Развивающая игра по сказке Л. Гераскиной (для учащихся 3-4 классов)
методическая разработка по чтению (4 класс) по теме

Разработка урока внеклассного чтения и презентация к нему по книге Л.Гераскиной "В стране невыученных уроков"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l._geraskina.docx33.16 КБ
Файл liya_geraskina.pptx385.21 КБ

Предварительный просмотр:

В СТРАНЕ НЕВЫУЧЕННЫХ УРОКОВ

Развивающая игра по сказке Л. Гераскиной
(для учащихся 3-4 классов)

Ведущий: Сегодня мы будем говорить о лени, невнимательности и невежестве, которые могут принести человеку большие неприятности, и поставить его на грань жизни и смерти. Но всего этого можно избежать, если будешь хорошо учиться, много читать, правильно и своевременно делать уроки, и бережно обращаться с книгами.
Чтобы у вас все было хорошо, и вы бы не попали, как Витя Перестукин из сказки Гераскиной Л.                «В стране невыученных уроков, в неприятную ситуацию, мы расскажем вам о его злоключениях и бедах, и из этого вы сделаете соответствующие выводы.
Предлагаем вам побыть в «шкуре» Вити и совершить опасное, трудное и сложное путешествие в Страну невыученных уроков, из которой выберутся немногие, потому что суть нашей игры заключается в том, что часть из вас не знает содержания книги и им будет очень трудно выполнять задания, поставленные перед ними.
И так, давайте начнём  наше путешествие.

1 ТУР. Разминка.

1. Сколько двоек получил Виктор Перестукин. (пять)

2. Как звали девочку, у которой одна косичка была распущена, а другая перевязана красной ленточкой? (Люся Карандашкина)

3. Кто из одноклассников предлагал оказать помощь Вите и его подружке?

(Катя Пятеркина и Женчик)

4. У кого из героев повести были злые красные глазки? (у Запятой)

5. Что ответил Виктор знакам препинания на вопрос: «Как ты учишься?»  (как все)

6. Витя Перестукин заявил, что отметки него разные. Какие же отметки стояли в его тетради? (двойки и единицы)

Ведущий: Теперь пора отправляться, как сказали Вите учебники, в очень опасное путешествие, конечной целью которого будет удачное возвращение из Страны невыученных уроков, из которой пока вы вместе с Витей не выполните правильно все уроки, выбраться не сможете.
Надеяться вам придется только на себя, на свои силы и знания.


Условия: За правильный ответ вы получаете плюс, а за отрицательный - минус.                           Результаты будут заноситься в дневник.
Так как у Вити были кое-какие помощники, то мы вам тоже даем
в сопровождение кота Кузю и Учебник географии. Советом кота вы имеете право воспользоваться 2 раза,                                                   а помощью учебника всего 1 раз.
В любой сказке герою выделяется какой-нибудь предмет, который показывает ему дорогу. В русских народных сказках это обычно клубок, но можно воспользоваться чем-нибудь другим, например, глобусом, он тоже круглый ( показать глобус), учебник Географии против, «это великое наглядное пособие» и
мы воспользуемся обычным футбольным мячом, тем более, что футбол любимая Витина игра, да и его кот Кузя очень любит наблюдать за игрой, сидя на подоконнике.


А сейчас повторяйте слова заклинания-клятвы:

Ты лети, футбольный мяч,
Не вприпрыжку и не вскачь,
Не сбивайся на пути,
Прямо в ту страну лети,
Где живут ошибки Вити,
Чтобы он среди событий,
Полных страха и тревог,
Сам себе помочь бы смог.

Пролетев большое, неизвестное никому расстояние, мы вместе с Витей и его котом Кузей попали в неизвестную страну, и, пройдя немного, очутились в царстве Глагола.

2 ТУР. Царство Глагола

Высокий, непреступный забор окружает Царство Глагола Повелительного наклонения. Чтобы тебе открыли ворота, а потом ты удачно выбрался оттуда, нужно выполнить несколько заданий по русскому языку. (Задания выполнены на карточках с пропуском букв, которые должны вписать участники)

1) Правильно поставьте буквы в конце данных слов:
замочек, ключик, молоточек, зайчик, ларчик, кусочек, комочек

2) Какие знаки препинания вы знаете?
(точка, запятая, скобки, точка с запятой, двоеточие, тире)

3) Правильно впишите безударные гласные в словах: собака, ворона, корова, сорока, молоко

Условие: если кто-то за это задание получит «2», то их  дальше не пускает собака и команда в  этом  туре больше не отвечает на вопросы.

