Главные вкладки

    2 класс В.Катаев "Цветик-семицветик"
    план-конспект урока по чтению (2 класс) по теме

    Бердникова Светлана Николаевна

    Конспект урока по литературному чтению во 2-м классе по учебнику Свиридовой.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл urok_chteniya_vo_2.docx37.49 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок  чтения во 2-м классе.

    Тема: В.П. Катаев "Цветик-семицветик"

    Цели:

    Познакомить с творчеством В.П. Катаева на примере сказки “Цветик – семицветик”.

    Способствовать формированию функциональной грамотности учащихся.

    Совершенствовать читательский опыт, расширять читательский кругозор.

    Формировать навыки работы с книгой.

    Продолжить работу по усвоению нравственных норм бытия; воспитанию милосердия и отзывчивости.

    Оборудование:

    портрет В.П.Катаева

    выставка книги В.П. Катаева; отдельный раздел: книга “Цветик – семицветик” разных изданий

    большая аппликация “Цветик-семицветик”

    аппликация “Цветик-семицветик” с одним лепестком каждому ученику

    плакаты с пословицами

    Ход урока:

    1.Организационный момент

    - Сегодня нас ждет увлекательное путешествие. Да, да! Я не ошиблась – путешествие, но путешествие не обычное, а по страницам книги. 

    -Как можно путешествовать по книге?

    - Нет ничего интереснее, чем наши волшебные книги. Книги - наши верные и мудрые друзья, наши добрые советчики. Живут они рядом с нами. Стоит только захотеть протянуть руку, и поведут они нас по лесам, морям и родным просторам, расскажут удивительные истории, поведают чудесные тайны.

    -. Мне лишь остается добавить, что, подружившись с книгой, надо постараться быть ей хорошим хозяином и внимательным читателем. Аккуратно обращаться с книгой.

    3.Работа над жанром.

    Беседа с учащимися 

    -С какими жанрами детской литературы мы встречаемся на уроках?(рассказ. басня, стихотворение, сказка)

    - Сказка - один из самых популярных жанров устного народного творчества . В сказке всегда есть положительные (добрые) и отрицательные (злые) персонажи. Как нам известно, добро всегда побеждает зло.

    - На какие группы по авторам можно разделить все сказки?(авторские и народные)
    - Давайте попробуем вспомнить народные сказки. Почему они так называются? Кем писались, сочинялись народные сказки? 
    (Народные сказки назывались так, потому что сочинял их народ, они передавались из уст в уста, из поколения в поколение; их пересказывали, эти сказки не имели одного конкретного автора). 
    - Ребята, давайте вспомним, какими словами чаще всего начинаются и заканчиваются сказки? 
    ( Правильно, ребята! Сказки часто начинаются словами: жили-были…; в некотором царстве, в некотором государстве… Заканчиваются сказки словами: и я там был, мед, пиво пил…; вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!) 
    - Все сказки делятся на три большие группы. Давайте назовем их. 
    ( Волшебные сказки, бытовые сказки и сказки о животных). 
    - Ребята, как вы думаете. Почему сказки поделили именно на три группы? 
    (В сказках о животных главными героями являются животные, волшебными называются сказки благодаря необыкновенным чудесам, сказочным предметам, а в бытовых сказках часто рассказывается о житье-бытье простого народа, о их героических или, наоборот, о поступках, в которых высмеиваются такие человеческие пороки, как жадность, глупость и т.д.) 

    - Сказка обязательно учит чему-то людей, и выдуманный сказочный мир всегда несет собой мудрую мысль.

    ФИЗМИНУТКА

    2.Сообщение о писателе

    Катаев Валентин Петрович

    Когда вы были маленькими мамы и бабушки читали вам сказку о чудесном и загадочном цветке который исполняет желания. И сегодня мы узнаем кто же написал для вас сказку "Цветик -семицветик" и ещё несколько прекрасных сказок. Имя этого писателя Валентин Петрович Катаев.

    Повесить портрет писателя, его домик и цветы.

