Рабочая программа по лит чтению 4 класс УМК Гармония
календарно-тематическое планирование по чтению (4 класс) по теме

Бугрова Ольга Валерьевна

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента

государственного стандарта и авторской программы О.В Кубасовой по УМК «Гармония».

Скачать:


Предварительный просмотр:


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №1

им.Б.Н.Куликова города Семикаракорска






Согласовано

на метод. объединении

_________________2012г.

Пред. методического объединения

______________________________


«Утверждаю»

директор МБОУ СОШ №1

__________________________

__________________________

___________________ 2012 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


ПО ПРЕДМЕТУ «ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ»

ДЛЯ 4 КЛАССА

НА  2012-2013 УЧЕБНЫЙ ГОД








                                                                                        Разработчик программы

                                                                                   учитель начальных классов

                                                                                    Бугрова Ольга  Валерьевна

                                                                             






                                                           

                                               


2012 год

         

Литературное чтение

Пояснительная записка.

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта и авторской программы О.В Кубасовой по УМК «Гармония».

Программа рассчитана на 102 часов (3 часа в неделю).

Целью обучения литературному чтению в начальной школе является формирование:

· всех видов речевой деятельности младшего школьника (слушание, чтение, говорение, письмо);

· потребности начинающего читателя в чтении как средстве познания мира и самопознания;

· читательской компетентности младшего школьника, которая определяется владением техникой чтения и способами освоения прочитанного (прослушанного) произведения, умением ориентироваться в книгах и приобретением опыта самостоятельной читательской деятельности;

· готовности обучающегося к использованию литературы для своего духовно-нравственного, эмоционального и интеллектуального самосовершенствования, а также к творческой деятельности на основе читаемого.

Общая характеристика учебного курса и его место в учебном плане

Поскольку речевая деятельность является основным средством познания и коммуникации, литературное чтение является одним из ведущих учебных предметов в системе подготовки младшего школьника, способствующим общему развитию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения, входящего в предметную область «Русский язык», во многом определяет успешность обучения по другим предметам начальной школы.

Речевая деятельность (слушание, говорение, чтение, письмо) – это основное доступное всем средство самопознания, самовыражения и развития творческих способностей. Овладение системой языка, навыками речевой деятельности позволяет лучше понять себя и других, овладеть системой нравственных и эстетических ценностей.

Ценностные ориентиры учебного предмета

Поскольку стандарты нового поколения опираются на деятельностную парадигму образования, постулирующую в качестве цели образования развитие личности учащегося на основе освоения им способов деятельности, данная программа ориентирована на реализацию коммуникативно-деятельностного подхода к обучению чтению.

Концептуальной особенностью данного курса является осознанная установка на дистанционное (посредством чтения текста) общение с писателем. Отсюда вытекают базовые позиции курса «Литературное чтение»:

· обеспечение мотивационной стороны (желание вступить в общение с писателем посредством чтения);

· внимание к личности писателя;

· бережное отношение к авторскому замыслу, реализовавшемуся в отборе, трактовке содержания и придании ему той или иной формы;

· наличие ответного коммуникативного акта, выраженного в оценке и интерпретации полученной информации (эмоциональной, интеллектуальной, эстетической).

Для успешной реализации модели общения «АВТОР <=> ТЕКСТ <=> ЧИТАТЕЛЬ» необходимо решение комплекса личностных, метапредметных и предметных задач.

Личностные, метапредметные и предметные задачи обучения чтению

Личностные задачи

1. Формирование у обучающихся позитивного отношения к действительности.

2. Формирование у детей самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

3. Развитие жизненного оптимизма, целеустремленности и настойчивости в достижении целей.

4. Обучение ориентировке в мире нравственных, социальных и эстетических ценностей.

5. Формирование гражданской идентичности личности, осознание учеником себя гражданином российского общества, уважающим историю своей Родины.

6. Формирование привычки к рефлексии.

7. Совершенствование эмоциональной сферы (восприимчивости, чуткости).

8. Формирование готовности к сотрудничеству с другими людьми, дружелюбие, коллективизм.

9. Развитие мышления, внимания, памяти.

10. Развитие творческого отношения к действительности и творческих способностей.

Метапредметные задачи

1. Формирование мотивации к самосовершенствованию, в том числе, положительного отношения к обучению.

2. Приобщение детей к основам отечественной и мировой культуры, к духовному и нравственному опыту человечества.

3. Формирование уважения к ценностям иных культур, мировоззрений и цивилизаций.

4. Формирование целостного мировосприятия на основе взаимодействия литературного чтения с другими школьными предметами.

5. Развитие ценностно-смысловой сферы личности.

6. Формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой.

7. Формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке) как первого шага к самообразованию и самовоспитанию.

