Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)
рабочая программа по чтению (1 класс) на тему

Мариняк Елена Викторовна

 

Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по литературному чтению Е. И. Матвеевой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа по литературному чтению

Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по литературному чтению Е. И. Матвеевой.

Содержание:

  1. Общая характеристика учебного предмета: цели и задачи.
  2. Место предмета в учебном плане. 
  3. Планируемые  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы  курса литературного чтения к концу 1 класса.
  4. Содержание учебного предмета.
  5. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.
  6. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся.

  1. Общая характеристика учебного предмета.

Содержание и логика построения предмета «Литературное чтение» определяются закономерностями формирования учебной деятельности. Именно в деятельности создаются благоприятные условия и для решения собственно предметных задач. В области литературы это задачи, связанные с формированием читательской деятельности, расширением литературного кругозора, развитием «чувства художественного слова», литературного вкуса и т. п.

В 1 классе ученики работают с рассказом, волшебной историей, сказкой, лирическим и игровым юмористическим стихотворением. Разные жанры, предлагаемые ребятам на данном этапе обучения, нужны для того, чтобы дети увидели, как удивителен и разнообразен мир литературы. Все тексты имеют небольшой объем, описывают разные ситуации, их легко воспроизвести. Они подталкивают детей к размышлениям, приемлемы для выразительного чтения и для заучивания наизусть.  

Цель - формирование читательской компетентности через:

  1. обеспечение интенсивного совершенствования способа синтагматического чтения обучающихся;
  2. освоение «смыслов» литературного текста;
  3. открытие разных способов понимания художественного текста как произведения искусства слова для развития творческих и коммуникативных
  4. способностей обучающихся;
  5. воспитание культуры восприятия текста;
  6. стимулирование потребности обучающегося в творческом чтении.

Достижение данной цели предполагает решение трех видов задач:

1) образовательных:

  1. развитие потребности читать любой текст (художественный и нехудожественный), осваивая приемы понимания текста, овладевая техникой чтения, способами интонирования текста;
  2. развитие способности творческого видения смыслов художественного текста как произведения искусства слова;
  3. открытие и освоение учениками позиций читателя и автора;
  4. формирование в сознании читателя эстетических (эмоционально-ценностных) и герменевтических (образно-понятийных, смысловых) установок для постижения сущности изучаемого предмета;

2) развивающих:

  1. развитие чувства художественного слова, литературного вкуса;
  2. развитие коммуникативных способностей;
  3. развитие речи;

3) воспитательных:

  1. формирование культуры творческого восприятия литературного произведения;
  2. воспитание эстетического отношения к книге как к источнику духовности, отражающему многогранность жизни.

  1. Место предмета в учебном плане.

На  изучение курса отводится 4 часа × 8 нед. (IV четверть) = 32 часа  

  1. Планируемые  личностные, метапредметные и предметные результаты освоения образовательной программы  литературного чтения к концу 1 класса.

Личностные:

  1. учащиеся мотивированы к процессу чтения, они проявляют интерес и желание познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров;
  2. принимают мысль о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимо относятся к мнению других читателей;
  3. имеют представление о ценности жизни, доброты к людям и всему живому, знания и дружбы;
  4. имеют представление об этикетных нормах поведения в процессе коммуникации с другими читателями;
  5. имеют представление о разнообразии человеческих эмоций, чувств, настроений, которые проявляются в ответ на мнение о прочитанном произведении.

Метапредметные:

  1. считают книгу источником информации;
  2. читают текст целыми словами;
  3. отвечают на вопрос по содержанию прочитанного;
  4. определяют тему  самостоятельно прочитанного текста объемом около 70 слов;
  5. имеют представление о понятиях «текст», «раздел»;
  6. выделяют в тексте абзац;
  7. контролируют правильность чтения других учеников, фиксируют ошибки в процессе чтения;
  8. находят страницу книги по номеру;
  9. пользуются оглавлением и пиктограммами в учебнике;
  10. умеют соотносить текст и иллюстрацию;
  11. участвуют в диалоге по прочитанному тексту (на уровне отдельной реплики).

Предметные:

  1. имеют представление об авторе, художественном произведении, персонаже;
  2. различают прозаический и стихотворный тексты;
  3. связывают заглавие произведения с его содержанием;
  4. имеют представление об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме);
  5. имеют представление о разнообразии интонации в произведении;
  6. определяют некоторые оттенки интонации в произведении (радость, грусть, равнодушие, печаль, тревогу и др.);
  7. в ходе коллективного обсуждения прочитанного в классе произведения выделяют персонажей, события, эмоционально окрашенные слова в тексте;
  8. способны пересказать кратко эпизод произведения, перечислить события;
  9. способны кратко описать образа персонажа;
  10. имеют представления о некоторых особенностях жанров сказки, юмористического стихотворения, рассказа.

