. Драгунский «Дымка и Антон»)

2

90–91

Каждый ли клёст может стать  капитаном? (Ю. Коваль «Капитан Клюквин»)

2

92

Удивительные пони Ю. Мориц  (Стихотворения Ю. Мориц  «Пони», «Любимый пони»)

1

93

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 8

1

Раздел 9. Мы с мамой и папой

12

94

Введение в раздел. Стихотворения Э. Успенского «Всё  в порядке», «Если был  бы я девчонкой»

1

95

Мечты о «взрослой» жизни. (В. Драгунский «...Бы»)

1

96

Подарки –  это  серьёзное дело.  (Ю.  Коринец. Глава «Подарки под  подушкой» из книги «Там, вдали, за рекой», А. Барто «Разговор с дочкой», «Перед сном»)

1

97–98

Во что нельзя «играть». (И. Дик  «Красные яблоки»)

2

99–100

Что такое взаимопонимание? (В. Драгунский «Девочка на шаре»)

2

101

Хорошо когда рядом папа! (С.Маршак «Хороший день»)

1

102–103

Когда мама сердится... (В. Драгунский «Тайное всегда  становится явным)

2

104

Внеклассное чтение по  разделам 8  и  9  или  творческая  работа-сочинение о своей семье

1

105

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 9

1

Раздел 10. «Наполним музыкой сердца...»

9

106

Введение в раздел. Стихотворение О. Мандельштама «Рояль»,          И. Тургенев «Певцы» (фрагмент)

1

107

Как рождается музыка (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

1

108–109

Волшебная сила бессмертной музыки (К. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»)

2

110–111

Сказка о маленьком Моцарте (Г. Цыферов. Фрагмент из книги «Тайна запечного сверчка»)

2

112–113

Какими бывают встречи с писателями? (В. Драгунский «Независимый Горбушка»)

2

114

Обобщение по разделу. Проверочная работа по разделу 10

1

Раздел 11. День смеха

4

115

Введение в раздел. Стихотворения Г.  Сапгира «Смеянцы»,  «Людоед и принцесса, или  Всё наоборот»

1

116–117

Легко ли смеяться над собой? (В. Драгунский «Надо иметь чувство юмора»)

2

118

Весёлые стихи. (Двустишия О. Григорьева, стихотворение Ю.  Мориц  «Малиновая кошка»)

1

Раздел 12. «О весна,  без конца и без краю...»

8

119–120

Введение в раздел. Как приходит весна  (Стихотворения А.  Макаревича «Снег...», Ф. Тютчева «Ещё земли печален вид...», А. Блока «Ветер принёс издалека...»)

2

121–122

Озорные  стихи  о  весне.  (Стихотворения  В.  Маяковского  «Тучкины  штучки», О. Мандельштама «Калоша», Саши  Чёрного «Зелёные стихи»)

2

123

Проверка уровня развития читательских умений. (А. Толстой, глава «Весна» из повести «Детство Никиты») (работа в тетради)

1

124

Картины весны. (Б. Окуджава «Весна»)

1

125–126

Обобщение по разделам 11–12. Проверочная работа по разделам 11–12

2

Раздел 13. День Победы

5

127

Введение в раздел. А. Ахматова «Памяти друга»

1

128–129

Трудная тема  – война. (В. Драгунский «Арбузный переулок»)

2

130

Стихи о  войне. (В.  Высоцкий «Он  не  вернулся из  боя», Б. Окуджава «Король», А. Твардовский «Я знаю, никакой моей вины...»)

1

131

Внеклассное чтение по разделу 13

Раздел 14. Родная  земля

5

132

Введение в раздел. К. Паустовский «Бескорыстие»

1

133

Что  такое Родина? (В.  Бахревский, Г.  Цыферов. Фрагмент из  книги «Ты, Россия моя», Б. Окуджава «Песенка об Арбате»)

1

134

Заключительный урок. С. Козлов, Г. Цыферов «Где живёт солнце?»

1

135

Заключительный урок  внеклассного чтения

1

136

Резервный урок, урок  итогового контроля

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...