Рабочая программа по литературному чтению 2 класс
рабочая программа по чтению (2 класс) по теме

Курбангалиева Миляуша Назировна

для 2-го класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 2kl_liter.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа разработана на основе

- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  (утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. №373, зарегистрирован 22 декабря 2009 г. № 17785)

- Приказа Минобрнауки России от 26 ноября 2010 года №1241 «О внесении изменении в федеральный государственный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. №373»(зарегистрирован 4 февраля 2011г.), зарегистрированный номер 19707.

-  Примерной основной образовательной программы начального общего образования.

 Программа разработана с требованиями федерального государственного стандарта начального общего образования и концепций комплекта «Перспективная начальная школа»

Название программы: литературное чтение

Курс рассчитан на 68 часа  (2 часа в неделю).

Учебник:

  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  1. Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
  2. Малаховская О. В. Литературное чтение. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

Рекомендовано министерством образования и науки Российской Федерации.

Уровень программы (базовый стандарт/профиль): базовый стандарт 

Для каких обучающихся составлена:    для учащихся средней степени

Возрастные особенности учащихся для которых составлена программа:   для учащихся во 2 классе,  8-9 летние дети

Связи с другими предметами и их обоснования (кратко):  татарский язык, русский язык, окружающий мир.

Характеристика особенностей (т.е. отличительные черты) программы:  При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, работа в группах, организационно-дятельностные игры, деловые игры).

Типовая, авторская, модернизированная, компилятивная:  программа составлена по образцу учителей  РТ, типовая,

Цели  программы:

- Обучение детей первоначальному чтению на основе ознакомления с общими закономерностями устройства графической системы русского языка.

         - Сформировать инструментарий, необходимый и достаточный для того, чтобы в дальнейшем уметь полноценно читать и воспринимать во      взаимосвязи произведения фольклора и авторской литературы; а также получать эстетическое удовольствие от текстов, представляющих разные типы повествования: прозу, поэзию, драму.

  Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки чтения, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучение.

 «Литературное чтение» является базовым гуманитарным предметом в начальной школе, с помощью которого можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи гуманитарного развития младшего школьника. Это, прежде всего воспитание сознания, чутко и интеллигентно воспринимающего мир (не только произведения литературы и художественной культуры, но и весь окружающий мир — мир людей и природы).
       

Задачи:

               

-сформировать грамотные представления о фольклорных жанрах и произведениях авторской литературы.

 -познакомить обучающихся с доступными их восприятию художественными приемами:  олицетворением, сравнением и контрастом.

 -на материале произведений живописи и графики показать особенности художественного образа в изобразительном искусстве.

 -сформировать грамотные представления о взаимоотношениях мифа, фольклорных жанров и произведений авторской литературы.

 -постепенно формировать базовое понятие курса «Литературное чтение» — понятие художественного образа (сам термин не используется).

  -учить младших школьников различать жанры — сначала жанры фольклора, потом — жанры литературы, поскольку сама структура любого жанра содержательна. Вместе с тем необходимо показывать условность жанровых границ. То же самое касается деления литературы на разные типы повествования.

  -необходимо помочь младшим школьникам полюбить поэзию, научить наслаждаться особенностями поэтической формы: если этого не сделать в начальной школе, поэзия как область искусства может быть навсегда потеряна для многих школьников.

 Обучающиеся научатся:

•        читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

•        читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

•        строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

•        слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

•        называть имена 2-3 классиков русской и зарубежной литературы,

•        называть имена 2-3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

  1. перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
  2. определять тему и выделять главную мысль произведения(с помощью учителя);
  3. оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
  4. анализировать смысл названия произведения;
  5. пользоваться  толковым словарем для выяснения значений слов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

  1. развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
  2. писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
  3. устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
  4. читать наизусть 6-8 стихотворений разных авторов (по выбору);
  5. пересказывать текст небольшого объема;
  6. использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
  7. привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
  8. задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

     Практическая   деятельность :  заучивание фольклора, сочинения. Использование теоретических знаний в заданиях.