    Валентин  Петрович Катаев родился   в городе Одессе, в семье учителя Петра Васильевича Катаева. Его отец  был очень образованным человеком учился на историко-филологическом факультете в Новороссийском университете, который окончил с серебряной медалью.

    Мать, Евгения Ивановна Катаева, была дочерью  генерал-майора. Она обладала незаурядными музыкальными способностями.

    Еще в раннем детстве Валентин Петрович полюбил книги и увлекся литературой. Так как отец был преподавателем, в доме у них была хорошая, постоянно читаемая библиотека. В семье Катаевых хорошо знали и высоко ценили классическую литературу XIX века. И конечно большой багаж знаний, который был у отца, постепенно передавался сыновьям.

    Уже взрослым писатель вспоминал, что в детстве книги делали свое доброе дело: «будили мое воображение, раздвигали границы знакомого мира, наполняли жизнь ожиданием радости и немедленного счастья…»

    Когда Валентин подрос, его отдали в Одесскую гимназию. Уже в 9 лет у него стали появляться склонности к написанию стихов - о природе. Некоторые стихи печатались в одесских газетах.

    Первое стихотворение «Осень» Катаев опубликовал в 13 лет .

    В 17 лет Катаев попадает на две литературные встречи, оказавшие решающее влияние на выбор того, чем он будет заниматься всю жизнь. Одна из них - встреча с писателем Иваном Буниным. Именно у Ивана Бунина он обучался мастерству: "умению описывать вещи, видеть, слышать, нюхать, осязать", - вспоминает В.Катаев.

    В 22 года (1919 г) снова был призван в Красную Армию и некоторое время исполнял обязанности командира батареи во время боев. Вскоре Валентина Катаева отозвали из армии.

    В 24 года сбывается заветная мечта Валентина Петровича Катаева .Он переезжает жить в Москву, куда стремился всю свою жизнь.

    В 42 года за выдающиеся успехи в области литературы был награждён Орденом Ленина. И его признали классиком детской литературы.

    Началась Великая отечественная война ,В.Катаев оказался на полях сражений

    Во время затишья и передышек продолжал писать рассказы и повести: самый знаменитый у подростков рассказ «Сын полка», о судьбе мальчика-сироты, усыновленного боевым полком.

    Был в жизни Катаева такой период примерно 10 лет, когда он написал прекрасные сказки для детей. Главными героями сказок является семья. В них показаны любовь, дружба, вера в волшебство, чудеса, взаимоотношения между родителями и детьми, взаимоотношения между детьми и людьми, встречающимися на их пути, которые помогают им взрослеть и узнавать что - то новое. Ведь сам Валентин Петрович очень рано остался без матери.

    Валентин Катаев автор сказок:

    «Дудочка и кувшинчик» (1940),

    «Цветик - семицветик» (1940),

    «Жемчужина» (1945),

    «Пень» (1945),

    «Голубок» (1949).

    4.Обсуждение, анализ содержания сказки. 

    -А сегодня на уроке мы поближе познакомимся с его произведением «Цветик - семицветик», написанным в жанре литературной сказки. 

    -  Перед вами как книжная выставка. представленные на ней иллюстрации,являются обложками  книги “Цветик – семицветик”. Только изданы эти книги в разное время и иллюстрированы разными художниками. 

    - Ребята, давайте прежде разберемся, чем же отличается такая сказка от народной сказки?

    В тексте встретились слова, значение которых было вам не совсем понятно:

    словарная работа

    Черепки- обломокосколок какого-нибудь битого глиняного, изделия от горшка одни остались черепки.

    одна-одинёшенька- нет друзей

    тяпа-растяпа- рассеянный человек,

    драчун- тот, ко любит драться, часто дерётся 

    самокат- простое колёсное транспортное средство, оборудованное рулём, приводимое в движение отталкиванием ногой от земли и не имеющее сидения

    салки - то же, что пятнашки; детская игра, по правилам которой следует попадать мячом в бегущего партнера или, догнав, коснуться его рукой

    заветная-  а) Особо ценимый, хранимый, оберегаемый. б) Сокровенный, тайный, задушевный. в) Самый важный, самый ...