8. Обучение навыкам и умениям общеучебного характера, в том числе, ориентировке в книжном пространстве.

9. Выработка коммуникативных умений, функционирующих при слушании, говорении, чтении, письме.

Предметные задачи

1. Формирование положительной мотивации к чтению.

2. Создание условий для получения детьми эстетического удовольствия от чтения художественной литературы.

3. Развитие воссоздающего воображения.

4. Обучение адекватному восприятию читаемого.

5. Обогащение читательского опыта посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске, тематике, видо-жанровой специфике.

6. Совершенствование всех сторон навыка чтения.

7. Формирование умения вступать в дистанционное общение с автором литературного произведения и осознавать отношение писателя к тому, о чем и о ком он написал.

8. Развитие способности к осознанию и словесному выражению своего отношения к тому, о чем и как написано литературное произведение.

9. Обучение основам литературного анализа художественных произведений разной видо-жанровой принадлежности.

10. Изучение элементарных литературоведческих понятий, позволяющих ориентироваться в доступном круге чтения.

11. Формирование умения определять художественную ценность литературного произведения и анализировать средства выразительности (на доступном уровне).

12. Обучение умению различать художественный и познавательный тексты и адекватно читать литературное произведение в соответствии с его особенностями.

13. Освоение приемов изучающего чтения литературы познавательного характера.

14. Формирование умения находить информацию в словарях, справочниках и энциклопедиях, в Интернете.

15. Развитие способности сравнивать искусство слова с другими видами искусства (живописью, театром, кино, музыкой).

16. Обучение работе с книгой в единстве ее текстового и внетекстового содержания.

17. Развитие литературных способностей.

Методические приёмы: чтение вслух, чтение «про себя». Работа с разными видами текста. Умение находить в тексте необходимую информацию; отвечать на вопросы, используя текст. Самостоятельное определение темы текста, главной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части, их озаглавливание. Понимание заглавия произведения. Определение темы и главной мысли текста. Деление текста на части. Составление плана. Работа с текстом художественного произведения. Определение темы и главной мысли текста. Характеристика героя произведения с использованием художественно-выразительных средств (эпитет, сравнение, гипербола) данного текста. Нахождение в тексте слов и выражений, характеризующих героя и событие. Создание собственных мини-сочинений на заданную тему, рассказов по картинам, эссе, читательских отзывов, аннотаций. Умение работать с разными видами информации.

Формы работы – фронтальные, групповые, парные, индивидуальные.

Виды домашних заданий: творческого  характера; по уровням сложности; по вариантам. На выходные дни дом.задание задаётся детям, испытывающим трудности в обучении.                                        

                                         

            Дидактическое обеспечение учебного процесса:

для учителя:

  1. Кубасова О.В. Методические рекомендации к учебнику «Любимые страницы» 4класс «Ассоциация ХХ1 век», 2006г.
  2. Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония», - Смоленск: Ассоциация ХХ1 век, 2003г.

для учащихся:

  1. Кубасова О.В. Литературное чтение. Учебник «Любимые страницы» в двух частях, 4класс  Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2001г.
  2. Кубасова О.В. Тетрадь к учебнику «Любимые страницы», 4класс  Изд-во «Ассоциация ХХ1 век», 2009г.

Содержание программы.

1 блок. «Что  за прелесть  это  сказки!..»

И. Токмакова  «В чудной  стране», Рнс  «Всё у нас, слава богу, хорошо». Рнс  «Пётр I и мужик». Рнс  «Марья и ведьмы».  Рнс «Василиса Прекрасная». Сербская народная сказка «Почему у месяца нет платья», С.Маршак «Отчего у месяца нет платья». Бразильская сказка «Жизнь человека». Х.К.Андерсен «Русалочка». А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Д. Джекобс «Рыба и кольцо». В.Берестов «Сказка», К.Чуковский «Приключения белой мышки».  А.Линдгрен  «Крошка Нильс Карлсон». Дж. Родари «Эти бедные привидения».

2 блок. «О подвигах, о доблестях, о славе». Былины.

Былина – жанр литературы. Былина «Добрыня и змей». «Добрыня и змей» в обработке Ю.Круглова. «Болезнь и исцеление Ильи Муромца». «Илья Муромец и Соловей Разбойник».

3 блок. «Уж сколько раз твердили миру…» Басни.

Х.К.Андерсен «Эта басня сложена про тебя», Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и козел». Басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», «Мышь и крыса», «Две бочки». Л.Толстой «Лев и лисица», С.Михалков «Просчитался», «Услужливый», «Заячье горе».