Критерии оценивания различных видов работ:  оценивание знаний и навыков по требованию, положению. оценивание знаний и навыков по норме оценок.

В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  1. Способ чтения: чтение целыми словами.
  2. Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
  3. Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
  4. Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Выставление цифровой отметки по технике чтения не рекомендуется.

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.

Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова - 6,4 знака.

Оценивание навыка чтения вслух в 3 классе

3

«Спра-вился»

Осознание общего смысла прочитанного текста

Наличие не более 4-5  ошибок

(искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений,  интонационного рисунка

Не менее 65 сл/мин

«Не справи-лся»

Непонимание общего смысла прочитанного теста

Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений)

Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности

Менее 65 сл/мин

Примечания. Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.

Проверка выразительности чтения в 3 классе производится на подготовленном тексте.

        Для проверки навыка чтения про себя подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты, а также вопросы и задания к ним.

Оценивание навыка чтения про себя в 3  классе

Класс

Общая оценка

Ответы по содержанию

Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста

3

«Справился»

Правильно выполнено не менее 25% заданий

Не менее 85 сл/мин

«Не справился»

Правильно выполнено менее 25% заданий

Менее 85 сл/мин

 Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  1. выразительное чтение текста;
  2. пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
  3. выразительное чтение наизусть;
  4. составление простого плана;
  5. создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
  6. работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального  опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.

Ведущая технология, ее цели и задачи, ожидаемые результаты : На уроках используется новые ИКТ. Эти технологии дают очень хороший результат, учащиеся самостоятельно интересуются.  Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.

Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке _:  беседа, объяснение, опрос,  выборочная проверка

Формы организации деятельности учащихся(групповая работа, в парах и т.д.):   групповая, в парах, индивидуальная

Календарно-тематический план по литературному чтению   2 класс


п/п

Тема урока

Кол-во

Ожидаемый результат

По плану

По  факту

Примеча

ния

I.  В гостях у учёного Кота (11 часов)

1

Знакомство с библиотекой Учёного Кота. Вступление к поэме А.С. Пушкина «Руслан и Людмила»

1

Знать названия и авторов литературных произведений, имена русских классиков; произведения А.С.Пушкина; понятие «иллюстрация».

Уметь работать с дополнительной литературой,  ориентироваться по содержанию учебника

2

Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Специфика сказочного жанра в поэтической  сказке А.С. Пушкина

1

Уметь : находить концовку в произведении; объяснять авторские обороты; читать текст художественного произведения про себя

3

Хрестоматия .Авторская сказка  А. С. Пушкина

«Сказка о мёртвой царевне»

1

4

Русские народные сказки о животных «Петушок – золотой гребешок»

1

Знать народные сказки о животных.

Уметь: анализировать построение русской народной сказки; соотносить данную сказку со сказкой-цепочкой; читать вслух и про себя; различать сказки авторские и народные

5

Сказки  «Лисичка-сестричка»,  «Кот и лиса»

1

6

Зарубежные сказки о животных. Джоэль Харрис «Братец  Лис и братец  Кролик». Джоэль Харрис «Почему у братца Опоссума белый хвост»

1

Уметь: различать сказки народные и авторские; давать характеристику главным героям по названию произведения

7

Китайская волшебная сказка

«Как собака с кошкой враждовать стали». Характеристика героев сказки  «Как собака с кошкой враждовать стали»

1

Уметь: находить в произведении приметы волшебной сказки: волшебные помощники, чудеса, волшебные предметы; устно выражать своё отношение к содержанию сказки

8

Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо».

Роль волшебных предметов в сказке «Волшебное кольцо»

1

Уметь выделять общие сюжеты в русской и китайской сказках, своеобразие этого момента в каждой сказке

9

Хрестоматия  «Сестрица Алёнушка»

1

10

Современные поэтические тексты И. Пивоварова«Жила-была собака», «Мост и сом».

Жанр произведения Г. Лагздынь «Утренняя кричалка». Поход в Музейный дом» Иллюстрации к сказке «Репка»

1

Знать понятие «поэт».

