Главные вкладки

    Технологическая карта к уроку литературного чтения на тему "Каша из топора"
    план-конспект урока по чтению (2 класс)

    Савадерова Екатерина Сергеевна

    Технологическая карта пробного урока

    Класс:2

    Предмет: Литературное чтение

    Тема урока: «Каша из топора»

    Цель урока: Ознакомление учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора».

     

    Задачи урока:

    1. Познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»;
    2. Развивать способность детей высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли;
    3. Воспитывать у детей чувство помощи, сопереживания, великодушия, привитие духовно – нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.

     

    Планируемые результаты:

    Предметные: Создать условия для развития учащимися умений.

    • Ученик узнает о культурных, дикорастущих растениях
    • Ученик научится  различать культурные растения от дикорастущих
    • Ученик получит возможность узнать о культурных и дикорастущих растениях, чем они отличаются друг от друга

    Личностные:Формировать представления о культурных и дикорастущих растениях

    Метапредметные:

    • Регулятивные УУД: Действовать в учебном сотрудничестве, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.
    • Коммуникативные УУД: Умение договариваться , приходить к общему решению при работе в группе
    • Познавательные УУД: Использовать при выполнении заданий материалы: учебник, презентация , рабочая тетрадь.

    Оборудование: Презентация, учебник.

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kasha_iz_topora.docx25.58 КБ

    Предварительный просмотр:

    Технологическая карта пробного урока

    Класс:2

    Предмет: Литературное чтение

    Тема урока: «Каша из топора»

    Цель урока: Ознакомление учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора».

    Задачи урока:

    1. Познакомить учащихся с новым видом сказок (бытовой) на примере сказки «Каша из топора»;
    2. Развивать способность детей высказать собственное мнение по определенному вопросу, использовать исследовательские и творческие методы для доказательства своей мысли;
    3. Воспитывать у детей чувство помощи, сопереживания, великодушия, привитие духовно – нравственных ценностей, как основы личностной компетентности.

    Планируемые результаты:

    Предметные: Создать условия для развития учащимися умений.

    • Ученик узнает о культурных, дикорастущих растениях
    • Ученик научится  различать культурные растения от дикорастущих
    • Ученик получит возможность узнать о культурных и дикорастущих растениях, чем они отличаются друг от друга

    Личностные:Формировать представления о культурных и дикорастущих растениях

    Метапредметные:

    • Регулятивные УУД: Действовать в учебном сотрудничестве, контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядным материалом.
    • Коммуникативные УУД: Умение договариваться , приходить к общему решению при работе в группе
    • Познавательные УУД: Использовать при выполнении заданий материалы: учебник, презентация , рабочая тетрадь.

    Оборудование: Презентация, учебник.

    Этапы

    Деятельность учителя

    Деятельность учащихся

    УУД

    Организация начала урока

    Приветствие.

    Ребята, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, а теперь подарите ваши улыбки учителю. Спасибо.

    Актуализация знаний

    Проведем речевую разминке мы будем произносить скороговорку, которая написана на доске:

    Около кола – колокола,(2слайд)

    И на колах – колокола.

    - Вспомним, как работаем со скороговоркой.

    - Первый раз читаем медленно, потом чуть быстрее, ещё быстрее, очень быстро.

    - Самое главное, правильно произносить все слова.

    - Потренируемся сначала хором, затем индивидуально.

    Целеполагание

    - Давайте вспомним, какие виды сказок мы  знаем?

    - О чём рассказывают бытовые сказки?

    - В бытовых сказках высмеивается жадность, скупость, глупость богатых людей и доброта, ум, смекалка бедных. Главными героями сказки являются люди, а действия происходят в обычных домах, деревнях. Каждая сказка обязательно чему-то учит, высмеивает плохие поступки или отрицательные качества человека.

    - Сегодня мы познакомимся с одной такой сказкой. Откройте учебники на странице 44, прочитайте название сказки.

    - Можно ли по названию сказки определить главных героев?

    Как вы считаете, какая будет цель урока?

    С чем познакомимся?

    Волшебные, о животных, бытовые.

    В бытовых сказках говориться о бедных или богатых людях.

    Каша из топора.

    Можно предположить, что это будут деревенские жители: топор используют, чтобы рубить дрова, а дрова используют в деревне.

    Первичное восприятие

    Словарная работа.(слайд 3)

    Прочтите по цепочке слова и их значение со слайда

    Служивый – солдат, военнослужащий.

    Побывка – приезд к кому-нибудь на короткое время.

    Изба – деревянный, крестьянский дом.

    Вдоволь – достаточно.(слайд 4)

    Варево – горячее жидкое кушанье, похлёбка.

    Чулан – помещение в доме, служило кладовой.

    Сдобрить – прибавить к еде что-нибудь, для вкуса.(слайд5)

    Котёл – большой металлический сосуд для варки пищи.

    Коли – если бы.

    Этакую – такую.

    Смётка – смекалка.

    Кто главные герои сказки?

    Давайте прослушаем  сказку и ответим на этот вопрос.

    Так кто же главные герои сказки?

    - Понравилась сказка? Чем понравилась?

    - Удивило ли вас название сказки? О чём вы подумали, когда прочитали его?

    - Зачем солдат постучал в избу?

    - Кто там жил?

    - Что попросил солдат у старухи?

    - Как старуха отреагировала на просьбу солдата?