4 блок. «Оглянись вокруг». Рассказы

М.Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока», Н.Сладков «В норе». К.Паустовский «Заячьи лапы».  Р.Фраерман «Девочка с камнем». Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой». А.Платонов «Цветок на земле». К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками». Н.Носов «Огородники». Н.Носов «Клякса». Ю.Ермолаев «Жарко», М.Зощенко «Елка», О.Григорьев «Две трубы». С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет». А.Чехов «Ванька». Г.Сенкевич «Янко-музыкант». Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Л.Кассиль «У классной доски». Книги о войне. В.Лидин «Завет».

5 блок.  «Золотая колесница». Мифы Древней Греции

Н.Куна «Олимп». «Орфей и Эвридика», Н.Кун «Царство мрачного Аида». Книги с мифами Древней Греции. «Дедал и Икар»

6 блок.  «В начале было слово, и слово было Бог».  Библейские сказания. Библейские сказания «Семь дней творения», «Бог сотворил человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех», «Обещание Спасителя», «Изгнание из рая.» «Моисей» С.Лагерлёф  «Святая ночь». С.Лагерлёф  «В Назарете», А.Мень «Милосердие Иисуса».

7 блок. «Мир - театр, люди – актеры…». Пьесы.

Особенности пьесы. С.Маршак «Про козла». Н.Носов «Витя Малеев в школе и дома». С.Козлов «Снежный цветок».

 

8 блок. «Мир волшебных звуков».  Поэзия. Знакомство со статьей Я.Смоленского «Как читать стихи».В.Жуковский «Песня» А.С.Пушкин «Няне», «Птичка». А.С.Пушкин «Зимняя дорога», М.Ю. Лермонтов «Горные вершины». М.Ю. Лермонтов «Утес».  М.Ю.Лермонтов «Молитва». И.Суриков «Весна», К.Бальмонт «Золотая рыбка». А.Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз…» С.Есенин «С добрым утром!», М.Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…», В.Маяковский «Тучкины штучки». С.Маршак «Пожелания друзьям», С.Черный «Зеленые стихи». Ю.Владимиров «Чудаки», Д.Хармс «Очень страшная история». В.Хотомская «Два гнома», «Три сестрицы». О.Высоцкая «Весенние рубашки», Э.Мошковская «Песня».

Ю.Мориц «Чтоб летали мы все и росли», В.Высоцкий «Песня Кэррола».

9 блок. «Когда, зачем и почему?». Познавательная литература.

Ю.Яковлев «О нашей Родине», М.Пришвин «Моя Родина». И.Соколов-Микитов «Русский лес», Ю.Дмитриев «Зеленое и желтое». «Крещение Руси». Н.Соловьев «Сергий Радонежский». В.Губарев «В открытом космосе», Л.Яхнин «Метро». М.Ильин, Е.Сегал «Что из чего». М.Константиновский «Что такое электрический ток?», Н.Надеждина «Лук от семи недуг». А.Дитрих, Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?». К.Паустовский «Великий сказочник», «Сказки Пушкина»

10 блок. «Самого главного глазами не увидишь». Повесть-сказка.

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

К концу изучения в начальной школе курса «Литературное чтение» будет обеспечена готовность обучающихся к дальнейшему образованию, достигнут необходимый уровень их читательской компетентности, литературного и речевого развития; выпускники начальной школы научатся:

· осознавать значимость чтения для своего развития, для успешного обучения по другим предметам и дальнейшей жизни;

· читать осознанно, правильно, бегло (целыми словами вслух – не менее 90 слов в минуту, про себя – не менее 120 слов в минуту) и выразительно доступные по содержанию и объему произведения;

· применять различные способы чтения (ознакомительное, изучающее, поисковое, выборочное);

· полноценно воспринимать (при чтении вслух и про себя, при прослушивании) художественную литературу, получая от этого удовольствие; эмоционально отзываться на прочитанное;

· знанию основных моральных норм;

· ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, оценивать поступки персонажей с точки зрения общепринятых морально-этических норм;

· работать с литературным текстом с точки зрения его эстетической и познавательной сущности;

· определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к герою и его поступкам;

· устанавливать причинно-следственные связи и определять жанр, тему и главную мысль произведения; характеризовать героев;

· находить в художественном произведении различные средства языковой выразительности (сравнение, олицетворение, художественный повтор, звукопись) и понимать их роль в тексте;

· выделять основные элементы сюжета, определять их роль в развитии действия;

· сравнивать, сопоставлять, делать элементарный анализ различных текстов, выделяя два-три существенных признака;

· отличать поэтический текст от прозаического;

· распознавать основные жанровые особенности фольклорных форм (сказки, загадки, пословицы, небылицы, считалки, песни, скороговорки и др.);

· соотносить произведения с изученными жанрами художественной литературы (миф, былина, рассказ, повесть, литературная сказка, стихотворение, басня), основываясь на их признаках;

