Мастер-класс "Навыки быстрого чтения"
опыты и эксперименты по чтению (1 класс) на тему

мктоды и приемы быстрому чтению младших школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass_vorobyova.rar786.3 КБ

Предварительный просмотр:

                       Как повысить технику  чтения

СЛАЙД  1.  

- Сегодня я покажу Мастер – класс: как и какими приемами можно повысить технику быстрого чтения.

СЛАЙД  2

Методика быстрого чтения заметно расширяет интеллектуальные возможности для каждого ученика. Обучение  быстрому чтению позволяет повысить эффективность чтения.

Важно то, что эта методика развивает  внимание человека, которое  необходимо каждому из нас. За счет этого заметно повышается  скорость  чтения и качество мышления.

2. – Для того, чтобы вам на себе опробовать эту методику, давайте проведем эксперимент.

- Для этого сделаем  контрольный замер  вашей техники чтения вслух. Открыли стр. 98. (стр 100)   Читайте шепотом  со слов:   Вдруг старшой…..

- Подсчитайте. Запишите карандашом на полях. Кто прочитал более 140 слов уже хорошо.

3. Методика быстрого чтения построена таким образом, чтобы научить ребенка читать быстро необходимы  простые, доступные систематические упражнения.

 4. Существуют 3 основных фактора, которые  предлагает преодолеть  такая техника быстрого чтения.

*  Избавление от регрессий – возвратных движений глаз при

     чтении текста

*   Избавление от проговаривания слов  «про себя» при  прочтении

*  Повышение качества внимания читающего, расширение его

       поля  зрения.

        Только подумайте, насколько можно больше принять информации, если в разы  увеличить технику чтения.

Итак, предлагаю систему упражнений

  1. Важно постоянно работать над  развитием  внимания читающего.

СЛАЙД   3

Эту работу начинаю проводить тогда, когда дети еще не умеют читать.

СЛАЙД     5

- Задание это постепенно усложняю. Теперь надо запомнить не только фигуру, но и цвет. Попробуйте.

 СЛАЙД   6

     2. Упражнение на дыхание.    

3. Следующие упражнения направлены на развитие подвижности  речевого аппарата, для того, чтобы избежать нечеткости произношения. Кроме того, эти упражнения отрабатывают внимание. Расширяют поле чтения.

СЛАЙД     7                  «Чтение гласных», - развиваю артикуляцию

Чтение  слияний   по таблице – расширяют поле чтения

СЛАЙД      8,9,10,11

 СЛАЙД     12          Отрабатываем  скороговорки

СЛАЙД   13, 14        «Успевай читать»   чтение слогов  и слов (эксцентрика,  профилеразмер   )

СЛАЙД       15, 16

Эти упражнения развивает   быстрое движение глаз, избавляет от регрессий

 

СЛАЙД   17       Следующее  упражнение называю «Губы» ( при чтение трудных слов) К плотно сжатым губам по команде «Читать про себя»  дети прикладывают палец левой руки.

Эти  упражнение используется в целях четкого разграничения детьми чтения про себя и  чтения вслух, а также предупреждения  активного внешнего  проговаривания при чтении

СЛАЙД       18                      «Фотоглаз»

 «Сфотографировать» слова и ответить на вопросы

  - Назовите четвертое слово

  - Какое слово заканчивается на букву «Н»

  - Есть ли слово  карниз ?

-  Назовите слова с удвоенной согласной

Он  помогает научиться читать целыми словами. Цель такого упражнения: развитие поля  чтения, зрительное восприятие  слов.

Упражнение  «Молния»

Это упражнение заключается в чередовании чтения в комфортном режиме с чтением на максимально доступной каждому скорости  чтения про себя с чтением вслух

Переход на чтение в максимально ускоренном режиме осуществляется по моей  команде и продолжается с  20 секунд (в начале )  до 2-х минут

- Давайте попробуем    стр.  100  «Мальчик спал…»

Цель этого упражнения  - повышение верхней границы индивидуального  диапазона скорости.

 Упражнение  «Буксир»

А сейчас предлагаю поработать  в группах- парах

Стр 102       «Ваня  стоял….»  первые номера читатют, вторые  читают в такт с ними. Это упражнение очень хорошо использовать для слабочитающих

Следующие   5   упражнений  помогают  вести успешную работу по устранению  основных причин, мешающих выработке оптимальной техники чтения: внутреннее и внешнее проговаривание, узкое фиксационное поле, необоснованные  повторы текста и возврата к нему, неуверенность.