  1. Содержание учебного предмета.

Речевая и читательская деятельность

Совершенствование навыка чтения: освоение синтагматического способа чтения.

Слово и настроение. Оттенки слова и оттенки настроений. Автор и его настроение.

Герой произведения. Настроение и характер героя произведения. Речь героя. Особенности ее интонации. Способы передачи настроения героя. Диалог героев произведения.

Формирование способа синтагматического чтения на основе выделения смысловых частей высказывания и постановки тактового ударения.

Фраза и речевое звено в звучащей речи. Интонация – понижение и повышение тона в звучащей речи. Паузы в звучащей речи, обязательные и факультативные. Чтение дидактических текстов  с выделенными тактами и синтагматическим ударением. Соблюдение нужной интонации внутри такта, в начале и конце фразы, пауз на границах речевых тактов и фраз.

Смысловые части высказывания. Самостоятельное выделение смысловых частей высказывания и деление его на основе фраз на такты. Чтение дидактических текстов с предварительным делением обучающимися фразы на синтагмы и с опорой на выделенное в тексте тактовое ударение.

Ударение в слове и в такте, состоящем из нескольких слов. Способ выделения тактового и фразового ударения. Чтение дидактических текстов с предварительным делением обучающимися речевых звеньев и самостоятельной постановкой тактового ударения. Мелодика и ритм фразы, состоящей из нескольких тактов.

Литературоведческая пропедевтика

Читатель и автор. Слушатель и писатель. Освоение ролей слушателя, читателя.

Тема произведения. Основная мысль произведения. Название произведения – особый авторский прием для раскрытия замысла.

Прямое и переносное значения слова. Многозначность слова как способ создания особого видения мира. Арсенал художника-сочинителя.

Творческая деятельность

Создание высказываний, маленьких текстов по заданной тематике на основе анализируемых произведений (текст-описание, прогнозирование сказки, рассказа). Конструирование текста по предложенному набору слов. Иллюстрирование произведения. Создание «виртуального» мультфильма-сказки по тексту юмористического стихотворения (на основе  предварительной раскадровки). Чтение по ролям. Драматизация.

  1. Описание материально-технического, учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса.

Программа обеспечивается следующими учебниками и учебными пособиями:

  1. Матвеева Е. И. Литературное чтение. Где прячется чудо?: Учебник для 1 класса начальной школы – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
  2. Матвеева Е. И. Тетрадь по литературному чтению для 1 класса начальной школы – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
  3. Матвеева Е. И. Проверочные работы по литературному чтению. 1 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
  4. Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 1 класс. (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): Пособие для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.
  5. Матвеева Е. И. Деятельностный подход к обучению в начальной школе: урок литературного чтения (из опыта работы) / Е. И. Матвеева, И. Е, Патрикеева // Серия «Новые образовательные стандарты». – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2011.

Интернет-ресурсы:

  1. http://www.kykymber.ru/ - литературный иллюстрированный журнал для детей
  2. http://www.epampa.narod.ru/ - литературный журнал для детей и взрослых
  3. http://www.rgdb.ru/ - Российская государственная детская библиотека
  4. http://www.strumishka.ru/ - блог Н. К. Абрамцевой 
  5. http://www.slovotvorhestvo.ru/ - сайт «Твори, обучаясь!»

6. Тематическое планирование

с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Дата

Тема

   

Тип урока, организация УД

Деятельность

обучающихся на уроке

Дидактическое обеспечение, вспомогатель-

ные средства обучения

Предполагаемый результат

(в соответствии

со стандартом)

Раздел I. Чудеса природы

1-2

Образ весны, весеннего листа в стихотворениях М. В. Бородицкой,  Я. Л. Акима.

Уроки постановки, анализа и решения УЗ.

Работа в парах.

Определение этапов синтагматического чтения: деление высказывания на речевые звенья (синтагмы), постановка тактового ударения (выделение ключевых слов).

Выбор заголовка к тексту.

Матвеева Е. И. Литературное чтение. Где прячется чудо?: Учебник для 1 класса начальной школы – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Матвеева Е. И. Тетрадь по литературному чтению для 1 класса начальной школы – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Матвеева Е. И. Проверочные работы по литературному чтению. 1 класс. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Матвеева Е. И. Обучение литературному чтению в начальной школе. 1 класс. (Система Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова): Пособие для учителя. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2012.