Уметь: определять жанр литературного произведения; подтверждать своё мнение строчками из текста

11

Обобщение по теме «Сказки о животных и волшебные сказки»

1

                                      II В гостях у Незнайки (5 часов)      

12

Н. Носов «Фантазёры»

Говорить  неправду  и фантазировать – это не одно и то же.  Рассказ Дж.Родари «Бриф! Бруф! Браф!»

1


Уметь: пересказывать текст; различать жанры; приводить примеры лит-х произведений различных авторов на одну тему

13

Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки».

Работа по хрестоматии Э. Мошковская  «Язык и уши» , «Если грачи закричали» Работа по хрестоматии.

1

Уметь: анализировать поступки главного героя; подтверждать своё мнение строчками из текста; читать стих-я наизусть

14

Б. Окуджава «Прелестные приключения»

1

Уметь: пользоваться толковым словарём для объяснения значения слов; проводить сравнительный анализ построения современной авторской сказки и построения русской народной сказки; соотносить иллюстрации к прочитанному тексту

15

Б. Окуджава «Прелестные приключения»

1

16

Обобщение по теме «В гостях у Незнайки»

1

III В гостях у барсука(12 часов)

17

Секреты чайного домика .

С. Козлов «Ёжик в тумане»

 Поход в «Музейный дом» .

Иллюстрация  Т. Мавриной «Полумесяц»

1


Уметь: подтверждать своё мнение строчками из текста; читать осознанно текст лит-го пр-я; определять тему и главную мысль

18

Японская сказка «Барсук – любитель стихов»

1

Уметь: определять мотивы поведения героев; высказывать своё отношение к главному герою сказки

19

Японская сказка «Луна на ветке». Поэт тот, кто создаёт и ценит красоту

1

Уметь: сравнивать характеры героев различных пр-й; работать с иллюстрацией в книге и определять её роль в раскрытии содержания пр-я

20

Поход в «Музейный дом»

Секреты японского свитка. Фрагмент «Тростник под снегом и дикая утка»

1

Уметь: работать с иллюстрациями; анализировать фрагмент свитка с помощью лупы; находить фигурки животных в работе художника

21

С. Козлов «Красота» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Дюрера «Травы»

1

Уметь: видеть красивое в обычном; узнавать изобразительно-выразительные средства лит-го языка; находить их в произведении

22

Секрет коротких стихотворений. Японское хокку. Хиросиге. Японское хокку. Иссё, Бусон. Поход в «Музейный дом» иллюстрация А. Васнецова «Жнецы» Японское хокку. Тиё, Оницура Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Ван Гога «Комната в Арле» Ван Гога «Комната в Арле»

1

Уметь: анализировать состояние души автора текста; подтверждать своё мнение строчками из текста; работать с иллюстрацией

23

В. Драгунский «Что я люблю»

Герой стихотворения С. Махотина «Воскресенье»

1

Знать произведения В.Драгунского.

Уметь соотносить поведения героя пр-я с поведением своих друзей

24

В. Драгунский «Что любит Мишка»

1

Уметь: выполнять сравнительный анализ героев двух прозаических и одного поэтического текста; ориентироваться в тексте; просматривать его и находить нужное место для ответа на вопрос

25

С. Махотин «Груша»

М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат»

1

Уметь: выполнять анализ постепенной смены настроения героя стих-я; ориентироваться в тексте; читать стих-я наизусть

26

Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка белый медведь» Богатство настоящее и ненастоящее

1

Уметь: пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов; определять тему и выделять главную мысль произведения

27

Работа по хрестоматии  «О настоящем и ненастоящем богатстве»

1

28

Обобщение по теме «В гостях у Барсука»

1

IV   В гостях у Ёжика и Медвежонка (6 часов)

29

И. Тургенев «Воробей».      

М. Карем «Ослик».

М. Бородицкая «Котёнок»

Э. Мошковская «Кому хорошо»

1

Уметь: анализировать названия пр-я; различать позиции автора и героя стих-я; пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов

30

В. Драгунский «Друг детства»

В, Лунин «Кукла». Р. Сеф « Я сделал крылья и летал»

1

Уметь: устанавливать связь между названием и содержанием пр-я; определять, от какого лица идёт повествование

31

Л. Толстой «Прыжок»

1

Знать понятия «сказка», «рассказ», «быль».