· владеть алгоритмами основных учебных действий по анализу и интерпретации художественных произведений;

· осуществлять различные формы интерпретации текста (выразительное чтение, декламация, драматизация, словесное рисование, творческий пересказ и др.);

· делить текст на части, озаглавливать их; составлять простой план;

· цитировать (устно);

· передавать содержание прочитанного или прослушанного текста в виде пересказа (полного, выборочного, краткого) с учетом специфики художественного, научно-популярного, учебного текстов;

· применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте общепознавательные и коммуникативные универсальные учебные действия;

· высказывать собственное мнение и обосновывать его фактами из текста;

· вести диалог в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета;

· составлять несложные монологические высказывания о произведениях;

· составлять аннотацию и делать отзыв на литературное произведение или книгу;

· определять порядок действий при поиске и выборе книги, при поисковом и выборочном чтении, при подготовке к обсуждению или выступлению, при заучивании наизусть;

· создавать собственные небольшие тексты (повествование, описание, рассуждение) на основе художественного произведения, репродукций картин художников, по серии иллюстраций к произведению или на основе личного опыта;

· осуществлять поиск необходимой информации в художественном, учебном, научно-популярном текстах;

· ориентироваться в специфике научно-популярного и учебного текста и использовать полученную информацию в практической деятельности;

· пользоваться алфавитным каталогом;

· ориентироваться в отдельной книге и в группе книг, представленной в детской библиотеке;

· пользоваться справочно-энциклопедическими изданиями.

Выпускники начальной школы получат возможность научиться

· осознавать основные духовно-нравственные ценности человечества;

· воспринимать окружающий мир в его единстве и многообразии;

· применять в учебной и в реальной жизни доступные для освоения в данном возрасте личностные и регулятивные универсальные учебные действия;

· испытывать чувство гордости за свою Родину, народ и историю;

· уважать культуру народов многонациональной России и других стран;

· бережно и ответственно относиться к окружающей природе;

· воспринимать художественную литературу как вид искусства;

· соотносить литературу с другими видами искусства;

· испытывать эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной литературой;

· развивать способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости (на основе сопереживания литературным героям);

· определять сходство и различие произведений разных жанров;

· осознанно выбирать виды чтения (ознакомительное, детальное (изучающее), поисковое, выборочное) в зависимости от цели чтения;

· использовать полученную при чтении научно-популярного и учебного текста информацию в практической деятельности;

· выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями;

· высказывать и пояснять свою точку зрения;

· применять правила сотрудничества;

· работать со словом (распознавать прямое и переносное значение слова, его многозначность), целенаправленно пополнять свой словарный запас;

· находить в художественном произведении такие средства языковой выразительности, как метафора и гипербола, понимать их роль в тексте;

· понимать особенности некоторых типов композиции;

· выделять в тексте опорные (ключевые) слова;

· цитировать (письменно);

· осуществлять такие формы творческой интерпретации текста, как составление диафильма, воображаемая экранизация;

· писать изложения;

· создавать прозаический или поэтический текст по аналогии с авторским текстом, используя средства художественной выразительности (в том числе из текста);

· делать устную презентацию книги (произведения);

· пользоваться тематическим (систематическим) каталогом;

· работать с детской периодикой;

· расширять свой читательский кругозор и приобретать дальнейший опыт самостоятельной читательской деятельности

Нормы  оценки  знаний,  умений  и  навыков  учащихся   по  литературному  чтению

Тесты

Оценка «5» - ученик  набрал  9-10  баллов  (90 -100%);

Оценка «4» - ученик  набрал  7 -8  баллов (89 – 70%);

Оценка «3» - ученик  набрал  5 -6  баллов (69 – 50%);

Оценка «2» - ученик  набрал    3-4  балла (49 – 30%);

Оценка «1» - ученик  набрал  менее  3  баллов( менее  30%).

Литературные диктанты

Количество  слов во  2  классе 5-10, в 3 классе — 10-12, в 4 классе — 12-15.

Оценка «5» — если в работе нет ошибок;

Оценка «4» — если в работе одна ошибка;

Оценка «3» — если в работе две ошибки;

Оценка «2» — если в работе три  ошибки;

Оценка «1» -    если  в  работе четыре  ошибки.

 Навыки  чтения (темп, способ, правильность, понимание)

4 класс

 Оценка «5» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 90 слов в минуту вслух и больше 110 слов молча; умеет формулировать главную мысль прочитанного,

  для этого необходимые части  прочитанного текста.

Оценка «4» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 70 слов в минуту вслух и больше 90 слов молча; при формулировке основной мысли произведения прибегает к помощи учителя; может составить рассказ о герое; понимает главную мысль; умеет высказывать свое мнение о прочитанном.