4) Вписать пропущенные буквы, если они нужны : солнце, чувство, лестница

5) Если вы проголодались, как Витя и Кузя на этом этапе пути, то можете перекусить, но с одним условием, что вы напишете съедобный словарный диктант.

Хлеб, батон, колбаса, сосиски, антрекот, котлета
Условие: Если будет хоть одна ошибка в диктанте, то вы получаете в качестве еды – лук.

6) За незнание правил русского языка, за ошибки и лень Вите был вынесен приговор.

Приговор по делу невежды Виктора  Перестукина

Казнить нельзя помиловать

Задание: Нужно правильно поставить запятую, чтобы смысл предложения поменялся в пользу Вити.

Условие: если задание выполнено неправильно, то команде – минус 2 балла.

Итог: в дневнике ставится оценка по русскому языку всей  команде.

ЛИТЕРАТУРНАЯ  КАРУСЕЛЬ.

1. Почему Виктор не смог скрыть от мамы свои двойки?                                                                                                          (все мысли Вити мама читала по глазам)

2. Что  такое  несчастье  в  понятии  Вити  Перестукина?                                                                                          (когда человека заставляют делать силой все то. что ему не хочется)

3. Расскажите о конфликте Виктора со своими учебниками. Куда привел Виктора этот конфликт? (учебники надоели Вите, он их сбросил со стола. Они ожили и отправили Виктора в страну невыученных уроков)

4. За что хотела казнить Витю Перестукина запятая?                                                                                                      (за невежество, лень, незнание родного языка)

5. Что за странные знаки встретили Витю и Кузю у ворот замка?                                                                                               (вопросительный и восклицательный знаки)

3 ТУР. Лесное ориентирование.

Этот сухой безжизненный лес получился от того, что на уроке географии Витя заявил, что вода, испаряясь с поверхности рек, озер и водоемов, исчезает бесследно.
И теперь, чтобы не заблудиться в этом лесу, нужно правильно ответить на следующие вопросы:

1. Какое вьючное животное Витя и Кузя встретили в этом лесу? ( верблюд)
2. В кого неожиданно превратилось одно из сухих деревьев? ( в Старуху Засуху)
3. Какое бедное
животное бродило по лесу, изнывая от жары? ( Белый медведь)
4
. Какую часть света искал белый медведь, но никак не мог ее найти? ( север)
5.
Что нужно было вспомнить Вите, чтобы в Сухом лесу пошел дождь? ( как совершается круговорот воды в природе)
6.
Какую по счету двойку получил за эту тему Витя? ( пятую)
7.
Что произошло в лесу, когда Витя правильно ответил на все вопросы?                                   ( пошел дождь)
8.
Кого спас от жажды и засухи Витя? ( животных)
9. Какую
неприятность можно ожидать от верблюда? ( он может плюнуть)

Итог: Кто правильно ответил на все вопросы, тот идет дальше и получает в дневник положительную оценку.

ЛИТЕРАТУРНАЯ  КАРУСЕЛЬ.

6.  Кто сопровождал Витю в путешествии по стране невыученных уроков? (кот Кузя)

7.  Кто из знаков препинания злился на Витю больше всего? (Запятая)

8.  Кто из героев книги был очень доволен ошибками Виктора Перестукина? (Засуха и Кенгуру)

9.  За что злился на Виктора белый медведь? (он не мое найти север, Виктор по ошибке поместил его на юг)

10.  Почему корова хотела съесть кота Кузю? (Виктор назвал ее не травоядной, а плотоядной)

4 ТУР. Царство математики.