    папанинцы-  Героические исследователи Арктики.  (По имени И.Д.Папанина, вместе с Э.Т.Кренкелем, П.П.Ширшовым и Е.Ф.Федоровым в 1936-37 ·гг. совершившего девятимесячный дрейф (означает медленное постоянное перемещение чего-либо.) на льдине от Северного полюса до Гренландии.

    зевать по сторонам- Смотреть на кого-либо или что-либо с пустым любопытством; глазеть. 

    Работа над содержанием

    - Открываем учебник, страница 95

    - Ребята, вы прочитали  сказку «Цветик-семицветик».

    -Докажите что это сказка?
    (весьма необычное появление старушки; волшебные свойства цветка (умеет исполнять желания, достаточно произнести заклинание «Лети, лети, лепесток, Через запад на восток...» и др.). 

    -Понравилась вам сказка? Чем именно?

    - Почему сказка  называется “Цветик-семицветик”? (Ответы детей)

    -У: Какие чувства вы испытывали, когда читали сказку?(- Я думала, что Женя тратит лепестки только ради себя и не думает, что можно кому-то помочь.Я думал о том, почему Женя ни разу не захотела помочь старому больному человеку. Ведь таких людей очень много.)

    Физминутка

    Отвечаем на вопросы, ответы на них зачитываем из самого текста. 
    - Почему Женя заплакала, возвращаясь из магазина? 

    -Как у неё оказался «Цветик-семицветик»?
    - На что похож «Цветик-семицветик»? (на ромашку)

    - Каким волшебным свойством он обладал? 
    - На какое желание Женя потратила свой первый лепесток? Какого он был цвета?(Жёлтый;  Чтобы я была дома с баранками)

     -А второй? Какого цвета оно был?(Красный; Чтобы мамина вазочка сделалась целая)

    - На  какое желание потратила Женя третий лепесток? Какого цвета?(Синий;чтобы я сейчас же была на северном полюсе);

    - На  какое желание потратила Женя четвёртый лепесток? Какого цвета?(зелёный; чтобы я сейчас же очутилась на нашем дворе);

    - На  какое желание потратила Женя пятый лепесток? Какого цвета?(оранжевый; чтобы все игрушки, какие есть на свете ,были мои);

    - На  какое желание потратила Женя шестой  лепесток? Какого цвета?(фиолетовый; чтобы все игрушки поскорей убирались обратно в магазин);

    - Какие свои желания исполнила Женя?(У нее все желания были несерьезные, необдуманные, скоропалительные. От исполнения желаний она не получала удовольствия, а зачастую они были вредны и опасны.)

    - И вот Женя увидела, что остался один - единственный лепесток. Ребята! Сколько же лепестков Женя истратила? (6)  О чём же задумалась Женя? (можно велеть чего-нибудь ещё гораздо лучше. Главное не надо торопиться)

    -  Как вы думаете, почему девочка, потратив шесть лепестков, не была счастлива?( Желания исполнились, а ей было грустно.)

    --Что же произошло?(И вдруг Женя встречает мальчика, у которого больные ноги. Раньше Женя не встречалась с горем людей, не знала, что бывают больные дети и им необходима чья-то помощь.)

    - А понравился ей мальчик? Ей жалко стало мальчика? Почему? (Да, действительно, она была удивлена и огорчена тем, что он с ней вместе не может поиграть. Она единственный раз поняла, что не все дети бывают здоровы, счастливы. Женя впервые в жизни сделала не себе подарок, а другому. Поэтому она была счастлива.)

    - Найдите описание Вити в сказке. О чем говорили Женя и Витя? 
    -- На какое желание был потрачен последний лепесток? 

    - Почему она захотела потратить последний лепесток на выздоровление Вити?(Ей было жаль его.)

    -  Пожалела Женя, что потратила последний лепесток?(голубой; чтобы Витя был здоров)

    -  Как вы думаете, почему Женя была так счастлива ? ( Она сделала доброе дело для спасения мальчика.  Она помогла ему выздороветь и стать счастливым.)

