Скорость. Быстрое чтение - резервы, возможности, результаты.
методическая разработка по чтению по теме

Криволапова Ирина Петровна

Из этой статьи вы можете узнать какие формы работы можно использовать, чтобы повысить скорость чтения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skorost._bystroe_chtenie.docx19.32 КБ

Предварительный просмотр:

Скорость. Быстрое чтение – резервы, возможности, результаты

На успеваемость наших учащихся влияют более 200 факторов. 40 из которых основные. Из этих 40 факторов №1- скорость чтения.

         Каков же должен быть темп чтения?

120-150 слов в минуту. Если скорость будет очень повышена (ученик читает в темпе скороговорки)- понимание текста ухудшается. Ухудшается оно и при  пониженной скорости чтения и на столько, что иногда необходимо возвратиться к началу текста, прочитыванию его дважды, трижды. Диапазон оптимального чтения 120-150 с/мин. Диапазон к которому в течении столетий приспособился артикуляционный аппарат, приспособилось мышление человека.

          Ребенок который плохо читает испытывает затруднения при выполнении домашнего задания.

           Ученик 8 класса Вася имел скорость чтения 38 с/мин (1класс). В 8 классе домашнее задание на один день составляет 8 страниц учебника или 6500 слов. Нужно 3 часа, чтобы все это прочитать. Но при такой низкой технике чтения Вася за один раз не поймет то, что написано в учебнике. Ему нужно трижды прочитать (9 часов). Еще прибавим 6 часов проведенных  в школе-15 часов. Но есть еще дополнительные письменные задания по алгебре, геометрии, физике, химии, литературе. Становится совершенно ясно, что 24 часа в сутки не хватит, чтобы Вася выполнил домашнее задание. Он обречен на неуспеваемость.

         И никакой даже опытный учитель ничего не сможет сделать, пока не научит его читать. Быстро читают те ученики, которые читают много. У них совершенствуется оперативная память и устойчивость мышления, а от  этого зависит умственная работоспособность. А такой ученик более воспитан, более отзывчив.

А отзывчивость меняется по годам обучения. В 4, 5 классах нарастает, в 6, 7 падает, а в 8 классе чуть- чуть повышается. Чем это объясняется?

Резкое падение успеваемости наблюдается в 5 классе.

В 4 классе 60-70% хорошистов, в 5 классе-30%. Что же касается успеваемости, то мы знаем. Что на нее сильное влияние оказывает скорость чтения (95% факторов). Если в 4 классе ученики плохо читают, то в 5-м классе резко падает  успеваемость.

Большинство учащихся учится на «3». В классе преобладает психология не хорошиста, а троечника- это пагубная психология. В чем же смысл психологического заражения?

Большинство учеников рассуждает так: «Учиться на «4» и «5» трудно. Двойку все равно не поставят. Значит единственный вариант «3». Ну, а если так, то легче  не учиться, чем учиться. К концу 5-го класса они это начинают понимать. В 6 классе начинают не выполнять домашнее задание, в 7-8 классах наплевательски относятся к учебе. В 7  классе увеличивается число «трудных»  учеников, в 8-9 классах некоторые совершают правонарушения.

Без хорошей техники  чтения невозможна высокая образованность.

В  Японии, в концерне «Хитачи» 90% рабочих имеют образование не ниже среднего западно-европейского, а половина - высшее. Это не случайно: для японца образование- это средство выжить.

В год они подают 120-130 рацпредложений (с тысячи рабочих). В США не принимают на руководящую работу, если скорость чтения ниже 400 с/мин, при низкой скорости чтения он утонет в потоке бумаг.

Неграмотности сейчас нет, но полу грамотность не лучше.

Что же делать? Разрушена связь в системе образования. Самое слабое звено- начальные классы. Далее ученики не могут учиться на «4» и «5». Они приходят в 5 класс, где увеличивается объем информации, а низкая техника чтения не позволяет усваивать материал.

Что же делать в начальных классах? Нужно, что бы  все дети читали не меньше 120 с/мин. Большинство наших учеников являются холериками и сангвиниками (90%) и только (10%) флегматиками и меланхоликами. А от темперамента техника чтения тоже зависит, первые читают быстрее. Значит, большинство учеников должны читать 120-150 с/мин.

Есть 8 резервов обучения чтению. Важна не длительность, а частота тренировочных упражнений.

