Технологическая карта к уроку литературного чтения на тему "Каша из топора"
план-конспект урока по чтению (2 класс)

Савадерова Екатерина Сергеевна

Технологическая карта пробного урока

Класс:2

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: «Каша из топора»

Цель урока: Ознакомление учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора».

 

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»;
  2. Развивать способность детей высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли;
  3. Воспитывать у детей чувство помощи, сопереживания, великодушия, привитие духовно – нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.

 

Планируемые результаты:

Предметные: Создать условия для развития учащимися умений.

  • Ученик узнает о культурных, дикорастущих растениях
  • Ученик научится  различать культурные растения от дикорастущих
  • Ученик получит возможность узнать о культурных и дикорастущих растениях, чем они отличаются друг от друга

Личностные:Формировать представления о культурных и дикорастущих растениях

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: Действовать в учебном сотрудничестве, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.
  • Коммуникативные УУД: Умение договариваться , приходить к общему решению при работе в группе
  • Познавательные УУД: Использовать при выполнении заданий материалы: учебник, презентация , рабочая тетрадь.

Оборудование: Презентация, учебник.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kasha_iz_topora.docx25.58 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта пробного урока

Класс:2

Предмет: Литературное чтение

Тема урока: «Каша из топора»

Цель урока: Ознакомление учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора».

Задачи урока:

  1. Познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»;
  2. Развивать способность детей высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли;
  3. Воспитывать у детей чувство помощи, сопереживания, великодушия, привитие духовно – нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.

Планируемые результаты:

Предметные: Создать условия для развития учащимися умений.

  • Ученик узнает о культурных, дикорастущих растениях
  • Ученик научится  различать культурные растения от дикорастущих
  • Ученик получит возможность узнать о культурных и дикорастущих растениях, чем они отличаются друг от друга

Личностные:Формировать представления о культурных и дикорастущих растениях

Метапредметные:

  • Регулятивные УУД: Действовать в учебном сотрудничестве, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.
  • Коммуникативные УУД: Умение договариваться , приходить к общему решению при работе в группе
  • Познавательные УУД: Использовать при выполнении заданий материалы: учебник, презентация , рабочая тетрадь.

Оборудование: Презентация, учебник.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организация начала урока

Приветствие.

Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо.

Актуализация знаний

Проведем речевую разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на доске:

Около кола – колокола,(2слайд)

И на колах – колокола.

- Вспомним, как работаем со скороговоркой.

- Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

- Самое главное, правильно произносить все слова.

- Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

Целеполагание

- Давайте вспомним, какие виды сказок мы  знаем?

- О чём рассказывают бытовые сказки?

- В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

- Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки.

- Можно ли по названию сказки определить главных героев?

Как вы считаете, какая будет цель урока?

С чем познакомимся?

Волшебные, о животных, бытовые.

В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.

Каша из топора.

Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.

Первичное восприятие

Словарная работа.(слайд 3)

Прочтите по цепочке слова и их значение со слайда

Служивый – солдат, военнослужащий.

Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

Изба – деревянный, крестьянский дом.

Вдоволь – достаточно.(слайд 4)

Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.(слайд5)

Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

Коли – если бы.

Этакую – такую.

Смётка – смекалка.

Кто главные герои сказки?

Давайте прослушаем  сказку и ответим на этот вопрос.

Так кто же главные герои сказки?

- Понравилась сказка? Чем понравилась?

- Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?

- Зачем солдат постучал в избу?

- Кто там жил?

- Что попросил солдат у старухи?

- Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

- Что придумал солдат?

- Что он сначала попросил у старухи?

- А потом?

- Что получилось у солдата сварить из топора?

- Какой показана старуха в сказке?

- Каким – солдат?

- Почему он так поступил?

физминутка

Вторичный синтез

1)Работа над пословицами(слайд6)

- Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

- Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

А)Догадка и смекалка не хуже разума.

Б)Смётка дороже всего.

В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.

2)Повторное чтение.

Учащиеся читают сказку по цепочке, после по ролям.

Разделитесь по ролям и попробуем проиграть.

(автор, солдат, старуха)

- Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. (слайд7)

- И как лицемерно отвечает ему старуха.

- За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей. 

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

- Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

 3)Работа с иллюстрацией.

- А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.

- Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.

- Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?

- Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?

4)Работа над текстом.

- Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.

 

Притомился солдат в пути, есть хочется – состояние усталости.

 

У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой – пожадничала и решила обмануть.

 

Глядит старуха, оторваться не может – сильное удивление у старухи.

А солдат ест, да посмеивается – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).

Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего.

Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

- Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла.

Итог урока

Рефлексия

- С какой новой сказкой познакомились на уроке?

- Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

- Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

- Прав ли солдат?

- Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

- Запишите домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям (либо инсценировать сказку, можно помочь детям подготовиться в группе продлённого дня).

Встаньте, попрыгайте и похлопайте в ладоши – высокая оценка.

Сядьте на корточки, похлопайте ладоши – средняя оценка.

Стоя руки врозь – низкая оценка.

- Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку.

- Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху.

- Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.

- Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.

- Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Введение в тему "Самое великое чудо на свете"

Технологическая карта разработана ко второму уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

Технологическая карта к уроку литературного чтения на тувинском языке по теме: С. Сарыг-оол "Саны-Мөге"

4-ку класска литературлуг номчулга кичээлинде С.Сарыг-оолдуң "Саны-Мөге" деп шулуглелин өөредириниң технологтуг картазы....

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...

Технологическая карта проектного урока литературного чтения «Н.Н. Носов. Краткие сведения о жизни и творчестве писателя. Литературная викторина»

Технологическая карта разработана с целью формирования читательской компетентности, способности к осмыслению прозаических текстов и рефлексии на них, развития знаний и возможностей, использования их с...