Рабочая программа по литературному чтению
рабочая программа по чтению (3 класс) по теме

Тимонина Гульнара Ринатовна

Рабочая программа по литературному чтению по программе "Начальная школа 21 века", 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_progr.docx37.45 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа

Тимониной Г.Р.

учителя начальных классов

по предмету « Литературное чтение»  3А класс

Пояснительная записка.

Изучение литературного чтения в 3 классе направлено на:

  1. овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
  1. развитие художественно- творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении    художественных произведений, формирование эстетического отношения к искусству слова;
  2. развитие связной речи, обогащение словаря, развитие творческих способностей детей;
  3. воспитание интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников, формирование  представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважение к культуре многонациональной России.

Курс литературного чтения 3 класса содержит следующие разделы:

Устное народное творчество. Былины, загадки, пословицы, сказки, скороговорки.

Басни Эзопа и И.А.Крылова. "Лисица и виноград", "Петух и Жемчужное Зерно", "Волк и Ягненок".

Произведения А.С.Пушкина. "У лукоморья дуб зеленый..", "Бой Руслана с головой", "Сказка о царе Салтане..".

Произведения И.С.Тургенева. "Лес и степь ", "Перепелка".

Стихи Ф.И.Тютчева и А.А.Фета.

Произведения Л.Н.Толстого. "Два брата", "Лебеди","Зайцы", "Прыжок".

Произведения Н.А.Некрасова. "Крестьянские дети", "Мороз-воевода".

Произведения А.П.Чехова, сказки зарубежных писателей.

Стихи русских поэтов (Никитин, Суриков, Дрожжин").

Произведения Мамина-Сибиряка, Куприна, Паустовского, Маршака, Гайдара, Пришвина.

Произведения зарубежных писателей. Джек Лондон, Сетон-Томпсон.

В результате изучения литературного чтения ученик должен

 Знать:

· изученные литературные произведения, их авторов;

· элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);  

     уметь

· читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); · определять тему и главную мысль произведения;

· пересказывать текст (объем 1,5-2 с);

· делить текст на смысловые части, составлять его простой план;

· читать выразительно наизусть (по выбору);

· создавать небольшой устный текст на заданную тему;

· различать жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;

· приводить примеры художественных произведений разной тематики и разных авторов по изученному материалу;

· самостоятельно выбирать и читать книги;

· высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии); · определять содержание книги по заглавию, аннотации;

· находить в словаре значение неизвестного слова.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся, оканчивающих 3 класс.

Учащийся должен уметь:

-читать осознанно, правильно и выразительно текст вслух и про себя;

-знать наизусть 6-7 стихотворений и 2-3 отрывка из прозы;

-определять смысл событий и поступков героев; выражать свое отношение;

- пересказывать текст произведения;

- самостоятельно читать произведения и книги в соответствии с изучаемыми темами, писателями и жанрами;

- отбирать книгу для самостоятельного чтения;

- пользоваться справочной литературой.

Рабочая программа курса "Литературное чтение" разработана на основе авторской программы Л.А.Ефросининой , М., Вентана-Граф, 2005).

Программа рассчитана на 68 часов.

Программа обеспечена следующим методическим комплектом:

Ефросинина Л.А. Литературное чтение, учебник,м., Вентана- Граф, 2005

 Рабочие тетради, 2 тетради. Хрестоматия по литературному чтению, М., Вентана-Граф,  

Тематическое планирование

3 класс УМК «Начальная школа 21 века»

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Характеристика

деятельности

учащихся или

виды учебной деятельности

Виды контроля

Планируемые результаты

освоения материала

Дом.задание

Дата проведения

1

Устное народное ворчество.(11ч)

Былины «Добрыня и Змей», «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»

1

Урок изучающего мате-риала

Повторение жанров фолькло-ра. Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Определе-ние времени и места событий, выделение описания портрета героя

Знать:

- жанры произведений: малые фольклорные жанры, народная сказка, былина;особенности народной сказки (замедленность действий, повторы, наличие волшебных превращений; присказки, зачины и их варианты, идея победы добра над злом); различия жанров. Уметь:называть произведения и выделять их особенности; опре-делять тему и жанр произведе-ния, называть и сравнивать героев  (положительных и отрицательных); - делить текст на части, озаглавливать части, составлять словесный или картинный план и пересказы-вать по плану произведение или отдельные эпизоды; сравнивать сказки (былины) разных народов,по заданию находить в тексте с определенной целью отдельные отрывки, эпизоды, выражения, слова; характе-ризовать особенности речи ска-зителя; использовать при чте-нии средства выразительности: темп, пауза, интонация;