Оценка «3» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 60 слов в минуту вслух и не меньше 80  слов молча; определяет основную мысль произведения с  помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое составляет по плану, предложен ному учителем; понимает содержание произведения и может ответить на вопросы (иногда с помощью учителя).

 

Оценка  «2» — ученик читает целыми словами со скоростью не меньше 50 слов в минуту вслух и не меньше 70  слов молча;  не определяет основную мысль произведения с  помощью учителя; затрудняется в кратком пересказе прочитанного  с помощью учителя; рассказ о герое  не составляет по плану, предложенному учителем; понимает содержание,  но   может ответить не  на  все   вопросы.

Оценка  «1» — ученик читает целыми словами со скоростью  меньше 50 слов в минуту вслух и  меньше 70  слов молча;  не определяет основную мысль произведения; затрудняется в кратком пересказе прочитанного; рассказ о герое  не составляет,  не  понимает содержание.

 Выразительность чтения

Отметка «4» — ученик читает четко, соблюдает смысловые паузы, выделяет логические ударения, но не выражает собственного отношения к читаемому; интонационный рисунок нарушен.

Отметка «3» — ученик читает тихо, выделяет смысловые паузы и логические ударения, но темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка  «2» — ученик читает тихо, не  выделяет смысловые паузы и логические ударения,  темп и тон чтения не соответствуют содержанию произведения.

Отметка «1» — ученик не выполняет требования, предъявляемые к отметке «2».

Проверка уровня начитанности и читательских умений работать с текстом художественного произведения

  Работы  с  заданиями  приблизительно  одинаковой  сложности  можно  оценить  по  сумме  верных  ответов.

«5» - если  все  задания  выполнены  верно;

«4» - если  выполнено  не  менее  ¾  всех  заданий;

«3» - если  выполнено  не  менее  ½  всех  заданий;

«2» - если  выполнено    менее  1/2  всех  заданий;

«1» - если  задание  не  выполнено  совсем.

 Устные ответы 

  Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по литературному чтению. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.

      При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:

1.полнота и правильность ответа;

2.степень осознанности, понимания изученного;

3.языковое оформление ответа.

   

  Оценка «5» ставится, если ученик:

1.полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;

2.обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;

3.излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

   

 Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки 5, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

 

   Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но:

1.излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;

2.не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;

3.излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

     

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка 2 отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

     

  Оценка  «1»  ставится,  если  ученик  совсем  не  отвечает.

 

  Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

Чтение наизусть

Оценка "5"   -  твердо, без подсказок, знает наизусть, выразительно  читает.

Оценка   "4"  - знает стихотворение  наизусть,  но допускает при  чтении  перестановку  слов,  самостоятельно исправляет допущенные неточности.

Оценка "3" - читает наизусть, но при чтении обнаруживает нетвердое усвоение текста.

Оценка "2" - нарушает последовательность при чтении, не полностью воспроизводит текст.

Оценка  «1»- совсем  не  знает  стихотворение.

Выразительное чтение стихотворения

Требования к выразительному чтению:

1.    Правильная постановка логического ударения

2.    Соблюдение пауз

3.    Правильный выбор темпа

4.    Соблюдение нужной интонации

5.    Безошибочное чтение

Оценка "5" - выполнены правильно все требования

Оценка "4" - не соблюдены 1-2 требования

Оценка "3" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка "2" - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

Оценка  «1» - допущены  ошибки  по  всем  требованиям.

 Чтение по ролям

Требования к чтению по ролям:

1.    Своевременно начинать читать свои слова

.    Подбирать правильную интонацию

3.    Читать безошибочно

4.    Читать выразительно

Оценка "5" - выполнены все требования

Оценка "4" - допущены ошибки по одному какому-то требованию

Оценка "3" - допущены ошибки по двум требованиям

Оценка "2" -допущены ошибки по трем требованиям

Оценка «1» - допущены  ошибки  по  всем  требованиям

                Пересказ

Оценка "5" - пересказывает содержание прочитанного самостоятельно, последовательно, не упуская главного (подробно или кратко, или по плану), правильно отвечает на вопрос, умеет подкрепить ответ на вопрос чтением соответствующих отрывков.

Оценка "4" -допускает 1-2 ошибки, неточности, сам исправляет их

Оценка  "3" - пересказывает при  помощи  наводящих вопросов учителя,  не умеет последовательно  передать содержание прочитанного, допускает речевые ошибки.

Оценка "2" - не может передать содержание прочитанного.

Оценка  «1» - совсем  не  пересказывает,  даже  по  вопросам  учителя.