Ужасно устав после долгого пути и испытывая страшную жажду Витя и Кузя дошли до неизвестного города. Это был очень странный город с круглыми, квадратными и прямоугольными домами. Увидев продавцов газированной воды, наши друзья кинулись к ним, но те объяснили, что воду продают за правильные ответы по математике:

1. Что было нарисовано на шапочках у продавцов газированной воды в городе Математики? ( плюс и минус)
2. Сколько землекопов, по мнению Вити, копало траншею в одной из решенных Витей задач? ( полтора землекопа)
3. Какой пример задали продавцы Вите, а он неправильно на него ответил?
( 8 на 9 равно 72, а не 76)
4. Какой единственный пример знал Витя из таблицы умножения? ( 2 на 2 равно 4)
5. Сколько стаканов воды удалось выпить Вите? ( Один стакан)
6. Почему посадили под арест портного из этого города, так как Витя неправильно решил про него задачу
? ( портного обвинили в том, что он украл материю, предназначенную для пошивки костюмов)
7. Ответьте, сколько костюмов можно сшить из 28 метров ткани, если на один костюм идет 3 метра? ( 9 костюмов)                                                                                             8.Вспомните, с какой скоростью мотался по городу велосипедист из задачи, решенной Витей? ( 100 км в час)
9 Восстановите справедливость и скажите, сколько часов потребуется брату и сестре, чтобы пройти 12 км со скоростью 3км в час навстречу друг другу?
( 2 часа, а не 60лет)

Итог: Все, кто правильно решил задачи, получает в дневник оценку по математике.

ЛИТЕРАТУРНАЯ  КАРУСЕЛЬ.

11. Кто помог выбраться Вите и Кузе из страны невыученных уроков? (География)

12. Какой совет дал Восклицательный знак Перестукину? (рассуждать!)

13. Почему Витя и Кузя не смогли съесть что-нибудь вкусненькое? Что им пришлось жевать?

(Виктор не смог правильно написать слова «колбаса», «хлеб». Верно написал только слова «лук». Лук им и пришлось жевать

14. Почему Витя не смог напиться воды, когда вошел в странный город, где были круглые, квадратные и прямоугольные дома? Кто продавал газированную воду?

(не знал таблицу умножения. Знаки плюс и минус продавали воду)

15. Какие предметы любил Витя и какие терпеть не могла мама? Виктор хранил эти предметы на своем столе и любил больше своих учебников. (гвозди)

5 ТУР. Удивительный лес.

1 Какие деревья увидел Витя в этом лесу?
(хлебное дерево, железное дерево, чудо-дерево)
2 Какими плодами с одного из деревьев полакомился Витя и его кот Кузя?
( булками с хлебного дерева)
3. Вспомните, к какому типу животных относится корова, повстречавшаяся Вите в этом лесу?  (травоядная, плотоядная, всеядная, плодоядная)
4.Какая удивительная птица прилетела на дерево? ( птица –кенгуру)
5. Перечислите животных, собравшихся с претензиями к Вите, под деревом?
( кенгуру, белый медведь, корова)
6. Что должен был сделать Витя, чтобы животные оставили его в покое?
( правильно определить их место в природе)
Правильный ответ оценивается тем, что возвращается отобранный ранее кот.
Итог: в дневнике ставится оценка.

ЛИТЕРАТУРНАЯ  КАРУСЕЛЬ.

16. По какому поводу Витя, Кузя и Верблюд пели такую песенку?

Дождик, дождик, шибче лей-ка!

Гибни, Засуха-злодейка!

Будет дождик долго лить,

Будут звери много пить.

(пели песенку, когда Витя правильно ответил на вопрос о круговороте воды в природе и засуха в стране невыученных уроков закончилась)

17. Какую задачу не могла решить даже Люськина бабушка («хотя она самая способная к арифметике из всех бабушек класса»)? землекопах)

18. Кто «по милости» Вити Перестукина оказался в тюрьме?  (портной)

19. Кому не смог помочь Витя в стране невыученных уроков? (велосипедисту)

20. Почему двойки были так заметны в дневнике? Витя мечтал, чтобы учителя додумались сделать так, чтобы двойки в дневнике не выделялись. Что хотел он посоветовать по этому поводу? (ставить в дневнике пятерки красными чернилами, а двойки — черными, чтобы их было не так заметно)

6 ТУР. Царство истории.