    -  Как вы оцениваете поступок Жени?(Она поступила правильно. Потому , что она поняла, что только здоровый человек может быть счастливым.)

    Обобщение

    - Чему нас учит эта сказка?(Сказка учит заботиться о других людях)

    -  Какую же мудрую мысль хочет донести до читателя В.П. Катаев? Чему мы должны научиться?( Нам всем надо быть внимательными к людям. Надо научиться видеть, как живут другие, иметь чувства сострадания и, если это возможно, постараться помочь им, как это сделала Женя).

    5.Работа с пословицами

    А сейчас посмотрим на доску. На ней написаны 3 пословицы.

    Делу время, потехе час.

    Жизнь дана на добрые дела.

    Дело мастера боится.

    - Подумайте, пожалуйста, какая из пословиц выражает основную мысль сказки (“Жизнь дана на добрые дела”).

    - А что это значит? На какие такие добрые? Какие дела можно назвать добрыми?

    - А  кто из вас делает добрые дела?

    - Скажите, пожалуйста, а обязательно ли нужно иметь волшебный цветок, чтобы делать добрые дела? Нет, достаточно иметь доброе сердце, чтобы приходить на помощь другим в трудную минуту. И не ждать, когда тебя об этом попросят.

    - В заключение урока я Вас хочу попросить нарисовать на другой стороне моего цветика –семицветика свой цветик-семицветик  и ответить на вопрос: Если бы у вас остался последний лепесток от цветика-семицветика, то он какого цвета был бы? А последнее желание загадали бы, чтобы………..(напишите, пожалуйста, свой вариант ответа). Включается фонограмма - тихая музыка, под которую дети рисуют.

    Восстанови порядок

    На доске иллюстрации к сказке.

    Перепутались фрагменты сказки. Расположите их по порядку

    6.Итог

    -О чём мы сегодня говорили на уроке?

    -Ребята, вы все очень хорошо работали и, наверное, запомнили пословицу “Жизнь дана на добрые дела”. Я уверена, что вы всегда будете делать только добрые дела и совершать, только хорошие поступки. Поступки, которыми мы все вместе будем гордиться!

    -Оценки

    7.Домашняя работа

    Викторина по сказке

    8.КРОССВОРД

    Задание: «Назвать сказки, в названии которых встречается какой –либо цвет, и показать соответствующий прямоугольник». («Иван – царевич и серый волк», «Красная Шапочка», «СераяШейка», «Курочка Ряба», «Синяя борода», «Аленький цветочек», «Петушок – золотойгребешок», «Волшебник Изумрудного города».)

    Рябой- покрытый , рябьюпёстрый 

    Изумрудного- оттенок зелёного цвета


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Урок литературного чтения в 3-4 классах по темам "Мари калык муро. Мыскара влак." (3 класс), "Мари калык муро. Такмаквлак." (4 класс)

    Урок проводится в малокомплектной школе на марийском языке. Урок посвящен использованию культуры, обычаев, традиции марийского народа в учебно-воспитательной работе. Культурно- педагогическое наследие...

    Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов

    Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...

    Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

    Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

    Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс) Тема урока: 1 класс Прописная буква З. 2 класс Проверяемые и не проверяемые гласные в корне слова

    Конспект урока по русскому языку в классе комплекте (1-2 класс). По теме: 1 класс Правописание буквы З. 2 класс Проверяемые и непроверяемые гласные в корне слова. Поможет учителю при работе с двумя кл...

    Прощание с первым классом «Прощай, 1 класс!» Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»

    Прощание с первым классом«Прощай, 1 класс!»Оформление: шары, выставка тетрадей, плакаты «Прощай, 1 класс!»Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация.(Звучит торжественная музыка. Де...

    Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте. Тема урока: Речевой этикет (2 класс). Употребление в речи имен прилагательных. (3 класс)

    Конспект урока по русскому языку во 2-3 классе-комплекте 2 класс3 классТема урока: Речевой этикет.Тема урока: Употребление в речи имен прилагательных. Цели урока:...