        

Дата

Тема урока

Кол-во часов

Характеристика деятельности учащихся

план

факт

1

03.09.12


Урок Знаний. Кроссворд «Сказочные герои»

Обращение  авторов.  Гимн  Российской  Федерации.

Беседа «Символика России» 


1


Знать основные особенности литературных видов и жанров (произведения малых фольклорных форм, народные и литературные сказки)

Уметь иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах,

составлять творческий пересказ литературного произведения посредством изменения и дополнения текста, а также от другого лица.




«Что  за прелесть  это  сказки!..»

2

06.09.12

И. Токмакова  «В чудной  стране»,

Рнс  «Всё у нас, слава богу, хорошо».


1

3-4

07.09.12

10.09.12


Рнс  «Пётр I и мужик». Характеристика героев сказки.

Рнс  «Петр и Петруша».    Классификации сказок.

2

5

13.09.12

Рнс  «Марья и ведьмы».  Беседа «Ядовитые и полезные растения леса»

Рнс «Василиса Прекрасная»..

Работа с текстом.

1

6

14.09.12

Внеклассное чтение

Донские загадки

1

7



8

17.09.12



20.09.12

Сербская народная сказка «Почему у месяца нет платья», С.Маршак «Отчего у месяца нет платья». Сравнение содержания сказок, работа над выразительностью чтения.

Бразильская сказка «Жизнь человека».

1



1

9


10

21.09.12


24.09.12

Х.К.Андерсен «Русалочка». Знакомство  с первой частью сказки «Подводное царство».  

Чтение и обсуждение  второй  - четвертой  частей сказки.    

1


1

11

27.09.12

 Работа с последними частями сказки.

Викторина по сказкам Х.К. Андерсена.

1

12


13

28.09.12


01.10.12

А.С.Пушкин «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях». Знакомство с текстом сказки.  

Викторина по сказкам А.С.Пушкина

1


1

14

04.10.12

Д. Джекобс «Рыба и кольцо». Работа по прогнозированию характера произведения по его началу. Работа с текстом  сказки. Словесный пересказ.

1

15

16

05.10.12

08.1012

В.Берестов «Сказка»

К.Чуковский «Приключения белой мышки».  

1

1

17

11.10.12

 А.Линдгрен  «Крошка Нильс Карлсон». Знакомство со сказкой.

  Работа с текстом  сказки. Чтение по ролям понравившихся отрывков сказки.  

1

18

12.10.12

Дж. Родари «Эти бедные привидения». Знакомство с произведением. Составление плана пересказа.

Работа с текстом по вопросам учебника.

1


19

15.10.12

Внеклассное чтение

Народные сказки донского края

1

20

18.10.12

К.Драгунская «Лекарство от послушности».

Работа по содержанию текста.

1

«О подвигах, о доблестях, о славе».

Былины




Знать основные особенности литературных видов и жанров (былины, сказания) Уметь создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений

21


22

19.10.12


22.10.12

Былина – жанр литературы. Былина «Добрыня и змей».

Работа с народными словами и выражениями.

1


1

23


24

25.10.12


26.10.12

«Добрыня и змей» в обработке Ю.Круглова. Работа над выразительностью чтения.

«Болезнь и исцеление Ильи Муромца». Составление плана пересказа.

1


1

25

08.11.12

«Илья Муромец и Соловей Разбойник». Обобщение по разделу «Былины»

1

 

«Уж сколько раз твердили миру…»

Басни




Знать основные особенности литературных видов и жанров (былины, сказания) Уметь создавать небольшие устные сочинения на основе литературных впечатлений

26


27

09.11.12


12.11.12

Х.К.Андерсен «Эта басня сложена про тебя»

Эзоп «Ворона и кувшин», «Мальчик-вор и его мать», «Лисица и козел»

1


1

28

15.11.12

Басни И.А. Крылова «Лебедь, рак и щука», «Мышь и крыса», «Две бочки»

Л.Толстой «Лев и лисица»,

1

29

16.11.12

С.Михалков «Услужливый», «Заячье горе», «Просчитался»

1

«Оглянись вокруг»

Рассказы



Уметь :

-прогнозировать содержание литературного произведения перед чтением и в процессе его первичного восприятия;

-воображать образы и картины, соответствующие литературному источнику;

-воспринимать произведения в соответствии с их видо - жанровыми характеристиками;

характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом






30

19.11.12

М.Пришвин «Как я научил своих собак горох есть», «Глоток молока», Н.Сладков «В норе». Беседа «Как вести себя при встрече со змеёй»

1

31

22.11.12

К.Паустовский «Заячьи лапы».  Беседа «Берегите лес от пожара!»

Деление текста  на смысловые части. Составление плана.