Уметь: выполнить структурно-содержательное деление текста; определять кульминацию; ориентироваться в тексте, внимательно просматривать его и находить нужное место; примерять высказывание к характеру героя

32

Л. Толстой «Акула» Работа по хрестоматии  с С108-111

1

Уметь: выделять главного героя; осмысливать мотивы и последствия поступков, чувства и переживания героев лит-го пр-я; делить текст на смысловые части

33

Э. Мошковская «Если такой закат»Работа по хрестоматии  с.114-115 Поход в «Музейный дом» Иллюстрация

П. Брейгеля «Охотники на снегу». Работа по хрестоматии с.113

1

Уметь анализировать характер героя-рассказчика; работать с иллюстрациями; изучать фрагменты картины с помощью лупы

34

Обобщение по теме «В гостях у Ёжика и Медвежонка»

1

V Точка зрения (19 часов)

35

Поэтический текст

А. Кушнер «Что я узнал!»

 Поход в «Музейный дом» Портреты итальянского художника Арчимбольдо

С. Матохин «Фотограф»

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Ван Гога «Церковь в Овере»

1

Уметь: пользоваться толковым словарём; работать с иллюстрациями

36

И. Пивоварова «Картина»

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Лентулова «Василий Блаженный»

О. Дриз !Игра»

1

Уметь: определять тему лит-го пр-я; работать с иллюстрациями.

Иметь представление о способах видеть мир по-новому.

37

С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно»

1

Знать понятие «воображение».

Уметь представлять картины лит-го пр-я.

Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения

38


О. Дриз «Стёклышки»

М. Бородицкая «Лесное болотце» В. Берестов «Картинки в лужах»

1

Уметь: читать стих-е по цепочке; анализировать состояния главного героя

39

А. Ахундова «Окно»

А. Усачёв «Бинокль»

1

Уметь пользоваться толковым словарём.

Понимать, что видеть мир по-новому можно благодаря силе воображения

40

Т. Белозёрова «Хомяк»,

М. Яснов «Хомячок»

Г. Цыферов «Жил на свете слонёнок»

1

Уметь: пользоваться толковым словарём; анализировать характер героя; подтверждать своё мнение строчками из текста; определять, от какого лица идёт повествование

41

Е. Чеповецкий «В тихой речке»

А. Гиваргизов «Что ты, Серёжа, сегодня не в духе?» М. Бородицкая  «Вот такой воробей»,

С. Махотин «Местный кот»

1


Уметь: пользоваться понятием «точка зрения»; определять, от какого лица идёт повествование

42

М. Бородицкая  «Булочная песенка» П. Синявский «Федина конфетина», А. Усачёв «Эх!»

1

43

Г. Сапгир  «У прохожих на виду», Н. Крылов «Зимний пейзаж»

1

44

О. Кургузов «Сухопутный или морской?» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж»

1

Уметь: пользоваться понятием «точка зрения»; определять, от какого лица идёт повествование

45

О. Дриз «Кончилось лето» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация

М. Добужинского «Кукла»

1

Уметь: выделять общее у всех зашифрованных живых и неживых предметов-героев пр-в; работать с иллюстрациями; сравнивать тему и переживания героев стих-я и иллюстрации

46

О. Дриз «Синий дом»

Поход в «Музейный дом» Иллюстрация

М. Шагала «Синий дом»

1

47

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…»

М. Лермонтов «Осень»

1

Уметь: анализировать и выделять общее в стих-х А.Пушкина и М.Лермонтова об осени; читать стих-я наизусть

48


О. Дриз «Кто я?»

А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…»

М. Карем  «Повезло!»