Память человеческая устроена так, что запоминается не то, что постоянно перед глазами. А то, что мелькает, то есть, то нет. Именно оно создает раздражение и запоминается. Потому, если мы хотим освоить какие то умения, довести их до автоматизма, до уровня навыка, то мы вовсе не должны проводить  длинные упражнения, длинные по времени, мы должны упражнения проводить короткими порциями: но с большой частотой.

Что же зачастую наблюдается в семьях?

Папа и мама усаживают своего первоклассника, который плохо читает, у которого чтение вызывает затруднение и говорят: «Прочитай вот  эту  сказку. Пока не прочитаешь, из-за стола не выходи».

При той низкой технике чтения, которой обладает первоклассник ему необходимо 1-1,5 часа, чтобы прочитать коротенькую сказку.

Это 1-1,5 часа очень трудной работы. Папа и мама допускают серьезную ошибку, подавляя у ребенка желание читать.

Было бы гораздо лучше если бы домашняя тренировка в 1 классе проводилась порциями по 10-15 минут. Небольшой абзац ребенок прочитывает и пересказывает его содержание.  Через 1-2 часа еще одна порция. Перед сном еще. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем в чтении 1-1,5 часов.

Жужжащее чтение было одним из основных элементов при обучении чтению в Павлинской школе Сухомлинского В.П.

Сейчас этот элемент общепризнан, применяется во многих школах почти всеми учителями. Каждый учитель удостоверился в эффективности жужжащего чтения. Ведь за урок учитель спросит не более 10 учеников. При этом  каждый из учеников поупражняется в течение 2 минут.

Что такое жужжащее чтение?

Это когда все ученики читают одновременно вслух, вполголоса, чтобы не мешать окружающим, каждый со своей скоростью, кто-то быстрее, кто-то медленнее 30 человек в классе, тренаж идет в течение 5 минут (30х5=150).

       При этом ученик будет иметь время для тренировки 2-3 минуты в неделю. Вряд ли при таком уровне тренировки можно научить ребенка читать нормально. Хорошо если ребенку повезло с семьей. Если он из такой семьи, которая  дорабатывает дома с учебником. Если дома работа идет не большая, то весь тренаж сводится к этим 2-3 минутам. Естественно такой ребенок читать не научится.

А по 5 минут за урок четыре раза в день, шесть дней в неделю. Недельный тренаж 120 минут, время тренировки увеличивается в 40-50 раз, то без всяких методических ухищрений что ни будь получиться.

Хорошие результаты дает чтение перед сном.

Дело в том, что последние события дня фиксируются эмоциональной памятью, и те 8-10 часов, которые человек спит, он находится под впечатлением. Организм привыкает к этому состоянию.

Еще  200 лет назад говорилось: «Студент науками живущий, учи псалтырь на сон грядущий», то есть учи так, чтобы это было последнее событие дня.

В любых религиях обязательно есть вечернее обращение к богу, вечерняя молитва. Считалось, что последнее впечатление дня, связанное с вечерней молитвой, укрепляет веру. Если духовенство знали об этом, то непростительно не учитывать этот психологический эффект.

Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения, так как при обычном чтении у него возникает трудность. Ему трудно читать, поэтому он не любит читать. Режим щадящего чтения - это, когда ребенок 1 класса прочитает одну две строки и после этого получит кратковременный перерыв.

Необходим ежедневный замер скорости чтения.

Этот вид работы вызывает у детей интерес. Каждый раз появляется желание читать еще быстрее.

Таким образом для родителей необходимо усвоить чтобы темп чтения был 120-150  слов в минуту, для этого обязательно:

 1) щадящее чтение;

2) жужжащее чтение;

3) чтение перед сном;

4) ежедневный замер скорости чтения.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей о правильном и быстром чтении.

Правильное и скорое чтение в начальных классах.Памятка для родителей....

Тренинги для развития навыка быстрого чтения

методический материал по чтению...

Презентация "Обучение младших школьников быстрому чтению"

Этот материал позволит учителю использовать методику быстрого чтения в практике....

Мастер-класс "Навыки быстрого чтения"

мктоды и приемы быстрому чтению младших школьников...

Обучение быстрому чтению

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более ...

Система оценки достижений обучающимися с умеренной, тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) планируемых (возможных) результатов освоения адаптированной основной общеобразовательной программы Вариант 2

Система оценки достижения планируемых (возможных) результатов освоения АООП (вариант 2) решает следующие задачи:*закрепляет основные направления и цели оценочной деятельности, описывает объект и ...