Р.Фраерман «Девочка с камнем». Беседа «Поведение во время сильного ветра»

1

32

23.11.12

Внеклассное чтение

Наш земляк А.П.Чехов

1

33


34

26.11.12


29.11.12

Ю.Ермолаев «Иголка с ниткой». Знакомство с текстом.  

Деление текста  на смысловые части. Составление плана. Чтение по ролям.

1


1

35



36

30.11.12



03.12.12

Книги о детях. Ю.Яковлев «Полосатая палка».  

Беседа «К чему приводят необдуманные поступки »

А.Платонов «Цветок на земле». Работа над главной мыслью рассказа.

1



1

37

06.12.12

К.Паустовский «Корзина с еловыми шишками».

1

38

07.12.12

Н.Носов «Огородники». Работа над планом рассказа.

Беседа «Правила рациональной работы»

1


39

10.12.12

Н.Носов «Клякса». Подготовка к игре «Радиотеатр».

Ю.Ермолаев «Жарко»


1







40

41

13.12.12

14.12.12

М.Зощенко «Елка»

Внеклассное чтение

Он пишет, как казак, влюблённый в Дон( о творчестве М.А.Шолохова)

1

1

42


43

17.12.12


20.12.12

О.Григорьев «Две трубы».

С.Алексеев «Капитан бомбардирской роты», «Радуйся малому, тогда и большое придет».

1


1

44


45

21.12.12


24.12.12

А.Чехов «Ванька». Знакомство и анализ произведения.

Г.Сенкевич «Янко-музыкант». Подготовка к выборочному пересказу о Янко.

1


1

46


47

27.12.12


28.12.12

Д. Мамин-Сибиряк «Вертел». Чтение и анализ 1 и 2 части  рассказа.

Чтение 3 и 4 части рассказа. Обсуждение прочитанного, работа с текстом.

1


1

48

10.01.13

Л.Кассиль «У классной доски». Работа с текстом по вопросам.


1

49

11.01.13

Книги о войне. В.Лидин «Завет». Обсуждение прочитанного.

1

«Золотая колесница»

Мифы Древней Греции


50


51

14.01.13


17.01.13

 Что такое мифы? «Персей», чтение и анализ произведения.

Знакомство со статьей Н.Куна «Олимп».

1


1

52



53

18.01.13



21.01.13

«Орфей и Эвридика». Работа по содержанию произведения.

Н.Кун «Царство мрачного Аида». Обсуждение прочитанного.

Книги с мифами Древней Греции. «Дедал и Икар»

1



1

«В начале было слово, и слово было Бог»  Библейские сказания

54

24.01.13

Библейские сказания «Семь дней творения», «Бог сотворил человека», «Жизнь первых людей в раю», «Первый грех», «Обещание Спасителя», «Изгнание из рая.»

1

Уметь различать произведения худ. и познавательной лит-ры и овладеть разными способами их освоения; организовывать собственную читательскую деятельность по ознакомлению с большим по объему произведением;

выявлять авторский замысел (идею произведения) посредством анализа сюжета и постижения подтекста; излагать личное мнение о литературном произведении.



55


56

25.01.13


28.01.13

«Моисей», чтение четырех сказаний, работа с текстом.

Продолжение работы над сказанием о Моисее.

1


1

57






58

31.01.13






01.02.13

С.Лагерлёф  «Святая ночь».

Книги с библейскими сказаниями. С.Лагерлёф  «В Назарете», А.Мень «Милосердие Иисуса».




Внеклассное чтение

Стихотворения о казаках

1






1

 

«Мир - театр, люди – актеры…» Пьесы

59


60

04.02.13


07.02.13

Особенности пьесы. С.Маршак «Про козла». Работа над выразительностью чтения.

Н.Носов «Витя Малеев В школе и дома». Знакомство с текстом.

1


1

Уметь пользоваться осн. средствами интонационной выразительности  для передачи в форме устной речи характера произведения и особенностей его персонажей.

61


62

08.02.13


11.02.13

Викторина по произведениям Н. Носова, знакомство с отрывком из пьесы по повести Н.Носова  

С.Козлов «Снежный цветок». Знакомство с текстом, распределение ролей.

Беседа «Лекарственные травы».

1


1

«Мир волшебных звуков»

 Поэзия



63

14.02.13

Знакомство со статьей Я.Смоленского «Как читать стихи».В.Жуковский «Песня»

1

Уметь использовать дополнительные средства выразительности (пластика, мизансцена, реквизит) при инсценировании литературных произведений; иллюстрировать литературное произведение в словесной, графической, музыкальной формах;

ориентироваться в детских книгах, используя для этого определенные программой элементы книг, а также средства библиографической помощи.








64

15.02.13

А.С.Пушкин «Няне», «Птичка». А.С.Пушкин «Зимняя дорога».Работа над выразительностью чтения.