- работать с книгой: пользоваться выходными данными, оглавлени-ем

с.7-15, чтение

2

Былины «Илья Муромец и Соловей-разбойник», «Первый бой Ильи Муромца»

1

Урок изучающего чтения

Самостоятельное чтение или слушание произведения. Словарная работа. Осознание последовательности и смысла событий. Пересказ текста

С. 16-19

чтение

3

Былины «Алеша Попович и Тугарин Змеевич», «Алеша Попович

1

Урок изучающего чтения

С.20-23, чтение

4

Былины. «Вольга и Мигула»

1

Проверочный урок

Обобщение по теме; выставка книг, работа с книгой,  выпол-нение заданий в учебнике и тетради.

Доп.чтение, выполнение заданий

5

Малые формы фольклора: загад-ки, пословицы, скороговорки

Русская народная сказка «Самое дорогое»

1

Урок изучающего чтения

Загадки, виды загадок. Пословицы, темы пословиц, особенности построения. Общее поня-тие о скороговорках, особен-ности их построения и чтения. Сравнение пословиц, загадок и скороговорок. Упражнение в выразительном чтении

С.28-31, чтение,выполнение заданий

6

Русская сказка «Про ленивую и Радивую». Ненецкая сказка «Хозяин ветров

1

Урок изучаю

щего чтения

Самостоятельное чтение сказки. Определение жанра. Особенности народной сказки: замедленность действия за счет повторов, наличие волшебных превращений, идея победы добра над злом, определение главной мысли. Пересказ сказки

Вводный контроль техники чтения

Учебник,

С.31-38,

пересказ

7

"Царевич Нехитер-Немудер" русская народная сказка

1

Урок изучаю

щего чтения

Самостоятельное чтение или слушание сказки. Сравнение сказок разных народов: главная мысль, герои, события и их пос-ледовательность. Герои сказки: положительные и отрицатель-ные. Поиск в тексте слов и вы-ражений для характеристики героев

С.39-46, чтение,выполнение заданий

8

Эзоп «Лисица и виноград».  И.Крылов «Лиса и виноград»

1

Урок изучаю

щего чтения

Словарная работа. Выделение главной мысли басни (мораль). Работа над жанром. Сравнение жанров: сказка, басня. Отличие басни от сказки. Сравнение басен Эзопа и Крылова: персона-жи, форма (стихотворная или прозаическая). Работа с внутри-текстовой иллюстрацией.

Знать:литературоведческие понятия: басня, мораль; о стру-ктуре басни;о художественных особенностях басни.Уметь: пра-вильно называть басни из круга детского чтения;различать сказку и басню;сравнивать ге-роев басни;выделять особенности басен Эзопа и  Крылова;

С.49-50, выразительное чтение

9

Эзоп «Ворон и Лисица».

И.Крылов «Ворона и Лисица»

1

Урок изучаю

щего чтения

Формулирование личной оцен-ки героев басни. Упражнение в выразительном чтении (выбор темпа и тона, передача интонацией отношения к героям).  Выделение частей басни, главной мысли (морали). Выбор интонации для чтения диалога Волка и Ягненка. Упражнение в выразительном чтении

С.52, выразительное чтение

10

И. Крылов «Петух и Жемчужное Зерно», «Волк и Ягненок»

1

Урок изучаю

щего чте-ния

С.53, выр.чтение

11

Басни Эзопа, И. А. Крылова, А. Е. Измайлова

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Выстав-ка прочитанных книг. Работа с книгами басен. Конкурс чтецов

Тематический контроль

Дополнительное чтение

12-17

А.С.Пушкин «У лукоморья дуб зелёный…»"Бой Руслана с головой", "Сказка о царе Салтане", "Няне", "Зимний вечер", стихи

6

Урок изучаю

щего чте-ния

Слушание. Работа с текстом и текстовой иллюстрацией.Упраж-нения в выразительном чтении: определение задач чтениянаблю-дение за употреблением знаков препинания, выбор тона и темпа

Темати-ческий контроль

Знать: литературоведческие по-нятия,: литературная сказка, стих, рифма, ритм. Уметь: находить сходства и различия литературной и народной сказки:находить эпи-теты, устойчивые эпитеты и олицетворения