С великим трудом Витя и Кузя избавились от животных, которые хотели их съесть, но попали в новую опасную ловушку. Витя был схвачен и увезен во дворец к царю.
1. Догадайтесь, какие необычные предметы и вещи увидел он во дворце?
(Автомобиль, телефон)
2. В правление какого царя попал  Витя? (Иван Грозный)
3. Назовите храм, который удалось увидеть Вите?
(храм Василия Блаженного)
4. Как звали старшего сына Ивана Грозного? ( Иван)
5. Как звали младшего сына Ивана Грозного?
(Федор)
6. С кем не мог вести войну Иван Грозный в те времена? (с Наполеоном)
7. Когда началась война России с Наполеоном? ( 1812)
8. Как назывались верные, очень жестокие слуги Ивана Грозного?
(опричники)
9. Какая страшная казнь грозила Вите, если он неправильно ответит на исторические вопросы?
(дыба)
10. Какой странный по тем временам прибор стоял на столе у дежурного опричника?
(9 телефон)
Итог: проставление оценок в дневнике по истории.

ЛИТЕРАТУРНАЯ  КАРУСЕЛЬ.

Кто сочинил эти стихи:

а) Нам учиться целый день
Лень, лень, лень.
Надоело!

Нам бы бегать и играть,

Мяч бы по полю гонять -Это дело! (мальчишки из класса Вити)

б) Я ненавижу воду,
Дождей я не терплю.
Засохшую природу
Я до смерти люблю.
(Засуха)

в) В работе, в жизни и труде
Желаем мы тебе удачи!
Учись всегда, учись везде

И правильно решай задачи. (землекопы)

г) Мы теперь уже седые,
Мы ребята молодые,
Мы теперь не старики,
Мы опять ученики.
(брат и сестра, вышедшие из двух сел навстречу друг другу)

д) Такое счастье сниться
Нам может лишь во сне:
Внезапно стала птицей,
Летать приятно мне.
(Кенгуру)

е) Идешь по стране ты безлюдной
И сам себе песню поешь.
Дорога не кажется трудной,
Когда вместе с другом идешь.
И то, что он друг, ты не знаешь,
И с ним ты не хочешь дружить.
Но только его потеряешь -
Как грустно становится жить.
(Витя о Кузе)

7 ТУР. Царство географии.
Наконец-то бедный, страшно напуганный Витя выбрался из Царства истории и пошел дальше. Он искал своего верного друга Кузю и когда нашел, оказалось, что Кузя в беде и просит у него помощи. Это произошло по вине Вити, так как он опять перепутал все на свете.
1. Дорога привела Витю к подножью двух гор. Каких?
(Жаркой и Холодной)
2. Кого увидел Витя у подножья Холодной горы? ( обезьяну и негритенка)
3. А кого повстречал он на Жаркой горе? ( чукчу)
4. Что нужно было вспомнить Вите из географических понятий, чтобы все вернулись домой?
(географические пояса)
5.  Кто пришел на помощь Вите в трудную минуту?
( география)
6. Что искал белый медведь в жарком климате Африки? (север)
7. Какой прибор безошибочно определяет северное направление?
( компас)

КОНКУРС КАПИТАНОВ

Чей это портрет? Узнай героя повести по его описанию.

1. Она моя соседка два раза: живет в одном доме со мною, а в классе сидит позади меня. Нигде от нее покоя нет : ни в школе, ни дома. (Люся Карандашкина)

2. Он очень меня любит и ласкается совсем не потому, что ждет от меня что-то вкусненькое… знает, что я пришел из школы, а не из магазина, значит, ничего, кроме плохих отметок, принести не мог.                            ( кот Кузя)

3. …заговорил репродуктор. Но чей голос я услышал? Мало мне в школе надоел ее голос. Она по радио давала советы, как надо готовиться к экзаменам, рассказывала, как это делает наша лучшая ученица Катя Пятеркина.(голос Зои Филипповны)

4. В глубине зала на высоком стуле сидит старик с белыми волосами и белой бородой. Если бы он держал в руках маленькую елочку, его можно было принять за Деда Мороза. Белый плащ старика был расшит блестящим черным шелком. Когда я хорошенько рассмотрел плащ, то увидел, что он весь расшит знаками препинания. (Глагол Повелительного Наклонения)

5. У нее были выпученные круглые глаза и толстые косы. Этими косами она гордилась так, как будто их выдали ей за хорошую успеваемость и отличное поведение. Говорила медленно, нараспев, все делала с толком и никуда не спешила. (Катя Пятеркина)