    - Что придумал солдат?

    - Что он сначала попросил у старухи?

    - А потом?

    - Что получилось у солдата сварить из топора?

    - Какой показана старуха в сказке?

    - Каким – солдат?

    - Почему он так поступил?

    физминутка

    Вторичный синтез

    1)Работа над пословицами(слайд6)

    - Прочитайте пословицы, которые записаны на доске.

    - Какая из этих пословиц больше подходит к нашей сказке?

    А)Догадка и смекалка не хуже разума.

    Б)Смётка дороже всего.

    В)Глупый киснет, а умный всё промыслит.

    В сказке идёт речь не о том какой солдат умный, а о том, что смекалка помогает ему выжить в тяжёлых условиях, когда нет еды, одежды, денег и т.д.

    2)Повторное чтение.

    Учащиеся читают сказку по цепочке, после по ролям.

    Разделитесь по ролям и попробуем проиграть.

    (автор, солдат, старуха)

    - Обратите внимание на то, как приветливо обращается к старухе солдат. (слайд7)

    - И как лицемерно отвечает ему старуха.

    - За ласковыми словами кроется подтекст. Эмоции не всегда выражаются прямолинейно, их можно выявить через поступки персонажей. 

    У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой.

    - Ох, добрый человек, и сама сегодня ещё ничего не ела: нечего.

     3)Работа с иллюстрацией.

    - А ещё эмоции можно изобразить на иллюстрации.

    - Рассмотрим иллюстрацию на странице 45.

    - Какие строчки из сказки подходят к иллюстрации?

    - Объясните, почему именно эти строки выбрали? Какие эмоции можно увидеть?

    4)Работа над текстом.

    - Возьмите простые карандаши и подчеркните слова в тексте, с помощью которых можно определить чувства, состояние, скрытые мысли героев.

     

    Притомился солдат в пути, есть хочется – состояние усталости.

     

    У старухи всего вдоволь, а солдата поскупилась накормить, прикинулась сиротой – пожадничала и решила обмануть.

     

    Глядит старуха, оторваться не может – сильное удивление у старухи.

    А солдат ест, да посмеивается – про себя смеётся над глупостью и жадностью старухи. Относится к старухе с иронией (скрытая насмешка).

    Лучше всего по смыслу подходит вторая поговорка – смётка дороже всего.

    Достал солдат ложку, помешивает варево. Попробовал.

    - Солдат пробует ложкой кашу. Руку отвёл в сторону, показывает как ему вкусно. Старуха стоит удивленная. Руки сложила под подбородком, рот открыла.

    Итог урока

    Рефлексия

    - С какой новой сказкой познакомились на уроке?

    - Что в сказке фантастическое (сказочное), а что действительно могло случиться в жизни?

    - Добился ли солдат своего? Что ему помогло?

    - Прав ли солдат?

    - Как вы думаете, на чьей стороне сказитель? Почему?

    - Запишите домашнее задание: подготовиться к чтению по ролям (либо инсценировать сказку, можно помочь детям подготовиться в группе продлённого дня).

    Встаньте, попрыгайте и похлопайте в ладоши – высокая оценка.

    Сядьте на корточки, похлопайте ладоши – средняя оценка.

    Стоя руки врозь – низкая оценка.

    - Сказочное, что солдат сварил кашу из топора, что старуха разрешила в своём доме хозяйничать совершенно незнакомому, постороннему человеку.

    - Реальное то, что солдат шёл на побывку, остановился на ночлег, что его кормить не хотели, старуха, живущая в деревне. Солдат мог перехитрить старуху.

    - Да, добился. Хотел поесть и поел. Помогла ему смекалка, доброе обращение со старухой, вежливость. Наказал старуху за жадность.

    - Так поступать солдата жизнь заставила, иначе от голода бы умер.

    - Сказитель на стороне солдата. Какие бы трудности не свалились на солдата, он не унывает. Находит выход из любой ситуации. Жадность и глупость должны быть наказаны. Только старуха этого не поняла. Солдат очень симпатичен сказителю.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме: Д.Н. Мамин-Сибиряк "Приёмыш" 4 класс

    Технологическая карта урока по данной теме раскрывает цели, задачи, УУД, показывает индивидуальную и групповую формы работы на уроке, к уроку предоставлено мультимедийное сопровождение....

    Технологическая карта к уроку литературного чтения 2 класс "О братьях наших меньших"

    Технологическая карта к уроку литературного чтения 2 класс "О братьях наших меньших"...

    Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Введение в тему "Самое великое чудо на свете"

    Технологическая карта разработана ко второму уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

    Технологическая карта к уроку литературного чтения по теме "Знакомство с учебником "Литературное чтение" 2 класс. Входной контроль.

    Данная технологическая карта разработана к первому уроку литературного чтения во 2 классе по УМК "Школа России"....

    Технологическая карта к уроку литературного чтения на тувинском языке по теме: С. Сарыг-оол "Саны-Мөге"

    4-ку класска литературлуг номчулга кичээлинде С.Сарыг-оолдуң "Саны-Мөге" деп шулуглелин өөредириниң технологтуг картазы....

    Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова). Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сережа…» (фрагменты)".

    Технологическая карта к уроку литературного чтения в 1 классе (Система Л. В. Занкова).  Тема урока "Характер литературного героя. Проверь себя. Трудности существования. В.Ф. Панова «Кто такой Сер...