А.С. Пушкин "Зимний вечер"
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему

А.С. Пушкин "Зимний вечер"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_literaturnomu_chteniyu_v_3.docx22.08 КБ

Предварительный просмотр:


Конспект урока по литературному чтению в 3-м классе. А.С. Пушкин. "Зимний вечер"

Храмова Е.Ю.учитель начальных классов

Цели:

  1. продолжить знакомить учащихся с творчеством А.С.Пушкина.
  2. прививать детям любовь к поэзии
  3. развивать навыки выразительного чтения, анализа и сравнения
  4. учить понимать смысл стихотворения и настроение лирического героя

Оборудование:

  1. портрет А.С.Пушкина . Художник В. А Тропинин
  2.  портрет Арины Родионовны Я.П.Серяков
  3.  картина художника Н.В.Ильина.
  4.  рисунки ребят.
  5.  толковые словари.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель.

С добрым утром. Начат день,
Первым делом гоним лень. 
На уроке не зевать,
А работать и читать.

II. Проверка домашнего задания.

1. За окном еще осень, а у нас в классе морозное солнечное утро, сверкающий на солнце снежный ковер, ясное голубое небо. Все это благодаря вашим рисункам, которые вы нарисовали дома.

- Обратимся теперь к стихам А.С.Пушкина, чтобы продлить приподнятое, восторженное настроение.

2.Учащиеся рассказывают наизусть стихотворение «Зимнее утро», которые они выучили дома.

III. Изучение нового материала.

1. Учитель. Сегодня мы познакомимся с еще одним стихотворением Пушкина. Называется оно «Зимний вечер». Это одно из самых грустных стихотворений Пушкина.

Его А.С.Пушкин написал в ссылке, в селе Михайловском, где находился 2 года, не имея права выезжать(1824-1826гг,)

Надежда на освобождение была потеряна; план побега за границу не удался, поэт серьезно поссорился с отцом, после чего вся семья Пушкина уехала в Петербург, оставив его одного. В это тяжкое время с ним была единственная близкая, любящая душа- Арина Родионовна, няня поэта. К ней, своей «доброй подружке», и обращается Пушкин в стихотворении «Зимний вечер».

2. Учитель выразительно читает стихотворение.

3. Выявление первоначального восприятия стихотворения:

-Понравилось вам стихотворение?

-Какие чувства вызвало у вас?

-Какую картину вы представили?

-Какие слова вам не понятны?

4. Словарно- лексическая работа: Какие слова были непонятны в тексте?

Веретено - ручное прядильное орудие в виде деревянной палочки с заостренным концом.

Кроет- покрывает.

Лачужка - небольшая, старенькая избушка.

Обветшалая кровля - старая разрушающаяся крыша.

IV. Физкультминутка.

Мы немного отдохнем.
Встанем, глубоко вздохнем. 
Дети по лесу гуляли, 
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете-
Стали карликами дети.
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем,
Ногами топаем!
Хорошо мы погуляли 
И немножечко устали!

5. Беседа по содержанию стихотворения.

1) Какое настроение у героя-рассказчика?

2) В этом стихотворении нашли отражение обстоятельства жизни самого поэта. В таких случаях говорят, что стихотворение носит автобиографический характер. О каком своем герое говорит поэт?

3) Что усугубляет печаль героя стихотворения?

6. Обучение выразительному чтению.

- Давайте в каждой строчке выделим наиболее важное на ваш взгляд, слово и выделим его голосом при чтении, т. е. расставим логические ударения.

7. Продолжение беседы по содержанию стихотворения.

4) Перечитайте стихотворение выразительно самостоятельно, и скажите, какие строки позволяют услышать порывы ветра:

Буря мглОЮ небо крОет,
Вихри снежные крутя, 
ТО, как зверь она завОЕт,
ТО заплАчет , как дитЯ.

Как уныло и страшно в этих строчках звуки У,ОЙУ,ОЙЕ,О,А! Создается образ бушующей вьюги, бури.