6. Я заметил каких-то странных человечков. На них были балахоны из покрытой кляксами мятой бумаги. У одного на груди чернело очень знакомое пятно с ручками и ножками, и рожками. Человечки молча стояли вокруг меня и сердито на меня смотрели. (учебники)

7. По обеим сторонам входа стояли два странных человека. Один согнулся так, что казалось, будто он разглядывает свои колени, а другой был прям, как палка.                                                                  (Вопросительный и восклицательный знаки)

8. Возле старика вертелась сгорбленная старушка со злыми красными глазками. Она что-то шептала ему на ухо и показывала на меня рукой. Старуха нам не понравилась сразу.  (Запятая)

9. …рядом со мной что-то сильно затрещало. Скрюченное дерево распрямило сухие ветки и превратилось в сморщенную худую старуху в рваном платье. В ее спутанных волосах застряли сухие листья. (Засуха)

Заключение.

1. Как звали кошку Люси Карандашкиной? (Топси)

2. Кто повесил кота Кузю в мешке на дерево? (гонщик)

3. Как фамилия учительницы Зои Филипповны? (Краснова)

4. Кто всегда находился рядом с Катей Пятеркиной и повторял ее слова? (Женчик)

5. Почему Вите захотелось отправиться в страну невыученных уроков?

(чтобы испытать трудности и воспитать характер)


 Какой вывод сделал для себя Витя, когда приключения закончились?
(надо учить уроки, и тогда никогда с тобой не произойдет таких неприятных ситуаций)
Изменилось ли отношение Вити к учебе? (да, он стал хорошо учиться)
В какой класс успешно перешел Витя?
(в пятый класс)

Вывод: Если вы будете хорошо учиться, то жить станет интересно, и никакие трудности и опасности будут вам нестрашны. Вы никогда не узнаете, что такое Страна невыученных уроков.

Подведение итогов. Награждение победителей.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сказочная игра – путешествие по книге Л. Гераскиной . Проведена в 2012 году. 4 – А класс.

Слайд 2

Биография. Лия Борисовна Гераскина родилась 3(16) октября 1910 года в Новороссийске. Детство и юность провела в Краснодаре, где окончила среднюю школу. С детства писала стихи, в стихах написала свое сочинение на выпускном экзамене. Работала с шестнадцати лет — преподавала в школе для взрослых, разносила почту. Во время войны продолжилась её журналистская работа. В 1947 году на сцене красноярского драмтеатра была поставлена первая пьеса Лии Гераскиной — сказка « Хрустальд и Катринка ». П исательница стала работать в жанре «школьной пьесы» и переехала в Москву. С 1950 года Гераскина — член Союза писателей СССР. Её пьесы ставят театры . Наибольшую популярность получила пьеса «Аттестат зрелости» (1949), экранизированная в 1954 году. В 60-70-е годы Лия Борисовна выступает в различных драматургических жанрах. Так для детского театра она написала пьесу « Джельсомино в стране лжецов» по мотивам сказки Джанни Родари . Тогда же публикуется её знаменитая сказка «В стране невыученных уроков», по мотивам которой в 1969 году выходит не менее знаменитый мультфильм режиссёра Юрия Прыткова .

Слайд 3

Книги для детей Л. Гераскиной .

Слайд 4

Лия Гераскина Игра – путешествие по сказочной повести

Слайд 5

Условия игры: А сейчас повторяйте слова заклинания-клятвы: Ты лети, футбольный мяч, Не вприпрыжку и не вскачь, Не сбивайся на пути, Прямо в ту страну лети, Где живут ошибки Вити, Чтобы он среди событий, Полных страха и тревог, Сам себе помочь бы смог. за правильный ответ вы получаете плюс , а за отрицательный - минус . Результаты будут заноситься в дневник . Сопровождает нас кот Кузя и Учебник географии . Советом кота вы имеете право воспользоваться 2 раза , а помощью учебника всего 1 раз Дорогу нам показывает футбольный мяч

Слайд 6

1 ТУР. РАЗМИНКА . 1. пять 2. Люся Карандашкина 3. Катя Пятеркина и Женчик 4. у запятой 5. как все 6 . двойки и единицы

