Урок литературного чтения
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Тема: «А.БАРТО «Думают ли звери?»

Цели (образовательные, развивающие, воспитательные):

-познакомить учащихся с произведением А. Л. Барто «Думают ли звери?» Ввести учащихся в проблему взаимоотношений людей и животных. Учить читать и анализировать стихотворные тексты;

-развивать навык чтения целыми словами. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Формировать умения выделять нужные фрагменты текста. Развивать внимание к авторской позиции и способам её выражения;

-воспитывать бережное отношение к животному миру. Обогащать представление детей об окружающем мире. Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, выставка книг А. Барто, видеозапись «Стихи Агнии Барто. Читает Агния Барто», минусовка песни «Зоопарк» (авт. М.Л.Лазарев).

Оборудование для учащихся:  книги  со стихотворением А.Барто «Думают ли звери?», шляпы белого, синего,  жёлтого,красного цветов,  костюмы зверей (тигр, медведь, волк).

Мероприятие проведено  в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к обучению в 1 классе: длительность – 35 минут, чередование методов и приемов обучения, включение 2 физкультминуток, обеспечение двигательной активности учащихся.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx38.83 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Матюшинская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района

Республики Татарстан

Конспект внеклассного мероприятия

по литературному чтению

в 1 классе

УМК «Школа России»

Тема:

«А.БАРТО «ДУМАЮТ ЛИ ЗВЕРИ?»

Подготовила:

учитель начальных классов

первой категории

Гузельбаева Лилия Назымовна

2013

Предмет: «Литературное чтение».

Тема: «А.БАРТО «Думают ли звери?»

Цели (образовательные, развивающие, воспитательные):

-познакомить учащихся с произведением А. Л. Барто «Думают ли звери?» Ввести учащихся в проблему взаимоотношений людей и животных. Учить читать и анализировать стихотворные тексты;

-развивать навык чтения целыми словами. Совершенствовать навыки выразительного чтения. Формировать умения выделять нужные фрагменты текста. Развивать внимание к авторской позиции и способам её выражения;

-воспитывать бережное отношение к животному миру. Обогащать представление детей об окружающем мире. Воспитывать интерес к чтению.

Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, выставка книг А. Барто, видеозапись «Стихи Агнии Барто. Читает Агния Барто», минусовка песни «Зоопарк» (авт. М.Л.Лазарев).

Оборудование для учащихся:  книги  со стихотворением А.Барто «Думают ли звери?», шляпы белого, синего,  жёлтого,красного цветов,  костюмы зверей (тигр, медведь, волк).

Мероприятие проведено  в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями к обучению в 1 классе: длительность – 35 минут, чередование методов и приемов обучения, включение 2 физкультминуток, обеспечение двигательной активности учащихся.

Методы обучения: словесный, наглядный, проблемный, частично - поисковый.

Формы организации познавательной деятельности:

- фронтальная работа

- парная

- индивидуальная

Использовались элементы современных образовательных технологий:

- критического мышления (метод шести шляп);

- здоровьесберегающие (физминутки);

- игровые;

- театрализация;

- личностно -ориентированная (индивидуальные задания);

- информационно -коммуникационная технология (использование мультимедийных средств

обучения);

- проблемное обучение (частично-поисковое).

Организационный момент. Психологический настрой на работу.

Ты улыбкой, как солнышком, брызни,

Выходя поутру из ворот.

Понимаешь, у каждого в жизни

Предостаточно бед и забот.

Разве любы нам хмурые лица

Или чья-то сердитая речь?

Ты улыбкой сумей поделиться

И ответную искру зажечь.

Подарите улыбки друг другу…(Слайд №1)

- Ребята! Улыбнитесь друг другу. Приятного вам учебного дня! Внимание на экран.

Первая стадия (фаза) урока - вызов.

? (Слайд №2)

- Что означает «?» на уроке литературного чтения? О чём мы размышляем на уроке литературного чтения? Что обогащает наше мышление и делает его всесторонним? (Разные взгляды людей на мир.  Разные точки зрения.) Спасибо за рассуждения.

Словесный ряд (Слайд №3): Помощница Танюша,  сорок внучат, любитель-рыболов, два Ивана,  Таня и Тамара, лыжница, рыцари, бычок, зайка…

- Что объединяет все слова? (Это герои стихотворений одного автора – Агнии Львовны Барто). У нас на выставке есть книга, в которой собраны все эти стихотворения?