Интернет-ресурсы:

http://www.kykymber.ru/ -

http://www.epampa.narod.ru/ -

http://www.rgdb.ru/ 

http://www.strumishka.ru/ -

http://www.slovotvorhestvo.ru/ 

 

Освоение синтагматического чтения.

Усвоение понятий «интонация», «автор», «читатель», «герой произведения».

Умение различать прозаический и стихотворный тексты.

Умение определять некоторые оттенки интонации в произведении.

 

Умение проводить наблюдения; различать, классифицировать различные виды текстов.

Умение находить необходимую информацию в различных информационных источниках.

Умение задавать вопрос, связанный с поиском нужной информации.

Умение обосновывать свой выбор.

Умение четко и грамотно выражать свои мысли.

Осознание себя учеником, следование принятым нормам поведения в школе.

Осознание и принятие  этикетных норм поведения в процессе коммуникации с другими участниками учебного процесса, установка на совместную  учебную работу в паре.

3-4

Тема весеннего пробуждения в авторских сказках  Н. И. Сладкова,  Э. Ю. Шима.

Чтение текста в соответствии с этапами синтагматического чтения.

5

Тема прихода весны в рассказах В. В. Бианки и К. Г. Паустовского.

Рефлексия собственного чтения.

Определение задач «взрослого» чтения.

Выбор заголовка к тексту.

6

Образ весеннего цветка в рассказах Э. Ю. Шима и И. С. Соколова-Микитова.

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Постановка тактового ударения в тексте (выделение ключевых слов в каждой синтагме). Чтение в соответствии с готовым делением текста на речевые звенья и поставленным тактовым ударением.

Чтение диалога героев с определением интонации их реплик.

Работа со словариком понятий.

7

Образ весеннего цветка в стихотворениях П. С. Соловьева, И. А. Бунина и в сказке Г. Х. Андерсена. 

Раздел II. От дождя до радуги

8-9

Юмористический образ погоды в «детских» стихах. Г. М. Кружков «Пес Прогноз», Ф. Д. Кривин «Мечта».

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Постановка тактового ударения в тексте (выделение ключевых слов в каждой синтагме). Чтение в соответствии с готовым делением текста на синтагмы и поставленным тактовым ударением.

Выделение главного смысла рассказа.

Сравнение текстов-описаний, определение их основного

настроения. Выделение оттенков слова в описании одного явления разными авторами.

Усвоение синтагматического чтения.

Усвоение представлений об элементах интонации (речевом звене, ключевом слове, паузе, ритме).

Умение проводить наблюдения.

Умение оценивать способ чтения в соответствии с предложенными критериями.

Умение находить необходимую информацию в различных информационных источниках.

Умение задавать вопрос, связанный с поиском нужной информации.

Умение обосновывать свой выбор.

Умение аргументировать своё мнение в развернутом ответе.

Осознание себя учеником, следование принятым нормам поведения в школе.

Принятие мысли о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимое отношение  к мнению других читателей.

Мотивация к процессу чтения, проявление интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров.

Умение принимать позицию другого.

10-11

Образ дождя в стихотворениях

С. Я. Маршака и Л. Н. Конырева.

Деление высказываний текста на синтагмы, расстановка пауз. Чтение в соответствии с поставленным тактовым ударением и делением текста

на синтагмы. Определение особых мест текста -  «островков» смены тона рассказа: начала и конца.  Определение критериев смены тона при чтении.

Определение роли вопросительного предложения в тексте.

Определение роли многоточия в рассказе.

Выделение слов-признаков и слов-действий для описания необычного героя. Работа со словариком понятий. Определение роли похожих по звучанию слов (омофонов) для создания образа. Определение темы и основной мысли текстов.

12-13

Художественное описание дождя  в произведениях Б. А. Павлова и  Н. К. Абрамцевой. 

14

Образ радуги в рассказах Э. Ю. Шима и И. С. Соколова-Микитова.

15-16

Художественное описание радуги в сказке К. Д. Ушинского и стихотворении В. А. Жуковского.

Постановка

тактового ударения в тексте (выделение ключевых слов в каждой синтагме). Чтение в соответствии с делением текста на синтагмы и поставленным тактовым ударением. Выбор тона для чтения советов автора.

Объяснение смысла заголовка стихотворения.

Раздел III. Кто придумал чудеса?

17

Образ облака в стихотворном и прозаическом тексте.