С.57-88 выр.чтение или выучить назусть (

по выбору)

18-21

И.С.Тургенев "Лес и степь", "Перепелка"

4

Урок изучаю

щего чте-ния

Самостоятельное чтение.Жанр:  рассказ-описание. Деление на смысловые части и составление плана. Аналитическое чтение каждой части: поиск описания кар-тин природы. Выявление роли автора. Высказывание своего от-ношения к прочитанному и выя-вление авторской точки зрения

Тематический контроль

Знать: понятия: описание,рассказ-описание, рассказ-повествование, сюжет, композиция. Уметь:участ-вовать в диалоге при обсуждении произведения выражать свое отношение к прочитанному; - понимать роль автора (автор-рассказчик, автор-герой);опре-делять свою точку зрения и понимать авторскую точку зрения;

- различать рассказ-описание и рассказ-повествование;перечи-тывать текст с целью переосмыслить и получить ответ

С.90-101, чтение, пересказ

22-23

Ф. Тютчев, «Есть в осени первоначальной», Майков А. «Осень», И.Бунин «Листопад»

2

Урок изучаю

щего чте-ния

Слушание. Словарная работа Определение темы чтения, содержание стихотворения (мысли и чувства поэта), упражнения в выразительном чтении

Конкурс чтецов

Уметь:- понимать содержание стихотворения (мысли и чувства поэта);самостоятельно готовить стихотворение для выразительного чтения (ставить задачу чтения, определять

С.102-107, выразительное чтение

24-28

Л. Толстой. Сказка «Два брата». Басня «Белка и волк», "Лебеди", "Прыжок","Как боролся русский богатырь"…

5

Урок изучаю

щего чте-ния

Слушание,определение жанра, темы, главной мысли произведения. Выражение личного отношения к героям произведения, аргументация позиции с привлечением текста произведения. Сравнение произведений И. С. Тургенева «Воробей» и Л. Н. Толстого «Лев и собачка и т.д.

Тематический контроль.

Самостоятельная работа

- различать художественные рассказы (повествование и опи-сание) и научно-познавательные рассказы; работать с научно-познавательным текстом (выде-лять факты и их описания);- назы-вать героев произведения, пони-мать их эмоционально-нравственные переживания; - понимать со-держание литературного произве-дения

С.109-115, чтение, пересказ, выполнение заданий в р.т.

29-31

Н.Некрасов "Крестьянские дети", "Мужичок с ноготок","Мороз-воевода"..

3

Урок изучаю

щего чте-ния

Слушание. Словарная работа. Определение темы чтения. Введение понятия «лирический герой», поиск слов, выражений, показывающих отношение

Тематический контроль

Знать:называть имя, отчество и фамилию поэта; называть произведения Н. А. Некрасова (в рам-ках программы);понятия «лирический герой», «сказочный» и «реальный». Уметь:находить справку о поэте в книгах-справочниках;

С.116-126, выраз.чтение,

Наизусть(по выбору)

32 - 35

А.П.Чехов "Белолобый","Ванька", «Спепь»

4

Урок изучаю

щего чте-ния

Введение в круг чтения произ-ведений А. П. Чехова. Слушание   Определение жанра рассказа, выборочное чтение (выбор описания в тексте), деление текста на части, составление плана. Самостоятельная подготовка выразительного чтения любой части. Обучение художествен-ному пересказу

Тематический контроль

Промежуточный контроль техники чтения

Уметь:называть имя, отчество писателя, сравнивать и различать рассказ-описание и рассказ-повествование,находить в тексте описания портрета героя, пейзажа, понимать главную мысль, заглавия, участвовать в диалоге при обсуждении произведения.

С.127-147, выразительное чтение

36

Ш.Перро "Подарки феи"

1

Урок изучаю

щего чте-ния

Слушание, выявление сходства сказок народов мира, отечест-венных и зарубежных писате-лей. Выделение главной мысли, комментирование заглавия. Ха-рактеристика героев, данная ав-тором. Деление текста на части, составление плана

- имена зарубежных писателей-сказочников и названия произве-дений (в рамках программы). Уметь:различать сказки народные  и литературные;определять героев положительных и отрицательных, определять отношение автора к героям и выражать свое отношение к

С.148-151,рассказ о фее по плану

37

Сказки Андерсена и бр. Гримм

1

Проверочный урок

Обобщение по разделу. Выставка книг, работа с книгой. Литературная игра

Тематический контроль

С.226-236,чтение,выполнение заданий

38

И.Никитин "Русь","Утро"