Портрет А.Барто. (Слайд №4)

- Узнаёте ли вы, кто на этой фотографии? Да, это Агния Львовна Барто – любимый поэт многих детей. Стихи поэтессы входят в жизнь каждого читателя с самого раннего детства.

(Слайд №5): разные издания книг).

- Какие стихотворения А. Барто вы знаете наизусть? Назовите. Можно и процитировать любимые строки (Слайды №6-10).

Физкультминутка. (Слайд №11)

Звучит песня М. Лазарева «Зоопарк»:

выполняем движения согласно тексту.

В зоопарк, дружок,

Мы пойдём с тобой. …………………………………………... (Шагаем)

Будем там смотреть

Как живёт лиса, как живёт барсук,

Как живёт медведь.

Как огромный морж

В голубой воде умывается.

И кричит павлин, птица царская,

Надрывается.

На лугу слоны в свои хоботы

Будут там трубить. ………………………...………….(Изображаем слонов)

Обезьянки вслед будут нам махать,

Будут нас дразнить. (Изображаем обезьянок)

А верблюд большой рыжей головой

Будет нам кивать. ……………………….……. (Изображаем верблюда)

И кукушечка на опушечке

Будет куковать. ………………………………………...….. (Ку-ку, ку-ку)

Там невдалеке, в небольшой реке

Крокодил живёт.

И зубастый весь, и ужасный весь

Раскрывает рот. …………………….. (Изображаем пасть крокодила)

А на берегу прямо у скалы

Грозный тигр-р рычит, (Изображаем тигра)

И по дереву своим носиком

Дятел там стучит. …………………..…… (Носом «стучим» о ладошку)

Зоопарк, зоопарк,

Для зверей дивный парк,

Заповедный покой,

Райский мир колдовской… …………(Плавные покачивания на месте)

В зоопарк открыли двери –

Здесь гостей встречают… (хором) ЗВЕРИ!

На импровизированную сцену выходят дети в костюмах и читают стихи про зверей, которые подобраны ими с помощью родителей.

Медведь :

«Я проснулся рано нынче

И за мёдом побежал.

Слаще мёда из гречихи

Ничего я не видал.

Обожаю я малину –

Съесть могу её ведро.

Запасаю жир на зиму,

Ведь зима недалеко».

Волк.

Тигрята

«У крошки тигрёнка

Повадки котёнка.

Он моет свой носик,

Он ловит свой хвостик.

Ещё у тигрёнка

На спинке полоски.

Скажите, а может,

Он даже Матроскин?»

Вторая стадия (фаза) – осмысление (реализация смысла).

- Как вы думаете, почему нас встретили звери?

Что вам показалось необычным в представлении зверей?

Сегодня мы познакомимся с новым стихотворением А.Барто «Думают ли звери?» (Слайд №12).

- Сформулируйте задачи, которые поставите перед собой на урок.
(На доске слова – помощники:
Познакомиться…  Научиться…)

Что необычного в названии стихотворения?

Может быть, и вы наблюдали за животными. Выскажите своё мнение: умеют ли думать звери? Слушаем разные точки зрения, используя метод критического мышления «Шесть шляп».

-У нас 6 шляп, которые мыслят разноцветно. Со шляпами мы можем более уверенно доказывать свою точку зрения, управлять собой.

Цвет шляпы направляет мышление ученика в заданное русло – критического подхода, эмоционального отношения, прогностической деятельности и т.д. Приём позволяет провести совместный поиск, обменяться мнениями в необычной, творческой атмосфере.

На сегодняшнем уроке используем шляпы 4-х цветов: белого, красного, жёлтого, синего.

- По желанию учащиеся выбирают цвет и приступают к осмыслению.

Ребята, папа Агнии Барто был ветеринарным врачом и очень любил литературу. Научил и свою дочку любить животных и книги. Наверно, не случайно появилось такое стихотворение.

Давайте подумаем, как отвечает на этот вопрос сам автор произведения Агния Львовна Барто.

Первичное чтение стихотворения: учителем (Слайд №13).

- Понравилось стихотворение? Поясните свой ответ.

Как, по вашему мнению, отвечает на вынесенный в название стихотворения вопрос сама Агния Львовна: думают ли звери?

Какое настроение было у вас, когда вы слушали стихотворение? Почему?

Физминутка для глаз. (Слайд№14).

Анализ произведения: работа с текстом.

