Урок литературного чтения Н. Богданов_Солдатская каша 3 кл.
план-конспект урока по чтению (3 класс) по теме

Дружинина Ольга Васильевна

Урок литературного чтения с использованием практических приёмов по формированию навыков оптимального чтения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Литературное чтение 3 кл.

Тема: Н. Богданов

«Солдатская каша»

Цели: 1) Познакомить с содержанием рассказа Николая Богданова «Солдатская каша»

2) Развивать навыки беглого, правильного, выразительного чтения, умение ориентироваться по вопросам в тексте, способность к рассуждению, анализировать речь.

        3) Воспитывать уважительное отношение к солдатам Советской Армии, спасавших детей в жестокие годы войны.

Ход урока

  1. Организационный момент
  1. Сегодня на уроке литературного чтения мы продолжаем работу по разделу «Этих дней не смолкнет слава» о Великой Отечественной войне.
  2. Начнём урок с того, что я вам предлагаю внимательно посмотреть слайды и послушать на эту тему.
  3. Ребята поднимите руки, кого из вас эти кадры не оставили равнодушными?
  4. Какие чувства вы испытали при просмотре?
  5. А какие кадры показались вам особенно страшными? (ужасы концлагерей, везут на санках трупы). А какими другими словами – синонимами можно заменить слово страшно? (ужасно, жутко)
  1. Работа по таблицам скорочтения
  1. Положите перед собой таблицы, начинаем слоговую разминку.
  2. Читаем 22 и 9 строки. С какими датами, связанными с ВОВ у вас ассоциируются эти числа? (22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.
  1. На уроке мы познакомимся с очередным произведением о ВОВ. Называется «Солдатская каша». Как вы можете объяснить это название? (каша сваренная солдатами в годы войны)
  1. Это первый урок по этому произведению. Давайте попробуем сами определить цели нашего урока. Что мы должны знать и усвоить на уроке?
  1. Автор
  2. Жанр
  3. Содержание
  4. Тема
  5. Идея
  1. И ещё мы должны показать свои умения читать бегло, выразительно, правильно, осознанно. Мы будем с вами учиться рассуждать, мыслить, анализировать, высказывать своё мнение. На этом уроке я не буду вас оценивать, вы их получите на следующем уроке, когда более детально отработаем содержание. А сегодня вашей оценкой будет чувства, эмоции, сопереживания и пусть это произведение затронет ваши сердца и никого не оставит равнодушным.
  1. Автором «Солдатской каши» является писатель Николай Владимирович Богданов. Жужжащим чтением прочитайте его краткую биографию.
  1. Ответьте мне только на один вопрос.
  2. Как жизнь этого человека связана с темой ВОВ. (участник ВОВ, прошёл всю войну, всё видел своими глазами, перенёс все тяготы военных лет) стр. 239-241
  1. Чтение учителем (следить за чтением)
  1. К какому жанру относится это произведение? Покажите на распечатках (выбрать) Обоснуйте. Кто сможет доказать, что это рассказ? (понятие)
  1. Работа по содержанию.
  1. Какое впечатление произвёл на вас этот рассказ? (сильное)
  2. Кто является главными героями? (немецкие дети и русский солдат)
  3. Где происходят события? Найдите в тексте и прочитайте абзац.
  4. Кто наблюдает за работой солдата?
  5. Какие чувства испытывают немецкие дети? Что вы можете сказать о них?
  6. А как солдат узнал, что за ним наблюдают?
  7. Как он поступил?
  8. Найдите и прочитайте отрывок, о чём спросил русского солдата старый немец?
  9. И что ему на это ответил русский солдат? (сердце приказывает)

Как вы понимаете это выражение? (сердце приказывает покормить и пожалеть измученных голодом и тяготами войны немецких детей, ведь дома у него остались такие же свои дети)

  1. Какова идея, основная мысль этого рассказа?

Чуткость и доброта советского воина, проявление гуманности и сострадания.

Подходим к окончанию рассказа. Прочитайте про себя 1 и 2 абзац.

Последний абзац хором.

  1. Почему плакал солдат?

Физминутка. Минутка тишины.

Почтим память не вернувшихся с войны.

  1. Ребята, давайте с вами перечитаем этот рассказ, используя приёмы чтения.
  1. «Вслух – губы»
  2. «Бросок – засечка»
  3. «Буксир»
  4. «Эхо»
  5. «Невидимка»
  6. «Эстафета»
  1. Урок наш, к сожалению, заканчивается, давайте подведём итоги и вернёмся к нашим целям.
  1. Кто автор? (хором)
  2. К какому жанру относится это произведение?
  3. Содержание вы усвоили, и рассказ затронул ваши сердца.
  4. Тема – ВОВ на завершающем этапе не возникает сомнений в победе Советской армии, и русский солдат кормит вражеских детей.
  5. Идея – чуткое и доброе сердце всех советских солдат, сострадание, доброта.
  1. Рассказ понравился? В школьной библиотеке есть сборник Н. Богданова «Рассказы о войне»
  2. Д/з стр. 239-241 читать выразительно для всех. Для отдельных учащихся опережающее задание 2