1

65

18.02.13

М.Ю. Лермонтов «Горные вершины».

Языковой анализ стихов, выразительное  чтение.

1

66




67

21.02.13


 


22.02.13

М.Ю. Лермонтов «Утес».  Работа над выразительностью чтения.

М.Ю.Лермонтов «Молитва». Беседа «Как улучшить свое  настроение»


Внеклассное чтение

Казачья поэзия

1




1

68


69

28.02.13


01.03.13

И.Суриков «Весна», К.Бальмонт «Золотая рыбка».

А.Блок «На лугу», «Гроза прошла, и ветка белых роз…» Языковой анализ и выразительное чтение стихотворений.


1


1

70

04.03.13

С.Есенин «С добрым утром!», работа с текстом стихотворения.

М.Волошин «Сквозь сеть алмазную зазеленел восток…», В.Маяковский «Тучкины штучки»

С.Маршак «Пожелания друзьям»

С.Черный «Зеленые стихи».

1


71

07.03.13

Работа с книгой. Стихи русских поэтов.

Ю.Владимиров «Чудаки»


1

72

11.03.13

Д.Хармс «Очень страшная история».

Книги со смешными стихами.


1

73

14.03.13

В.Хотомская «Два гнома»

В.Хотомская «Три сестрицы»

1

74

15.03.13

О.Высоцкая «Весенние рубашки»

Э.Мошковская «Песня»


1

75

76

18.03.13

21.03.13

Ю.Мориц «Чтоб летали мы все и росли»

В.Высоцкий «Песня Кэррола»

1

1

«Когда, зачем и почему?»

Познавательная литература



77


78

22.03.13


01.04.13

Внеклассное чтение

«Казачьи сказки»  В.Замятина

Ю.Яковлев «О нашей Родине». М.Пришвин «Моя Родина». Составление вопросов по содержанию.

1


1


79

80

04.04.13

05.04.13

И.Соколов-Микитов «Русский лес»

Ю.Дмитриев «Зеленое и желтое»

1

1


81


82

08.04.13


11.04.13

«Крещение Руси». Составление плана рассказа о князе Владимире.

Н.Соловьев «Сергий Радонежский». Приемы изучающего чтения.

1


1


83

84

12.04.13

15.04.13

В.Губарев «В открытом космосе»

Л.Яхнин «Метро»

Беседа «Правила безопасного поведения в метро»

1

1



85


86

18.04.13


19.04.13

М.Ильин, Е.Сегал «Что из чего». Составление плана прочитанного.

М.Константиновский «Что такое электрический ток?»

1


1


87

22.04.13

Н.Надеждина «Лук от семи недуг». Беседа «Как избежать поражения электрическим током»

1

88



89

25.04.13



26.04.13

А.Дитрих, Г. Юрмин «Какая книжка самая интересная?». Составление плана истории создания книги.


Внеклассное чтение

Казачьи байки

1



1

90-91

29.04.13

02.05.13

К.Паустовский «Великий сказочник»,

2


92-93

03.05.13

06.05.13

«Сказки Пушкина»

2

«Самого главного глазами не увидишь» Повесть-сказка

94-100








101

10.05.13

13.05.13

16.05.13

17.05.13

20.05.13

23.05.13

24.05.13



27.05.13

А.де Сент-Экзюпери «Маленький принц»








ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ

Даниил Хармс
Казачья смерть


7









1

Уметь воссоздавать в воображении образы и картины, соответствующие литературному источнику;

воспринимать произведения в соответствии с их видо - жанровыми характеристиками; характеризовать персонажи и их взаимоотношения в соответствии с авторским замыслом;

102

30.05.13.

Заключительный обобщающий библиотечный урок.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению3 класс УМК "ГАРМОНИЯ"

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса УМК "ГАРМОНИЯ" (134ч.)...

Рабочая программа по математике 3 класс УМК "Гармония"

Рабочая программа и подробное тематическое планирование по предмету "Математика " 3 класс УМК "Гармония"...

Рабочая программа по математике 3 класс УМК Гармония.doc

Рабочая программа по математике 3 класс УМК Гармония.doc...

Рабочая программа по математике. 1 класс. УМК "Гармония".

Рабочая программа по математике для 1 класса по УМК "Гармония"....

Рабочая программа, математика, 2-4 класс. УМК "Гармония"

Рабочая программа  по математике, 2-4 класс. УМК "Гармония"...

Рабочая программа по математике (3 класс, УМК "Гармония")

Рабочая программа содержит пояснительную записку и календарно-тематическое планирование на год....

Рабочая программа по математике. 2 класс. УМК "Гармония"

Рабочая учебная программа по математике для 2 класса. УМК "Гармония"....