  1. «Кто быстрее»           Цель- расширение фиксационного поля

На стр 105. найти слова  и прочитать предложение «Кто быстрее»

Ужаленный           Взобраться                 Пастушок

  1. «Догони меня»

Цель – также расширения  фиксационного поля чтения, выработка внимания.

Я начну читать, а вы должны найти место, с которого я начала читать и  присоединиться к моему чтению

Стр.  104    «Уж очень ему нравится этот синеглазый…..»

-  А теперь  увеличиваю фиксационное поле чтения

Стр. 102-103      «Ваня вдруг схватился…»

  1. «Спринт»

Цель -  загрузить слуховой аппарат  учащегося посторонней работой и приучает читать только глазами.

На максимальной  скорости, читая про себя, надо найти  ответы на вопросы. При этом нужно  в процессе всего чтения плотно сжимать  губы и зубы

Напрмер  стр.105     со слов    «Он отыскал  в лесу…» Читаем   только этот абзац . Закрыли  учебник  и  отвечаем    на  вопросы:

- Что упало на голову  пастушонку?

- Сколько слов в предпоследнем предложении

- Какую ножку сделал он?

Попробуем  ещё раз только с другим заданием

 Самый первый абзац  стр 105   «В некотором смущении…»

- Когда вы будете читать, то одновременно  сосчитайте сколько в этом  абзаце слов     ( 19 слов)

  1. Скачкообразное чтение «Кенгуру»

Под счет 1,2,3 фиксируем взгляд на начале, середине и конце строки. Читаем таким образом абзац стр. 105  «Ваня не шевелился….» Там 6 предложений, значит я считаю 6 раз. Читаем строго под мой счет. Читаем вслух и  запоминаем

            - Что запомнили?

Цель – используется для расширения зоны восприятия

  1.  -  Ну  и последнее  «Вертикальное чтение»

Цель -  учиться быстро перемещать взгляд вертикально и попытаться найти существенную  информацию.

Открыли  стр.  90.  В  течении 20 сек.  перемещаем взгляд  вертикально  и пытаемся найти существенную информацию.

     Начали.

  - Где приютилось семечко? (меж камней и илом)

   От чего цветок опускал листья?

Вывод.

Вторая половина урока чтения посвящена  чтению произведений и их анализу, через  общение, раздумья, дискуссии , которые позволяют  выявить некоторые взгляды  детей на основные  ценности жизни, нравственные проблемы,

Методика обучения технике быстрого чтения - это не волшебство, а практические  эффективные  упражнения, освоение которых  во многом зависит как от учителя так и от ученика.  Обучение такому чтению  должно преподаваться с толком и регулярно в системе. Тогда и результаты у ваших детей будут, поверьте мне, замечательные.

Заключение

- А теперь закончим наш эксперимент.

Проверяем вашу технику чтения еще раз. Посмотрим, смогли ли вы за это время её повысить

Стр. 100  Четвертая глава    или  (стр. 98 со    «Вдруг старшой…..»)

Такие упражнения должны быть не ради украшения урока, а этап ради этапа, они должны  стать системой, которая дает результат


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Скорость. Быстрое чтение - резервы, возможности, результаты.

Из этой статьи вы можете узнать какие формы работы можно использовать, чтобы повысить скорость чтения....

Памятка для родителей о правильном и быстром чтении.

Правильное и скорое чтение в начальных классах.Памятка для родителей....

Тренинги для развития навыка быстрого чтения

методический материал по чтению...

Презентация "Обучение младших школьников быстрому чтению"

Этот материал позволит учителю использовать методику быстрого чтения в практике....

Обучение быстрому чтению

Вопрос, как научить детей читать быстро, рационально, эффективно и сознательно интересовал меня с первых дней моей педагогической деятельности. Процесс этот чрезвычайно трудный. Начались поиски более ...

Обучение младших школьников быстрому чтению.

Презентация на тему "Обучение младших школьников быстрому чтению"  подойдёт как учителю для обогащения опыта и применения на практике, так и для презентации опыта учителям....