1


Уметь: ориентироваться в тексте; находить повторяющиеся строчки; анализировать характер героя; читать стих-е наизусть

49

Р. Сеф «Лучше всех»

Л. Яхнин «Моя ловушка»

1

50


Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» Г. Юдин «Скучный Женя» О. Дриз «Телёнок»

1

51

А. Усачёв «Обои»

1

Уметь: составлять высказывания с опорой на текст; анализировать характер и мотивы поведения героев

52

В. Лунин «Что я вижу»

1

Иметь представление о силе воображения. 

Уметь определять тему и выделять главную мысль

пр-я

53


Ю. Мориц «Хвостики», «Букет». Поход в «Музейный дом» Иллюстрация

Д. Арчимбольдо

«Лето», «Осень» Работа по хрестоматии «Точка зрения».

Обобщение по теме «Точка зрения»

1


Иметь представление о детской периодике.

Уметь: пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов; анализировать новости, рассказанные ребятами-героями стих-я

VI  Детские журналы (3 часа)

54


С. Михалков «А что у вас?»

Что такое новости? Кто рассказывает новости?

Детская периодика. Журналы для детей

1


Иметь представление о детской периодике.

Уметь: пользоваться толковым словарём для выяснения значения слов; анализировать новости, рассказанные ребятами-героями стих-я

55


По страницам детского журнала «Мурзилка»

По страницам детского журнала «Весёлые картинки»

Развивающие задания Журнала «Мурзилка», «Весёлые картинки»

1


56

Обобщение по теме «Детские журналы»

1

VII Природа для поэта – любимая и живая (6 часов)

57

Л. Яхнин « Музыка леса»

Ю. Коваль «Три сойки» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация А. Дюрера «Заяц»

1

Уметь: выполнять сравнительный анализ темы и названия стих-я; ориентироваться в тексте

58

Р. Сеф «Добрый человек»

Е. Чарушин «Томка испугался»

Е. Чарушин «Томкины сны»

1

Уметь: делить текст на части по смыслу; сравнивать между собой два мнения не одну проблему

59

Г. Юдин «Вытри лапы и входи» М. Пришвин «Разговор деревьев»

1

Уметь: определять, что выражает название рассказа: его тему и основную мысль; узнавание средств худ-й выразительности; пересказывать близко к тексту

60

Ф. Тютчев «Зима недаром злится»

Д. Кедрин «Скинуло кафтан зелёный лето» М. Пришвин «Золотой луг» Поход в «Музейный дом» Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи»

1


Уметь читать стих-е наизусть.

Иметь представление о средствах худ-ой выразительности

61

С. Козлов «Жёлудь» М. Лермонтов «Утёс». Поход в «Музейный дом» Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи» М. Есеновский  «У мальчика Юры ужаснейший насморк»

1


62


Д. Биссет «Ух!»

А. Екимцев «Осень»

Ю. Коринец «Тишина»

Работа по хрестоматии. Беседа «Для поэта  Природа – живая»

Обобщение по теме «Природа для поэта – любимая и живая»

1



Уметь: пользоваться толковым словарём; определять тему текста.

Иметь представление о том, что у поэтов не только особое зрение, но и особый слух

                                               VIII Почему нам бывает смешно (6 часов)

63

К. Чуковский «Федотка»

О. Дриз «Доктор», «Обида»

В. Драгунский «Сверху вниз, наискосок!»

1

Уметь определять причину смеха.

Иметь представление о секрете «смешного» в лит-х пр-ях

64

М. Тахистова  «Редкий тип»,

Л. Квитко «Лемеле хозяйничает»

Л. Квитко «Способный мальчик»

 С. Махотин «Вот так встреча!»

1

Уметь: пользоваться толковым словарём; анализировать разные точки зрения героев на одну проблему; перечитывать текст и находить в нём нужные фрагменты.

65

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»

1

Уметь: пользоваться толковым словарём; сравнивать разные точки зрения на одну проблему; проводить грань между выдумкой и обманом

66

П. Синявский «Такса едет на такси»

П. Коран «По дорожке босиком»

Л. Яхнин«Зеркальце»

П. Синявский «Ириски и редиски»

А. Усачёв «Жужжащие стихи»

1

Знать разную роль повторов в лит-м пр-и.