То по кровле обветШалой
Вдруг Соломой ЗаШумит, 
То, как путник ЗапоЗдалый, 
К нам в окоШко поСтуЧит.

Эти строки позволяют услышать шуршание соломы, шум за окном.

5) Кто понимает и утешает одинокого поэта?

6) Какими словами он называет ее?

Выпьем, добрая подружка
Бедной юности моей, 
Выпьем с горя, где же кружка? 
Сердцу будем веселей.

Поэт одинок в деревне, поэтому и говорит о бедной юности своей. Нянина забота, нянины песни и сказки скрашивали жизнь поэта.

С нежностью называет он няню доброй подружкой, будучи уверенным, что она способна разделить его чувства. Грустное настроение помогают передать такие слова: мглою кроет, завоет, заплачет , обветшалая кровля, ветхая, печальна, темна, утомлена, горе.

7) Какие строки в стихотворении напоминают народную песню?

8) Как вам кажется , для чего он это сделал?

Спой мне песню, как синица
Тихо за морем жила, 
Спой мне песню, как девица
За водой поутру шла.

Читая эти строки, поневоле вспоминаешь народную песню, в которой « по улице мостовой шла девица за водой». Видимо, эту или подобную песню певала Арина Родионовна, няня Пушкина, воспетая поэтом в стихотворении «Зимний вечер». Нянино пение делало жизнь более уютной даже тогда, когда за окном выла и плакала буря. Хочется сказать спасибо русской крестьянке Арине Родионовне за то , что она умела понять и утешить опального Пушкина.

5. Выразительное чтение стихотворения учащимися.

V. Итог урока.

Учитель. В стихотворении « Зимний вечер» поэт подчеркивает поэзию обычной жизни. Для него поэтична обычная северная природа, поэтичен крестьянский быт, его привлекают народное творчество, речь простого народа. Поэтому и в стихотворении «Зимний вечер» поэт употребляет простонародные слова и выражения.

-Сравнить два стихотворения «Зимнее утро» и «Зимний вечер»(тему, идею, настроение, героев)

-Определите, из какого из двух стихотворений эти слова:

  1. Вчр (вечор и вечер - оба стихотворения)
  2. Кблк (кобылка - первое стихотворение)
  3. Крвл (кровля - второе стихотворение)
  4. Бр (буря, бурая - оба стихотворения)
  5. Птнк (путник - второе стихотворение)
  6. Птн (пятно- первое стихотворение)

Услышим скоро мы звонок,
Пора заканчивать урок. 
Сегодня на уроке хорошо работали…

VI. Домашнее задание.

Нарисовать иллюстрацию к стихотворению «Зимний вечер».

Выучить стихотворение по желанию.

Спасибо! Урок закончен!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий выпускного вечера в начальной школе

В сценарии выпускного вечера много переделанных песен на известные мелодии....

Сценарий выпускного вечера в 4 классе

Сценарий выпускного вечера с Новыми Русскими Бабками....

Семейный вечер «Когда семья вместе, и сердце на месте»

Семейный вечер «Когда семья вместе, и сердце на месте» способствует укреплению семейных отношений, коллективных и классных отношений среди детей и между родителями учащихся класса....

Сценарий выпускного вечера

Сценарий торжественной части выпускного в 4 классе...

Вечер встречи с выпускниками

ко дню родной школы...

Технологическая карта урока литературного чтения «А.С Пушкин. Зимний вечер. Картины зимней природы. Настроение стихотворения. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера» (УМК «Перспектива», 3 класс).

Цель урока: формирование читательской компетентности в процессе изучения стихотворения А.С. Пушкина «Зимний вечер» Задачи урока:Дидактические:1. Познакомиться со стихотворением «...

Урок по литературному чтению. 3 класс. А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера.

Урок по литературному чтению. 3 класс.  А.С. Пушкин «Зимний вечер». Картины зимней природы. Сравнение картин зимнего утра и зимнего вечера....