Слайд 7

2 ТУР. Царство Глагола замоч е к, ключ и к, молоточ е к, зайч и к, ларч и к, кусоч е к, комоч е к точка , запятая, скобки, точка с запятой, двоеточие, тире с о бака, в о рона, к о рова, с о рока , м о л о ко со Л нце , чу в ство, лес т ница х ле б , б а тон, к о лбаса, с о сиски , а н т р е ко т , к о тлета

Слайд 8

Приговор по делу невежды Виктора Перестукина За незнание правил русского языка , за ошибки и лень Вите был вынесен приговор . Казнить нельзя, помиловать!

Слайд 9

3 ТУР. Лесное ориентирование. верблюд в Старуху Засуху белый медведь север круговорот воды в природе пятую пошел дождь животных он может плюнуть

Слайд 10

4 ТУР. Царство математики. плюс и минус полтора землекопа 8 на 9 равно 72, а не 76 2 на 2 равно 4 один стакан портного обвинили в том , что он украл материю, предназначенную для пошивки костюмов 9 костюмов 100 км в час 2 часа, а не 60лет

Слайд 11

5 ТУР. Удивительный лес. хлебное дерево, железное дерево, чудо-дерево булками с хлебного дерева травоядная , плотоядная , всеядная , плодоядная птица – кенгуру кенгуру, белый медведь, корова правильно определить их место в природе

Слайд 12

6 ТУР. Царство истории . автомобиль , телефон Иван Грозный храм Василия Блаженного Иван Федор с Наполеоном 1812 о причники д ыба 9 телефОН

Слайд 13

7 ТУР. Царство географии. Жаркой И Холодной обезьяну и негритенка ч укчу географические пояса г еография с евер компас

Слайд 14

Заключение . Какой вывод сделал для себя Витя, когда приключения закончились? (надо учить уроки, и тогда никогда с тобой не произойдет таких неприятных ситуаций ) Изменилось ли отношение Вити к учебе? ( да, он стал хорошо учиться ) В какой класс успешно перешел Витя? ( в пятый класс)

Слайд 15

Делаем вывод Если вы будете хорошо учиться , то жить станет интересно , и никакие трудности и опасности будут вам нестрашны . Вы никогда не узнаете , что такое Страна невыученных уроков .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Организация коррекционно-развивающей работы и её роль в усвоении учащимися 1 «г» класса программного материала»

Коррекционная работа с учащимися, на мой взгляд – трудоемкое но, в конце концов, результативное занятие. Эта работа опирается на дифференци...

Познавательно - развлекательная игра на тему "Наше здоровье" для учащихся 2-3 классов

Данная игра - викторина составлена на основе увлекательной телевизионной игры "Вопрос на засыпку"....

Использование игрового набора «Стигисы –сказки» для развития речи учащихся 1-2 классов коррекционной школы 8 вида.

Стигисы - это уникальная развивающая  игра, мини - театр. "Стигисы - сказки" помогают развивать речь,мелкую моторику, уверенность в себе, творческие способности и т.д....

Использование игрового набора «Стигисы –сказки» для развития речи учащихся 1-2 классов коррекционной школы 8 вида.

Стигисы - это уникальная развивающая  игра, мини - театр. "Стигисы - сказки" помогают развивать речь,мелкую моторику, уверенность в себе, творческие способности и т.д....

Положение о муниципальной интеллектуально-творческой игре "Конструируем мир своими руками" для учащихся 2-5 классов

Данная игра проходит в нашем районе уже второй раз. Очень нравится детям и педагогам, так как в ней принимают участие смешанные команды, сформированные из учащихся разных школ....

Рабочая программа курса коррекционно-развивающих занятий «Школа, вот и Я» для учащихся 1-2 классов

Цель: Формирование и развитие механизмов адаптацииЗадачи программы:-Формирование позитивного взаимодействия с психологом;-Снятие эмоционального и мышечного напряжения;-Снижение уровня тревожности;- Ко...

Игра по станциям "Осенний марафон" для учащихся 2-3 классов

Игра по станциям "Осенний марафон" разработана  для учащихся 2-3 классов. Представлены: сценарий игровой программы, описание оборудования, учебный и раздаточный материал....