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Работа в парах.

Деление высказываний текста на синтагмы, расстановка пауз. Постановка тактового ударения в тексте

(выделение ключевых слов в каждой синтагме). Чтение в соответствии с делением текста на синтагмы и поставленным тактовым ударением.

Определение роли тире в тексте.

Способы запоминания текста и передача его содержания слушателям.

Способы изменения тона и темпа чтения. Определение критериев их изменения в рассказе.

Умение различать прозаический и стихотворный тексты.

Умение кратко пересказать эпизод произведения, перечислить события.

Умение проводить первичный сравнительный анализ прозаических и поэтических текстов.

Умение выявлять сходства и различия.

 

Осознание и принятие  этикетных норм поведения в процессе коммуникации с другими участниками учебного процесса, установка на совместную  учебную работу в паре.

Принятие мысли о разнообразии мнений по прочитанному произведению, терпимое отношение  к мнению других читателей.

Мотивация к процессу чтения, проявление интереса и желания познавать во время чтения и слушания произведений разных жанров.

18-19

Образ чудной страны и чудака в стихотворениях И. П. Токмаковой и О. О. Дриза. 

20

Образы «чудес» в стихотворениях В. В. Лунина. 

21-22

Чудесные превращения в природе и в жизни. Стихотворения Н. А. Кончаловской и  О. Е. Григорьева. 

Чтение текста в соответствии с этапами синтагматического чтения.

23-24

Чудесное превращение гусеницы в бабочку в сказке В. В. Берестова. Диалог героев.

Применение способа синтагматического чтения при интонировании

диалога.

25

Образ бабочки и солнечного зайчика в лирическом и юмористическом стихотворениях. Рассказ героя от первого лица.

Применение способа синтагматического чтения при интонировании описания бабочки. Выделение ключевых

слов, создающих образ. Выбор тона для передачи настроения.

Раздел IV. Сквозь волшебное стекло

26-27

Образ солнечного зайчика и  солнечного луча. Способ  интонирования радостной песни. Выбор средств для передачи авторского настроения. 

Уроки конкретизации открытого способа действия.

Применение способа синтагматического чтения при интонировании

текста.

Определение роли восклицательных предложений в тексте.

Соблюдение темпа чтения, выбор тона, ритма чтения в соответствии с содержанием текста.

Определение личного отношения читателя к событию, описанному автором.

Умение определять некоторые оттенки интонации в произведении.

Умение проводить наблюдения, классифицировать.

Умение находить необходимую информацию в различных информационных источниках.

Умение задавать вопрос, связанный с поиском нужной информации.

Рефлексия собственного чтения и чтения других ребят.

Оценивание умения читать «по-взрослому».

Осознание себя учеником, следование принятым нормам поведения в школе.

Определение личного отношения к событию, описанному автором.  

Мотивация к процессу чтения.

Умение терпимо относиться к советам, рекомендациям других читателей (учителей, библиотекаря, родителей, одноклассников).

28-29

Образ стеклышка в сказке Н. К. Абрамцевой и стихотворении Е. Я. Тараховской. 

30-31

Тема волшебства. Добро и зло в изображении писателя.  Ю. И. Коваль «Фиолетовая птица».

32

Урок-рефлексия. Что я знаю и что умею по литературному чтению.

Уроки контроля и оценки.

Рефлексия «Что я знаю и

что умею по литературному чтению?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку, 1 класс, система Ро Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова

Рабочая программа по русскому языку составлена по учебникам В.В.Репкина (система РО): букварь, русский язык....

Рабочая программа по русскому языку для 1 класса (система РО Д .Б. Эльконина-В. В. Давыдова)

Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по русско...

Рабочая программа по математике для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)

Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по матема...

Рабочая программа по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса (система РО Д. Б. Эльконина-В. В. Давыдова)

Данная рабочая программа составлена на основе Примерных программ начального общего образования (в соответствии с п.5 ст.14 и п.6,7 ст.32 Закона РФ «Об образовании), авторской программы по изобра...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ (образовательная система Д. Б. Эльконина – В.В. Давыдова )

Рабочая программа составлена на основе Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, на основе психолого-педагогической концепции развивающего обучения Д. Б. Эльконин...

Рабочая программа по математике 1 класс (система Эльконина-Давыдова, учебник Александровой)

Рабочая программа по математике для первых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития...

Рабочая программа по математике 2 класс (система Эльконина-Давыдова, учебник Александровой)

Рабочая программа по математике для вторых классов составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, концепции духовно-нравственного развития...