1

Урок изучаю

щего чте-ния

Слушание. Словарная работа. Определение темы и содержания стихотворения. Деление на час-ти, выразительное чтение подготовленной части Выразительное чтение стихотворения

Знать;имена русских поэтов и их произведения;понятия: тон,темп, ритм стихотворения. Уметь: выделять языковые средства художественной   выразительнос-ти;понимать содержание стихотворения,свои чувства через выразительное чтение

С.4-12,выразительное чтение

39

И. Суриков «Детство»

1

Урок изучающего чтения

Чтение и работа со справочной статьей об авторе. Слушание. Словарная работа, выявление главной мысли и содержания стихотворения. Деление на части по готовому плану, выделение описания картин, выразительное чтение по частям

Учебник, с. 9-12, выразительное чтение наизусть любой части

40

С. Дрожжин «Привет», «Зимний день»

1

Урок изучающего чтения

Объяснение заглавия стихот-ворения. Сравнение тем стихо-творений и их интонационных рисунков. Подготовка к выразительному чтению. Справка об авторе

с. 12-13, наизусть по выбо-РУ

41-44

Д. Мамин-Сибиряк «Приемыш»,«Умнее всех», «Постойко»

4

Урок изучающего чтения

Справка об авторе. Слушание. Словарная работа. Определение жанра. Обсуждение прослушан-ного, высказывание собственного мнения. Выделение глав-ной мысли, авторской позиции

Тематический контроль

Знать: фамилию, имя, отчество, литературный псевдоним автора; произведения Д. Н. Мамина-Сибиряка разных жанров. Уметь: работать с сюжетом и планом; пересказывать по плану подробно и кратко;рассказывать отдельные эпизоды с сохранением художественных особенностей текста; определять авторскую позицию

Учебник, с. 15-40, работа со сло-варем, пересказ

45-47

А. Куприн «Барбос и Жулька», «Собачье счастье»

3

Урок изучающего чтения

Проверочный урок

Введение в круг детского чте-ния произведения А. Куприна. Слушание. Выделение главной авторской мысли, отношение автора к героям. Высказывание собственного мнения о произве-дении.Деление на части, озагла-вливание. Работа над образами

Знать:произведенияА. И. Куп-рина разных жанров (в рамках программы Уметь: различать ос-новные жанры произведений А. И. Куприна и их темы;делить текст на смысловые части и сос-тавлять план, пересказывать подробно и кратко по плану

С.43-59, чтение, персказ, сочинение «Мой четвероногий друг»

48-49

Есенин. Стихи о Родине. Стихи о природе. «Бабушкины сказки»

2

Урок изучающего чтения

Слушание. Работа над содержанием стихотворения (мысли и чувства поэта). Упражнение в выразительном чтении.

Тематический контроль.

Знать:стихотворения С.Есенина, вошедшие в крут детского чтения; наизусть 2-3 стихотворения С. Есенина Уметь:определять тему и содержание стихотворения (мыс-ли и чувства автора);находить языковые средства художест-венной выразительности

с. 61-63, выучить наизусть стихотворение по выбору

50-55

К.Паустовский «Стальное колечко», «Заячьи лапы», «Кот-ворюга», «Какие бывают дожди»

6

Урок изучающего чтения

Работа с произведением: чте-ние, выявление главной мысли, деление на смысловые части, составление плана. Работа над жанром Составление отзыва о прочитанном произведении, сравнение рассказов

Тематический контроль

Знать произведения  К. Г. Паус-товского разных жанров (в рамках программы). Уметь:читать пра-вильно не менее 60 слов в минуту, различать художественные и научно познавательные рассказы;

- различать рассказ-повество-ание, рассказ-описание, юморис-тический рассказ; - выражать свою точку зрения о произве-дении, о героях и поступках

с. 66-85, чтение,пересказ, рисунок,рассказ от имени кота

56-57

С. Маршак «Урок родного языка», «Ландыш».