- Прочитайте самостоятельно стихотворение и ответьте на вопрос: с кем вы согласны – с бабушкой или рассказчиком?

-Кто рассказчик?

- Какое наблюдение мальчика вам показалось самым интересным? Прочитайте этот отрывок.

Как вы думаете, каков мальчик из стихотворения Барто: умный, глупый, добрый, фантазёр, наблюдательный, внимательный? Объясните своё мнение.

- Итак, у нас есть 3 мнения на вопрос «думают ли звери»:

точка зрения А.Барто,

точка зрения рассказчика,

точка зрения бабушки.

-У каждого человека есть право на своё мнение. А какую точку зрения разделяете вы? Прочитайте стихотворение так, чтобы мы определили, к какому мнению склоняетесь вы? Чью точку зрения вы принимаете?

Чтение стихотворения учащимися.

- Что понравилось в чтении…? Как вы думаете, какая позиция у …? Как это … сумел  (-а) передать в чтении?

- Как отвечают на этот вопрос писатели, произведения которых мы прочитали? (Высказывания детей подкрепляются чтением отрывков из ранее прочитанных произведений на уроке или самостоятельно.)

- Сегодня на уроке звучали разные точки зрения (у специалистов нет единого мнения о способности животных мыслить).

- Ребята, вы любите сюрпризы? Сегодня на уроке вслух читали это стихотворение: я, ваши товарищи…(называю имена детей).

- Скажите, чьё чтение вам ещё хотелось бы послушать? В чьём исполнении стихотворение ещё не звучало? Да, конечно, в исполнении самого автора – Агнии Львовна Барто! Хотите послушать?

Видеозапись: чтение стихотворения А. Барто.

- Прислушайтесь к интонациям. Что ещё, очень важное, хотела донести до нас, читателей, А. Барто?

(Мир животных всё-таки в чём-то похож на мир человека. Животные, как люди, способны чувствовать, рассуждать, осуждать, переживать, грустить, о чём-то думать. Человек не должен считать себя царём природы, он часть самой природы, поэтому должен её беречь.)

-Молодцы! Вы правильно поняли главную авторскую мысль. Именно эта мысль была главной на сегодняшнем уроке.

Творческое задание (Слайд №15)

1)Выразительно прочитать стихотворение «Думают ли звери?» родителям. По желанию выучить наизусть.

2)Если бы вы могли обратиться к поэтессе, то, какую тему для стихотворения вы могли бы предложить и почему?

3)Написать сочинение- размышление

«Думают ли звери?».

Третья стадия (фаза) – рефлексия (размышление).

- Наш урок заканчивается. Подведём итог. Закончите, пожалуйста, предложения:

Я сегодня узнал…

Я научился…

Мне было…

Я рад…

Я понял, что …

(Дети заканчивают предложения в зависимости от своего состояния, впечатления от урока.)

Спасибо за урок! Молодцы! Горжусь вами!

Пусть подарком нашим уважаемым гостям будет «Песня про собаку» из к/ф «Приключения Электроника» в вашем исполнении, ребята.

Методическая литература

Глинских В.В. Разноцветное мышление // Растим читателя – творца. Из опыта библиотек, школ и семей России.

Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике : учебное пособие / Л.А.Турик, Н.А.Осипова. – Ростов н/Д : Феникс, 2009. – (Сердце отдаю детям). – С.14-53.

Художественная литература

Барто А. Любые издания.

Михайленко Е. В зоопарке. – М.: ООО «Фламинго», 2001. – С.7

Интернет-ресурсы

Звучащий мир поэзии. В.Лунин «Жук». Н.Матвеева «Молчание листика»

Основная концепция «Мышление делится на шесть разных режимов»

Притча о старом шляпнике

Приложения

Белая шляпа» - сбор фактов, безоценочная информация, нейтральная позиция (сначала – потом – затем – тогда - наконец)

«Черная шляпа» - позиция «против», обсуждение отрицательных последствий ситуации.

«Желтая шляпа» - оптимистическое мышление, позиция «за», рассмотрение ситуации с положительной стороны.

«Красная шляпа» - эмоциональное отношение к происходящему.

«Зеленая шляпа» - творческая группа, «рисуют» ситуацию.

«Синяя шляпа» - позиция размышлений, определение важности данного жизненного опыта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»

Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.

Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе .                (Литературное чтение, музыка, изобразительн...

Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс

Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.

Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...