Уметь определять приёмы смешного в тексте

67

П. Синявский «Хрюпельсин  и хрюмидор»Работа по хрестоматии  «Тайны «смешного»

Обобщение по теме «Почему нам бывает смешно»

1



68

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря»

1

Знать: имена 2-3 классиков русской и зарубежной лит-ры; имена 2-3 современных писателей (поэтов); название и содержание из пр-й, прочитанных в классе; названия и содержания нескольких пр-й любимого автора; устно выражать своё отношение к сод-ю прочитанного.

Требования к уровню подготовки учащихся по данной программе

 Должны знать/ понимать:

- Структуру родной речи, иметь образные представления, об единицах русского языка — звуке, слоге, слове как составных частях более крупных единиц, фиксируемых определенной последовательности, о словосочетании, предложении и тексте; о графических системах печатных и письменных букв русского алфавита; о форме каждой буквы как пространственно-количественной совокупности составляющих ее элементов;

- Должны иметь  общее представление: о различиях таких малых жанров фольклора, как загадка, считалка, закличка, скороговорка, небылица, прибаутка, докучная сказка, сказка-цепочка (кумулятивная сказка); об отличии фольклорного текста от литературного; об отличии поэтического текста от прозаического; о таких особенностях стихотворных фольклорных текстов, как наличие рифмы и повторов; о том, что такое рифма.

           Знать:

- наизусть 3—4 стихотворения разных авторов;

- содержание произведений, прочитанных в классе.

          Уметь:

- читать печатный и письменный тексты в соответствии с орфоэпическими нормами и в индивидуальном для каждого ученика темпе;

- отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

- пересказывать отдельные части текста (2-3 предложения);

- озаглавливать прослушанный текст;

- применять приемы слогового, орфоэпического, связного чтения с фиксацией синтаксических пауз на знаках препинания;

- осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв.

- читать плавно, безотрывно по слогам и целыми словами вслух и молча;

- понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения в соответствии с особенностями текста;

- находить средства художественной выразительности в тексте (заголовок, повтор, уменьшительно-ласкательная форма слов, восклицательный и вопросительный знаки; звукопись; рифмы);

- отличать монолог от диалога; задавать вопросы и отвечать на вопросы по тексту произведения

- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: самостоятельного ориентирования внутри книги: умения работать со страничкой «Содержание» или «Оглавление»; самостоятельного чтения книг;

высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).

             Перечень учебно-методического обеспечения. 

 Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2класс. Учебник. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

 Чуракова Н.А. Литературное чтение. 2 класс. Хрестоматия. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.

 Малаховская О. В. Литературное чтение. 2  класс. Тетрадь для самостоятельной работы. — М.: Академкнига/Учебник, 2012.

 Чуракова Н.А., Малаховская О.В. Методическое пособие к учебнику «Литературное чтение. 2класс», — М.: Академкнига/Учебник, 2010.

                             

Содержание тем учебного курса

                   Народное творчество

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.

Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

Авторская литература

Волшебная сказка в стихах (А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский).

Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность  рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающим обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: о красоте окружающего мира, о дружбе, о любви. Представление о том, что для Поэта природа — живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения. Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук — любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).

Формирование библиографической культуры.

Создание условий для выхода младших школьников за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотеки к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики журнала, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.

Формирование умений и навыков чтения, слушания и говорения.

Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения «про себя»:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) на основе перечитывания текста в ходе его анализа.

Дальнейшее развитие навыков слушания на основе целенаправленного восприятия элементов формы и содержания литературного произведения.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме.

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го года обучения

     В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

  1. свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
  2. ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
  3. работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)

       В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а)        в рамках коммуникации как сотрудничества:

•        работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

    • выполнять работу по цепочке;

б)        в рамках коммуникации как взаимодействия:

    •  видеть разницу между двумя заявленными точками зрения,двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них; находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

В области контроля и самоконтроля учебных действий
Обучающиеся получат возможность научиться:

 подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 3 Начальная школа 21 века...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по   литературному чтению Класс: 4 Начальная школа 21 века...

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...