В. Субботин «С Маршаком»

2

Урок изучающего чтения

Слушание. Словарная работа. Работа над содержанием стихотворения. Упражнение в выразительном чтении

Тематический контроль

Знать: и называть произведения С. Я. Маршака.Уметь:понимать содержание стихотворения (мыс-ли и чувства поэта); выразительно читать стихотворение (передавать при помощи интонации свое от-ношение к персонажам);давать оценку своему чтению

Учебник, с. 88, наизусть

58-59

Л. Пантелеев «Честное слово», «Камилл и учитель»

2

Урок изучающего чтения

Слушание. Определение главной мысли произведения. Работа над образом героя. Деление тек-та на части, знакомство с жанром: исторический рассказ. Ра-бота с сюжетным треугольником

Тематический контроль

Знать: рассказы Л. Пантелеева (в рамках программы); понятия «автор-рассказчик», «автор - герой произведения», «фантастический рассказ», «исторический рассказ».

с. 91-98, рассказ о герое

60-61

С. Михалков «Аркадий Гайдар». А. Гайдар «Горячий камень»

2

Урок изучающего чтения

Чтение. Справка об авторе. Ра-ота с сюжетом рассказа по сю-жетно-композиционному треуго-льнику: деление на части, чте-ние по частям, составление пла-на. Работа над образом Ивашки: выборочное чтение слов, показывающих отношение

Тематический контроль

Знать:произведения А. П. Гай-дара, вошедшие в круг детского чтения .Уметь: работать с сюжетом и планом;определять авторскую точку зрения и выражать свое отношение к произведению и героям произведения;

Учебник, с. 104-110, краткий пересказ по плану

62-63

М. Пришвин «Двойной след», «Жаркий след»

2

Урок изучающего чтения

Работа над жанром: художе-ственый рассказ,выделение главной мысли,описание героев, ответы на вопросы по содер-жанию, чтение по частям

Тематический контроль

Знать произведения Пришвина, разных жанров.Уметь: различать стили рассказов, находить в тек-сте описания картин природы,определять главную мысль. Уметь представить книгу.

С.121-129. выр.чтение,пересказ

64-65

Дж. Лондон «Волк»

2

Урок изучающего чтения

Ознакомительное чтение. Беседа по прочитанному. Работа над сюжетом, образом волка. Аналитическое чтение(поиск и чтение описаний). Сравнение (схожесть главной мысли, сюжета, темы произведений Дж. Лондона, А. Чехова, А. Куприна

Тематический контроль

Знать: произведения зарубежных писателей (Дж. Лондона, Э. Сето-на-Томпсона, Дж. Чиарди).Уметь:  называть произведения зарубежных писателей из круга детского чтения; выделять эпизоды опии-саний героев и их поступков, составлять план); - правильно, бегло и осознанно читать

с. 133-148, выразительное чтение эпизода «Решение волка

66-67

Э. Сетон-Томпсон «Чинк»

2

Урок изучающего чтения

Слушание. Чтение по частям И озаглавливание. Выделение описания Чинка (внешний вид, его повадки, характер

- сравнивать (находить схожесть главных мыслей, сюжетов, тем) произведения зарубежных и оте-чественных писателей;работать с текстом произведения (делить на смысловые части;

с. 149-157, составление плана

68

Произведения зарубежных писателей

1

Урок изучающего чтения

Сравнение стихотворений Дж. Чиарди с басней Крылова «Стрекоза и Муравей». Обобщение по разделу. Работа с книгами зарубежных писателей

Тематический контроль

- уметь представить книгу (правильно назвать, опираясь на данные титульного листа, фамилию автора, художника, жанр, год издания, кратко передать суть прочитанного, писать отзыв о прочитанной книге

Чтение книг из рекомендованного списка «Летнее чтение»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по литературному чтению для начальной школы, составленная на основе программы «Литературное чтение» Климановой Л.Ф., Горецкого В.Г., Головановой М.В.

Модифицированная рабочая программа по литературному чтению для начальной школы МБОУ СОШ № 8 городского округа Самара имени Героя Советского Союза Козлова Николая Андреевича составлена в соответствии с...

Рабочая программа по литературному чтению УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»

Рабочая программа по литературному чтению  УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Ефросининой Л.А. «Литературное чтение»...

Рабочая программа по литературному чтению (азбука+ литературное чтение). 1 класс.

рабочая программа в соответствии со ФГОС "Школа России"...

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику "Литературное чтение.В одном счастливом детстве" Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, -

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса по программе "Школа 2100 " соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса авторская программа Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого «Литературное чтение» и основной образовательной программы начального общего образования МБОУ лицея №3 на 2015-2016 уч. г.

Рабочая программа по литературному чтению для 3 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.   Концепции духовно-нравс...